Ребенок вырос эгоистом что делать
Ребенок вырос эгоистом что делать
И.А. Галкина (кандидат психологических наук)
Эгоистами называют людей, которые личные интересы ставят превыше всего, любят только себя, учитывают только свое мнение, не отзывчивы к проблемам, интересам, чувствам других людей. Специалисты отмечают, что уровень эгоизма у современных детей значительно выше, чем у прошлого и позапрошлого поколения. Они связывают это с радикальными изменениями в воспитании. Сейчас многие родители настолько боятся нанести «психологическую травму», что часто перегибают палку и своим поведением воспитывают в ребенке эгоизм, удовлетворяя все детские желания как по мановению волшебной палочки. А по мере того, как растут детские запросы, растет и эгоизм малыша. Его проявления особенно болезненны для любящих родителей. Отдавая ребенку самое лучшее, они надеются, что повзрослев, он будет относиться к ним с такой же нежностью и заботой, но столкнувшись с негативным отношением в свой адрес, родители начинают задаваться вопросом: «Что делать, если ребенок растет эгоистом?» Рассмотрим методы воспитания, которые к этому приводят, а также способы, которые можно использовать, чтобы избежать излишнего себялюбия у детей.
Перечислим типичные ошибки и ситуации, приводящие к развитию детского эгоизма.
Неадекватная (завышенная) оценка личности ребенка. Современную систему воспитания часто называют детоцентрированной, так как многие родители делают своего ребенка центром вселенной, что совсем не идет ему на пользу. У ребенка формируется неправильное представление о любви: он просто позволяет окружающим любить себя, требует заботы, искренне считая, что близкие рады всегда и во всем угождать ему. Такая схема переносится и во взрослую жизнь: подобное отношение ожидается от супруга, друзей, коллег.
Стремление родителей постоянно навязать свои желания и цели детям. Такой излишне авторитарный подход воспитания часто приводит к тому, что отстаивая свои права, ребенок включает эгоизм как защиту. Он не понимает, почему должен прислушиваться к другим, если его самого не слышат.
Подавление самостоятельности. В условиях постоянной нехватки времени многим родителям проще самим надеть ребенку ботинки, убрать игрушки, выкинуть мусор. Но это убивает в ребенке стремления делать что-то самому. С 2-3 лет малыш в состоянии многое делать самостоятельно, например, кушать, мыть руки, одеваться, помогать убираться после игры и пр. Но некоторые мамы и папы не стремятся развивать в ребенке полезные навыки самообслуживания. В результате мы наблюдаем картину, когда мама завязывает первокласснику шнурки, несет за него портфель и вдобавок делает уроки. Такое воспитание растит зависимых, эгоистичных, инфантильных личностей, которым придется нелегко во взрослой жизни. Особенно ярко недостаток самостоятельности будет проявляться во время принятия каких-то решений. Если вы с самого начала все и всегда решали за ребенка, то в любой последующей ситуации он будет прибегать к вам и требовать от вас незамедлительный ответ, и вы просто обязаны будете решить его проблемы тут же, отложив все свои дела.
Личные примеры эгоизма у родителей. Когда родители воспитывают ребенка, руководствуясь только своим удобством, ведут себя эгоистично друг с другом, ставя все время во главу угла свои интересы, то и ребенок в дальнейшем примет эту же позицию, считая ее нормой.
Подкуп детей родителями. Когда взрослые искусственно стимулируют хорошее поведение ребенка, они закладывают мину замедленного действия. Подкупая несозревшую личность сладостями, подарками или деньгами, взрослые формируют эгоистичную модель поведения, приучают его вести себя примерно лишь тогда, когда это ему выгодно. В этом случае ребенок начинает ценить не свои поступки, а их стоимость. Собственная оценка переносится, таким образом, с морально-этических принципов на денежное (материальное) выражение. У ребенка должен быть моральный стимул и уважение к своим родителям, а не корыстный расчет.
Чрезмерная опека и стремление постоянно контролировать ребенка. Излишняя опека часто возникает, когда малыш достался семье с большим трудом. Подсознательно боясь потерять долгожданного ребенка, родственники сдувают с него пылинки, чтобы он чувствовал себя комфортно, однако слишком навязчивое желание родителей постоянно участвовать в жизни ребенка ведет к тому, что он просто теряется в своих желаниях и мыслях, не может сам решать важные вопросы и боится шаг ступить без помощи родителей.
Избавление ребенка от ответственности и обязанностей. У безответственного ребенка возникают сложности с самодисциплиной и самоорганизацией, обслуживанием себя в быту. Он не реагирует на просьбы, ведь близкие с этим его нежеланием считаются и позволяют не участвовать в делах, которые не нравятся.
Наделение ребенка чрезмерной властью. Признание ребенка главным в семье и разрешение диктовать всем свои правила приводит к тому, что ребенок превращается в маленького командира, который считается, прежде всего, только со своими желаниями и требует от других подчинения, игнорируя их потребности.
Недостаток внимания. Дети очень чувствительны к нежности, ласке, эмоциональному контакту. Если взрослые слишком сдержанно проявляют свои чувства или редко общаются с ними по причине сильной занятости, они страдают из-за недостатка любви. Ребенок просто не понимает, как нужно любить, поэтому растет эгоистом. Если ему не хватает внимания, любви, он не чувствуют безопасности в жизни, у него нет устойчивого домашнего мира. Живя в таких условиях, ребенок учится выживать и в детской головке закладываются мысли о том, что если он не сделает сам, то больше никто и не поможет, а значит, нужно думать только за себя, ведь никто в этом мире о нем не думает. Такой эгоизм у детей появляется, как защитная реакция неокрепшей психики.
Что же делать, если вы уже заметили признаки эгоизма у своего ребенка или хотите предотвратить их? Приведем советы специалистов.
Как не допустить детского эгоизма?
Приучайте к самостоятельности
Не стоит пресекать попытки ребенка сделать что-то самостоятельно. Малыш хочет сам завязывать шнурки? Постарайтесь начинать сборы на 15 минут раньше, чтобы не опоздать в детский сад, но предоставляйте ему возможность пробовать снова и снова. Стремится помыть посуду? Не отбирайте губку – пусть учится, старается. Следует поощрять малыша принимать самостоятельные решения и разъяснять, какую ответственность он за них несет. Предлагайте ребенку выбор, не решайте всё за него, ведь он так и вырастет без своего мнения, без своей цели, он будет жить вашими мыслями, чувствовать себя незащищенным и требовать от вас опеки до самой старости.
Устанавливайте четкие границы дозволенного
Ребенок приходит в семью и становится ее частью, а не центром вселенной, и должен уважать потребности, интересы других членов семьи. Рано или поздно ребенок начинает прощупывать границы: он стремится понять, что ему будет дозволено, что родители одобрят или проигнорируют, а за что последует наказание. И здесь очень важно не упустить момент и вовремя продемонстрировать соответствующее поведение. Научитесь говорить «нельзя». Как бы ни сжималось ваше сердце от детского плача, постарайтесь проявить твердость. Нельзя идти на поводу у ребенка, если он что-то требует, впадая в истерику. Через несколько минут истерика закончится, и малыш поймет, что таким способом ему не добиться желаемого. Скажите спокойным голосом: «Сейчас мама не может купить эту игрушку, но ты обязательно получишь ее на Новый год». С другой стороны, постоянно говорить «нет» ребенку тоже неверно. Нужно найти разумный баланс между тем, что необходимо и тем, от чего можно отказаться. Главное – показать малышу, что вы не будете моментально исполнять все его капризы.
Учите ребенка нести ответственность за свои поступки
Ребенку необходимо осознавать отрицательные последствия своих поступков. Это он сможет понять только на личном опыте. В случаях, когда его жизни не угрожает опасность, родителям стоит ограничиться одним предупреждением, а потом дать ребенку самому столкнуться и справиться с результатами своих действий. Постепенно снимайте с себя ответственность за личные дела ребенка — за то, чтобы он не проспал, не опоздал, сделал уроки и пр. Не сразу, но постепенно подводите ребенка к тому, что за все свои личные дела он должен отвечать сам, а вы в крайних случаях его подстрахуете. Как говорится «на своих ошибках учатся», поэтому, пока ребенок не пройдет свою школу жизни, он не научится по-настоящему жить.
Приобщайте ребенка к домашним делам
У ребенка должны быть свои обязанности по дому, которые он должен выполнять не за вознаграждения, а как вклад в жизнь семьи. Он должен понимать, что эти дела он делает для всех, а не только для себя. Отведите ребенку несколько посильных домашних обязанностей, например, полная уборка его комнаты и вытирание пыли во всей квартире. Ребенок должен чувствовать на себе ответственность хотя бы за мелкие домашние дела, которые ему поручили.
Расширяйте круг общения ребенка
Естественным образом эгоизм обычно устраняется в детских коллективах. Посещая детсад, ребенок учится уважать запросы сверстников, понимает, что он – не центр вселенной. Однако встречаются случаи, когда в садике дети ведут себя примерно, но приходя домой, начинаю командовать и «строить» взрослых. Если такое происходит, родители должны изменить модель воспитания.
Не захваливайте ребенка сверх всякой меры и не сравнивайте с другими
Адекватно оценивайте способности ребенка. Если вы не хотите столкнуться с ситуацией, когда ребенок растет эгоистом, не сравнивайте его со сверстниками. Утверждение: «Ты лучше всех!» зародит в нем ростки самовлюбленности, а выражение: «У тебя получилось хуже всех» снизит самооценку и вызовет ненависть к окружающим.
Будьте примером для подражания
Ребенок хорошо чувствует истинные намерения и отношение к окружающим. Если в семье проповедуются корыстные интересы и безразличие к окружающим, не стоит удивляться, что младшее поколение растет эгоистами. Никогда не выясняйте отношения, не ругайтесь с членами семьи в присутствии ребенка. Конечно, порой трудно сдержать эмоции, но подумайте, какой пример вы подаете малышу. Увидев, как вы кричите на папу или бабушку, он не будет доискиваться причины, а просто скопирует ваше поведение.
Поощряйте дружбу с другими детьми
Расспрашивая ребенка о событиях прошедшего дня, интересуйтесь не только его жизнью, но и тем, что делали его знакомые. Если кто-то заболел, спросите: «А ты узнал, как Ваня себя чувствует, не нужна ли ему твоя помощь?» Не давайте понять ребенку, что вы отдаете ему «лучший кусочек», «все самое вкусненькое». Даже последним и вкусным следует делиться с друзьями. Такая позиция приучает к равенству и способствует развитию эмпатии.
Воспитывайте альтруистические качества у ребенка
Психологи считают, что бороться с нежелательными качествами в характере нужно путем развития противоположных качеств. С ранних лет приучайте детишек заботиться о других людях, о животных, уступать место старшим, делиться вкусной едой и т.д. Показывайте ребенку пример того, как нужно заботиться об окружающих. Таким образом в ребенке будет развиваться доброта, сочувствие, забота о ближнем; он будет думать не только о своих прихотях, но и об окружающих его людях; не будет заострять внимание только на своих желаниях. Все добрые дела делайте вместе с ребенком и обязательно хвалите его за это, чтобы он чувствовал себя счастливым от того, что сделал что-то приятное людям. Важно не только заботиться об окружающих, но и всегда быть внимательным к ним — поздравлять со всеми праздниками, с днями рождения, звонить и спрашивать «как дела» у родных. Ребенок должен понять, какое это удовольствие доставлять радость другим. Сделайте собственную подборку мультфильмов, фильмов, книг и развивающих игр, которые показывают пользу взаимовыручки, учат дружить и уважать взрослых. Необходимо подчеркивать альтруистические черты у литературных персонажей и киногероев. Однако в погоне за воспитанием альтруистичной личности, не забудьте объяснить малышу, что его интересы тоже важны и имеют значение. Учите его уступать, но не принижать значимость собственных желаний. К примеру: ребенок принимает условия игры своего друга и умеет уступать – отлично. Но если он делает это постоянно и занимает «подчиненную» позицию – плохо. Учите малыша взаимодействовать с миром, объяснять и отстаивать свою позицию словами и правильными поступками.
Если у вас остались какие-то вопросы по этой теме или есть какие-то проблемы, связанные с другими темами воспитания ребенка, обращайтесь за консультациями к нашим опытным психологам и педагогам, работающим в развивающем детском центре «Летиция». Мы всегда рады вам помочь!
Всегда ли единственный ребенок в семье вырастает эгоистом: мнение психолога семейного центра
15 апреля 2021 года
Зачастую семьи с единственным малышом в семье сталкиваются с проблемой детского эгоизма. Привычка находиться в центре внимания может сыграть злую шутку в будущем и стать причиной нарциссизма, излишней самоуверенности и заносчивости. Как не допустить этого, рассказывает Марина Данилова, психолог семейного центра «Доверие».
Вырастет ли ребенок эгоистом
В семейный центр «Доверие» за консультацией обратилась москвичка Оксана, на которую, с ее слов, давят родственники и советуют родить второго ребенка. «Будучи студенткой, я познакомилась с парнем, какое-то время мы встречались, а потом решили пожениться. После свадьбы я узнала, что жду ребенка, но, к сожалению, беременность прервалась. Спустя пару лет у нас появилась долгожданная дочь. Малышку окружили заботой и лаской не только родители, бабушки-дедушки, но и многочисленные родственники. Так случилось, что после родов у меня обнаружили проблемы со здоровьем, зачать второго ребенка не удалось, да и желание было, мягко говоря, невелико. Но все же меня мучает вопрос: как воспитать единственного ребенка в семье? Вырастет ли он эгоистом?» — рассказала женщина.
На консультации мы обсудили, что такое детский эгоизм и какие последствия могут быть, а самое главное — поговорили о родительских компетенциях, которые нужны для воспитания детей.
Осознанное родительство
Не количество детей определяет развитие личности. Наверняка у каждого из нас найдутся примеры семей, в которых эгоистами выросли двое и более малышей. Главная скрипка — осознанное и зрелое родительство. Важно давать ребенку любовь, заботу, уважать потребности, но при этом не исполнять капризы по первому требованию, позволить набивать шишки и получать собственный опыт.
Психологи разделяют эгоизм на здоровый и нездоровый. Эгоизм здоровый необходим для развития личности, обеспечения безопасности и познания мира, т. е. ребенок должен понимать и осознавать свое место в семье, а также нести определенную ответственность за свои поступки. Нездоровый же — в первую очередь ошибки в воспитании, обычно его можно охарактеризовать одной фразой «Я и обслуживающий персонал», где обслуживающий персонал — родители.
Как не вырастить эгоиста
Спустя какое-то время Оксана пришла на консультацию и рассказала, что не видит в своем ребенке проявления нездорового эгоизма. А родственникам запретила навязывать свое мнение.
Родители могут обратиться к психологам столичных семейных центров, если ребенок испытывает трудности в постановке целей и определении приоритетов.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Ребенок вырос эгоистом что делать
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Слово «эгоист» в бытовом понимании наделено негативным оттенком.
Статья:
Слово «эгоист» в бытовом понимании наделено негативным оттенком. Но в психологии здравая доля эгоизма считается не только допустимой, но и обязательной. Это атрибут человека как личности: в норме любой действует, исходя из собственных интересов и в свою пользу. Важное отличие здорового и нездорового эгоизма — учет интересов других людей.
Речь далее пойдет как раз о нездоровом эгоизме, когда ребенок пренебрегает интересами и потребностями других в угоду себе. Если вовремя не скорректировать такое поведение, оно станет основой личности и сделать не выйдет уже ничего.
Когда говорят о нездоровом эгоизме у молодого поколения
До определенного момента, примерно до 3-4 лет, личность мало заметна и скорее стереотипна. Пока что человек формируется, встречаются некоторые зачатки характера, но не более того. В этот период обнаружить признаки эгоизма трудно. Да и смысла в этом мало: в первые три года жизни ребенок еще не способен усвоить нормы поведения, моральные категории и ценности. Все это ему только предстоит изучить и «впитать». В ранний период он эгоист по природе, но злого умысла тут нет. Это нормально.
После 4-х лет признаки становятся очевидными, если присмотреться.
Типичная черта. На этапе, примерно, до 6-7 лет, сознательно манипулировать эгоист не может. Он действует интуитивно, на подсознательном уровне. Пока — это простейшие действия: надавить на жалость, «столкнуть лбами» и т. д. Постепенно приходит осознание: я делаю X, родители делают Y, и я получаю то, чего хочу. Начинается осознание тех действий, которые и привели к положительному результату. Если ничего не сделать, манипуляции войдут в привычку. Эгоист будет пользоваться ими как основным способом взаимодействия с людьми. Хуже от этого в будущем станет ему самому.
Здоровый эгоист действует в собственных интересах с оглядкой на интересы других. Это нормально. Ребенок, который зациклен на себе, видит только собственные интересы.
«Я» как центр и мера всего. У детей эта черта приобретает гипертрофированные формы. Если взрослый может скрываться под личиной, маскировать или сдерживать свои порывы и настоящие помыслы, дети в ранние, да и в более поздние годы, на такое не способны. Можно обнаружить странные суждения в стиле «меня ругают, значит не любят» или «ты не купил(а) мне что-то, значит ты меня не любишь». Нездоровый эгоизм и зацикленность на себе выражаются в потребительском отношении ко всему и всем. «Я люблю папу больше чем маму, потому что он покупает мне игрушки». И так далее. Все отношение к миру строится через пользу для себя. Причем критерием «пользы» считается удовольствие.
Формирующаяся личность рассуждает так: «Я отберу лопатку у того мальчика, потому что так правильно». Но когда так же действуют в отношении самого эгоиста, он ощущает огромную несправедливость. Может пытаться восстановить ее самыми жесткими способами. Лезет в драку. Вариантов много.
Такое же поведение распространяется на всех людей без исключения. Ни о какой любви, привязанности речи не идет. Инструмент нужен тогда, когда в нем есть потребность для решения какой-либо задачи. В самом простом случае ребенок-эгоист не проявляет никакого интереса к родителям или другим людям. Не пытается с ними взаимодействовать ровно до того момента, пока от них что-то не понадобится. Тогда в ход идут манипуляции: давить на жалость, льстить, «брать измором» и пр.
У людей постарше, 7-8 лет и далее, в ход идет шантаж. В примитивных случаях сын или дочь пытаются надавить на родителя, «сломать» его. Если мать или отец придерживаются мягких методов воспитания, чаще всего это удается.
Если ребенок эгоист, это заметно практически сразу. Выводы можно делать с трех лет. Плюс-минус. Лучше всего проконсультироваться с грамотным детским психологом. Он оценит ситуацию и даст рекомендации на подступах, пока проблема не разрослась.
Почему ребенок растет эгоистом
Причины формирования детского эгоизма — это взрослые и их поступки. Как ни странно, ребенка эгоистом делает окружение. В первую очередь те люди, которые находятся рядом с самого рождения – отец и мать. Реже старшее поколение — дедушки, бабушки.
Здесь можно возразить. Ведь существует теория, согласно которой человек не рождается чистым листом. Он уже несет в себе определенные склонности и привычки. Это действительно так, но роль врожденных качеств преувеличивать не стоит. Все привычки и черты можно искоренить. Это вопрос воспитания. Потому причину нужно искать во взрослых. Что именно может привести к проблемам.
Чрезмерная опека
Когда буквально душат заботой. Решают, что и когда можно делать. Опека действительно нужна, но в меру. В противном случае, начинаются проблемы и перекосы личности. Теряется воля, утрачивается способность самостоятельно проявлять инициативу. Возникает парадоксальная ситуация: эгоист может быть царем и богом в семье, предметом обожания родителей. Но он совершенно не знает, что делать за пределами естественных, комфортных условий. Психического здоровья такие диссонансы не добавляют. Потому чрезмерно опекаемые дети склонны к расстройствам личности. В основном нарциссического или пассивно-агрессивного плана. Возможно зависимое расстройство, которое полностью строится на притворстве и паразитировании на других.
Слепая «любовь»
Отличается от гиперопеки по смыслу и существу. Чрезмерно опекающие родители могут и не любить свое чадо. В этом же случае молодому человеку явно дают понять, что он — смысл жизни для отца или, чаще, матери. Такая болезненная, аномальная сама по себе ситуация вызывает перекос в сознании. Человек привыкает к обожанию и требует того же от всего мира. Как правило, ничего хорошего это не сулит. Встреча с реальностью приводит к сильному диссонансу между тем, что в семье, и что за пределами родного дома. Это может отрезвить, но гораздо чаще приводит к психическим проблемам и озлобленности.
Недостаточное внимание к своему чаду
Диаметрально противоположная ситуация. Родители уделяют своим детям недостаточно внимания. Нарушается базовая потребность: в безопасности и принятии. Отсюда попытки привлечь внимание, получить то, чего недодали вызывающим поведением. Далеко не всегда речь идет о настоящем эгоизме. Это может быть защитная реакция на негативное отношение близких людей. Вопрос также лучше обсудить с психологом.
Негативный пример
Эгоцентричный родитель, зацикленный на себе вряд ли может воспитать кого-то, кроме эгоиста. Ребенок, особенно в первые несколько лет жизни активно усваивает модели поведения. Больше всего привычек он перенимает от ближайшего окружения. От родителей, бабушек и дедушек. Редко, когда происходит наоборот. К 6 годам контуры личности примерно готовы. Но пока еще можно повлиять на ситуацию. Если же воспитание в негативном ключе продолжается, родители сами никого не уважают и не считаются с интересами других, все останется по-прежнему и только сильнее закрепится в характере потомства.
Постоянные ссоры в семье
Как и недостаток внимания, подрывают базовые потребности в безопасности. В этом случае возможны два сценария.
Первый — ребенок начнет требовать то, чего ему не дают любыми способами. В ход пойдут манипуляции и капризы. Это защитная реакция. Но если такой паттерн поведения повторяется регулярно, он входит в привычку. Становится частью личности. По-другому взаимодействовать с миром такие люди просто не умеют. Формируются лица с нарциссическим расстройством личности. Его можно скорректировать под контролем врача. Даже во взрослые годы.
Второй возможный сценарий тоже защитный. Но компенсация другая — уход в себя, полное безразличие к людям, стремление не выделяться. Так формируются лица с шизоидным расстройством личности. Оно практически не лечится. Одна и та же ситуация провоцирует разные варианты развития событий. Вероятность того или иного сценария зависит от врожденной предрасположенности.
Искусственное развитие негативных черт характера
Поощрение правильной модели поведения деньгами, подарками. Если действовать так постоянно, ничем хорошим закончиться это не может.
Воздействие внешнего окружения
Роль этого фактора серьезно преувеличена. Считать виновниками компьютер, интернет и телевидение как минимум странно. Дети вполне способны расставить приоритеты. Куда важнее как действуют родители, чем какие-то вымышленные персонажи и виртуальные люди. По крайней мере, это справедливо в первые 5-8 лет жизни. Затем все зависит от того, что родители заложили в свое чадо и какое воспитание к этому моменту оно получило.
Ревность
Особенно сильно эгоизм проявляется, когда в семье рождается брат или сестра. То же самое касается появления приемного ребенка. И даже в большей мере, поскольку времени на адаптацию может и не быть. Например, когда усыновляют/удочеряют не новорожденного и разница в возрасте минимальна. Это может стать толчком к акцентуации нарциссических черт.
Если ребенок эгоист, причины нужно искать в самих себе. Психику детей калечат взрослые. Они же прививают негативные черты.
Как перевоспитать эгоиста, можно ли это вообще сделать
Наиболее эффективно искоренить проблему можно до 6-7 лет. Дальше сделать это куда труднее. Поскольку «костяк» личности уже сформировался. Крайний период — это 12-13 лет.
Лучше всего работать под контролем грамотного детского психолога, который направит усилия в нужное русло. Эффект наступит быстрее. Основных методов коррекции поведения несколько.
Чтобы перевоспитать ребенка эгоиста, нужно привить ему дисциплину. Как правило, эгоизм ходит рука об руку с ленью и безволием. Это нужно искоренять и как можно быстрее. На первых порах придется заставлять делать то, чего делать совсем не хочется. Убирать игрушки, мыть руки, самостоятельно есть, делать уроки. Постепенно дисциплина войдет в привычку. Важно проявлять настойчивость и не опускать руки.
Родитель обязан научиться говорить «нет». Как бы тяжело это не казалось. Проявляя слабоволие и податливость, мать или отец теряют уважение своего чада. Конечно, впадать в крайности тоже не нужно. Уместно проявлять волю только в принципиально важных случаях. Покупать или нет что-либо, делать ли так, как хочет ребенок и пр. Но совершенно не стоит отказывать в том, что важно для жизни или удовлетворения важных потребностей. В пище, безопасности и т. д.
Нельзя перехваливать, но и не хвалить тоже запрещено. Важно найти золотую середину.
Не нужно показывать сыну или дочери, что вы отдаете им последнее. Или, тем более что вы кладете свою жизнь на алтарь. Это вызовет неадекватную реакцию. Ребенок рассудит: раз ради меня идут на такие жертвы, видимо я очень важный. Раз я такой важный, все должны делать то же самое.
Причем так, чтобы выводить на полноценный разговор. Задавайте вопросы, которые не предполагают односложного ответа. Нужно интересоваться жизнью ребенка, принимать активное участие в беседе. Выражать собственное мнение. Стараться избегать негатива, принижения других людей.
Хорошо себя зарекомендовала сказкотерапия. Бороться с эгоизмом подобным методом нужно под контролем психолога. В неправильных руках, этот способ лишь усугубит ситуацию. В основе методики лежит восприятие художественного материала. В этом случае — сказки. Через ассоциации себя с героем истории молодой человек учится правильному поведению. Делает верные выводы и усваивает нормы через конкретные и наглядные примеры.
Достаточно завести домашнее животное. Простое в уходе. Подойдут черепахи, морские свинки и пр. Нужно доверить уход за новым жильцом ребенку. Эгоисты не способны заботиться ни о ком. Порой даже о самих себе. Потому такая мера поможет развить ответственность. Научит думать о других. Сначала на примере животных, затем волей-неволей после какого-то времени человек начнет экстраполировать такое отношение на всех остальных.
В обычных условиях телевизионные программы мало влияют на поведение. Если есть правильный пример родителей и старшего поколения родственников. Но эгоисту передачи с искаженными моделями поведения людей, неподходящие игры могут навредить. Действовать нужно «по всем фронтам». Помимо внутреннего окружения, меняют и внешнее. Важно следить, что ребенок смотрит и во что он играет. Предлагать полезные с точки зрения терапии программы, фильмы и мультфильмы, игры.
Рекомендации по воспитанию прямо основаны на рассмотренном ранее вопросе: почему дети вырастают эгоистами. Если исключить все негативные факторы и начать коррекцию как можно раньше, шансы переломить ситуацию высокие.
Как не вырастить эгоиста
Чтобы не допустить такого сценария, нужно придерживаться простых советов:
Особенно важно придерживаться этих рекомендаций, если ребенок в семье один. Риски в этом случае особенно высоки.