Ребенок не ходит в садике в туалет что делать
Ребенок не ходит в садике в туалет что делать
Психологический запор у ребенка – актуальная тема в последние несколько лет в среде психологов. Но не с точки зрения рабочего процесса, а скорее с позиции вообще работать или нет с этим запросом. Если работать, то как.
И самый острый момент в работе психолога – это результат. Ну или положительная обратная связь = результат.
В работе с запорами результат не бывает быстрый, поэтому не все специалисты готовы идти этот долгий сложный путь вместе с родителями и ребенком.
Какой запор?
Вы заметили, что психосоматическим запором не страдают младенцы? У них наблюдается физиологический запор. А психологическая причина в задержке дефекации уже характерна с 2-х лет.
Что может послужить причиной?
Как формируется психологический запор?
Ребенок получил негативный опыт похода в туалет и на психологическом уровне у него формируется связь дефекация = боль (или стыд, неприятные ощущения, давление и прочее…).
Итак, что может вызвать нежелание малыша сходить в туалет:
Причем симптомы запора часто одинаковы с симптомами физиологического запора, родители не понимают природу запора и продолжают совершать ошибки, которые и привели изначально к психологическому запору.
Кто попадает в группу риска?
Что делает психолог?
Сначала психолог задает очень много разных вопросов, которые могут показаться родителям странными. Но именно таким образом вырисовывается картина проблемы и находится отправная точка, с которой и начался замкнутый круг.
Беседуя с родителями, психолог составляет представление о семейной системе в целом, о всех моментах, которые могли повлиять на формирование психологического запора.
Какие рекомендации бывают?
Медведева Наталья
Клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог
Почему ребенок в детский сад ходит, а на горшок нет?
Еще вчера ваш ребенок был совсем маленький, а уже сегодня он ходит в садик. Как же быстро летит время?! Детский сад по праву можно назвать первым опытом социализации ребенка. В этот период ваш малыш заводит первых друзей, раскрываются его коммуникативные и творческие способности.
Несмотря на большое количество положительных моментов, детский сад может быть и причиной стрессов для многих малышей. Прежде всего, это характерно для стеснительных деток, которые сложно адаптируются в новом пространстве, но признаки тревоги могут появиться и у открытых жизнерадостных детей. Что может стать причиной стресса?
Если ваш ребенок регулярно ходит в туалет, то нет причин для беспокойств. Важно помнить, что физиология каждого человека индивидуальна, но есть средние показатели, которые помогают понять, есть запор или нет.
Как часто ребенок должен ходить в туалет по большому в зависимости от возраста? 1
1 Возраст
Количество походов в туалет за неделю
Количество походов в туалет за сутки
0-3 мес., грудное вскармливание
0-3 мес., искусственное вскармливание
Когда же у вашего малыша проблема запора все-таки очевидна, то нужно приступать к ее решению. Сам процесс лечения можно представить в виде занимательной игры с ребенком, когда он также будет вовлечен в процесс. Начните с ведение «дневника стула», куда ежедневно будут записываться «успехи малыша», который можно также снабдить веселыми картинками.
При лечении запора очень важно увеличить объем жидкости, которую ребенок должен выпивать в течение дня. Дети в возрасте до 1 года должны выпивать не менее 100 мл. воды в сутки. Так как ребенок постоянно растет и набирает вес, в дальнейшем количество воды также необходимо увеличивать.
Для удобства воспользуйтесь следующей формулой 1 :
100 мл (объем воды для детей в возрасте до 1 года) + 50 мл на каждый кг при массе тела свыше 10 кг
Например, при массе 12 кг: 100 мл +2_50 мл, где
2 — число лет ребенка. Ребенок с массой 20 кг должен
100 мл + 50_10 = 600 мл
Для детей массой свыше 20 кг предлагается следующая формула для расчета потребности в воде:
600 мл (потребность в воде для ребенка массой 20 кг) + 20 мл на каждый кг при массе тела свыше 20 кг.
