Ребенок в 1 классе не внимательный что делать
Невнимательный ребенок: причины и как справиться
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок хорошо учился, посещал различные кружки, всегда был энергичным и успевал сделать все запланированные дела. Но, к сожалению, часто бывает, что дети становятся невнимательными.
[1], [2], [3], [4]
Код по МКБ-10
Причины невнимательности ребенка
Перед тем, как предпринимать первые шаги по улучшению внимательности своего ребенка, следует уяснить, какие причины привели к подобной проблеме:
Факторы риска
Невнимательность и рассеянность возникает у многих детей, но некоторые из них подвержены этой проблеме сильнее. На эту особенность характера сильно влияет стресс, плохая экология, депрессия, неправильное питание, недостаточное внимание, неправильное расписание дня, усталость. Именно поэтому родителям необходимо постараться, чтобы создать для своих детей близкие к идеальным условия жизни.
[5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14]
Симптомы невнимательности ребенка
Как именно проявляется невнимательность у ребенка?
Ребенок рассеянный и невнимательный
Рассеянный и невнимательный ребенок – это не диагноз. И об этом стоит в первую очередь помнить всем родителям. Произвольное внимание можно тренировать даже в раннем возрасте. На сегодняшний день в магазинах можно купить самые разнообразные динамические игрушки, которые предназначены для улучшения внимания у детей до одного года.
Если же расстройство внимания развилось у ребенка со временем, например, когда он пошел в детский сад или школу, можно попытаться устранить основные причины невнимательности. Педагоги рекомендуют отвести детям в доме отдельное место, где они всегда будут готовиться к урокам. Необходимо, чтобы оно было хорошо организовано.
Не забывайте, что детям нужно правильно питаться, ведь недостаток омега жирных кислот приводит к уменьшению внимания. Сегодня уже не нужно заставлять ребенка есть рыбий жир или рыбу. На современном фармацевтическом рынке представлено много различных добавок, которые богаты на эти жиры. Они поддерживают психическое и физическое здоровье малыша.
[15], [16], [17], [18], [19], [20]
Ребенок невнимателен на уроках
Успех ребенка в школе сильно зависит от его внимательности. Как правило, дети становятся рассеянными, если родители не принимают участия в их воспитании. Именно поэтому нужно стараться развивать внимательность своего ребенка еще с первых классов школы. Прежде всего, психологи рекомендуют выяснить, что именно учителя и родители скрывают за понятием «невнимательность». Также нужно обратить внимание на то, как именно проявляется рассеянность у вашего ребенка.
Бывает такое, что дети невнимательны только на каком-то конкретном уроке, тогда, скорее всего, ему не нравится данный предмет или учитель не слишком понятно объясняет материал. Если же ребенок рассеянный не только в школе, но и дома, это может означать, что его что-то беспокоит.
Родители могут помочь своему ребенку улучшить внимательность с помощью простых психологических методов и специальных игр. Также не забывайте, что для внимательности очень важно соблюдать определенный режим дня. Помните, что ребенок будет менее рассеянным, если домашнее задание, игры и время на себя будут проходить по заранее написанному плану.
Если ребенок медлительный и невнимательный
Медлительные дети отличаются низкой лабильностью нервных процессов, которые определяют, насколько быстро ребенок сделает то или иное задание. Взрослые люди могут при необходимости изменить темп своей деятельности, но даже у них это происходит не сразу. Детям же делать это крайне сложно.
К сожалению, большинство психологов придерживаются мнения, что медлительность у ребенка с низкой подвижностью нервных процессов не пройдет никогда. Так как она является их индивидуальной особенностью. Конечно, со временем все действия ребенок сможет выполнять быстрее, чем раньше, но всегда будет отставать от своих сверстников.
Для того чтобы медлительные дети не теряли внимательности во время выполнения любых заданий, особенно школьных, их ни в коем случае нельзя заставлять работать быстрее. Необходимо создать идеальные условия, при которых ребенку будет комфортно. Психологи утверждают, если выбить такого человека из колеи, то ему будет очень сложно вернуть себе внимательность.
Ребенок заторможенный и невнимательный
Уже в младенчестве можно определить, является ли ваш ребенок заторможенным или нет. Такие дети вяло и неохотно сосут грудь матери, много спят и достаточно быстро засыпают. Но если в маленьком возрасте это не пугает родителей, то в начальных классах начинает достаточно сильно беспокоить. Это объясняется тем, что заторможенный ребенок часто невнимательный, что негативно сказывается на его работе.
Как только вы заметили, что ваш ребенок излишне инертный, необходимо сразу же начинать побуждать его быть более активным. Прежде всего, психологи рекомендуют не делать следующие вещи:
Ребенок неусидчивый и невнимательный
Неусидчивость и невнимательность, чаще всего, объясняются тем, что ребенок просто не готов еще к школе из-за особенностей своего физического и психического развития. Некоторым детям скучно в начальных классах, потому что они уже выучили этот материал дома. Другие, наоборот, не могут понять задание, поэтому их внимательность сильно страдает.
Чаще всего таким детям ставят особый диагноз: гиперактивность и дефицит внимания. Для лечения такого состояния психологи рекомендуют использовать специально разработанные методики, благодаря которым поведение ребенка корректируется. В эти методики входит и психотерапия. Ребенок быстрее адаптируется и сможет изменить свой образ мыслей.
Иногда используется и медикаментозное лечение, но стоит понимать, что любые лекарства в таком случае должен назначать специалист.
Осложнения и последствия
Прежде всего, невнимательность негативно сказывается на оценках в школе и общем развитии ребенка. Такие дети во многом отстают от своих сверстников. Несколько негативных оценок сразу же отбивают у ребенка желание их исправлять, особенно, если у него ничего не получается. В будущем это может вызывать стрессы и психические расстройства. Подростки часто впадают в депрессии и начинают вести себя неподходящим образом.
[21], [22], [23]
Диагностика невнимательности ребенка
Диагностику в таком случае должны проводить следующие врачи: детский психолог, детский психиатр, детский невропатолог. Невнимательность диагностируют в том случае, если у ребенка основные ее симптомы остаются в течение полугода. Для диагностики используются самые разнообразные методы: беседы, интервью, непосредственное наблюдение, информация от родителей и учителей, опросники, нейропсихологические тесты.
[24], [25], [26], [27], [28]
«Ребенок способный, но невнимательный»: как исправить ситуацию
Почему ребенок невнимательный?
Трудности с вниманием совершенно не означают, что ребенок глупый. Дети с высоким уровнем развития интеллекта часто бывают рассеянными. Это результат того, что их мозг не справляется с обработкой информации, которая поступает от разных органов чувств.
Чаще всего причина в том, что к школе древние механизмы мозга, которые отвечают за непроизвольное внимание, по каким-то причинам не достигли необходимой зрелости. Такому ученику приходится тратить в классе много сил для того чтобы «не выпадать» из урока. И он не всегда может заметить, когда это происходит.
Учителя часто считают, что невнимательному ребенку просто нужно больше работать, но эти дети и так работают на пределе своих возможностей. И в какой-то момент их мозг просто отключается.
Пять важных фактов о внимании, о которых нужно знать, чтобы понять своего ребенка
Почему это происходит?
Рассмотрим, из каких дисфункций нервной системы состоит дефицит внимания.
1. Ребенок плохо воспринимает информацию на слух
Нет, ребенок не глухой, но его мозг не умеет эффективно обрабатывать то, что слышат уши. Иногда кажется, что он плохо слышит, потому что такой ребенок:
2. Не может спокойно сидеть на месте
Многие школьники с трудом высиживают 45 минут: ерзают, раскачиваются на стуле, крутятся. Как правило, эти особенности поведения — проявления дисфункций вестибулярной системы. Такой ребенок использует движение как компенсаторную стратегию, которая помогает ему думать. Необходимость сидеть спокойно буквально блокирует мыслительную деятельность. Нарушения вестибулярной системы часто сопровождаются низким мышечным тонусом, тогда ребенок:
3. Теряет строчку при чтении, делает глупые ошибки в тетради
Трудности с освоением чтения и письма часто тоже связаны с вестибулярной системой, так как она регулирует мышечный тонус и автоматические движения глаз. Если вестибулярная система работает плохо, то глаза не могут адаптироваться к движениям головы. У ребенка возникает ощущение, что буквы или целые строчки прыгают перед глазами. Особенно трудно ему списывать с доски.
Как помочь ребенку
Причины проблемы могут быть разными, но есть несколько универсальных рекомендаций, которые будут актуальны для всех невнимательных детей.
Обеспечьте ему три часа свободной двигательной активности ежедневно
Для того, чтобы мозг ребенка нормально функционировал, нужно много двигаться. Свободная двигательная активность — это подвижные игры, бег, быстрая ходьба, желательно на улице. Стимуляция вестибулярной системы, которая происходит во время свободных движений ребенка, помогает мозгу настроиться на эффективную обработку информации, которая поступает от ушей, глаз и тела.
Хорошо бы, чтобы ребенок активно двигался не менее 40 минут — утром перед школой, а потом перед тем, как начнет выполнять домашнее задание. Даже если ребенок очень долго делает домашнее задание, нельзя лишать его прогулок и занятий в спортивных секциях. Иначе возникнет замкнутый круг: недостаток двигательной активности усилит невнимательность.
Контролируйте экранное время
Использование планшетов, смартфонов и компьютеров ребенком в начальной школе может снижать способность к обучению по двум причинам:
Даже взрослому человеку трудно заставить себя работать, не отвлекаясь на проверку сообщений в телефоне и просмотр ленты в социальных сетях. Ребенку еще труднее, потому что у него функционально не созрела префронтальная кора мозга. Поэтому, если ваш ребенок пользуется смартфоном или планшетом, введите ограничение экранного времени.
Не тормозите и не торопите ребенка
Гиперактивного ребенка пытаются постоянно заставить сидеть спокойно. Медлительного — подгоняют. И то и другое обычно приводит к тому, что признаки невнимательности усиливаются, так как ребенок постоянно находится в стрессовой ситуации. Если бы ребенок мог работать в другом темпе, он бы это сделал.
Рекомендации, которые приведены выше, очень просты. Но для многих детей они становятся первым важным шагом на пути улучшения работы нервной системы. Мозг может изменяться в ответ на изменения опыта и образа жизни. А образ жизни ребенка зависит от родителей. Это то, что в силах каждого.
Об авторе
Виктория Ефимова — психофизиолог, кандидат педагогических наук и руководитель клиники «Прогноз». Организатор образовательного форума «Пластичность мозга ребенка 2021», который пройдет в Санкт-Петербурге 18 и 19 сентября 2021 года.
Рассеянный и невнимательный ребёнок: советы родителям
Что делать, если ребенок невнимательный. Причины и способы реальной помощи родителям и детям. Как правильно подготовить малыша к школе. Способы борьбы с забывчивостью.
Став родителями, люди начинают задумываться о том, что ждет их малыша в будущем. Непременно они хотят, чтобы он рос и развивался не хуже остальных: посещал дополнительные кружки по интересам или спортивные секции. Но так бывает не всегда. Может оказаться, что у них невнимательный ребенок. В чем причины и что делать в этой ситуации, помогают разобраться психологи.
Причины невнимательности детей
Прежде всего, не нужно кричать. Необходимо попробовать самостоятельно проанализировать действия чада, выяснить, что именно привело его к подобному поведению. Причины могут быть следующие:
Неусидчивость и рассеянность могут появиться у любого. Правда, некоторые дети более склонны к ней, нежели другие. Этому, как правило, способствует множество факторов, таких как стресс, депрессивное состояние, неправильное питание и режим дня, недостаточное внимание со стороны родителей и других взрослых (учителей, родственников, тренеров). Поэтому родители должны создавать благоприятные условия для жизни и развития их детей.
Признаки отклонений от нормы
Порой родители настолько заняты собой, что о неумении ребенка сосредоточить свое внимание на занятии они узнают лишь тогда, когда их обожаемое чадо поступает в первый класс. Тут-то и начинаются все проблемы. Важно вовремя распознать, что ребенок рассеянный и невнимательный в 7 лет. Это уже вполне сознательный возраст. Нужно проверить, нет ли здесь похожих ситуаций из его жизни:
Так повелось, что рассеянные дети постоянно что-то теряют, забывают, даже могут заблудиться. Поэтому не стоит кричать на них или ругать за каждую оплошность. Они и сами осознают свою вину. А тут еще и родители набрасываются, твердя о том, сколько денег они вложили в потерянную ребенком вещь, усугубляя и без того стрессовое состояние малыша.
Проблемы в школе
Каждому хотелось бы вырастить отличника, но ребенок невнимателен на уроках. Что делать в этом случае, знает не каждый родитель. Конечно же, помогать ему развить внимательность и память. Почаще проверять его домашние задания, не бросать все на самотек. Научно доказано, что недостаточное участие или же полное отсутствие мам и пап в учебном процессе их чада отрицательно сказывается на успеваемости детей. Если не хвалить ребенка, он не видит смысла развиваться дальше.
Соответственно, с первых дней поступления в школу и на каникулах необходимо стремиться заинтересовать его учебой. Можно это сделать в игровой форме, рассказывать какие-то интересные факты. Главное, чтобы это нравилось детям и увлекало их в мир знаний, а не являлось неприятной обязанностью, за которую еще и могут поругать.
Рассеянность дома
Наверное, нетрудно заметить, что деточка обещает убраться в своей комнате и забывает… Ну, что уж тут поделать… Стоит начать приучать ребенка к порядку не только в доме, но и в голове. Не нужно сразу ругать и наказывать. Это лишь вызовет чувство непонимания и агрессии. Забыл — и что тут такого, с кем не бывает. В этом деле нужен другой подход.
Следует постепенно и ненавязчиво приучать малыша к порядку. Выработать в нем привычку все складывать на свои места, готовить вещи и портфель к школе с вечера, чтобы впопыхах утром не забыть что-то очень нужное на занятиях. Наилучшим выходом в решении этого вопроса станет составление режима дня с подробным графиком всех его дел до самых мелочей — проверка домашнего задания родителями и подготовка ранца с тетрадями и учебниками.
Пример распорядка дня для школьника представлен в таблице ниже:
Время | Действие |
---|---|
07:00 — 07:05 | Ребёнок просыпается |
07:05 — 07:20 | Зарядка, гигиена |
07:20 — 07:35 | Завтрак |
07:35 — 08:00 | Сборы в школу |
08:00 — 08:30 | Дорога в школу |
08:30 — 13:05 | Уроки |
13:05 — 13:30 | Дорога домой |
13:30 — 13:40 | Переодевание, гигиена |
13:40 — 14:00 | Обед |
14:00 — 16:00 | Свободное время, секции |
16:00 — 18:00 | Выполнение домашнего задания |
18:00 — 18:30 | Ужин |
18:30 — 20:00 | Свободное время |
20:00 — 21:00 | Подготовка ко сну |
21:00 — 07:00 | Ночной сон |
Первое время весь режим дня нужно будет проходить с ребенком вместе, постепенно приучать его к самостоятельному продолжению начатого вместе дела. Потом он и сам начнет обдумывать план своих действий на завтра, выполняя все обязанности и дела вовремя и без посторонней помощи. Главное, помочь ему научиться воспринимать себя правильно в окружающем мире — будь то дом или школа.
Способы решения проблемы
Если родители хотят, чтобы их малыш стал внимательнее, им необходимо приложить все усилия для самоконтроля. Ведь нужно воспитывать не детей, а себя. Они являются отражением своих родителей, смотрят на их действия и делают выводы о происходящем. Таким образом, приучив к порядку себя, взрослые всегда будут находить время и для их чада, что является немаловажным фактором в его развитии и воспитании.
Чтобы понять, что делать, если ребенок невнимательный, нужно обратиться к соответствующему врачу — психологу или невропатологу. Возможно, что медицинские показания помогут специалисту лучше разобраться в его нестандартных действиях, прибегая к различным тестам и анализам. Чем раньше выявятся причины, тем быстрее можно будет приступить к корректировке поведения.
Также не следует бросать ребенка наедине с выполнением домашних заданий. Проверено, что некоторые современные задачки из учебников могут ввести в ступор даже взрослого. Так что непременное участие родителей в учебе младшего члена семьи должно стать повседневной и первостепенной задачей. Не надо все делать за него, достаточно следить за выполнением заданий, вовремя проверять и помогать там, где он не справляется один.
Обязательно поможет грамотно составленный режим дня, включающий в себя все важные и не очень задания и обязанности ребенка не только в школе, но и в семье. Немаловажную роль также будет играть и правильное расположение мебели в его комнате. Нужно уметь разделять рабочее место с зоной игры и отдыха, чтобы во время занятий его ничто и никто не отвлекал.
Нелегко, когда в семье растет невнимательный ребенок. Нужно помочь ему стать внимательным. Необходимо выяснить, кем же хочет стать малыш, когда вырастет. Это поможет грамотно мотивировать его к учебе и всестороннему развитию на тематических кружках или же спортивных секциях. Таким образом, надо его заинтересовать нужным предметом в школе, поощрять все его начинания и помогать доводить начатое дело до конца.
Очень важно также разнообразить еду ребенка. В ней должно присутствовать достаточное количество белков, жиров и углеводов. Не стоит забывать и об обязательном употреблении в пищу фруктов и овощей. Они должны быть в ежедневном рационе подрастающего организма, чтобы вовремя насыщать его витаминами и полезными веществами, способствующими правильной работе мозга.
Главное, не оставлять все так, как есть, надеясь, что само собой все пройдет. С рассеянностью не только можно, но и нужно бороться. Не стоит ругать и наказывать свое чадо, его нужно любить и уважать, а также помочь ему найти причину нестандартного поведения и совместными усилиями справиться с ней.
Как помочь ребенку стать внимательным?
Л.П. Прохватилова преподаватель гимназии (г. Печоры), победитель областного конкурса «Учитель года»
Успехи детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от их способности быть внимательными.
Когда ребенок становится учеником, к нему предъявляются разного уровня новые требования, у него появляются новые обязанности. Кто-то с ними справляется легко и просто, а для кого-то это сложный и порой трудный процесс.
Школа, в свою очередь, стремится не только дать определенный багаж знаний своим ученикам, но и ставит более значимую цель — научить детей учиться.
Это сделать не так просто, так как в первую очередь эта цель требует развития у детей всех необходимых для учения познавательных процессов. Это мышление, память, воображение, внимание.
Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.
Очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них способности быть внимательными.
Как часто мы говорим своему ребенку-школьнику: «Ты невнимательный!», когда ребенок допускает нелепые ошибки, не может их найти.
Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, т.к. поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная система заданий и работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно.
Тем не менее, ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его родители.
Работать есть над чем. Это показали результаты анкетирования, проведенного среди учащихся 2-ых классов.
На вопрос «Часто ли ты отвлекаешься во время выполнения домашнего задания?» только 31 % учащихся ответили, что они не отвлекаются. Причинами того, что может отвлечь называли разное. Чаще всего отвлекают сами родители (так считают ваши дети!). Не меньше отвлекают другие родственники, среди которых чаще назывались младшие братья и сестры. Могут отвлечь и домашние животные, реже были названы такие причины как телефон, телевизор (громкий звук).
Был и еще один вопрос: «Считаете ли вы себя внимательными?» Из всех учащиеся ответили «нет» — 53 %, «да» — только 19 %.
Так же были и другие интересные сведения, которые доказывают, что развитию внимания родители не придают большого значения.
Чтобы помогать ребенку, мы должны знать, что надо делать и как.
Что же такое внимание? Внимание — это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.
Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще — это очень обобщенно. Внимание имеет такие основные свойства как концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.
Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.
Концентрация внимания — умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.
Объем внимания — это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.
Устойчивость внимания — это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).
Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя).
Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.
Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях (продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели).
Когда вы изучите внимание своего ребенка и выявите, какое свойство наименее развито — можно приступать к занятиям.
К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.
Примеры игр и игровых упражнений
Помогайте вашим детям стать внимательными. Приобретайте и читайте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.
Играйте вместе с детьми. Это дает возможность лучше понять ребенка, лучше его узнать, найти правильный подход, расположить его к себе.
Не забывайте о спортивных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание.
Учите детей быть наблюдательными — умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире (что-то переставили дома, сломалась ветка дерева, сорвали цветок, который вчера еще был и т.д.) Все это будет способствовать обогащению и развитию личности.