Ребенок мечтает на уроках что делать

Неусидчивый ребенок идет в школу. Как ему помочь?

Возбудимый ребенок: что делать при подготовке к школе и в первом классе

Ребенок мечтает на уроках что делать. Смотреть фото Ребенок мечтает на уроках что делать. Смотреть картинку Ребенок мечтает на уроках что делать. Картинка про Ребенок мечтает на уроках что делать. Фото Ребенок мечтает на уроках что делатьКсения Кнорре Дмитриева журналист, автор книг, руководитель пресс-службы ПСО «Лиза Алерт»

Ребенок мечтает на уроках что делать. Смотреть фото Ребенок мечтает на уроках что делать. Смотреть картинку Ребенок мечтает на уроках что делать. Картинка про Ребенок мечтает на уроках что делать. Фото Ребенок мечтает на уроках что делатьЕкатерина Бурмистрова детский и семейный психолог, психотерапевт, мама 11 детей, автор книг, проводит вебинары для родителей

Есть дети, которые с рождения устроены так, что им очень сложно останавливаться, успокаиваться, слушать, сидеть на месте. Понятно, что неусидчивому ребенку будет трудно в первом классе, а вместе с ним – его родителям и учителям. Чем можно помочь возбудимому ребенку за год-два до школы – и в том случае, если 1 сентября уже на носу?

Ребенок с СДВГ и неусидчивый ребенок: в чем разница?

Сейчас синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) порой называют все, что выходит за рамки нормы. На самом деле есть малыши, у которых нет СДВГ, — они просто легко возбудимые. У них, как правило, есть минимальные физиологические нарушения, но не диагностирован СДВГ.

Ребенок с гиперактивностью никогда не может сосредоточиться ни на чем более чем на две-три минуты. У «быстрого» малыша даже при очень высокой возбудимости могут быть занятия, которыми он способен заниматься часами.

Он вполне может воспринимать на слух длинные тексты, но не может сидеть на месте ровно — слушая, он прыгает, ходит, меняет положение, но при этом, в отличие от гиперактивного ребенка, он сосредоточен на том, что ему читают. Он в состоянии регулировать свое внимание — хотя надо понимать, что до семи лет произвольное внимание в любом случае еще не созрело.

«Быстрый» ребенок: как понять, что это ваш случай?

Обычно у этих малышей всегда какие-то особенности в первый год жизни, связанные с трудностями сна. Как правило, они плохо спят в первый год или, скажем, до трех месяцев спят хорошо, а дальше начинаются сложности: их невозможно укачать, уложить, а к трем годам эти трудности проходят и начинаются другие.

Про возбудимых детей в семье всегда есть куча историй, как они куда-то залезли, откуда-то упали, неожиданно вышли на сцену и что-то рассказали и так далее. Кстати, очень часто у малышей такого типа есть выраженный компонент демонстративности — они еще и актеры. Это может диагностировать психолог или невролог, поэтому, если у вас есть вопросы и подозрения, лучше им показаться.

Как правило, с возбудимым сыном или дочерью родителям очень трудно — им постоянно нужно организовывать развивающую интересную среду. У «быстрого» ребенка все ускорено — у него быстрая речь, иногда смазанная, но иногда очень хорошо интонированная; быстрый темп деятельности. Ему сложно удерживаться на одном деле; у него может скакать внимание, но при этом он схватывает на лету, быстро соображает.

Такие малыши чаще всего плохо вписываются в коллектив — у них могут возникать проблемы с правилами, в том числе социальными. Темперамент не дает им сидеть на месте. Если в семье все подстраиваются под них, а не они — под правила семьи, такие мальчики и девочки не учатся прислушиваться к другим людям, регулировать свой темп.

К тому же в дошкольном возрасте регулировать свой темп фактически невозможно. Считается, что в пять — пять с половиной лет дозревают определенные структуры головного мозга, снижается общее возбуждение нервной системы, и малыш в целом становится более управляемым, у него меньше срывов, меньше истерик. Но у «быстрых» детей в принципе больше истерик, и они не уходят к пяти с половиной годам. Естественная стабилизация полностью не наступает.

«Быстрые» дети сами от себя устают. Они выматываются к вечеру, и оттого, что выматываются, еще больше возбуждаются, им сложнее заснуть. При этом очень часто, если интеллектуальные способности не нарушены, такой малыш много всего хочет. Он хорошо знает, что происходит вокруг, чем занимаются ровесники, и часто сам инициирует ту нагрузку, от которой сам же устает и возбуждается.

Обычно такие малыши очень плохо реагируют на замечания. Поскольку в их поведении есть демонстративный компонент, они считают, что замечание — это критика не каких-то их действий, а их самих. Кроме того, у них, как и у других дошкольников, работает установка: «Тот, кто говорит, что я неправильно делаю, меня не любит, он плохой».

У возбудимых детей реакция на критику очень сильно выражена. Они искренне не понимают, что они делают не так, не видят свое возбуждение, и еще и поэтому не могут его контролировать.

Возбудимый ребенок идет в школу

Очень неудобно быть родителем возбудимого ребенка, особенно когда он идет в первый класс. Мамам и папам нужен крепкий защитный панцирь, потому что неопытным педагогам кажется, что их сын или дочь просто плохо воспитаны. Они регулярно слышат от учителя: «Вы ей объясните, что так нельзя себя вести на уроке», «Скажите ему, чтобы он так не делал».

В ситуации стресса, когда «медленный» ребенок затормаживается, «быстрый» наоборот ускоряется. Перегруженный новой школьной ситуацией, он идет вразнос на переменах и дома вечерами. У него эмоциональные всплески, истерики и прочие неконтролируемые реакции.

Несмотря на то, что научить непоседливых детей полному контролю над собой невозможно, есть некоторые вещи, которые могут очень сильно облегчить жизнь родителей.

Чтобы возбудимость не мешала жить

Во-первых, очень важно говорить самому малышу об этой возбудимости как об отдельной вещи, а не о части ребенка. Не «у тебя шило в попе и вообще ты психованный, с тобой нигде невозможно находиться», а «у тебя возбудимость, сейчас на тебя влияет твоя импульсивность, непоседливость».

В такой формулировке мы говорим об этой ситуации не как о качестве, которое ему внутренне присуще, а как об отдельном внешнем явлении, которое мешает жить. «У тебя есть возбудимость. Это не ты сам — с тобой все хорошо, но у всех свои трудности. Нужно, чтобы эта возбудимость не мешала тебе жить». Малыши, скажем, пяти лет очень хорошо воспринимают такую информацию.

Постарайтесь аккуратно подобрать слова, которые не будут негативно окрашены. В этом смысле хороши профессиональные термины — «возбудимость», «эмоциональность», «импульсивность», это звучит гораздо лучше, чем «невменяемость», «бешенство» — ребенок уже наверняка слышал такие слова по отношению к себе, а «импульсивность» будет звучать благородно.

При этом важно не перейти грань, за которой ребенок будет считать, что его импульсивность сама виновата во всем, что с ним происходит, а он вообще ни при чем. Надо отделить от него это свойство характера, но не настолько, чтобы полностью снять с него ответственность. Отделить, чтобы убрать у него ощущение, что с ним что-то не так.

Научите малыша упражнениям для «быстрых» детей, чтобы он делал их, когда импульсивность заставляет его вскакивать на уроке. Подобрать упражнения — задача для нейропсихологической коррекции, они подбираются индивидуально. Это не то, что можно найти в интернете, для этого надо обратиться к специалисту.

Какие занятия полезны неусидчивым детям

Им обязательно нужен спорт — физические нагрузки, работа с командой, с тренером, девочкам — танцы, гимнастика. Идеальны командные виды спорта. Их необходимо лет с пяти отдавать в жесткие внешкольные структуры — кружки, секции, желательно спортивные, танцевальные. Им нужно встраиваться в эту систему группового занятия с одним педагогом и приобретать ощущение, что надо себя держать в рамках, хоть это и трудно.

В принципе в течение года с пяти до шести лет можно «окультурить» возбудимого ребенка. Но это не должны быть индивидуальные занятия с тренером или педагогом — обязательно занятия в группе.

