Ребенок обзывает взрослых что делать

Ребенок обзывает взрослых что делать

Практикующий социальный психолог. Специализируется на работе со школьниками.

Злиться — это нормально

Эмоция гнева — врождённая. Американский психолог Пол Экман отмечает, что это одна из пяти базовых эмоций. Среди них — отвращение, страх, счастье и печаль.

Хотя злость принято демонизировать, но на самом деле это полезная эмоция. Она сопровождается физиологической реакцией — повышением адреналина, кортизола, давления и сердечного ритма, приливом крови к мышцам. Гнев нужен, чтобы сделать человека сильнее и бесстрашнее в моменте, помочь ему защититься от «врагов». Злость подсказывает, что нам не нравится, и даёт энергию на изменение ситуации.

Восприятие и выражение злости — социальный паттерн. Дети учатся этому в ходе воспитания в семье, под влиянием культуры и опыта. Важно научиться правильно реагировать на детский гнев и объяснить ребёнку, как можно выражать злость экологично.

Если транслировать ребёнку, что его «не любят», когда он злой, и отказываться признавать его право на гнев — это может вылиться в проблемы с агрессией и распознаванием собственных эмоций. Дети, которым приходилось подавлять злость, часто в более взрослом возрасте не понимают, что им нравится, а что нет, как с ними можно обращаться, а как нельзя.

Как проявляются приступы злости у детей

В зависимости от возраста дети выражают агрессию по-разному:

Как бы ребёнок ни проявлял злость, важно разобраться в причинах происходящего, решить конфликт здесь и сейчас и предотвратить агрессию в будущем.

Почему ребёнок злится

Причины детской агрессии так или иначе связаны с неудовлетворением базовой потребности. Психологи выделяют пять нужд ребёнка: в уважении, в ощущении собственной значимости, принятии, связи с окружающими и безопасности.

Так, если он злится из-за того, что ему не купили желанную игрушку — потребностью может выступать не сама игрушка, а ощущение собственной значимости. Вероятно, с его мнением не посчитались и выбрали другую, неинтересную и некрасивую. В детском подсознании могло закрепиться: «Я недостаточно хорош для той игрушки», «Мама с папой не настолько меня любят, чтобы покупать ту игрушку», «Маме с папой не важны мои желания», «Меня не слышат, не ценят, не уважают, я плохой».

Психологи выделяют несколько возможных причин детской агрессии.

Реакция на фрустрацию. Ребёнок пытается преодолеть препятствие на пути к удовлетворению своей потребности.

Крайняя мера. Ребёнок испробовал все остальные способы, не удовлетворил свою потребность и испытывает беспомощность.

«Выученное» поведение. Ребёнок психует и злится, потому что копирует агрессивное поведение значимых взрослых, литературных и киноперсонажей, так как видит, что их действия привели к результату.

Как помочь справиться со злостью

Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так.

Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.

Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».

Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что. », «Ты сейчас зол из-за того, что. », «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.

Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.

Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста.

Как помочь предотвратить агрессивное поведение

Вот профилактические меры.

Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.

Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.

Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.

Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.

Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.

Источник

Крик, оскорбления, угрозы: как изменить общение с ребенком?

Агрессия родителей: что делать? Воспитание без наказаний

Когда речь заходит о таких понятиях, как психологическое подавление или психологическое подчинение личности ребенка, то перед нашим мысленным взором появляются образы неблагополучных семей, где родители злоупотребляют алкоголем, не работают, а дети являются для них балластом. По статистике, дети из неблагополучных семей действительно чаще других подвергаются грубому обращению, однако данное явление встречается и в самых обычных семьях.

Ребенок обзывает взрослых что делать. Смотреть фото Ребенок обзывает взрослых что делать. Смотреть картинку Ребенок обзывает взрослых что делать. Картинка про Ребенок обзывает взрослых что делать. Фото Ребенок обзывает взрослых что делать

Что такое психологически жестокое обращение?

А вы наказываете своих детей? Возможно, этот вопрос покажется странным — абсолютное большинство современных родителей ответит на него утвердительно, ведь воспитание без наказания невозможно. Но как отличить грубое отношение родителя, которое наносит серьезную душевную травму, от справедливого наказания или воспитательного процесса?

Когда речь заходит о ребенке, который не может оказать сопротивление, то чаще всего выделяют такое понятие, как психологическое пренебрежение. «Это последовательная неспособность родителя обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность», — объясняет психолог, член экспертного совета фонда «В ответе за будущее» Мария Холодцова. Есть и другой тип поведения, который превращается в психологически жестокое обращение для ребенка. «Это хроническая модель поведения, при которой родитель постоянно унижает, оскорбляет, издевается и высмеивает ребенка», — поясняет психолог.

Грубое обращение чаще всего протекает на фоне негативных эмоций родителя, когда тот переживает злость, ярость или безразличие. При этом родитель не просто кричит на сына или дочь, что, безусловно, само по себе разрушительно, но в словах присутствует унижение и намеренное оскорбление достоинства ребенка. Или родитель систематически игнорирует жалобы ребенка, не утешает его, понимая, как ребенок в этом нуждается, и таким образом причиняет ребенку страдания.

Давайте рассмотрим типичные примеры жестокого обращения с ребенком в обычных семьях.

Ситуация 1. Ребенок приходит из школы с очередной двойкой. Родитель принимает эту ситуацию очень близко к сердцу. Не разобравшись в причине плохой отметки, родитель кричит на ребенка, обзывая, оскорбляя и унижая его. Оправдания ребенка в расчет не принимаются. При этом родитель использует угрозы о физическом наказании.

Что чувствует в этот момент ребенок? Сильный страх и ужас. Между родителем и ребенком начинает расти пропасть непонимания, мотивация к обучению резко снижается.

Ситуация 2. Ребенок приходит из школы в слезах и с разбитым носом. В школе произошла драка. Родитель считает, что ребенок сам затеял ссору, он не интересуется подробностями происшествия, обзывает ребенка и обвиняет его в том, что тот сам виноват.

У ребенка появляется глубокое чувство вины, он и сам начинает верить в то, что только он является источником всех неприятностей.

Ситуация 3. Ребенок игнорирует очередную просьбу родителя об уборке комнаты. Родитель говорит, что более не желает общаться с ним. Бойкот длится неделю, несмотря на слезы и мольбы ребенка это прекратить. Ребенок подавлен, испытывает чувство вины, доверие к взрослому теряется.

Грубое обращение — из собственного детства родителей

«Родители всегда переносят опыт своего детства на общение с ребенком. Стереотипы агрессивного поведения прервать без посторонней помощи очень сложно. Работает следующая схема: раздражающая ситуация — агрессивная реакция — чувство вины — усиление негативного отношения к себе и к ребенку — и вот „безобидный“ повод становится раздражителем, — говорит Мария Холодцова. — Нужно стараться разорвать этот порочный круг».

Научные исследования подтверждают, что психологические травмы, полученные в детстве, оказывают влияние на дальнейшее развитие человека. Такие дети чаще испытывают трудности в школьном обучении и общении, они также могут быть подвержены депрессии.

По статистике психологически травмированные дети чаще других ведут себя агрессивно. Более того, частое столкновение в детстве с агрессией со стороны взрослого может привести к тому, что человек будет постоянно становиться чьей-то жертвой — обстоятельств или людей. Детские травмы влияют на выбор способов реагирования в опасных ситуациях — снижается уровень доверия к себе и окружающему миру в целом.

Тем не менее, ряд исследователей доказывает, что каждый ребенок обладает своим уникальным характером. Если для одного человека пережитые в детстве травмы послужат стимулом быть более выносливым, гибким и психологически устойчивым, то для другого обида на родителей станет смыслом всей его жизни.

Ребенок обзывает взрослых что делать. Смотреть фото Ребенок обзывает взрослых что делать. Смотреть картинку Ребенок обзывает взрослых что делать. Картинка про Ребенок обзывает взрослых что делать. Фото Ребенок обзывает взрослых что делать

Как изменить свой стиль общения с ребенком?

Так или иначе, большинство экспертов сходятся на том, что оставаться безучастным в ситуации, когда ребенок переживает психологическую травму, ни в кое случае нельзя. Родителям нужно стремиться искать пути понимания и построения добрых отношений. Первым шагом может стать осознание необходимости изменений. Дальше план действий может состоять из следующих шагов:

К сожалению, не все люди усилием воли могут изменить собственное поведение. Работа с психологом, направленная на осознание семейной истории, особенностей своего поведения, выработку новых форм взаимоотношений с ребенком может и обязательно станет новой точкой отсчета в жизни вашей семьи и в жизни семьи ваших детей.

Три года назад в России заработал телефон доверия для детей, подростков и их родителей. Работающие на нем профессиональные психологи стараются помочь всем нуждающимся в поиске решений в каждой конкретной ситуации. На телефон доверия можно звонить из любой точки России абсолютно бесплатно по номеру: 8 800 2000 122.

Источник

Что делать, если ребёнок обзывается на родителей и дерётся

Ребенок обзывает взрослых что делать. Смотреть фото Ребенок обзывает взрослых что делать. Смотреть картинку Ребенок обзывает взрослых что делать. Картинка про Ребенок обзывает взрослых что делать. Фото Ребенок обзывает взрослых что делать

Ребенок обзывает взрослых что делать. Смотреть фото Ребенок обзывает взрослых что делать. Смотреть картинку Ребенок обзывает взрослых что делать. Картинка про Ребенок обзывает взрослых что делать. Фото Ребенок обзывает взрослых что делать

Как правильно себя вести, если ребёнок обзывается на родителей и может замахнуться, когда злится, отвечает психолог Юлия Гусева.

Как научить ребёнка не обзываться

Дети постепенно усваивают нормы и правила, которые существуют в обществе. Задача взрослых – помочь им в этом.

Чаще всего ребёнок проявляет по отношению к родителям агрессию, когда испытывает негативные эмоции: злость, гнев, раздражение. Это совершенно нормальные человеческие эмоции, каждый из нас их испытывает. Ни в коем случае нельзя запрещать проявление негативных эмоций и чувств.

Но при этом обзываться, драться или замахиваться для ребёнка тоже недопустимо. Родители должны помогать избегать социально неприемлемого поведения. То есть агрессию малыша важно принять, признать её наличие и предложить малышу социально приемлемый способ выражения агрессии.

Основное правило: злиться можно, бить людей нельзя.

Как научить ребёнка проявлять эмоции без агрессии:

Малышу потребуется некоторое время, чтобы усвоить эти правила, это нормально. Главное — не ругайте.

Рассмотрим ещё один пример: «Сыну почти 3 года. И вот какая проблема – ребёнок дерётся, бьёт дедушку, бабушку, папу, может обозвать, в том числе и матом, со мной себе такого не позволяет». Мы попросили ответить на вопрос двух наших экспертов.

Большинство детей двух-трёх лет по тем или иным причинам обзывают и бьют родителей. Они могут решать разные задачи этим способом. Обязанность родителей — в любом случае физически не допускать неприемлемого поведения. Но также важно понять, чего хотел добиться малыш, и предложить допустимые способы поведения. Это поможет удовлетворить потребности, которые стоят за гневом, протестом, обидой.

В описанной ситуации помощь состоит в том, чтобы дать название чувствам, которые испытывает ребёнок:

Иногда самого обозначения достаточно, чтобы овладеть собой. Пока я не понимаю, что со мной, на обуревающие чувства накладывается тревога, но стоит дать состоянию имя, как пугающая неизвестность проходит, и остаётся только исходная эмоция. Бывает, что переживание слишком сильное. Тогда уместно выражение сочувствия, поддержки и настойчивость в сохранении границ:

Профилактика поведения, когда ребёнок обзывается и дерётся

Невозможно избежать ситуации, когда малыш попробует ударить. Но лучше не доводить до того, когда ребёнок в свои 2–3 года обзывает и бьёт родителей регулярно. Любому человеку легче, когда необходимость не наступает внезапно и присутствует выбор.

Для первого полезно предупреждать даже самых маленьких — не повторять несколько раз одно и того же, а именно использовать предвестников:

Для второго ищите опции для одного и того же требования, предлагайте разрешённые способы действовать.

Что для взрослого — «не баловаться», то ребёнку — беспредметная формулировка. Важно озвучивать требования, претензии к ребёнку в зримых, вещественных, наблюдаемых формах. Не «плохо обижать папу», а «я не хочу, чтобы ты ударяла меня». Не «перестань баловаться», а «иди шагом», «говори тише», «нельзя скидывать вещи с полок» и т. п.

Вы выступаете образцом и поведения, и языка, поэтому стремитесь сохранять корректность и доброжелательность. Даже когда ребёнок обзывается и дерётся. Говорите от своего лица: «не ударяй меня, мне не приятно / больно». В большинстве случаев вдобавок ко всем конструктивным действиям сердитого ребёнка полезно обнять с его разрешения.

150 игрушек и занятий для дома

Бесплатная подборка для детей с 0 до 5 лет

Всё, что происходит с ребёнком, так или иначе связано с тем, что его окружает. Дети копируют поведение взрослых, нередко реагируют на ситуации точно так, как это делают взрослые. В данном случае это в первую очередь касается нецензурных выражений. Никто не может научиться ругаться, если в его среде это не принято. Да, иногда дети «приносят» из детского учреждения (садик, школа) плохие слова. Но обычно эти слова не становятся частыми в лексиконе ребёнка, если родители дома их не используют.

Поэтому обратите внимание на то, что происходит в вашей семье. Бывает ли такое, что взрослые нецензурно выражаются? Бывает ли, что взрослые обзывают друг друга? Если такое бывает, то не нужно исправлять поведение ребёнка. Оно – следствие поведения и реакций взрослых. Единственный способ в таком случае – это изменить отношения между взрослыми в семье. Возможно, это непросто, но стоит отказаться от нецензурных выражений по отношению друг к другу, от брани и других проявлений вербальной агрессии. Возможно, в семье имеют место и другие формы агрессии. Например, замахивания, кинутые предметы, т. д.

Важно обратить внимание на то, что ребёнок обзывается не на всех. Он неодинаково относится к матери и другим взрослым. Точнее, позволяет агрессивное поведение ко всем, кроме матери. Приглядитесь к тому, как вы общаетесь с сыном и как другие. Что-то в вашем поведении не даёт ему проявлять агрессию по отношению к вам. Возможно, остальным членам семьи стоит перенять у вас какие-то формы взаимодействия с малышом.

Правда, возможна и обратная ситуация. Бывает, что ребёнок не проявляет агрессии именно к тому члену семьи, которого он боится. Например, если этот член семьи сам отвечает на агрессию агрессивным поведением.

Но как же объяснить, что нельзя драться? Хорошо действует такой способ. Если малыш замахивается на другого члена семьи, то нужно твердо перехватить его руку и сказать:

— Драться нельзя. У нас в семье никто не дерётся. Я не бью тебя, маму и бабушку. Мама не бьет ни тебя, и меня. И ты не будешь меня бить.

Обычно через некоторое время ребёнок усваивает нормы поведения и перестает драться. Однако это способ работает только в том случае, если малыш не получает шлепки, если в семье нет рукоприкладства и проявлений вербальной агрессии.

Источник

Консультация для родителей «Как отучить ребенка обзываться?»

Ребенок обзывает взрослых что делать. Смотреть фото Ребенок обзывает взрослых что делать. Смотреть картинку Ребенок обзывает взрослых что делать. Картинка про Ребенок обзывает взрослых что делать. Фото Ребенок обзывает взрослых что делать Ирина Сергеевна Панова
Консультация для родителей «Как отучить ребенка обзываться?»

Часто взрослые задают себе вопрос, как отучить ребенка обзываться, в случае если слышат от их ребёнка грубые, расстраивающие, обидные, то есть плохие слова. Такие фразы как «уйди», «не твоё дело», слова-обзывалки «ты – ужасная», «ты – глупая», «ненавижу» задевают чувства, обижают, ставят в тупик.

В лексике ребёнка такие слова появляются не просто так, а по каким-то определённым причинам.

Ребенок обзывает взрослых что делать. Смотреть фото Ребенок обзывает взрослых что делать. Смотреть картинку Ребенок обзывает взрослых что делать. Картинка про Ребенок обзывает взрослых что делать. Фото Ребенок обзывает взрослых что делать

1. Почему малыши произносят плохие слова

В младшем дошкольном возрасте дети произносят «плохие» слова, даже не осознавая их значения, просто повторяя за другими. Такие слова в таком случае становятся способом выражения сильной эмоции, либо не купили желаемую ребёнком игрушку, либо получили запрет на что-то.

Не стоит показывать, что мама расстроилась, услышав грубое заявление, но и сводить к шутке – тоже не лучший вариант. Необходимо спокойно убедить ребёнка в том, что некоторые слова не стоит употреблять, что есть слова, которые могут обидеть и ранить человека.

2. Почему дети старшего дошкольного возраста произносят плохие слова

Родителям необходимо разъяснять ребёнку вопросы о хорошем и плохом. Замечаний и беседы по душам может хватить, чтобы разрешить вопрос. Но если, несмотря на всё, ребёнок не прекращает повторять плохие слова, необходимо задуматься о причине, которая, возможно, не лежит на поверхности.

Ребёнок старается быть похожим на смелого и отважного взрослого, за которым повторяет, или просто произносимая взрослым фраза, воспринимается как норма. (Необходимо разобраться, правильные ли фразы, произносит взрослый)

Ребёнку не хватает внимания со стороны взрослых, и тогда он стремиться получить его любым способом, чаще отрицательным. Важно уделять ребёнку достаточно времени, не стоит подменять общение дорогими подарками и игрушками. Научите своего ребёнка выплёскивать отрицательные эмоции такими способами: порвать бумажки, нарисовать смайлик-эмоцию.

3. Чего нельзя говорить и делать взрослым

— Нельзя уступать: «Хорошо, возьми, только не плачь!». Уступки только укрепят плохое поведение и грубую речь. Не стоит понимать данную рекомендацию превратно, иногда родители сами поступают неправильно, например, сначала обещают, а потом отменяют свое обещание, или за небольшое поощрение, требуют выполнения нескольких сложных действий от ребенка.

— Нельзя вступать в перепалку с ребёнком: «Сам дурак!» Взрослому надо понять своего ребенка, помочь ему успокоиться.

— Нельзя взрослому нервничать и кричать. Ребенок должен получить возможность выразить свои эмоции.

— Нельзя показывать ребёнку свое безразличие к нему. Иначе вы не сможете найти взаимопонимание с ребенком.

Родителям очень важно быть для своего ребёнка надёжной опорой и поддержкой, они должны давать ему почувствовать любовь к себе со стороны родителей. Тогда ребёнок будет расти без потребности и желания компенсировать свой неуспех с помощью «плохих» слов и плохого поведения.

Консультация для родителей «Как научить ребенка играть» Консультация для родителей «Как научить ребенка играть» Умение ребенка играть самостоятельно следует всячески развивать. Но вовсе не потому,.

Ребенок обзывает взрослых что делать. Смотреть фото Ребенок обзывает взрослых что делать. Смотреть картинку Ребенок обзывает взрослых что делать. Картинка про Ребенок обзывает взрослых что делать. Фото Ребенок обзывает взрослых что делатьКонсультация для родителей «Как научить ребенка дружить» Ребёнок нуждается в друзьях. И заинтересованность в этом родителей отнюдь не меньше, чем детей. Дружба — это фактор умственного, двигательного.

Ребенок обзывает взрослых что делать. Смотреть фото Ребенок обзывает взрослых что делать. Смотреть картинку Ребенок обзывает взрослых что делать. Картинка про Ребенок обзывает взрослых что делать. Фото Ребенок обзывает взрослых что делатьКонсультация для родителей «Как не надо кормить ребенка» Питание ребенка надо организовать так, чтобы с едой получал все вещества, необходимые для восполнения энергетических затрат растущего.

Консультация для родителей «Как не срываться на ребенка, как не кричать на него?» Почему родители кричат на своих детей?Как этого избежать?Крик считается самым малоэффективным методом воспитания из всех возможных. Но.

Консультация для родителей «Как отучить ребёнка от пустышки» Консультация для родителей Как отучить ребёнка от пустышки? Соска становится для крохи самым настоящим другом, поскольку с ней он проводит.

Консультация для родителей «Как воспитывать ребенка счастливым?» 14 уникальных советов 1. Начните с себя. Следите за тем, чтобы у Вас всегда было хорошее настроение. Правильно питайтесь, отдыхайте, высыпайтесь,.

Консультация для родителей «Как развивать память ребенка» С каждым годом замечаю, что память детей катастрофически нуждается в развитии. В этом учебном году я набрала группу трехлеток и обнаружила.

Консультация для родителей «Воздействовать на ребенка. Как?» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад компенсирующего вида №10 «Золотая рыбка» Консультация.

Консультация для родителей «Как развлечь ребенка в дороге» 1. Игра «Я знаю пять…» В классическом варианте в эту игру играю с мячом, но в дороге мяч можно вполне заменить хлопками. Я знаю пять овощей.

Источник

Что делать, если ребенок семи лет огрызается?

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Семь лет — кризисный период в жизни ребенка, когда он из состояния «хочу» переходит в состояние «должен». Психологи говорят, что это единственный кризис, который «спущен» социумом, ведь в это время человек идет в школу. Что же делать, если ребенок семи лет огрызается? Как ему помочь и как оградить себя от его грубости? Рассказывает семейный психолог Наталия Матвеева.

Ребенок обзывает взрослых что делать. Смотреть фото Ребенок обзывает взрослых что делать. Смотреть картинку Ребенок обзывает взрослых что делать. Картинка про Ребенок обзывает взрослых что делать. Фото Ребенок обзывает взрослых что делать

В чем причина?

Хорошо, если в семье с раннего возраста детей установлены какие-то правила. Если понятия «должен» и «надо» не что-то далекое и пугающее, а то, что можно воспринимать спокойно. Все мы должны чистить зубы перед едой. Убрать тарелку со стола. Собрать вечером разбросанные по квартире вещи. Когда дети приучены к таким простым понятиям, школа со своими требованиями не свалится им на голову, как снежный ком.

Но даже если до школы у ребенка были свои обязанности и правила, даже если родители с ранних лет приучили его к помощи, к труду, все равно школьная жизнь является очень большим стрессом в его жизни. И это объяснимо: ведь ты впервые идешь в какой-то большой коллектив, впервые ты ходишь куда-то по часам, ты не можешь опоздать, не можешь что-то не выполнить. Масса взаимодействий, масса детей, которые могут начать над тобой смеяться или как-то оценивать. Нужно строить дружеские контакты, нужно привыкать, что в твоей жизни появляется еще один значимый взрослый — учитель.

Есть и еще один момент: меняется статус родителей. Раньше мама была именно мамой, которая заботилась, кормила, куда-то водила, развлекала, лечила. А тут она становится для своего ребенка в каком-то смысле надзирателем.

Ребенок обзывает взрослых что делать. Смотреть фото Ребенок обзывает взрослых что делать. Смотреть картинку Ребенок обзывает взрослых что делать. Картинка про Ребенок обзывает взрослых что делать. Фото Ребенок обзывает взрослых что делать

Часто мы на консультациях с клиентами затрагиваем этот вопрос, и люди вспоминают семилетний возраст с болью, говоря: я будто потерял свою мать. Хотя мама, в общем-то, никуда не делась, но она стала выполнять другие функции — организующие, контролирующие.

Только представьте, человек жил-жил, играл, гулял, и вдруг наступает момент, когда появляется что-то очень-очень важное, чего ты не можешь изменить, нравится тебе это или нет, чему ты не можешь противостоять. И мама тоже становится другой, она постоянно чего-то требует — и оказывается, что у тебя две учительницы: одна в школе, другая дома.

И конечно, когда от детей постоянно что-то требуют, они довольно быстро взрослеют и могут начать спорить, грубить, хитрить, потому что уже могут видеть последствия своих действий и пытаться их избежать. Некоторые девочки в этом возрасте начинают наряжаться, просить туфли на каблуках, пытаться красить губы. И вот такой чувствующий себя взрослым ребенок может начать родителей очень раздражать. Ведь они по-прежнему хотят видеть ребенка, который бы им угождал, слушался, смотрел маме и папе в рот. То есть они требуют от него, с одной стороны, быть самостоятельным, организованным, взрослым, а с другой стороны, оставаться таким же послушным малышом.

Что делать?

Что же с этим можно сделать? Когда ребенок начинает огрызаться, спорить, важно подумать: а что он этим поведением хочет мне донести? Первое возможно, он просто не умеет делать то, чего вы от него требуете. Если в три-четыре года за него все делали, если были провалы в волевой сфере, ему может быть очень сложно. И злость ребенка может быть направлена именно на это: от меня требуют то, чего мне, по сути, не дали, чему меня не научили. Ведь часто бывает, что за детей делают всё, а в семь лет резко начинают требовать взрослой жизни, не дав соответствующих навыков.

Второе: дети чувствуют себя взрослыми, а родители не дают им самостоятельности и свободы, которых они просят. Делают за них уроки, проверяют портфель перед выходом, спорят из-за каких-то школьных требований: «Нет, я лучше знаю, нужно вот так подчеркнуть, дай мне!» Дети из-за этого могут злиться и спорить. И здесь очень важно научиться доверять ребенку. И здесь очень важно научиться доверять ребенку — так можно реально свести на нет его отрицательную реакцию.

В семь лет ребенку очень важно, чтобы замечали его плюсы и удачи. Ведь оценивание — это тоже то, что впервые начинает появляться в жизни человека. Да, и раньше мы могли замечать, например, какую он классную нарисовал картинку или еще что-то, и чаще всего это была похвала. Но сейчас он впервые видит красный карандаш, который потом как красная тряпка преследует нас по жизни.

Вспомните, когда у вас появилась какая-то неуверенность в себе? Практически все говорят о том, что в начальной школе. Кроме того, учителя могут некорректно указывать на ошибки, это может быть при всем классе, это может быть грубо. Для ребенка стресс, когда все его оплошности выносятся на всеобщее обсуждение.

Ребенок обзывает взрослых что делать. Смотреть фото Ребенок обзывает взрослых что делать. Смотреть картинку Ребенок обзывает взрослых что делать. Картинка про Ребенок обзывает взрослых что делать. Фото Ребенок обзывает взрослых что делать

Никто из нас понятия не имел в младшей школе, что у нас получается хорошо. Но мы точно знали, что у нас получается плохо. Поэтому очень важно в этом возрасте показывать ребенку то, что он деалет хорошо. Семилетние дети очень чувствительны к оценке, не нужно бояться их поощрять и хвалить.

Когда ребенок огрызается, родителям полезно немного отстраниться от ситуации и подумать, а что они сами обычно делают в такие минуты? Подумайте, как вы реагируете, когда от вас что-то требуют, а вы не готовы, когда на вас давят, а вы чего-то не хотите, когда о вас чрезмерно заботятся? Как вы общаетесь со своими близкими? Если в семье закреплена такая модель поведения, ребенок будет выдавать абсолютно то же. И тут нужно начинать с себя. Объясняя, разговаривая с ребенком: да, я тоже так делаю, но это непродуктивно. Давай договоримся, что ни ты, ни я так разговаривать не будем. Давай попробуем начать себя вести как-то по-другому.

Огрызание — это выражение злости. А злость чаще всего возникает из-за нарушения личных границ. В семь лет ребенок может испытывать очень разные чувства, но пока не уметь их выразить, не понимать, что с ними можно сделать. Поэтому, когда ребенок огрызается, очень важно с ним поговорить и спросить: а что сейчас происходит? Ты сердишься? А на что ты сердишься? Как я тебе могу помочь? Что ты хочешь, чтобы я сейчас сделал?

Да, он может сказать «в школу не хочу ходить» или «по дому ничего не хочу делать». Для этого в семье и должны быть правила, и ребенок к этому возрасту точно должен их знать. «Папа ходит на работу, ты ходишь в школу. Мы семья, мы все вместе, у каждого в доме есть свои обязанности».

Если ребенок это знает, то ему просто нужно помочь понять, что сейчас появляются еще какие-то новые ограничения, какие-то новые правила. Но также ему надо помочь понять, что родители его поддержат, помогут — и, прежде всего, помогут справиться со своими бурными чувствами. Самому ребенку понять, что с ним происходит, очень трудно — но очень важно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *