Ребенок не ест с ложки что делать 10 месяцев
Ребенок не ест с ложки что делать 10 месяцев
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Разберём основные причины, по которым ребёнок отказывается от еды. Что делать и чего не делать родителям?
Статья:
Малыши до года едят инстинктивно — это своего рода рефлекс. Если ребёнок хорошо себя чувствует, он съедает столько, сколько нужно его организму. Но потом эти «инстинкты» ослабевают, формируется пищевое поведение — как раз в момент перехода на взрослый стол. И тут могут начаться проблемы.
Пищевое поведение малыша в возрасте после года опирается уже не только на потребности организма, а ещё на его эмоциональное состояние и пусть небольшой, но жизненный опыт. Разберём основные причины, по которым ребёнок отказывается от еды. Что делать и чего не делать родителям?
Виды отказа от еды у детей принимают разные формы. Например, ребёнок может не есть только определённую группу продуктов и блюд (мясо, злаки, суп, каши и т.д.), а всё остальное уплетать с большим удовольствием. Другие малыши постоянно кусочничают, отказываясь от полноценного приема пищи с первым, вторым и компотом. А бывает и так, что дети после полутора лет, когда они уже вполне могут есть твёрдую пищу, на обед просят только пюре или смеси.
Чтобы бороться с проблемой, нужно понять её причину. Обозначим семь основных причин отказа от еды.
Плохое самочувствие и особенности организма
Потеря аппетита в период болезни — совершенно нормальное явление. Общее недомогание делает ребёнка вялым — ему сейчас не до еды.
Не забываем и об аллергии на некоторые продукты. К примеру, бобовые и капуста нередко вызывают метеоризм и вздутие живота, а при непереносимости лактозы бывает расстройство желудка. Неудивительно, что малыш, несколько раз попробовав эти продукты, потом отказывается от них. Он не хочет после вкусного обеда вновь почувствовать себя плохо.
Что делать?
Если ребёнок отказывается от еды по причине плохого самочувствия, то маме вообще ничего не нужно делать. Когда малыш поправится, к нему снова вернётся аппетит. Сейчас не лучшее время, чтобы заставлять ребёнка есть. Только не забываем об обильном питье.
А вот при наличии аллергии на определённый тип продуктов их придётся убрать из рациона. Коровье молоко, кончено, полезно. Но оно переходит в разряд «под запретом», если у малыша непереносимость лактозы. Тут стоит поискать растительные «аналоги» коровьему молоку.
То же самое и с проблемами с желудком, которые появляются у ребёнка после употребления тех или иных продуктов. Если причина отказа от еды именно в этом, не помешает посетить гастроэнтеролога. Специалист подскажет, какие продукты ребёнку можно, а какие — нельзя.
Страх или отвращение
Дети впечатлительны. И даже самые «прилежные» родители не смогут предугадать, какой именно момент в жизни ребёнка вызовет у него сильный страх или отвращение, а то и серьёзную психологическую травму. Взрослым ситуация может показаться незначительной, а вот маленький ребёнок запоминает её надолго. Это применительно и к пищевому поведению. Простой пример: малыш ел рыбу и случайно подавился косточкой, а потом наотрез оказывается от любых рыбных блюд. Он боится, что и сейчас подавится.
А вот причин появления отвращения к той или иной группе продуктов может быть масса. Что если малыш увидел, откуда берутся куриные яйца или мясо для маминых котлет? Для него всё это может оказаться не самыми приятным откровением.
Что делать?
Если причина отказа от еды именно в страхе, нужно выяснить, чего боится малыш. Подавиться? Обжечься? Или, может, это страх перед неизведанным, — например, когда ребёнок пробует новый продукт? Поговорите с ним начистоту, попытайтесь объяснить, что одна единственная косточка в рыбе — это исключение, а не правило.
А если страх уже больше напоминает психологическую травму или тревожное расстройство, имеет смысл проконсультироваться с психологом, чтобы проработать возникшую проблему.
С брезгливостью то же самое. Помогите ребёнку обойти эту преграду, побольше рассказав ему о том, как «добывают» те или иные продукты и готовят разные блюда, насколько они полезны. Можно попробовать вместе приготовить кулинарный шедевр, чтобы потом съесть его за обедом. Беседы не помогают, и малыш всё ещё испытывает брезгливость? Можно предложить ему альтернативное блюдо. Ребёнок совсем не ест яйца? Значит пусть у него на обед будут чаще крупы, в которых тоже много белка.
Страх и брезгливость — не те случаи, когда нужно настойчиво предлагать ребёнку съесть то, к чему он испытывает отвращение. Психологическую травму можно только усугубить. Двигаемся медленно и поэтапно. Скорее всего, совсем скоро это пройдёт, и он с удовольствием будет уплетать те продукты, которых раньше боялся.
Протест
Одна из самых распространённых причин отказа детей от еды — именно протест. И протестовать малыш может против чего угодно — ему не хватает родительского внимания, он обиделся на маму и папу, часто слышит в свой адрес упрёки, его периодически лишают сладостей за плохое поведение. Таким нехитрым способом ребёнок наказывает маму и папу — они же так волнуются, когда он плохо ест. К сожалению, у детей свои способы шантажа и борьбы с «несправедливостью».
«Протестные голодовки» чаще устраивают дети уже в более или менее сознательном возрасте — после трёх лет.
Что делать?
Скорее всего, когда улягутся страсти после наказания или ссоры с малышом, к нему снова вернётся аппетит. Но для профилактики таких отказов от еды родителям стоит пересмотреть свою систему поощрений и наказаний. Желательно убрать все эти «дам тебе конфетку, если сделаешь уроки» или «сегодня без десерта за плохое поведение». Важно научиться договариваться с малышом, не вмешивая сюда еду. В противном случае это может превратить здоровый рацион в удобный инструмент шантажа для ребёнка.
Невкусно
Трудно смириться с тем фактом, что у родителей и детей бывают разные вкусовые пристрастия. Но так бывает. Возможно, малыш отказывается от еды именно по этой причине — ему просто невкусно. И мама, так старательно готовившая блюдо, тут не виновата.
Что делать?
Наши вкусовые привычки имеют свойство меняться со временем. Родителям стоит вспомнить, что и сами они в детстве не любили, например, манную кашу. И никакой глобальной катастрофы это ни вызвало.
Возможно, и ребёнок рано или поздно полюбит «ненавистные» котлеты. А пока он «воротит нос от этих блюд», не стоит заставлять его есть то, что ему не нравится. Поищите альтернативы. И не забудьте узнать, что именно ребёнку не нравится во вкусе того или иного блюда. Возможно, он не ест суп только потому, что там лук. Значит просто убираем этот «невкусный» ингредиент, и блюдо заиграет для ребёнка совсем другими красками.
И попробуйте привлечь малыша к готовке нелюбимых блюд. Возможно, он с удовольствием съест то, что приготовил сам.
Многочисленные перекусы в рационе
Бывает, что ребёнок отказывается от «нормальной» еды только по причине плохо выстроенного рациона питания. Возможно, в его меню слишком много перекусов. Естественно, ребёнок лучше съест печенье, которого мама никогда не жалеет, чем тарелку супа на обед.
Что делать?
Пищевые привычки формируются с самого детства. И взяться за построение правильного рациона для ребёнка желательно как можно раньше.
И всё же «исправлять» пищевое поведение никогда не поздно. Попробуйте перевести малыша на чёткий распорядок приёмов пищи, где будут полноценные завтрак, обед и ужин. По расписанию — как в детском саду. Уберите из зоны досягаемости перекусы, чтобы ребёнок не перебивал себе аппетит и успел проголодаться к следующему приёму пищи. А если малыш уже ходит в детский сад, то даже на выходных не стоит забывать о главных принципах правильного режима питания.
Это не значит, что теперь всё вкусненькое будет для ребёнка под запретом. Но он должен понимать разницу между лёгким перекусом и полноценным обедом. Нужно сформировать у ребёнка правильную культуру питания.
Стресс
Дети могут отказываться от еды по причине сильного стресса. Возможно, дома напряжённая эмоциональная обстановка с бесконечными родительскими ссорами. Или у малыша тяжело проходит адаптация в детском саду. Потеря аппетита — основной из симптомов затяжного детского стресса.
Что делать?
Причин стрессовых состояний у ребёнка может быть очень много. Надо выяснить, что именно его беспокоит. И конечно, попытаться решить эти проблемы. Малыш может потерять аппетит буквально на пару дней, поскольку переживает из-за ссоры с другом в детском саду. Это вполне нормально и «лечится» душевной беседой с мамой и счастливым воссоединением с товарищем. Но если отказ от еды затягивается, возможно, проблема зарыта намного глубже, и эмоциональное состояние ребёнка сейчас требует пристального внимания.
Принимайте живое участие в жизни малыша, помогая ему преодолеть проблемы.
Привычка
Пищевые привычки у ребёнка формируются очень быстро. Бывает, дети, привыкнув только к маминой еде, отказывается есть что-то другое. Это не так страшно, если вы идёте в гости, где можно просто не оставаться на ужин. Но вот отказ от «чужой» еды в детском саду или школе — совсем другое дело. Всё-таки на протяжении дня ребёнку нужно подпитывать свои силы.
Ещё одна негативная сторона плохо сформированных пищевых привычек — полный отказ от новой еды. Простой пример: малыш привык к макаронам и категорически против есть гречку. Ребёнок может внезапно отказаться даже от того продукта, с которым до этого уже был знаком.
Что делать?
Для формирования правильных пищевых привычек у ребёнка сделайте его рацион как можно более разнообразным. Пусть в меню малыша присутствуют продукт из самых разных категорий — начиная овощами и заканчивая мясом.
А если знакомство с новыми блюдами постоянно вызывает у ребёнка сильный стресс, не давите на него. Пусть это будет не повинностью, что вызовет ещё более сильное отторжение, а весёлой игрой. Начните всего с небольшой ложечки — это поможет побороть уже сложившиеся пищевые привычки. И не забываем про системность. Если знакомите малыша с новой пищей, не стоит ездить в гости со своими бутербродами.
Если ребёнок год за годом ест одно и то же, отказываясь от новых (или просто «чужих» блюд), есть смысл обратиться к психологу.
«Дети — не гурманы, они едят не для наслаждения». Врач о том, как быть с избирательным аппетитом малышей
Ребенок лучше воспринимает те продукты питания, вкус которых был в грудном молоке. О том, когда правильно вводить прикорм, чтобы потом не мучиться от избирательного аппетита малыша и что значит неофобия в еде, рассказывает врач-педиатр Ольга Самохвал.
Чтобы не было избирательного аппетита, не позднее 6 месяцев нужно предлагать малышу прикорм
Пищевое поведение детей формируется еще в утробе матери. Если мама во время беременности и кормления любила, предположим, помидоры, то и ребенок будет их любить. Даже когда вырастет. Это нормально.
Пищевое поведение будущего взрослого формируется также и благодаря своевременному введению прикорма. Вот почему важно вводить его правильно и делать акцент на здоровом питании.
— Избирательный аппетит — новый термин, название проблемы, которая стара как мир. Деток, которые едят не все, называют «малоежками» или капризными едоками. Они, как правило, предпочитают однообразную пищу. При этом негативно реагируют на новые продукты питания или знакомые старые.
Врач рассказывает: если избирательный аппетит встречается у ребенка первого года жизни, то это, скорее всего, определено природой. В таком случае малыш интуитивно понимает, что лучшее и полезное для него — грудное молоко. Именно поэтому он может отказываться от нового вида пищи.
— Но это не значит, что не нужно вводить прикорм. Желательно делать это не позже 6-месячного возраста. Именно в этот период к приему новой пищи готов желудочно-кишечный тракт и челюстно-лицевой аппарат ребенка.
Чтобы не было проблем с прикормом крохи, важно, чтобы он был определенной консистенции, нравился ребенку.
— Неправильным будет кормить малыша до года исключительно грудью, тогда, естественно, у него появится избирательный аппетит. Это может стать причиной ряда серьезных нарушений здоровья и развития. Малыш не будет хотеть есть все и, бывает, даже заболевает. Во всем, как говорится, нужна мера.
Необходимо уметь предложить новую еду ребенку 8-15 раз
Если прикорм дается малышу на первом году жизни, то он и принимается маленьким организмом легче, чем в более старшем возрасте.
Нужно, чтобы ребенок принял новую пищу и даже полюбил ее. Здесь многое зависит от поведения матери.
— Сегодня нередки случаи, когда «малоежки», которые предпочитают однообразную углеводистую пищу, страдают лишним весом. Но при этом у таких детей, как правило, отмечается дефицит целого ряда важных нутриентов и микроэлементов.
— Как объяснить ребенку, что есть нужно все?
— Главное — делать это на доступном малышу языке. К тому же следует быть ласковой, но настойчивой. К примеру, предложить ребенку еду много раз (от 8), но с радостью, а не раздражением. В общении матери и сына/дочери должны присутствовать положительные эмоции.
Врач говорит: не менее важен собственный пример. Еще один способ приобщить сына или дочь к разнообразной еде — готовить вместе с ним/ней.
— Можно также поэкспериментировать с сортами мяса, овощей или рыбы. Есть вариант — изменить метод обработки. Вчера тушили, сегодня варим, а завтра запекаем. Вариантов приготовления еды и рецептов множество.
Дети на самом деле не гурманы. Они едят, чтобы утолить чувство голода и восполнить энергетические затраты. Малыши не воспринимают еду как наслаждение.
Врач объясняет, если даже в таком случае ребенок отказывается есть, следует набраться терпения. Пусть не ест, нагуливает аппетит.
— Когда попросит его накормить, предложите тот же борщ (который он отверг накануне). При этом не нужно в промежутках между основными приемами пищи давать чаду йогурты или молоко. Ведь это тоже еда, просто жидкая.
Кроме того, для малыша важно соблюдение режима дня.
— Желательно ложиться и вставать в одно и то же время, насыщать день физической активностью по возрасту, гулять на свежем воздухе, выбирать активные развлечения. Тогда аппетит будет хорошим, и избирательность уступит место полноценной еде.
Отлично, если блюда будут малокомпонентными. Это позволит ребенку есть их с большим удовольствием.
О неофобии и детском здоровье в целом
Врач объясняет, поведение малыша, в том числе и пищевое, во многом определяется тем, здоров он или нет. Около 20% детей, которые приходят на прием с избирательным аппетитом, имеют неврологические нарушения, задержку развития, часто расстройства аутичного спектра.
— С такими детьми и их родителями работаем индивидуально. Ведь нежелание есть в этих случаях — далеко не основная и не единственная жалоба. В таких ситуациях фокусы и уговоры с едой не помогут.
Врач рекомендует вести родителям пищевой дневник малыша. В нем необходимо записывать все, что съел ребенок в течение дня, информацию о консистенции, составе блюд, объеме съеденного. И так на протяжении минимум недели. Затем уже вместе с доктором анализировать, существует ли проблема, нужно ли принимать меры или это пищевое поведение абсолютно здорового ребенка.
— А что касается неофобии, чем такое явление отличается от избирательного аппетита?
— Неофобия проявляется в том, что ребенок отказывается есть незнакомую пищу. Это явление отличается от избирательного аппетита немногим. Лишь тем, что неприязнь возникает к незнакомой еде. В случае же с избирательным аппетитом человек не ест не только новые, но и знакомые и привычные продукты.
— С неофобией у ребенка родителям справляться легче. Новые продукты можно просто подмешивать в привычные блюда. Если не получается накормить малыша — тогда за советом к доктору.
Как научить ребенка жевать?
Когда в семье появляется маленький ребенок, перед родителями встает сложная задача: не просто вырастить и воспитать, но еще и привить малышу все необходимые навыки. Например, молодых родителей часто волнует вопрос о том, как научить ребенка жевать. Мы собрали для вас советы от известных российских и зарубежных педиатров, которые помогут найти оптимальное решение.
В чем трудности
Для взрослых процесс пережевывания пищи кажется чем-то совершенно естественным. Но у ребенка есть только сосательный рефлекс, и даже жидкое пюре для него становится непривычной и незнакомой пищей. Кроме того, для этого же периода характерны другие рефлекторные реакции, благодаря которым отвергаются твердые кусочки пищи, попавшие в рот. Ослабевают они к 4 месяцам, но отлучать ребенка от груди в этом возрасте не нужно: материнское молоко «подстраивается» под потребности малыша, его состав меняется с течением времени.
Когда вводить первый прикорм
Именно в это время – в период от 4–6 месяцев. В зависимости от разных факторов это может быть монокомпонентное овощное пюре или безмолочная каша из одного злака. Стоит учитывать вес, рост, состояние пищеварительной системы и другие особенности здоровья ребенка.
Это важно!
Любую новую пищу нужно давать постепенно, с осторожностью: начинать с одной чайной ложки, а докармливать материнским молоком или смесью. В период прикорма нужно внимательно смотреть за состоянием ребенка и возможными аллергическими реакциями.
Как понять, что ребенок готов к твердой пище
Как правило, малыш сам дает понять, что он заинтересован в обновлении своего рациона. Это видно из его поведения:
Обычно это происходит не ранее 6-8 месяцев – именно тогда можно начинать давать ребенку каши и другие продукты с небольшими плотными частицами.
Как подобрать рацион для детей младшего возраста
Частые ошибки
Молодые родители могут непроизвольно допускать оплошности. Это нормально и не должно вызывать паники: первый ребенок — это всегда непросто. Если малыш отказывается от твердой пищи, есть несколько причин.
Слишком большой размер твердых частиц. У ребенка срабатывает защитный рефлекс, из-за которого он нередко выплевывает еду. А если кусок очень большой, у малыша может начаться рвота.
Прикорм начали вводить очень поздно. Некоторые «специалисты» и «опытные родственники» убеждают молодых мам, что кормить ребенка грудным молоком нужно до года, не давая ему другой пищи. Малыш привыкает к такому питанию, и жевательный рефлекс у него не формируется. Бояться не стоит, это сложно, но можно исправить.
Ребенку не нравится вкус. Да, он уже самостоятельная личность, у которой формируются собственные предпочтения. Так что малыш может запросто кушать брокколи и отказываться от печеной груши. Или наоборот. Не стоит насильно пичкать ребенка тем, что ему не нравится, или заставлять его доедать всю порцию.
Негативные ассоциации. Некоторые психологи считают, что отказ есть с ложки может быть вызван тем, что ребенок ассоциирует еду с лекарством (проявляется в случаях, когда малышу давали невкусные микстуры).
Слишком много новых продуктов. Не стоит пытаться вводить в рацион много разнообразной еды. Как пишет Эллин Сэттер в книге «Кормление и питание ребенка с любовью и здравым смыслом» лучше добавлять «страшные и незнакомые» блюда к тому, что ребенок уже любит, причем очень маленькими порциями.
Продукты под запретом
Чтобы избежать пищевой аллергии и проблем с пищеварением, ребенку, не достигшему четырехлетнего возраста, ни в коем случае нельзя давать:
Что делать, если ребенок не может есть твердые кусочки
В некоторых случаях даже годовалый малыш не может пережевывать пищу и постоянно давится маленькими кусочками. Это значит, что жевательный рефлекс сформировался не до конца, и родителям придется действовать очень деликатно:
Если же в процессе обучения ребенок продолжает давиться и не способен глотать твердую пищу — это повод обратиться к врачу, который найдет причину проблемы.
Игровой процесс
Ребенка нужно заинтересовать. Игровой сюжет для приема пищи — это абсолютная норма. В процессе малышу можно рассказывать интересную историю, в которую он будет вовлечен. Хорошо известный всем «самолетик», летящий в «ангар», — реальный способ накормить ребенка без нервов и истерик. Однако важно понимать, что, если малыш начал отворачиваться, значит, он уже наелся. Докармливать его остатками пюре, даже если это единственная ложка, не нужно. Обучение малыша употреблению «взрослой», твердой пищи — действительно непростое занятие, требующее от родителей внимания и терпения. Помните, что вы помогаете своему ребенку сформировать один из самых важных навыков! На этом пути нужно стать малышу союзником. Кормление насильно вызовет отторжение. Обучить, пичкая невкусными пюре или заставляя доедать кашу, когда ребенок уже сыт, просто невозможно.
Отказ ребенка от твердой пищи
Отказ ребенка от твердой пищи: почему так происходит, чем это грозит и что с этим делать?
Итак, что же такое жевательный рефлекс, и к какому возрасту он развивается? Разберемся в этих вопросах подробнее.
Жевательный рефлекс является приобретенным и начинает развиваться с введением прикорма. Первый прикорм вводится в виде пюре в возрасте 4-6 месяцев. Пюре более густое, по сравнению с грудным молоком или смесью, поэтому, чтобы его проглотить, малыш должен работать челюстями, языком, губами.
В каком возрасте ребенок готов к введению более твердой пищи?
Kaждый peбeнoк индивидуaлeн, но есть определенные cpoки, в кoтopыe мaлыш дoлжeн oвлaдeть oпpeдeлeнными нaвыкaми. Примерно в возрасте 10-12 месяцев у ребенка появляются жевательные зубы, с помощью которых он и осуществляет акт жевания. Это значит, что ребенок готов к введению твердой пищи. К 2 годам он уже должен хорошо пережевывать пищу.
Пpизнaки тoгo, чтo peбeнoк гoтoв к твepдoй пище:
Какие могут быть причины отказа от твердой пищи?
Причин довольно много:
Какие последствия возможны, если ребенок долго не умеет жевать?
Как же, все-таки, правильно приучать ребенка к твердой пище?
Для детей более старшего возраста:
Поэтому, дорогие родители, пpиучaть ребенка к твepдoй пище cлeдуeт c 10-мecячнoгo вoзpacтa. Делать это необходимо aккуpaтнo и oтвeтcтвeннo, терпеливо и интересно, постепенно и своевременно. А если необходима помощь – всегда готовы помочь, ждем на профилактические приемы!
Что делать, если ребенок не хочет есть
Что делать, если ребенок не хочет есть.
— Малюсик, ну еще одну ложечку — и всё! Последнюю! Всего-то две съел, давай еще немного, вот тебе самый вкусный кусочек! — говорит среднестатистическая мама, предлагая ложку одной рукой, другой — играя на гармони, третьей — показывая фокус с исчезновением платочка, четвертой — переворачивая котлеты, при этом делая сальто на одной ноге.
У каждого папы есть инстинкт — принести домой еду, а у мамы — это еду скормить ребенку. И если он отказывается есть, срабатывает сигнал — “я плохая мама” или “ребенок больной”.
В этом случае самое главное для родителя понять — ребенок НЕ ХОЧЕТ или НЕ МОЖЕТ есть?
Если малыш бегает, веселится и выглядит хорошо, не выказывая никаких признаков болезни, то скорей всего он есть не хочет. Причин может быть много:
Если ваш ребенок живчик, но при этом у него “плохой аппетит”, то это не его проблема, а ваша — психологическая проблема неудовлетворенного инстинкта. Если ребенок скачет, прыгает, у него здоровые ногти, волосы и пр., поменьше думайте о том, что ему не хватает. Лучше подумайте о чем-нибудь приятном ))
Активный ребенок = не голодный ребенок.
Дождитесь естественного желания и правильно распределите энергозатраты — почаще гуляйте, отдайте ребенка в спортивную секцию или просто скажите: “Не хочешь — гуляй, ужин не раньше семи и никаких перекусов”. То есть если ваше чадо просто не хочет есть, нормализуйте кормление — строго в определенное время и без перекусов. Организм привыкнет выделять желудочный сок строго по графику.
И еще. Нормы о том, сколько ребенок должен съесть — не существует. Он может съесть килограмм (и очень этим вас порадовать) и 900 грамм отправить в унитаз. Или съесть 100 г. и все усвоить.
Но гораздо сложнее, если ребенок есть НЕ МОЖЕТ.
Если ребенок вначале проявляет аппетит и заинтересованность к еде, но через ложку-другую есть отказывается, то, скорей всего, процесс пищи вызывает у него те или иные трудности.
Если ребенок есть НЕ МОЖЕТ, а вы не можете определить или устранить причину, лучше всего обратитесь к педиатру. Врач точно определит проблему и даст нужные рекомендации.
В нашей клинике работает замечательный педиатр Синягина Юлия Владимировна со стажем работы 17 лет! Можно записаться к ней ))
Всем приятного аппетита! А также сил, терпения и удовлетворенных инстинктов!