Ребенок не может уснуть один что делать
Ребенок боится спать один, что делать?
Страх темноты и чудищ под кроватью. Как научить ребенка засыпать самостоятельно
Линелль Шнееберг психолог в детском медицинском центре Коннектикута (США), специалист по детскому сну, мама троих детей
У многих малышей по вечерам разыгрывается фантазия, и им мерещатся монстры под кроватью – однако в настоящую проблему страхи темноты и другие превращаются у детей, которые не умеют засыпать самостоятельно. Что делать, если вы родитель такого ребенка и вынуждены каждый вечер сидеть у его кровати, держа малыша за руку?
С приближением вечера шестилетняя Зора становилась беспокойной и назойливой. Она как могла оттягивала время вечернего купания и чистки зубов. Она требовала еще и еще книжек для чтения вслух, хотя давно пора было ложиться, и соглашалась засыпать, только держа маму за руку. Даже если мама сидела прямо у ее кровати и держала ее за руку, Зора заявляла, что зверюшки-наклейки «смотрят на нее со стены» или что ей мешает шум с улицы. У нее то болел животик, то как-то странно чувствовали себя ноги, хотя до отхода ко сну и с животом, и с ногами всё было прекрасно. Прошло немало времени, пока мама Зоры поняла, что ее дочка просто не умеет засыпать сама, и поэтому по вечерам ее охватывает страх.
Малыши часто ведут себя так же, как Зора, если не умеют засыпать самостоятельно. Им приходится изобретать самые разные страхи и жалобы, потому что им действительно нужно, чтобы взрослые оставались рядом, пока они не уснут. Если уж на то пошло, вы сами — непреднамеренно, конечно, — приучили кроху тревожиться по вечерам, потому что только так он может помешать вам уйти, особенно если не уверен, может ли заснуть один, без вашей помощи.
План пяти шагов задуман так, чтобы перед сном маленькому человеку было комфортно и спокойно. Этот план способен уменьшить детскую тревожность несколькими способами. Он включает в себя:
И, наконец, этот план не лишает сына или дочь вашего присутствия, пока они тренируют свои навыки самостоятельного засыпания.
Реальны ли тревоги вашего ребенка перед сном?
Если вы не знаете, действительно ли ваш малыш чего-то боится по вечерам или он просто изобретает повод избежать самостоятельного отхода ко сну, ответьте себе на несколько вопросов:
Если вы ответили «да» хотя бы на один из этих вопросов, возможно, сын или дочь демонстрирует тревожность просто потому, что не умеет засыпать самостоятельно. Малыш жалуется на страхи, чтобы удержать вас рядом, поскольку нужного навыка пока не выработал.
Не можете ли вы неосознанно поощрять беспокойство ребенка?
Если вас заботит тревожное поведение сына или дочери, внимательно проанализируйте ваше собственное. Возможно, вы — разумеется, сами того не желая, — поощряете тревоги и страхи ребенка, уделяя ему намного больше внимания, заботы и времени, когда он заявляет об этих чувствах.
Многие родители обнаруживают, что их так называемый тревожный ребенок становится более уверенным в себе и перед сном, и в течение дня, как только приобретает навык правильного сна. Дети вообще часто способны на большее, чем кажется их родителям. Ваш малыш быстро освоит навык засыпания, если вы выражаете свою уверенность в его силах и последовательно применяете план пяти шагов.
В течение дня игнорировать страхи и беспокойство может быть проще (и взрослым тоже!), но когда приходит время удалиться из комнаты, пожелав спокойной ночи, что вы должны делать, если ребенок начинает беспокоиться? Помните: если ваш малыш лежит в постели и ему нечего делать, ему будет гораздо сложнее справиться с собственными тревогами. Поэтому план пяти шагов рекомендует давать крохе «сонного сторожа» и «сонную корзинку», чтобы ему было чем себя занять, пока у него не начнут слипаться глаза.
Если ребенок просится из своей кровати в вашу, когда ему страшно, держитесь до последнего, иначе получится, что вы учите, будто его собственная кровать — место небезопасное. Да и переход от ощущения тревоги к ощущению покоя лучше бы происходил в его комнате, а не в вашей. Поэтому без сомнений ведите малыша в детскую и там помогайте ему уснуть.
Боится ли ваш ребенок чудовищ и других ужасов по ночам?
Если сын или дочь перед сном говорит, что боится монстров, разбойников, похитителей детей и других злодеев, старайтесь не придавать этим страхам слишком много значения. Ни в коем случае не добавляйте к вечернему распорядку этапа чудовищ — например поиск монстров под кроватью, использование волшебного спрея для их отпугивания и т.д. Потому что никаких чудовищ в вашем доме нет и быть не может! Просто скажите: «Дома ты в безопасности, мы всегда тебя защитим».
Если малыш продолжает настаивать на проверке комнаты на наличие чудовищ, позвольте ему осмотреть одно-два места и не выбивайтесь из графика.
Если ребенок настаивает на дальнейшей инспекции после того, как вы вместе проверили пару точек, попробуйте сказать так: «Мы проверили, но ты можешь, если хочешь, сам посмотреть в других местах, всё ли в порядке. Когда закончишь, позови. Дома ты всегда в безопасности!» И выйдите ненадолго. В дальней перспективе маленький человек поймет, что лучше не развивать тему чудовищ, если он не хочет, чтобы вы уходили из детской, так и не уложив его спать.
Все эти детские страхи полезнее обсудить в течение дня. Вы можете помочь исследовать их и составить план, как с ними справляться, но уделять страхам время перед сном не следует.
Страх темноты. Если ребенок боится темноты, поможет наличие в комнате и ночника, и лампочки для чтения. Последнюю можно оставлять включенной на всю ночь, если она не слишком яркая.
Страх собственной спальни. В этом случае можете составить список мер по преодолению страхов, от самых легких до самых невыносимых, и тогда вы сможете помочь ему более уверенно переходить от этапа к этапу, пока в собственной спальне он вновь не почувствует себя уверенно и спокойно.
Например, список может включать в себя отсутствие страха:
Первый способ помочь ребенку справиться со страхом — это оставаться на каждом этапе столько, сколько потребуется, чтобы он освоился и привык. Когда вы дойдете до этапа «один в комнате с ночником и лампочкой для чтения», можно устроить поиск сокровищ с фонариком. В этом случае вы спрячете в детской маленький приз и отправите его на поиски, а сами будете ждать у двери. Постепенно усложняйте условия поиска клада.
Страшно в постели? Для малыша, который боится оставаться в своей постели, попробуйте установить «час беспокойства», когда можно безнаказанно бояться, в дневное время.
В этот установленный час он сможет говорить с вами обо всех страхах и тревогах, которые его мучают. Обычно для этого хватает тридцати минут. Если страхи кончатся раньше, в оставшиеся минуты можно поиграть в какую-нибудь игру, что-нибудь смастерить, почитать вслух.
Этот метод хорош, чтобы научить малыша тому, что для тревог есть свое время и место и, что еще важнее, что его постель не должна быть «местом для тревог». Если ребенок захочет поговорить о своих страхах до или после «часа беспокойства», он может записать их на карточку и положить ее в особую коробку, где она дождется условленного времени.
Ребенок не может уснуть один что делать
«Анатомия Сна» – журнал о стильной жизни в спальне и здоровом сне. Каждый день вы найдете здесь интересную историю, важный совет и полезное интервью. Вместе с авторами разберетесь, как выбрать матрасы и подушки из тысяч товаров, какие аксессуары идеальны для спальни, как своими собрать кровать или сшить балдахин, увидите «начинку» ортопедических изделий для сна, познакомитесь с экспертами и мастерами. Журнал «Анатомия Сна» является брендовым медиа онлайн-магазина «Анатомия Сна». Одного из крупнейших маркетов популярных отечественных и зарубежных производителей матрасов, кроватей, мебели и аксессуаров для сна в России.
Напишите нам
Практически каждому родителю знакома история: ребенок растет, пора спать отдельно, и вроде все хорошо, но при каждом засыпании возникает одна и та же проблема – ребенок жалуется, что не может уснуть, потому что страшно. Страхи эти возникают в очень разном детском возрасте. Также различны причины этих страхов, ведь каждый ребенок и каждая семья – уникальны. Алла Ильина разбирает основные и наиболее распространенные причины детских страхов перед сном.
Страх при засыпании может проявиться в любой момент. И когда пришло время, и ребенок начинает спать в отдельном от родителей помещении. Ребенку может быть год, два, пять лет. Либо ребенок уже какое-то время спит в отдельной комнате, один, а может с братьями или сестрами. Раньше все было нормально, а теперь появились страхи. Суть остается одной: если ребенок по какой-то причине стал бояться спать один, рассматривать этот вопрос нужно комплексно. Появление страха – это следствие, а причины могут быть самыми разными: начиная от социальных аспектов (пошел в садик, появилась своя комната, существуют особенности в отношениях родителей, появился новый член семьи), заканчивая физиологическими и индивидуальными психоэмоциональными особенностями. Например, ребенок склонный к экстраверсии будет нуждаться в обязательном общении и играх перед сном. А интроверту, возможно, захочется, чтобы его в тишине гладили по голове и не мешали мечтать. Важно обратить внимание на момент проявления страха. Когда это случилось? Как изменилась ситуация, что стало по-другому в окружении, какие события произошли в семье, появилось ли что-то новое в поведении кого-то из членов семьи и т. Д.? Оценив момент проявления страха засыпания, вы получите ценную информацию, которая зачастую несет в себе уже много ответов и решений.
Сущность страха
Когда-то наш давний предок был озабочен лишь задачами выживания и продолжения рода. При каждой встрече с чем-то новым (природой, зверем, или даже другим человеком) он оценивал ситуацию на предмет опасности и делал выбор: бежать, сражаться или взаимодействовать. Выживать ему помогал инстинкт самосохранения. Этот инстинкт, заботливо переданный нам предками, продолжает оказывать свое влияние и теперь, помогая формированию нашего жизненного опыта. Например, через чувство страха.
Попробуем разобраться в механике действия этого инстинкта. Каждый раз оперируя опытом, наше подсознание реагирует. Реакция связана с древним посылом: выжить. Поэтому в современном мире чувство страха проявляется как сигнальная система о том, что что-то пошло не так: нежелание повторить болезненный неприятный опыт (свой собственный или опыт предков), а также нежелание приобрести неприятный опыт, который может стать опасным или болезненным.
То есть страх – это эмоция, тесно связанная с инстинктом самосохранения. Она как сигнализация у машины, сообщает владельцу о возможной угрозе. Очевидно, эта функция весьма полезна. Cтрах имеет защитную функцию, оберегает нас от возможной опасности. Но, как и все на свете, это хорошо, если есть баланс. Как только страха становится слишком много, он начинает влиять на качество нашей жизни. Так мы получаем фобии, например, боязнь высоты, глубины, темноты, в гипертрофированных размерах – таких, что мы не можем с ними совладать, и скорее откажемся от действия, нежели столкнемся со своим страхом лицом к лицу.
Таким образом, главное в страхе – это его баланс и осознание того, что эмоция является базовой. Это очень древняя эмоция, призванная инстинктом самосохранения защищать нас от опасности. А потому страх фактически неискореним, и не стоит стремиться к тому, чтобы избавиться от него раз и навсегда. Тем более, что прирученный страх – прекрасный помощник.
Когда может появиться страх
Иногда кажется, что должно прийти «специальное время», произойти пугающее событие, или наступить нужный возраст для проявления чувства страха. Но на самом деле, страх присутствует даже у младенцев. И может наблюдаться в виде вскидывания ручек, напряжения тела, замирания и плача при резких звуках или появлении крупных незнакомых объектов.
Затем по мере развития и взросления ребенка, страх начинает проявляться более конкретно. Он связан с потерей контакта с мамой, например, когда она уходит. Это может быть и в год, когда мама пошла по делам, а ребенок остался, и в 3 года, когда ребенка отвели в детский сад. Ребенок не знает, что мама ушла лишь на время, для него это расставание навсегда, поскольку понятия «время» и «воля» для него еще незнакомы.
А теперь вернемся к ситуации, когда ребенок говорит, что боится засыпать один. Тут очень важно для родителей определиться с тем, что происходит на самом деле. Действительно ли ребенок чего-то боится, или страхом он называет что-то другое. Это можно попробовать сделать самостоятельно. Например, если возраст ребенка позволяет, поговорить с ним о том, как он сам раскрывает тему страха. Что для него страх, и как он выглядит. Может выясниться в процессе разговора, что страхом он называет совершенно другие вещи: перенапряжение, скуку, желание подольше быть рядом с родными и т д. При разговоре желательно обращать внимание на то, какими «страхами» ребенок оперирует. Если каждый раз это разный страх, разные, абсолютно не связанные друг с другом ситуации, причины и волнения, то скорее всего вы имеете дело не со страхом, а с другими проявлениями невротизации ребенка.
Если речь все-таки идет именно о страхе, то он будет конкретным. Ребенок скажет, что ему страшно, когда темно, потому что там что-то (чудовище, ничего не видно, и т д). И еще очень важный момент. Бывает так, что достаточно несколько дней или вечеров перед сном посвятить разговорам о самочувствии и настроении ребенка, и ситуация начнет улучшаться. Ведь ничто не будет столь действенным для наших детей, как искренние внимание и забота близких людей.
Причины появления страха
Как бы банально это ни звучало, но в отношении детей всегда работает принцип: если у ребенка что-то не так, коррекция должна идти в первую очередь через родителей.
Две позиции родителей могут сформировать реакцию страха у ребенка.
Гиперопека. Если родители окружили ребенка такой заботой и вниманием, что он «не падает, и не ошибается», то скорее всего страх засыпания не заставит себя ждать. Ведь оказываясь один физически ребенок чувствует себя брошенным и незащищенным.
Отстраненность. Это антипод гиперопеки. Если на ребенка возлагают слишком большие надежды в виде ожиданий, что он уже «большой», все может сам, в том числе и засыпать, и справляться со своими переживаниями, то чувство незащищенности сформирует реакцию страха.
Прежде чем разбираться с ребенком и его состояниями, лучше всего объективно оценить себя как родителей на предмет гиперопеки или отстраненности. Решения в данном случае просты: или добавить опеки, или дать постепенно больше свободы. Ключевое тут – постепенно и осознанно, вдумчиво, наблюдая за тем, как эти изменения сказываются и где их граница.
Также реакцию страха формируют другие события и явления:
Что делать вместе с ребенком, чтобы избавиться от страхов
Постарайтесь быть с ребенком вместе до его засыпания.
Привлекайте элементы-помощники. Если ребенок проснулся ночью и почувствовал страх, пусть у него будет элемент опоры, например, волшебный фонарик, который разгоняет темноту. Или любой другой предмет, который вы найдете вместе и придадите ему соответствующий смысл. Ну и, конечно, уверенность в том, что родители сразу придут на зов.
Нарисуйте страх, а потом обсудите его. Пусть он станет не чем-то неординарным и пугающим, а простым рисунком, обыденностью, тем, что свободно обсуждается с близкими. Это придаст уверенности. А еще страх можно лепить, мастерить из бумаги и других подручных элементов. Все творческие процессы развивают ребенка и улучшают его психоэмоциональное состояние.
Внедрите интерактивные сказки. Это истории, которые вы создаете вместе, в которых герой обязательно проходит испытание страхом и выдерживает его. В итоге, страх оказывается помощником.
Добавьте комплекс расслабляющих процедур: теплая ванна, объятия с родными, легкий массаж поверх спальной одежды теплыми руками. Прямой контакт с родителями дает ребенку ощущение уверенности и безопасности. Расслабление пере сном очень важно, так как реакция страха дает напряжение в теле и, наоборот, напряженность физическая может вызвать избыточное волнение.
В заключении хочу подчеркнуть, что родители (или опекуны, самое близкое окружение ребенка) являются определяющим фактором состояния детей. Внимательность к потребностям, совместное вдумчивое времяпрепровождение и искренняя любовь творят чудеса, и создают прочный фундамент для гармоничного взросления. Но не следует переоценивать свои силы, если в борьбе с детским страхом вам не справиться самим, следует обратиться к специалисту.
«Буду спать с вами!» Как помочь ребёнку уйти из родительской кровати
Ребёнку уже 3 или даже 4 года, а он не спит один, хотя у него самая красивая кроватка и самые терпеливые родители в мире? Уверяет, что с вами ему гораздо уютнее, и упорно является в вашу постель вечером, ночью, утром? Пора менять ситуацию: Юлия Доманова, врач и автор методики мягкого обучения детей самостоятельному засыпанию, и Анна Литвин, специалист по детско-родительским отношениям, подготовили инструкцию из 5 простых шагов, которая поможет быстро и без проблем покинуть родительскую кровать.
Шаг 1: разберитесь с дневным сном
Переход к самостоятельному засыпанию обычно происходит в 3−4 года, потому что у детей помладше режим дня ещё не сформировался. Малышам нужно неоднократно спать днём, а чем чаще сон, тем сложнее привыкнуть засыпать одному. А в трёхлетнем возрасте большинство детей уже переходит ко взрослому формату суток, у них есть нормальная ночь и, возможно, один дневной сон. О нём и поговорим.
Базовое правило: чтобы ребёнок мог засыпать самостоятельно, он должен хотеть спать — то есть, лишнего сна днём быть не должно. В то же время важно, чтобы сна в сутках было достаточно, и здесь всё строго индивидуально: кто-то обходится без дневного сна уже с трёх лет, а кому-то и в четыре года нужно пару раз в неделю отдохнуть после обеда.
Чтобы понять потребности вашего ребёнка, посчитайте среднюю продолжительность его сна в сутки. Пока ничего не меняйте, просто на протяжении недели записывайте, сколько времени малыш спал. Например:
Понедельник: 2 часа дневной сон, 9 ночной, всего 11;
Вторник: дневного сна не было, 10 часов ночной сон;
Среда: 1.5 часа дневной сон, 9 ночной, всего 10.5.
И так далее. Когда наберутся данные за всю неделю, суммируйте их и делите на 7 — получится средняя продолжительность сна, в которой нуждается ребёнок. На неё и ориентируемся, скорее всего, это будет 11−12 часов.
Для начала выделите на ночной сон 10 часов, остальное оставьте на дневной и попробуйте поддерживать этот режим. Если ребёнок днём не спит даже при том, что средней нормы сна не достигает, увеличивайте ночной сон и отказывайтесь от дневного отдыха вообще. Правда, в этом случае может быть так, что раз-два в неделю малыш начнёт уставать в середине дня — это нормально: в такие дни можно поспать, просто скорректируйте продолжительность следующего ночного сна.
Насчёт правильного контроля сна: всегда отталкивайтесь от времени подъёма. Оно настроено на циркадный ритм, сдвигать время пробуждения очень тяжело, поэтому его не меняем. Пример: допустим, ребёнок привык вставать в 8 утра, ему комфортно так просыпаться. Тогда при ночном сне 12 часов отбой у вас будет в 8 вечера — а если он поспал днём 2 часа, то отбой сдвинется на 10.
Шаг 2: выстроив режим, убедитесь, что нет недосыпа
Прошло несколько недель, вы стабилизировали режим дня — теперь нужно проверить, действительно ли ребёнку комфортно. У детей в 3−4 года очень легко определить недосып, на него указывают следующие 5 признаков:
При наличии любого из этих признаков — и, тем более, нескольких — увеличивайте количество суточного сна, добавляйте дневной отдых. Если малыш днём засыпать отказывается, ищите способы, тут все средства хороши. Кто-то засыпает через сказку, кто-то в машине: вспоминайте ассоциации и триггеры, которые использовали.
Шаг 3: обозначьте границы
С режимом всё в порядке, ребёнок высыпается, переходим к самой процедуре перевода его в отдельную кроватку. Здесь важно избежать частой ошибки родителей: нельзя идти на поводу у ребёнка. Детские «Я хочу!», «Я не хочу!» в ключевых вопросах — таких, как сон — пока роли не играют. Малыш должен идти за вами, а не вы за ним: и вы не должны спрашивать, хочет он спать или нет, вместо этого вы как родители обязаны создать условия для этого сна.
У вас есть расчёт и вы знаете, что сейчас пора спать. Ставьте совершенно чёткие границы: я решаю, когда ты спишь, я решаю, где ты спишь. Зато ты решаешь, в каких условиях ты спишь: какую книжку почитать, какую пижамку надеть, с какой игрушкой пойдёшь.
Так вы показываете, что мнение ребёнка, не пересекающее поставленные рамки, очень важно, вы относитесь к нему к нему с уважением, но ведущая роль остаётся за вами.
Обратите внимание: чётко выставленные рамки не должны быть резкими. Нельзя сказать заигравшемуся ребёнку: «Всё, ты идёшь в кровать!» — будет вполне понятное сопротивление. Малыш вообще сейчас не здесь, он в мире своих фантазий, а вы его выдёргиваете в реальность. Это очень неприятно.
Правильная позиция:
Шаг 4: готовимся к переводу в отдельную кроватку
Ваша роль ведущего неоспорима, проблем со сном нет, можно начинать подготовку к переводу. Она займёт пару недель — это время, нужное на создание у ребёнка мотивации спать отдельно. В этом вопросе мы опираемся на авторитет — у мальчиков это обычно «как папа», у девочек «как мама»: «Ты уже большой, как папа, большие же не спят рядом с бабушкой, у всех отдельные комнаты».
Важно: правила сна ещё не меняются, вы пока просто доносите мысль, что большие спят отдельно. Постепенно ребёнок цепляется за эту мысль и сам просится спать отдельно — вы буквально «продаёте» малышу его комнату.
Дальше подогреваем интерес вовлечением ребёнка в процесс. Как организуем пространство, где поставим кровать, какое бельё купим, какой ночничок — всё это делается вместе. Тогда малыш положительно настраивается и воспринимает отселение как шаг ко взрослению — а если его просто переместить в соседнюю комнату, он будет чувствовать, что его отселили, выгнали из жизни семьи. Так нельзя.
Попробуйте такой лайфхак: купите кровать, но сборку не начинайте — говорите о ней ежедневно, вспоминайте, хвалите кроватку, но «вот нет времени пока собрать». И ребёнок начнёт эту сборку ждать как праздник. А потом вовлеките его в сам процесс: «Подай инструмент», «Давай украшения вместе развесим» — в итоге малыш и уходить из комнаты не захочет.
Шаг 5: начинаем спать отдельно
Успех уже близок! Но главное — не совершить самую распространённую ошибку: как только ребёнок переезжает в свою комнату или кроватку, вы с ним больше не спите. Нужно сразу создавать новые правила игры, никаких «ну так уж и быть, ночку посплю с тобой».
Ребёнок считает, что в комнате, возможно, притаились чудовища? Чтобы он успокоился и понял, что новая комната — безопасная, можно провести целый ритуал «изгнания чудовищ». Как можно театральнее и демонстративнее: посадите игрушки охранять кровать. Опрыскайте углы «волшебным защитным спреем». Из шкафа всех монстров палкой выгоните. Докажите, что тут нет никакой угрозы.
Обязательно объяснить ребёнку, что, если он позовёт, вы придёте — и правда приходите на зов, без отказов, конфликтов и раздражения. Через несколько раз, когда малыш привыкнет, что вы рядом, объясняйте спокойно: «Ночью все спят, отдыхают, набираются сил. Ты вон какой сильный (или вон какая красотка, если девочка), мама тоже так хочет. Надо спать». Дети за несколько дней этими идеями проникаются и перестают звать.
И ещё один совет: если ребёнок продолжает приходить к вам в кровать, обязательно нужно проснуться, встать и увести его обратно. Именно увести, за ручку, чтобы он шёл сам, спокойно и так же без раздражения. И проговаривать: «Все спят в своих кроватках. Я посижу с тобой, успокою, защищу, но спят все у себя».
Спокойствие, демонстрация безопасности и контроля над ситуацией — вот что вы должны показать ребёнку. Тогда и он будет чувствовать себя спокойно под вашей защитой, а это главное условие самостоятельного сна.
Спокойных вам ночей!
Читайте также:
Фото: FamVeld, Tomsickova Tatyana, LightField Studios, Alena Ozerova/Shutterstock