У них могут быть серьезные проблемы с дисциплиной на подготовке к школе, но как раз для них подготовка обязательна, причем не по содержанию, а по форме. Они могут быть хорошо развиты, знать уже в четыре года все то, чем занимаются на подготовке, но им нужно научиться двигаться в рамках коллектива сверстников и понимать, что вокруг есть что-то, что с ними не связано, подчиняется не им.

Кроме того, им нужно видеть, как эта самая возбудимость мешает им учиться, и пытаться самим что-то с этим делать. Но родители очень часто таких детей либо не отдают на подготовку, либо устраивают им индивидуальное обучение на дому в соответствии с уровнем их интеллектуальных способностей и этим еще переразвивают интеллект, который у них и так может быть опережающим. При этом дисциплина и умение работать в общем ритме у малыша никак не растут.

Конечно, бывают возбудимые дети, у которых с интеллектом не меньше проблем, чем с самоконтролем. Это те, кому достается меньше внимания родителей, кому не повезло с педагогом, у кого более грубое возбуждение нервной системы, и те, на чьи проблемы просто не обращали внимания. Они-то как раз и являются нарушителями спокойствия и головной болью для родителей еще до школы, а уж в школе это самые сложные ученики, потому что система образования в принципе не любит учить возбудимых детей.

«Быстрый» ребенок может быть очень неудобным и в коллективе. Он просто физически не способен сидеть на одном месте, поэтому может постоянно вставать, подходить к учителю, говорить: «А меня спросите!».

Таких первоклассников много. Обычный необученный ребенок после второго-третьего раза понимает, что так делать не надо, а возбудимый понимает, но не может не делать. У него как бы страдает блок контроля. «Перестань немедленно!» с ним не работает: он не может перестать.

Источник

Ребенок мечтает на уроках что делать

Ребенок мечтает на уроках что делать. Смотреть фото Ребенок мечтает на уроках что делать. Смотреть картинку Ребенок мечтает на уроках что делать. Картинка про Ребенок мечтает на уроках что делать. Фото Ребенок мечтает на уроках что делатьНе редко придя на школьное собрание, родители слышат от педагогов, что их ребенок отвлекается на уроках. Казалось бы – не велика проблема! Но она может привести к таким нежелательным последствиям, как непонимание определенного предмета, так и к снижению успеваемости в целом. Как же с ней справиться? Как оказать помощь ребенку в ситуации, когда возможности быть рядом и контролировать его поведение нет, да и это вовсе ни к чему.

Для начала нужно понять причину, из-за которой ребенок отвлекается на уроках. Таких причин может быть несколько:

2. Ребенок отвлекается из-за несоответствия требований, предъявляемых к нему учителем. Т.е. ему либо слишком легко, а значит скучно и неинтересно, либо слишком сложно и это в свою очередь приводит к снижению уровня концентрации внимания в условиях все нарастающей тревоги. В этом случае целесообразно менять условия обучения.

3. Ребенок отвлекается на урокахиз-за того что у него недостаточно сформированы, либо в принципе не сформированы навыки эффективного обучения. Это наиболее часто встречающаяся причина. Нет навыка, недостаточно сформирован –нужно формировать.

Доктор психологических наук Р. М. Грановская в своей книге «Элементы практической психологии» пишет: «…внимание самым тесным образом связа¬но с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения рече-вой инструкции взрослых, а затем в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции.

Как это можно использовать на практике? Ниже я привожу несколько несложных, действенных способов, которые могут помочь вашему ребенку меньше отвлекаться на уроках, а также удерживать свое внимание на задании и словах учителя.

Законы внимания

1. Для начала необходимо убрать все лишние предметы со стола.

2. Чтобы удерживать внимание на чем то – нужно этот предмет назвать.

3. Чтобы не отвлекаться, нужно вслух диктовать себе то, что нужно сделать.

4. Чтобы сконцентрироваться на задании, важнопроговаривать слова задания про себя.

