Ребенок очень много говорит что делать
Ребенок очень много говорит
Вопрос:
Здравствуйте, Людмила! Хотела бы задать Вам вопрос про сынишку. Вообще-то считается, что женщины много и не по делу говорят. Шутка, конечно. Но мне становится не до смеха. Сыну 7 лет – привычка болтать без умолку. Даже я иногда уже не выдерживаю. Что-то постоянно рассказывает, спрашивает. Гости к нам придут – он и с ними о чем-то говорит-говорит. Спрашивала у воспитателей, нормально ли это и как он в садике с детьми и с ними. Они улыбаются – «Ну, вот такой он у Вас!». Что меня стало сейчас особенно беспокоить, это то, что ребята, с которыми он знакомится на улице, во дворе, сначала быстро с ним находят общий язык, а через какое-то время начинают уставать от него и сторониться. Причем, не только сторониться, но и злиться на него. Я иногда прямо сыну говорю – «Ты можешь помолчать уже?». Он в ответ смеется, и снова «бу-бу-бу». Но, конечно, больше всего переживаю, что сверстники его уже как-то не так смотрят на него.
Через несколько месяцев ему в школу. Как он там будет молчать на уроках – не представляю. А учителя, думаю, уже не будут так лояльны, как воспитатели. Подскажите, пожалуйста, как реагировать на такие проявления ребенка и можно ли как-то решить проблему. Заранее спасибо за Ваш ответ! Александра.
Ответ:
Здравствуйте, Александра! Спасибо за Ваш вопрос!
Действительно, нечастое проявление – повышенная говорливость ребенка. Казалось бы, ребенок говорит хорошо и много – ничего страшного в этом нет, и это лучше, нежели бы он молчал. Но не все так просто. Вы обращаете внимание, скорее, не на то, что он говорит, а как это происходит. А происходит везде и со всеми практически одинаково – без оценки имеющихся условий, по одному и тому же сценарию. Создается впечатление, что это такое уже навязчивое (повторяющееся) поведение.
С уважением, психолог Алтыева Людмила (8-911-920-23-18)
Мой ребенок постоянно говорит!
Похоже, этот ребенок просто не может провести ни минуты, не комментируя все вокруг. Он болтун или просто такой общительный? Как общаться с «говоруном» и надо ли учить его молчать, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Не могу молчать
— Детка, ну помолчи, пожалуйста, хотя бы одну минутку!
— Мам, ну не могу, ну честное-пречестное слово, ни минуточки! — ответил искренне ребёнок моей приятельницы.
Знаете таких детей? У ребёнка прекрасно развита речь, кажется, он может рассказать всё и обо всем, он не может не комментировать мультик, который смотрит, и не рассказать соседу в лифте о том, что мама вчера брила ноги — ну прямо как папа бороду. С таким ребёнком точно не заскучаешь! Но иногда хочется побыть хотя бы недолго в тишине, ненадолго выключить неумолкающую болтовню. А ещё успеть остановить ребёнка до того момента, когда он разболтает все семейные секреты и успеет вас поставить в неловкое положение. Зато такие дети приносят родителям один неоспоримый бонус: вы всегда знаете, что с ними происходило в течение дня, что они делал, что с ними делали, что они ели, с кем играли, что смотрели, и не обижали ли их.
Часто родители, чтобы отдохнуть от постоянного домашнего радиоприемника, ребёнка не особенно слушают. Просто иногда кивают или говорят «ага», чтобы он чувствовал присутствие собеседника, и в надежде, что когда-нибудь он выговорится и остановится. Но у постоянной речевой активности есть и свои причины, и эти причины не всегда упираются только во врожденный характер и темперамент: «Что уж с ним делать, если уж такой он уродился».
Выслушать и услышать
Где граница?
У ребёнка-«говоруна» ещё не очень сформированы личные границы, он не знает, что его, что не его. Родители легко вторгаются в его жизнь и его тело, и действиями — например, моют в ванной, помогают в туалете, и словами. Например, говорят — и часто непрерывно — что ребёнку нужно делать в каждый момент времени: не сиди, читай, ешь, иди, говори, стой, сиди ровно. То есть ребенок привык, что в него вторгаются с помощью непрерывного словесного потока, и делает ровно то же самое с членами семьи. Да, конечно, это нормально — помогать маленькому ребёнку во всем, и самим какое-то время говорить, как радиоприёмник, когда вы учите его разговаривать. Но постепенно, по мере взросления, родители делают мысленный шаг назад, предоставляя ребёнку все больше и больше самостоятельности и отдельного пространства, и он учится делать то же самое со взрослыми в семье и вне семьи. Учится оставлять их на некоторое время с их делами, чтобы реализовать свои интересные идеи.
Иногда много болтающий ребёнок «забалтывает» свои настоящие переживания и секреты. Не желая рассказывать о чём-то, он говорит обо всем на свете, вьёт петли, как заяц, запутывая следы, или птица, уводящая от гнезда. Иногда делает это сознательно (обычно в возрасте старше 6−7 лет) — тогда это может выглядеть так, как будто он врет, сочиняет разную белиберду. А иногда неосознанно, и даже сам толком не знает, что он скрывает, для него важно не приближаться к пугающим темам. В таких случаях стоит подумать, а что на самом деле так сильно может его волновать и пугать, попытаться аккуратно обсудить это с ребёнком или показать его детскому психологу. Потому что за скрытыми переживаниями часто начинают образовываться разные невротические симптомы, которые помогают психике прятать страшное подальше.
Что на уме, то и на языке?
А если ваш ребёнок болтун, который может и не болтает непрерывно, но не понимает, где и что можно рассказывать? Не умеет хранить секреты. Хранить молчание — это как раз навык, который может появиться в процессе развития, с помощью родителей. И он очень поможет дальше — в детском саду, в школе, на занятиях, в кино и театре, да и просто в жизни. Для детей нормально говорить по принципу «что вижу, о том пою». Таким образом они пытаются прояснить для себя, что вокруг происходит, используют громко те фразы, которые вы в сердцах прошипели, или сказали по телефону в тот момент, когда он «точно не слышал». Ничего не укроется от этих внимательных глаз и чутких ушей! Так что стоит с раннего возраста вводить правило «Дома можно обо всем говорить, из дома выносить только то, о чем спросили родителей»: это и про вещи, и про семейные новости и события. Нам нужно это правило, чтобы ребёнок знал: родители не обидят и не обидятся, даже если им рассказать что-то злое, страшное и пугающее. Но не со всеми людьми это работает так. Дети лет до 6−7 обладают слабой произвольностью, то есть способностью сознательно совершать действия, которые совпадают с намерением. Взрослые-то люди не всегда делают то, что серьёзно запланировали. Поэтому ругать ребёнка-дошкольника за то, что проболтался, занятие бессмысленное. Да и детей постарше тоже.
Как на это реагировать? Не слишком бурно, даже если информация выставляет вас в несимпатичном виде или является абсолютной неправдой. Вам не стоит оправдываться перед чужими людьми и рассказывать, как всё есть на самом деле, или стыдить ребёнка. Извинитесь при ребёнке: «Простите нас, нам не стоило это вам говорить». Ребёнок запомнит вашу реакцию и постарается в следующий раз сделать как мама или промолчать. Обязательно обсудите это дома: не ругайте, а именно обсудите! Уделите внимание его чувствам и переживаниям. Помните, ребёнок искал собеседника по какой-то важной для себя теме.
Можно понемногу тренироваться с ребёнком молчать: «Давай мы посмотрим этот мультик тихо, чтобы лучше всё услышать, а потом поговорим о том, что увидели». Можно тренироваться хранить секреты. Например, придумывать сюрприз для кого-то из членов семьи или друзей — и пытаться хранить молчание несколько часов, а потом несколько дней. Обсуждать, что делать сюрпризы очень трудно, но вы доверяете ребёнку, что у вас вместе все получится, как задумано. И наоборот, важно научить ребёнка, что он не должен хранить секреты от родителей! Если кто-то его обижает в школе, в детском саду, если происходит что-то, о чем вам важно знать: никогда ребёнок не должен хранить секреты про отношения с чужими взрослыми, особенно если эти взрослые предлагают или настаивают «хранить наш секретик».
Конечно, учиться понимать, что можно говорить и кому, а что нельзя — это довольно сложный навык, требующий и довольно высокого уровня развития эмоционального интеллекта ребёнка, и способности справляться со своей тревогой самостоятельно и разными способами. Но при помощи внимательных взрослых рядом он постепенно появляется.
Читайте также:
Фото: New Africa, Mark Nazh/Shutterstock
Кризис 7 года жизни
Содержание
Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.
Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.
Суть и особенности
Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.
Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.
В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:
Причины
Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:
Симптомы кризиса 7 лет у ребенка
В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:
Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.
Продолжительность
Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.
Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.
Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Психологи утверждают, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей малыша.
Как справляться: советы родителям от психологов
Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя. Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.
Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:
Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:
Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.
Последствия
Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:
Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:
Важно помнить, что кризисное состояние – это закономерность, которая открывает новые перспективы роста и развития. Главная задача взрослых – помочь ребенку справиться со сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так новоиспеченный школьник сможет преодолеть все сложности и совершить важный скачок психического роста.
Как помочь ребенку заговорить? Практические советы родителям
Речь формируется до 5 лет. В этом возрасте ребенок должен разговаривать, почти как взрослый.
Как родителям помочь малышу заговорить? Как понять, что есть задержка речевого развития? Что делать в этом случае? И бывает ли поздно что-то предпринимать? Спросили логопеда и многодетную маму Дарью Сенькову.
логопед, специальный психолог, автор блога @senkova.daria
Что нужно ребенку для развития речи?
Чтобы речь появилась, обязательно необходим фундамент:
Кроме того, у ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства общения.
Для этого необходимы:
Что могут сделать родители для запуска речи у ребенка?
Как распознать задержку речевого развития?
За речью ребенка нужно следить в любом возрасте, даже когда этой речи как таковой еще нет.
При нормальном речевом развитии до появления словесной, звучащей речи ребенок уже «разговаривает» со взрослым с помощью жестов, взглядов, криков, звуков. Так он усваивает структуру диалога – «скелет» общения, который потом обрастает речью. Если этот этап не пройден, дальнейшее развитие речи нарушается.
Нужно обращать внимание на отклонения от нормы.
В 3–6 месяцев ребенок обычно пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков. Малыш гулит, кряхтит, поет, прислушивается, реагирует на голос, интонацию, узнает знакомые голоса.
В 6–9 месяцев – лепет: слоги и цепочки слогов; пытается повторять услышанные звукосочетания и только ситуативно связывает их с предметами или действиями.
В 10–12 месяцев – длинные цепочки слогов сворачиваются в первые слова, которые могут выражать целую мысль или ситуацию. Ребенок понимает названия знакомых предметов, выполняет простую инструкцию, например, «дай мяч!». В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.
В 12–18 месяцев – количество простых слов растет, ребенок соотносит слова с конкретными предметами или действиями, находит их на картинках.
В 2 года ребенок понимает двухступенчатую инструкцию «сходи… и принеси…», говорит простую фразу из 2 слов, начинает формироваться грамматика.
Речь – это функция мозга, а мозговые структуры созревают в определенные сроки. До 2 лет активизируются те участки мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.
Если у ребенка в 2 года нет фразовой речи, возможно, у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития.
Что делать, если ребенок не говорит в 2 года?
Можно начать с осмотра специалистов:
Сурдолога нужно посетить для проведения аудиологического скрининга новорожденному, то есть исследования слуха.
Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить, развитие мышления основано на его возможности слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга.
Эти процессы особенно интенсивны в первые 2 года жизни, поэтому всем новорожденным показана оценка слуховой функции.
Чем раньше будет выявлено снижение слуха, тем больше возможности для восполнения «недостающих» звуков, звукоподражаний, слов, а также легче привыкание малыша к слуховым аппаратам.
При грамотном слухопротезировании до 1 года и занятиям с сурдопедагогом к 5-летнему возрасту слабослышащий ребенок не отстает в развитии от сверстников без нарушения слуха.
К неврологу при нарушении речи можно и нужно обратиться, если ребенок:
Желательно проверять ребенка у нескольких врачей-неврологов.
Редко, но иногда нужен генетик – для исключения генетических болезней, которые вызывают задержку речевого развития, а также для проверки обмена веществ.
Психиатр нужен, если, кроме проблем с задержкой речи, у ребенка наблюдаются:
Психолога следует посетить, если наряду с отсутствием речи есть и другие особенности поведения у ребенка:
Психолог может помочь оценить общее развитие ребенка. С ним в некоторых случаях надо начинать занятия перед тем, как посещать логопеда.
Логопед – это специалист, который может не только выявить задержку в развитии речи, но и с раннего возраста проводить сенсорные занятия, направленные на запуск речи.
Когда поздно что-то предпринимать?
Если до 6-летнего возраста ребенка родители бездействовали, последствия уже невозможно компенсировать, поскольку пластичность мозга наиболее активна именно до 6–7 лет.
Если вы подозреваете, что ваш ребенок на его возрастном этапе в чем-то отстает, важно как можно скорее обратиться за консультацией к специалистам.
Помните, что речь – существенный механизм в формировании интеллекта, коммуникативных навыков, а развитие ребенка до 3-х лет во многом определяет его будущую жизнь.
Ребенок очень много говорит что делать
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Нарушение темпа речи стало распространенным речевым заболеванием у детей в последние годы.
Статья:
Темп нашей речи является одним из важных выразительных средств. От интонации, замедления речевого потока часто зависит значимость высказывания. Убыстрение темпа речи, наоборот, свидетельствует о желании собеседника пропустить ненужные детали или придать эмоциональную окраску описываемому событию. Нарушение темпа речи стало распространенным речевым заболеванием у детей в последние годы. Это даже не заикание, а либо замедленный темп – брадилалия, либо ускоренный – тахилалия.
Если с раннего детства не обратить внимание на эти нарушения, человек вступит во взрослую жизнь со смазанной, невнятной, монотонной или убыстренной речью с запинками. Причины нарушения темпа говорения могут быть разными. Соответствующей будет и работа по их устранению.
Тахилалия
Нормальным считается темп речи, когда мы произносим 9-13 звуков в секунду. Если количество звуков значительно превышает данный «лимит», то можно говорить о тахилалии – ускоренном темпе речи (20-30 фонем в секунду). Такой стремительный словоток очень трудно понять. При этом звукопроизношение может соответствовать норме, но говорящий пропускает, повторяет или переставляет слоги, искажает слова. Поток слов произносится беспрерывно на одном выдохе. Говорящий часто перебивает собеседника, тараторит без умолку, сопровождая высказывания неупорядоченными скорыми движениями рук, ног и всего тела. Такой же темп свойственен и внутренней речи. Мысль не успевает за речью. Ошибки возникают также при чтении и на письме: пропуск, замена, перестановка слогов, искажение звуковой оболочки слов, замена слов абсолютно другими сходными по звучанию.
Большинство детей дошкольного возраста говорят очень быстро и еще не умеют контролировать поток речи. Это связано с тем, что тормозные процессы у них еще формируются, и дети не умеют управлять ими. Неумеренный темп их лопотания часто связан с подражанием взрослым. При этом малыш может то тараторить без перебоя, то замедлять свой звуковой поток. С раннего детского возраста необходимо воспитывать у ребенка культуру воспроизведения слов, регулируя темп и интонацию.
Причины и формы тахилалии
Если ребенок беспорядочно тараторит, не замедляя темп, это может стать поводом для беспокойства. При тахилалии у ребенка присутствует и неречевая симптоматика, которая проявляется нарушением общей моторики, нервными подергиваниями конечностей, нарушениями поведения. Ребенок беспокойно спит ночью, мечется во сне, днем процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Дети вспыльчивы, испытывают постоянные перепады настроения, резкий всплеск эмоций, агрессию. Нарушено внимание, отсутствует концентрация на одном объекте, присуща частая переключаемость, низкий объем зрительной и моторной памяти. У тахилаликов во время возбуждения наблюдается покраснение ушей, потливость (пот может выступить и на лбу) или похолодание ладоней, неспособность артикулировать в соответствии с потоком мыслей.
Причиной тахилалии принято считать неверное функционирование участков мозга, которые отвечают за центральный речевой аппарат. Часто нарушение темпа речи имеет наследственную природу. Ускоренная речь может возникнуть у детей заикающихся родителей. Одной из причин является врожденная недостаточность речедвигательного аппарата, трудность артикуляции, а также речевая неряшливость взрослых. Дети, находящиеся в речевых условиях, в которых у членов семьи наблюдается неровный, неконтролируемый словесный поток, в которых не исправляется быстрый темп их речи, по подражанию начинают быстро и неразборчиво тараторить. Совокупность нарушенного моторного и акустического восприятия приводят к возникновению тахилалии.
Выделяются два вида тахилалии: полтерн (спотыкание) и баттаризм.
Спотыкание часто путают с заиканием, поскольку говорящий часто повторяет одни и те же звуки и слоги. Однако подобное «наскакивание» фонем не является заиканием, потому что при их производстве отсутствуют судороги мышц речевого аппарата, характерные для логоневроза.
Баттаризм характеризуется исковерканным построением фразы из-за отсутствия речевого внимания. Это перестановка слогов в слове, выбрасывание слогов и звуков из слов, недоговаривание окончаний, корявое оформление высказывания, замена одного слова другим, сходным по звучанию.
Коррекция тахилалии
Работа по устранению дефекта должна быть комплексной. Обязательно медицинское воздействие с помощью лекарств, физиотерапии, специальных видов ЛФК. Логопедические занятия должны включать логоритмику, музыкальное сопровождение, упражнения, направленные на развитие логического мышления и концентрацию внимания.
Коррекционная работа длится от 9 месяцев до года и обязательно в групповой форме. В группе детей со сходными нарушениями ребенок прислушивается к речи окружающих, где легче создать проблемную игровую ситуацию. Сначала дети говорят по подражанию в очень замедленном темпе, далеком от нормального. Логопед задает ритм, который сопровождается отстукиванием по столу, отхлопыванием ритма слов и фраз в ладоши. Фразы и стишки произносятся под медленную музыку. Полезно маршировать с разведением рук в стороны, проговаривать слова под удары мяча. Дома родители также могут заниматься изо дня в день, произнося в замедленном темпе фразы, отстукивая в бубен, используя неторопливую музыку. Также можно плавно многократно пропевать гласные звуки в такой последовательности: «ииииии, эээээ, ааааа, ооооо, ууууу…»
Каждодневные тренировки приводят к замедлению темпа речи. После этого можно переходить к упражнениям, развивающим выразительность и четкость речи. Это заучивание потешек, стишков с эмоциональной окраской, декламация стихов, четкое проговаривание чистоговорок.
У тахилаликов часто нарушена последовательность речи, поэтому их полезно тренировать в планировании речевого высказывания. Составлять рассказ из серии сюжетных картинок или с опорой на готовый план, подсказывая последовательность событий. Одним из эффективных средств рассказывания является игра «доскажи словечко». Логопед начинает фразу, а каждый из детей по очереди досказывает ее. Фразы должны быть объединены одной темой, что развивает у детей логическое мышление, позволяет тренироваться в овладении неторопливым темпом речи.
Во время и после окончания коррекционного курса близким взрослым необходимо дома следить за своей речью и контролировать речь ребенка. Тахилалия имеет свойство возвращаться, если необходимая речевая среда отсутствует в семье. По истечению года после нормализации темпа речи можно говорить, что тахилалия исчезла.
Брадилалия
Также встречается у детей дошкольного возраста. Часто ее называют брадифразией, при которой темп речи чрезмерно замедлен, гласные звуки растягиваются, наблюдаются длительные паузы между словами и слабая полуживая артикуляция. Брадилаликам свойственна заторможенность, вялость движений. Мышцы лица малоподвижны, пальцы рук слабы, наблюдается гипотонус конечностей, общая неловкость и неуклюжесть, голос то громкий, то тихий.
Замедляется и психическая деятельность: внутренняя речь и мышление заторможены, внимание рассеянное, отличается трудностью переключения с одного вида деятельности на другой, память кратковременна, восприятие нарушено. Дети не могут с первого раза понять инструкцию, с трудом ориентируются в пространстве. Наблюдаются стойкие ошибки и на письме: пропуск слов и целых фраз, искажение смысла высказывания. Чаще других брадилалией страдают умственно отсталые дети. Также заболевание встречается в комплексе с олигофренией, менингоэнцефалией, опухолью головного мозга.
Причиной возникновения брадифразии являются нарушения работы головного мозга, доминирование тормозных процессов над процессами возбуждения. Это может быть как наследственным явлением, так и социальным, вследствие подражания или неправильного речевого воспитания.
Коррекция брадилалии
Речь брадилалика неэстетична, утомительна для окружающих, подчас вызывает раздражение. Коррекцию необходимо проводить по согласованию с врачом-психоневрологом. Неотъемлемой частью лечения будет медикаментозное вмешательство, специальные виды лечебной физкультуры. Целью работы логопеда является выработка четкой артикуляции, быстрого ритма движений, укрепление мышц пальцев рук. Массаж языка, губ, щек, артикуляционную гимнастику необходимо делать каждый день.
Логоритимка на групповых занятиях поможет нормализовать темп словотока и движений. Очень хорошее упражнение – ритмичная маршировка. Бег под музыку с частой сменой действий в соответствии с изменением характера музыки, различные подвижные игры с проговариванием способствуют развитию общего темпа движений, переключения внимания и слухового восприятия. Все занятия проводятся на ускоренном ритме.
Логопед с осторожностью показывает образец нормального темпа говорения, используя произнесенное вслух легкое для проговаривания предложение. Затем темп ускоряется посредством отхлопывания или дирижирования фразы. Дети повторяют движения и слова несколько раз, пока не добьются нормального ритма. Дома родители также тренируют детей, многократно отхлопывая строки стихов. Дети повторяют, постепенно убыстряя темп речи вслед за ускоряющимися хлопками. При этом важно следить, чтобы ребенок не переутомился и давать ему отдыхать через каждые 10 минут.
Следующим этапом будет упражнение детей в быстром поочередном воспроизведении по одной строчке заученного стиха. Взрослый указывает на ребенка, а тот быстро говорит строчку. В игровую деятельность необходимо включать элементы «обмана»: логопед смотрит на одного малыша, а показывает на другого. В эмоциональной атмосфере навыки усваиваются быстрее, при этом развивается слуховое и зрительное внимание. Затем можно использовать инсценировку сказки по ролям. В командной работе задачей ребенка будет не подвести товарища и дать ему вовремя высказаться. При этом логопед подначивает и добивается ускорения темпа говорения, а также выразительности речи.
На последнем этапе работы необходимо заучивать скороговорки, учиться произносить их четко, быстро, без запинок и искажений. На материале декламации скороговорок закрепляются навыки нормального звуковедения, развивается память. Коррекционная работа длится 10-12 месяцев.
Родителям необходимо помнить, что культура речи развивается прежде всего в семье. Важно следить за собственной речью, поправлять ребенка в случае речевых ошибок. Нужно создавать здоровый эмоциональный климат, заботясь о благоприятном развитии нервной системы ребенка на стадии становления. В случае обнаружения нарушений темпа речи необходимо, не затягивая, обратиться к неврологу.