Ребенок вытаскивает язык что это значит
11 причин, по которым ребенок может высовывать язык
Существует несколько причин, по которым дети могут иметь привычку высовывать язык: от врожденных рефлексов до проблем со здоровьем.
Ребенок высовывает язык. Это нормально?
Рефлекторное высовывание языка является обычным явлением и наблюдается у каждого здорового ребенка, причему малыш перерастает эту привычку к 5-7 месяцам.
Причины, по которым ребенок высовывает язык
Ниже приведены другие распространенные причины, помимо рефлексов, по которым младенец может высовывать язык.
1. Подражание взрослым
Многие взрослые нередко высовывают язык в качестве игры. Обычно в ответ слышится заливистый смех! Согласно ряду исследований, младенцы могут копировать поведение взрослых, подражая им.
2. Средство выражения потребностей
Младенец может высунуть язык, чтобы подать сигнал маме: «Я голоден». Правда, бывает и наоборот: малыш ведет себя точно так же, чтобы сообщить: «Я сыт. Можно перестать меня кормить».
3. Проявление рвотного или сосательного рефлекса
Примерами детских рефлексов, которые могут заставить ребенка высунуть язык, являются сосательный и рвотный.
Сосательный рефлекс возникает при поглаживании области вокруг рта. Это движение заставляет малыша шевелить губами и языком в ожидании сосания.
Р вотный рефлекс возникает, когда задняя часть рта или горла ощущает твердый предмет. Высунув язык, малыш как бы пытается удалить вероятное инородное тело.
4. Неготовность к твердому прикорму
Младенцы, как правило, высовывают язык, когда их кормят полутвердыми продуктами с ложки. Если ребенок делает это, то это означает, что у него все еще есть рвотный рефлекс и он не готов к полутвердым и твердым веществам.
Дети перестают так делать, как только язык может надавить на верхнюю часть неба и проглотить пищу.
5. Дыхание ртом
Ребенок может высовывать язык наружу при дыхании ртом. Причины этого могут быть самые различные: кашель, простуда, закупорка пазух носа, аллергия, воспаление миндалин или аденоидов.
6. Дискомфорт из-за газа
7. Макроглоссия
Иногда большой язык может быть унаследован от родителей или быть следствием опухоли или травмы.
8. Микрогнатия
9. Гипотония
Гипотонией называется низкий мышечный тонус, который может повлиять на несколько мышц тела, в том числе языка. В таких случаях язык ребенка высовывается изо рта. Это может произойти из-за различных заболеваний, таких как синдром Дауна, Прадера-Вилли, Ретта и т. д..
10. Аномальный рост тканей во рту
Ткани, выросшие аномально в полости рта или на языке, могут настолько заполонить собой пространство, что языку становится тесно, и ребенок вынужден его высовывать.
Причины, по которым это происходит: опухоль или инфекция слюнной железы или киста щитовидного протока.
11. Орофациально-функциональное расстройство
Расстройство может развиться из-за различных причин, таких как врожденные проблемы, семейный анамнез и даже длительное сосание большого пальца.
Часто задаваемые вопросы
1. Является ли высунутый язык ребенка признаком прорезывания зубов?
Когда у малыша режутся зубы, он может чувствовать раздражение во рту и инстинктивно начать выталкивать язык. Ищите другие сопутствующие симптомы появления молочных зубов, такие как опухшие или красные десны, чрезмерное слюнотечение, раздражительность.
2. Высовывают ли дети с синдромом Дауна язык?
Да. У детей, страдающих синдромом Дауна, очень маленькие челюсти и низкий мышечный тонус. Эти факторы провоцируют высовывание языка. Однако само по себе подобное поведение не следует рассматривать как диагностическую характеристику синдрома Дауна.
3. Является ли высунутый язык признаком аутизма?
Высунутый язык не является самостоятельным симптомом расстройств аутистического спектра. Однако он может наблюдаться наряду с различными другими признаками у детей с аутизмом.
Правильное положение языка
Михаил Хецуриани
Опубликовано 13 сентября 2021
Сохранить
статью в:
Содержание статьи:
Правильное положение языка – почему это важно?
Для правильного формирования прикуса и слаженной речи важна корректная работа всех элементов зубочелюстной системы. Немаловажную роль также играет и положение языка. В нормальных условиях язык должен оказывать небольшое давление на верхний зубной ряд, что способствует формированию правильного прикуса в детском возрасте.
Физиологическая позиция языка оказывает следующее положительное действие:
В каком положении должен находиться язык?
Правильное положение языка предусматривает его прилегание к небу. Язык в покое должен располагаться за верхними резцами и не касаться их. В таком положении орган находится, если произнести звук «н».
Правильная позиция языка
Положение языка – на что это влияет?
Правильное положение языка – залог физиологического прикуса, а также отсутствия проблем с глотанием, жеванием и речью. Рассмотрим основные отрицательные последствия, возникающие при неправильном положении языка.
Если язык смещен назад:
Если язык смещен вперед:
К симптомам, возникающим на фоне неправильного положения языка, можно отнести:
Почему язык расположен неправильно
Выделяют несколько причин, оказывающих прямое влияние на положение языка в ротовой полости:
На положение языка также оказывают влияние некоторые факторы, а именно:
Следы зубов на языке — один из признаков неправильного положения языка
Виды неправильного положения языка
Различают 7 вариантов положения языка. Первый является правильным, а все остальные – варианты неправильного расположения органа. Рассмотрим их подробнее.
Вариант 1 – физиологически правильное положение языка
Вариант 2 – неплотное прилегание к небу
В данном случае язык примерно на 0,5 см упирается над лингвальными бугорками. Также язык может опускаться вниз примерно на 0,5-0,8 см. При таких обстоятельствах орган не плотно прижимается к небу.
При глотании в таком случае язык будет упираться в верхние или нижние резцы. Это приводит к напряжению мышц нижней губы, которая в свою очередь наклоняет и скучивает нижние зубы.
Вариант 3 – язык проходит между молярами
При таком расположении язык покрывает лингвальные бугры. Тонус нижней губы нарушается, что приводит к формированию глубокого прикуса. При этом часто нижние зубы скучиваются из-за нехватки пространства.
Примечательно, что со временем выраженность глубокого прикуса может возрастать, а нижняя челюсть – смещаться в заднее положение. В таком случае человек жалуется на ограниченность подвижности нижней челюсти (в частности, при открывании рта).
Вариант 4 – язык покрывает щечные и лингвальные бугры
Если язык покрывает щечные и лингвальные бугры нижних моляров и/или премоляров, то в детском возрасте это приводит к проблемам с прорезыванием зубов. Язык оказывает давление на зачатки молочных зубов, не давая последним прорезаться. В будущем это может привести к нарушению формирования корней постоянных зубов. Существует даже риск рассасывания корня зуба, что ведет к адентии (потере зуба).
При 4-ом варианте положения языка снижается мышечный тонус губ. В такой ситуации на височно-нижнечелюстной сустав оказывается неадекватная нагрузка, что приводит к нарушению его работы.
Вариант 5 – низкое положение языка
При низком расположении языка отмечается его тугоподвижность. Часто кончик и средняя часть языка имеют повышенный тонус. По этой причине визуально кажется, что такой язык чрезмерно большой. Однако это не так. Язык нормальных размеров, но объемный эффект создает тонус.
Низкое положение языка оказывает значительное воздействие на зубочелюстную систему, в частности, нижнюю челюсть. По этой причине возможно чрезмерное развитие нижней челюсти (макрогнатия) с формированием мезиального прикуса. Также существует и опасность недоразвития верхней челюсти, что также формирует мезиальный прикус.
При выдвижении челюсти вперед также нарушается работа челюстных суставов. Это приводит к характерным щелчкам и боли при попытке открыть рот.
Вариант 6 – язык между верхними и нижними резцами
Часто при такой позиции языка ослаблены круговые мышцы рта и снижен жевательный тонус мышц. Это еще один вариант «низкого» расположения органа. Чаще всего при 6-ой позиции язык недостаточно активен, что приводит к развитию дефектов речи. Особенно заметно искажение свистящих звуков.
Если при таком расположении также нарушается тонус жевательной мускулатуры, то возможно удлинение лица, а также дискомфорт и боль в челюстных суставах. Связано это с нарушением распределения нагрузок на мышцы лица.
Вариант 7 – боковое положение
Чаще всего причиной такой позиции языка выступают вредные привычки (сосать палец, грызть ногти, ручки и так далее). Нарушение иннервации – еще одна причина бокового смещения языка.
При боковом положении языка отмечается нарушение глотания. Язык будет оказывать давление на ту сторону зубочелюстной системы, куда он отклоняется. Это приводит к неравномерному развитию челюстей.
Тренировка для улучшения ситуации
Исправить положение языка можно и нужно. Для этого разработана миофункциональная терапия. Применяется она, как в лечебных, так и профилактических целях. Преимущества такого лечения в том, что его можно проводить в любом возрасте и на любом этапе ортодонтического лечения. Кроме того, мьюинг не требует наличия специальных навыков и опыта. Специалисты по миофункциональной ортодонтии просто покажут упражнения, которых нужно регулярно выполнять. Задача пациента – выполнять комплекс в строгом соответствии с рекомендациями врача.
Приводим несколько распространенных упражнений, которые помогут скорректировать положение языка:
Часто задаваемые вопросы
Смогу ли я исправить неправильный прикус если положение языка останется неправильным?
Современная ортодонтия располагает широким арсеналом методов по исправлению прикуса. При этом коррекция прикуса должна быть комплексной. Обязательное условие – устранение всех причин и факторов, ведущих к формированию неправильного прикуса. Это касается и коррекции положения языка.
Поможет ли миогимнастика исправить ситуацию?
Да. Упражнения помогут исправить положение языка. Но иногда упражнений бывает недостаточно. Дополнительно требуется ортодонтическое лечение по исправлению прикуса. В некоторых случаях нужна хирургия.
Должен ли язык упираться в зубы?
Нет, он должен располагаться за зубами.
Заключение
Источники:
Ребенок высовывает язык? Ждите нарушение прикуса
У нарушений прикуса много причин, одна из них – дисфункция языка, или его постоянное неправильное положение. Расскажем подробнее, почему привычки высовывать кончик языка, загибать его и тому подобные с большой вероятностью приведут к ортодонтическим проблемам.
Ребенок высовывает язык? Это не безобидная привычка, а проблема!
Язык, нос, горло: все взаимосвязано
Носоглотка ребенка изнутри покрыта слизистой, которая в норме должна выполнять защитную функцию: задерживать вирусы, бактерии, частички пыли и других аллергенов. Но если слизистая пересыхает, она становится слишком тонкой и уязвимой.
Поэтому, кстати, в комнате ребенка должно быть прохладно и достаточно влажно.
Если же дома жарко, воздух сухой, слизистая носоглотки пересыхает, и любой вирус легко может проникнуть через истонченный защитный барьер. От этого возникают частые ОРВИ, связанные с насморком и отечностью носа.
Из-за этих заболеваний у ребенка нарушается носовое дыхание, у него постоянно приоткрыт рот и виден язык. Постепенно возникает привычка дышать ртом во сне.
Дыхание ртом во сне – очень тревожный признак
Рот приоткрывается, расширяя пространство для языка. И, разумеется, язык ребенка начинает занимать это дополнительное пространство во рту и вне его.
Так возникает дисфункция языка, затем она закрепляется в привычках у ребенка.
Возникает замкнутый круг: частые ОРВИ – заложенный нос – привычка дышать ртом – пересушенная слизистая – частые ОРВИ, а вдобавок возникает дисфункция языка.
Все это может привести к разрастанию лимфоидной ткани, а значит, к аденоидитам и тонзиллитам, поскольку именно нос обеспечивает фильтрацию воздуха, а при ротовом дыхании аллергены и вирусы попадают прямо в ротоглотку. При этом не происходит полноценного насыщения крови кислородом и нарушается ночной сон – по утрам ребенок встает невыспавшимся, днем ощущает сонливость и не может сконцентрироваться на учебе.
Обратите внимание: когда ребенок спит с открытым ртом – это очень тревожный симптом. Такая привычка легко переходит во взрослый возраст: возникают храп, апноэ и многочисленные негативные последствия от этого.
Дисфункция языка: как влияет на зубы
Привычка дышать ртом, в том числе во сне, приводит к усилению дисфункции языка. Ребенок начинает чаще высовывать язык (а язык – сильнейшая ротовая мышца), прикладывать дополнительные усилия и давить языком на зубы.
Что будет происходить с зубами, если развивается такая привычка?
Зубы у детей достаточно податливы, так как ребенок растет, размеры его челюстей и место в ряду зубов постоянно увеличиваются. Поэтому тех усилий, которые оказывает язык, вполне достаточно для того, чтобы сдвинуть зубы, а вот вернуться назад к правильному положению самостоятельно они уже не смогут.
Еще одна проблема
Помимо ортодонтических нарушений, прибавятся трудности с произношением звуков. Логопедическая коррекция рассчитана на правильное строение зубов и функционирование языка, поэтому занятия с логопедом будут очень долгими и малоэффективными, если не устранить основную причину плохой дикции.
Как помочь ребенку?
Стоит понимать, что эти привычки возникают не сами по себе и не из-за плохого поведения. Замечания и напоминания, что нельзя высовывать язык, не сработают – нужно работать с основной причиной нарушения.
Ортодонты часто назначают консультации отоларинголога, так как зубочелюстная система и органы дыхания тесно связаны. Удаление аденоидов, терапия хронических заболеваний, нормализация микроклимата дома, чтобы снизить частоту ОРВИ, закаливание и другие общеукрепляющие процедуры – все это может назначить врач, чтобы достичь ремиссии.
Только в таком порядке, иначе лечение не будет эффективным. Как только ребенок получит возможность дышать с закрытым ртом, можно переходить к исправлению положения зубов и языка.
Для этого созданы детские ортодонтические аппараты:
Все эти аппараты съемные, действуют достаточно мягко, направляя зубы в период их активного роста. Ношение требует контроля со стороны родителей, но при правильном использовании проблемы решаются достаточно быстро – за несколько месяцев.
Только после этого можно приступать к занятиям с логопедом – когда будут устранены нарушение прикуса и основные проявления дисфункции языка, коррекция звукопроизношения будет идти гораздо успешнее.
Вы можете пройти бесплатную диагностику и получить бесплатную консультацию
Врач-ортодонт даст медицинское заключение: вам лучше подходят брекеты, виниры или элайнеры
Сигналы задержки развития речи у ребенка
Один из главных показателей психического благополучия ребенка – своевременное, соответствующее возрастным нормам развитие речи. Ведь речь – это не только средство общения, но и главный инструмент мышления, пропуск в мир познания и становления ребенка как личности.
В двух словах о причинах
Причины затруднений в овладении речью могут быть разными. Например, снижение слуха, повреждения головного мозга на ранних этапах (родовые травмы, недоношенность, инфекции и пр.), генетические предпосылки могут привести к задержке, несмотря на образцовое общение родителей с детьми.
Но есть и другие, крайние примеры, которые каждый из нас видел: расстроенный ребенок плачет, капризный или утомленный кричит – родитель «затыкает» его соской и дает в руки гаджет, наслаждаясь воцарившейся тишиной и покоем. Социально-педагогическая запущенность может выглядеть и по-другому, но суть остается прежней: ребенок испытывает коммуникативный голод, не получает качественной и достаточной стимуляции речевых зон мозга. Рассчитывать в таких случаях на своевременное развитие речи как минимум не логично.
На что обратить внимание
Выяснением причин займется специалист (педиатр, невролог, детский нейропсихолог, детский психиатр), когда вы к нему обратитесь: даст рекомендации семье, направит к специалистам смежного профиля, если требуется. Но своевременное обращение, то есть распознание проблемы, иногда определяется ответственностью и осведомленностью родителей.
На первом месяце жизни малыш, развивающийся нормально, начинает реагировать на голос другого человека: притихает, как бы прислушивается. На третьем месяце жизни ребёнок фиксирует на говорящем взгляд, выражает ответные эмоциональные реакции (улыбка, оживление).
2. Монотонное гуление
К третьему-четвёртому месяцу жизни ребёнок начинает гулить, чередовать нараспев гласные звуки (в основном «а», «у, «э») с призвуками, похожими на мягкое «г» или «х» (классическое «агу-агху»). Часто такими певучими слогами ребёнок откликается на речь, обращенную к нему. Если ребенок на пятом-шестом месяце гулит стереотипно, не меняя интонацию, не прислушиваясь к собственному голосу, то это может свидетельствовать о нарушении слуха. Если гуление очень скудное или отсутствует полностью, это может быть признаком тяжелой патологии. И в том и в другом случае необходимо обратиться к специалисту (детскому неврологу, педиатру).
3. Отсутствие лепета. Однообразно интонированный лепет
К восьмому-десятому месяцу гуление сменяется лепетом – повторяющимся слогам, состоящих из гласных и согласных звуков. Сперва этот репертуар прост: «мамамама», «дядядядя», но по мере развития ребёнка он усложняется, слоги становятся разнообразнее, появляется ритм: «ка-га-ка», «мя-ля-ня» и т.д. Заставить родителей насторожиться должен однообразный, не развивающийся, не усложняющийся лепет, а также отсутствие к году — году с небольшим у ребёнка лепетных слов («мама», «баба», «папа», «ам», «дай», «бах»).
4. Бедный словарный запас, отсутствие попыток произносить «взрослые слова»
Примерно к 1 году и 8-9 месяцам ребёнок осваивает слова с неповторяющимися слогами («кися», «тётя»), а также демонстрирует попытки произносить слова из трёх слогов («офка» — «коровка», «синя»-«машина»). Активный словарь (т.е. слова, которые ребенок способен произносить сам) насчитывает 20 — 40 слов. Если ребенок в этом возрасте предпочитает использовать свой старый словарь, имеет смысл присмотреться повнимательнее к развитию его речи, постараться богаче наполнять его речевую среду (больше разговаривать, читать книжки, проводить совместные игры).
5. Отсутствие простых предложений в речи к двум годам
В два года активный словарь разрастается до 50-200 слов. Ребёнок начинает употреблять простейшие предложения, услышанные от взрослых («Идём гулять», «Пора спать»), а также пытается конструировать предложения самостоятельно («Кися иди», «Баба, дай!»). Если малыш не делает таких попыток, стоит задуматься, достаточно ли сделано для развития его речи.
6. Неумение классифицировать предметы к трём-четырём годам
В этом возрасте активный словарь насчитывает от 1000 до 2000 слов. Ребенок уже понимает, что словом «кошка» обозначается не только его кошка, но и все кошки вообще, «мама» — не только его, но все мамы. Дети учатся распределять предметы по категориям: знают, к примеру, что тарелка, вилка, чашка – это посуда, а собака, заяц, корова – животные. Если к четырехлетнему возрасту для ребёнка это понимание ещё недоступно, стоит встревожиться, возможно, малыш отстаёт в развитии или имеет проблемы с памятью.
7. Бедная речь, отсутствие развернутой речи к пяти годам
В пять лет ребёнок способен как к диалоговой (ответы на вопросы), так и к монологической речи. Он использует времена глаголов, местоимения, предлоги, приставки и суффиксы («Приехал — уехал», «стул — стульчик»). Для всего этого необходимо, чтобы у малыша было достаточное развитое представление о пространстве, времени. Если ребенок избегает таких сложных слов, обходится одними существительными или глаголами, говорит односложно к этому возрасту — это неблагоприятный знак, необходимо проконсультироваться у специалиста.
8. У ребёнка «каша во рту», сложно понять, что он говорит
Возраст физиологического косноязычия, когда ребёнок неправильно произносит некоторые звуки в силу недостаточно развитого артикуляционного аппарата, заканчивается к четырём годам. Если речь ребёнка неразборчива после этого возрастного этапа, то это повод обратиться за консультацией специалиста.
Бывает так, что ребенок удивляет всех своей богатой, развёрнутой речью. Он может даже с удовольствием «красоваться» своими монологами перед взрослыми и другими детьми. Однако в диалоге выясняется, что ребёнок затрудняется отвечать даже на простые вопросы, строить предложения, выражать свою мысль и очень быстро устает от такой беседы, переводя её на хорошо заученную тему. Это бывает, если малыш, имеющий проблемы в речевом и, как правило, мыслительном развитии, компенсирует этот недостаток хорошо развитой памятью, и декламирует (подчас довольно большие) отрывки из любимых книг, мультфильмов, песен.
Вместо заключения
Всё сказанное еще раз говорит о том, что ситуация, в которой ребёнок не говорит вообще к трём, а тем более четырём годам, является совершенно не типичной. Такая ситуация в любом случае (даже если «это у нас семейное, папа тоже не говорил до пяти» или «дедушка до семи лет вообще молчал») требует внимания профессионалов.
Случается, речь ребенка пропадает или искажается после перенесенных психотравмирующих событий, либо в рамках течения психического заболевания. Раннее выявление этих состояний также содействует оказанию своевременной помощи.
Если что-то из перечисленного замечено у ребенка, не стоит ждать «у моря погоды», теряя драгоценное время. Развивающиеся сперва как бы параллельно мышление и речь на определенной стадии (начиная с 2,5-3 лет) смыкаются и подстёгивают развитие друг друга: мышление становится речевым, а речь — всё более осмысленной. Отсюда несложно сделать вывод: не получая «поддержки» со стороны речи, мышление ребёнка задерживается на более ранней ступени развития, нежели мышление его «говорящих» сверстников. Таким образом, ребёнок, не получивший вовремя помощь и не научившийся оперировать речью, в худшем сценарии может «заработать» вторичную умственную отсталость.
Расстройства аутистического спектра у детей также могут сопровождаться задержкой речевого развития. Нередкой при аутизме является ситуация, когда у ребенка до какого-то возраста речевое развитие соответствовало возрасту или даже шло с опережением – появился лепет, первые слова, но затем навыки утрачиваются. Очень важно пройти своевременное обследование у детского психиатра для исключения и подтверждения диагноза раннего детского аутизма. Увы, в условиях детской поликлиники у врачей-психиатров очень большие нагрузки и не всегда достаточно времени и инструментов для полноценной диагностики при плановых осмотрах в 2 года. В нашем центре несколько квалифицированных врачей владеют самыми современными методиками обследования детей для раннего выявления расстройств аутистического спектра. Лучше подстраховаться и исключить наличие такого заболевания у ребенка, если же оно все-таки выявляется, то раннее начало лечебных и реабилитационных мероприятий – залог того, что ребенка удастся максимально адаптировать, развить его навыки.
Не нужно бояться визита к детскому психиатру в нашем центре. Данные обследования являются конфиденциальной информацией, ребенок не будет «поставлен на учет» и факт обращения не будет передан никуда в сторонние организации. По результатам обследования будет составлен план реабилитации ребенка, подобраны специальные методики в зависимости от установленной причины задержки речевого развития. В ряде случаев может потребоваться и лекарственное лечение, однако одни медикаменты не могут решить проблемы, «волшебной таблетки», развивающей речь, не существует. Лекарства лишь могут облегчить ребенку занятия по правильно подобранной программе.