Итак, если ребенок отвлекается на уроках из-за недостаточно сформированных навыков, потренируйтесь с ним на примере выполнения домашнего задания по всем четырем пунктам, описанным выше. Помните, что навык формируется не сразу и одной тренировки, скорее всего, будет не достаточно. Но если вы приложите усилия, то они обязательно будут вознаграждены и комментарий преподавателя про то, что ваш ребенок отвлекается на уроках, будет адресован точно не вам.

Источник

Он у вас только отвлекается: как учить детей с СДВГ

Ребенок мечтает на уроках что делать. Смотреть фото Ребенок мечтает на уроках что делать. Смотреть картинку Ребенок мечтает на уроках что делать. Картинка про Ребенок мечтает на уроках что делать. Фото Ребенок мечтает на уроках что делать

О синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) говорят всё чаще, но учителя, воспитатели и даже родители до сих пор до конца не понимают, как общаться с детьми с таким диагнозом. Наш блогер Александра Касьянова — мама ребёнка с СДВГ и педагог. Она рассказала, как можно выявить этот диагноз и, главное, как помочь школьнику и его семье адаптироваться в коллективе.

Когда моему старшему сыну было пять лет, воспитатель, выловив его очередной раз из садовской заварушки, охая, восклицала: «Как же вы в школу пойдете?!» Я, молодая мама, педагог без опыта, сокрушалась, что «упустила» мальчика. А еще я думала, что почти все дети такие: неугомонные, любопытные, непосредственные. Психолог в саду не находила проблем, а мы вместе с воспитателями начали бить тревогу. После многих наблюдений, основательного изучения вопроса, посоветовавшись с неврологом и психологом, мы нашли ответ — СДВГ.

Эти четыре буквы звучали страшно, а объяснить мне, что это и как нам с этим жить, учиться и радоваться, никто не мог. И вот тут началось наше путешествие в страну Гиперактивности.

Как выявить СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности встречается мне как педагогу очень часто. Обеспокоенные оценками мамы приводят непослушных детей ко мне на дополнительные занятия чаще, чем мамы обычных детей. «Не успевает», «отвлекается», «проблемы с дисциплиной» — вот основные жалобы родителей и учителей. И мы наедине с ребенком ищем путь к адекватному обучению. И уже я отвечаю мамам и папам, что такое дефицит внимания и «с чем его едят».

Итак, возьмем мальчика лет трех. Добрый, отзывчивый и очень общительный мальчуган. Схватывает молниеносно, удивляет любознательностью и говорливостью. В пять лет непоседу невозможно удержать на месте и тем более привлечь чем-то, что ему мало интересно. В шесть-семь начинается подготовка к школе. Кажется, остальные дети взрослее и серьезнее, а наш шалопай смущает нескромными вопросами, продолжает быть шумным и полностью заполнять собою пространство.

И вот школа. Сначала он выезжает на знаниях, полученных в детском саду

Этот запас исчерпывается, нужно концентрироваться на новых уроках, а еще вести себя прилично, писать закорючки и сидеть над домашними заданиями. Он «не умеет себя вести», теряет принадлежности, везде опаздывает, крутится, но в то же время совершенно обаятелен и открыт. «Педагогическая запущенность» — первое, о чем вспоминают школьные психологи. Но если мы точно знаем, как прошли первые семь лет жизни нашего ребенка, видим, что родители явно занимались всесторонним развитием и воспитанием, избегая попущения и вседозволенности, следует обратить внимание на «страшные» четыре буквы — СДВГ.

Ребенок мечтает на уроках что делать. Смотреть фото Ребенок мечтает на уроках что делать. Смотреть картинку Ребенок мечтает на уроках что делать. Картинка про Ребенок мечтает на уроках что делать. Фото Ребенок мечтает на уроках что делать

Гиперактивность и онлайн-обучение: 4 совета родителям и учителям

Синдром дефицита внимания чаще всего возникает в результате ММД — минимальной мозговой дисфункции. Поэтому маму в первую очередь спросят, как проходила беременность и роды, чем болел ребенок в первый год жизни. Небольшая киста или заместительная гидроцефалия крошечного размера может дать гиперактивность. Это задержка процесса торможения и повышенная возбудимость ребенка. Конечно, не стоит впадать в панику, но обязательно посетите невролога и психолога. Специалисты протестируют ребёнка и на основании анализов, МРТ, поведенческих тестов могут поставить диагноз.