Если запор носит длительный характер, лучше обратиться к помощи слабительных средств. Педиатры отдают предпочтение пероральным слабительным средствам с осмотическим действием (притягивающим в кишечник воду)1.
Одним из препаратов данной группы является Форлакс. В чем же особенности его действия?
Теперь, столкнувшись с проблемой запора у вашего ребенка, вы не будете пугаться, а вовремя начнете лечение, в котором ребенку могут помочь современные слабительные препараты, такие как Форлакс.
Порошок для приготовления раствора для приёма внутрь Форлакс® 4г, ЛС-002549 от 23.08.2010
Порошок для приготовления раствора для приёма внутрь Форлакс® 10г, РУ П №014670/01 от 17.11.2008
На правах рекламы. RUS.FRL.23022016
Имеются противопоказания, перед применением необходимо ознакомиться с инструкцией или получить консультацию врача.
Если Вы хотите сообщить о нежелательных явлениях, жалобе на препарат направляйте, пожалуйста, свои претензии лечащему врачу, в регуляторные органы или в Московское представительство компании «Ипсен Фарма»: 109147, г. Москва, ул. Таганская 19, тел: +7 (8) 495 258-54-00,f факс: +7 (8)495 258-54-01, pharmacovigilance.russia@ipsen.com
В нерабочие часы круглосуточные телефоны: 8(916) 999-30-28 (для приёма сообщений о нежелательных явлениях и претензиях на качество препарата компании Ипсен); 8(800) 700-40-25 (служба медицинской информации по препаратам компании для специалистов здравоохранения)
опубликовано 17/03/2016 12:38
обновлено 17/03/2016
Ребенок боится ходить в туалет: Как справиться с детским психологическим запором
Многие родители сталкиваются с намеренной задержкой стула у детей из-за неприятных, болезненный ощущений во время хождения на горшок.
Ситуация обретает формат замкнутого круга. Ребенок не ходит в туалет долго — в результате ему больно. Запоминает боль — снова долго не ходит в туалет (уже терпит намеренно). В итоге ребенок боится ходить в туалет «по-большому». Так повседневный естественный процесс провоцирует целый комплекс неприятностей, сложностей и превращается в серьезную нервотрепку для детей и родителей.
Из-за стресса у ребенка вся семья может переселиться к туалету и забыть все другие темы разговоров.
Термин «психологический запор» в официальной медицине не встречается. Эта проблема входит в симптомокомплекс, который называется соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы (СДВНС). В МКБ-10 заболевание включено в группу невротических расстройств. Да-да, проблемы с горшком в данном случае относятся не к расстройствам ЖКТ, а к неврозу, вызванному неправильной работой вегетативной нервной системы и замедленному созреванию органов пищеварения. Это функциональное, а не органическое нарушение. Однако надо помнить, что диагноз выставляется после исключения органической патологии.
У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром.
Так называемый «психологический запор» представляет собой расстройство по типу ферментативной недостаточности. У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром. Страх боли формирует у ребенка желание отсрочить хождение в туалет. Боль часто ассоциируется с положением сидя, поэтому ребенок может ходить в туалет в положении стоя (в памперс или штаны).
Диагноз СДВНС не грозит ничем страшным. Расстройство не представляет опасности для жизни и не влечет за собой ухудшения физического здоровья, однако доставляет существенные неудобства и может портить качество жизни.
Нарушения обычно возникают или усугубляются под влиянием острых стрессов и хронических психотравмирующих ситуаций, могут быть стойкими, постоянными или проявляться периодически.
На что обратить внимание, если у ребенка страх ходить в туалет
Другие симптомы невроза. Родители могут не обратить внимание, но если ребенок плохо ходит в туалет из-за невротического состояния, у него будут и другие проявления: повышенная тревожность, эмоциональная лабильность, неустойчивость сна, сниженная стрессоустойчивость, капризность, плаксивость (при этом плач часто переходит в истерики), низкая самостоятельность, склонность к протестам. Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни. Также могут наблюдаться другие соматические жалобы.
Связь со стрессом и переменами в жизни. Подумайте, после каких событий могла возникнуть эта проблема? Ребенок впервые пошел в садик или в школу? Какие-то изменения в домашней жизни? С какими стрессами ребенок сталкивался перед тем, как болезнь манифестировала? Какие стрессовые факторы продолжают действовать?
Проблема со стулом может оказаться соматизированным проявлением депрессии или субдепрессии, может быть связана со сложностью адаптации и волнением. Иногда усиление симптомов можно наблюдать осенью и весной — классическое время для обострения всех психосоматических расстройств, когда дискоординация вегетативных центров особенно выражена.
Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни.
Ребенок отказывается от определенных продуктов. Такие дети часто очень избирательны в своем рационе. Они имеют устойчивую тягу к определенным продуктам и настойчивое отвержение к другим — тем, которые сложнее переваривать. Они инстинктивно отказываются от продуктов, которые могут вызвать у них неприятные ощущение в ЖКТ. Это также показатель незрелости системы.
Наследственность. Имеет значение наследственный фактор. Если у кого-то из родителей или близких родственников наблюдались похожие или другие психосоматические симптомы, если у кого-то из них реактивная нервная система, пониженная стрессоустойчивость, нервозность — это может частично объяснять и симптоматику ребенка.
Как помочь ребенку решить деликатную проблему
Если ребенок не ходит в туалет по-большому по психологической причине, вам предстоит комплексная работа с участием гастроэнтеролога, психолога, налаживание режима питания и умеренные физические нагрузки.
Развивать у ребенка самостоятельность. Как мы уже говорили, для детей с повышенной невротизацией характерна повышенная зависимость от близких людей, манипулятивное взаимодействие. Вам предстоит работать над развитием навыков самостоятельности. С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.
С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.
Повышение уровня самостоятельности активизирует вегетативные центры. Так ребенок научиться брать ответственность на себя, сталкиваясь с какими-то событиями, станет увереннее в себе и спокойнее.
Заняться умеренной физической активностью. Физическая активность полезна не только для хорошей перистальтики, но и для правильной реакции организма на выброс адреналина. Спортивные кружки и секции, зарядки по утрам, во-первых, стабилизируют гормональный фон, а во-вторых, учат наш организм справляться с повышением уровня гормонов. Адреналин выделяется при спортивных нагрузках, организм постепенно учится реагировать на него без бурных невротических реакций.
Поработать над рационом питания. Набор продуктов и блюд для ребенка нужно подбирать вместе с гастроэнтерологом. Фастфуд и продукты, которые могут вызывать аллергию, могут спровоцировать проблемы с ЖКТ. Повышенная нагрузка на пищеварительную систему вызывает соматический симптом — далее рефлексы запускают психологическую составляющую.
Спокойно реагировать на проблему. Если родственники реагируют на ситуацию слишком ярко, постоянно спрашивают, почему ребенок терпит по-большому, это может усилить невротизацию.
Что делать, если лучше не становится
Если коррекция психолога, гастроэнтеролога и перечисленные выше изменения режима существенно не улучшают ситуацию в течение 2–4 недель, стоит обратиться к неврологу и психотерапевту.
Для снятия проблемной симптоматики и купирования невротических состояний специалисты могут назначить ребенку лекарственные препараты и лечение по методикам рефлекторной саморегуляции: работа с дыханием, гимнастика, вегетостабилизирующие комплексы упражнений. В школьном возрасте популярны нейрофизиологические тренинги, которые повышают стрессоустойчивость.
Помните, отсутствие помощи может перерасти в соматическую патологию более сильного характера или в патологию других органов.
Запор у ребенка — причины, лечение задержки стула у детей 2-3, 4-5 лет
Самочувствие ребенка во многом зависит от работы желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Родители должны контролировать как часто малыш испражняется и какой у него стул.
Запор у ребенка 2-5 лет встречается не редко. Чтобы помочь крохе справиться с этой проблемой, важно понимать причину ее возникновения, без устранения которой лечение будет малоэффективным.
Как понять, что у ребенка запор?
В норме ребенок в возрасте старше 2 лет опорожняется ежедневно. Стул детей в возрасте 4-5 лет может быть до 3-4 раз в неделю, что также является нормой, если дефекация происходит естественным путем, не вызывает боли и других дискомфортных ощущений.
Если стул отсутствует более 2-3 дней и появились вышеперечисленные признаки, то вероятнее всего у ребенка запор.
Причины запора у детей
Все причины задержки стула можно подразделить на несколько групп.
Задержка стула у детей старше 2 лет чаще всего связана с нарушением в питании и питьевом режиме. Причины следующие:
К распространенным функциональным причинам запора у детей 2 лет относится подавление позывов в туалет. Например, такое возможно при приучении крохи к горшку. Если родители чрезмерно давят на ребенка, то у него появляется страх дефекации, из-за чего он сдерживает позывы. Аналогичная ситуация может произойти, когда малыш начинает посещать детский сад или школу. Он испытывает психологический дискомфорт при опорожнении вне дома, поэтому сдерживает акт дефекации. В результате каловые массы затвердевают и создают своеобразную пробку.
Примечание! Намеренное подавление ребенком позывов в туалет — серьезная проблема, поскольку в целом нарушается моторика кишечника, из-за чего могут появиться более серьезные нарушения.
Посещение детского сада, повышенные умственные нагрузки, неблагоприятная психологическая атмосфера в семье — это стрессовые факторы, которые могут стать причиной запора, диареи и даже нарушения функционирования ЖКТ.
Если у ребенка запор, то нужно обязательно провериться на заболевания ЖКТ, поскольку они могут нарушать перистальтику кишечника.
Примечание! При сильных сокращениях мышц кишечных стенок, когда становится невозможным продвижение каловых масс наружу, говорят о спастическом запоре, при полном расслаблении стенок — об атоническом.
Органические причины задержки стула:
К более редким причинам относится муковисцидоз, эндокринные и метаболические нарушения.
Чем опасен запор и какой врач его лечит?
Хронические и часто повторяющиеся запоры приводят к осложнениям, поэтому важно вовремя начать лечение. Несвоевременное опорожнение кишечника вызывает интоксикацию организма, плохой сон, кожные высыпания, анальные трещины и геморрой.
Лечить задержку стула должен врач. Если у ребенка нет заболеваний ЖКТ, то помощь может оказать педиатр. В противном случае нужно обратиться к гастроэнтерологу.
Перед посещением врача следует вести мониторинг опорожнения кишечника: время и день дефекации, консистенция стула, сопутствующие патологические симптомы. Это поможет составить максимально точную клиническую картину.
На приеме доктор проведет пальпацию живота, спросит о рационе ребенка, внимательно выслушает жалобы. Если он заподозрит органические нарушения, назначит дополнительное обследование:
После обследования врач составляет комплексную лечебную программу.
Задержка стула может доставлять существенный дискомфорт ребенку, поэтому первоочередная задача доктора — вызвать дефекацию. Сделать это можно с помощью клизмы или слабительных препаратов.
Примечание! Слабительные средства должен назначать врач, поскольку их неправильный прием может вызвать привыкание, привести к диарее.
Помимо первой помощи, необходимо устранить причину запора и нормализовать работу кишечника, чтобы предупредить возникновение подобной проблемы в будущем. Как будет выглядеть лечение органических патологий, зависит от их вида. Схема подбирается индивидуально для каждого маленького пациента.
Основное лечение обязательно дополняют правильным питанием, соблюдением клинических рекомендаций, которые выглядят так:
Если вылечить все заболевания ЖКТ, нормализовать режим и рацион питания, то стул ребенка станет регулярным.
«Лучше потерплю». Почему ребёнок не ходит в туалет в детском саду?
Ребёнок вернулся домой из сада и первым делом побежал… в туалет — еле-еле дотерпел. Потому что в саду он в эту комнату старается не заглядывать.
Когда он шёл в детский сад уж насчет чего-чего, а туалета мама была спокойна: пользоваться умеет, даже руки потом моет сам безо всяких напоминаний! Ну, а на случай «эксцессов», достаточно положить в шкафчик пакет со сменным бельем …
Но оказалось, всё не так просто: ребёнок, который дома сам бежал в туалет, в детском саду просто наотрез отказывается туда заходить, терпит, страдает, всё чаще случаются «казусы», и воспитательница уже недовольна, что его приходится мыть и переодевать каждый день.
Холодно, страшно, неудобно
Детский сад — довольно серьёзные изменения в жизни ребёнка. Там всё новое, всё по-другому. Новые взрослые, незнакомые дети, непонятная еда, другой режим дня. Поэтому и говорят, что на привыкание нужно время: кому-то достаточно недели, а кому-то и полугода мало.
Ну, а поход в туалет — дело интимное, которое для стеснительного ребёнка может обернуться настоящей проблемой. Что может смущать?
И ещё много чего ещё…
Может, он сам справится и лучше вообще не заострять? А вы поставьте себя на его место: как же это неудобно и мучительно. Не говоря уже о том, что постоянный стресс из-за туалетных дел может привести и к серьёзным физиологическим и психологическим проблемам.
Обследуем, играем, говорим
Проработайте с ребёнком ситуации, которые вызывают затруднения:
Побывайте в самой туалетной комнате в группе: объясните и покажите, где какая кнопка нажимается, убедитесь, что ребёнок понимает, как всё работает. Может, что-то пугает или беспокоит? «Страшная» наклейка на шкафчике, окошко под потолком (вдруг кто-то плохой заглянет?), свист ветра в вентиляционном отверстии (там живёт привидение!), — обсудите и постарайтесь развеять страхи.
Ему неловко находиться в туалете при свидетелях? — Вместе проговорите, что можно подождать, пока другой человек выйдет, попросить того выйти или отвернуться, самому прикрыться чем-то, если очень-очень неловко. Проиграйте с помощью игрушек, что можно делать и что говорить, чтобы в голове остались уже готовые, «отрепетированные» варианты.
Объясните, что он имеет право и должен отпрашиваться в туалет в любой момент, даже когда все заняты аппликацией или уже сели обедать. Потому что терпеть — это неправильно и даже вредно. Вместе посмотрите хорошую детскую книжку или передачу, где подробно рассказывается об анатомии, в том числе об устройстве кишечника и мочеполовой системы: пускай убедится, что это естественный процесс, а вовсе не его капризы и причуды.
Стесняется сказать об этом вслух при всех? Придумайте вместе какую-то более нейтральную фразу («Можно выйти?», «Мне нужно отойти») — и договоритесь с воспитательницей в присутствии ребёнка о том, что она будет внимательна к такой его просьбе.
Аккуратно поговорите и с воспитателем о том, чтобы не допускал шуточек или резких замечаний на эту деликатную тему, в том числе среди младшего персонала и ребят («Ну что ты там засел, тебя все ждут!», «Фу, всё испачкал, настоящий поросёнок», «Ну-ка быстро признавайтесь, кто за собой не спустил?!»).
Наладьте и дома режим дня: утром до сада надо обязательно не забыть зайти в ванную комнату. В выходные ещё раз проработайте хорошенько все гигиенические процедуры: возможно, ребёнок так привык дома пользоваться мягкой четырехслойной бумагой с ягодно-цветочной отдушкой. что тонкая и серенькая садиковская для него — и не бумага вовсе, и он искренне не понимает, как её применять. Специально купите рулон самой простой: пусть убедится, что она обычная и работает не хуже.
Такая проблема часто бывает и у младших школьников
Неуютный школьный туалет совсем не похож на красивый домашний, в него могут зайти и «ужасные» громкие старшеклассники.