Ребенок в школе угрожает другим детям что делать
Что делать и куда обращаться, если угрожают ребенку физической расправой в школе
Конфликты между школьниками — достаточно распространенное явление. Они возникают даже в элитных учебных заведениях. Но подобные ситуации могут сопровождаться запугиванием человека. Сын или дочь могут бояться выходить из дома, посещать занятия. Родителям необходимо знать, что делать, если ребенку угрожают в школе.
Порядок пресечения запугивания в школе
Если законный представитель несовершеннолетнего столкнулся с запугиванием подопечного, необходимо придерживаться следующего алгоритма:
Если запугивание исходило от старшеклассников, достигших возраста уголовной ответственности, родитель вправе обратиться в полицию с заявлением.
Первоочередные действия
В первую очередь необходимо выяснить у сына или дочери, кто именно и каким образом его запугивает. Эти сведения нужно донести до руководства образовательного учреждения и классного руководителя.
Для этого потребуется написать заявление. Документ можно оформить в свободной форме, но важно указать следующие сведения:
В большинстве случаев на этом этапе запугивание пресекается, поскольку образовательная организация не пожелает распространения информации о ситуации за пределы школы.
Будут проведены встречи с родителями проблемных учеников, беседы с привлечением психолога.
Совет! Чтобы успокоить ребенка и обеспечить психологическую поддержку, следует первое время встречать его со школы. Если несовершеннолетний учится в старших классах и не желает подобной опеки, можно организовать «случайные» встречи с родственниками после занятий.
Обращение в комиссию по делам несовершеннолетних
Если обращение к администрации школы желаемого результата не принесло, целесообразно написать жалобу в комиссию по делам несовершеннолетних. В тексте документа также необходимо указать:
Эта мера зачастую дает результат, поскольку родители детей, которые нарушили законодательство, не желают вмешательства этого органа.
Обращение в правоохранительные органы
Если вышеперечисленные меры не помогли, и обещания расправы исходят от учащихся старших классов, целесообразно привлечь правоохранительные органы.
Если угрозы исходят от детей — следует обратиться в отделение полиции и подать жалобу в ПДН, в которой указываются:
Если же угрозы поступают от взрослых — заявление подается участковому или через дежурную часть.
Документ составляется в двух экземплярах, один из которых остается на руках у обратившегося.
Если угрозы сопровождались побоями, необходимо обратиться в травмпункт и зафиксировать их.
Законодательная основа уголовной ответственности за угрозы
Законодатель устанавливает уголовную ответственность, если гражданин угрожает убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, в статье 119 УК РФ.
При этом угроза может осуществляться в:
Для данного деяния характерны следующие черты:
Вред этим преступлением наносится психическому состоянию потерпевшего. Поэтому для квалификации обещаний расправы по ст. 119 важно доказать, что он воспринял их всерьез и опасался наступления последствий.
Виды угроз
Для применения данной статьи необходимо, чтобы человеку угрожали физической расправой или причинением тяжкого вреда здоровью. Понятие подобных повреждений содержится в статье 111 УК РФ. Это могут быть действия, которые повлекут:
Обещание причинить вред, который не будет классифицирован, как тяжкий, не повлечет уголовной ответственности.
Скачать для просмотра и печати:
Важно! Возраст уголовной ответственности по данному преступлению наступает с 16 лет. Поэтому осуждены за подобные действия могут быть только учащиеся старших классов. Однако, если сына или дочь запугивает одноклассник, младше 16 лет, или в его словах не было обещания причинить тяжкий вред, родителям также необходимо предпринять активные действия для пресечения негативного воздействия.
Ребенок в школе обижает одноклассников
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Плохо, когда твоего ребенка травят в школе. Ты грудью встаешь на его защиту. Но ничуть не лучше, когда твой ребенок сам принимает участие в травле одноклассника, а то и становится ее инициатором. Тут родители должны решительно вмешаться. Но как это сделать правильно? Отвечает педагог-психолог Глеб Ткаченко, победитель всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России ― 2020» в специализированной номинации «Покорение вершин профессиональной культуры».
Людям в принципе сложно сосуществовать без конфликтов. Пожалуй, каждый из нас неоднократно наблюдал ссоры между взрослыми людьми. Мы видим их в магазине возле кассы, на работе, на улице. А порой случается и так, что мы сами в силу обстоятельств становимся участниками этих конфликтов. И если уж взрослым людям не всегда удается мирно решать возникающие проблемы, то что говорить о детях? Ведь поведение ребенка определяется не осознанным выбором, а большим количеством факторов, которые он пока не в силах контролировать в полной мере. Поэтому если ребенок в школе обижает одноклассников, это вовсе не означает, что он законченный негодяй, который перешел на сторону зла. Чаще это означает, что ему нужна помощь на этом сложном пути взросления.
Агрессивное поведение
В наше время часто говорят о школьной травле, применяя этот термин едва ли не к каждой ситуации, где один ребенок обидел другого. Но буллинг — это достаточно узкое понятие, которое не охватывает всех разновидностей агрессивного поведения, поэтому сейчас речь пойдет именно о детской агрессии.
Подробнее о буллинге можно прочитать здесь:
Прежде всего, замечу: агрессия — это не эмоция, а форма поведения, содержащая угрозы или наносящая ущерб. Это означает, что она существует не сама по себе и может быть вызвана совершенно разными причинами, о которых мы поговорим чуть позже. Агрессия может быть физической или вербальной. Физическая агрессия — это подзатыльники, пинки, порча школьных принадлежностей или одежды, а вербальная — оскорбления, угрозы, дразнилки и так далее.
Кроме того, существует прямая агрессия, когда один ребенок открыто оскорбляет или бьет другого, и косвенная, при которой ущерб наносится исподтишка. К примеру, дождаться, пока одноклассник выйдет из класса, и выкинуть его рюкзак в мусорное ведро — это косвенная агрессия.
В этих примерах обидчик проявляет активность, физическую или словесную, открыто или тайком. Но агрессия может быть и пассивной и выражаться, например, в намеренном игнорировании одноклассника.
Наконец, агрессия может быть реактивной, то есть возникать в ответ на действия других детей, или спонтанной, возникающей из-за внутренних причин, о которых окружающие даже не догадываются. Зачастую не знает об этих причинах и сам ребенок. Давайте же разберемся, что влияет на формирование детской агрессивности.
Родители
Еще одна распространенная причина детской агрессивности — телесное наказание ребенка. В этом случае он не просто усваивает такое поведение, но еще и копит обиду, невыраженную злость, которую впоследствии может перенаправить на того, кто послабее.
В этих примерах речь шла о проявлении прямой агрессии, но бывает и косвенная, которая свойственна семьям, в которых царит дух интриги. Часто такое можно наблюдать в общении ребенка с разведенными родителями, каждый из которых пытается переманить его на свою сторону. Если у ребенка перед глазами есть пример агрессивного поведения, то объяснять ему что-либо практически бессмысленно. Хоть ранее я и указал, что влияние родительского примера особенно сильно до пятого класса, оно остается и в средней школе, пусть и в меньшей степени.
Поэтому один из доступных родителям способов скорректировать детскую агрессию — это минимизировать проявление агрессии дома. Если между супругами назревает скандал — лучше провести его вне поля зрения ребенка. Физические наказания и оскорбления также необходимо исключить. И вообще, помните, что любое ваше слово или действие может быть усвоено ребенком и воспроизведено в школьной среде.
Школа
Разумеется, дети учатся не только на примере своих родителей, хоть он и наиболее весомый. Общение со сверстниками также формирует стиль поведения ребенка. В начальной школе это менее заметно, так как влияние родителей и классного руководителя еще слишком велико. Но тем не менее в этом возрасте дети учатся обращаться со своей агрессией, и происходит это, как правило, посредством шумных игр. Дети целыми табунами бегают по этажам, борются, залезают друг другу на плечи, кричат. Это необходимый этап в освоении собственной агрессивности: ведь агрессия может быть и полезной. Дать отпор обидчику, отстоять свои права, защитить слабого — все это требует способности быть агрессивным.
Однако если кто-то из детей в ходе игры начинает воспроизводить то, что видел дома, то игра меняется. Тот, кто умеет материться, кажется более взрослым и успешным в словесных баталиях, и остальным приходится либо адаптироваться к новым правилам, либо искать себе других соперников. Как раз те, кто подстраивается под эти условия, и становятся обидчиками тех, кого устраивает мирное сосуществование.
В подростковом возрасте ситуация осложняется тем, что формируется социальная иерархия класса. Авторитет родителей и классного руководителя ослабевает, а авторитет сверстников возрастает. И в этот момент ребенок может перейти на сторону обидчиков только для того, чтобы принадлежать к определенной группе. Ребенок может до конца не осознавать этих механизмов и воспринимать это как игру или шутку, но тем, кого он обидит, легче от этого не станет. А если в классе кого-то травят, то перейти на сторону обидчиков ребенок может также из-за страха оказаться под прицелом.
Как бы там ни было, главное средство предотвращения и коррекции агрессии ребенка — это обозначение четких границ его поведения. В идеале этим следует заниматься еще с дошкольного возраста, но, даже если момент упущен, ребенка надо удерживать в рамках дозволенного.
Что делать?
В этой статье я постарался описать проблему, а не дать ее готовое решение по той причине, что его попросту нет. Но тем не менее есть ряд рекомендаций, которые логично вытекают из общего понимания ситуации.
Во-первых, необходимо минимизировать проявление агрессии дома. Любые крики, выяснения отношений, битье посуды и мебели, физические наказания, злые анекдоты, оскорбления и все прочее должны быть исключены из жизни ребенка. Неважно, дошкольник это или подросток. Понятно, что взрослым хочется побыть на своей взрослой волне, но нужно помнить об ответственности за своего ребенка.
Во-вторых, это обозначение границ допустимого поведения для ребенка. Опять же, в любом возрасте. Доносить словами и показывать примером, что можно, а что нельзя. Если папа говорит, что нельзя обижать девочек, но сам может обидеть маму, то ребенок в лучшем случае ему просто не поверит.
В-третьих, в основе агрессивного поведения ребенка могут лежать физиологические нарушения. В том случае, если ребенок внезапно и беспричинно стал агрессивен, есть смысл пройти обследование у невролога. Конечно, это не такая частая причина, но все же следует подстраховаться.
Нередко говорят о вреде агрессивных компьютерных игр. Отчасти это действительно так, но важно понимать, что игра — это чаще всего способ ребенка разрядиться, спустить пар. Прежде чем отнимать у него этот способ, необходимо придумать здоровую замену. Например, спортивную секцию, которая может его заинтересовать.
И главная рекомендация: обратитесь за помощью к детскому психологу. Внутренний мир ребенка сложен и непонятен не только для вас, но и для него самого. Разобраться в истинных причинах чаще всего очень непросто, а уж решить проблему самостоятельно — и подавно. Конечно, бывает так, что родители находят нужные слова, чтобы вернуть ребенка на правильный путь. Но если вы чувствуете, что не справляетесь самостоятельно, то обратитесь за помощью к профессионалам.
Что делать, если тебе угрожают в школе
Школьные конфликты — это не редкость в любом классе, даже если это самая элитная школа найдётся пара сверстников, которые будут демонстрировать превосходство в физической силе над окружающими или прикрываться влиянием своих родителей. Такое поведение неблагоприятным образом отражается на психологическом состоянии других детей, которые начинают бояться чужих угроз и отказываются ходить на занятия. Задача каждого родителя – защитить своего ребёнка, а значит, они должны знать, что делать, если тебе угрожают в школе.
Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с угрозами ребенку в школе, то вам следует помнить, что:
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:
Ребёнку угрожают: что нужно сделать в первую очередь
Самое первое, что нужно сделать в этой ситуации – обратить внимание классного руководителя и администрации учебного заведения на то, что такие ситуации имеют место быть. На имя директора школы пишется заявление с просьбой оградить вашего ребёнка от учеников, проявляющих криминальные наклонности, и принять меры по устранению подобного поведения впредь. Как правило, на основании такого обращения проводятся встречи руководства школы с родителями детей, угрожающих другим, беседы психолога непосредственно с теми, на кого поступила жалоба и прочие воспитательные меры. Часто этого бывает достаточно, чтобы уладить ситуацию, т. к. образовательные учреждения не желают распространения конфликта.
Чтобы успокоить своего ребенка и обеспечить ему постоянную поддержку и защиту, можно купить мобильный телефон с функцией слежения и встроенной тревожной кнопкой.
Важно! Первое время, пока ситуации утихнет, лучше встречайте ребёнка по дороге из школы домой. Если речь идет о подростке, который в силу возрастного периода категорично отказывается от этого, сделайте встречи «случайными», периодически чередуясь с родственниками.
Обращение в комиссию по делам несовершеннолетних
Если обращение к директору результата не принесло и ребенку угрожают в школе или обижают по-прежнему, то можно написать заявление в комиссию по делам несовершеннолетних. В документе необходимо объяснить ситуацию и попросить специалистов принять соответствующие меры. Нередко эта мера быстро даёт желаемый результат, т. к. при вмешательстве данной структуры начинают бояться уже родители тех детей, которые угрожают другим, как и сами подростки.
Стоит ли обращаться в полицию, если угрожают в школе
Если перечисленные меры не помогли, что тоже нередко случается, когда речь идет о подростках-старшеклассниках, а угрозы при этом стали более жестокими, то следует перейти к более решительным действиям. Стоит вспомнить, что угроза – это разновидность психологического насилия, а законодательство РФ предусматривает разные меры защиты граждан от данного рода посягательств. Поэтому, если школьнику угрожают сверстники или старшеклассники, можно рассчитывать на помощь правоохранительных структур. Только перед обращением к ним лучше всего обратиться к юристу, который оценит правовую сторону ситуации. Ведь есть случаи, за которые предусмотрено даже наказание по Уголовному кодексу (если, конечно, обидчикам более 16 лет).
Для подачи заявления необходимо прийти в отделение полиции, здесь его обязан принять участковый. В документе нужно четко, без лишних эмоций изложить причину обращения и суть просьбы. Пишется заявление на имя начальника отдела, составляется в двух экземплярах (на одном из них, который остается у вас, проставят отметку о принятии документа).
Что делать, если угрозы и запугивания закончились появлением синяков или ссадин
Если ребенку угрожают, и после очередного учебного дня он пришел из школы с синяками или ссадинами, необходимо срочным образом обратиться в ближайший травмпункт. Врач зафиксирует наличие телесных повреждений (побоев), даже если они лёгкой степени тяжести, и эту справку нужно будет приложить к заявлению в полицию.
Важно! Если угрозы перешли в рукоприкладство, то полиция не оставит дело без внимания, а в зависимости от степени вреда, причиненного здоровью ребёнка, возможна и дальнейшая подача иска на возмещение ущерба (за несовершеннолетнего такую ответственность несут его родители).
Угрозы и запугивания в законодательстве
Законодательством предусмотрены разные методы борьбы с запугиванием, но все зависит от обстоятельств и от того, чем конкретно угрожают ребёнку. Например, если запугивание касалось причинения тяжкого телесного вреда, и при этом были абсолютно реальные основания не сомневаться в их реализации, то это деяние рассматривается как «преступное» и подлежит ответственности по ст. 119 УК РФ.
Не любое запугивание и не каждый случай того, когда школьнику угрожают (одноклассник, старшеклассник, работник школы или родители другого ученика) подводится под уголовно-правовую оценку. Здесь важным нюансом становится определение, является ли угроза достаточной для возбуждения дела? Один из критериев — насколько реально потерпевший ребенок воспринимает серьезность угроз и уверен в их выполнимости. Ведь тяжким вредом здоровью называют потерю органа (или прекращение его функционирования), обезображивание лица, серьёзное повреждение головы, потерю способности самостоятельно передвигаться и пр. Нередко тот, кто запугивает и угрожает, для подтверждения реальности своих угроз прибегает к нанесению небольших телесных повреждений, показывая, что это только «начало». В обязательном порядке эти повреждения должен зафиксировать врач.
Почему без юриста не обойтись
Нередко школьникам угрожают также изнасилованием, обезображиванием, а случается, что запугивание используют для вымогательства денег. Иногда причиной становятся хулиганские побуждения, а иногда – ненависть по национальной или религиозной принадлежности. Поэтому у данного дела может быть слишком много нюансов и видов воздействия на основании разных статей УК. Опытный юрист обязательно поможет вам разобраться, как поступить дальше, т. е. если ребенку в школе угрожают и к кому обращаться или что делать вы не знаете – начните с него, юридическая консультация нужна, чтобы действительно защитить своего ребенка.
Вскрылся факт буллинга: порядок правовых действий для родителя
Травля – большая проблема в современных школах. Недавно мы провели исследование и выяснили, что в среднем на каждый класс приходится по 2-3 ребёнка, против которых ополчается часть или весь коллектив. Только задумайтесь о масштабах!
Если вы, как и многие другие семьи, столкнулись с буллингом, а разговоры с родителями агрессора и учителями не помогают – пора переходить к более активным действиям.
Сегодня вместе с приглашённым экспертом портала «Где мои дети», кандидатом юридических наук и доцентом Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Васильевой Оксаной Николаевной разберём правовой аспект этой проблемы и узнаем, как действовать и куда обращаться, когда мирные методы не помогают.
Содержание:
Дисциплинарные и гражданско-правовые механизмы защиты ребёнка
Буллинг в школах – явление весьма и весьма распространённое. Само это слово является заимствованным из английского языка и переводится как хулиганство.
Буллинг, по своей сути, и является хулиганством, выражающимся в явном пренебрежении социальными нормами и унижении чести, достоинства другого человека. Прямая ответственность за буллинг действующим законодательством не предусмотрена, но у пострадавшей стороны имеются определённые дисциплинарные и гражданско-правовые механизмы защиты своего ребёнка.
Эти механизмы можно разделить как на самостоятельные, выполняемые только родителями, так и на коллективные – когда родитель воздействует на хулигана и его родителей с помощью школьных и государственно-муниципальных инстанций.
Именно о коллективном механизме воздействия и пойдет речь ниже. В случае достижения хулиганом возраста шестнадцати лет, вполне возможно его привлечение к административной ответственности; как указывалось выше, «буллинг» вполне подпадает под смысл статьи 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство).
Шаг 1. Собираем документы и доказательства
Первым делом необходимо собрать и удостоверить у нотариуса доказательную базу для дальнейших действий. Такой базой могут быть:
Кроме сбора доказательной базы следует обратиться к психологу. Важно, что у специалиста должен быть диплом о высшем образовании, который подтвердит его компетенцию, а его заключение может быть использовано в качестве доказательства в дальнейшем.
Узнайте, обижают ли вашего ребёнка сверстники или другие взрослые, или соберите необходимые доказательства! Слушайте, что происходит вокруг, смотрите, где находится ребёнок и дозванивайтесь в любой ситуации с приложением «Где мои дети».
Шаг 2. Привлекаем школу
Затем, имея на руках доказательную базу, следует обратиться к школьному психологу, директору, классному руководителю ученика.
К сожалению, очень часто педагогический и административный состав не видит никакой проблемы в таких ситуациях и не собирается вмешиваться, оправдываясь словами «дети сами должны разобраться», так как любое разбирательство будет чревато возможными проверками «свыше».
Если же взаимодействие с сотрудниками школы провалилось, нужно начать писать жалобы.
Для начала нужно направить на имя директора школы официальное письмо с описью вложения и уведомлением о доставке. В письме необходимо описать сложившийся конфликт, перечислить все доказательства буллинга и потребовать вмешаться в ситуацию.
Если директор не предпримет никаких действий, направленных на урегулирование конфликта или вовсе игнорирует письмо, его действия можно рассматривать как повод для обращения в прокуратуру с сообщением о бездействии должностного лица.
Кроме прокуратуры, обратиться следует:
Шаг 3. Обращаемся в соотвествующие органы
В управу района и департамент образования пишем о бездействии директора, в комиссию по делам несовершеннолетних – на то, что обидчик нарушает честь и достоинство ребёнка, портит его вещи, что его поведение является девиантным и, скорее всего, его родители не исполняют обязанности по воспитанию. По результатам такого обращения родителей ребёнка могут привлечь к ответственности по статье 5.35 КоАП за вышеуказанное неисполнение родительских обязанностей.
В полицию, если хулиганом был достигнут возраст 16-ти лет, сообщаем об административном правонарушении по составу, предусмотренному статьей 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство). В заявлении также следует указать всю собранную доказательную базу, а после приёма заявления – талон-уведомление, который подтверждает факт приёма заявления о правонарушении.
Шаг 4. Готовимся к суду
Вместе с этим, начинайте сбор документов для суда. Потребуется вся доказательная база, заключение специалиста-психолога о тяжёлом психологическом состоянии, моральном терзании. Если у вас нет времени, знаний или желания заниматься этим самостоятельно – рекомендуется нанять юриста.
В исковом заявлении, направляемом в районный суд, вам нужно ссылаться на статьи 151 (компенсация морального вреда) и 1064 (возмещение имущественного вреда) ГК РФ. К заявлению следует приложить все нотариально засвидетельствованные доказательства причинения вреда и заключение психолога.
Важно правильно исчислить компенсацию морального вреда: к сожалению, единой методики и формулы составлено не было, а размер компенсации исчисляется на усмотрение суда. Размер возмещения имущественного вреда исчисляется исходя из рыночной стоимости повреждённых вещей.
Судебная практика благосклонна к «жертвам» буллинга — при сборе достаточного количества доказательств, суд принимает решение в пользу пострадавшего лица.