Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать

Что делать, если ребёнок наслушался «страшилок» и теперь всего боится?

Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Смотреть фото Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Смотреть картинку Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Картинка про Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Фото Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать

Своей историей поделилась наша читательница:

«Сыну 7.6 лет, на улице общается с мальчиками 10-12 лет. Они между собой рассказывают страшилки, он с ними «Хи-хи-ха-ха», а дома заявляет: «Я боюсь оставаться один в комнате» или «Пошли со мной на кухню, я не хочу один». Хотя раньше мог быть один дома пока я езжу до ближайшего магазина, например. Вчера утром был на улице в кофте, я смотрю – он в капюшоне ходит, говорю: «Уже солнышко пригревает, сними его». На что он мне отвечает: «Я ходил на конец улицы – в капюшоне не боюсь, а без капюшона страшно». Начала расспрашивать – как капюшон тебя спасает? Он сказал, что если вдруг навстречу будет идти маньяк, он меня не тронет, потому что подумает, что в капюшоне идёт тоже маньяк.

Объясняю на протяжении 2-х месяцев, что этого не существует, что это всё выдумки, и я в детстве тоже чего-то боялась и т.д. Но, как понимаю, у нас заходит всё слишком далеко.

Я в замешательстве. Запретить общаться с этой компанией – не выход. Страшилки могут рассказывать и его ровесники. Помогите нам, подскажите, как решить эту проблему?»

Ответ эксперта Марии Полубеловой – педагога дошкольного образования и мамы мальчика:

Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Смотреть фото Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Смотреть картинку Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Картинка про Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Фото Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать

Первое, что хочется отметить: страх – это нормальная эмоция любого человека, часто иррациональная. Объяснения о том, почему чего-то не стоит бояться, мало спасают ребёнка от самой эмоции. Поскольку такими объяснениями мы взываем к логике. За логику отвечает часть мозга под названием неокортекс. А за эмоции вообще, и страх в частности, отвечает более древняя часть мозга – лимбическая система. Она слабо поддаётся контролю и совсем не подчиняется логике. Её задача – защищать, сообщать об опасности. Именно поэтому рациональные объяснения не дают желаемого результата и кажется, что всё заходит слишком далеко.

Попробуйте изменить тактику. Чтобы достучаться до рационального, надо пойти от эмоционального.

1. В первую очередь родителю нужно понять, что ребёнок действительно боится. И это – нормально. Мы все в разные моменты времени чего-то боимся.

Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Смотреть фото Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Смотреть картинку Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Картинка про Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Фото Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать

То, как проявляется страх у ребёнка, имеет вторичное значение. Хотя очень важно, что его выявили и смогли сформулировать в деталях – это значит, что контакт с ребёнком имеется и задача решаема. Хуже, когда ребёнок закрывается и начинает скрывать свои эмоции, чем усугубляет негативное состояние. Это крайняя форма,

2. Во вторую, помочь ему принять и прожить свой страх. Можно начать диалог с репортажа: «Ты носишь капюшон, хотя на улице тепло. Я чувствую, что ты напряжён. Похоже, ты чего-то боишься». Дать ребёнку ответить, выговориться. Возможно, уже этого будет достаточно.

3. Постараться поддержать его: «Да, действительно, то, что ты говоришь – это страшно. Когда я была маленькой, я тоже услышала неприятную историю и боялась ходить одна». Главное, дать ребёнку понять, что его эмоции – это правильно, что он – не один, что его понимают и поддерживают.

Так как мальчику уже 7 лет, он может попробовать найти выход из ситуации сам. Спросите его, что поможет ему бояться меньше. Может быть окажется, что он боится, потому что чувствует себя физически слабым, не способным дать отпор. И это будет поводом отправить его в секцию борьбы. А может, дело совсем в другом. Помогите ребёнку понять, что с ним происходит. Только не с набега. Дайте время подумать.

Важно! Разговаривать на такие темы и задавать уточняющие вопросы лучше, когда ребёнок спокоен, расслаблен и чувствует себя комфортно.

Эффективно работают проективные методики. Предложите сыну нарисовать или слепить его страх. То есть, сделайте его осязаемым. Когда страх готов, с ним можно делать что угодно (по желанию ребёнка). Изменить страх, чтобы он стал более дружелюбным. Или уничтожить: разорвать или сжечь рисунок, превратить в лепёшку пластилиновую поделку и так далее.

Может оказаться, что ребёнок не захочет ничего менять. Тогда поговорите, почему этот страх важен для него и какую пользу на самом деле несёт.

Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Смотреть фото Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Смотреть картинку Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Картинка про Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Фото Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать

Один из секретов эффективного устранения страха, который я хочу раскрыть в этом случае, состоит в следующем:

1. Мама уже призналась в том, что сама чего-то боялась в детстве. Нужно пойти дальше и выявить, чего конкретно она боялась.

2. Провести анализ своих как прошлых, так и текущих жизненных обстоятельств, при которых она испытывала страх.

3. Создать из своих детских страхов и страхов, которые появляются сегодня, во взрослом состоянии, весёлую историю и рассказать её ребёнку.

После чего, в свою весёлую историю добавить переживания ребёнка, перевести его в сознание победителя, при котором он побеждает как страх, так и всех (созданных) персонажей,

Есть много книг для детей про страхи. Материалы найдутся в ближайшей библиотеке, онлайн-сервисе или интернете. Выберите книгу, которая подойдёт именно вам, и почитайте вместе с сыном (даже если ребёнок уже хорошо читает сам).

Суть этих действий в том, чтобы осознать самому и помочь ребёнку принять тот факт, что страх существует. Когда мы даём эмоции быть, мы можем с ней работать.

Самое главное – во время выявить проблему и начать с ней бороться. Помощь родителей в борьбе с детскими страхами невозможно переоценить. Если вы подозреваете, что ваш ребёнок чего-то боится, обязательно выясните причину или убедитесь в своих догадках. Воспользуйтесь приложением «Где мои дети» – узнайте, где был ваш ребёнок, что делал в течение дня и с кем общался, чтобы вовремя среагировать и помочь!

Источник

Ребёнок боится всего нового: что делать

Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Смотреть фото Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Смотреть картинку Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Картинка про Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Фото Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать

Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Смотреть фото Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Смотреть картинку Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Картинка про Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Фото Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

– Сыну 2,5 года. Привязан ко мне и дому. Нам предстоит переезд в другую квартиру в соседнем подъезде, но он и слышать не хочет. Стараюсь заходить с ним в новую квартиру хоть на пять минут, пока муж там делает ремонт, чтобы сын привыкал. Но ребёнок сразу начинает плакать и проситься домой. Как подготовить его к переезду? Стоит ли сразу отселять в свою кроватку (пока спит с нами) или немного подождать?

На вопрос, как помочь ребёнку преодолеть страх нового, отвечает детский психолог и Монтессори-педагог Анна Федосова.

Некоторое недоверие к новизне совершенно естественно для любого человека. В первые годы жизни дети очень зависимы от порядка в самом широком смысле этого слова. Порядок помогает разобраться в жизни, а любое изменение или новшество уменьшает степень только-только образованного понимания, так что все маленькие дети – большие консерваторы.

Есть дети, которые сами по себе больше других чувствительны к страху новизны. Эти общие закономерности развития и особенности индивида – в некотором роде данность.

Страх нового и базовое доверие к миру у ребёнка

В психологии есть понятие базового доверия к миру и себе. Здравомыслящий человек отдаёт себе отчёт в том, что жизнь неизбежно несёт перемены и не все из них нам одинаково приятны, не со всеми вызовами мы способны справиться, не все задачи решить, не все трудности преодолеть. Базовое доверие – это, в некотором роде, степень оптимизма в отношении того, насколько часто перемены к лучшему, а я сам способен справиться с новой ситуацией. Это ожидание, что изменения, скорее всего, будут интересны, а я, скорее всего, буду успешен.

Базовое доверие к миру у ребёнка складывается в раннем возрасте из позитивного жизненного опыта, когда обстановка вокруг интересна и неагрессивна, когда ребёнок действует самостоятельно и достигает понятного и приятного ему самому результата; когда он чувствует во взрослом надёжную опору, поддержку, заботу. Формирует собственное базовое доверие ребёнок, а создаёт условия – взрослый, поэтому оно зависит и от человека, и от тех, кто заботится о нём в детстве.

Ребёнок может испытывать неуверенность в надёжности взрослого, если последний делегирует малышу слишком много ответственности. Случается, что родители, которые наслышаны, как важно давать ребёнку свободу выбора, перегибают палку. На самом деле выбирать можно только тогда, когда можешь представить себе, что ты выбираешь и какие последствия влечёт сделанный выбор.

У маленького ребёнка ещё очень ограниченные жизненный опыт и интеллектуальные возможности. Он прекрасно может выбрать, с какой игрушкой из трёх, лежащих на его личной полке, он будет играть прямо сейчас. Чего он сильнее сейчас желает – тереть яблоко или мыть посуду. Адекватно решить, чем заняться завтра, – для 2,5 лет задача не то чтобы совсем непосильная, но крайне трудная. Он не знает, каким будет через такой долгий срок, да и само представление о времени ещё не вполне точное.

В порядке обучения иногда можно предложить малышу выбрать что-то незначительное для завтрашнего дня, но требовать от него большего – только обескураживать человека. Принимать решения, выходящие за рамки конкретной ситуации, – совсем не дело для маленького ребёнка. Это зона ответственности родителей. Это их обязанность – решать, когда и куда отправиться в гости, где жить, как обустраивать квартиру.

Ребёнок не обязан быть в восторге от всех ваших решений. И он совсем не обязательно будет справедлив в своём одобрении или недовольстве. Но даже сильно недовольный ребёнок чувствует себя более защищённым, если понимает: взрослый держит ситуацию под контролем, он знает, что делает, у него есть причины поступать так, задуманное будет обязательно исполнено.

Родителям бывает трудно поверить, что плачущий от необходимости подчиняться родительской воле ребёнок более счастлив, чем весёлый, не знающий отказа баловень. Тем не менее, если судить по уровню «гормона стресса» кортизола, это действительно так: ведомый ребёнок более уверен в себе, даже если недоволен вектором движения (а у мудрого родителя чаще всего вполне себе доволен).

Иногда бывает, что родитель всё уже решил, а ребёнка спрашивает так, как будто у малыша есть выбор. Просто взрослый надеется, что ребёнок угадает «правильный» ответ. И тогда часто случается, как в анекдоте: «Что будете заказывать: кофе или чай?» – «Кофе» – «Не угадали. Чай. Кофе на сегодня закончился». Такие ситуации обесценивают мнение ребёнка и расшатывают его уверенность в вашей надёжности, поэтому их лучше избегать.

Как подготовить ребёнка к переменам и преодолеть страх нового

Я бы предложила внимательно посмотреть, что именно вы предлагаете выбирать ребёнку, все ли ответы одинаково возможны. Часто ли звучит вопросительная интонация там, где по факту присутствует ознакомление с принятым решением. Боюсь, идея приводить ребёнка в новую квартиру до окончания ремонта была не самой удачной: это вы видите сквозь ремонт призрак будущего интерьера. Малыш же, скорее всего, понял так, что вы меняете обжитый дом на руины.

То, что мы не можем изменить, гораздо легче принять, если мы, с одной стороны, сознаём неизбежность события, а с другой – имеем возможность повлиять хоть на какие-то его аспекты. Например, я должен переехать с родителями в новую квартиру, но я могу выбрать мебель для неё. Разумеется, вы не приводите мальчика в огромный магазин со словами: «А теперь купи нам мебель, сынок». Это зона вашей ответственности.

Но вы можете подобрать приемлемые варианты и позволить выбрать детали. Например, красная или синяя будет кровать-машина; какого именно из этих двух оттенков оранжевого (которые оба устраивают вас) будет кухонная мебель; вешалки в ванной будут с этим или тем значком и т. п. Вместе можно выбирать, где будет стоять мебель в комнате ребёнка.

Похожей тактики можно придерживаться и с новой одеждой. Не исключено, что ребёнок впоследствии не полюбит ту вещь, которую выбрал, что она ему разонравится. Не стоит его корить в этом, но если отказаться от использования вещи нельзя, стоит прямо объяснить это сыну: «Я вижу, что ты понял, что зелёная была бы тебе приятнее. Мы уже купили синюю кровать и будем пользоваться ею. У нас есть зелёное покрывало и зелёные наклейки. Что ты хочешь сделать: застелить постель зелёным пледом или наклеить наклейки?»

На мой взгляд, переезд – хороший момент, чтобы на новом месте начать жить по новым правилам, например, спать в отдельной кроватке. Но нужно понимать, что это трудный этап для ребёнка, и вам нужно будет посвятить гораздо больше времени укладыванию. На сайте есть материалы, содержащие советы по организации отдельного сна, можно их изучить и продумать ваш личный ритуал отхода ко сну.

Можно привлечь и ребёнка в придумывании каких-то деталей (опять-таки, давая ему выбор в рамках его возможностей). Возможно, он способен даже не выбрать, а придумать, что вы будете делать в то время, которое вы будете сидеть возле кроватки перед сном, например, предложит задёргивать шторы, подтыкать одеяльце, подавать любимого мишку и т. п.

То, что вы готовите сына к переменам, будь то гости или переезд, – отличная помощь для него в такой трудной для него адаптации к смене обстановки. Но важно очень точно придерживаться верного тона в беседах на эту тему. Вы именно информируете его, знакомите с планами, а не спрашиваете, не делаете вид, что спрашиваете, на самом деле пытаясь извлечь из него желательный выбор, и т. п. Здесь нет одинакового правильного ответа для всех, только вы сами, зная особенности друг друга, пробуя и ошибаясь, можете подобрать подходящую именно вам и вашему ребёнку манеру говорить о планах.

Источник

Если ребёнок боится посторонних

Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Смотреть фото Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Смотреть картинку Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Картинка про Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Фото Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать

Как помочь малышу справиться со страхами.

В жизни почти каждого ребёнка бывает период, когда он начинает сторониться, а то и откровенно бояться посторонних. Почему так бывает, и что делать родным, чтобы облегчить малышу этот непростой этап роста?

Разумеется, психологи не могли не обратить внимание на этот детский страх и всесторонне изучили его. Их выводы и ответы на вопросы обеспокоенных родителей мы собрали в этой статье.

Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Смотреть фото Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Смотреть картинку Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Картинка про Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Фото Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать

Почему малыш боится?

Что же такое происходит с малышом, что он вдруг начинает бояться посторонних? Причин возникновения этого страха несколько:

Причина 1

Дети в возрасте «вокруг года» уже хорошо понимают отличия между знакомыми и незнакомыми лицами. Они узнают близких и настораживаются в присутствии чужих, тех, кого пока не знают или знают недостаточно хорошо. По этой причине иногда случаются курьёзные ситуации, связанные с тем, что в этот период ребёнка могут напугать даже радикальные изменения в облике мамы или папы. Причём ничуть не меньше, чем приход вовсе незнакомого человека. Стоит маме значительно изменить свой образ — и кроха уже не сразу узнаёт её и даже сторонится. Ему требуется время, чтобы привыкнуть к «новой» маме.

Причина 2

Малыш постепенно начинает осознавать, что мама, самый близкий для него человек, не является с ним единым целым. Поэтому её уход для крохи самая настоящая трагедия, ведь он боится, что она уйдёт навсегда. Именно по этой причине ребёнок может начать сторониться даже любимую бабушку. А уж если вместо мамы с ним остаются малознакомые люди, то для него это и вовсе кошмар кошмарный.

Причина 3

Страх посторонних — это проявление инстинкта самосохранения. Ведь, демонстрируя настороженность или даже испуг от присутствия посторонних, ребёнок таким образом привлекает внимание родителей, показывает им свою обеспокоенность и просит о защите.

Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Смотреть фото Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Смотреть картинку Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Картинка про Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Фото Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать

Сила проявления боязни посторонних зависит от нескольких факторов:

Как ни крути, есть экстраверты, открытые миру и окружающим, с готовностью и удовольствием идущие на контакт, и есть интроверты, погружённые в свой собственный мир и не желающие пускать в него «кого ни попадя».

Если на малыша эмоционально «накидывается», делает ему «козу» и обещает «показать Москву» огромный шумный «дядя» или его страстно и долго обцеловывает с головы до ног незнакомая «тётя», то в следующий раз он вряд ли захочет стать объектом навязчивого внимания «подозрительных» взрослых.

Что делать родителям «мизантропа»?

Несмотря на то, что период мизантропии ребёнка не самое простое время для родителей (особенно, если сами родители общительные и открытые люди), всё же нужно набраться терпения и учесть несколько советов, которые дают психологи. Правила, сформулированные специалистами, для родных маленького «мизантропа» просты и при этом вполне действенны, способны значительно улучшить ситуацию и помочь ребёнку.

Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Смотреть фото Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Смотреть картинку Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Картинка про Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Фото Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать

О чём же важно помнить?

1. Не заставляйте ребёнка «выходить в люди» насильно.

2. Не просите его целовать или обнимать незнакомых или малознакомых людей и уж тем более идти к ним на руки.

3. Не стыдите и не высмеивайте кроху за нелюдимость (ни в коем случае не говорите вроде «он у нас трусишка» или «что ты как маленький») и не позволяйте делать это другим.

Если следовать приведённым советам, то этот этап взросления ваш малыш преодолеет быстро и безболезненно, а вы будете нервничать и волноваться гораздо меньше.

Источник

«В темноте кто-то есть»: мамы вспоминают жуткие вещи, которые рассказывали дети

Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Смотреть фото Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Смотреть картинку Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Картинка про Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Фото Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать

© Setyaki Irham, unsplash.com

Перед сном это лучше не читать

Более тысячи комментариев в сообществе для родителей Momshare собрал пост о том, какие странные и жуткие вещи говорят иногда маленькие дети. И это не рассказы о бабайке, о нет! Это звучит гораздо страшнее.

Мы выбрали самые впечатляющие комментарии:

«Мне дочка в три года заявила, что у меня внутри мальчик; а я и не знаю. Но он ненадолго. Ну так и оказалось. Сделала тест — беременна. На 12 неделе ребенка потеряла».

«Нашему младшему три годика, до недавнего времени он спал еще с нами в комнате. Был у него как-то период, когда он плакал истерически и говорил, что в зеркале корова. Мы, конечно, смеялись и не обращали внимания, пока посреди ночи собака вдруг не подскочила и не начала лаять на зеркало. Я после этого помыла зеркало святой водой и вроде корова пропала».

Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Смотреть фото Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Смотреть картинку Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Картинка про Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать. Фото Ребенок видит кого то в квартире и боится что делать

«Моя в два года видела мальчика у люстры, который плакал. Дело было в сумерках, и в комнате были я и ее братья. Дочка смотрела периодически на люстру, а потом общалась с нами, и в какой-то момент сказала: ну долго он еще плакать будет? После расспросов показала на люстру и сказала, что там плачущий мальчик. Через несколько дней все повторилось».

«К моему сыну в семь лет начал приходить друг. Зовут его Ганди. Чаще всего он приходит ночью. Сын рассказывает о нем очень спокойно. Говорит, что его вместе с родителями убили, но он как-то остался духом и давно ищет себе друга. Сын согласился с ним дружить. Приходит Ганди редко, и у них есть свой условный знак, когда ребенок может его позвать. Спрашиваю: зачем ты его зовешь? Сын говорит, что он дает ему советы, как поступать в каких-либо ситуациях».

«До трех лет ребенок рассказывал, что родителей выбирал сам, что показывал родителей ему дядя по имени Смотритель».

«Моя постоянно в один угол комнаты смотрела. Играет, играет, потом зависнет и смотрит туда. Периодически пальцем туда показывала и говорила: дядя. После полутора лет такое началось. Тоже жутковато было».

«На старой квартире дочь все время говорила, что какая-то старуха купается в ванной».

«Мой в три года говорил, что в комнате на столе сидит тетя. У нее даже было имя — Марашаба. Однажды я начала допытывать его, как она выглядит. И лучше бы я этого не спрашивала! Сын рассказал, что у этой тети длинные ноги и БЕЛЫЕ глаза. И что она ничего не делает, просто сидит. Мне стало дурно. Это длилось месяца два примерно. Муж тогда хотел имама с мечети позвать, но как-то резко все закончилось».

«У меня дочка (семь лет) иногда рассказывает, что помнит, как ей предложили ТАМ выбрать маму. Были разные, говорит, была даже блондинка одна, но я знала, что выберу тебя. Я тебя еще раньше видела и знала. Будто мне кто-то дал на кнопку нажать на планшете».

«Мне сын в два года про какую-то руку рассказывал. Что у нее нету ротика, животика — одна ручка. Что он ее часто видит и боится. Он с нами до пяти лет спал в одной кровати, боялся этой руки».

«У меня дочка когда спать идем, то смотрит на потолок и начинает улыбаться и смущаться. Я спрашиваю: кто там? Она отвечает: дети».

«Мой ребенок видел мальчика с крылышками и нашего деда, который умер в этой квартире еще до его рождения».

«Я один раз чуть не описалась ночью, когда ребенок разбудил меня тоненьким голоском: мамаааааа, там у двери стоит какая-то тетя!»

«Сын до трех лет в новой квартире видел дядю на кухне в одном и том же месте. Но он его не боялся, и я тоже была спокойна. Значит, это была не плохая сущность»

«Мой сын видел какого-то дядю в комнате. Лет до трех его видел, потом прошло. Первый раз он проснулся с криком и сказал, что его какой-то дядя черный за палец взял. Было очень страшно».

«Дети видят то, что мы не можем. Когда моему сыну было полтора года, я родила дочку, но она в пятимесячном возрасте умерла. И до 40 дней сын просыпался каждую ночь в три часа и с кем-то разговаривал. Поворачивался ко мне и говорил: „Мама, не плачь, ляля улыбается“. Было жутко»

«А моя дочь себя все зовет другим именем с полутора лет. Ей скоро четыре. И все время говорит, я буду большая, а ты маленькая и я тебя буду тоже в колясочке катать».

«Мои дети до двух лет примерно оба рассказывали мне, что видят кого-то за окном, на потолке, в углу и т.д. К трем годам я перестала это слышать. Списывала на детскую фантазию. Узнавала только хороший ли это человек или плохой? Боится его ребенок или нет. Мои не боялись».

Впервые текст был опубликован 21 сентября 2018 года.

Источник

«Мой ребенок боится чужих людей»

Психолог рассказывает, почему дети боятся малознакомых и чужих людей, как действовать родителям, и чего делать нельзя.

— Как Маша чужих боится, это просто ужас какой-то, — делилась мама Аня в очереди с подругой. — Если кто незнакомый ей хоть слово скажет, все! Истерика! Раньше еще ничего было, но становится все хуже и хуже. Гулять невозможно. В поликлинике мне за спину прячется и орет. Я как в клетке. А куда деваться-то, мне скоро на работу. Как она в сад пойдет, такая вот — не знаю. Недавно отмечали ей два, свекровь в гости пришла. Бабушка к Маше: «Родная моя!», а та от нее под диван и в слезы. Свекровь мне такого наговорила! Мол, я ребенка испортила совсем, как это так — дите родную кровь не признает! Она тоже хороша, «родненькая», полгода внучку не видела и еще бы три не приходила. Муж тоже говорит, что ненормально, что ребенок так чужих чурается. Что делать?

— А может, свекровь и права, — вмешалась соседка по очереди. — Нечего дочке потакать. Подумаешь, рева-корова. Когда Ваньке год был, он тоже чужих боялся. Это что за жизнь — ни с кем не встретиться, никуда не уйти. Я на его нюни внимания не обращала. Так ему и сказала: «Мне трус не нужен, я тебя тут оставлю». Отучился реветь как миленький. Оставь на полдня у свекрови, быстро бояться перестанет!

Спор разгорался нешуточный. Мама Аня готова была провалиться под землю. «Зря я, конечно, начала все это, да только у кого спросить? Кто прав?»

Как действовать родителю, когда ребенок боится посторонних людей

Я бы обозначила следующий план действий: успокоиться, оценить ситуацию, перестать подкреплять страхи ребенка своим поведением и, если нужно, обратиться за помощью.

Во-первых, героине нужно успокоиться. Состояние родителя передается ребенку. Настрой взрослого на позитив придаст малышу смелости. А если испуганный ребенок видит страх, неуверенность на лице мамы, он начинает бояться еще больше. «Даже взрослый не может справиться с ситуацией, похоже, все совсем плохо. » — чувствует дите и начинает вести себя еще хуже. Действия ребенка вызывают у женщины новую волну негативных мыслей. Часто она начинает думать, что ребенок все время боится чужих, и вслух делится переживаниями с подругами и знакомыми. Малыш слышит разговоры, видит, как сильно мама волнуется, и напрягается еще сильней. Все, круг замкнулся.

Маме Ане нужно в первую очередь разобраться с собой, а не с дочкой. Как же родителю остановить дурные мысли? Попробуйте минуту не думать о желтом медведе. Что, именно о нем ваша последняя мысль? А теперь подумайте о полосатом слоне. Теперь вас занимает полоски на слоне или его хобот, но уж точно не желтый медведь! Так же и в жизни. Маме Ане стоит переключить внимание на другие темы:

Из практики психолога знаю, что отключить страшные картины маме мешают вещи в ее внутреннем мире, часто — из детства. Память устроена так, что неприятное забывается. Поэтому маме может быть сложно вспомнить ситуацию, с которой все началось, сложно связать прошлый опыт с настоящим.

Одна женщина, чей ребенок боится чужих людей, излишне оберегала девочку. Родные и знакомые говорили ей, что такая опека вредна для ребенка. Мама соглашалась с ними, но ничего поделать не могла. В своем окружении женщина не находила понимания, ей говорили: «Это же так просто, не потакать дочери!».

Она чувствовала себя никчемной матерью, пока не обратилась ко мне. Выслушав, я предложила поискать причины проблемы не только в настоящем, но и в прошлом. И маму осенило! Она вспомнила, как воспитательница закрывала ее в темной кладовке. Маленькой девочкой женщина испытала настоящий ужас. И теперь она защищала дочь от любой, даже мнимой, опасности. Мы проиграли ситуацию с помощью фигурок в песочнице, и женщина сказала злой воспитательнице все, что давно хотела. Завершила историю и перестала переживать. И ребенок стал более открытым, общительным.

Как только родитель разрушил (или пошатнул) замкнутый круг тревоги между собой и ребенком, нужно разобраться с причиной страха.

Почему дети боятся чужих людей

Многие годовалые малыши боятся чужих. В семь-десять месяцев ребенок начинает различать «своих», а к остальным проявляет настороженность. С близкими уж точно безопасно и комфортно, а с остальными — неизвестно. Поэтому малыши при виде незнакомца жмутся к матери, ловят ее реакцию. Если новый взрослый ведет себя доброжелательно, не настаивает на быстром отклике малыша, ребенок постепенно привыкает и начинает общаться. А если взрослый (как свекровь героини) — обижается, требует немедленного ответа, ребенок может закрыться. Более того, будет бояться и других «чужих».

По статистике больше всего этот страх беспокоит в возрасте год-полтора, а к двум-трем годам постепенно проходит. Малыш понимает, что общаться с другими взрослыми может быть интересно и полезно.

Нормальный страх может перерасти в «ненормальный», если взрослые ведут себя неправильно. Советы соседки по очереди вредны для малыша. Вполне возможно, что проблема не видна сейчас, но даст о себе знать в будущем.

Чтобы помочь дочери, героине нужно выяснить причину проблемы. Найти ее помогут ответы на следующие вопросы:

Перечислим самые распространенные причины страха:

Прошлый опыт ребенка. Этот страх появляется после конкретной ситуации. Может быть, ребенка напугал незнакомый человек, и теперь он боится повторения. В таком случае причина на поверхности, о ней легко догадаться. Важно объяснить ребенку, что произошло и что делать, если подобное вдруг повторится.

Например, малыша напугал клоун на дне рождения, и теперь он боится мужчин. Можно сочинить небольшую историю, как мальчик встретился с ярко одетым шумным клоуном. Мальчик испугался, спрятался на руках у мамы. Но потом увидел, что артист раздает мороженое, пускает мыльные пузыри, всем весело, а вовсе не страшно, и пошел играть к ребятам. Пусть ребенок нарисует картинки к вашей истории или устроит настоящее театральное представление, используя любимые игрушки.

Особенности ребенка, данные от природы. Еще одна причина, почему ребенок боится чужих людей, — особенности ребенка. В этом случае ребенок всегда ведет себя с чужими одинаково. Страх появился, как только малыш научился отличать чужих. С возрастом становится чуть легче, но проблема не исчезает.

Поразмышляйте, какой он — ваш малыш? Кто-то болтает без умолку, а кто-то с достоинством и по делу. Один легко меняет партнеров по игре, другой строит прочные отношения. Один прячется от незнакомых, другой готов уйти с первым встречным.

Увы, мы не в силах изменить данное природой, но можем недостаток превратить в достоинство. Боязливые дети часто чувствительны. Они видят в мире то, что другой сверстник и не заметит. Например, не будет общаться с гостем из-за едва уловимого неприятного аромата. Родителям нужно внимательно относиться к таким «причудам» детей. Не ругать, а постараться понять. Учить, на что действительно следует обращать внимание, а на что нет.

Одни дети изучают новое сами, другие — наблюдая за другими. Дети первого типа легко начинают играть в новой компании, но правила часто узнают лишь случайно нарушив их. Вторые сначала наблюдают, кто какой, что здесь разрешено, а что — запрещено. И потом играют уже по правилам. Обе стратегии имеют свои плюсы и минусы. Но взрослые часто не дают маленьким «зрителям» вдоволь насмотреться. Тогда они входят в игру внутренне не готовые, и это может спровоцировать страх. Родителям нужно дать малышу время освоиться.

Ситуация в семье. Страх то усиливается, то ослабевает, в зависимости от происходящего между родственниками. Эта причина скорее всего привела к страху у девочки Маши.

Вряд ли это первая стычка мамы со свекровью. Родственники мужа лезут куда не просят. Чтобы противостоять им, мама закрывается от всех и мало выходит «в свет» с ребенком. Вот дочь и боится новых людей.

Общие советы тут не работают, потому что у каждого конкретного ребенка своя причина. Выявить ее бывает непросто. Во-первых, родители вовлечены в ситуацию, поэтому им сложно увидеть происходящее со стороны. Во-вторых, причин, почему ребенок боится чужих людей, обычно несколько. Одно «накладывается» на другое, сложно разобраться, с чего же начать. Грамотный психолог подскажет родителям, почему ребенок боится, и научит общаться с чужими.

Что нельзя делать, если ребенок боится других людей

Недопустимо наказывать ребенка за то, что он плачет и прячется — ведь малыш не хочет «насолить взрослому». Он хочет общаться и радовать маму. Он не специально, он по-другому не может. Поэтому наказывать его не за что.

Некоторые могут, как Ваня, вести себя хорошо, опасаясь наказания. Но в этом случае проблема «уйдет внутрь»: ребенок будет капризничать без повода, грызть ногти, часто болеть, плохо спать. Не все родители поймут, что эти неприятности появились из-за «задавленного» страха. Большинство детей от насилия взрослых начинают бояться еще больше и вести себя еще хуже.

Относитесь к «плохому» поведению спокойно, а за маленькие шаги в борьбе со страхом хвалите. Плакал, а потом затих на секунду: «О, как я рада тишине!». Повернулся, чтобы рассмотреть незнакомца: «Ура! Как приятно дяде видеть твои глазки!». Дети стремятся повторить то, что радует взрослых. Используйте эту особенность.

Когда дети боятся чужих людей, не стоит их стыдить, называть трусом, говорить: «Это совсем не страшно». К страху прибавляется вина, с двумя чувствами справиться еще сложнее. Взрослому, который любит стыдить, ребенок перестает рассказывать о проблемах. Он старается решить все сам, опасаясь получить очередную «порцию» нравоучений.

Если с повзрослевшим Ваней случится что-то действительно страшное, например, его будут травить или вымогать у него деньги, мама не узнает об этом и не сможет помочь. Важно донести до ребенка, что иногда боятся все, даже взрослые. Смелый человек отличается от труса тем, что может признать проблему и перебороть страх.

Не стоит силой заставлять общаться с незнакомыми, а тем более оставлять с тем, кого ребенок боится. Проявите доброжелательность к чужому, дайте ребенку время присмотреться. Дождитесь, пока малыш сам пойдет на контакт. Полезно рассказать незнакомцу об особенностях ребенка. Начните с комплимента, чтобы расположить к себе собеседника, а затем попросите подождать, пока чадо освоится. Мама Аня могла бы ответить свекрови следующее: «Благодарю вас за внимание к воспитанию нашего ребенка. Вы, наверное, знаете, что память у детей короткая. Подождите чуть-чуть, она освоится и начнет общаться с вами, а пока прошу к столу».

Когда лучше обратиться за помощью

В случае мамы Ани страх нарушает всю жизнь семьи и становится все сильней. Это ненормально, само не исчезнет. Дочери нужна помощь специалиста.

К психологу нужно обратиться в следующих случаях:

Подведем итоги. Если ребенок боится чужих людей, родителю нужно:

А вы, уважаемые читатели, как думаете, что делать маме Ане?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *