Ребенок очень неопрятный что делать
«Что выросло — то выросло»: почему наши милые дети превращаются в неопрятных подростков
Он неделю не моет голову, от него пахнет потом, а черные ногти почти такие же длинные, как у мамы. Почему они так небрежно относятся к своему внешнему виду? Как объяснить подростку, что надо ухаживать за собой, что он уже не малыш и теперь гигиена требует больше времени? Разбираемся вместе с психологом Юлией Щукиной.
Конечно, не все подростки обязательно пахнут грязными носками, занавешивают глаза неопрятными лохмами, не умывают прыщавое лицо и не меняют футболки месяцами. Но если именно ваша «деточка» превратилась в неопрятного тинейджера — самое время разобраться, что за этим стоит и как быть.
Кто я и как пахну?
Почему же подростки, особенно в самом начале пубертата, лет с 13, порой забывают про то, как выглядят, и даже как будто не хотят ухаживать за собой?
Причина в том, что они все еще не понимают до конца, что растут, что тело меняется и они больше не маленькие, от которых всегда пахнет приятно. И не так-то просто освоиться в новом теле.
«На первое место можно поставить физиологический аспект. Организм меняется очень сильно, активно вырабатываются гормоны, продолжает формироваться мозг, еще не все в его работе согласовано. Эти изменения непривычны, — отмечает психолог Юлия Щукина. — Для подростка может быть странно и непонятно, что это у него тут выросло, почему руки стали длиннее, какая-то смешная растительность на лице и прочее. Тело начинает по-другому пахнуть, и это не всегда заметно сразу. Подросток может не знать, что этот запах — его собственный, что все это вместе — теперь его тело. Как будто с ним нужно познакомиться заново».
Но дело не только в чистоте тела. Порой ребенок не замечает, что у него грязная одежда, что пора сменить белье или на футболке пятно. Возможно, он просто еще не понимает, что забота о внешнем виде должна стать его ответственностью.
«Для взрослого человека очевидно, что чистота и опрятность необходимы, подросток же не всегда держит это в голове, — поясняет эксперт. — Подросток забывает, что стоит проверить, нет ли пятен, поглажены ли брюки или рубашка. Что белье стоит менять с определенной периодичностью».
Кроме того, нельзя не учитывать: в подростковый период человек стремится доказать, что он имеет право на свое пространство, свою территорию, свои взгляды. Неопрятность может быть проявлением такой борьбы за самость, за границы.
«Важен и психологический аспект. Беспорядок может быть самым доступным способом отстоять какие-то права на личную территорию. В своей комнате важно чувствовать себя хозяином как в берлоге, как в бомбоубежище, чтобы другие туда не вторгались.
Раскиданные вещи или какой-то запах — сигнал для взрослых или других людей: «не входите, это моя территория». А если тут будет чисто для мамы, то это уже будет меньше моя территория, мне здесь не так безопасно, комфортно. Это не всегда осознается и транслируется напрямую».
Как распознать и предотвратить РПП у ребёнка
Рассказываем, какие бывают расстройства пищевого поведения, почему неосторожно брошенная в детстве фраза может спровоцировать годы болезни и как родители могут помочь подросткам преодолеть нарушения приёма пищи.
Сертифицированный нутрициолог с дипломом государственного образца, педагог. Изучает расстройства пищевого поведения с точки зрения науки о питании.
Что такое РПП
Это психическое расстройство пищевого поведения. Приведём его наиболее распространённые виды.
Нервная анорексия. Сопровождается сильным снижением веса тела и патологическим желанием похудеть ещё больше, чтобы приблизиться к некоему «идеалу». Подросток неадекватно воспринимает свой реальный вес. Из-за нездорового похудения у девушек может пропадать менструация и нарушаться работа других внутренних органов.
Нервная булимия. Основной симптом — самостоятельно вызываемая рвота после приёмов пищи в целях похудения. Чуть реже — злоупотребление слабительными. В особо тяжёлых случаях болезни булимия и анорексия сопровождают друг друга. Пациенты одержимы стремлением к идеальной худобе.
Компульсивное (психогенное, приступообразное) переедание. Заключается в неконтролируемом поглощении пищи, когда больной ест и не может остановиться, хотя насыщение давно произошло. Приступы часто происходят после стресса или посреди ночи. Эмоциональное переедание может случаться даже тогда, когда человек не испытывает настоящего физического голода. После приступов больные чувствуют сильную вину. Из-за перееданий может набираться вес или нарушаться работа желудочно-кишечного тракта.
Нарушения пищевого поведения также делятся на несколько видов в зависимости от фактора возникновения:
Какие факторы провоцируют РПП
Специалисты выделяют несколько наиболее частых «спусковых крючков» пищевых расстройств.
Стандарты глянцевой красоты
Массовая культура последних нескольких десятилетий внесла очередные коррективы в стандарты красоты, и всё больше девочек-подростков стремятся к недостижимой «идеальной» худобе. Благодаря кинематографу и рекламе мы считаем, что красивая девушка обязательно должна быть худой, не иметь ни единого волоса на теле, кроме головы, питаться салатами и не притрагиваться к еде после шести.
Масло в огонь нездорового восприятия женского тела подливают тематические паблики во «ВКонтакте», чаще всего рассчитанные на женскую аудиторию: «90–60–90», «40 кг», «Типичная анорексичка». Наряду с вполне нормальными тренировками и советами по питанию можно встретить нездоровые диеты, на которые подсаживаются множество школьниц: например, в попытке угнаться за стандартами на протяжении нескольких дней рекомендуется есть только шоколад и пить воду.
Но в последние годы набирают популярность альтернативные тенденции. Медиа и телевидение начинают пропагандировать принятие себя. Крупные бренды приглашают на съёмки людей с разным цветом кожи, весом, ростом. В соцсетях запускают флешмобы: например, призывают публиковать свои естественные фотографии с хештегом #nofilter. Тенденции не могут не радовать: такая позитивная культура восприятия тела помогает подросткам справляться с переходным периодом и принимать любые внешние изменения, а также быть толерантнее к людям, не похожим на них самих.
Неосторожные комментарии окружающих
Большинство историй, которые рассказывают люди, страдающие РПП, начинается с того, что в детстве или раннем подростковом возрасте кто-то бросил им обидные слова. Фраза одноклассника «Ты жирная», комментарий бабушки «Куда тебе добавку, щёки вон уже какие», реплика подруги «А где у тебя талия вообще» — могут спровоцировать тяжёлое психологическое расстройство на много лет вперёд.
Сейчас расстройство пищевого поведения начинается с 8–10 лет. Уже с детства подростки в нездоровой степени озабочены худобой. В основном это девочки, но РПП встречается и у мальчиков.
Отсутствие эмоциональной связи с родителем
Иногда еда становится единственным способом взаимодействовать с мамой или папой и получать от них любовь. Ребёнок хочет поесть в полночь — ему готовят, хочет пирожков — ему пекут. Нет никакой другой близости, кроме коммуникации «хочу поесть — дают».Тогда ребёнок выстраивает логическую цепочку: еда — это любовь. В более взрослом возрасте он самостоятельно утешает себя, заедая стресс. Характерное проявление такого пищевого расстройства — специальные ритуалы, например традиция объедаться после тяжёлой недели.
Нездоровые пищевые привычки в семье
Например, члены семьи привыкли есть, уткнувшись в гаджеты. Это способствует перееданию, так как человек не концентрируется на процессе приёма пищи и не осознаёт, когда произошло насыщение.Или родители наказывают и поощряют ребёнка едой: «Не доешь — из-за стола не выйдешь», «Доделай домашку, и разрешу съесть шоколадку». На самом деле еда не должна быть способом унижения или награды.
Сравнение себя с другими
Людям, у которых развиваются пищевые расстройства, всегда кажется, что они недостаточно худые и красивые. Хотя сравнивать себя нужно только с собой в прошлом, это не всегда легко. Это усугубляется за счёт того, что в социальных сетях мы транслируем исключительно хорошее и красивое: успехи и достижения, фотографии с позированием и обработкой. Из-за этого складывается ошибочное впечатление, что другие лучше тебя.
РПП у детей: советы родителям
Вот несколько рекомендаций, одобренных специалистами.
Формируйте правильные пищевые привычки
Культура приёма пищи в семье — основа ментального и физического здоровья. Установите правила: трапезы без гаджетов; если насытился, можно не доедать; если нет чувства голода, тебя не заставляют.Последите за собственными пристрастиями: если вечером после тяжёлого рабочего дня вы съедаете по три пирожных, вероятность РПП у ребёнка возрастает. Готовьте и пропагандируйте здоровую еду с большим количеством фруктов, овощей, цельнозерновых и бобовых. Введите запрет на перекусы в ночи.
Постарайтесь не делить продукты на плохие и хорошие. Даже торты, чипсы и газировка имеют право на существование в рационе, если ребёнок ест это в меру. Если запрещать ребёнку определённые виды продуктов вообще, скорее всего, он начнёт неконтролируемо поглощать их при первой же возможности — например, когда съедет от вас.
Информируйте ребёнка о здоровье
Чтобы ребёнок не начал черпать информацию из интернета и не стал жертвой тематических сообществ, пропагандирующих нездоровую худобу и диеты на 500 калорий в день, важно самостоятельно заниматься его просвещением.Объясняйте детям, как работают механики здорового образа жизни и особенно похудения, если ваш ребёнок в этом заинтересован. Рассказывайте, почему различные диеты могут навредить, почему важно питаться полноценно и сбалансированно, какие могут быть последствия у непроверенных чаёв, таблеток и слабительных для похудения.
Будьте осторожнее в выражениях
Следите за тем, что говорите ребёнку, особенно сгоряча. Если у ребёнка есть лишний вес и он пытается привести себя в форму, не стоит комментировать: «У тебя не получится, тут сильная воля нужна». Вместо оскорбительных комментариев или подшучиваний помогайте ребёнку сделать процесс похудения здоровым: например, запишите его на занятия с квалифицированным тренером, готовьте дома полезную и натуральную еду, пересмотрите рацион семьи.
Расстройства пищевого поведения тянутся годами и всегда сопровождаются болью, ненавистью к себе, завистью к худым людям, чувствами вины, стыда. Помните, что ненароком брошенное слово может сильно испортить ребёнку восприятие себя и жизни.
Делайте комплименты
Говорите детям, что они красивые. Если бы вам хотелось изменить что-то во внешности или весе ребёнка или это необходимо по медицинским показаниям, спросите ребёнка, хочется ли ему самому в этом участвовать? Что он думает по этому поводу?
Важно быть другом и товарищем в этой ситуации. Все изменения в теле должны происходить по любви.
Не указывайте ребёнку на его внешние недостатки, особенно касающиеся веса. Не высмеивайте и не сравнивайте с другими детьми. Если у ребёнка уже есть расстройство пищевого поведения, будьте осторожны с комплиментами по поводу веса и внешности.
Сохраняйте контакт с ребёнком
Будьте в курсе эмоционального состояния ребёнка. Часто родители настолько заняты работой и другими делами, что замечают происходящее только на последней стадии.
Повод немедленно поговорить, но не с позиции обвинителя, а с позиции друга, если вы видите, что ребёнок:
Вовремя отведите ребёнка к врачу
Важно понимать, что у ребёнка в таком состоянии вообще не работает объективная оценка себя и реальности. Если вы видите, что ситуация выходит из-под контроля и здоровье ребёнка находится под угрозой, — объясните ему, почему важно не откладывая пройти обследование.Всё, что связано с физическими и психологическими трудностями во время и после лечения, — абсолютно терпимо по сравнению с последствиями, которые наступят после точки невозврата. Здоровье может ухудшиться настолько, что желудочно-кишечный тракт навсегда перестанет вырабатывать ферменты для переваривания многих продуктов, а проблемы с репродуктивной системой станут хроническими.
Самая страшная ошибка, которую могут совершить родители в критической ситуации, — отказываться от лечения и пытаться самим наладить пищевое поведение ребёнка. Если расстройство находится на финальной стадии, ребёнку могут понадобиться капельницы и постоянная работа с психиатром. Чтобы не довести до такой точки, важно устанавливать с ребёнком доверительные отношения, понимать, что происходит и когда ситуация выходит за рамки допустимого.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Детская неряшливость
№43 (892)
Продолжение. Начало в №8 (857) – №42 (891)
Мы продолжаем отвечать на вопросы наших зрителей. Сегодня поговорим о неряшливости детей возраста начальной школы. Почему она возникает? Каковы причины? Что такое неряшливость, в чем она проявляется?
– Вообще сейчас родители очень редко говорят о неряшливости. Меня удивили вопросы родителей, которые озаботились тем, что дети неаккуратно пишут в тетрадях, небрежно содержат свои школьные принадлежности. Мне показалось, что это отчасти просто связано с нашей аудиторией. К сожалению, многие родители не уделяют внимание тому, что тема аккуратности и порядка – ключевая по жизни: если сейчас, на начальном этапе, не приучить ребенка к порядку, то потом мы можем получить человека, который доставляет жуткий дискомфорт всем окружающим.
Если немного затронуть эту тему в перспективе, то бывают клиенты, которые говорят, что им приходится работать с людьми, которые крайне неряшливы – они неопрятны в своем внешнем виде, от них неприятный запах, они приходят в грязной одежде, содержат вещи, документы и рабочий стол в таком состоянии, которое всех вводит в шок, и это нерабочая обстановка, нерабочий вид.
Мне кажется, что наша сегодняшняя тема крайне актуальна. Если родители заботятся о будущем, то, конечно, необходимо обратить внимание, насколько ребенок сейчас аккуратен и опрятен. Что значит «неряшливый ребенок»? Конечно, слово «неряшливость» более житейское, чем научное. В науке в большей степени используются такие определения, как «аккуратность» и «опрятность». Неряшливый ребенок отличается тем, что он весь грязный, у него оборваны пуговицы, дыры на одежде. Если это мальчик, то его брюки без стрелок, и так далее. Неряшливый ребенок внешне неопрятен, не подстрижен, у него длинные грязные ногти. У неряшливых школьников нет чистых тетрадей, у них все тетради помятые, в капельках жира, сока, каши. У них сломанные карандаши, ручки и погрызенные ластики. Учитель обращает на это внимание, а родители, которые сами так себя ведут, этого не замечают. Внешне неряшливость проявляется именно в таких формах.
А может произойти так, что родители, которые заботятся о внешнем виде детей (стирают, гладят) и делают все за них, в конечном итоге приведут его к тому, что ребенок будет несамостоятельным и неряшливым?
– Мне кажется, что здесь мы не можем сказать однозначно, ведь когда ребенок утром надевает чистую одежду, он уже отчасти привыкает к этому и в один прекрасный момент, когда родители не приготовят ему чистую одежду, он может сказать: «А почему у меня грязная одежда? Почему я иду в грязной рубашке?» То есть привычка к опрятности тоже формируется. Я склонна считать, что в большинстве случаев ребенок, который одевается чисто и опрятно, к этому привыкает. В дальнейшем, если ему никто не будет готовить чистую одежду, он будет делать это самостоятельно, поскольку ему комфортно быть чистым.
Наиболее часто встречающаяся ситуация – когда ребенка никто не приучает, его внешний вид никого не волнует, может быть, родители тоже одеваются в не совсем чистую одежду, и ребенок это видит. Возможно, он чувствует какой-то неприятный запах от родителей и это его уже не смущает, он не видит порядка в доме, так как дома тоже все разбросано или находится в каком-то ненадлежащем виде, и для него это норма.
Давайте поговорим о причинах неряшливости.
– Первая и основная причина неряшливости – это, конечно, окружение, в котором растет ребенок. Человек, будучи социальным существом, не может изнутри чувствовать потребность в аккуратности, опрятности, особенно в отношении самого себя. Если на окружающую реальность он еще может взглянуть критично, то на себя – нет. Только ближайшее окружение, люди, которые рядом, могут его научить. Значит, причина неряшливости в том, что человека не научили быть опрятным, не создали для него условия, в которых в его опрятном и аккуратном виде ему виделось бы хорошее.
Вторая причина – когда аккуратность и опрятность в семье не входят в разряд обязательных привычек. Мы встречаем людей, которые говорят, что это излишне. Например, излишне покупать много одежды. В психологии есть даже целое направление, связанное с имиджем человека, которое говорит, что разные виды одежды используются не чтобы человек чувствовал себя богатым и состоятельным, а чтобы в какой-то ситуации, где ему нужно поработать (имеется в виду грязная работа), он не побоялся эту одежду испачкать, она для того и предназначена – потом мы ее снимаем и больше в ней не ходим. Другая одежда – нарядная, выходная, в которой мы можем выглядеть адекватно той ситуации, в которой находимся. Третий вид одежды – это домашняя одежда, в которой максимально комфортно, и так далее.
Я не согласна с людьми (это бывают взрослые клиенты), которые говорят, что человек ведет себя неправильно, когда покупает себе много одежды. Наверное, для этого у него есть какие-то причины – его жизнь и деятельность разнообразна, ему нужно выглядеть адекватно в разных ситуациях. С другой стороны, ему нужно быть чистым. И не всегда та одежда, которая постирана с вечера, высохнет к утру, чтобы ее можно было надеть. Поэтому есть другой комплект одежды, который можно использовать.
Бывает, что семья относится к своему внешнему виду пренебрежительно, и это встречается среди наших слушателей и зрителей. Например, у мамы и у папы по одному комплекту одежды, они считают, что больше не надо. Возникает вопрос: «А в чем вы ходите, когда это постирано? А в чем вы ходите в других ситуациях?» Если в том же самом, то ребенок видит, что никакой разницы в одежде нет, и, приходя из школы, не раздевается и в школьной одежде ходит дома. Вещи из-за этого портятся, и он приходит в школу неопрятным.
Если мы перенесем эту тему на все, с чем ребенок взаимодействует (тетради, учебники), то здесь будет то же. Ведь это часть его. Если я встал из-за стола и вытер об себя кашу, то что мне мешает вытереть кашу о тетрадь? Или сидеть учить уроки за столом, опрокинуть чашку на тетради и учебники, отряхнуть их и заниматься дальше?
Вызывает непонимание ситуация, когда родитель (может, он и не относится к категории неаккуратных людей) наблюдает такое поведение у ребенка, видит, что ребенок обращается со своими школьными принадлежностями небрежно, но ничего не предпринимает, чтобы изменить его поведение.
Ребенок говорит маме: «Мама, я пролил на тетрадь чай», а мама отвечает: «Положи на батарею». В этой ситуации лучше возмутиться и сказать, что это документ, ведь ты покажешь ее учителю. Я вспоминаю слова наших родителей, которые говорили, что «тетрадь – это наше лицо», «то, какие мы есть». Необходимо, чтобы ребенок посмотрел на ситуацию как требующую иного отношения.
Если говорить об ошибках родителей, то к ним относится собственное поведение, когда они сами на глазах у ребенка, работая с документами, портят что-то и говорят, что в этом нет ничего страшного. Ребенок это видит и думает: «В следующий раз я сяду учить уроки на кухне и, если капну жиром или маслом, ничего страшного в этом не будет».
Мне бы хотелось спросить, есть ли в этом разница между мальчиками и девочками?
– Мы чаще замечаем, что менее аккуратны и более неряшливы мальчики – к сожалению, родители к мальчикам предъявляют в этом смысле иные требования и считают, что мальчикам можно быть неряшливыми. Если сын пришел в рваной рубашке, то иногда родители не комментируют это, не учат сыновей, а молча чистят и зашивают одежду. Это тоже одна из ошибок родителей: не получив никакого урока из этой ситуации, ребенок на следующий день опять приходит грязный, с дырой.
В отношении девочек немного другой подход. На их внешний вид чаще обращают внимание, родители говорят: «Ты же девочка, ты должна быть аккуратна». Именно эта реакция взрослых, которая лежит в основе неряшливости или аккуратности, будет решающей.
Вновь мы говорим, что должна быть внимательность, работа родителей и участие. Где же взять столько времени, чтобы во всем участвовать?
– Это жизнь – не надо выделять специальное время. Например, ребенок начал учить уроки на кухне и опрокинул чашку – тут же реагируйте! Для этого нужно не специальное время, а правильная реакция в настоящий момент: ребенок зашел грязный, нужна правильная реакция – «что с тобой? Иди бери щетку и чисти свои брюки. Покажи, как ты почистил? Ты плохо почистил низ, почисти еще раз. Посмотри, какая у тебя грязная обувь! Возьми и вымой обувь. Хорошо, молодец, отлично! Завтра ты будешь выглядеть опрятным человеком». Это не специальный момент, это жизнь, это ситуация реагирования в настоящий момент. (Продолжение следует)
Невроз у детей: 13 главных симптомов
Трехлетний Миша без остановки грызет ногти. Маша, десять лет, не снимает кепку. У нее на голове залысина, потому что она постоянно теребит и рвет волосы. Паша в свои семь каждую ночь мочит кровать. Так проявляется невроз у детей.
Причину детского невроза часто нужно искать совсем рядом: переживания передаются ребенку от родителя.
Симптомы, похожие на «плохое поведение» и «дурные привычки»
Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?
«Плохое поведение» — это следующие симптомы:
Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.
Симптомы, похожие на физические (соматические) болезни
Также невроз может проявляться в форме телесных недугов и неясных симптомов:
Отличить невроз от физических заболеваний можно по трем критериям.
Врачи не нашли ничего серьезного. Педиатр, терапевт, невролог, эндокринолог не находят серьезных отклонений в организме, анализы в порядке или с незначительными изменениями.
Ребенок подвержен стрессу. При подробной беседе с родителями выясняется, что ребенок переживает стресс, и не умеет с ним справляться.
Если стресс прошел, симптомы исчезают. Или другой вариант: стресс продолжается, но ребенок научился с ним справляться и теперь меньше переживает. Тогда невроз тоже пройдет. Например, родители объяснили, что проблема в воспитательнице, а не в ребенке, — и малыш успокоился.
Это всё — невроз у детей симптомы, тринадцать совершенно разных проявлений. Что же общего?
«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка
Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.
Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.
Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.
Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.
Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.
Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.
У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.
Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.
Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?
На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.
У кого бывает невроз
Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?
Детям от природы даны сосуды «разной величины». Ребенок с ослабленной нервной системой получит невроз скорее, его накопитель «меньше».
Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:
В следующей статье подробно разберем, как справиться с неврозом у ребенка — чего делать не стоит и как вести себя родителям.