Ребенок закрытый что делать
Консультация «Замкнутый ребенок: причины и способы решения»
Бурковская Галина Игоревна
Консультация «Замкнутый ребенок: причины и способы решения»
Цель: Оказание психологической помощи родителям замкнутых детей
Замкнутый ребенок сейчас встречается не так часто, как ребенок генеративный. Однако это не означает, что он не нуждается во внимании и помощи. Если у малыша проблемы с общением, то это может серьезно сказаться на его будущем, не дав ему возможности правильно развиваться. К тому же такие детишки зачастую остро реагируют на изменения в обстановке, привычном жизненном укладе. Иногда о таких малышах говорят, что они застенчивые, но правильно ли это?
Замкнутый ребенок редко рождается таковым. Хотя эта черта характера может передаться и по наследству. Но чаще всего она приобретается под влиянием воспитательных воздействий и окружающей обстановки.
Причины замкнутости ребенка:
• врожденные (флегматический темперамент, наследственность);
• проблемы со здоровьем (некоторые болезни могут отражаться на психическом состоянии ребенка)
• один ребенок в семье, из-за чего наблюдается недостаток коммуникаций;
• чрезмерная строгость родителей;
• нехватка родительского внимания, совместных игр и занятий;
• кроха считает себя ненужным и нежеланным;
• психологическая травма (смерть близкого, болезнь, тяжелая ситуация, свидетелем которой стал малыш, развод родителей, затяжной стресс);
• постоянное недовольство родных словами или действиями карапуза.
Прежде, чем пытаться устранить эту проблему, надо попытаться понять, почему ребенок замкнутый. Конечно, тому, кто находится постоянно рядом с таким малышом, не всегда легко найти причину. В таком случае можно обратиться к специалисту-психологу, который проведет диагностику для выявления причин, мешающих крохе благополучно взаимодействовать с окружающим миром и наслаждаться процессом общения.
Застенчивость и замкнутость
Эти два проявления характера часто путают друг с другом. И, действительно, они имеют достаточно сходные внешние проявления. И застенчивые, и замкнутые дети болезненно реагируют даже на малейшие изменения в их жизни и с опасением или страхом относятся к незнакомым или малознакомым людям. Такие детишки являются беспокойными и эмоционально неустойчивыми.
Однако застенчивый ребенок отличается тем, что все-таки он желает контактировать с окружающими и даже знает, как это делают, однако не может применить эти знания на практике. А замкнутый ребенок обычно, не знает, как общаться, и делать этого не хочет, потому что не имеет такой потребности. Это основная проблема, почему ребенок замкнутый.
Получается, что стеснительного кроху надо обучать практическим коммуникативным навыкам. А замкнутого ребенка — надо побуждать, в первую очередь, к разговорам и контактам, формировать желание общаться, и параллельно учить контактировать с окружающими людьми.
Рекомендации родителям замкнутого ребенка:
1. Замкнутость крохи нуждается в исправлении, нельзя закрывать глаза на это и считать проблему безвыходной.
2. Работайте над расширением круга общения карапуза. Водите его туда, где гуляют и играют детки. Вначале малыш может быть лишь пассивным наблюдателем или играющим одиночкой. Ничего, запаситесь терпением, наблюдение за общением тоже очень важно.
3. Будьте для замкнутого ребенка примером положительного, позитивного и плодотворного общения. Показывайте, что общаться — это радостно и интересно. Для этого рассказывайте, как вам было интересно, какую пользу вы получили от общения, что нового узнали, решили свою проблему и т. д.
4. Старайтесь посещать с крохой новые места, где вы сможете вместе с ним взаимодействовать и познакомиться с новыми людьми. Но не заставляйте кроху, пусть все продвигается постепенно.
5. Для такого ребенка важно ощущение безопасности, поэтому при разговоре с людьми не оставляйте малыша одного, будьте рядом, придерживайте за руку.
6. Старайтесь не выказывать свои тревогу или опасения.
7. Помогайте ребенку выражать эмоции, поддерживайте инициативу, особенно, если она проявилась в общении. Стимулируйте к самостоятельным действиям, «заражайте» ребенка эмоциональностью.
8. Будьте доброжелательны к другим людям.
9. Создавайте ситуации, в которых малышу потребуется общение с окружающими.
10. Вовлекайте кроху в совместную деятельность, которая невозможна без разговора и обмена информацией.
11. Играйте почаще в игры, которые требуют диалога. В играх с игрушками оттачивайте навыки эффективных коммуникаций. Читайте книги, сказки, в которых есть диалоги и примеры продуктивного диалога.
12. Такому малышу жизненно необходимы доброжелательность, спокойствие и терпение окружающих.
Такая работа потребует времени и вашего внимания. Замкнутый ребенок постепенно будет привыкать к обществу. Если он почувствует безопасность и доброжелательность, то процесс коррекции пройдет быстрее. Если же в ходе вашей работы кто-то поселит в нем чувство страха своим неосторожным отношением, нетактичностью и злостью, то это может надолго остановить благополучное продвижение вперед. Иногда приходится параллельно разбираться с вопросом, как бороться с детскими страхами.
Однако, если ваши старания никак ни к чему не приводят, то замкнутый ребенок нуждается в серьезной помощи специалиста. Детский психолог может помочь правильно выявить проблему и подобрать коррекционные упражнения.
Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.
Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения» «Все решения принятые в состоянии гнева заканчиваются в стыде» Л. Толстой. Доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому.
Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.
Консультация для родителей «Способы решения детских конфликтов» Ребенок – дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей,.
Консультация для родителей «Завязать и застегнуть». Способы развития мелкой моторики детей Консультация для родителей: «Завязать и застегнуть»Дорогие родители! Завязывание и развязывание шнурков, застегивание и расстегивание.
Ребенок закрытый что делать
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Ваши попытки растормошить ребенка не должны быть чрезмерными. Малыш, как и любой взрослый, имеет право на молчание.
Статья:
Дети непосредственны и дружелюбны.
Они готовы открыть душу первому встречному и рассказать всему миру о своих сокровенных мечтах. Это в идеале…
Однажды родители вдруг замечают, что в детском садике все малыши бросаются друг к другу с приветствиями, расспросами и рассказами о том, что они делали в выходные, а их кроха тихо стоит в сторонке и, кажется, вовсе не горит желанием общаться. На просьбы поделиться впечатлениями о прогулке, играх, спектакле, занятиях он молчит или отвечает односложно. Мама и папа тормошат ребенка, пытаются вызвать его на откровенность, но ничего не получается…
Горькая обида?
Внезапные скрытность и молчание могут быть симптомами пережитого горя или обиды. Возможно, малыша задел, оскорбил кто-то из взрослых или других детей.
Обида может быть такой сильной, что скрытность оказывается почти непроницаемой: ребенок не приглашает поиграть с ним и не стремится участвовать в играх других детей, не делится впечатлениями о книгах, фильмах, да и вообще не рассказывает о том, что с ним было в течение дня.
Есть и другие симптомы, свидетельствующие о том, что кроха очень обижен.
У ребенка грустный взгляд. Вы читаете в нем тоску, печаль или обиду.
Вид у крохи равнодушный. Он выглядит отстраненным, незаинтересованным.
Губы малыша сомкнуты. Он как будто не выпускает из себя то, что мог бы сказать.
Ребенок смотрит в сторону и очень редко — в глаза другим людям. Быстро опускает или отводит глаза, когда кто-нибудь встречается с ним взглядом.
Голова крохи часто опущена вниз или повернута вбок. Он редко смотрит прямо.
Малыш часто не договаривает фразы.
А бывает, шепчет что-то себе под нос.
Резкое проявление скрытности у ранее открытого ребенка — повод срочно задуматься о том, что произошло, а иногда— обратиться к специалисту. Особенно если малыш стал еще и более плаксивым, сонливым, пугливым или нервным.
Такой характер!
Иногда скрытность крохи сильно бросается в глаза, иногда она почти незаметна. Ребенок может вести себя одинаково со всеми людьми, а может быть особенно замкнут со взрослыми или, наоборот, со своими сверстниками. Иногда в семье один ребенок — весельчак и балагур, а другой — неразговорчивый тихоня. Причины скрытности могут быть самыми различными.
Вы часто ругаете ребенка. Например, говорите ему, что он неопрятно выглядит.
Вы хотите повлиять на него, но в результате он замыкается. Вам теперь просто не достучаться до малыша. Почему? Он не хочет больше испытывать боли от ваших замечаний. Он не знает, как на них реагировать. Он не понимает, как вам угодить.
