Ребенок очень медлительный в школе что делать

Ребенок очень медлительный в школе что делать

Гиподинамический синдром: «медлительные дети»

Гиподинамический синдром – это не просто темперамент или черты характера. Это врожденная слабость процессов возбуждения в центральной нервной системе. Поэтому такому ребенку чисто физически с рождения постоянно необходима внешняя стимуляция со стороны взрослых. Очень важно понимать, что своим медлительным поведением он не хочет никого злить, он не ленится и не капризничает, он правда не может быть «шустрее»!

Причинами такого состояния могут быть особенности перинатального периода: заболевания, гипоксия, травмы, а также семейная предрасположенность.

Ребенок очень медлительный в школе что делать. Смотреть фото Ребенок очень медлительный в школе что делать. Смотреть картинку Ребенок очень медлительный в школе что делать. Картинка про Ребенок очень медлительный в школе что делать. Фото Ребенок очень медлительный в школе что делать

Как распознать гиподинамический синдром?

Дошкольный возраст

Школьный возраст

Ребенок очень медлительный в школе что делать. Смотреть фото Ребенок очень медлительный в школе что делать. Смотреть картинку Ребенок очень медлительный в школе что делать. Картинка про Ребенок очень медлительный в школе что делать. Фото Ребенок очень медлительный в школе что делать

Как помочь?

Что делать со школой?

Нельзя ни в коем случае отдавать неподготовленного гиподинамичного ребенка в школу! Он не сможет «наверстать»! Лучше подождать еще год в детском саду и обязательно ходить на подготовительные курсы. Желательно – к той учительнице, к которой планируется приход в 1 класс. Идеальная учительница для таких детей — похожая на самого ребенка — спокойная, терпеливая, не вспыльчивая, не слишком требовательная к безукоснительной дисциплине в классе. В противном случае ребенку будет сложно, может быть полная потеря интереса к учебе.

Перед началом учебы желательно поговорить с учителем, предупредить о наличии такого синдрома у ребенка, чтобы учитель был вашим союзником.

При выполнении домашних заданий родители должны быть очень терпеливы не ускорять ребенка, однако помогать ему не отвлекаться. Выполнять задания нужно от простых к сложным. И, конечно, не забывать хвалить!

Источник

«Существует миф, что все сложности темперамента и поведения — всегда проблемы нервной системы»

Ребенок все делает медленно, отстает от одноклассников, везде опаздывает — это проблема или индивидуальная особенность? Вести к специалисту или расслабиться? Поговорили об этом с психологом Анной Соболевой и неврологом Вероникой Оранской.

Ребенок очень медлительный в школе что делать. Смотреть фото Ребенок очень медлительный в школе что делать. Смотреть картинку Ребенок очень медлительный в школе что делать. Картинка про Ребенок очень медлительный в школе что делать. Фото Ребенок очень медлительный в школе что делать

Вероника Оранская — невролог, эпилептолог клиники доказательной медицины EVIclinic и ценра эпилептологии и неврологии им. А. А. Казаряна (г. Краснодар). Ведет блог в «Инстаграм».

Ребенок очень медлительный в школе что делать. Смотреть фото Ребенок очень медлительный в школе что делать. Смотреть картинку Ребенок очень медлительный в школе что делать. Картинка про Ребенок очень медлительный в школе что делать. Фото Ребенок очень медлительный в школе что делать

— Симптомом какого заболевания может быть медлительность ребенка?

— Если это темперамент человека, когда он все делает медленно, но обстоятельно, одна ситуация. Если он делает все медленно потому, что не понимает, как действовать быстрее, отвлекается или для него это максимально возможная скорость деятельности, уже другая. В первом случае, как правило, проблем нет. Ребенок постепенно адаптируется к условиям среды, а она принимает во внимание эту особенность. Когда медлительность обусловлена нарушением учебных навыков, например, при дислексии, то с увеличением объемов нагрузки будут ухудшаться и показатели производительности. Если нарушение серьезное, то даже при работе с ним оно может сохраняться. Еще можно говорить о медлительности в контексте ослабленного физического состояния человека.

— Это может быть на фоне нарушений со стороны щитовидной железы, при анемии. Сегодня популярно вегетарианство, и далеко не все родители ставят в известность врача о своих пищевых традициях. А дети с ограниченным меню требуют постоянного мониторинга усвояемости питательных веществ. В случае таких проблем медлительность будет одним из проявлений заболевания: человек болен системно и не может что-то быстро сделать, потому что ослаблен.

— Какие еще болезни могут провоцировать медлительность?

— Чаще всего, как я сказала выше, это все-таки особенность темперамента либо какие-то системные процессы в организме. Иногда, если ребенок не справляется с действиями, которые требуют координации движений, развитой мелкой моторики, это может быть признаком какого-то двигательного нарушения. Например, легкие формы ДЦП с высоким уровнем общих моторных функций. То есть нарушение движений, связанное с повреждениями головного мозга.

— Разве можно не заметить проявлений ДЦП, пусть и легкой формы?

— Как правило, родители приходят с такими проблемами, то есть замечают. Все зависит от индивидуальных особенностей и степени повреждения. Когда ребенок рождается, его нервная система незрелая. И пока не придет время формирования тех или иных навыков, мы не можем сказать, есть ли задержка в развитии. Как правило, с 3–4 месяцев можно уже заметить симптомы ДЦП. Соответственно, чем позже они проявляются, тем меньше степень тяжести. Если у ребенка есть двигательные нарушения, они корректируются, прежде всего, лечебной физкультурой. Медикаментозно можно повлиять на мышечный тонус, течение генетических и других системных болезней, если лечение разработано. Подобных состояний не так уж много, а имеющиеся в виду препараты — это не ноотропы или прочие «улучшайзеры мозговой деятельности».

— А вообще, применяют в отношении медленных детей какие-то стимулирующие препараты?

— Это популярный вопрос на приеме у детского невролога. Действительно, у родителей существует миф, что все сложности темперамента и поведения — всегда проблемы нервной системы. Но это не так.

Волшебных таблеток тут быть не может, так как чаще всего, повторюсь снова, проблема либо педагогическая, либо это темперамент, либо это стационарное нарушение развития, сочетающееся с особенностями интеллекта. И в последнем случае мы тоже не можем кардинально изменить что-то.

Реально только попробовать научить работать максимально хорошо и слаженно то, что имеем. Это большая трудная работа. Родителей можно понять в плане поиска лечения, потому что специалистов дефектологов, которые могут помочь в такой ситуации, очень мало. Особенно на периферии. И все вокруг при этом говорят про «мы покололи витамины и все наладилось». Бывает тяжело принять, что работа с ребенком, у которого имеется какое-то нарушение, — это годы кропотливого труда без гарантии какого-либо результата.

— То есть все способы стимуляции активности у ребенка — это всегда работа над общим развитием?

— В основном это работа с режимом, адаптация ребенка к условиям среды. И опять же надо понимать и разделять: просто медленно все делает или совсем не справляется и быстро устает. Если последнее, то надо выяснять причину, почему. Родителям нужно спросить себя самих: «Проблема у ребенка или у окружающих?». Если первое, то на это надо обратить внимание. Если проблема у окружающих, то это проблема окружающих. Если человек привык обстоятельно обедать, а его торопят, то он разумно отказывается торопиться. Это не у него проблема, а просто кто-то ведет себя неадекватно. А если человеку надо что-то понять, но он не может, есть хроническая неуспеваемость, он не способен не только учиться, но и даже нормально держать столовые приборы, нарушена мелкая моторика, то лучше обратиться за консультацией к неврологу.

— А развитие крупной моторики может «убыстрять» медленных детей?

— Теоретически развитие крупной моторики способствует развитию ощущения себя в пространстве, и на базе схемы тела уже формируется схема разума. Но достоверных исследований на эту тему нет. Если ребенок развивается, бегает, прыгает, то теоретически он лучше будет осваивать ментальные задачи. Даже завязывание шнурков развивает пространственное мышление.

Ребенок очень медлительный в школе что делать. Смотреть фото Ребенок очень медлительный в школе что делать. Смотреть картинку Ребенок очень медлительный в школе что делать. Картинка про Ребенок очень медлительный в школе что делать. Фото Ребенок очень медлительный в школе что делать

Анна Соболева — психолог. Работает со страхами, тревожностью, напряжением.

Ребенок очень медлительный в школе что делать. Смотреть фото Ребенок очень медлительный в школе что делать. Смотреть картинку Ребенок очень медлительный в школе что делать. Картинка про Ребенок очень медлительный в школе что делать. Фото Ребенок очень медлительный в школе что делать

— Каково мнение психолога: медлительность ребенка — проблема?

— Ребенок может быть медлительным в силу особенностей нервной системы и темперамента. Может быть и так, что в стрессе ребенок делает все быстро, а в покое — медленно. Или, наоборот, — в стрессе замедляется, а в спокойной ситуации убыстряется. Могут быть и особенности когнитивных процессов, восприятия. Например, ребенок не научился обобщать информацию или структурировать ее, и сидя на уроке, он часть ее не воспринимает и не понимает. Поэтому он и замедляется, ему сложно сориентироваться. Или могут быть проблемы с вниманием. Тогда ребенок начинает все делать быстро и бодро, а через 10 минут его внимание переключается, и дальше он сидит с уроками 3 часа, пока к нему не подойдут. То есть все очень индивидуально, и надо смотреть на конкретную ситуацию. Но в целом медлительность как темп деятельности — особенность нервной системы и темперамента и может быть абсолютной нормой.

— А если это влияет на успеваемость в школе?

— Если есть какие-то сомнения в плане восприятия ребенком информации, у него есть проблемы с обучением, можно обратиться к нейропсихологу. Он проведет диагностику познавательных процессов и скажет — есть проблема или ее нет. В дошкольном и школьном возрасте все подобное хорошо компенсируется упражнениями и занятиями. Это может быть и специальная гимнастика, и встречи непосредственно с нейропсихологом. Может быть и так, что ребенок медлительный сам по себе, с ним все в полном порядке, но он не успевает сделать положенное за целый урок. Тогда тоже имеет смысл проконсультироваться у нейропсихолога.

— Чем это может помочь?

— Если нет никаких проблем с неврологией, если ребенок здоров, то надо понять причину такого замедленного темпа деятельности. И в зависимости от этого могут быть разные стратегии. Например, уровень тревожности во время контрольной работы у ребенка настолько высокий, что это мешает не то что успеть, а даже понять задание. Это происходит от стресса. Ребенок выпадает в запредельное торможение. Читает задание и не может его понять. Это бывает и у взрослых детей на ЕГЭ. Готовился, все знает, пришел на экзамен и впал в стопор. Если дело не в тревожности, стрессоустойчивость и когнитивные процессы в норме, то здесь тот случай, когда ребенку нужен индивидуальный подход в обучении.

— В чем он будет заключаться?

— Надо обсудить с педагогом возможные варианты. Наверняка что-то можно придумать. К примеру, дать возможность ребенку получить положительную оценку за творческое задание, которое он выполнит дома, если на контрольных не слишком справляется. В любом случае надо снять акцент с проблемы. Нужно помочь ребенку организовать свое время: устроить понятный и последовательный режим дня, научить его пользоваться часами, устанавливать таймер, чтобы занятие не растягивалось слишком надолго. Дома можно устраивать игры и делать что-то на скорость. Например, кто быстрее оденет куклу или сложит игрушки в коробку. Главное — помогать ребенку, давать ему инструменты для управления временем, а не ругать и обвинять в медлительности.

— Зачем нужен таймер?

— Ребенку, особенно маленькому, важно давать опорные точки во времени. Не «через 5 минут мы должны выйти», а когда таймер зазвенит один раз, мы должны быть в ботинках, а когда второй — в шапке, третий — мы выходим. Это понятные маячки. Можно договориться и с педагогом давать медлительному ребенку какие-то точки опоры, напоминания. Таким детям очень важна структура и режим. Чтобы была понятная, предсказуемая картина мира, чтобы он понимал, какие действия за чем последуют. Это будет снижать тревожность и организовывать. Потому что медлительность часто тянет за собой неорганизованность.

— Если мама очень быстрая, а ребенок все делает медленно, как избежать конфликтов?

— Действительно, бывает часто именно так. И мама все ждет, что ребенок подрастет и станет быстрым. Но нет, не будет. Важно понять — это особенность ребенка, он не может по-другому. Если на него кричать и подгонять, можно только развить невротические реакции. Невозможно изменить темперамент. Это такие качества, на которые мы не можем влиять педагогическими усилиями. Родителям надо подстраиваться.

— Например, если вы знаете, что сын долго ест кашу, а вам надо выйти куда-то к определенному часу, то просто заложите это время на завтрак и встаньте раньше. Можно ставить песочные часы и говорить: «Вот пока песчинки сыпятся, ты ешь», чтобы ребенок не замечтался.

— Спорт не поможет «ускорить» медленного ребенка?

— Занятия спортом всегда хороши. Спортсмены, в принципе, более организованы. Спорт учит владеть телом и ориентироваться во времени. Плюс развитие крупной моторики способствует развитию межполушарного взаимодействия, слухового и зрительного восприятия, повышает активность ребенка в целом и помогает лучше управлять своим поведением. Но надеяться на то, что спорт «ускорит» маленького человека, не стоит. Кстати, для медлительного ребенка и вид спорта нужно выбирать соответствующий. Не отдавать, например, в соревновательные виды, где часто проводятся эстафеты или другие упражнения на скорость. Лучше выбрать такие занятия, где ребенок сможет проявить себя самостоятельно, а не в сравнении с другими.

— Если ребенок был быстрый и стал вдруг медленный?

— Любые резкие изменения в привычном поведении ребенка должны насторожить. Это повод пройти обследование. Бывает, что психотравма может приводить к такой резкой смене темпа деятельности. Часто такие перемены могут вызывать физиологические проблемы. То есть в первую очередь нужно обратиться к врачу — педиатру, неврологу. У подростков такое изменение — повод заподозрить, не употребляет ли он какие-то запрещенные вещества.

Источник

Школьные трудности медлительных детей

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Школьные трудности медлительных детей

Школьные трудности медлительных детей могут долгое время оставаться без внимания учителя и родителей. У таких детей в подавляющем большинстве случаев уже к концу первого класса отмечается резкое ухудшение психического здоровья и снижение успешности обучения.

Подробнее об особенностях работы с медлительными детьми можно узнать из статьи М.М.Безруких, доктора биологических наук, профессора, академика РАО.

При решении учебных проблем младших школьников учителям начальных классов важно знать особенности медлительных детей.

Медлительные дети – особая группа риска, т.к. их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности, который обусловлен особенностями нервной системы.

Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это индивидуальная особенность человека, которую нельзя изменить, но необходимо учитывать в процессе обучения.

Медлительных детей примерно 10-20%. У них медленный темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость письма и чтения.

Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней обучения в школе.

Можно провести небольшой тест: положить перед ребёнком лист бумаги в клетку и попросить его поставить точку в каждую клетку (на любой строке), громко считая до десяти. В среднем дети шести лет выполняют задание за 10-12 с, семи лет – за 6-8 с. А скорость у медлительных детей в 1,5-2 раза ниже, чем у сверстников. У таких детей постепенно растёт утомляемость, появляются головные боли, нарушается сон, возникают новые и новые школьные проблемы. Заканчивается все, как правило, резким ухудшением здоровья, что нужна уже не только педагогическая помощь, но и лечение.

Взрослые люди могут произвольно изменять скорость своей деятельности и делать что-то быстрее и медленнее, но самый быстрый темп медлительного человека все равно будет ниже, чем темп обычного человека. А ребенок в шесть лет может работать только со свойственной ему оптимальной скоростью. Причем многие исследователи считают индивидуальный темп деятельности врожденной особенностью, существенно изменить которую практически невозможно.

Адаптация в школе медлительных детей во многом зависит и от того, как воспринимали взрослые (дома, в детском саду) эту особенность ребёнка. Если в семье к медлительности относятся спокойно, без раздражения, что-то помогают сделать, когда-то терпеливо ждут, ребёнок не чувствует своей медлительности, не воспринимает её как недостаток, а значит, не суетится, не нервничает.

Социальная ситуация развития медлительных детей до школы может складываться по-разному. Это определяет успешность и адаптации, и дальнейшего обучения.

Спешка, ограничение времени, постоянное «не успеваю» снижают качество работы. Нарушается качество чтения, письма, появляются ошибки и т.п. Медлительные дети не успевают за быстро меняющейся ситуацией. Постоянные неудачи обескураживают ребенка, трудности возникают не только потому, что есть реальные причины, но и потому, что теряется уверенность в своих силах. Если при этом делает замечания и учитель, и родители, то вместо поиска путей выхода ребенок сдается, теряет интерес и желание учиться.

Для медлительного ребенка все школьные нагрузки утомительны. Поэтому после школы ему лучше быть дома, в спокойной обстановке.

На успеваемость медлительного ребёнка влияет и стиль преподавания учителя. Темп речи учителя очень важен для восприятия. Быстрый темп речи доступен далеко не всем детям, часть информации при этом просто теряется.

Темп письма и чтения у медлительных детей никак не сказывается на качестве чтения. Медлительные дети часто читают очень хорошо, вдумчиво, умеют подробно пересказывать. Если удается найти варианты индивидуальной работы, которые позволяют медлительному ребенку работать в своем темпе, то процесс обучения может быть очень эффективным.

Особенности медлительных детей:

1.Скорость деятельности медлительных детей значительно ниже, чем у их сверстников. Следовательно, тезис «умеет (знает) – сделает быстро» неприменим к этим детям. Они могут все прекрасно знать и уметь, но не успевать выполнять.

2.У медлительных детей в 2 раза ниже продуктивность работы. Это значит, что они могут работать качественно, но медленно либо быстро, но некачественно. Постоянные требования учителя и родителей увеличить темп деятельности буквально толкают детей на снижение качества работы (ухудшается почерк, появляются ошибки, неправильно решаются примеры и задачи, нарушается эффективность чтения и т.п.).

3.У медлительных детей почти в 2 раза длиннее отрезок времени от сигнала к действию до начала самого действия. Эта особенность очень четко проявляется при включении ребёнка в работу и при переключении его на новый вид деятельности. Важно подчеркнуть, что при форсировании скорости выполнения задания время его выполнения не только не уменьшается, но увеличивается. Это свидетельствует о неэффективности «подгонки».

4.У медлительных детей значительно дольше формируются новые навыки, и поэтому так сложен процесс формирования всех учебных навыков и прежде всего письма.

5.Медлительные дети усваивают на треть меньше информации по сравнению с их сверстниками при одинаковой (быстрой) интенсивности её подачи, а если темп подачи информации ускоряется, то медлительные дети воспринимают меньше половины информации. Это позволяет понять, почему у активного, с быстрой речью, быстрыми движениями учителя медлительному ребёнку особенно трудно учиться.

При работе в оптимальном темпе качество и точность работы медлительного ребёнка могут быть очень высокими, но слабая сопротивляемость утомлению является тем неблагоприятным фоном, на котором проходит вся учебная деятельность медлительного ребёнка и в школе, и дома. Но это не означает, что умственная деятельность медлительного ребёнка качественно хуже. Если учителя и родители будут соблюдать основные правила работы с медлительными детьми в школе и дома, то процесс обучения ребёнка будет эффективным и качественным.

Основные правила работы с медлительными детьми в школе и дома

1.В работе с медлительным ребёнком особенно важно терпение и спокойствие. Главное – не торопить ребёнка, не напоминать о его медлительности, не ругать, не стыдить за медленный темп деятельности.

2.Необходимо сделать все возможное, чтобы медлительный ребёнок не чувствовал себя виноватым.

3.Необходимо создать условия для работы ребёнка в свойственном ему темпе. Таких детей в классе обычно трое-четверо. Можно организовать работу в малой группе, ещё лучше дать каждому индивидуальное задание.

4.Не следует торопить. Он будет работать быстрее, но начнёт суетиться, нервничать. При быстрой работе пострадает качество.

5.С первых дней обучения ребёнок должен понимать, что оценивается не объём работы, а её качество. Это особенно важно на начальных этапах обучения письму и чтению.

6.На проверочных и контрольных работах медлительный ребёнок должен либо получать меньший объём заданий, либо иметь большее время на их выполнение. Даже диктант целесообразнее провести с группой детей, которые медленно пишут (в этой группе могут быть не только медлительные обучающиеся, но и, например, дети, которые медленно пишут из-за несформированной моторной функции).

7.Медлительного ребёнка не рекомендуется в первом классе вызывать для быстрого ответа к доске или спрашивать места (если он сам не вызывается). Для того чтобы ребёнок привык отвечать, можно заранее предупредить его, важно, чтобы этот вызов не был неожиданным, т.к. ребёнок может не успеть переключиться на новый вид деятельности.

8.Задания с ограничением времени, соревнования «кто быстрее» и т.п. трудны для медлительного ребёнка. Качество их выполнения может быть гораздо выше при работе без ограничения времени.

9.Медлительный ребёнок должен иметь время на включение в любую деятельность, и самые простые ритуалы (разложить тетради, приготовить все необходимые для чтения и т.п.), повторяющиеся ежедневно, помогают ему успешно работать.

10.Четкая организация режима дня помогают медлительному ребёнку справиться с нагрузками, в определённое время включиться в работу. Учителю вместе с родителями рекомендуется спланировать режим дня такого ребёнка. В первом классе следует исключить все дополнительные нагрузки.

Подготовлено по материалам журнала «Управление начальной школой»

Источник

Кто такие «медленные дети» и почему не стоит их всё время подгонять

Когда мы выбираем школу, то смотрим рейтинги, оцениваем учителей, среду и так далее, но часто забываем про собственных детей. А они все тоже разные. И далеко не каждому с первого класса нужна прорывная гимназия. В книге «Образовательный невроз?» Екатерина Бурмистрова и Ксения Кнорре Дмитриева разбираются, как мы выбираем школы и каким типам детей нужен особый подход.

Про «медленного» ребенка можно писать отдельную книгу, рассказывая о его особенности в каждом возрасте и о том, как у него все устроено и что с этим делать. В рамках нашей книги важно знать вот что. У разных взрослых и детей на одни и те же задачи уходит совершенно разное количество времени и сил. Медленность ребенка никак не связана ни с воспитанием, ни с методиками, которые к нему применяются, ни со взглядами родителей, хотя что-то может усугубляться не подходящей ему системой воспитания. Но в целом медленность — это то, что просто дано в условии задачи.

«Медленный» ребенок — какой он?

Обычно «медленных» детей можно отследить уже в младенчестве, но если это первенец и родителям не с кем его сравнивать, они до поры до времени этого не замечают. В год-полтора, когда такой ребенок выходит на детскую площадку, его уже можно отличить от ровесников. А чем старше он становится, тем виднее его отличия по скорости.

У «медленного» ребенка медленное все. Он медленно жует и медленно глотает. Он медленно переводит взгляд. У него могут быть значительные отличия от среднестатистического темпа речи — при этом логопедических трудностей нет. У него речь в принципе беспроблемная, но более медленная, темп произнесения слов другой, паузы больше. Это чисто физиологическая особенность. Если сделать такому ребенку энцефалограмму, будет видна пауза, интервал между стимулом и возникновением реакции. У них как бы запаздывает ответ. Эти дети живут в мире, где все несутся с огромной скоростью, и они все время за всеми не успевают.

Медленность не помеха интеллектуальному развитию, если родители сумели ее учитывать с раннего детства

К сожалению, эта особенность очень часто не принимается взрослыми. Им кажется, что можно как-то ребенка ускорить. И он действительно ускоряется с возрастом — чем старше, тем быстрее, но это связано не с усилиями взрослых. Дело в том, что в нервной системе к шести годам заканчивается процесс миелинизации — покрытия миелиновой оболочкой нервных волокон. Эта оболочка — изоляция наших нервов. И как по изолированному проводу ток течет быстрее, чем по неизолированному, так и по миелинизированному волокну сигнал проходит быстрее. Но все равно даже в конце миелинизации «медленные» дети отличаются от остальных. И ускорить физиологический процесс миелинизации нервных волокон по собственному желанию мы не можем, как бы ни старались, ни ругали и ни поощряли.

Что важно знать про «медленного» ребенка?

Что чем больше его торопишь и дергаешь, тем сильнее он замедляется. Это основное ключевое знание о нем, которое нужно усвоить и потом не забывать и при подготовке к школе, и в начальной школе, потому что это не меняется даже у взрослых людей: поторапливание их отбрасывает к стартовой точке. И это особенно сильно проявляется, когда их прерывают. Например, «медленный» ребенок медленно рассказывает вам, что он понял по тому или иному предмету. Вы ему говорите: «Давай быстрей». «Медленного» ребенка это вернет к началу рассказа.

Классический пример того, как это выглядит в школе: «медленный» умный ребенок на вопрос учителя, подумав, отвечает так: «Эту задачу можно решить тремя способами. Первый способ такой-то (и начинает его медленно излагать). Второй способ такой-то…» — «Так, Иванов, давай уже быстрее, говори, что там у тебя дальше». А ребенок в ответ: «Эту задачу можно решить тремя способами. Первый способ такой-то…» Это не его выбор и не издевательство над взрослым — это его тип реакции на обрыв: «медленные» дети реагируют тем, что они возвращаются к старту и снова идут медленными шагами по ступенькам своего рассуждения.

У «медленного» дошкольника нет двухканального внимания. Это еще одно его важное свойство, о котором надо знать

«Медленные» дети не могут качественно заниматься двумя делами одновременно: не могут слушать и писать, есть и слушать, смотреть и есть. Эти дети абсолютно не многозадачны в принципе. Это часто те редкие дети, которые очень спокойны и могут хорошо играть сами — обычно они довольно интровертированы, у них хорошо развита фантазия, богатый внутренний мир, и уже в три-четыре года они могут занимать себя какими-то собственными мыслями. При высокой мотивации «медленный» ребенок может «ускориться» — например, быстро собраться в кино. При этом он, конечно, окажется в состоянии стресса, но стресс этот будет позитивным, мобилизующим.

Ребенок очень медлительный в школе что делать. Смотреть фото Ребенок очень медлительный в школе что делать. Смотреть картинку Ребенок очень медлительный в школе что делать. Картинка про Ребенок очень медлительный в школе что делать. Фото Ребенок очень медлительный в школе что делать

7 советов для родителей, как правильно выбрать начальную школу

Эту ситуацию легко пережить, если родитель тоже «медленный», но такое встречается редко. С «медленными» детьми прекрасно обходятся не самые молодые бабушки, у которых тоже по своим причинам замедленный темп, они уже не пытаются все успеть и спокойно могут подождать. С ними более комфортно.

С «медленными» детьми все хорошо, пока не начинаешь их вписывать в жесткие внешние ритмы. Быстро собраться в сад, быстро выйти из сада, быстро побежать на тестирование — они на это физиологически не способны. А если их поторапливать, накапливаются открытые окна задач, и это делает ситуацию абсолютно стрессовой, ребенок из нее выпадает.

Что делать?

Ближе к шести-семи годам с этим ребенком можно начинать разговаривать про его медленность, про то, что с этим делать, но до этого — только ее учитывать.

В Хельсинки есть музей, где вся мебель в несколько раз больше стандартной. Взрослый человек, заходя туда, оказывается в ситуации ребенка-дошкольника: кресло, на которое нельзя залезть, стол, который почти с тебя ростом, поэтому на нем ничего не видно, диван, на который надо еще постараться забраться, и так далее. Когда там находишься, вспоминаешь себя маленького. Так же и с «медленным» ребенком — хорошо бы понять, каково ему, искусственно создав себе такую ситуацию. Возможно, вы знаете кого-то из взрослых, кто сильно быстрее вас. Возможно, вы оказывались в ситуации, когда количество задач было выше вашей индивидуальной нормы. Чтобы понимать «медленного» ребенка, нужно либо читать воспоминания, либо вспоминать себя, если вы тоже были «медленным», и воссоздавать в себе детские ощущения.

Поищите родственника, который похож на вашего «медленного» ребенка, и возьмите у него углубленное интервью

Спросите его, как он чувствовал себя в детстве, сколько времени делал уроки. Попытайтесь соприкоснуться с миром «медленного» ребенка. Это не обязательно должен быть мужчина — есть «медленные» женщины и девочки, такие хрупкие цветочки.

Главная стратегия с «медленным» ребенком и до школы, и в начальной школе — ожидание того, что он дозреет.

Чему можно и нужно научить «медленного» ребенка?

Еще до школы необходимо научить его говорить: «Для меня это слишком быстро», «Извините, но я не успел». Это отчасти защитит его от негативной реакции других взрослых. Вам надо говорить с ним об этой его особенности — но в позитивном ключе и в нейтральное время, а не когда он «закопался» и все взвинчены. «Все разные, есть черепахи, а есть пантеры, никто из них не хуже и не лучше, просто у них разные качества. Черепаха, например, более защищенная, обладает очень высоким интеллектом и долго живет, а пантера быстро бегает и очень эффективно охотится. У тебя есть такие-то классные качества — ты замечательно собираешь конструктор, который никто из твоей группы собрать не может, или знаешь все виды динозавров (обычно у „медленных“ детей, если они не совсем заброшены, бывают очень крутые достижения, потому что никто, кроме них, не может так упорно сидеть и скрупулезно изучать какую-то тему), при этом тебе сложно делать то, то и то». Разговаривайте с «медленным» ребенком о психологии индивидуальных различий и о том, что часто люди не понимают его особенности, им кажется, что он специально всех задерживает.

Ребенок очень медлительный в школе что делать. Смотреть фото Ребенок очень медлительный в школе что делать. Смотреть картинку Ребенок очень медлительный в школе что делать. Картинка про Ребенок очень медлительный в школе что делать. Фото Ребенок очень медлительный в школе что делать

Дети-снежинки или одинокие волчата: можно ли воспитать ребёнка без травм

Со старшим дошкольником надо попробовать дать ему почувствовать, что он не может регулировать свой темп, предложив ему: «Попробуй сделать то-то еще медленнее» — он поймет, что это сложно. (Только не надо его просить сделать быстрее, потому что для него это стресс, — пусть попробует замедлить то, что он и так делает медленно.) Таким образом вы как бы покажете ему его темп и на этом фоне уже сможете пытаться с ним что-то делать. Ему полезно понять, что темп деятельности регулировать в обе стороны — как ускорять, так и замедлять — сложно. Для этого есть прекрасная детская игра «поехали, поехали, стоп», когда нужно специально останавливаться и медленно отмерять шаги, а можно попробовать поиграть в «молчанку», когда по правилам необходимо тормозить деятельность — не говорить, а молчать. Что-то не делать или делать медленнее, чем тебе свойственно, — это большая непростая задача. Если вы в это не верите, попробуйте сами, например, есть свое любимое блюдо в два или три раза медленнее, чем вы это обычно делаете, или набирать сообщение в мессенджере в несвойственном вам медленном темпе.

«Медленный» ребенок должен знать, что представляет для него трудность. Он должен понимать, когда устает

Обычно он устает еще и от интенсивности, которая заставляет его жить в ускоренном темпе. Он должен уметь говорить: «Мне нужна пауза», «Сейчас я уже устал и пойду посижу». Научите его выходить из игры, когда она становится для него утомительной, и не чувствовать себя при этом как-то не так.

Дети строят свою самооценку извне — как родители про них говорят, так они о себе и думают. Если «медленному» ребенку говорят, что он болван и тормоз, он и будет себя считать болваном и тормозом. А если вы скажете: «Ты человек очень вдумчивый, ты очень неторопливый, но зато ты классно разбираешься в том-то…» — он будет относиться к своей особенности спокойно. Возможность влиять на самооценку ребенка — настоящее волшебство дошкольного периода (у подростков все иначе: для них источник самооценки уже не родители, а совершенно другие люди).

Ставить такому ребенку таймер, песочные часы, задавать ему «для тренировки» промежуток времени, в который он должен уложиться с выполнением задачи, бесполезно, потому что он или будет переживать из-за того, что время заканчивается, или засмотрится на песок в песочных часах, вместо того чтобы делать быстрее. Лучше работает фраза «у тебя есть еще много времени, не торопись». Не «ты еще не надел второй ботинок», а «ты уже надел первый». Как только у них появляется ощущение, что времени достаточно, они могут ускориться в своем диапазоне. Но основной принцип — это выбирать интервал времени, за который этот ребенок в состоянии спокойно собраться, доделать, решить, доесть. То есть фактически это означает замедление темпа вашей жизни — это для них самое комфортное.

Ребенок очень медлительный в школе что делать. Смотреть фото Ребенок очень медлительный в школе что делать. Смотреть картинку Ребенок очень медлительный в школе что делать. Картинка про Ребенок очень медлительный в школе что делать. Фото Ребенок очень медлительный в школе что делать

4 стадии развития детского интеллекта по Жану Пиаже

«Медленным» детям в качестве домашнего тренинга полезно давать настольные игры, в которых есть задания на время, например «Тик-так, бум», «Make and Break» и другие, где участвует временной компонент, чтобы этот ребенок видел свой стресс. Собственно, даже «Мемори» для «медленного» ребенка является игрой на время, потому что в ней он видит, когда он подтормаживает, и чувствует, что если бы он играл в другом темпе, то был бы более результативен. В «Мемори» же надо быстро выбирать пары, темп часто задают другие игроки, «медленный» ребенок начинает отставать, и ему полезно это видеть. Только это должно быть «Мемори» не с «медленной» бабушкой или мамой, которая все время поддается, чтобы он не расстроился, а игра со сверстниками, чтобы он увидел свой реальный темп и понял, что есть люди, которые естественным образом это делают быстрее него. Это стресс, но стресс мобилизующий. (Но ставить его в ситуацию, когда он все время будет проигрывать, нельзя.) Если он пойдет в школу, не понимая, на каком месте среди «быстрых» и «медленных» детей он находится, ему будет еще сложнее. Ему нужно понимать: я «медленный», мне сложно успевать, но я не буду из-за этого переживать, потому что моя мама договорится с учительницей, чтобы я дописывал работу на перемене, или: да, мне сложно быстро доесть завтрак, это моя особенность, но я с детства такой.

Как подготовить такого ребенка к школе и к тому, что его там ждет?

«Медленному» ребенку, скорее всего, предстоит жестокий стресс в массовой системе образования, даже садовской, потому что вся наша система образования под медленность в принципе не подстроена, равно как и под вариативность ритмов. В ней темп один, и он довольно высокий, выровненный не по нижней, а по средней границе.

Вообще, все, что есть в массовой педагогике, для «медленного» ребенка — стресс, потому что другие дети выполняют задания быстрее. А «медленного» ребенка соревновательность не мотивирует, а затормаживает. Таких детей нужно не торопить, а успокаивать и подбадривать. Но это абсолютно невозможно без специальной подготовки.

Людям, которые живут и двигаются в быстром темпе, кажется, что ребенок над ними издевается, что он специально тормозит и что он может перестать

На самом деле — ни то, ни другие, ни третье. Когда такие дети попадают в коллектив и видят, что они медленнее других, они еще больше замедляются. Когда они видят, что все успели, а они нет, они рыдают и снова замедляются. То есть у них реакция на стресс — это замедление. Для того чтобы уменьшить замедление, нужно ребенка вывести из стресса, ему нужно показать, что все хорошо. В школе с ним возможно только одно эффективное взаимодействие: учитель подстраивается под его темп, а не ребенок под его. Это, к сожалению, однонаправленный процесс.

Что не подходит «медленным» детям?

Интенсивная программа подготовки к школе для них не подойдет — это будет их только невротизировать, а не развивать. В период подготовки к школе, на подготовке и в «началке» с «медленным» ребенком категорически нельзя составлять очень плотное расписание. Мы уже говорили о том, что сейчас родители в целом более мотивированы на подготовку, раннее и дошкольное развитие, и эта тема обычно в семье уже лежит в зоне невроза. Когда ребенок подтормаживает, а родители его все равно нагружают, это дает эффект глобального замедления. Если у ребенка шести лет — сад, подготовка к школе и еще пара занятий, он может сбросить темп еще больше. И хорошо, если мама может мотивировать его все делать самостоятельно. Но часто таких детей, которые глобально затормозились из-за чрезмерной нагрузки, начинают одевать, раздевать, собирать им рюкзаки на подготовку, на подготовке напоминают делать задания, и получается, что без мамы ребенок ничего делать не может.

Ребенок очень медлительный в школе что делать. Смотреть фото Ребенок очень медлительный в школе что делать. Смотреть картинку Ребенок очень медлительный в школе что делать. Картинка про Ребенок очень медлительный в школе что делать. Фото Ребенок очень медлительный в школе что делать

5 сложных черт характера, которые часто встречаются у единственных детей

Когда ребенок перестает самостоятельно делать то, что он делал раньше, это указывает на чрезмерную перегрузку. Его запредельное торможение — это реакция на усталость, защитная реакция. Если ее проламывать и ускорять его, могут проявиться психосоматика, высокая заболеваемость, поведенческие сложности.

Как медленность ребенка влияет на выбор школы?

Скорость ребенка — один из важнейших критериев выбора типа школы. Если «медленному» ребенку выбрать нагрузочную, быструю начальную школу типа традиционных государственных гимназий, он часто будет испытывать стресс, который ему не нужен.

О выборе более сложной школы для таких детей, возможно, стоит думать на следующей ступени развития, то есть в пятом-шестом классе, когда они чисто физиологически разовьются и станут чуть более быстрыми.

В начальной школе следует выбирать не столько школу, сколько учительницу — конечно, если есть такая возможность. Ребенка с низким темпом нельзя отдавать к учительнице с высоким темпом, которая либо очень неопытная, либо очень амбициозная, потому что она, сама того не понимая, будет задавать такой ритм, который ребенку недоступен. В таком классе он не будет чувствовать себя успешным.

Обычно самое тяжелое для «медленного» ребенка начинается в первом классе, в первую очередь потому, что появляются обязательные утренние вставания

Из-за этого первый класс надо максимально разгрузить, отказавшись от кружков, секций и других дополнительных занятий. Почему-то почти никто из родителей этого не понимает, и ребенка, наоборот, нагружают. А ему нужна диета впечатлений! Запишите то, на что вы хотите его водить, и поделите на три, если на три никак не можете, то хотя бы на два.

К «медленным» детям, как и ко всем другим, применимо правило: если вы сомневаетесь, что ребенку пора идти в школу, отдайте его на год позже. Но это правило родителями очень сложно принимается, тем более если ребенок первый.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *