Ребенок не берет бутылочку со смесью что делать а грудного молока не

Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливании

Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания. Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов. Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.

Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3–5 месяце гестации появляется амниотрофное питание [1]. В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час [2]. Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать [2].

После рождения ребенка связь мать–плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать [3]. Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия. На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим [3, 4]. Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание [5, 6].

Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте [7]. Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» [4, 8, 9]. Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.

Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell [10]. Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен [10] рассматривает как эмоциональное испытание.

Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации [4, 11].

Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка [7]. Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.

Ребенок не берет бутылочку со смесью что делать а грудного молока не. Смотреть фото Ребенок не берет бутылочку со смесью что делать а грудного молока не. Смотреть картинку Ребенок не берет бутылочку со смесью что делать а грудного молока не. Картинка про Ребенок не берет бутылочку со смесью что делать а грудного молока не. Фото Ребенок не берет бутылочку со смесью что делать а грудного молока неНесмотря на все неоспоримые преимущества грудного вскармливания, к шести месяцам на грудном вскармливании находится, в среднем по России, чуть более половины детей. По нашим данным 4% детей с рождения начинают получать искусственные смеси [12]. Имеют также место случаи, когда младенцы при сохраненной лактации отказываются от груди матери; в этих случаях прибегают к вскармливанию сцеженным молоком из бутылочки. Однако грудное вскармливание является формой общения матери и ребенка [13], и это одно из принципиальных отличий вскармливания из бутылочки (даже если это сцеженное грудное молоко). При вскармливании младенца сцеженным грудным молоком из бутылочки ребенок получает все необходимые пищевые вещества и защитные факторы, но может лишиться возможности общения с матерью во время кормления, если сцеженным молоком кормит ребенка бабушка, папа, няня, а не мама.

Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком

Ребенок не берет бутылочку со смесью что делать а грудного молока не. Смотреть фото Ребенок не берет бутылочку со смесью что делать а грудного молока не. Смотреть картинку Ребенок не берет бутылочку со смесью что делать а грудного молока не. Картинка про Ребенок не берет бутылочку со смесью что делать а грудного молока не. Фото Ребенок не берет бутылочку со смесью что делать а грудного молока неЧто же делать, если мать хочет кормить грудью, но грудное вскармливание либо не состоялось, либо состоялось, но не той продолжительности, как бы этого хотелось матери, либо имеет место бутылочное вскармливание сцеженным женским молоком? Нередко у этих матерей развивается «чувство вины» перед ребенком, т. к., по их мнению, будет потеряна связь с малышом. Врачи должны убедить мать, что она не виновата в сложившейся ситуации, а любовь, общение с ребенком способны сохранить контакт с ним. Следует изменить технику вскармливания ребенка. В исследованиях [14] было показано, что частота кормлений новорожденных, вскармливаемых по требованию, к концу первого месяца составляла в среднем 8,0 ± 2,7 раза в сутки. Средняя продолжительность кормления грудью в период новорожденности может составлять 30–40 минут и более, затем сокращается до 15–20 минут на втором-третьем месяце жизни ребенка, а время кормления ребенка из бутылочки нередко бывает менее 10 мин. Таким образом, при грудном вскармливании ребенок имеет возможность общаться с мамой только во время дневных кормлений около 7–8 часов в период новорожденности и около трех часов в первые месяцы жизни, а при искусственном вскармливании — немногим более часа.

Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки. Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение. Это было уже отмечено как общение матери и ребенка. Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока [15, 16].

Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.

К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.

В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской [16]. Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара. В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.

Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.

Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании

Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери. Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним. Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20–30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание. «Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.

Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутри­утробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.

Литература

М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук

НИИ питания РАМН, Москва

Источник

Ребенок не берет бутылочку со смесью что делать а грудного молока не

Ребенок не берет бутылочку со смесью что делать а грудного молока не. Смотреть фото Ребенок не берет бутылочку со смесью что делать а грудного молока не. Смотреть картинку Ребенок не берет бутылочку со смесью что делать а грудного молока не. Картинка про Ребенок не берет бутылочку со смесью что делать а грудного молока не. Фото Ребенок не берет бутылочку со смесью что делать а грудного молока не

Многие мамы, кормящие грудью, сталкиваются с тем, что ребенок отказывается от груди. Причем это происходит не только в период новорожденности, но и после нескольких месяцев вполне успешной лактации.

Каковы причины этого и как вернуть грудное вскармливание?

Возможно, проблемы чисто физиологического характера, тогда восстановление лактации – дело техники. Но если у проблемы психологические причины, для продолжения кормления грудью придется восстановить утраченную связь с малышом и наладить взаимоотношения в семье.

Слишком тугая грудь. Некоторые дети могут отказаться сосать грудь со слишком узкими молочными протоками. Добыть из нее молоко тяжело, и малыши могут «лениться» и отказываться сосать.

В таком случае нужно помочь крохе добыть молоко. Сделать это можно с помощью легкого массажа молочных желез до и во время кормления, теплого душа перед тем, как дать малышу грудь, и подходящей позы. Многим детям легче сосать, когда молоко под действием силы тяжести само вытекает их нее. Выберите удобную позу, которая понравится вам и поможет молочку быстрее литься из груди. По мере взросления ребенка ему будет становиться все легче, и проблема уйдет.

Иногда проблемой становится слишком сильный поток молока, особенно в начале кормления. В этом случае советуем слегка сцедить молоко перед тем, как приложить малыша. Попробуйте новые позы, например, лежа на спине, а ребенок пусть берет грудь сверху. Так сила потока будет снижена и дискомфорт уйдет.

Плоские или втянутые соски

Ребенка что-то беспокоит (зубы, колики)

Это может быть боль или зуд при прорезывании зубов, колики. Малыш плачет и просит грудь, но, не успев взять ее, отворачивается и начинает плакать еще сильнее. Такой отказ часто возникает в возрасте 3-6 месяцев. Важно как можно скорее установить и устранить причину дискомфорта. Если это проблемы с животиком, то сделайте крохе массаж, погладьте животик по часовой стрелке, положите руку или теплую пеленочку. В случаях необходимости дайте препараты, рекомендованные педиатром.

При прорезывании зубов неприятные ощущения можно снять с помощью специальных гелей или охлаждающих прорезывателей. Как только неприятные ощущения перестанут беспокоить малыша, проблемы с лактацией уйдут сами собой.

Слишком активное введение прикорма

Такие проблемы часто возникают после 8-9 месяцев. Малыш активно пробует новые продукты. Если за столом он получает большое число калорий, а после мама допаивает и докармливает его из бутылочки, намеренно не предлагая грудь, кормление может угаснуть.

Это не является физиологичным самоотлучением. Грудное молоко в этом возрасте еще очень важно, кроха еще беспомощен, поэтому старайтесь сохранить лактацию как можно дольше. Предлагайте после каждого кормления не бутылочку, а грудь, и вводите новые продукты постепенно.

Изменение вкуса молока

Если мама съела что-то непривычное, у нее возобновились менструации или наступила новая беременность, вкус грудного молока может измениться. Дети – большие консерваторы, поэтому новшество может не понравиться крохе. Не волнуйтесь и не нервничайте. Ласково и спокойно говорите с малышом, уверенно поглаживайте его и раз за разом предлагайте грудь снова. Со временем кроха привыкнет к изменившейся ситуацией. Если изменение вкуса вызвано новой едой в рационе мамы, скорректируйте свое меню.

Использование пустышки для успокоения ребенка

Старайтесь не использовать заменители груди в те моменты, когда ребенок в ней нуждается.

Этап развития ребёнка

Нередко отказ от груди возникает из-за развития ребенка. Такое часто случается в возрасте около 6 месяцев. В это время зрение малыша становится более совершенным, развитие моторики уже позволяет взять и держать в руках различные предметы. Такой большой и неизведанный мир манит кроху, отвлекая от груди и кормления. Он начинает крутиться прямо с грудью во рту, отворачивается, едва начав сосать, иногда и вовсе не берет грудь.

В таком случае мама должна сохранять спокойствие и пытаться мягко успокоить малыша, поглаживая его и ласково разговаривая с ним. Этот этап взросления пройдет, и кроха вскоре научится познавать мир, не отвлекаясь от кормления.

Чего делать ни в коем случае нельзя: нервничать, кричать на ребенка, с первого же отказа хвататься за бутылочку со смесью. Введение смеси может привести к тому, что малыш может и вовсе прекратить сосать грудь.

Стресс кормящей мамы

Отрицательно сказаться на лактации может перенесенный мамой стресс. Конфликты с родственниками или между родителями, напряженная психологическая атмосфера дома тоже могут привести к отказу от груди. Такие проблемы решать сложнее всего, но делать это нужно сразу. Прежде всего, мать должна успокоиться сама. Все домашние дела нужно отложить на потом, главное в такой момент – восстановление грудного вскармливания.

Больше будьте наедине с крохой, разговаривайте с ним, рассказывайте, как любите его и как важно кормление грудью для вас. Важен постоянный контакт «кожа к коже». Можно попробовать совместный сон, так как многие дети лучше сосут во сне или перед ним. Если мама будет вести себя уверенно и спокойно, велика вероятность, что вскоре проблема будет решена и лактация восстановлена.

Источник

Если маминого молока не хватает, докармливать смесями не стоит

Центр общественного здоровья и медицинской профилактики продолжает серию публикаций, посвященных здоровью матери и ребенка.

Сегодняшняя тема – грудное вскармливание.

Неонатолог, заведующий отделением новорожденных родильного дома №1 Людмила Костенюк рассказала, как кормление грудью сказывается на развитии ребенка и матери, когда стоит дополнительно докармливать ребенка адаптивными смесями, и могут ли они полноценно заменить материнское молоко.

Ребенок не берет бутылочку со смесью что делать а грудного молока не. Смотреть фото Ребенок не берет бутылочку со смесью что делать а грудного молока не. Смотреть картинку Ребенок не берет бутылочку со смесью что делать а грудного молока не. Картинка про Ребенок не берет бутылочку со смесью что делать а грудного молока не. Фото Ребенок не берет бутылочку со смесью что делать а грудного молока не

Как грудное вскармливание сказывается на развитии ребенка?

Начнем с того, что с маминым молоком ребенок получает все необходимые питательные вещества, а в первые месяцы жизни – все иммунные клетки, антитела. Это защита от болезней, которыми мама переболела, а также защита вакцин, которыми она привилась.

Также важно понимать, что во время грудного кормления ребенок наедается не большими порциями за счет частоты, а в последствии увеличивая объем и сокращая число кормлений. Такое питание более логично для развития ребенка. Так, ребенок ест столько, сколько ему нужно. В первые сутки жизни с материнским молоком в кишечник ребенка заселяется здоровая флора.

Благодаря этому в будущем он будет меньше подвержен аллергическим и желудочно-кишечным заболеваниям. Когда ребенка начинают кормить адаптивной смесью, то такая флора формируется в несколько меньших количествах, соответственно малыш может быть подвержен аллергическим заболеваниям и заболеваниям ЖКТ.

Существуют смеси, которые стали полноценной заменой материнскому молоку?

Понятно, что бывают ситуации, когда у мамы недостаточно молока или ребенок по определенным причинам не может потреблять мамино молоко, тогда адаптивная смесь становится альтернативой.

Возможно параллельно с материнским молоком подкармливать ребенка смесями? В каких случаях так надо делать?

Смеси добавляют, когда маминого молока не хватает ребенку.

Лучше всего смесь давать из стаканчика, баночки или ложки. Ребенок должен понимать, что сосать надо только грудь, а все остальное – дополнительное питание. А вот если у мамы объема молока хватает, то тогда докармливать смесями неправильно.

Как грудное вскармливание отражается на маме?

Мама также получает положительные эмоции от грудного вскармливания.

Также во время этого процесса устанавливается энергетическая связь между мамой и ребенком. Эта связь формируется, когда мама вынашивает ребенка, а при кормлении мама эту связь удерживает и сохраняет. В дальнейшем, когда ребенок растет и развивается, связь между мамой и ребенком остается крепкой.

Может ли быть аллергия у ребенка на материнское молоко?

Аллергия может быть вызвана теми продуктами, которые мама употребляет, поэтому нужно контролировать процесс питания. Как таковой аллергической реакции у детей первого года жизни не существует.

Это подобие аллергической реакции, так называемая токсическая эритема, которая может возникать у детей на фоне неправильного питания мамы.

Это не патологическая реакция: ребенок реагирует на пищу, как на неправильный компонент. Обычно реакция держится 2-3 дня, когда уходит аллергический компонент у мамы. Это ситуация не опасна и не требует лечения.

Таким способом организм ребенка сигнализирует о том, что он еще не готов к определенной пище, которую ест мама. Внешне она проявляется красными пятнами на теле и очень похожа на крапивницу. Аллергические реакции появляются со второго года жизни.

Беседовала А. Прибылова

О «Школе материнства» в Севастополе читайте по ссылке.

Источник

Ребенок не берет бутылочку со смесью что делать а грудного молока не

Естественное и искусственное вскармливание. Возможные проблемы и пути их решения.

Ребенок не берет бутылочку со смесью что делать а грудного молока не. Смотреть фото Ребенок не берет бутылочку со смесью что делать а грудного молока не. Смотреть картинку Ребенок не берет бутылочку со смесью что делать а грудного молока не. Картинка про Ребенок не берет бутылочку со смесью что делать а грудного молока не. Фото Ребенок не берет бутылочку со смесью что делать а грудного молока не

Вскармливание бывает естественным, когда ребенок питается молоком матери и искусственным, когда его заменяют смесями для новорожденных.

В родильном доме мамы, как правило, кормят детей грудью, а потом как-то получается, что молока не хватает, и они переходят «на бутылочки».

В то же время фактом является то, что редко у матери действительно нет молока. Чаще всего у матерей не хватает терпения и уверенности в том, что молоко вырабатывается во время кормления, а грудному ребенку сначала трудно высасывать его. За количество молока у мамы отвечает гормон пролактин – а он вырабатывается в ответ на стимуляцию соска в виде сосания. То есть количество молока может меняться как в меньшую, так и в большую сторону в зависимости от активности сосания вашего малыша. Он часто ест понемногу, уставая от этого занятия (это для него тяжелая работа!), засыпает и через короткое время вновь просыпается голодным и ищет грудь. Мамы же теряют терпение, отчаиваются и переходят к искусственному вскармливанию. Ребенок быстро привыкает к бутылочке – из нее пить проще – и отказывается от груди.

Выделение молока зависит от действия и другого гормона – окситоцина. Его действие проявляется через несколько секунд после начала сосания и заключается в сокращении клеток гладкомышечной мускулатуры вокруг долек молочной железы.

Действие окситоцина зависит от эмоционального состояния мамы. Этот гормон вырабатывается перед и во время кормления. Если в этот момент мама напугана, устала, не может расслабиться, окситоцин не будет образовываться в должных количествах, и мышечные клетки не смогут сократиться и помочь молоку вытечь в проток.

Молока может быть достаточно, но оно плохо выделяется из груди; иногда в этой ситуации говорят: «от нервов молоко пропало». На самом деле оно не «пропадает», но у нервной мамы малышу гораздо сложнее его высосать. Мама должна хорошо высыпаться и не нервничать!

Как правильно кормить грудью?

Правильное прикладывайте ребенка к груди. Плотно прижмите малыша животиком к себе, чтобы сосок был на уровне его носа. Грудь поддерживать рукой так, чтобы большой палец был сверху, а указательный и остальные – снизу, параллельно нижней губе ребенка. Дождитесь, пока ребенок широко откроет рот, и направьте сосок вверх, в небо. Сосок и ареола должны оказаться глубоко во рту, снизу больше, чем сверху. Нижняя и верхняя губы при сосании оказываются вывернутыми наружу.

Частая причина нехватки молока – когда мама уверена, что ребенок держит грудь правильно, так как не причиняет ей неудобств, а на самом деле захват соска неверный и грудь не получает хорошей стимуляции.

Пусть вас не беспокоит, если ребенок заснул. Дети могут сосать грудь и во сне.

Кормите ребенка тогда, когда он хочет есть. В этом случае вы можете быть уверены, что ребенок получит достаточное количество молока. Аппетит ребенка, даже такого маленького, может увеличиваться и уменьшаться, в зависимости от потребностей его организма. В любое время ребенок может неожиданно потребовать более частого кормления в течение нескольких дней, что соответственно вызовет увеличение количества молока. Не следует сразу предполагать, что у вас пропадает молоко. Просто кормите ребенка столько, сколько он просит.

Исключите другие жидкости. Если вы поите ребенка водой, настоем или, например, укропной водой, то молока он не допьет по крайней мере столько же, сколько другой жидкости он выпивает. Если малыш получает, например, 150 мл чая, он недополучает 150 мл молока.

Кормите ночью! Пролактин – это «ночной» гормон: стимуляция груди с 3 до 8 часов утра существенно увеличивает его выработку. Поэтому ночью ребенок и ест, и «регулирует» количество молока у мамы. Достаточно 2–3 прикладываний в промежутке с 3 до 8 утра. Мама, которая сначала радуется, что ребенок не просит есть ночью, обычно скоро замечает, что к вечеру молока стало не хватать. Если малыш перестал просыпаться, будите его хотя бы раз за ночь. Если для этого нужно чтобы ребенок спал с вами – делайте выбор в пользу естественного кормления ребенка и укладывайте его первые месяцы рядом с собой.

Сколько пищи нужно ребенку?

Мамам нужно знать, сколько же нужно съедать ее малышу, и сколько он съедает фактически.

Какой объем пищи должен получить ребенок?

Суточный объем пищи для детей можно определить, зная массу тела ребенка:

От 2 недель до 2 месяцев – это 1/5 массы тела;

с 2 до 4 месяцев – 1/6 массы тела;

с 4 до 6 месяцев – 1/7 массы тела;

с 6 до 8 месяцев – 1/8 массы тела (но не более 1л).

Если ребенок после кормления сам спокойно отпускает грудь, находится в хорошем эмоциональном состоянии, какое-то время активно бодрствует, а потом достаточно долго спит, просыпаясь только к следующему кормлению, значит, молока ему хватает.

Получая достаточное количество грудного молока, малыш часто мочится (до 10–15 раз в сутки), испражняется от 1 до 6–8 раз в сутки. Стул его имеет однородную консистенцию, без неприятного запаха.

Ребенок, получающий достаточное количество материнского молока, дает нормальные прибавки веса и роста. По таблице, приведенной ранее, вы можете высчитать эти цифры для своего ребенка.

Достаточно ли ребенку еды, просто определить, если ребенок ест из бутылочки. Однако как узнать, сколько он съел при кормлении грудью?

На вопрос, достаточно ли ребенок получил пищи, если вы кормите грудью, можно получить ответ, просто взвешивая ребенка до и после кормления (не меняя при этом пеленок или памперсов).

Взвешивания следует проводить несколько раз в сутки, так как ребенок не всегда высасывает одинаковое количество молока. Определив средний объем молока, получаемого за одно кормление, и умножив эту цифру на число кормлений, можно судить о том, сколько молока ребенок высосал за сутки. Более точные данные можно получить, если взвешивать ребенка в течение суток после каждого кормления.

Что делать, если молоко начинает «пропадать»?

Если материнского молока не хватает, ребенок докармливается молочной смесью или донорским молоком.

Но не спешите прибегать к этим мерам. К сожалению, многие мамы начинают докармливать ребенка искусственной смесью, переживая, что он не наедается.

Молоко вырабатывается во время кормления, и чем меньше ребенок будет высасывать, тем меньше молока будет приходить, и скоро оно может пропасть совсем. Поэтому не торопитесь: возможно вы сделали неправильные выводы.

Ребенок делает сосательные движения, плачет, часто просит грудь. Грудное молоко быстро переваривается (обычно за 1,5–2 часа), поэтому грудничкам нужно есть чаще, чем искусственникам. Кормите чаще, со временем грудь станет не такой тугой, а ребенок станет сильнее.

Ребенок вдруг стал сосать чаще и дольше обычного. Это бывает во время скачка роста. Ребенок ест больше, и это усилит выработку молока.

Ребенок нервничает, плачет, плохо спит. Это не обязательно показатель того, что он голоден. Но в случае нервозности мамы, или ее усталости молока действительно становится меньше, поэтому кормящая мать должна стараться избегать отрицательных эмоций, а остальные члены семьи должны помогать ей в этом.

Ребенок плачет после кормления. Иногда ребенок может не наедаться – особенно в случае неправильного прикладывания к груди. Но есть много других причин для такого поведения: дело может быть в коликах, или режущихся зубках, или желании подольше побыть с мамой.

Ваши молочные железы вдруг стали казаться меньше и мягче. Это происходит, когда грудь приспособится вырабатывать нужное количество молока.

Сцедить удается совсем немного молока. Некоторые мамы беспокоятся о том, что после кормления молоко уже не сцеживается. Это ничего не значит, поскольку частично молоко вырабатывается и во время кормления.

Главным показателем того, что ребенок получает достаточное количество грудного молока, является его спокойное поведение и хорошее развитие.

Если вы все же уверены, что молоко «уходит», можно попробовать спасти положение.

Попробуйте наладить максимальный физический контакт с ребенком. Воспользуйтесь слингом – лоскутным держателем, чаще носите ребенка на руках, укладывайте его спать вместе с собой. Кормите чаще – хоть каждый час. Организуйте как можно более тесный контакт. Вы будете стимулировать друг друга: мама ребенка на более частое сосание, он маму – на большую выработку молока.

Возможно, ребенок будет какое-то время сосать беспрерывно – это не должно вас пугать, наоборот – скорее всего, процесс идет в нужном направлении. Через неделю можно провести первое взвешивание. Еще через неделю второе – так вы начнете контролировать прибавку. Если она с каждой неделей растет, значит, все получается. Когда будет по 12 мочеиспусканий в сутки, продолжайте еще неделю прикладывать ребенка каждый час, затем – только по требованию.

Молочные смеси

Если все же докорм неизбежен, лучше всего, если это донорское молоко. Но, как правило, это редкий случай, ибо подобрать абсолютно здорового и чистоплотного донора грудного молока очень сложно. В такой ситуации мамы кормят детей молочными смесями. Выбор смеси – это весьма ответственный момент.

Все смеси делятся на адаптированные или частично адаптированные. Первые дороже, но больше приближены к составу грудного молока.

Смеси бывают пресные и ацидофильные (кисломолочные).

Основа смесей – коровье молоко. Иногда – козье, но оно для ребенка ничуть не полезнее, поскольку белок молока и козы, и коровы одинаково далеки от белка человеческого молока.

Иногда основа – соевое молоко, и его употребляют при индивидуальной непереносимости молока, но всегда надо помнить, что соя – растительный белок, к тому же сейчас почти вся соя – генномодифицированная, так что без серьезных причин заменять ею грудное молоко вряд ли стоит.

В число наиболее распространенных в нашей торговле импортных смесей входят швейцарский «Нан», голландские «Нутрилон» и «Фрисолак», американский «Энфамил», финские «Бона», «Туттели» и «Пилтти».

Информация о составе смесей обычно присутствует на упаковке. Должно быть процентное соотношение казеина и сывороточного белка. Лучшие смеси сохраняют не только оба компонента, но и отношение между ними.

Возраст ребенка, для которого предназначена смесь, указывается цифрами 1, 2 и 3, которые означают, что смесь предназначается ребенку до полугода, до года и свыше года. Читая состав углеводов, обратите внимание на присутствие и количественное содержание сахарозы. Если она есть – это не лучшая смесь для вашего малыша. Ребенку до года нужна лактоза. Допустима замена ее смесью фруктозы и глюкозы.

В любом случае проконсультируйтесь со своим педиатром, прежде чем начать прием. Существуют также адаптированные смеси профилактического и лечебного назначения. Это смеси со специальными загустителями для предотвращения срыгивания и метеоризма («Фрисовом», «Нутрилон Антирефлюкс», «Сэмпер Лемолак»), смеси с бифидогенными добавками для предотвращения запоров и дисбактериозов («Сэмпер Бифидус»), смеси для недоношенных детей («Алпрем», «Фрисопре», «Энфалак»).
Особую группу составляют смеси для детей, страдающих пищевой аллергией на коровье молоко, приготовленные на основе сои: «Симилак Изомил», «Энфамил Соя», «Адсой», «Соя Сэмп», «Хумана СЛ».

Однако у некоторых детей может наблюдаться и непереносимость сои. В таких случаях предлагается использовать специализированные смеси на основе частично расщепленных молочных белков (гидролизатов): «Нутрамиген», «Фрисопеп», «Прегестимил», «Альфаре».

Как пользоваться молочными смесями?

Только так, как написано в инструкции. Некоторые мамы увеличивают количество сухой смеси, «чтобы было сытнее». Это недопустимо, так как состав смесей сбалансирован, и если вы будете нарушать соотношение, указанное на упаковке, вы рискуете перекормить ребенка. Кроме того, в состав смесей входит комплекс витаминов и микроэлементов, передозировка которых крайне негативно скажется на здоровье и развитии ребенка.

По этой же причине ВСЕГДА следует ставить в известность участкового педиатра о том, какие именно смеси и в каком количестве вы даете малышу в качестве докорма.

Что такое прикорм?

Ребёнок первого года жизни получает в дополнение к молоку и молочным смесям прикорм.

Таким образом, в рацион ребенка постепенно вводятся обычные продукты, постепенно замещая молоко и молочные смеси. Для того чтобы вовремя заметить непереносимость ребенком каких-либо продуктов родителям рекомендуется вести пищевой дневник, в который заносятся все впервые употребляемые им продукты и описываются реакция на них, включая критерий понравилось–не понравилось, а также проявления аллергических реакций и проявлений диатеза (покраснение щек, рвоту, сыпи, повышение температуры).

Основные правила прикорма

Прикорм начинают с 3-3,5 месяцев.

Первое блюдо прикорма – фруктовые соки, потом следуют фруктовые пюре и овощное пюре. Оно должно состоять из сваренных на пару овощей.

Прикорм дают перед кормлением грудью и, начав с 1–2 чайных ложек, постепенно увеличивают порцию. Желательно вводить не более одного нового продукта в 2-3 дня для того, чтобы при возникновении аллергической реакции вы точно знали – на что она.

Второе блюдо прикорма, кашу, можно дать после привыкания ребенка к овощному пюре, т.е. через 2 недели.

Если ребенок болен, от введения прикорма следует воздержаться.

Можно предложить примерные схемы питания детей от рождения до года:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *