Ребенок закатывается при плаче и теряет сознание что делать
Обморок у ребенка
Обморок у ребенка — это кратковременная потеря сознания. Вначале ребенок жалуется на сильную слабость, его беспокоит шум в ушах, головная боль, потемнение в глазах. Кожа у него становится бледной, а глаза закатываются и он падает. При падении ребенок может пораниться или сильно удариться. Ребенок может находиться без сознания от нескольких секунд до минут. После он начинает приходить в себя, но он по-прежнему ощущает слабость, боль в голове. Маленькие дети сразу после обморока могут заснуть. Какие причины способствуют возникновению такой ситуации?
Если ребенок внезапно упал в обморок, причина – нарушения в работоспособности головного мозга из-за резкого оттока крови. На некоторое время маленький пациент утрачивает чувствительность, не может контролировать свои движения.
Симптомы:
Малыш резко оседает на землю и полминуты не реагирует на происходящее вокруг. После того как упавший пришел в сознание, он некоторое время не осознает, что с ним случилось, пребывая в прострации.
На этапе реабилитации, у пострадавшего начинает болеть голова, беспокоит тошнота, неприятный дискомфорт в области груди или сердца. Подобное состояние может длиться некоторое время, и зависит от причины внезапного обморока и слабости у подростка, оказания первой помощи.
Причины:
Внешние факторы
Причины обморока у детей могут быть различны, но они все не проходят бесследно. Если своевременно не приступить к лечению патологического состояния, синдром в дальнейшем будут сопровождать постоянные головокружения, тошнота, головные боли, проблемы с памятью.
Внутренние факторы
Если обморок и тошнота у ребенка носит кратковременный характер – повод задуматься о смене режима дня. Систематические потери сознания относятся к патологическим состояниям, которые нельзя оставлять без внимания.
Обмороки, недомогания у подростков и их причины, могут быть связаны со следующими заболеваниями:
Диагностика
Диагностировать причину обмороков могут следующие специалисты:
Для уточнения диагноза вас направят на сдачу анализов и исследования:
Первая помощь при наступлении обморока
Клиника «Epihelp» предлагает пройти диагностику и лечение. Квалифицированные врачи составят план лечения. С нашей клиникой ваш ребенок пойдет на поправку намного быстрее!
Плач и ребенок. Как успокоить малыша при коликах
Малыш может плакать по разным причинам. Плач — это его способ показать родителю, что ему что-то нужно. Ребенок может быть голоден, у него может быть полный подгузник или ему просто нужно внимание. Если плачущего ребенка нельзя успокоить, проблема может быть в коликах. Из этой статьи вы узнаете, как помочь малышу при коликах.
Что такое колики?
Когда говорят, что у малыша колики, подразумевается, что он много плачет и его трудно успокоить. Дети при коликах ведут себя беспокойно, но при этом набирают вес и в целом развиваются нормально. Если вы обеспокоены коликами у вашего ребенка, обратитесь к врачу, чтобы убедиться, что нет никакого заболевания.
В каком возрасте детей беспокоят колики?
Колики, как правило, начинаются, когда малышу 2-4 недели. У большинства детей они проходят к 3-4 месяцам. Но у некоторых могут длиться и до 6 месяцев.
Как понять, что у ребенка колики?
1. Ребенок много плачет, от 3 до 5 часов день. Между периодами плача он спокоен.
2. Плач предсказуем, каждый день случается примерно в одно и то же время. Чаще это происходит во второй половине дня, ближе к вечеру.
3. Малыша могут мучить газы. При этом он поднимает или вытягивает ножки.
Как помочь малышу при коликах
Есть разные способы, как успокоить ребенка при коликах:
1. Запеленайте ребёнка — так он почувствует себя в безопасности.
2. Положите малыша на левый бок или на животик, потрите ему спинку. Если он начнет засыпать, обязательно переверните его на спину.
3. Напомните малышу, как комфортно и безопасно было в утробе. Для этого используйте успокаивающие звуки: запись сердцебиения, шум вентилятора (или фена, пылесоса, вытяжки, стиральной машины), белый шум телевизора.
4. Имитацию утробы также поможет воссоздать слинг. С его помощью прижмите ребенка к себе, ходите и тихонько покачивайте. Поищите в интернете, какие слинги бывают — шарфы, рюкзаки. Слинг-шарф можно сделать своими руками, в сети множество инструкций.
5. Старайтесь не перекармливать ребенка, выдерживая интервал между кормлениями в 2-2,5 часа.
Причины детского плача: чеклист
Ребенок может плакать не только из-за колик. Убедитесь в этом, изучив все возможные причины плача:
Следите за тем, чтобы перерывы между кормлениями соответствовали возрасту малыша и не были слишком долгими. Первые признаки голода — малыш тянет руки в рот и облизывает губы.
Ребенок должен быть одет в столько же слоев одежды, что и вы сами.
3. Проверьте подгузник
Вероятно он грязный или мокрый. Особенно в первые месяцы жизни подгузники пачкаются очень быстро, смена подгузника может требоваться 10-12 раз в сутки.
Малыши иногда беспокойны после кормления из-за состояния, которое называется гастроэзофагеальный рефлюкс (GER), а проще говоря — им просто нужно срыгнуть.
Измерьте температуру, и если обнаружится ее повышение, вызовите врача.
Малыш недоспал или у него слишком много впечатлений за короткий отрезок времени.
Попробуйте развлечь малыша игрой, песней или прогулкой.
Ребенок посинел и перестал дышать. Что делать?
Аффективно-респираторный приступ у ребенка: как лечить и как воспитывать
Татьяна Стецкая врач-невролог, кандидат медицинских наук, член Российского общества сомнологов
Есть дети, которые так эмоционально реагируют на запреты родителей, что это вызывает кратковременную остановку дыхания. Напуганные родители описывают происходящее примерно так: «ребенок закатился и перестал дышать». Опасно ли подобное состояние – и как воспитывать ребенка, который от гнева или испуга может потерять сознание?
Представьте, что вы спокойно играете со своим 8-месячным ребенком в комнате, как вдруг он переключает внимание на розетку и пытается до нее дотянуться. Вы немедленно реагируете и строго запрещаете это делать. Тут же малыш вскрикивает, синеет и перестает дышать.
Через несколько секунд дыхание возобновляется, он приходит в сознание. Картина не для слабонервных. Некоторые родители сами чуть не теряют сознание от пережитого, другие испытывают вину за то, что «довели» малыша, ведь в мыслях худшие диагнозы. Что же на самом деле скрывается за этими симптомами?
Аффективно-респираторный приступ – что это такое?
Аффективно-респираторный приступ (АРП) — это состояние, когда на почве сильного эмоционального возбуждения у ребенка случается внезапная остановка дыхания (апноэ). Длительность простого приступа обычно не превышает 10–15 секунд.
Аффективно-респираторным приступам подвержены дети раннего возраста от 6 месяцев до 6 лет. Частота может варьировать от одного приступа в год до нескольких в день. Не стоит пугаться данного состояния, поскольку этот рефлекторный феномен не говорит о том, что ребенок подвержен эпилепсии.
Доподлинно патогенез АРП неизвестен. Некоторые исследователи отмечают вклад железодефицитной анемии в развитие АРП, предполагая, что при анемии снижается насыщение крови кислородом, и соответственно уменьшается поступление кислорода в ткани организма, в том числе и в головной мозг.
Существует две формы аффективно-респираторных приступов: цианотическая и бледная.
Причины цианотической (синей) формы — испуг, боль, злость, обида, ярость, гнев, неполучение желаемого, недовольство. В ответ на эмоциональный раздражитель плачущий ребенок с силой выдыхает воздух из легких. Дыхательный центр на это реагирует остановкой дыхания. Кожа и слизистые оболочки становятся цианотичными (синюшными). Затем накопившийся в крови углекислый газ отправляет сигнал к дыхательному центру, рефлекторно расслабляются спазмированные гортанные мышцы и дыхание восстанавливается. Во время самого приступа может возникать гипертонус или гипотонус. Внешне это проявляется выгибанием дугой или обмяканием.
Бледная форма обычно провоцируется болью, например после травмы, падения, инъекции или внезапного испуга. При бледной форме отмечается потеря сознания, бледность, потливость, мышечная гипотония, брадикардия (замедление пульса).
Если время приступа апноэ длится более 60 секунд, ребенок теряет сознание компенсаторно, поскольку в бессознательном состоянии мозг потребляет намного меньше кислорода, чем во время бодрствования. Могут возникать тонико-клонические судороги. Фаза крика коротка или отсутствует и часто описывается как «тихий крик».
Надо ли лечить ребенка при аффективно-респираторных приступах
В первую очередь необходим очный осмотр педиатра и невролога.
Довольно часто на приеме из-за спешки и капризов ребенка мама отвлекается и не всегда может подробно рассказать о произошедшем. Для того чтобы диалог был конструктивным, родителям стоит заранее подготовить вопросы, описать в подробностях детали приступа (когда он произошел, длительность, чем был вызван, какие изменения заметили в этот момент).
В век цифровых технологий, когда гаджеты всегда под рукой, по возможности стоит произвести видеосъемку данного состояния. Это позволит врачу дифференцировать серьезные неврологические состояния от АРП.
Лабораторная диагностика аффективно-респираторных приступов заключается в исключении латентного дефицита железа. Помимо общего анализа крови (ОАК) важно проверить уровень ферритина.
Многие удивляются, для чего что-то дополнительно проверять, если есть общий анализ крови. Ошибочно думать, что нормальные показатели общего анализа крови полностью исключают железодефицитную анемию (ЖДА). Данный феномен обусловлен именно стадийностью ее развития.
На первом этапе прелатентного дефицита железа происходит истощение депо. Именно ферритин является основной формой депонирования железа. При этом гемоглобин, эритроцитарные индексы и уровень сывороточного железа могут быть в норме.
На второй стадии латентного дефицита железа помимо низкого ферритина снижается сывороточное железо, а гемоглобин по-прежнему бывает в норме. Лишь третья стадия железодефицитной анемии характеризуется низким гемоглобином.
В связи с тем, что аффективно-респираторные приступы могут протекать с тонико-клоническими судорогами, врач может назначить дополнительное инструментальное обследование — ЭЭГ (электроэнцефалография) с целью исключения эпилептической природы приступа.
ЭЭГ — это неинвазивный метод исследования функционального состояния головного мозга путем регистрации его биоэлектрической активности. Данное исследование показано лишь при подозрении на эпилептическую природу приступа. В рутинной диагностике аффективно-респираторных приступов ЭЭГ не показано.
При частых эпизодах АРП, сопровождающихся брадикардией (замедлением пульса), бледностью кожных покровов, задержкой дыхания более 60 секунд, показан суточный мониторинг ЭКГ и консультация кардиолога с целью исключения сердечно-сосудистой патологии.
Если во время обследования выяснится, что у ребенка повышенная эмоциональная возбудимость, допустимо назначение седативных препаратов. Если выявлена ЖДА, то лечение должно включать препараты железа. Витамины и ноотропные препараты неэффективны.
Как вести себя, если ребенок потерял сознание?
1. Не паниковать, сохранять самообладание, не суетиться. Взять ребенка на руки.
2. Непосредственно в момент аффективно-респираторного приступа для рефлекторного восстановления дыхания допустимо похлопать ребенка по щекам, дунуть на лицо, помассировать ушные раковины, аккуратно пощекотать. Не следует использовать нашатырный спирт.
3. После окончания приступа ребенка следует обнять и тихим голосом произнести какие-нибудь успокаивающие слова. Родители не должны показывать свой испуг и страх, а также не следует акцентировать внимание на деталях приступа.
Как воспитывать ребенка с АРП?
Их можно отнести к разновидностям истерического приступа, им в большей степени подвержены дети с повышенной нервной возбудимостью. В то же время могут встречаться у малышей с обычным поведением.
Несмотря на то, что аффективно-респираторные приступы возникают непреднамеренно и не могут контролироваться, возможны эпизоды умышленной задержки дыхания у детей старше 1,5 лет при неправильной реакции со стороны родителей. Дети начинают осознавать, что такая модель поведения работает и позволяет достигать цели.
Поэтому крайне важна правильная реакция взрослых не только на завершение данного приступа, но и его предотвращение.
Сложность заключается в том, что родители, испытывая страх повторения, начинают избегать установления рамок в воспитании. Они готовы потакать капризам, оберегать от малейшего расстройства, разрешать делать все подряд, лишь бы подобное не повторялось.
Это напрямую сказывается на ухудшении поведения ребенка. Малыш воспринимает все как должное, при первом же отказе, например, та же ситуация с розеткой будет вызывать «бурную реакцию».
Одна из эффективных техник предотвращения приступов у детей раннего возраста — это отвлечение внимания при столкновении с потенциальным эмоциональным раздражителем. У детей старшего возраста принцип отвлечения работает менее эффективно, поэтому основной акцент необходимо делать на развитии эмоционального интеллекта и корректировке семейной модели воспитания.
Многие дети в силу возраста еще не научились правильно выражать желания, и в момент сверхсильной негативной эмоции чаще всего случается истерический плач. Основная задача родителей — познакомить ребенка с базовыми эмоциями, научить их правильному выражению. Ежедневная практика в озвучивании эмоций и их понимании в скором времени дает плодотворные результаты.
Помимо эмоциональных триггеров дети с АРП могут быть более чувствительны к переутомлению, голоду, спешке. Очень важно нормализовать режим ребенка посредством подсчета времени бодрствования, чтобы не допускать переутомления. В случае длительных прогулок или посещения какого-либо учреждения важно заранее подготовиться и не допускать длительных перерывов в приеме пищи.
Довольно часто раздражителем может выступать спешка, которая обычно возникает при сборах на прогулку или в детский сад, когда родители настойчиво подгоняют малыша. Если ребенок болезненно реагирует, рассчитывайте время с запасом, чтобы не нагнетать ситуацию.
Если родители запутались в вопросах тактики воспитания, не будет лишним обратиться к психологу за консультацией. Специалист проанализирует семейную ситуацию и поможет выбрать адекватную тактику с учетом темперамента ребенка, а также поможет подобрать занятия и игры, способствующие расслаблению.
Врачам и родителям очень бы хотелось иметь волшебную таблетку от всех бед. Но, увы, в отношении аффективно-респираторных приступов такого средства не изобретено.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Гродненская областная детская клиническая больница
Обмороки у детей
Если ребенок успевает сесть или лечь, то приступ не развивается полностью, а ограничивается состоянием оглушенности, зевотой, тошнотой. Обморочное состояние характеризуется кратковременной потерей сознания в результате ишемии мозга — ребенок не вступает в контакт, резко ослаблены мышцы, лицо бледное, зрачки расширены, артериальное давление снижено, дыхание поверхностное. Глубокий обморок может (редко) сопровождаться кратковременными судорогами. Восстановление сознания происходит быстро в горизонтальном положении. После обморока наступает слабость, головная боль, сохраняется бледность.
К возникновению обморока могут приводить различные причины:
— резкое повышение температуры воздуха (особенно летом или в закрытых помещениях).
Так происходит при тепловом или солнечном ударе.
— при гипоксии, то есть при снижении концентрации кислорода в окружающем воздухе.
В замкнутом душном помещении количество кислорода прогрессивно снижается, при этом клетки головного мозга начинают страдать от недостатка кислорода. Такое же состояние может возникнуть и при подъеме в горы, где атмосфера разреженная.
— обморок, вызванный снижением уровня глюкозы в крови.
Его можно заподозрить в том случае, если приступу предшествовал большой перерыв в приеме пищи (например, в утренние часы) или приступ развился у ребенка после интенсивной физической или эмоциональной нагрузки. В постобморочном периоде обращает внимание длительно сохраняющаяся сонливость, мышечная слабость, головная боль. Диагноз, подтверждается при обнаружении сниженного уровня сахара в крови менее 3,3 ммоль/л.
— эмоциональные реакции.
Иногда чрезмерно сильные положительные или отрицательные эмоции могут дать у ребенка нарушение сознания и обморок. Особенно часто обмороки могут вызывать страх или боль. Обычно такое бывает в подростковый период, и чаще этому подвержены девочки. Часто это связано с гормональными перестройками организма в пубертарный период.
Обычно такое бывает при отсутствии дневных снов и плохом ночном сне, такое возможно при переезде и смене режима, длительных поездках.
— снижение гемоглобина и анемия.
У детей, при анемии становится меньше гемоглобина, переносящего кислород к тканям, а значит, и уменьшение его в мозговой ткани.
— сердечно-сосудистые заболевания.
При этом характерано возникновение обмороков во время физической нагрузки (наиболее опасный тип обмороков).
— недостаточные компенсаторные механизмы регуляции сосудистого тонуса .
Прт этом обморок развивается при переходе из горизонтального положения в вертикальное, провоцируется болью, страхом перед манипуляциями, видом крови, длительным пребыванием в душном помещении и др.
Механизмы формирования обмороков.
Наиболее частыми видами обмороков являются вазодепрессорные (сосудорасслабляющие) обмороки. Они могут возникать у детей с ортостатическими гипотониями (снижение давления при резком вставании). Обычно такие обмороки являются эмоциональными и психогенными. Развитие обморока возникает из-за резкого снижения давления крови, а работа сердца нарушается уже из-за нарушения давления. Проявляется такой обморок в вертикальном положении тела, при этом обморок изначально начинается с легкого головокружения, головной боли, общей слабости и потливости, могут быть рвота, одышка или мушки перед глазами, пелена перед глазами.
Во время самого обморока могут сохраняться бледность и холодная кожа, покрытые липким потом, при этом прощупывается слабый пульс, резко снижен тонус мышц и глубокие рефлексы, хотя их все-таки можно вызвать. Зрачки глаз расширяются, ослабляется реакция на свет. Потеря сознания достаточно неглубокая и длится до нескольких минут. Судорог и непроизвольного мочеиспускания практически не бывает. После принятия горизонтальной позиции быстро восстанавливается сознание, нормализуется цвет лица и давление. После обморока какое-то время может быть слабость с тошнотой, учащение мочеиспускания.
Таким образом, основные признаки обморочного состояния :
Методы первой помощи при обмороке.
Если ребенка быстро уложить и опустить голову книзу, тогда после глубоких вдохов сознание возвращается, а после обморока, даже не смотря на слабость, нет сонливости, и дети ориентируются во времени и пространстве, нет сильной головной боли и разбитости и нет потери памяти, как это бывает при эпилептических припадках. Последствиями обморока могут быть недолгая бледность кожи и слизистых, повышенная потливость
Итак, первая помощь при обмороке у детей:
При появлении обмороков, особенно если они происходят неоднократно, необходимо показать ребенка врачу и провести комплексное обследование с целью установления конкретных причин для возникновения обмороков.
Основа лечения обмороков – это устранение причины, которая их вызывает. Необходима строгая нормализация режима дня, а питание ребенка должно быть полноценным и разнообразным, равномерно распределенным в течение дня. Очень важно отказаться о применения всевозможных диет и ограничений в питании.
У детей с вегетативной дисфункцией отличным эффектом обладает нормализация режима с четким расписанием – утренние зарядки, массажи, души и обливания, бассейн и физические нагрузки, применение успокаивающих отваров трав – ромашка, мелисса, шалфей и др.
Статья подготовлена по материалам сайта Общественной организации по предупреждению Внезапной Аритмической Смерти у детей и подростков «ХРУСТАЛЬНОЕ СЕРДЦЕ»
Обморок у детей
Обморок у детей — это транзиторная потеря сознания вследствие снижения кровообращения головного мозга, которая начинается внезапно, наблюдается кратковременно и характеризуется полным восстановлением неврологических функций. Состояние встречается при нарушениях нервной регуляции, изменениях сосудистого тонуса, кардиологических заболеваниях. Для установления причины обморока проводятся сбор анамнеза и физикальный осмотр, функциональные тесты, инструментальные методы (ЭКГ, эхокардиография, ЭЭГ). После первой немедикаментозной помощи лечение подбирается индивидуально с учетом этиологии расстройства.
МКБ-10
Общие сведения
Обморок имеет научное название синкопе (от греч. sinkope), или синкопальное состояние. Хотя бы один эпизод потери сознания наблюдается у 15% детей, чаще страдают девочки пубертатного периода. Патология является причиной 3% вызовов скорой медицинской помощи и 1-2% госпитализаций. Обморок — не самостоятельное заболевание, а симптом различных нарушений работы организма. Хотя причины синкопе в педиатрической практике обычно носят доброкачественный характер, около 20% случаев вызваны тяжелыми болезнями и сопряжены с риском внезапной детской смерти.
Причины
Кратковременная потеря сознания у детей может быть спровоцирована влиянием физиологических факторов: мочеиспускания и дефекации, кашля и чихания, громкого смеха или игры на духовых инструментах. Распространенные естественные причины обмороков — резкий переход из положения лежа в положение стоя, сильные психоэмоциональные или физические нагрузки особенно у эмоционально лабильных детей. Патологические факторы развития синкопе подразделяются на несколько групп, среди которых:
Патогенез
Обмороки, связанные с рефлекторными механизмами, возникают при поражении центральной или периферической нервной системы. Чаще всего симптомы формируются при патологиях ядер черепно-мозговых нервов, гипоталамуса, орбитальной коры. Установлено, что любые воздействия на структуру ЦНС способны нарушать у детей вегетативную регуляцию тонуса сосудистой стенки, вызывать гипоперфузию и кратковременное нарушение сознания.
Если обморок обусловлен ортостатической гипотензией, в патофизиологию включаются периферические механизмы. У ребенка снижается выброс норадреналина в ответ на изменение положения тела, из-за чего не происходит вазоконстрикция на периферии и кровь усиленно оттекает от мозга. Реже синкопальное состояние связано с поражением постганглионарных симпатических волокон, которые регулируют тонус сосудов.
Классификация
В современной педиатрии большое значение имеет определение причины обмороков, поскольку это влияет на лечение и прогноз. Специалисты используют классификацию по этиопатогенетическому механизму, которая наиболее полно отражает разнообразие синкопальных состояний. Согласно с ней выделяют 3 формы обмороков:
Симптомы обморока у детей
В течении обмороков разделяют 3 периода: пресинкопальный (продромальный), собственно синкопе и постсинкопальный. Появление предвестников типично для рефлекторных состояний, тогда как кардиогенные и ортостатические состояния развиваются внезапно. Ребенок ощущает дурноту, головокружение, затуманивание зрения. Зачастую симптомы возникают так быстро, что пациент не успевает сообщить об ухудшении состояния.
Второй период характеризуется резкой потерей сознания и снижением мышечного тонуса. При этом ребенок падает или оседает на пол в неестественной позе, его кожа становится очень бледной и покрывается липким потом. Глаза больного закрыты, он не реагирует на обращенную к нему речь. Состояние длится в среднем до 30 сек., тяжелые кардиальные причины могут вызывать обмороки продолжительностью до 5 минут.
В третьем, постсинкопальном, периоде постепенно возвращается сознание, восстанавливается мышечный тонус. Кожные покровы приобретают привычную розовую окраску, дыхание и сердцебиение восстанавливается, проходит слабость в руках и ногах. В течение нескольких часов после обморока ребенок испытывает легкое недомогание, тяжесть в конечностях, отказывается от активных игр и не может сосредоточится на учебе.
Осложнения
У детей большинство рефлекторных и гипотонических обмороков протекают без отдаленных последствий. Осложнения возможны в случае травмы головы или других частей тела при падении либо когда обморок случается в опасной ситуации — посреди пешеходного перехода, в общественном транспорте, возле открытого огня или рядом с движущимися механизмами. В таком случае есть риск несовместимых с жизнью травм.
Более опасны кардиогенные обмороки, которые без своевременной помощи заканчиваются осложнениями или смертью. Быстрее всего летальный исход наступает при тяжелых формах аритмий, если ребенку вовремя не оказана медицинская помощь. Такие обмороки нередко переходят в кому, которая характеризуется полиорганными нарушениями, риском отдаленного неврологического дефицита.
Диагностика
При обследовании врач-педиатр задает вопросы по анамнезу: в какой ситуации и как часто бывают обмороки, есть ли предвестники синкопе, были ли в семье случаи необъяснимой потери сознания или кардиологические болезни. Физикальный осмотр включает исследование сердечной деятельности и дыхания, проверку рефлексов. Детальное инструментальное и лабораторное обследование начинается после стабилизации состояния и включает:
Лечение обморока у детей
На догоспитальном этапе врачи оказывают ребенку первую помощь, которая заключается в придании правильного положения (лежа с приподнятыми ногами), обеспечении притока свежего воздуха, контроле ЧСС, АД и ЧДД. При необходимости используют рефлекторные стимуляторы (нашатырный спирт). Лечение в стационаре показано при наличии повреждений после падения либо при подозрении на патологические причины обморока. На госпитальном этапе эффективны следующие препараты:
Прогноз и профилактика
Вероятность полного выздоровления определяют причины обморока. При синкопальных состояниях, вызванных вазовагальными механизмами или ортостатической гипотензией, прогноз благоприятный. Менее оптимистичный прогноз у детей с кардиальными нарушениями, поскольку такие болезни чреваты осложнениями и летальным исходом. Профилактика обмороков предполагает устранение неспецифических факторов риска, диагностику и лечение сопутствующих заболеваний.