И выбирает оптимальную линию поведения: чтобы не подвергаться высмеиванию или осуждению, надо молчать!
Малыш сталкивается с равнодушием. Он пытается что-то рассказать, но натыкается на стену непонимания. Вы не разделяли его восторга от наблюдения за муравьями или сбора шишек, и он усвоил, что родителям не до него, у них свои дела.
Ребенок не умеет рассказывать. Да, этому тоже нужно учиться! Дети часто не понимают ценности своих достижений и не умеют их правильно преподнести.
Кроха не научился выражать свои эмоции. Он изначально не очень открыт — таков его психический настрой, темперамент.
При этом у него не было перед глазами положительного примера — отношения в семье не слишком доверительные. Поэтому он выбрал наиболее простой для себя путь — скрывать свои мысли и чувства.
Многие родители, которые не смогли «расшевелить» молчуна, перестают замечать проблему. Действительно, не у всех же «душа нараспашку». Но дело чаще всего не в детях, а в неправильных методах! Что же мамы и папы делают не так?
Высмеивают скрытность. Говорят обидные вещи про поведение своего крохи.
Выставляют скрытность напоказ. Например, рассказывают другим людям, что от малыша «ни слова не добьешься».
Осуждают ребенка. А иногда и сравнивают его с другими, более общительными, открытыми, дружелюбными детьми.
Учимся делиться
Не нужно думать, что любой скрытный ребенок только и мечтает о том, как бы стать гением общения. Интровертам — людям, сосредоточенным на своем внутреннем мире, — вообще комфортнее держать свою душу вдалеке от чужих глаз. Однако небольшие подвижки в этой ситуации все-таки необходимы и возможны. Любой человек должен уметь выражать свои чувства и делиться с окружающими тем, что он думает. Скрытный малыш, который испытывает дискомфорт от общения и выражения своих чувств, может впоследствии испытывать проблемы и на работе, и в личной жизни. Чтобы этого не произошло, попробуйте мягко повлиять на ребенка.
Демонстрируйте крохе свою собственную открытость. Показывайте ему, что вы можете и рассказывать о событиях, и высказывать свое отношение к ним. Это должны быть события, которые ему понятны и интересны, например: «Ты знаешь, кого я сегодня встретила на остановке? Нашу старую соседку, которую ты очень любил. Мы обрадовались, обнялись. Она передавала тебе большой привет».
Хвалите ребенка за то, что он вас выслушал. «Я рада, что ты у меня такой хороший собеседник и слушатель. Было приятно тебе обо всем рассказать».
Спрашивайте у малыша совета. «У Маши и Коли с третьего этажа появился щенок. Может, и нам подумать о собаке? Какие породы тебе больше нравятся?»
Признавайте право ребенка на собственное мнение. Даже если он что-то высмеивает, с чем-то не согласен.
Спрашивайте и слушайте!
Рассказав ребенку о чем-то из вашей жизни и закрепив в нем уверенность, что он в безопасности и может совершенно безнаказанно делиться всем пережитым, переходите к расспросам.
Приглашайте кроху ответить откровенностью на откровенность. «Ну вот, я тебе рассказала, как провела день. А у тебя что сегодня было интересного?»
Слушайте внимательно, подтверждая это. «Так… Понятно… А дальше что было?»
Благодарите малыша за рассказ. «Мне было интересно послушать о том, что ты думаешь и чувствуешь».
Старайтесь не осуждать поступки и мысли ребенка. Если вы услышали что-то нуждающееся в корректировке, обсудите это в форме вопросов: «Ты уверен, что именно так нужно было поступить?»
Хвалите ребенка за хорошие мысли и дела. «Какой ты у меня молодец, что не ленился и выполнял гимнастику!
Запоминайте, что кроха рассказывал в прошлый раз. «Ты говорил мне, как хорошо было бы устроить пикник, помнишь?»
Предлагайте темы для разговоров. «Давай ты завтра мне расскажешь о том, как хотел бы отметить день рождения».
Помолчим, давай помолчим
Ваши попытки растормошить ребенка не должны быть чрезмерными. Малыш, как и любой взрослый, имеет право на молчание. Что делать, если пока он не слишком хочет общаться? Есть идеи!
Перенесите разговор. «Я вижу, что сейчас ты не настроен обсуждать наши планы на лето. Может, поговорим позже?»
Поменяйте собеседника. «Я чувствую, что ты не хочешь рассказывать о своих друзьях мне. Может, поговоришь с папой, когда он придет домой с работы?»
Измените тему беседы. «Не хочется рассказывать, как прошел урок? А что вы делали на переменке, весело было?»
Признайте право ребенка на молчание. «Я вижу, ты сейчас не настроен разговаривать. Давай помолчим вместе?»
Если у вас не получается самим справиться с проблемами, стоит обратиться за помощью к психологу. Приведу пример из собственной практики. Однажды ко мне пришли родители, обеспокоенные тем, что их шестилетняя дочка Настя практически не общается со сверстниками — не подходит знакомиться, не хочет вместе играть.
Оказалось, что и Настины родители — люди молчаливые. Как скорректировать поведение девочки? Почаще устраивать семейные праздники, брать на площадку игры и игрушки, в которые можно было бы играть всем вместе, общаться с другими родителями, иногда приглашать гостей, хвалить дочку даже за скромные успехи и… разговаривать друг с другом.
Консультация психолога «Замкнутость ребенка»
Замкнутость – особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления к общению с другими людьми.
Характеристика замкнутых детей. Это мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное её отсутствие. Замкнутые дети стремятся большую часть своего времени проводить в одиночестве или с близкими людьми (мамой, папой). Обычно такие дети очень тяжело переносят даже непродолжительное расставание с близкими, они нервничают, плачут и не отпускают от себя родителей. У них активно проявляется страх оказаться отвергнутыми, брошенными.
На первый взгляд, может показаться, что замкнутый и застенчивый ребёнок – это одно и то же. На самом деле между ними есть важное различие психологическихособенностей общения: застенчивый ребёнок знает как общаться с другими, но не умеет, не может использовать эти знания. Замкнутый же ребёнок не хочет и не знает, как общаться.
Замкнутость ребёнка, конечно, имеет свои истоки. Она выступает в поведении ребёнка достаточно рано и обычно имеет свои предпосылки:
• общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребёнка (поездка в гости, переезд на дачу и т. д.)
• страх перед чужими людьми
• долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию
• соперничество между детьми.
Причины замкнутости ребёнка. Замкнутость ребенкаможно объяснить многими причинами:
1. Такое поведение может быть связано с психологическими особенностями ребёнка, тонкостью его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Такой ребенок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия,требующие уединения: с удовольствием лепит, рисует, конструирует. Это темперамент, обусловленный типом нервной системы. Как правило, замкнутость – приоритет интровертов – людей, направленных на свой внутренний мир, не нуждающихся в многочисленных внешних контактах, предпочитающих уединение. К таковым относятся флегматики и меланхолики.
Рекомендации: В данном случае взрослые должны быть крайне осторожны и чутки к ребёнку. Поэтому беспокойство, вызванное опасениями, что у него “что-то не так”, совершенно напрасно. Стремление “перевоспитать” такого ребёнка, “пока не поздно”, грубое вторжение в хрупкий мир его грез и фантазий может серьезно повредить его развитию, и тогда он действительно спрячется “в свою скорлупку”, “уйдет в себя”.
2. Когда замкнутость ребенка вызвана его переутомлением, недомоганием, ссорой с близким другом, непониманием сверстников в детском коллективе.
Рекомендации: В таких ситуациях необходимо осторожно выяснить причину резкой перемены настроения и, если это в силах взрослого, помочь ребенку более безболезненно пережить данный период.
3. Довольно распространенным явлением считается детская замкнутость в семьях, где воспитывается один ребенок. Лишенный общения с братом или сестрой, вынужденный почти всегда играть в одиночестве, он получает неверную установку на общение, и его коммуникативные способности развиваются порой неполноценно. Если в семье практикуется тревожно-мнительный тип воспитания, а в семьях, где растёт единственное чадо, такой тип встречается часто. Над ребенком дрожат, опекают сверх меры, а это благодатная почва для развития нерешительности, робости, мучительной неуверенности в себе.
Рекомендации: расширять круг общения, правильно развивать коммуникативные способности.
4. Недостаток общения и внимания в семье
Не является исключением и разобщенность между членами одного семейства, которые, пользуясь благами современной цивилизации, нормальное общение заменяют короткими разговорами по телефону. Не видя у родителей потребности в общении с родственниками и знакомыми, ребенок тоже не испытывает её и со временем перестает стремиться устанавливать контакты не только с родственниками, но и с теми, кто окружает его в повседневной жизни.
Постоянное стремление родителей освободиться от ребенка приводит к тому, что ребенок все реже обращается к ним со своими, на первый взгляд, пустяковыми, проблемами, а в результате уже в совсем недалеком будущем родителям и детям не о чем будет поговорить, нечем поделиться, будет нечего доверить. Ведь ребенок с ранних лет привык сам решать свои “проблемы”, заранее зная, что мать или отец все равно ответят ему, что им некогда, что у них нет времени на подобную ерунду. Изо дня в день, слыша такие ответы родителей, видя их постоянную спешку, невозможность или нежелание оторваться от своих проблем и забот, ребенок привыкает к играм в одиночестве и не пытается даже сблизиться с родителями. Многие родители, обеспечивая ребенку лучшие бытовые условия, заботясь о его здоровье, упускают из виду потребность каждого ребенка в тесном контакте с матерью и отцом. Такая родительская любовь весьма односторонняя, она лишена чувств. А ребенок от этого очень страдает. Ведь игры, какими бы занимательными они ни были, и “общение” с четвероногим другом не заменят общения с родителями. Такой опыт, приобретенный в собственной семье, переносится ребенком и на более широкий круг общения, когда ребенок начинает общаться с другими людьми за пределами родного дома. Боясь, что его не станут слушать, не поймут, не захотят с ним играть, ребенок не находит общего языка с ровесниками, в результате отказывается идти гулять, сидит дома перед телевизором или в своей комнате, окруженный любимыми игрушками.
Однако, в данной ситуации важно и то, насколько часто повторяются подобные сцены. Родители, придя с работы, должны еще выполнить какие-то домашние дела, кроме того, они также нуждаются в отдыхе. И если подобные ситуации происходят довольно редко и носят случайный характер, оснований для особого беспокойства нет.
Рекомендации: Слушать и слышать ребёнка, интересоваться его проблемами.
5. Сдерживание ребёнком, возникающих у него эмоций и желаний. Даже взрослый человек испытывает естественную потребность в выражении собственных эмоций. У ребенка же эта потребность гораздо сильнее – он только начинает жить, каждый день, каждая минута его жизни приносят ему столько нового, интересного, необычного! Ему просто необходимо делиться впечатлениями, чувствами, эмоциями. Но он совершенно один, с ним никто не разговаривает, и ему постоянно приходится сдерживать возникающие у него эмоции.
Представьте себе такую ситуацию: возбужденный карапуз с радостными блестящими глазенками подбегает к папе, уютно расположившемуся в кресле с газетой,и показывает ему свой рисунок: “Папа, смотри, какой я танк нарисовал!” Папа, не отрываясь от чтения,говорит: “Ты у меня молодец!”Малыш не унимается: “Папа, ты даже не посмотрел!” Через минуту, оторвавшись от своего занятия, папа бросает мимолетный взгляд на листок, который малыш держит в руке,и произносит: “Красиво”.Мальчонка просит: “Папа, а давай немного вместе порисуем”.А в ответ слышит: “Мы займемся этим завтра, а сейчас папе некогда, не приставай”, – и включает телевизор. Дальнейшие уговоры малыша папа упорно не желает слышать, и мальчик, опустив голову, с глазами, полными слез, плетется в свою комнату.
Если взрослые не желают слышать своего ребенка, то в результате он подавляет свои желания и естественные эмоции. Такое ограничение проявления эмоций может серьезно повредить не только общему развитию ребёнка, но и его здоровью, ведь даже взрослому человеку врачи рекомендуют время от времени выплескивать свои эмоции в целях профилактики нервных расстройств.
Рекомендации: Ребёнку крайне необходимо давать выход своим впечатлениям, эмоциям и чувствам.
6. Довольно часто причиной замкнутости ребенка является постоянное недовольство его разговорами или действиями одного или нескольких членов семьи. Ему постоянно внушают,что он все делает не так: слишком громко (или тихо) разговаривает, очень тороплив (или медлителен, не так ходит, не так сидит. Между родителями и детьми нет душевного контакта. Ребенок обут, одет и накормлен, а его душой родители не интересуются. Причины этого явления могут быть разными – ребенок родился не того пола, который был желанен родителям, ребенок – помеха карьере родителей, и прочее. В результате такого воспитания можно вырастить либо агрессивного ребенка, либо забитого, робкого, обидчивого и замкнутого.
Рекомендации: безусловное принятие ребёнка таким каков он есть.
7. Ребёнок может стать замкнутым, если он испытывает чувство незащищённости
Ему важно общаться с родителями не только для того, чтобы дать выход собственным эмоциям, но и для того, чтобы постоянно испытывать чувство защищенности. Ребенок, вступая в этот огромный и непонятный для него мир, нуждается в поддержке со стороны родителей, ему просто необходимо знать и ощущать, что где-то рядом находятся мама и папа, которые защитят, помогут в любую минуту, избавят от внезапно нахлынувшего страха. Чувство душевного покоя от того, что рядом папа – самый сильный мужчина на свете и мама – самая добрая и ласковая из всех мам, имеет большое значение для полноценного развития личности ребенка.
Рекомендации: Вселять в ребёнка уверенность в поддержке и понимании, чувстве душевного покоя.
8. Недостаточное проявление родительской ласки и любви
Любовь к ребенку состоит не только из чувств к нему.Она охватывает также сферу родительских стремлений: желание создать ему наилучшие жизненные условия, способствовать формированию его личности. Специфической особенностью родительской любви можно считать то, что эти желания и стремления носят активный, деятельный характер. Родители не только стремятся к тому, чтобы их ребенок рос и развивался как можно лучше, но и чувствуют ответственность за его воспитание. Не всегда, правда, методы их воспитания согласованы. А неодинаковое отношение к ребенку отдельных членов семьи для ребёнка чрезвычайно вредно. Представьте себе, что папа требует от ребенка безоговорочного повиновения, не терпит ни малейшего возражения, маму же можно уговорить, разжалобить, а уж о бабушке и говорить нечего – исполняется любое желание любимых внука или внучки. Каждый из “воспитателей” считает свои методы единственно правильными, и зачастую по этому поводу между ними возникают ссоры. Порой выяснение того, кто прав, а кто виноват, происходит на глазах у ребенка, что наносит его развитию невосполнимый ущерб. Считая себя причиной разногласий и ссор близких людей, ребенок “уходит в себя”, старается как можно меньше попадаться на глаза и со временем так замыкается в себе, что исправить положение бывает очень трудно.
Сталкиваясь с подобными ситуациями, ребенок старается приспособиться, как получается, к своему положению ребенка любимого, но в то же самое время отталкиваемого, желанного, но как бы и лишнего, всем и всегда мешающего, которому родители дают так много – вкусную еду, красивую одежду, чудесные игрушки, занимательные, порой дорогостоящие игры, но лишают самого необходимого – элементарного общения, душевного тепла и сердечности.
Таким образом, недостаточное проявление родительской ласки и любви постепенно превращают ребёнка в замкнутого “буку”
Рекомендации: Проявлять любовь к ребёнку, почаще говорить ему об этом.
Чтобы преодолеть замкнутость у ребёнка, чаще разговаривайте с ним, говорите ему, как вы его любите, как он вам нужен.
Если в вашей семье растет замкнутый ребенок, расширяйте круг его пассивного общения. Общайтесь в присутствии ребёнка с незнакомыми ему людьми, чаще берите его с собой в магазин, в библиотеку или в гости, туда, где бывает много людей. Не стоит настаивать на том, чтобы ребенок принимал участие в беседе, барьер замкнутости невозможно преодолеть сразу. Постарайтесь создать такие условия, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно, уютно, безопасно. Например, при разговоре держите его за руку, поглаживайте по голове или возьмите к себе на колени.
В ходе привлечения ребенка к процессу общения у него формируется спокойное и адекватное отношение к окружающим. Наблюдая за тем, как общается близкий ему человек, ребенок усваивает нормы и правила социального взаимодействия, у него формируется представление о навыках эффективного общения, совершенствуется речь.
Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т. д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.
Узкий круг общения
Если ребенок все свое время проводит наедине с мамой (бабушкой, няней и пр., то возникает ощущение, что ему «больше никто не нужен». Увы, мама часто поддерживает эту иллюзию. Так приятно осознавать, что есть маленькое беспомощное существо, которому ты жизненно необходима…Иногда это ощущение описывают словами: «Я чувствую его, как себя». Психологи называют эту связь симбиотической, мама и ребенок, как во время беременности, ощущают себя одним организмом.
В этом случае маме очень трудно отпустить подросшего птенца из-под своего теплого крылышка. И все-таки это надо сделать, ведь он не сможет провести под ним всю свою оставшуюся жизнь.
Кстати, замечена любопытная вещь. Когда круг общения у ребенка слишком узкий (на площадках маме тоскливо, друзей маловато, в доме редко бывают гости, тихий и покладистый ребенок, попав в общество сверстников, вдруг начинает драться. А дело все в том, что он просто не умеет общаться иначе. Он отлично знает, как обратиться с просьбой к взрослому, как показать свою заинтересованность, а что делать со сверстником, он просто не представляет.
Стратегия и тактика ваших действий
• Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Ведь подобные проблемы обычно возникают, когда мама сама несколько замкнута. Личный пример в этом случае – лучший способ «вывести малыша в свет».
• Чаще выбирайтесь с ребенком в новые места. Совсем не обязательно, чтобы эти места были многолюдными (как раз наоборот: большое скопление народа не способствует тесному общению). И как раз в большом коллективе ребенок может почувствовать себя наиболее дискомфортно. Ведь часто малыш боится не столько общения, сколько агрессии, громких криков. Например, когда такой ребенок впервые попадает в детский сад, ему очень тяжело переносить шум и крики большой детской группы. Он как бы отключается, кружится, поет сам себе песни, пытаясь никого не замечать рядом с собой.
• Попробуйте подружиться семьями. Выберите спокойного, неагрессивного ребенка, наиболее симпатичного вашему. Зовите его в гости, приходите в гости сами. И постепенно пытайтесь организовать детскую игру. На своей территории ваш «неконтактный ребенок» будет чувствовать себя более уверенно.
Если сначала ваш сын или дочка не желает включаться в игру, начните сами играть с другим ребенком.Только не нужно демонстративно противопоставлять детей: «Раз ты не хочешь играть, значит, я буду это делать только с Ваней»! Дайте своему малышу спокойно понаблюдать за ходом действия. Он будет наблюдать столько, сколько ему нужно. А потом в какой-то момент и сам захочет принять участие в такой интересной деятельности».
Трудности общения нередко возникают у малышей, выросших в «ежовых рукавицах». Таких детей часто ругают и мало хвалят. С самого раннего детства они должны (понимать, делать, знать, уметь – нужное подчеркнуть). Эти требования почти всегда завышены, и в результате ребенок уходит в себя, ведь только наедине с самим собой он не слышит постоянных окриков и не получает очередного подтверждения в своей неуспешности. А как человек оценивает себя, так его воспринимают и в обществе. Чем выше уровень тревожности и чем ниже самооценка, тем меньше принимают ребенка в детской компании. На любое предложение что-то сделать, у такого ребенка готов ответ: «Не могу!». На самом деле «не могу» означает «мне нужна твоя помощь».
Стратегия и тактика ваших действий
• Не стесняйтесь как можно чаще хвалить ребенка. Особенно, в обществе.
• Прежде, чем вы дадите малышу какое-нибудь задание, дайте сначала задание такого же типа, но заведомо легкое, с которым он совершенно точно справится. Отметьте, как здорово ребенок его выполнил! Следующий этап –чуть более сложная задача и обязательно с вашей поддержкой: «Я знаю, ты обязательно справишься. Подумай еще немного, как это лучше сделать».
• Чтобы проявить инициативу в игре, нужно уметь играть, знать, как это делается. Научите сына или дочку новым играм, а в старых покажите какой-нибудь новый поворот сюжета, необычный ход и т. д. Его успешность среди сверстников непременно повысится!
Это наиболее сложный вариант «неконтактного ребенка». Он настолько замкнут, что будто отгораживает себя стеклянной стеной от внешнего мира. В психологии такое состояние называется РДА – ранним детским аутизмом (от греческого слова autos — сам, поэтому аутизм — это погруженность в себя). Психиатры диагностируют аутизм уже на первом году жизни, а иногда – в возрасте двух-трех лет.
Встречается РДА не так уж редко: от 4 до 15 случаев на 10 000 детей, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. У этого заболевания есть несколько ярких признаков, которые, к сожалению, родители нередко принимают за особенности характера и не обращают на них особого внимания. И, если это единственный ребенок в семье, родителям просто не с чем сравнивать поведение своего чада.
Такой ребенок не вызывает проблем, не доставляет лишних хлопот, он опять же удобен –сидит себе все время в уголке: то кубики с места на места перекладывает, то машинку туда-сюда возит. Пять раз. Десять. Сто. И один не боится оставаться, а, напротив, очень любит.
И лишь когда такой ребенок попадает в детский коллектив, становится понятно, что он весьма отличается от других детей.
Какие же особенности поведения должны насторожить родителей?
1. Ребенок никак не стремится к общению. Еще в младенчестве он не радуется маме, не оживляется при ее появлении.
2. Когда его берут на руки, он не протягивает с готовностью ручки, не пытается в ответ ухватиться за шею взрослого, а висит, точно куль с мукой.
3. Малыш не любит смотреть в глаза. Вместо этого он смотрит как бы сквозь людей.
4. У таких детей поздно и трудно развивается речь. Они способны много раз монотонно повторять одну и ту же фразу. Повторяют они и одни и те же действия, могут подолгу раскачиваться, трясти погремушку, хлопать ладошкой и пр.
5.У аутистов особенная походка: то на цыпочках, то вприпрыжку. Обычное выражение их лиц – задумчивая отрешенность.
• Если вы заметили у своего ребенка какие-то признаки аутизма, покажите его психоневрологу. Он направит малыша на электроэнцефалограмму. После нее диагноз аутизма можно поставить или снять совершенно точно. В случае подтверждения диагноза ни в коем случае не паникуйте. Ваш ребенок – не сумасшедший! Это заболевание вполне поддается коррекции. Однако будьте готовы к совместной длительной работе с психологом».
• Маленькому аутисту очень важно выйти из мира своих грез в реальный, сегодняшний день. Поэтому привлекайте его к домашним делам, давайте несложные поручения, приучайте помогать более слабым. Прекрасно, если он поможет вам ухаживать за «братьями меньшими» (причем лучше выбрать не рыбок или черепашек, а кого-то теплого и пушистого щенка, котенка, хомячка).Эти животные способны вызвать живой эмоциональный отклик и стать предметом заботы: «мы в ответе за тех, кого приручили».
Первые детские контакты нередко бывают агрессивными – малыши отнимают друг у друга игрушки, лупят «коллег по строительству куличиков» лопатками по голове. Такой дебют в песочнице совсем не говорит о том, что эти ребятишки всегда будут общаться только агрессивно, это лишь первая и самая простая форма общения.
Вместе с тем появление агрессии – важный этап в развитии общения. Ребенок начинает осознавать понятия «мое – чужое», он пытается постоять за себя, взять инициативу в свои руки, проявить активность.
Например, Верочка всегда была неконтактным ребенком. И неожиданно, в возрасте пяти лет, она стала агрессивна по отношению к другим детям. Родителей это испугало, они обратились к психологу. Однако агрессия оказалась переходом к качественно новому этапу в развитии Веры. Ребенок стал более активным, стал замечать детей, обращая на них внимание таким, пока еще примитивным способом.
Агрессия – один из самых распространенных способов «выхода в большой мир». Как ни крути, ребенок должен пройти в своем развитии все этапы, природу не переспоришь.
Иногда (у детей без серьезных нарушений в эмоциональном развитии) готовность к общению появляется к семи годам, когда они уже способны контролировать свои действия (в психологии это называется произвольным поведением). Иногда родители жалуются на то, что хотя в школе их проблемный ребенок ведет себя отлично, дома он словно «слетает с катушек»: кричит, носится, как угорелый, не хочет никого слушать. На самом деле это поведение вполне закономерно. Такому ребенку очень трудно держать себя в рамках «правильного поведения», но он изо всех сил старается это делать. Естественно, потом ему нужна разрядка. Если это ваш случай – подумайте о каких-то спортивных занятиях после школы, на которых ребенок смог бы выплеснуть накопившуюся энергию. Только не бросайте человечка, у которого есть проблемы с общением, сразу в большую команду. Начать можно с «одиночного» спорта, вроде плаванья. Следующий этап – парный спорт с постоянным партнером. И только потом с известной осторожностью можно попробовать заняться спортом в большой команде, если у вашего чада возникнет такая потребность».
Главное же – ваше живое участие в жизни малыша, ваша помощь и поддержка, ваша любовь и уверенность, что все трудности вы вместе сможете преодолеть. Так оно и будет!
Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога» Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить.
Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.