Ребенок облизывает губы что делать
Кризис 7 года жизни
Содержание
Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.
Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.
Суть и особенности
Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.
Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.
В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:
Причины
Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:
Симптомы кризиса 7 лет у ребенка
В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:
Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.
Продолжительность
Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.
Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.
Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Психологи утверждают, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей малыша.
Как справляться: советы родителям от психологов
Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя. Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.
Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:
Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:
Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.
Последствия
Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:
Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:
Важно помнить, что кризисное состояние – это закономерность, которая открывает новые перспективы роста и развития. Главная задача взрослых – помочь ребенку справиться со сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так новоиспеченный школьник сможет преодолеть все сложности и совершить важный скачок психического роста.
Как бороться с таким заболеванием губ, как хейлит
К стоматологическим заболеваниям относятся не только различные проблемы с зубами, но также и с губами, деснами и просто полостью рта. Например, хейлит — это воспаление слизистой губ, которое характеризуется возникновением трещин на них. Существует простой хейлит (на губах) и угловой или ангулярный хейлит (в уголках губ), но также выделяют и иные виды, которые зависят от причин. Будут эти виды описаны чуть далее в статье.
Основные симптомы этого заболевания
Чтобы предположить у себя хейлит и обратиться к стоматологу, необходимо знать симптомы данного заболевания:
Как только обнаружены все или некоторые симптомы (как видно, многие необязательно проявляются), необходимо сразу обратиться к врачу, чтобы он провел необходимый осмотр, взял анализы и назначил лечение.
Почему развивается воспаление губ
Причин возникновения хейлита огромное множество. Разные причины вызывают разные виды воспаления губ. Однако есть некоторые общие катализаторы, например, дефицит витаминов, железа, кальция, чрезмерное употребление разных лекарственных препаратов (например, антибиотиков), постоянное пребывание на сквозняке или жизнь в городе с очень низкой температурой воздуха зимой, сильное и регулярное ультрафиолетовое облучение, плохой иммунитет.
Возбудителями аллергического хейлита являются, конечно, аллергические реакции на косметику или пищу, инфекционного — различные болезни (вирусы, грибки), гландулярного — дерматологические заболевания, метеорологического — частое обветривание губ и пребывание на улице без гигиенической помады, а кандидозного — стоматит и просто плохой уход за полостью рта.
Эксфолиативный хейлит возникает у тех, кто часто откусывает кусочки кожи с губ или попросту постоянно их облизывает (наблюдается только у женщин). Эти действия могут быть спровоцированы частыми тревожными состояниями и стрессами. Хейлит Манганотти возникает только у взрослых мужчин и провоцируется различными травмами полости рты, болезнями желудка, частым и долгим пребыванием на солнце или в солярии, а также яркими признаками старения, которые вызваны тем, что теперь слизистая медленнее регенерируется. Гиповитаминозный возникает из-за нехватки витаминов В2, В2 и других группы В.
Средства профилактики хейлита
Чтобы не возникало воспаление губ, необходимо соблюдать некоторые условия. Например, нужно укреплять иммунитет. Для этого принимают витамины, кальций, железо, рыбий жир (особенно осенью и весной, когда характерен авитаминоз); увеличивают количество потребления фруктов, овощей, круп, рыбы, нежирного мяса птицы, печени, воды, чая; уменьшают потребление слишком горячей, кислой и острой пищи; стараются больше ходить и делать хотя бы зарядку по утрам. Разумеется, зубы чистят дважды в день, умываются с различными очищающими средствами, не забывают мыть и губы.
Также необходимо избегать аллергенов. Лучше сдать аллерго-пробы и выявить, какие продукты нужно избегать. Конечно, любые заболевания необходимо сразу же лечить, чтобы они не привели к осложнениям. Особенно это касается простудных, инфекционных, так как именно они задевают губы.
Кроме того, при длительном нахождении на солнце очень важно надевать различные средства защиты от прямого попадания ультрафиолетовых лучей (шляпка или кепка, темные очки), а также мазаться кремом с защитным фактором. Есть такие кремы специально для лица, которые можно спокойно наносить на губы (еще они бывают жирные и увлажняющие, продающиеся в аптеке). Также их лучше не облизывать, если засохли, а пользоваться гигиенической помадой, которую легко купить в магазине косметики или аптеке. Такая помада актуальна не только зимой, но и летом.
Какое лечение способствует избавлению от этой болезни
Стоматолог после постановки диагноза прописывает лечение. Например, часто назначают противовоспалительные, антигистаминные и антиинфекционные средства (мази, кремы, таблетки для приема внутрь). Кроме того, губы мажут салициловой кислотой, или цинковой мазью, а саму полость рта полощут отваром ромашки после еды. Также меняют рацион, принимают витамины и укрепляют иммунитет, как описано в разделе про методы профилактики.
Как видно, хейлит лечится, но он доставляет массу неудобств, поэтому необходимо принимать все меры предосторожности, чтобы он не возник.
Центр «Планирование карьеры»
Если у вашего ребенка стертая форма дизартрии.
В ЦПК к логопеду приходит много детей с ОВЗ. Большинство из них имеют диагноз – дизартрия, но выглядят они вполне нормально, как все обычные дети. И страшное слово «дизартрия», кажется, им совсем не подходит. Ведь дизартрия означает нарушение подачи нервного сигнала от мозга к мышцам артикуляционного аппарата, вследствие чего лицо малоподвижно, амимично, губы зажаты или уголки опущены вниз. У некоторых не закрывается рот и вываливается изо рта язык. В последнее время встречается очень много детей-дизартриков с подвижной мускулатурой лица, эмоциональных, хорошо улыбающихся, у многих даже нет саливации, но, когда просишь высунуть язык, – видишь удручающую картину. Язык толстый, напряженный, при вытягивании сжимается в комок. Сразу становится понятно, что это дизартрия, но поскольку явных внешних признаков и признаков нарушения просодической стороны речи нет – диагностируем стертую форму дизартрии. Ее часто путают со сложной дислалией, поскольку и там и там нарушено произношение множества звуков, но при дислалии язык у ребенка вполне нормальный, а при дизартрии – в гипер или гипотонусе. Как лечить стертую форму дизартрии – расскажем подробно.
Признаки стертой дизартрии.
Обычно детей-дизартриков отличает неуклюжесть, нарушение скоординированных движений, недоразвитие пальцевой моторики. Они с трудом овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровки, не умеют держать ножницы, не любят рисовать и лепить. Но в практике за последние годы наблюдается много детей 5-7 лет с хорошей координацией и развитой тонкой моторикой рук, они очень любят рисовать, разукрашивать, лепить, хорошо держат карандаш, успешно справляются со штриховкой. Признаки болезни видны только на лице, и то не у каждого. Один из заметных признаков стертой дизартрии: статичное малоподвижное лицо, напряженные губы или, наоборот, губы и щеки обвислые, рот не закрывается.
Особенный интерес при стертой форме дизартрии представляет язык. В большинстве случаев язык толстый, массивный, при вытягивании спинка языка напрягается и собирается в комок. За счет этого у ребенка затруднено произношение многих звуков. При произнесении твердых звуков слышатся мягкие, так как спинка языка автоматически поднимается к небу, в результате вместо [п] слышим [п’], вместо [б] — [б’], вместо [с] — [с’], вместо [з] — [з’] и т.д. Напряженная спинка языка закрывает отверстие для свободного прохождения воздушной струи, поэтому свистящие и шипящие звуки имеют призвук [ц]. При повторении слогов и слов многие звуки приобретают призвуки [л’]. Например, тя-тя-тя звучит как тля-тля-тля. Кончик языка при стертой дизартрии обычно не выражен, то есть невозможно определить, где кончик. Часто из-за паретичности мышц языка ребенок не может поднять его наверх, облизать верхнюю губу, достать кончиком до верхних зубов. В связи с этим у малыша отсутствуют шипящие звуки и [р].
У многих детей наблюдается девиация – отклонение языка в строну парализованной мышцы. Когда просишь ребенка вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до пяти, язык трясется, дрожит и норовит сдвинуться в сторону. Это явный признак дизартрии. Из-за гиперкинезов нарушается произношение группы свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также страдает просодика. Речь маловыразительна, невнятна, нечленораздельна, монотонная, часто тихая, с небольшим треском в звучании, ничего нельзя разобрать. Про таких детей говорят: «у него каша во рту».
Отличительной чертой дизартриков является их неустойчивая психика. Такие дети часто кидаются из крайности в крайность. То они излишне обидчивы, ранимы, плаксивы, болезненно реагируют на каждую мелочь, то становятся агрессивны, грубы, отказываются заниматься, разговаривать и даже кидаются на других с кулаками. У детей-дизартриков очень снижена мотивация и побуждение к обучению.
Помощь ребенку со стертой формой дизартрии.
Диагноз «дизартрия» ставит только врач невролог или терапевт. Если в карточке у ребенка записан такой диагноз, подход в лечении дизартрии должен быть комплексным. Педагогического вмешательства одного логопеда недостаточно. Здесь обязательно медикаментозное сопровождение и курс массажа воротниковой зоны для снятия мышечного напряжения в области шеи, подбородка и органов артикуляционного аппарата. На занятиях у логопеда помимо тренировки в звукопроизношении необходим ручной массаж лица и зондовый языка.
Ручной логопедический массаж.
При гипертонусе нужно делать расслабляющий массаж лица, при гипотонусе – укрепляющий. Для нормализации мышечного тонуса щек делаем следующие упражнения:
Для расслабления губ используем следующие упражнения:
Эти нехитрые упражнения могут выполнять родители дома, для усиления эффекта лучше всего делать их каждый день. На логопедических занятиях логопед также делает ручной массаж лица, подключая зондовый языка.
Коррекционно-педагогическая работа.
На занятиях логопеда, также, как и дома каждый день, ребенку со стертой дизартрией очень важно выполнять артикуляционную гимнастику.
— Для расслабления языка лучшее упражнение «Месим тесто»: высовываем язык, произнося «пя-пя-пя», пришлепываем по языку губами, двигая его вперед-назад, вперед-назад.
— Для закрепления верхнего подъема языка полезно облизывать блюдца после еды, ложки, а также выполнять упражнение «Вкусное варенье»: облизываем поочередно верхнюю и нижнюю губу.
— «Почистим зубки» — проводим кончиком языка по верхним зубам, с одной стороны, затем с другой.
— «Маляр» — проводим кончиком языка по небу, как будто красим потолок.
— При паретичном состоянии мышц боковых краев языка очень полезно упражнение «Сани»: произносим звук [И], одновременно нажимаем зубами на боковые края языка, в середине языка появляется ложбинка как в санях.
Родителям следует приготовиться заранее к тому, что постановка звуков у дизартрика происходит с трудом и медленно из-за особенностей мышечного тонуса языка. Еще медленней идет автоматизация звуков от 3 до 7 месяцев, это отличительная особенность коррекционной работы в случае стертой дизартрии. Удивительно, но часто автоматизация даже самых простых звуков, таких как [л’] идет очень долго. Родителям иногда кажется, что логопедические занятия не приносят нужных результатов, но это не так. Занятия всегда имеют хоть небольшой, но результат, так как мышцы языка расслабляются постепенно и при постоянном механическом и физическом воздействии. Практика показывает, что при использовании комплексного подхода в лечении стертой формы дизартрии улучшение звукопроизношения наступает гораздо быстрее. А при регулярном воздействии на язык зондовым массажем, мышечный тонус нормализуется уже после трех месяцев применения. Надо лишь набраться терпения и активно сотрудничать с неврологом, массажистом и логопедом.
Ребенок облизывает губы что делать
Мнительные родители могут выискивать у детей признаки отклонений в развитии. Но иногда малыши своими жестами и действиями сигнализируют о том, что с их душевным состоянием не все в порядке. Что в поведении ребенка должно насторожить взрослых?
Если родители предъявляют завышенные требования к ребенку, ждут только лучших результатов, малышу жизненно необходимо успокоиться. Он боится не оправдать надежд, которые на него возлагают взрослые. Помощи просить не у кого, ведь родители будут отчитывать и говорить: «Ты уже взрослый. Решай проблемы сам», «Нам надоело все делать за тебя», «Сколько можно повторять: мы заняты!». Если вы говорите такое ребенку, задумайтесь, каково ему слышать подобные фразы от самого близкого человека.
«В детстве я сосала палец. Продолжалось это до 6 лет. Родители с трех лет отдали меня в секцию фигурного катания, мама дополнительно занималась со мной английским языком, папа учил играть в шахматы. Детства, как такового, у меня не было. Уже потом я поняла, что успокаивалась, только когда палец был во рту. Родители ругали меня за эту привычку, мазали палец горчицей, забинтовывали. Лучше бы, конечно, они отвели меня к детскому психологу, но в то время это было не принято. Да и не согласились бы мои авторитарные мама с папой обращаться к врачу. Им казалось, что они стараются ради меня, а мне это было не нужно. В 6 лет кожа на пальце от постоянно сосания лопнула, мне было очень больно, но родители ни разу не пожалели. Наоборот, говорили, что я сама виновата. Сейчас я ненавижу шахматы и коньки, и своих детей никогда не буду заставлять делать то, чего они не хотят».
Хлюпает носом, кряхтит, покашливает
Малыши с раннего детства понимают, что во время болезни родители забывают о своих важных, взрослых делах и все время посвящают больному ребенку. Когда дети становятся старше, они могут нарочно громко сморкаться, кашлять, вздыхать, прижимая руку ко лбу. При этом маленькие симулянты чувствуют себя хорошо, просто они хотят привлечь внимание родителей. Деткам хочется, чтобы их пожалели, проявили заботу, обнимали и поили теплым молоком. Происходит это, как правило, в семьях, где родители заняты своими делами и не хотят проводить время с детьми.
Иногда мальчики и девочки «заболевают», чтобы не идти в детский сад/школу. Существует ряд причин, по которым они так себя ведут.
Больной ребенок получает необходимую дозу любви и душевного тепла. Если вы заподозрили, что сын или дочь притворяются больными, разберитесь в ситуации, вместо того, чтобы сразу же ругать ребенка.
Ксения, мама 6-летней Даши:
«Дочка у меня болеет редко, по пальцам можно пересчитать ее недомогания. Но в последний год я стала замечать, что Даша по вечерам начинала кашлять, чихать и шмыгать носом. Сначала я неслась с градусником, даже несколько раз вызывали педиатра, хотя явных причин простуды не было. Врач говорил, что с девочкой все в порядке. Мы прошли полное обследование в медицинском центре, но все анализы и показатели были в норме. Я не связывала состояние Даши с тем обстоятельством, что мы переехали, и дочка пошла в новый садик.
Оказалось, в группе с ней никто не играл, новых друзей она не нашла, поэтому ходить туда не хотела. Но боялась признаться, ведь мы с мужем работаем, и она не хотела нас огорчать. Я виню себя за то, что не поговорила с Дашей откровенно, не выяснила причины, почему дочка придумывала болезни. Мы много работаем, но никакая работа не стоит того, чтобы забывать о проблемах детей. Сейчас Даша ходит в частный детский сад. В группе у нее сразу же появились подружки, и теперь каждое утро дочка бежит в садик с радостью».
Ребенок кусает губы
Если вы разговариваете с малышом, а он при этом постоянно кусает губы, возможно, кроха боится сказать что-то лишнее или запретное. Возможно, ребенок изо всех сил сдерживается, чтобы не выдать какой-то секрет. Или он не хочет вступать в спор с оппонентом, даже если не согласен с его точкой зрения.
Важно! Если кроха закусывает губу в момент какого-то занятия (например, рисует картину или лепит из пластилина поделку), скорее всего, он просто сосредоточен и полностью вовлечен в процесс.
Дети кусают губы, как правило, в том случае, когда родители постоянно одергивают, не дают высказываться, не считаются с мнением младших членов семьи. На что нужно обратить внимание взрослым?
«Родители воспитывали меня в строгости. Мне не разрешалось высказывать свои мысли, желания, моя жизнь была четко распланирована мамой и папой. «Не спорь со старшими», «Ты должна хорошо учиться», «У тебя никто не спрашивал» – примерно так со мной разговаривали с самого детства. Потом у меня появилась привычка кусать губы. Они покрывались коркой, лопались, вокруг образовывалась зудящая сыпь. Дерматолог прописывал какие-то мази, настойки, но все повторялось снова. Когда я уехала от родителей и обратилась к психологу, мы нашли причину моей привычки, которая, кстати, осталась до сих пор. С родителями я почти не общаюсь, у нас не сложилось добрых отношений, но в этом нет моей вины».
Ребенок кривляется и паясничает
Когда малыш корчит рожицы и кривляется, тем самым он старается привлечь к себе внимание окружающих. Обычно дети так себя ведут, потому что чувствуют в себе неуверенность. Им кажется, что они хуже остальных девочек и мальчиков, поэтому паясничают и всячески обращают на себя внимание взрослых и детей. Если родители делают замечание, дети только радуются, ведь цель достигнута, и их заметили. Как правило, такое поведение сигнализирует о том, что родители регулярно критикуют ребенка: «Какой ты неуклюжий», «У тебя никогда ничего нормально не получается сделать», «Ты совсем глупый? Сколько раз тебе объяснять одно и то же?».
На заметку! Ребенок может кривляться и паясничать, когда у него появляется младший братик или сестричка. Так он привлекает внимание мамы, которая сутками занята новорожденным.
Елена, мама 6-летнего Руслана и 3-месячной Евы:
«Руслан всегда был спокойным, вежливым мальчиком. Но еще когда я была беременная Евой, он стал вести себя очень странно. Мог на улице начать кривляться, показывать языки прохожим, бегать и дико кричать в магазине. А после рождения Евы поведение Руслана стало еще хуже. Хорошо, что на форуме опытные мамы двоих и троих детей подсказали, что старшему сыну необходимо мое внимание. Я думала, что он уже взрослый и сам в состоянии себя занять. Но, оказывается, я ошибалась».
Малыш кричит, скандалит, обижает окружающих
Если кроха регулярно устраивает скандалы, это может говорить о том, что малыш скрывает какую-то серьезную проблему. Маленький человек в постоянном стрессе должен выплескивать негативные эмоции, и он это делает так, как умеет: швыряет игрушки, бьет и кусает маму, отбирает у соседского мальчика машинку. Часто такое поведение характерно для детей, которых воспитывает один родитель или бабушки с дедушками.
Самое удивительное, что агрессивные дети могут слышать от взрослых ободряющие слова: «Ты – мой самый лучший ребенок», «Я тебя обожаю», «Ты – моя единственная надежда в жизни». Кроха чувствует серьезный груз ответственности, ведь родители считают его идеальным, поэтому нужно соответствовать. Нервное напряжение, которое растет с каждым днем внутри, не дает ребенку покоя, и приходится с помощью агрессии освобождаться от негативных эмоций.
Когда необходимо обратиться к неврологу и психологу
Что в поведении ребенка должно насторожить родителей:
Чуткие и внимательные родители сразу же обратят внимание на то, что их ребенок странно себя ведет. Чтобы не упустить момент и вовремя решить проблему, нужно разобраться в ситуации или обратиться к специалистам, которые помогут найти выход.
Уполномоченный по правам ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.
Причины возникновения привычек
Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.
Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.
Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.
Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.
Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:
Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.
Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.
Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.
Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.
Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение. Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.
Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.
Что делать родителям
Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.
Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность
По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.
Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.
Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.
Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.
Если долгое время не удается самостоятельно справиться с вредной привычкой ребенка, вы можете прийти на очную консультацию к психологу.
В любом случае следует проявлять особое внимание к состоянию ребенка и его внутреннему миру. Проводите вместе как можно больше времени, чаще проявляйте любовь. Это поможет ребенку легче отпустить ненужное поведение, так как он почувствует, что вы его любите, даже когда не одобряете его поведения. Ваша любовь и безусловное принятие помогут ему справиться с вредной привычкой.