Ребенок все нюхает что это значит
Ребенок все нюхает что это значит
Комментарии, отклики, вопросы
февраль 2004
Спрашивает Аня
Моему сыну через месяц будет 6 лет. Он родился недоношенным (35 недель), с родовой травмой. Невропатологи поставили ему диагноз «гиперактивность». И он действительно очень активный мальчик, лидер по натуре. Мы много и терпеливо занимаемся им и, думаю, что по развитию он не отстает от своих сверстников: читает достаточно бегло, считает, у него хорошо развита фантазия, он любознателен, как и все дети в его возрасте. Последняя его идея стать ученым выражается в постоянных опытах и экспериментах (которые он зачастую вычитывает из энциклопедии). Однако меня волнует, что недавно он начал буквально все нюхать. Берет лист бумаги, книгу, любой предмет и нюхает его, когда сидит за столом нюхает свои руки, столовые приборы и т.д. Причем это происходит у него непроизвольно. Когда мы пытались выяснить у него, зачем он это делает, вразумительного ответа не услышали. Что это, такой способ познания мира? Я была уверена, что только малыши все пробуют на язык и нюхают. А может быть это аномалия? Буду очень признательна Вам за ответ.
Ответ
Аня! Моя последняя статья как раз посвящена гиперактивным детям, советую почитать. По поводу нюхания. Из описания я не увидела каких-то отклонений. Хорошо бы показать сына психологу. Соблюдайте режим дня, избегайте нервных перегрузок (см. статью). Вполне возможно, что таким образом ребенок познает мир. Последите, нет ли у него других странностей, каких–либо фантазий (часто в данном возрасте дети сочиняют себе сказочный мир). Попробуйте поиграть с сыном в запахи. Завяжите ему глаза платком и предлагайте понюхать еду, предметы, обладающие выраженным запахом (кусочки фруктов, лук, чеснок, кефир, предметы из резины, из необработанного дерева и т.д.). Так Вы узнаете, чувствует ли ребенок запахи, какие различает лучше.
Ответ
Oksana! Жизненные обстоятельства выработали у Вашей дочурки определенные не очень приятные и удобные привычки (еще называют условный, приобретенный рефлекс). Стоит попробовать «отучить» малышку, но делать это нужно мягко и ненавязчиво. Подумайте, что интересно Олесе. Может, у нее есть любимый сказочный герой (Вини Пух, Золушка, например). Попробуйте обыграть ситуацию, придумать сказку, как любимый герой кушал, возможно, посадите за стол с ребенком игрушку, сядьте сами. Заведите привычку собираться за столом всей семьей (или хотя бы папа, мама, ребенок) хоть раз в день. Иногда помогает рассказывание сказок во время еды (если выбирать между телевизором и этим «отвлекающим» маневром, лучше уж сказка). Подключите фантазию и знание своего ребенка!
По поводу приучения спать отдельно. Для начала пусть Олеся привыкнет спать в своей кроватке, но в одной комнате с Вами. Купите новое красивое белье, одеяльце или игрушку «для сна». Скажите, что дочка уже большая, у нее есть своя замечательная кровать, ее ждут там веселые овечки (или кто будет нарисован на новом белье), если Олеся не придет к ним на ночь, они очень расстроятся, будут плакать, одеяльце и подушка тоже с нетерпеньем ждут, чтобы рассказать интересную сказку. Придумывайте! Нам такой метод помог. И только когда девочка привыкнет к отдельной кровати (а произойдет это не сразу, она будет приходить к Вам ночью, в таком случае стоит попробовать уговорить вернуться в кровать, если наотрез откажется, разрешите лечь с Вами, но на следующую ночь укладывайте отдельно), стоит попробовать переставить кровать в отдельную комнату, но спать с открытыми дверями или включать ночник в комнате дочки. Девочка должна чувствовать, что ее не отвергают, а, наоборот, ей повезло, что теперь она стала совсем взрослая и может сама выбирать, с какой игрушкой спать, какую пижаму выбрать и т.д. Удачи! И здоровья Вашей дочурке!
Материал подготовлен специально
для детского портала «Солнышко»
и опубликован 26 февраля 2004 г.
Ребенок все нюхает что это значит
Все вышесказанное свидетельствует о том, что в раннем детском возрасте можно получить только общие представления о расстройстве чувствительности.
При некоторых патологических состояниях (менингит, субарахноидальное кровоизлияние, гипертензионно-гидроцефальный синдром) у детей можно отметить гиперестезию кожных покровов. Из-за боли дети отказываются идти на руки к матери.
Снижение болевой реакции наблюдается в прекоматозном и коматозном состоянии, при тяжелых соматических заболеваниях. Описана врожденная нечувствительность к боли вследствие недоразвития чувствительных путей. Нарушение формирования реакции щекотания (ее отсутствие или запаздывание) наблюдается при органических поражениях мозга, хронических расстройствах питания, тяжелом рахите.
Учебное видео проводящий путь тактильной чувствительности
Обоняние у ребенка
Формирование периферической части обонятельного анализатора начинается на 2-м месяце внутриутробного развития и заканчивается к 7-му месяцу. Новорожденный ребенок реагирует на пахучие вещества. Корковый отдел обонятельного анализатора формируется к 2—3 годам. Однако имеются данные, указывающие на то, что еще во внутриутробный период начинается регрессивное развитие обонятельного анализатора и что грудной ребенок ощущает запахи больше, чем дети более старшего возраста и взрослые.
Дифференциация приятных и неприятных запахов возможна уже на 2—3-м месяце постнатальпой жизни, она хорошо выражена в возрасте 4 мес. Возможность дифференциации различных веществ по запаху развивается к 2—3 годам. Прежде чем исследовать обоняние, надо выяснить, нет ли у ребенка врожденных дефектов носовых ходов и перегородки, насморка. Носовые ходы должны быть чистыми и свободными.
Исследование обоняния у новорожденных и грудных детей производится путем изучения реакции на пахучие вещества. Ребенку подносят поочередно пахучие вещества, не раздражающие слизистую носа (мятные капли, настойку валерианы). При этом исследующий вначале сам нюхает эти вещества.
Новорожденные и грудные дети на запахи реагируют неудовольствием: смыкают веки, морщат лицо, кричат, у них учащается пульс и дыхание. Эта реакция становится более постоянной с 3—4 мес. При обследовании детей 2—3 лет можно просить ребенка нюхать пахучие вещества и охарактеризовать их. Для этого должен быть контакт с ребенком.
Снижение обоняния (гипосмия) может быть врожденным, особенно у детей с органическим поражением центральной нервной системы. Оно чаще одностороннее. Временное снижение обоняния обычно связано с воспалительным поражением слизистой носа при катаре верхних дыхательных путей. Постоянная потеря обоняния наблюдается при тяжелой травме головы, воспалении орбиты, опухолях, поражении периферических рецепторов или их врожденном недоразвитии.
Ребенок — токсикоман: что делать родителям
Наиболее часто этот тип зависимости появляется у детей подросткового возраста, и для ее появления практически нет предрасполагающих факторов. Токсикомания — это употребление определенных веществ, которые вызывают стойкую зависимость и привыкание, что влечет за собой серьезные проблемы со здоровьем. Все употребляемые токсикоманами вещества не являются наркотическими, и находятся в свободном доступе.
Самые распространенный вид употребляемых веществ — летучий, то есть для их применения используются обычные полиэтиленовые пакеты. Это могут быть клей, лак, растворитель, дихлофос, бензин и так далее.
На втором месте находятся лекарства, которые могут оказывать одурманивающее действие. В эту группу входят различные транквилизаторы, которые не только воздействуют на сознание, но и вызывают стойкую зависимость. После отмены употребления у детей могут развиться психозы, ночные кошмары, беспричинное чувство страха и бессонница.
Существует очень редкая детская токсикомания — зависимость от кофеина. При этой зависимости ребенок выпивает более 10 порций кофе в день.
Подростки так же могут пристраститься к так называемому «чифирю», то есть очень крепкой заварке. Злоупотребление ей часто приводит к истощению нервной системы, эмоциональной неуравновешенности, нарушению сердечной деятельности и так далее.
К сожалению, подростки токсикоманы встречаются в любом крупном населенном пункте. Большую роль здесь играет влияние сверстников — например, в компании, где все нюхают клей, ребенок не сможет отказаться от этого, чтобы не быть «белой вороной». Кроме этого, он может бояться, что подвергнется презрению и насмешкам со стороны других детей.
Проблемы в семье так же могут толкнуть ребенка на токсикоманию. Если подростку плохо дома, то он начнет искать место, где проводить время вне его, и может легко связаться с плохой компанией.
Как распознать токсикомана. Когда в организм попадает отравляющее вещество, то его первая реакция будет защитная, то есть у подростка могут появиться головокружение и слабость, тахикардия, головная боль и слюноотделение. Такая реакция может возникнуть уже после пары вдохов отравы. Иногда дети пугаются неприятных ощущений и больше не пробуют токсикоманить. Но, к сожалению, после 5-6 вдохов все неприятные симптомы могут уйти, а на смену им появятся эйфория, хорошее настроение и беспричинная радость. Если ребенок продолжает вдыхать токсин, то эйфория сменяется галлюцинациями — он видит яркие, интересные картины, как в мультфильме. Именно эта стадия так привлекает подростков.
Если ребенок вдохнул много паров отравляющего вещества, у него может начаться бред. Состояние это очень опасно — иногда подростки гибнут, спасаясь от своих галлюцинаций. Кроме этого, при сильном отравлении ребенок рискует впасть в кому и умереть.
Если подросток токсикоманит уже долгое время, существует большой риск деградации личности, это объясняется тем, что токсины скапливаются в жировом веществе головного мозга, и медленно, но верно, разрушают нервную систему.
Подростка — токсикомана можно распознать еще и по внешнему виду — у него часто дрожат руки, походка становится неуверенной и шаткой. Зубы очень быстро поражаются кариесом, а десна имеют припухший нездоровый вид, так как отравляющие вещества вызывают стоматиты.
Что делать родителям. Если ребенок перестал успевать в школе, у него резко изменилось поведение, то родители должны тщательно наблюдать за ним. Если вдруг от ребенка исходит запах каких — нибудь химикатов, на одежде имеются характерные следы, или присутствуют другие симптомы, описанные выше, то родителям нужно срочно обращаться за медицинской помощью. Кроме этого, подростка необходимо показать специалистам для выявления токсикомании, так как родители могут спутать ее с другим заболеванием.
Чтобы ребенок мог избавиться от пагубной привычки, его следует обязательно изолировать от плохой компании. Иногда этого оказывается достаточно. В случае рецидива и дальнейшего проявления зависимости, подростка могут отправить на лечение в стационар.
От токсикомании избавиться очень непросто, это обусловлено тем, что все вещества, которые употребляют дети, можно легко приобрести в магазинах. Успеха можно достигнуть только при совместных усилиях лечащего врача, самого ребенка и его родителей.
Уполномоченный по правам ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.
Причины возникновения привычек
Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.
Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.
Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.
Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.
Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:
Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.
Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.
Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.
Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.
Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение. Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.
Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.
Что делать родителям
Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.
Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность
По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.
Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.
Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.
Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.
Если долгое время не удается самостоятельно справиться с вредной привычкой ребенка, вы можете прийти на очную консультацию к психологу.
В любом случае следует проявлять особое внимание к состоянию ребенка и его внутреннему миру. Проводите вместе как можно больше времени, чаще проявляйте любовь. Это поможет ребенку легче отпустить ненужное поведение, так как он почувствует, что вы его любите, даже когда не одобряете его поведения. Ваша любовь и безусловное принятие помогут ему справиться с вредной привычкой.
Почему ребенок грызет ногти, ковыряет в носу или чавкает: избавляем детей от вредных привычек
Взрослым тяжело избавиться от вредным привычек, что уж говорить о детях? Особенно если учесть, что они не возникают просто так. Разбираемся в причинах проблемы и грамотно отучаем ребенка грызть ногти, чавкать и ковыряться в носу.
Почему ребенок грызет ногти
Детские психологи называют несколько причин.
Как избавиться от вредной привычки
Почему ребенок ковыряет в носу
Если ребенку еще не исполнилось 4, подобные действия нельзя назвать вредной привычкой. Так ребенок может познавать себя. Он узнает, как устроен его нос. А вот если это становится навязчивой привычкой в 5 лет и больше, то надо над этим работать.
Как избавиться от вредной привычки
И в этом случае нельзя кричать и ругать. В силу своего возраста дети еще могут не понимать, что плохого или неправильного в их привычках.
Почему ребенок чавкает
Здесь также причин может быть много, начиная с психологических, заканчивая культурно-воспитательными.
Как избавиться от вредной привычки
Возможно, чтобы к лучшему изменить своих детей, нам стоит обратить внимание на себя. Например, больше проводить времени с нашими детьми. Они должны знать, что родители всегда поддержат их и будут верить в их силы. Родительское внимание способно избавить от многих вредных привычек.
Как и родительский пример. Подобные привычки ребенок может просто-напросто перенять у взрослых. Возможно, как только исправитесь вы — исправится и ваш ребенок.