Ребенок не хочет оставаться в садике без мамы что делать
Как научить ребенка оставаться без мамы
Подготовка к детскому саду: тренируем расставание с мамой
Елена Ульева педагог, автор книг для детей и родителей
Часто самым серьёзным испытанием для малыша, который начинает ходить в детский сад, становится не процесс привыкания к режиму, а то, что он будет оставаться один, без родителей. Если до этого он всё время находился, например, с мамой и практически с ней не расставался, перестроиться ему действительно будет трудно. Лучше начать этот процесс заранее — обдуманно и подготовленно.
Надо натренировать сына или дочку обходиться какое-то время без мамы. Понаблюдайте за крохой: если он слишком сильно переживает, оставаясь с кем-то кроме вас, или вообще отказывается вас отпускать, скорее всего, при адаптации к детскому саду его ожидают проблемы. Не лучше ли их нейтрализовать заранее?
Сохраняйте спокойствие
Главное, не волнуйтесь сами, когда оставляете малыша с папой, бабушкой или няней. Кроха чувствует ваше состояние и тоже может начать беспокоиться. Часто малыши воспринимают ситуацию так, как мы её объясняем.
Ошибка
— Что ты только без меня будешь делать? А вдруг упадёшь, разобьёшься? Вдруг бабушка за тобой не доглядит?
Правильно
— Сегодня к тебе прилетит Мэри Поппинс. Да-да, та самая, о которой мы с тобой читали в книжке. Только у нас её зовут Ирина Николаевна. Знаешь, сколько игр она знает? Хочешь с ней поиграть?
Чаще доверяйте ребенка папе
Малыш не должен общаться исключительно с мамой. Ребенку любого пола нужно не только женское воспитание, но и мужское.
Отстраняя папу от заботы о ребёнке, женщины часто приводят такие аргументы: «Ты не сможешь», «Ты вечно занят», «Я лучше знаю своего ребёнка». Но такая позиция не приносит пользы. Ведь папа может открыть перед вашим малышом совсем другой мир, и тоже очень интересный.
Ошибка
— Кого ты больше любишь: папу или маму? Что? Ты папу любишь больше? Я для тебя стараюсь-стараюсь, а ты…
Правильно
— Мы с тобой сегодня поиграли. Теперь папина очередь. Он пойдёт с тобой гулять. Знаешь, как здорово играть с ним в прятки?
Не уходите от ребенка внезапно
Некоторые родители думают, что исчезнув «по-английски», они делают лучше своему малышу. Это не так. Наоборот, так мы показываем, что не доверяем ребёнку, не хотим объяснить ему ситуацию.
Лучше сделайте ритуал прощания приятным. «Садись ко мне на коленки. Вот так. А теперь послушай. Через пять минут мне нужно уйти. Я пойду на работу. Меня там ждут, я там делаю много полезного и за это получаю деньги. На них мы покупаем продукты, одежду, игрушки. Что мне принести тебе вкусненького?»
Говорите с малышом как со взрослым. Этим вы показываете, что уважаете его, ставите на позицию сознательного, самостоятельного человека, видите в нём не капризного кроху, а серьёзную личность. Как мы воспринимаем ребёнка, как общаемся с ним, так и он будет себя вести. Если мы будем сюсюкать, жалеть и причитать, малыш будет поступать соответствующе: так и будет бояться оставаться один или с кем-нибудь кроме мамы.
Ошибка
— Давай поиграем в прятки! Ты меня точно не найдёшь. Закрой глаза! (И взрослый уходит из дома).
Правильно
— Как мы тобой прощаемся? Я тебя обниму и поцелую. Ты поиграешь, и я приду. Я тебя очень люблю. Помаши мне ручкой! Пока!
Обозначьте границы ожидания
Сыну или дочке гораздо легче будет ожидать маму, если мы объясним, сколько времени потребуется на это. Например: «Ты погуляешь, пообедаешь, поспишь, и я приду». Так ребёнок поймёт, что его не насовсем оставляют с чужим человеком, что это время кончится. Так ему легче будет контролировать процесс ожидания. Он поймёт, что мы заботимся о нём, нам небезразлично, что он чувствует и переживает. Для крохи «приду скоро» часто означает «никогда». Чётко обозначив границы ожидания, мы помогаем малышу пережить разлуку.
Ошибка
— Всё, пока! Когда приду — не знаю.
Правильно
— Когда маленькая стрелка дойдёт до цифры 6, я буду дома.
Не запугивайте постоянными замечаниями
«Ты упадёшь!», «Разобьёшься!», «Не бегай!» — слышит постоянно карапуз от излишне тревожной мамы. Она сама беспокоится, и ребёнку даёт понять, что если её рядом не будет, с ним произойдёт катастрофа. Сам себя контролировать он не в состоянии. Задумайтесь: а захочет ли такой неуверенный в себе ребёнок оставаться один?
Ошибка
— Куда пошёл? Ведь обязательно свалишься! А мне потом тебя лечить!
Правильно
— Ты у меня такой большой, сильный, сообразительный! Можешь показать мне дорогу до дома? Иди вперёд, а я за тобой.
Не наказывайте ребенка одиночеством
Некоторые родители считают очень эффективным наказанием запирать ребёнка в комнате одного. Однако на самом деле всё, чего можно добиться таким способом — это устойчивый стресс и боязнь оставаться в одиночестве. Вылечить малыша потом будет очень трудно.
Ошибка
— Разлила молоко? Будешь наказана. Я запру тебя в комнате одну. Посиди и подумай над своим поведением.
Правильно
— Как ты можешь исправить свою ошибку? Правильно. Возьми тряпку и вытри всё, что залито молоком.
Больше любви, ласки и внимания
Ребёнок, страдающий от недостатка ласки, с трудом будет отпускать маму куда-либо. Он будет привлекать к себе внимание, капризничать, хныкать. Ведь если мама, даже находясь дома, не может дать ему необходимого тепла, тем более она не сможет это сделать, когда уйдёт.
Даже если вы не имеете возможности проводить вместе большое количество времени, проведите его с пользой для ребёнка. Чаще обнимайте его, говорите, что любите, проводите интересные игры и интересуйтесь его жизнью.
Пусть у вас будут специальные ритуалы: например, укладывая сына или дочку спать, вы ложитесь рядом, рассказываете друг другу свои секреты, сочиняете сказки или делитесь тем, как прошёл день. Всё это делает вас ближе друг к другу.
Ошибка
— Не реви! Мне надо уходить. Что ты вечно ноешь, плакса!
Правильно
— Я тебя очень люблю! Ты очень хороший! Помни, я всегда думаю о тебе и всегда приду к тебе на помощь.
Игры, которые научат обходиться без мамы
Другой отличный вариант для избавления от страха остаться без мамы — ролевые игры. Возьмите игрушки и разыграйте различные ситуации. Мама зайчика пошла за морковкой. Кто посидит с малышом? Добрая собачка. Она будет ухаживать за зайчонком, охранять его, катать на своей спине. С ней можно прыгать, бегать, кувыркаться. Она знает много интересных игр.
Статья предоставлена издательством «Стрекоза»
Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к тому, что он остается без мамы в детском саду?»
Наталия Пимашова
Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к тому, что он остается без мамы в детском саду?»
Консультация
«Как подготовить ребенка к тому, что он остается без мамы в детском саду?»
Адаптация к условиям жизни в детском саду может пройти достаточно безболезненно, если соблюдать некоторые правила.Самое главное и первое правило: родители должны быть сами спокойны и уверенны в своих действиях. Доверяйте людям, с которыми придется оставить своего ребенка. Если мама или бабушка ведут в детский сад ребенка сами со слезами, то лучший совет в этом случае, повернуться и уйти домой! Да, да! Именно так! В дошкольном возрасте, а особенно в раннем дошкольном возрасте, ребенок очень сильно эмоционально связан с мамой и глубоко чувствует ее состояние. Представьте себе, малыш и так возбужден, незнакомая обстановка, незнакомые люди, он не знает, что ему ожидать, а тут еще и мама поему-то волнуется. Что делать вашему малышу, если самый главный и любимый человек отчего-то чуть не плачет?
Так что совет первый: доверяйте педагогам!
Когда наступает такой момент, маме предлагаем подождать ребенка в раздевалке. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает малыша в том, что она ненадолго отлучится и придет за ним. Не оставляйте ребенка в саду на целый день! Первую неделю водите его на 2-3 часа, затем время увеличивайте. Важно при возвращении мамы обратить внимание малыша на то, что мама не обманула, действительно отлучилась на какое-то время и вернулась к нему. Когда вы уходите – расставайтесь с ребенком легко и быстро. Если малыш спокойно зашел в группу, радуйтесь, не стойте в дверях, малыш может заплакать и вернуться назад, тогда процесс расставания может стать болезненным. Не стоит расстраивать своего ребенка. Конечно, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случится, и он долго не будет вас отпускать. Если ребенок с трудом расстается с мамой, то желательно несколько дней пусть отводит папа. Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении сада – неделя дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться. Будьте во время процесса адаптации ребенка внимательны и терпимы с ним. В привыкании к новым условиям и обстановки важную роль играет возможность «интимизировать»: принесите с собой игрушку, она поможет отвлечься ему от расставания с близкими, он будет чувствовать себя более спокойно, комфортно и безопасно. Подробно расспрашивайте воспитателей о проведенном дне в детском саду, что делал ребенок, как он себя чувствовал, какие возникли проблемы. Попытайтесь вместе с ними найти пути выхода из трудных ситуаций.
Если ребенок сам выразит желание пообедать или поспать вместе с другими детьми, адаптационный цикл закончится быстрее. Собираясь в детский сад, ребенок уже знает, что будет находиться в группе один, без мамы, и заранее на это согласен. Малыш легко ориентируется в группе, активно вступает в игру. У современных детей очень высокий уровень тревожности, будьте готовы к тому, что даже при средней степени адаптации ребенок, который просился на горшок будет приходить с мокрыми штанишками, постепенно все войдет в норму, не стоит акцентировать на этом внимание. Необходимо время для укрепления этапа завершения адаптации.Здесь важное значение имеет стабильность группы: с детьми всегда знакомый воспитатель, последовательность видов деятельности.
1. Доверяйте педагогу, с которым придется работать.
2. Заранее поговорите с педагогом об условиях и режиме в детском саду и постепенно приблизите эти условия к домашнем.
3. Ограничите просмотр телевизора, компьютера, больше гуляйте.
4. Постепенно говорите ребенку, вы его любите для него это очень важно.
5. И конечно же, улыбайтесь, позитивно настроенная мама, лучшая помощь в адаптации ребенка к детскому саду.
Дочка не хочет оставаться в детском саду
От редакции: одна из участниц нашего клуба просит у опытных мам совета. Как быть, если дочка в возрасте двух с половиной лет бежит за мамой и не желает оставаться в детском саду с воспитательницей?
У меня три ребенка. А проблемы всегда новые. Да. Своих старших я отдавала в детский сад с большим ревом. Сейчас младшей девочке два с половиной года. Мы ходим в додетсадовскую группу. Все мамы уже могут оставлять своих детей только с воспитательниыцей, а сами уходят. И лишь моя дочка меня не отпускает. Она кричит громким криком даже тогда, когда я отхожу в туалет или бежит туда со мной. В 3 года многие отдают своих детей в детский сад.
Может, были у кого-нибудь похожие проблемы? Что бы Вы мне посоветовали?
При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.
Поскольку вы здесь…
… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.
Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.
Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.
Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.
Почему ребёнок не отпускает маму в садике
Ребенок растет так быстро! И вот в его беззаботную жизнь приходят первые глобальные перемены – детский сад. Вынужденное расставание с мамой, общение с чужими людьми, новые требования, которым нужно следовать. Одним словом адаптация ребенка в детском саду проходит болезненно как для самого малыша, так и для переживающих родителей.
В этой статье будет рассказано, что у ребенка вызывает стресс и как быстрее помочь малышу адаптироваться в детском саду.
Почему ребёнок плачет, когда идёт в детский сад или находится там
Ребенок может не отпускать маму из детского садика, потому что чувствует беспомощность. Взрослый больше не принадлежит ему, и не стоит на защите. Возможно, его обижают в коллективе или ему попросту не нравится воспитатель.
Что можно предпринять: не дожидайтесь прихода в детский сад. Начните с утра рассказывать малышу о том, чем будите заниматься вечером, и какое поощрение его ждет за хорошее поведение. Уточните, во сколько малыш придет домой, как будет проходить его день в дошкольном учреждении – это успокоит ребенка.
Если проблема в воспитателе – кроме смены детского сада ничего не поможет. Про обиды в коллективе можно поговорить с воспитателями, и попробовать исправить ситуацию.
Почему ребенок начинает плакать, когда идет в детский сад? Дело в том, что у врачей существует термин «психологическое приобретение ребенка». Оно происходит примерно в 3 года. Такое осознание помогает удерживать образ матери в своем внутреннем мире, вспоминать о родителях и представлять, как мама придет и защитит. В 1,5 года малыш еще не готов к такому. Поэтому ребенок может не хотеть оставаться в садике и проситься домой.
Вторым фактором может служить неправильный распорядок дня и перевозбуждение ребенка на ночь. Малыш не высыпается, перенапрягается вечером и часто капризничает, в том числе и в садике.
В этом случае проблема решаема – укладывайте кроху пораньше, предварительно искупав в теплой ванне и сделав расслабляющий массаж.
Ребенок плачет после сна? У малыша, как правило, много тревог. Выраженно они проявляются к возрасту 3-4 лет (у девочек к 5 годам). Во время сна мозг перерабатывает эмоции за день, и не всегда они положительные. Помимо кошмаров, так ребенок может требовать к себе внимания. Малыш, который 24 часа в сутки находился с мамой, требует такого же внимания со стороны воспитателя.
Чтобы избежать подобной ситуации и научить ребенка самостоятельности, следует приучать малыша играть одного в игрушки и проигрывать с ним моменты самостоятельности.
Как уговорить ребенка ходить в детский сад, когда он боится криков других детей? Ребенок может бояться шумной компании по нескольким причинам: испуга в детстве, с непривычки или же из-за расстройства нервной системы. В первом случае, если с течением времени ребенок никак не привыкает к коллективу, поможет смена дошкольного учреждения, во втором – предоставления компании помимо детского сада. В третьем случае стоит обратиться к педиатру, неврологу и психологу.
Адаптация ребенка в детском саду
Процесс адаптации в детском саду занимает 3-6 недель, у кого то дольше. Плавно войти в ритм новой группы могут помочь как родители, так и воспитатели.
Существует несколько золотых правил во время адаптации ребенка.
Самое главное – не оставляйте в первый же день чадо в садике до вечера! Это послужит огромным стрессом для малютки.
Не меняйте детсадовский режим в выходные дни и не обсуждайте негативные стороны воспитателя при малыше.
Старайтесь избегать конфликтов и разборок, чаще хвалите малыша и всеми действиями показывайте, что он для вас самый дорогой и любимый!
Проигрывайте ролевые игры, в которых друзья весело проводят время в детском саду. Пригласите компанию их нескольких детсадовских детишек домой, и устройте веселый праздник!
Советы родителям о том, как стоит подготавливать ребенка к детскому саду
Подготовку к детскому саду лучше начинать заранее, желательно за несколько месяцев до начала посещения, советуют психологи.
Первое, чему стоит научить малыша, социализироваться в обществе. Если ребенок сторонится окружающих, боится подходить к сверстникам на детской площадке и не играет с другими детьми, следует постепенно исправлять ситуацию.
Информация для родителей о правилах детского сада и роли педагога в процессе воспитания детей
На протяжении длительного периода вторым домом и второй мамой для ребенка будет воспитатель. От ее настроения, личностных предпочтений и любви к работе будет зависеть «погода» в детсадовской группе.
Так что же вдохновляет педагога на труд, и какова в этом роль родителей?
При первом знакомстве с педагогом нужно вести себя спокойно и приветливо. Показать пунктуальность и воспитанность. Стоит избегать конфликтов в семье, физического наказания, криков и иных действий, травмирующих психику ребенка. Тогда ваш ребенок будет приветливый, жизнерадостный, веселый и некапризный. При виде воспитанных родителей и счастливого ребенка у воспитателя будет правильный настрой на работу.
Помните о строгом распорядке дня. Если причина опоздания уважительная, не стоит отвлекать воспитателя от педагогического процесса. Необходимо раздеть ребенка и ожидать приема в группу.
Если пропущен утренний прием пищи, никто не вправе оставить порцию на малыша и индивидуально накормить его в неположенное время. Воспитатель не имеет права нарушать правила СанПина, в соответствии с которым пища должна быть ликвидирована по истечению времени завтрака.
Доктора наряду с воспитателями дают следующие советы родителям:
Отдавать и забирать детей должны только родители. Воспитателям категорически запрещено отдавать ребенка лицу, находящемуся в нетрезвом состоянии. Следует соблюдать режим нахождения ребенка в группе и вовремя забирать его из детского сада, чтобы малыш не чувствовал себя забытым.
Важен внешний вид ребенка. Родители обязаны следить за тем, чтобы ногти были подстрижены, всегда было в наличии сменное белье, одежда должна быть чистая и соответствовать размеру. Обувь предпочтительнее покупать на липучках, а за место перчаток класть варежки. Одежду и обувь маркируют.
В шкафчике малыша помимо одежды должны быть: носовые платочки и влажные салфетки.
Важно! Воспитатель не несет ответственности за сохранность украшений, дорогих игрушек, сотовых телефонов и дорогостоящей одежды.
Как заинтересовать ребёнка ходить в детский сад с удовольствием
Никто кроме родителей не сможет внушить ребенку, что ходить в детский сад это замечательно!
Первое, что нужно сделать – поздравить ребенка! Рассказать, что он стал достаточно взрослым для начала нового этапа в его жизни. Папа ходит на работу, мама пойдет на работу, а Он (УРА!) теперь может идти в садик.
Второе, что нужно делать каждый день – хвалить чадо. При встрече друзей и знакомых, в присутствии малыша говорить, что в 2-3 года он молодец, взрослый, ходит в садик.
Третье – проговаривать с ребенком его присутствие в дошкольном заведении. Хвалить за то, что он завел нового друга, лучше всего сделал поделку, быстрее всех уснул или помог воспитателю. Ребенок – социальное явление. Ему нужен коллектив, и стремление выделиться среди остальных будет подталкивать ребенка ходить туда каждый день.
Действенным вариантом является акцент на интересе ребенка. Например, можно рассказывать об интересных тайных комнатах в заведениях, каждодневном поступлении новых игрушек, вкусном полднике (которым сегодня порадуют повара) или о колечке, которое покажет подружка Маша.
Видео с советами психолога:
Ребенок боится оставаться без мамы
Давайте рассмотрим почему возникают детские страхи о мамином исчезновении. А также ответим на вопрос: нужно ли расставаться с детьми, как это сделать правильно и может ли это сформировать травму привязанности?
Ведь начитанные мамы знают, что малыши чувствительны к родительскому отсутствию и иногда переживают его очень болезненно. Так ли это на самом деле?
ПОЧЕМУ РЕБЕНОК БОИТСЯ ОСТАТЬСЯ САМ
Отмечу, что это стадия нормального развития. Она начинается примерно в 8 месяцев, набирает максимальную интенсивность в 10–18 месяцев и проходит к 3-летнему возрасту.
Возникновение сепарационной тревоги не случайно. Это эволюционный фактор, который сохраняет привязанность ребенка и помогает следовать за родителем. К школьному возрасту дети уже спокойно переносят мамино отсутствие и понимают, что она вернется.
Какая реакция на расставание нормальна для каждого возрастного периода
Новорожденный способен находиться сам недолгое время. Стоит включать в его режим дня несколько минут (в каждом цикле сна и бодрствования), когда он предоставлен самому себе. В это время малыш будет исследовать мир вокруг: анализировать звуки, образы и предметы. Так он обучается занимать себя сам.
Дети от полугода до трех лет разлуку с мамой переносят по-разному. Иногда спокойно и внешне равнодушно. Через время могут начать грустить или беспокоиться. Иногда малыш реагирует плачем или истерикой. Оба этих сценария естественны. Помните, что плач помогает детям адаптироваться к новой ситуации и снять тревогу. А отсутствие матери станет безопасным, если рядом находится другой надежный взрослый.
Хуже всего на разлуку реагируют двухлетки: становиться раздражительными, плаксивыми, отказываются играть и ждут маму возле окна или двери. А после возвращения обижаются или даже злятся на родителей.
От 3 до 6 лет реакция значительно варьируется в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей. Здесь могут быть грусть или даже гнев, но они являются естественными и нормальными реакциями и сами по себе не говорят о наличии проблем. Острых и интенсивных реакций в этом возрасте обычно уже не возникает, так как малыш усвоил: мама через время вернется.
В младшем школьном возрасте у детей периодически возникают чувства тревоги, грусти и недовольства в ответ на уход родителей. Но эти явления носят ситуативный, непостоянный характер. Когда дети расстроены и устали, ситуация переносится сложнее. Вместе с тем, малыши уже могут с этим справиться и прибегают к различным способам адаптации: играют, читают, ищут поддержки у других детей, фантазируют.
Так происходит в норме. Но бывают ситуации, когда малыш уже должен бы “перерасти”, но тревога остается. Например, младший школьник может отказываться посещать учебное заведение из-за страха, что родители не придут его забрать. Или беспокойно вести себя перед отъездом мамы в командировку: не желать ее отпускать, спрашивать о точном времени возвращения. Он даже может залиться слезами, когда проснется в пустой комнате и обнаружит отсутствие родителей.
Дело в том, что реакции ребенка зависят не только от возраста, но и от других особенностей. Они могут усугубляться такими причинами:
нарушения развития могут мешать осваивать новые навыки, быть гибким, поэтому любая новая ситуация воспринимается остро.
Какие генетические факторы могут влиять на ситуацию?
Риск возникновения тревожных расстройств повышается, если они есть у кого-либо из родителей или близких родственников. Например, при исследовании близнецов обнаружили, что наследуемость симптомов тревожных расстройств достигает 73% (Bolton et al, 2006). У детей тревожных родителей в пять раз выше вероятность возникновения тревожного расстройства!
Индивидуальные особенности и стрессовые ситуации, которые усиливают беспокойство
Особенности характера во многом определяют наши реакции. Поэтому если у вас застенчивый, тихий малыш, склонный к сомнениям и осторожности, то его тревожность и страх перед разлукой будут проявляться сильнее.
У некоторых детей такие реакции могут появляется вследствие болезни, требующей госпитализации, длительного лечения и резкого изменения образа жизни. Например, тревога может развиться, если малыш перенес такие опасные болезни, как:
болезни органов дыхания, например, астма, хронические заболевания легких и т.д.;
побочные эффекты от лекарств.
КАК УСУГУБИТЬ РЕАКЦИЮ НА РАССТАВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ВОСПИТАНИЯ
Это легко сделать с помощью неверных воспитательных установок, страхов и тревог самих родителей.
Например, если мама считает, что ее отсутствие вредит малышу и старается никогда с ним не расставаться. Но подобный подход лишает его возможности выработать свои способы справляться с разлукой. Он не сможет подружиться с другими взрослыми, научиться проводить с ними время и убедиться, что разлука всегда быстротечна.
Неверное понимание теории привязанности часто приводит к кривотолкам. Например, к идее, что отдельное времяпровождение вредно для психики малыша.
Но это не так! Чтобы нанести травму привязанности должен быть соблюден ряд условий:
ненадежные, сменяющие друг друга взрослые, с которыми ребенок не может выстроить еще одну безопасную привязанность;
полное двойных посланий поведение матери, которая то ругает, то поощряет за одни и те же действия;
тревожная обстановка, полная неопределенности и т.д.
Если расставание не сопряжено с тревожными обстоятельствами, то дети через небольшие “дозы” стресса нарабатывают опыт безопасного расставания.
Если вы посвящает все свое время малышу, жертвуя собой, то очень быстро он превратиться в «маминого босса». Одна моя подписчица говорила: «Моя жизнь подчинена ребенку. Что хочет моя девочка/мой мальчик, то я и делаю».
В ситуации, когда ей нужно отлучиться, а ребенок против, такая мать скорее отменит свои планы и останется рядом. Но эти поступки только провоцирует тревогу вокруг расставаний, превращают их в мучение. Разлука окружается уговорами, повышенным негативным вниманием и затянутостью во времени.
Как выработать позитивный настрой перед разлукой
Именно тревожность и уступчивость мамы часто не дает ребенку сформировать опыт безопасных расставаний. Поэтому наш путь к здоровым расставаниям нужно начать с правильных установок!
Стоит запомнить, что расставания с детьми неизбежны, но при этом важны! Разберем причины, почему.
Любые отношения строятся волнами: от слияния, когда вместе очень хорошо, до пресыщения, когда возникает необходимость дистанцироваться, побыть одному, восстановиться.
2. Маме необходимо “обнуляться”
У каждого взрослого человека есть потребность иметь свое (психологическое и физическое) пространство, когда нужно побыть наедине со своими мыслями, ощущениями, занятиями. Если происходит перекос в сторону «мы постоянно вместе» как физически, так и психологически (мама почти всегда занята с малышом), то эти потребности блокируются.
А значит, повышается риск возникновения:
срывов, криков, эмоциональных качелей (когда мама испытывает то зашкаливающий гнев, то вину перед ребенком);
Если вы чувствуете, что ваши отношения с детьми лишены дистанции, вы страдаете от излишней тревоги и беспокойства, то обязательно прочтите статью “Гиперопека у родителей”.
3. Безопасные расставания полезны
Ведь расставание дает малышу возможность:
научиться играть самостоятельно,
завязать отношения и связи с другими членами и друзьями семьи,
получить опыт ДРУГОГО общения и моделей поведения, кроме тех, которые он знает в семье,
получить небольшой стресс отдельности от мамы, опыт самоуспокоения и воссоединения с мамой;
возможность усвоить: мама всегда возвращается.
КАК РАССТАВАТЬСЯ С ДЕТЬМИ, ЧТОБЫ НЕ ТРАВМИРОВАТЬ
Многие психологи рекомендуют сообщать ребенку, когда вы вернетесь, но не стоит рассчитывать на то, что это позволит избежать огорчения.
Для малыша понятие времени очень туманно. То, что будет потом, СЕЙЧАС его совсем не греет. А ведь СЕЙЧАС он теряет вас, и это заполняет все его сознание.
Поэтому, что бы вы ни делали в момент расставания, скрасить его очень сложно. Хотя ритуалы и определенным образом сказанные слова придают немного предсказуемости этому процессу. Как и опыт вашего возвращения.
В связи с этим учитывайте возрастные особенности:
До 3 месяцев. Убедитесь в том, что человек, с которым остается ребенка, может справиться с его физиологическими нуждами и обеспечить безопасность. Уложить спать, накормить, успокоить, если малыш плачет. Такой ребенок может легко оставаться с другими взрослыми, которые справляются с уходом. Но важно, чтобы основной уход осуществлял “главный” взрослый.
Поэтому выходить на работу, отдавать ребенка в ясли или нанимать няню лучше как раз не раньше 7-8 мес, когда сформируется привязанность с “главным” взрослым, обычно мамой.
В 6-8 месяцев наступает период «страха чужаков», малыш начинает особенно паниковать при виде незнакомых людей, а порой даже знакомых. Так что вам придется учесть это, если вы захотите привлечь к воспитанию кого-то нового. Понадобится чуть больше времени, чтобы подружить его с другими взрослыми, но этот этап скоро закончится.
После 3-х лет многие дети идут в сад. У них появляется потребности в общении не только со взрослыми, но и с ровесниками. Вместе с тем, они все еще горько переживают разлуку, но это не значит, что ее необходимо избегать. Малыш тем быстрее адаптируется к расставаниям, чем регулярнее и безопаснее они проходят, а также чем интереснее то место и те люди, с которыми он остается. Особенности характера также играют свою роль.
Техники работы с тревогой расставания
Проблемы возникают, если реакции вашего малыша не соответствуют возрастными особенностям.
Например, он уже младший школьник, а все еще плачет при расставании и долгое время не может прийти в себя, его сложно переключить, у него появляются другие страхи. На фоне общего тревожного состояния могут даже развиться психосоматические проблемы: боли непонятного происхождения, невысокая температура, покраснения или сыпь.
интенсивный и постоянный страх или беспокойство до и во время разлуки;
симптомы на уровне тела, которые появляются до или во время разлуки (чаще всего это головные боли, боли в животе, сердце, тошнота, головокружение);
постоянное избегание или попытка уйти от ситуации разлуки (все новые поводы, чтобы не пойти в школу/сад, попытки вырваться по дороге и пр.);
беспокойство, что с родителями произойдет что-нибудь плохое: они исчезнут, их украдут, заберут или убьют;
ночные кошмары, проблемы со сном;
все эти симптомы усиливаются, когда есть риск разлуки и ослабевают, когда становится ясно, что расставания не будет (например, если вы решили оставить детей дома).
Скажу честно: для меня эта история очень личная. Один из моих сыновей долгое время испытывал сильную тревогу при любом намеке на разлуку. Именно этот жизненный период вдохновил меня написать первую книгу для детей, которую я посвятила тревожным малышам. Сейчас эта история не только отражает опыт, через который прошла моя семья, но и содержит терапевтические приемы для работы с тревогой, которые могут помочь вашим детям!
Модель поведения родителей
Если малыш склонен к избегающему поведению при угрозе разлуки, то вам нужно научиться правильным реакциям в таких ситуациях. Постарайтесь выполнять все эти пункты, когда малыш опять не захочет с вами расставаться или пожалуется на дискомфорт перед походом в школу:
Прислушивайтесь к его чувствам с внимательностью и сочувствием;
Не выражайте лишних эмоций, постарайтесь сохранять спокойствие, если он становится тревожным перед разлукой. Это важно для моделирования правильного поведения самого малыша!
Напоминайте ему о том, что он уже испытывал подобные чувства раньше и все закончилось хорошо;
Попробуйте использовать такие техники релаксации как глубокое дыхание, счет до 10 или визуализация расслабляющей обстановки. Именно таким техникам в сказочной форме я обучаю в книге “История мальчика Левы, который боялся оставаться без мамы”. Умение расслабляться даст ему ощущения контроля над своим телом!
Помогайте подготовиться заранее к стрессовой ситуации: вместе разработайте стратегии поведения. Что малышу нужно сделать, если он почувствует себя тревожно в школе или в обществе других детей, когда родителей не будет рядом;
Поддерживайте в его быстром возвращении в школу (длительное отсутствие может значительно осложнить посещение учебных заведений);
Поощряйте ребенка к тому, чтобы он включался в деятельность вне дома без людей, к которым он сильно привязан. Не поощряйте его страхи;
Вознаграждайте усилия малыша (не только результаты) в работе над симптомами;
Теперь давайте подробнее о техниках. Вы можете использовать такие методы как:
Техника 1. Мыльные пузыри
Достаточно взять емкость с водой, смешать в ней мыло или моющее средство и пускать пузыри через соломинку или трубочку. Попросите малыша выдуть большой пузырь, при этом концентрируясь на дыхании. Вдохи и выдохи должны быть равномерными. Плюс, сам вид пузырей и размеренность занятия будут успокаивать его.
Техника 2. Банка с тревогами
Чтобы помочь ребенку осознать свои тревоги и выразить их, подойдет простое упражнение. Вам достаточно взять стеклянную или жестяную банку, ручку и бумагу. Все это мы ставим на видное место. Теперь каждый раз, когда малыша будет беспокоить тревожная мысль, он должен записать ее на бумажке и положить в банку.
Такой процесс поможет ему отвлечься от самой мысли и символически избавиться от нее. Если ребенок уже хорошо пишет, вы можете завести с ним целый “дневник беспокойств”.
Техника 3. Успокоительная коробка
Для того, чтобы помогать успокоиться, заведите с малышом “успокоительную коробку”.
Сядьте рядом с ребенком и соберите в одну коробку вещи, которые его успокаивают. Каждый раз, когда он испытывает тревогу, вещи из коробки помогут ему успокоиться.
Вы можете положить в коробку вещи, которые нравятся малышу (например, его любимая игрушка, книга или картинка). Сюда также можно положить мячики, которые он может сжимать, испытывая стресс, и другие подобные предметы.
Вы также сможете подсказать вашему малышу, как найти эти ключи. Это так просто и весело, особенно с учетом того, что они всегда внутри!
Узнать подробности о книге и даже прочитать отрывок вы можете по ссылке: