Ребенок не научился читать в 1 классе что делать
Почему ребенок никак не научится читать?
Итак, какие же ошибки совершают родители в процессе обучения ребенка чтению?
Ошибка 1. Ребенка начинают учить слишком рано и слишком настойчиво
Разумеется, если ваш трехлетний малыш сам несет вам азбуку, легко запоминает буквы, пытается складывать их в слоги – не стоит откладывать обучение. Но если к пяти с половиной годам интерес к чтению у дошкольника так и не просыпается – то уже стоит всерьез задуматься о том, как его пробудить. Главное в этом деле – не заставить ребенка, а увлечь.
Ошибка 2. Ребенка учат называть буквы, а не звуки
Важно с самого начала учить ребенка произносить буквы правильно – [К], [Л], [М], а не [КЭ], [ЛЭ], [МЭ] и уж тем более не [КА], [ЭЛ’], [ЭМ]. Т.е. учим произносить не буквы, а звуки – так, как мы их будем потом читать в словах. Иначе при складывании букв в слоги у ребенка возникнут проблемы: например, слог ПА он будет читать как [ПЭА], а слово ПАПА будет звучать как [ПЭА-ПЭА]. Если простые слова из трех-четырех букв еще можно «угадать», читая таким образом, то чтение более длинных слов будет точно вашему ребенку не под силу.
Помните: переучивать ребенка называть буквы очень и очень сложно, особенно если он учит их долгое время. Этот навык очень стойкий, и на его исправление у вас могут уйти месяцы, поэтому важно на самом первом этапе начинать обучение правильно.
Ошибка 3. Занимаются редко и нерегулярно
В случае с обучением дошкольников важно не то, как долго вы занимаетесь с ребенком, а насколько часто и регулярно вы это делаете. Лучше заниматься по 5-10 минут каждый день, чем раз в неделю сидеть за азбукой или кубиками целый час.
Тем более, что уроки можно организовывать где угодно. Учите буквы по пути в детский сад или на прогулках, разглядывая их на вывесках, на номерах машин, на листовках, рисуя их мелом на асфальте или прутиком на песке. Пластилин, тесто, зубная паста, папина пена для бритья, любые подручные материалы вы можете использовать, чтобы познакомить ребенка с новой буквой и сделать это интересно.
Ошибка 4. Слишком быстро переходят от букв к чтению слов и предложений
Если ребенок только выучил буквы и пока с трудом складывает две буквы в слог – не торопитесь читать слова. Отработайте сложение букв в слоги как следует.
Конечно, постоянно повторять цепочки слогов МА – МО – МУ – МЫ – МИ и т.д. очень скучно. Чтобы ребенок мог хорошо закрепить этот навык и не потерять интерес к чтению, больше играйте на занятиях. Как же можно научится складывать слоги в игровой форме? Вариантов – масса!
ИГРЫ-БРОДИЛКИ. Возьмите готовое игровое поле и на каждом кружке напишите слог (чаще используйте те слоги, которые даются ребенку с трудом). Далее играйте как обычно: кидайте кубик, ходите фишками, читая каждый слог, который вы проходите. Ребенок даже на заметит, как прочитает длинные цепочки слогов, а заодно послушает, как произносите их вы.
СЛОГОВОЕ ЛОТО. Его очень легко сделать самим: подготовьте несколько карточек с картинками (по 6 картинок на каждой карточке). На небольших картонных квадратиках напишите первые слоги этих слов. Пусть ребенок вытягивает и читает их. Выигрывает тот, кто закроет свои картинки на карточке первым.
Итак, ребенок играет за покупателя: он приходит к вам в магазин и говорит, что хочет купить. Оплатить покупку он может, используя только ту купюру, на которой написан первый слог выбранного товара.
Аналогично можно играть в почту: напишите на конвертах первые слоги адресатов (например, БА, БУ, БЕ, БЫ) и разложите перед ребенком изображения сказочных героев и зверей, которые ждут писем (например, бабочка, Буратино, белка, бык). Пусть по первому слогу ребенок догадается, какое письмо кому нужно отдать.
По тому же принципу играйте в парковку или аэропорт. На листах бумаги напишите слоги, которые вы изучаете. Разложите их по комнате – это будут парковки (аэропорты). Называйте ребенку, куда именно он должен припарковать свою машину (посадить свой самолет).
Ошибка 5. Ставят перед ребенком непосильные задачи
Наращивайте темп обучения постепенно. Если ребенок неплохо читает слоги, это не значит, что он с такой же легкостью прочитает и поймет целое слово из тех же самых слогов. Поэтому переходите от этапа к этапу постепенно, убедившись, что ребенок освоил предыдущий материал.
Итак, какие же последовательные этапы в обучении чтению можно выделить:
Если видите, что ребенок, который до этого отлично справлялся с заданиями, на следующем этапе «забуксовал», стал забывать даже то, что уже хорошо умел, – вернитесь к более простым заданиям. Темп усвоения материала должен задавать ребенок. Прислушивайтесь к нему – и тогда результат ваших занятий не заставит себя ждать!
Консультация «Дислексия, или Почему ребёнок плохо читает?»
Уверенное овладение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении.
Психологами и педагогами выявлена закономерность : если ребёнок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и, как правило, чтение становится механическим с множественными ошибками, без понимания материала.
В последние годы отмечается значительный рост количества учащихся
с трудностями овладения навыков чтения, что вызывает серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей.
Среди отечественных авторов,посвятивщих свои работы вопросам изучения нарушения чтения у детей следует отметить такие имена: Р. А. Ткачёва,С. С. Мухина, Р. Е. Левина, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, М. Е. Хватцев и другие.
В современной литературе нарушения чтения именуются термином дислексия. Существуют разные определения понятия «дислексия».
Целесообразно определять дислексию следующим образом: дислексия-
это частичное расстройство процесса овладением чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера,обусловлен-
ных несформированностью психических функций, участвующих в процессе
По данным различных авторов распространённость нарушений чтения среди детей с нормальным интеллектом довольно велика.
Некоторые авторы отмечают наследственную предрасположенность
при дислексиях. М. Захалкова и соавторы отмечают наследственную отяго-
щённость у 45% детей с дислексией.
Большинство же авторов рассматривают дислексию как нарушение, обусловленное внешним воздействием патологических факторов. Такое воздействие вызывает задержку или нарушение развития психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме.
В анамнезе многих детей с дислексиями отмечаются вредности натального и перинатального периодов. При этом наиболее существенную отрицательную роль играют патологические факторы, действующие в более поздние периоды развития плода и в постнатальный период.
Симптоматика (проявления) дислексий определяется по-разному в за-
висимости от понимания сущности этих нарушений.
Представляется более правильным определять симптоматику дислексии
лишь как проявление непосредственно нарушений чтения, не включая тех
расстройств (несформированности пространственной ориентировки, наруше-
ния моторики и др., которые хоть часто и сопровождают дислексию, но
представляют собой факторы патогенетического характера, т. е. механизм это-
Как распознать дислексию?
Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер.
Если у ребёнка при чтении встречаются ошибки, которые можно отнести к
специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то
это скорее всего результат переутомления, невнимательности. Здесь необхо-
димо дальнейшее наблюдение.
Дислексия проявляется в замедлении процесса овладения чтением, а
также в замедлении темпа, скорости чтения (брадилексии). При дислексии
у детей наблюдаются нарушения движения глаз в процессе чтения. У многих
детей движения глаз при чтении хаотические, беспорядочные, неравномер-
Существует несколько видов нарушений чтения.
Каждому виду соответствуют и свои ошибки.
Каковы же ошибки, которые должны насторожить?
I. 1) Неусвоение букв (возникают из-за неточных представлений об образах букв). При чтении слогов с этими буквами ребёнок делает паузу. В этот момент он вспоминает, какой звук соответствует этой букве.
2) Когда ребёнок слабо различает не буквы, а звуки,то появляются :
замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, например ТЕВОЧКА, ЛОБАТА);по сходству звучания или произношения:
Ч-ТЬ-Щ; Ж-З; Ш-С; Ч-Щ; Р-Л; С-Ц; (например, ОДУВАНТИК);
3) В результате трудности усвоения оптического образа букв возникают замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З-В и др.)
II. Побуквенное чтение (вместо послогового). При побуквенном чтении буквы называются поочерёдно («бухштабируются», нанизываются одна на другую (Р,А,М,А).
III. Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках гласных, согласных при их стечении, в добавлениях и перестановках звуков, пропусках и перестановках слогов.
Это обусловлено недостаточно сформированным навыком однонаправленного, последовательного движения глаз, невнимательностью.
Взгляд хаотично скачет по строке, то забегая вперёд, то возвращаясь назад.
На этом этапе наиболее распространённой является фонематическая дислексия, обусловленная недоразвитием функции фонематической системы
(фонематического восприятия и фонематического анализа).
IY. Нарушение понимания прочитанного, которое может проявляться как на уровне отдельного слова, так и на уровне предложения и текста. Нарушение понимания прочитанного может быть первичным, но может быть и вторичным. В первом случае нарушение понимания прочитанного наблюдается при технически правильном чтении, во втором случае оно
является следствием неправильного чтения.
Y. Аграмматизмы при чтении. В процессе чтения ребёнок неправильно
воспроизводит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов. Аграмматизмы при чтении выявляются, как правило, на аналитико –синтетической и синтетической ступени обучения. На этом этапе обучения чаще всего наблюдается аграмматическая дислексия, обусловленная недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.
Количество и характер ошибок варьируется в зависимости от тяжести дислексии у ребёнка, этапа овладения навыком чтения, сложности читаемого
речевого материала (слогов, слов, предложений, текста).
Исследования психологов показывают, что чаще всего сбой происходит на этапе слияния слогов в слова и понимания смысла читаемого слова. Вместе с тем именно этот этап является важнейшим,
поскольку он закладывает основы для смыслового чтения.
Ошибки чтения не являются ни постоянными, ни идентичными для конкретного слова. Невозможно найти универсального объяснения, применимого ко всем случаям нарушения чтения.
Нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс
обучения. Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их
патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения дислексии от ошибок чтения иного характера, чрезвычайно важно для построения системы логопедической работы с детьми.
Как можно эффективно помочь детям с дислексией? Кто способен научить ребёнка читать? В данном случае нужна помощь специалиста-квалифицированного логопеда.
Занятия проводятся по определённой системе.
На этапе освоения механизма чтения отрабатываются звуко-буквенные связи (игры с буквами: зрительные образы букв, разрезные буквы, рисование букв в воздухе, на спине, запоминание ряда букв, диктант букв).
При работе со словами отрабатываем слоговую структуру по таблицам и используем звуко-буквенные схемы слогов. Искусство обучения чтения сводится к тому, чтобы единицей чтения сделать слог, а не букву. Большое
место занимает работа с разрезной азбукой и карточками-слогами. Показываем ребёнку как из слогов получается слово. Отрабатывается звуко-слоговой анализ слова.На этапе совершенствования техники чтения предлагается чтение слов по таблицам:
-чтение слов, отличающихся 1-2 буквами; чтение слов с одинаковыми гласными; чтение слов с разными гласными; чтение слов с одинаковым началом, чтение слова в слове; отними слог; добавь звук; прочитай наоборот, чтение сверху вниз; чтение предложений из слов, напечатанных на отдельных карточках и т. д.
Желательным условием является отказ от проверок этих детей на скорость чтения во избежание развития у них невроза. На всём протяжении специальных занятий ребёнку необходим режим благоприятствования.
1. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. «Нарушение чтения и письма у младших
школьников» Ростов-на Дону, «Феникс», СПб, «Союз», 2004г.
2. «Нарушения письменной речи» под ред. Волковой Л. С., М. «Владос», 2003г.
3. Лалаева Р. И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших
школьников», СПб «Союз», 1998г.
4. Русецкая М. Н. «Нарушения чтения у младших школьников», Изд-во
5. Корнев А. Н. «Нарушения чтения и письма у детей», Спб,1997г.
6. Милостивенко Л. Г. «Методические рекомендации по предупреждению
ошибок чтения и письма у детей», СПб,1995г.
7. Кобзарева Л. Г., Кузьмина Т. И. «Ранняя диагностика нарушения чтения и
его коррекция»,Т. Ц. Учитель,2001г.
8. Оморокова М. И. «Совершенствование чтения младших школьников»,
9. Садовникова И. Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»,М., «Владос», 1997г.
10. Лисенкова Л. Н. «Развитие и коррекция навыков чтения»М., Школьная
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок плохо запоминает буквы» Если ребёнок пришёл в школу неподготовленным, не знал букв, не умел читать, то при нормальном интеллекте он постепенно догонит одноклассников.
Почему ребёнок плохо разговаривает? Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, счастливым и успешным, смог добиться большего, нежели он сам, научился.
Родителям на заметку: как научить ребенка в 1 классе читать
Чтение ребёнок должен освоить ещё до того, как пойдёт в первый класс. Ведь читающий ученик имеет гораздо меньше трудностей с обучением в целом. Информацию о том, как научить вашего ребёнка читать бегло, вы найдёте в данной статье.
Техника чтения
В 7 лет ребёнок впервые идёт в школу. В начальных классах на уроках чтения особое внимание уделяется проверке техники чтения. Ученик должен выразительно и без ошибок читать не менее 30 слов в минуту, правильно ставить ударения, понимать читаемый текст и пересказывать его.
Причины медленной скорости чтения
Многие родители сталкиваются с вопросом, как научить ребёнка любить книги – и не находят однозначного ответа. Присмотритесь к своему чаду. Кто, как ни мама с папой смогут определить, что в действительности сможет пробудить тягу к знаниям и литературе у ребёнка?
Полезные советы для родителей
Как научить своего ребёнка в 1 классе бегло читать? Решение данной проблемы зависит от того, что именно является главной причиной низкой скорости чтения.
Если после первой проверки техники чтения в школе оказалось, что ваш ребёнок читает недостаточно бегло, запаситесь терпением и настойчивостью. И прежде чем перейти к конкретным упражнениям для улучшения скорости чтения, примите несколько советов:
Выполняя данные советы вы легко сможете приучить ребёнка к книге и улучшить его технику чтения. Выберите один или несколько вариантов занятий, которые предложены ниже.
Занятия
Чтение любимой игрушке. Во время занятия посадите рядом с ребёнком его любимую куклу, игрушку и предложите развлечь интересной книгой. Также малыш может прочитать сказки на ночь плюшевому мишке или зайцу. В роли учителя или родителя дети чувствуют себя увереннее, важнее, поэтому и чтение даётся легче.
Рациональность. Маленьким детям с трудом даются длинные тексты, даже если они весьма увлекательны. Поэтому, чтобы не спровоцировать утомляемость от чтения и не отбить желание напрочь, подберите несколько коротких, но интересных рассказов.
Интрига перед сном. Предложите ребёнку немного почитать перед сном. Отметьте место в книге, до которого он должен дочитать. Выберите интригующий момент в сюжете. Но чтобы сон ребёнка был спокойным, не предлагайте ему книги о монстрах, привидениях и ведьмах.
Скороговорки. При помощи скороговорок тренируется речевой аппарат. Это весьма полезное занятие даже для тех деток, которые давным-давно умеют произносить все звуки.
Закладка. Эта полезная вещица предназначена не только для того, чтобы отмечать страницу, на которой вы остановились читать. Логопеды также советуют использовать её и для борьбы с так называемой регрессией (когда ребёнок «оглядывается» на уже прочитанное). Как только слово будет прочитано, просто закрывайте его закладкой. Со временем такая привычка у ребёнка исчезнет, скорость чтения увеличится.
Чтение «между делом». Читать можно не только книги. Во время прогулки изучайте вывески магазинов, в поликлинике рассмотрите полезные плакаты о болезнях и их профилактике.
Театр и кино. По многим литературным произведениям сняты великолепные фильмы и поставлены спектакли. После того, как ребёнок прочитает книгу, предложите ему посмотреть ещё и представление в театре и сравнить, такими ли он представлял себе главных героев. Также можно поступить и наоборот: сначала сходить в кино или на спектакль, а затем вместе прочесть книгу. Так ваш ребёнок будет не только научаться читать, но и грамотно и красиво излагать свои мысли.
Таблица Шульте
Выше уже было сказано, что такая таблица помогает расширить объём поля оперативного зрения, научиться хорошо читать. Выглядит она как квадрат, который расчерчен на 25-30 ячеек равного размера. В данные ячейки произвольно вписываются цифры (или буквы). Задача ребёнка – найти все цифры по порядку как можно быстрее.
Как помочь первокласснику, который плохо читает
Если объяснить ребёнку, зачем он что-то делает, и показать, что это интересно, то его не придётся заставлять или уговаривать. Такой метод прекрасно работает с чтением. Наш блогер Екатерина Бунеева написала план работы с текстом, чтобы увлечь ребёнка и показать, какое это удовольствие — читать.
Первоклассники уже четыре месяца учатся в школе. Они любят читать? Интересно им на уроках чтения? Если вашему ребёнку нравится, мои поздравления! А если нет, могу предположить почему:
Причины не любить чтение могут быть и другие, но способ помочь один: нужно, чтобы сам процесс увлекал ребёнка. Как это сделать? Читайте вместе. Важное условие: вам самим должно быть интересно. Попробуйте действовать вот так.
1. Читаем название и смотрим картинки
Пусть ребёнок прочитает, как называется текст. Рассмотрите вместе иллюстрации и обсудите, о чём и о ком пойдёт речь.
Вопросы выбирайте в зависимости от содержания текста. Теперь его можно прочитать и проверить ваши предположения.
2. Читаем про себя
Хорошо, если первый раз ребёнок попробует прочитать хотя бы небольшой кусочек про себя. Многое зависит от текста и уровня ребёнка. Если он не очень высокий, сначала лучше брать короткие и лёгкие тексты, но пусть старается читать про себя. Только торопить его ни в коем случае не надо.
Потом спросите ребёнка, что он понял и почувствовал, о чём подумал. Обсудите вместе, какие ваши предположения подтвердились, а какие нет. Сначала послушайте ребёнка, а затем выскажите своё мнение.
3. Теперь почитаем вслух
Если ребёнку трудно — читайте по очереди. Только не надо просто «озвучивать» текст. Используйте приёмы так называемого «медленного» чтения: делайте паузы там, где нужно что-то прокомментировать, объяснить слово или ответить на вопрос ребёнка, ведите диалог с автором текста.
Многие дети задают вопросы во время чтения, и это прекрасно! Ни в коем случае не говорите: «Вот дочитаю, тогда и спросишь!» или «Не перебивай! Не хочешь слушать — сам читай!» Следуйте за ребёнком, за его реакцией, эмоциями и мыслями.
4. Выбираем отрывок
Когда вы увидели эмоциональную реакцию ребёнка на текст и убедились, что он его понял, предложите выразительно прочитать вслух отрывок, который он сам выберет.
Обязательно предложите свой вариант выразительного чтения — но потом. Сначала пусть прочитает ребёнок. «Как интересно у тебя получилось! А я бы так прочитала…».
5. Поговорим о писателе
Если вам известны какие-то яркие, интересные факты биографии писателя, расскажите о них ребёнку. Обязательно спросите, каким человеком ему представляется автор текста: как он относится к людям, к жизни, что ему нравится, а с чем он не соглашается, есть ли у него чувство юмора и так далее.
«Толстой с Достоевским подождут». Эксперт по детской литературе — о том, как помочь ребёнку полюбить чтение
В общем, идея в том, чтобы вместе читать, эмоционально проживать текст, разбираться в содержании и делиться своими читательскими открытиями. Даже если первоклассник пока читает медленно и неуверенно, такое совместное чтение покажет ему, насколько интересен и увлекателен этот процесс.
Покажу на примере одного текста, как мы с внучкой вместе читаем
1. Ребёнок читает заглавие: «В гости к гномику». «Про что текст? О чём хочется спросить?» Внучка спросила, кто идёт в гости к гномику, а я спросила так: «Интересно, у гномика какой-то праздник?» Мы вместе предположили, что, скорее всего, да, праздник, но пока непонятно какой, надо прочитать.
2. «Вот картинка к этому рассказу. Посмотри: о чём можно догадаться?» На картинке гномик ставит самовар.
3. Читаем текст про себя. Когда ребёнок прочитал, спрашиваю: «Теперь мы узнали, какой у гномика праздник и кто пришёл в гости?»
4. Теперь читаем вслух по очереди, я комментирую текст и веду диалог с автором.
В — вопрос, который по ходу чтения появился у читателя к автору текста;
О — ответ читателя, его предположения;
П — проверь, совпадает ли твой ответ с тем, который даёт автор текста.
Домик гномика стоит далеко в лесу. У гномика день рождения. (О: «Вот какой праздник!») К нему спешат гости (В: «Интересно, кто они и почему спешат?» О: Ребёнок отвечает, я никак не комментирую, читаем дальше). Вот сова слетела с ветки и полетела к домику. (О: «Первый гость!») Крот вышел рано и долго шёл по тропинке. (О: «Вот и ещё гость». В: «Почему крот долго шёл, догадалась?» О: Уточняем, что кроты живут под землёй, на свету плохо видят, значит, крот идёт медленно. Вот он на картинке.)
Первым прискакал оленёнок с ромашками. Потом приплыли бобры с кувшинками. (О: «Конечно, они самые быстрые!» В: «А ромашки и кувшинки — кому?») Прилетели пчёлы с вкусным медком. (П: «Собираются гости. И у каждого подарок!» Нашли ответ, кто гости.) Лисёнок аккуратно пронёс лукошко с малиной мимо кустов шиповника. (В: «Почему аккуратно, догадалась?» О: «Конечно! У лисёнка красивая шубка, а шиповник колючий».) Улитка пришла после крота. Вот и все гости на месте! (В: «Догадалась, почему улитка пришла позже всех?» О: Ребёнок отвечает.) На столе сладкие пироги, кипит самовар. Гномик рад подаркам.
5. Обсуждаем то, что прочитали. «Сколько всего гостей? Давай посчитаем. Можешь всех перечислить? Почему же они спешили?» Решаем, что все друзья хотели порадовать гномика в день его рождения, боялись опоздать и поэтому спешили. Вот крот — заранее вышел, и улитка спешила, как могла.
6. Что рассказывает об авторе этот текст? Ребёнок сказал, что автор добрый, весёлый и любит подарки. Я согласилась.
7. Выразительно читаем вслух. Внучка выбрала про лисёнка и улитку, а потом захотела нарисовать праздничный стол и подарки. Получилось красиво!
Вот так мы читаем, и нам обеим интересно.
В общем, повторю свою главную мысль: сначала у ребёнка должен появиться интерес и желание научиться читать. А уже потом можно заниматься техникой и всем остальным.
Увлекательного вам чтения вместе в ребёнком!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock (Masyhurizal)