Один из восьми детей сегодня имеет явные признаки гиперактивности. Если есть нарушение работы мозга, невролог, а вслед за ним медико-педагогическая комиссия дает рекомендацию к индивидуальному обучению. Но чаще всего ученик остается в классе. И нередко их несколько. Мы помним, что «необычность» заметна не сразу, но проявляется очень быстро: шумный, нетерпеливый, не чувствующий личных границ, беспечный и крайне невнимательный.

Как организовать процесс обучения ребенка с СДВГ

Надо четко понимать, где самые уязвимые поведенческие точки, где ребенку труднее всего. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности:

Из-за своих особенностей у детей с СДВГ возникают проблемы в школе. Часто возникают конфликты вплоть до коллективных жалоб родителей убрать из класса виновника всеобщего хаоса. Как выйти из тупика? Что прежде всего нужно понимать педагогу?

1. Признать, что у ребенка объективно есть проблемы (недостаточный самоконтроль, повышенная возбудимость, импульсивность, иногда и агрессивность). В некоторых случаях — педагогическая запущенность.

2. Не занимайтесь взаимными обвинениями внутри коллектива и при общении с семьей ученика. Напротив, важный момент на пути решения конфликта — обрести компетентность в этой области, овладев новыми знаниями и навыками.

3. Школа учит не только предмету. Мы воспитываем личность. И в этом шумном невозможном непоседе тоже. Реальность школ такова, что у учителя нет возможности работать с проблемным учеником наедине. В Европе есть опыт, когда адаптация ребенка с гиперактивностью происходит в присутствии еще одного взрослого в классе. В российской школе таких помощников нет. Но мы можем работать с семьей, помня о воспитательной функции образовательного учреждения и не превращая процесс в суд над родителями.

Как общаться с родителями ребёнка с СДВГ

Иногда родители очень остро реагируют на предложение обратиться к неврологу или психологу, расценивая это как оскорбление. Нередко мы можем увидеть родительское попустительство — всепрощение и всеоправдание. Начинайте вести конструктивный диалог только в присутствии специалиста, в нашем случае — школьного психолога.

Чтобы решить конфликт без пути от эскалации взаимных угроз до жесткого столкновения, мы стремимся к гибкому, компромиссному разрешению проблемы, потому что силовое противодействие всегда более травматично и для ребенка, и для семьи, и для педагога. Гибкий путь требует больше времени и больших ресурсов: интеллектуального напряжения, лучшего самообладания, импровизации. Первоочередная задача — создать базу для гибких решений.

Прежде всего откажитесь от социальных демонстраций — угроз, унижений в попытках «поставить на место», крика

Мы помним о другой стороне конфликта и принимаем как данность, что у нее тоже своя позиция. Выразите готовность к открытому диалогу, реагируя не на тон, а на суть высказывания. Если вторая сторона отказывается от конструктивного разговора, мы можем в качестве арбитра привлечь третью — психолога или школу.

Всем участникам конфликта нужно помнить, что взаимодействие всегда должно быть направлено на решение проблем ребенка, а никак не на родительскую или педагогическую компетентность. И тут путь к успешному исходу — избегание оценок, обвинений и обобщений — мы разбираем ситуацию и оперируем фактами.

Ребенок мечтает на уроках что делать. Смотреть фото Ребенок мечтает на уроках что делать. Смотреть картинку Ребенок мечтает на уроках что делать. Картинка про Ребенок мечтает на уроках что делать. Фото Ребенок мечтает на уроках что делать

«Остеопатия и другие подобные методики лишь снижают родительскую тревожность». Невролог — о выгорании, детских инсультах и СДВГ

Цель общения не сводится к тому, чтобы доказать ошибочность мнения оппонента, заставить его принять нашу точку зрения, потому что педагог всегда прав. Цель общения — не расстановка фигур в иерархии, не выяснение доминирующей позиции, не демонстрация силы, и не в том, чтобы найти виновного и впоследствии наказать его/отомстить ему. Цель общения — вместе найти решение объективно существующей проблемы и вместе помочь ребенку, которому трудно.

Когда общение происходит по следам ситуации, в которой кому-то был нанесен ущерб (моральный, материальный, физический) — речь должна идти в первую очередь о возмещении ущерба, извлечении уроков и предотвращении подобных ситуаций в дальнейшем. Вопросы наказания виновных должны определяться тремя перечисленными выше пунктами, а не личным гневом и болью. Ребенок при этом должен играть роль не обвиняемого и не аргумента в споре, а еще одного участника в борьбе с возникшими трудностями — союзника родителей и школы в этой борьбе.

Главная задача первого этапа общения — объединить союзников и точно описать проблему

Если мы тратим силы на совместное решение проблемы, а не на поиск и наказание виноватого, конструктивное решение куда более вероятно. Если мы точно опишем проблему (ребенок на уроке не справляется со своими эмоциями, учитель не может отвлекаться, чтобы его каждый раз контролировать, учитель пока не нашел методов эффективного контроля) — можно будет разработать более подробный план решения проблемы. Идеальный вариант развития ситуации, когда на этом этапе школа, родители и ученик садятся за стол переговоров и выясняют, в чем конкретно заключаются трудности ребенка, какие ресурсы может привлечь для решения проблемы школа, родители, что может сам ребенок.

То есть надо добиться договоренности и точно зафиксировать ее, желательно письменно. Конечно, чаще всего это получается далеко не сразу, но если в классе есть ребенок с СДВГ, для всех участников образовательного процесса крайне важно научиться находить экологичные с точки зрения атмосферы пути разрешения возможных проблем.

По материалам сайта www.sdvg-deti.com, с использованием трудов Ю. Гиппенрейтер, Е. Мурашовой и Л. Петрановской, а также на основании личного материнского и педагогического опыта.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock / Visual Generation

Источник

Что прячется за банальной ленью?

Умный, способный ребенок идет в школу — и там начинается кошмар. Учитель жалуется, что ребенок ничего не делает на уроках, а в тетради грязища.

Ребенок мечтает на уроках что делать. Смотреть фото Ребенок мечтает на уроках что делать. Смотреть картинку Ребенок мечтает на уроках что делать. Картинка про Ребенок мечтает на уроках что делать. Фото Ребенок мечтает на уроках что делать

Нет, он не глупый и не издевается. То, что родители принимают за лень, тупость, злую волю, на самом деле может оказаться трудностями обучения. Обычно об их наличии говорят, когда есть серьезные «ножницы» между умом и способностями ребенка — и его оценками в школе. У него может быть затруднено понимание прочитанного или услышанного, или нарушена способность выражать свои мысли устно или письменно, или способность к рассуждению, и т. п.

Как правило, ребенку трудно учиться, когда у него по каким-то причинам нарушена часть высших психических функций, иначе называемых когнитивными (то есть познавательными). К их числу относят память, внимание, ощущение, восприятие, воображение и мышление. Развиваются они у каждого человека неравномерно: кто-то лучше воспринимает информацию глазами, кто-то на слух; работают механизмы компенсации — если недостаточно сформировано внимание, удается удержаться на плаву за счет хорошей памяти. Но если отставание значительное и скомпенсировать его не удается, появляются проблемы с учебой. К сожалению, такие дети по сей день считаются лентяями и двоечниками, а вся помощь взрослых сводится обычно к попыткам их усовестить и к стоянию над душой.

Типичные проблемы обучения

Они делятся на три основные группы. Первая группа — это трудности поддержания оптимального тонуса мозга: ребенок при этом не в состоянии активно работать. Тетради детей с этой проблемой легко опознаются: одни строчки написаны почти идеально, другие совсем не читаемы, почерк неустойчивый, изменчивый, строчки сползают вниз. Причем работоспособность может колебаться в пределах двух соседних строчек. Такие дети быстро устают, отвлекаются, начинают шустрить — такая активность сродни дрожи на морозе: организм пытается привести себя в норму. И бороться с этой излишней подвижностью запретами и одергиваниями так же бесполезно, как запрещать дрожать и клацать зубами. Помогает тут другое: чередование разных видов деятельности, частый отдых, интересная подача материала, много прикладной, практической деятельности, экспериментов, игры. Эти ребята не справляются с большими длинными заданиями, их нужно делить на много маленьких и между ними давать передохнуть. Дома учитесь ловить и по максимуму использовать моменты работоспособности. Избегайте ненужных стрессов и шумных сборищ. И, конечно, спорт, режим, прогулки, нормальный сон. Трудности второй группы — это проблемы с обработкой информации — зрительной, слуховой, кинестетической (то есть поступающей посредством движения). Это не снижение зрения или слуха, а нарушение способности понимать на слух и распознавать увиденное; встречаются проблемы и с кинестетической информацией, но этот канал связи с миром в школьном обучении почти не задействован.

Если нарушено восприятие зрительной информации, у ребенка плохой почерк, он «зеркалит», путает буквы, не ориентируется на листе бумаги, делает дурацкие ошибки в словах, проваливает словарные диктанты (не запоминает внешний облик слова). В математике он не может представить себе условия задачи как картинку, цифры при вычислениях в столбик не может написать друг под другом, не видит клеточек. Читает он медленно, понимает прочитанное плохо. При этом он неаккуратен, не может сам проверить, где у него ошибки в работе, не понимает чертежей, картинок, таблиц.

Если нарушено восприятие слуховой информации, то ребенок не воспринимает устные объяснения, плохо распознает новые слова. У него могут быть проблемы с письмом, чтением, иностранным языком, он с трудом будет выполнять устные инструкции учителя. Такому ребенку обязательно нужна помощь специалиста — нейропсихоло-га или логопеда-дефектолога. Задания для него тоже должны быть интересными, подача информации должна дублироваться — не только устно, но и письменно, и наоборот.

Семья без ссор

Для развития дефицитарного навыка американский педагог Скотт Крауз рекомендует следующие занятия. При проблемах обработки визуальной информации: смотреть телевизор без звука и пытаться понять, что происходит; складывать пазлы; строить из конструктора; рисовать; представлять себе разные картины с закрытыми глазами; представлять себе буквы, цифры и слова как картинки; смотреть на рисунок, затем закрывать и перечислять его детали по памяти; искать вокруг себя похожие предметы одной формы; искать изображения, лица, животных в рисунках на обоях, в форме облаков и т. п. Полезны игры и задачки: например, «парочки», ребусы, анаграммы, поиски слов, спрятанных в хаосе букв, создание новых слов из букв определенного слова, «соедини точки» (надо попытаться угадать, что изображено, еще не соединяя точки), «что напутал художник», лабиринты («как попасть от старта к финишу») и т. п.

При проблемах обработки слуховой информации рекомендуется слушать телевизор с закрытыми глазами и пытаться понять, что происходит; слушать радио; вслушиваться в звуки вокруг себя; читать вслух и слушать себя; когда разговаривают несколько знакомых людей — пытаться с закрытыми глазами понять, кто что говорит; представлять себе голоса знакомых; запоминать слова песен со слуха; пытаться разобрать, что говорят по радио на минимальной громкости; повторять за говорящим серии любых цифр; воспроизводить последовательность цифр, дней недели, букв алфавита в нужном порядке и задом наперед. Эти же задания на воспроизведение разных последовательностей могут быть полезны, если у ребенка нарушено восприятие последовательной информации. Другая полезная деятельность — разрезать комикс на отдельные кадры и пытаться их сложить в прежнем порядке.

Таких детей обязательно нужно учить составлять планы действий и алгоритмы, проговаривать действия, делать вспомогательные рисунки, проверять себя.

Со временем промежуточная стадия думания и планирования вслух отпадет, станет внутренней, но порядок действий будет уже усвоен. Составление планов и списков (выполнение пунктов необходимо отмечать), стратегические игры, игры с правилами, рассказы по рисункам, запись значками и рисунками и воспроизведение рассказа по ним — все это должно помочь ребенку организовывать свою работу и себя — и перестать считаться ленивцем, тупицей и двоечником.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *