Ребенок завидует другим детям что делать
Чему (на самом деле) завидуют дети?
Почему ребенок начинает чувствовать злость и досаду по отношению к сверстнику, который, как ему кажется, незаслуженно обладает чем-то для него желанным? Это результат плохого воспитания? Особенность характера? Черта, от которой необходимо избавиться? Разбираемся вместе с экзистенциальным психотерапевтом Светланой Кривцовой.
Проявления зависти довольно легко распознать. Ребенок не хочет расстаться с чужой игрушкой. Рыдает, если кого-то похвалили за рисунок, а его нет, и может даже ударить, порвать эту работу. Приносит из детского сада чужие вещи или начинает подворовывать деньги.
Мы отличаем зависть по завороженному взгляду дочери, который она не в силах оторвать от красивой куклы подруги и по досадливому: «Почему у Катьки есть все, а у меня только одна старая дурацкая барби?» И по возмущению сына-школьника: «Димочке своему любимому Мария Николаевна всегда дает выступить, а на меня даже не смотрит!» И по жалобам сиблингов: «Почему он.она всегда первая? Почему ей/ему самое лучшее?»
Зависть к другим людям — их материальным благам, их личным отношениям и достижениям, — когда она у ребенка возникает и где ее истоки?
«Где-то к пяти годам дети уже имеют опыт зависти, — объясняет психотерапевт Светлана Кривцова. — Почему именно в этом возрасте? Потому что примерно с четырех лет ребенку необходимо получать признание ценности со стороны родителей. Прежде, в раннем детстве, это было не так важно, там были другие знаки хорошего отношения. А вот лет с четырех, как говорил психоаналитик Хайнс Кохут, личность ребенка воспитывает блеск в глазах родителей. Без этого блеска «нарциссическое «Я» ребенка не может обрести достаточную зрелость».
Блеск в глазах — это не обязательно похвалы. Но дети очень чувствительны к тому, что родители замечают их достижения. Когда мать или отец отмечает, что их ребенок уже умеет хорошо делать (хорошо сказал/нарисовал/высоко прыгнул), он понимает, что получает тем самым признание со стороны родителей.
Все дети с 4 до 5 лет становятся как бы немножко тщеславными. Они очень чутки к тому одобрению и похвале, которые достаются другим детям, и испытывают к ним зависть. А потом это как-то само собой проходит. Насыщенные признанием, дети доверяют родителям и двигаются дальше с большей уверенностью. Но у некоторых детей эти болезненные переживания остаются. Иногда зависть проявляется как жадность («Не отдам!»), а иногда — как ревность («Ты меня не любишь так, как брата!»).
«Чувства ревности, зависти и жадности действительно тесно связаны между собой, близки по внутреннему механизму, — подтверждает Светлана Кривцова. — Все они связаны (у взрослого человека тоже) с отсутствием чувства «я хороший и достоин любви без всяких условий». Это чувство очень нужно человеку, и если его нет, он страдает и начинает отчаянно бороться за любовь, даже требует ее, и при этом остро чувствует несправедливость по отношению к себе, отмечает, у кого есть то, чего хочется ему, сравнивает, негодует и мучается. Когда ребенку приходится требовать любви — это значит, подломлен фундамент, на котором строится личность».
Принять разрушительные порывы
Слом «фундамента» происходит гораздо раньше, на втором-третьем году, когда ребенок, до сих пор столь зависимый от других, начинает проявлять свою автономную волю. Эрик Эриксон пишет, что в это время «на сцену выходят желания, буквально раздирающие ребенка на части». В это время особенно важно укрепить в нем чувство уверенности в себе и поддержать желание «самому стоять на ногах».
Если же родители не принимают его противоречивые, разрушительные порывы, они как бы дают ему понять, что с ним что-то не в порядке. В принципе. Что бы он ни делал. И ребенок верит, потому что дети верят своим родителям. И начинает чувствовать стыд за себя — такое чувство, которое мы испытали бы, стоя без штанов перед людьми.
В чем причина неприятия со стороны взрослых? Иногда — в их невнимании и неграмотности, в их собственных фрустрациях, которые они проецируют на сына или дочь. Но есть и другое основание: недостаточная чуткость к ребенку с особыми потребностями.
«Есть дети, с которыми мамы не испытывают серьезных проблем, — объясняет Светлана Кривцова. — С ними легко договориться, они хорошо играют и засыпают одни, им не требуется постоянное мамино присутствие. А есть и другие дети, для которых, по словам Клауса Бриша, ведущего специалиста по теории привязанности, недостаточно матери со средней степенью чуткости, потому что эти дети слишком уязвимы. Им от рождения больше, чем другим, нужно мамино внимание и бережное отношение».
Вот такие дети могут испытывать особенно большой дефицит самоценности. Они не осознают причину своих болезненных переживаний. Но бессознательно формируют определенный способ компенсации этого чувства недостаточной «хорошести». Как это происходит?
«В какой-то момент ребенок вдруг обнаруживает: если захотеть чего-то очень сильно, прямо возжелать этого (игрушку, например), тогда становится легче, — объясняет Светлана Кривцова. — Возникает и эмоционально закрепляется уверенность: если я получу это, то боли не будет. Фоновая тревога мгновенно превращается в активность ради обладания. И боль утихает».
Такой образец чувствования (мучительное переживание собственной нехорошести — привлекательный внешний объект — воля, направленная на его получение — снижение тревоги) теперь закрепляется и делается привычным. Правда, плохое чувство очень быстро возвращается вновь, снова приходится искать внешний объект желания. Все вокруг годится, чтобы стать эрзацем переживания «я хороший и достоин любви».
Ребенок теперь ненасытен в стремлении обладать вещами, которые есть у его приятелей. И одновременно начинает испытывать ненависть к тем, кто это имеет. Ему кажется, что ребенка, у которого есть этот телефон или конструктор, надо наказать, потому что это же несправедливо, ведь и ему самому это так надо.
Он завидует своему младшему брату или однокласснику, когда видит, что того любят просто так. Ему кажется, что когда он получит желаемое, то и он будет любим. Он начинает планировать, как он это заполучит, впадает в активизм и в этот момент испытывает облегчение, ему кажется, что контроль у него в руках, что он может что-то сделать.
Поэтому завистливые дети необыкновенно изобретательны, они рано или поздно получают то, что им надо. Но, к сожалению, получают они не то, в чем действительно нуждаются.
Что делать, если ребенок постоянно завидует другим?
Зависть свойственна всем людям вне зависимости от их возраста. Однако, надо различать зависть как чувство, которое может возникать редко, в периоды сомнений и неуверенности, и зависть как устойчивое чувство, сопровождающее человека на протяжении всей жизни. Чтобы кратковременная зависть вашего ребенка не превратилась в настоящую проблему, «Я Родитель» делится советами, как этого избежать.
Как понять, что ребенок завидует?
Выражение детской зависти обычно очень предсказуемо. Объектом зависти выступают либо какие-то вещи (одежда, игрушки), либо жизненные обстоятельства (когда ровесник ребенка выигрывает в конкурсе, получает похвалу за свои действия от воспитателя или учителя и т.д.) Чувство зависти у ребенка можно распознать по следующим проявлениям: практические действия, имитация, критика, игнорирование или маскировка.
Практические действия – это порча, уничтожение или изъятие предмета зависти.
Например, когда один ребенок с гневом ломает игрушку другого только потому, что у него такой нет или пачкает рисунок, нарисованный другим ребенком, за которую тот получил похвалу воспитателя.
Имитация – это попытка воссоздать объект зависти. Если малышу очень нравится новая машинка, которую подарили его другу, он начинает требовать у родителей купить ему точно такую же. Или же фантазирует, что у него она уже есть – рассказывает маме и папе, как он с ней играет.
Критика проявляется в показательном обесценивании объекта зависти. Например, ребенок может сказать: «Ничего особенного», «У тебя игрушка некрасивая, у меня дома лучше есть».
Игнорирование – это своего рода попытка защитить самого себя. Если ребенок завидует новому конструктору, который принес в садик кто-то из малышей, он специально пытается оказаться как можно дальше от желаемой вещи: отказывается вместе с владельцем собирать конструктор, демонстративно не разговаривает с ним, убегает, чтобы поиграть с другими детьми и т.д.
Маскировкой зависти часто пользуются дети постарше (7-16 лет). Совсем малыши на это просто не способны. Такую зависть сложнее всего распознать. Завистливый ребенок не будет радоваться за своего друга или подругу, которым родители купили новую игрушку или модный гаджет, но если владелец игрушки потеряет или сломает ее, то завистник с огромным удовольствием посочувствует его горю.
Иногда детская зависть может вообще не иметь внешних проявлений, но все равно она при этом портит жизнь и настроение ребенка. В такой ситуации сам ребенок может даже не подозревать, что причиной его негативных эмоций на самом деле является зависть. Помочь ему разобраться в своих чувствах и их причинах в таких случаях способен лишь детский психолог.
Откуда берется зависть?
В корне детской зависти лежит обычная неудовлетворенность. Ребенок живет спокойно, всем доволен и вдруг обнаруживает у другого нечто, что ему так понравилось, что немедленно захотелось это иметь. И вот здесь появляется зависть – у него есть, а у меня нет.
Примерно то же самое происходит и тогда, когда ребенок начинает завидовать чужому успеху. Его ровесник победил на соревнованиях, получил приз и всеобщее признание, а на него самого никто не обращает внимания. Естественно, он начинает завидовать: ему тоже хочется, чтобы его заметили и оценили по достоинству.
В некоторых случаях именно низкая самооценка является первопричиной для проявления этого негативного чувства. Детям с низкой самооценкой кажется, что они во всем хуже других, и ничего не остается, как завидовать. Неуверенность в себе мешает им предпринять какие-то действия, чтобы стать лучше, или добиться тех результатов, которые вызывают зависть. В таких случаях родителям предстоит поработать, в первую очередь, с формированием адекватной самооценки.
Как помочь ребенку справиться с завистью?
Лучший пример – личный. Дети практически всегда копируют поведение родителей, поэтому если вы сами часто в негативном ключе обсуждаете приобретения своих знакомых, критикуете окружающих и постоянно сравниваете их, не удивляйтесь, что ваше чадо превращается в завистника. Сколько бы вы ни говорили ему о том, что это негативное и разрушающее чувство, пока вы сами не перестанете завидовать другим – не перестанет этого делать и ваш ребенок.
Помогите ребенку раскрыть его личный потенциал. Если ребенок будет занят каким-либо делом, то времени для зависти просто не останется.
На примере отрицательных персонажей из книг или мультфильмов покажите малышу, к чему приводит зависть. Такие герои обычно лезут в чужую жизнь, разрушают чье-то счастье только из-за этого чувства, с которым непросто справиться.
Развивайте в ребенке ощущение уверенности в себе, хвалите его, называйте все его положительные стороны, тогда и он позитивно будет относиться к окружающим. А отсутствие каких-то вещей для него не будет тяжелым испытанием, он будет счастлив от того, что его любят.
Чтобы не развить в ребенке чувство зависти, ознакомьтесь с тем, что никогда не стоит делать:
Сравнивать ребенка с другими детьми. Такое сравнение приводит лишь к тому, что малыш начинает жить с постоянной оглядкой на других, а иногда и шантажировать родителей.
Создавать культ вещей. Многие родители, видя, что у другого ребенка появилась новая машинка, сразу же стремятся купить своему малышу такую же, надеясь, что в таком случае зависть им не овладеет. Однако, со временем детские запросы все растут и растут, а мама с папой попадают в порочный круг.
Учить ребенка хвастаться. Некоторые мамы и папы пытаются повысить самооценку своего ребенка, покупая ему все самое-самое, чтобы он чувствовал себя среди сверстников особенным. Как только такой ребенок появляется в детском саду с дорогой игрушкой или приходит в школу в новой эксклюзивной одежде, за ним тут же устремляется толпа ребятишек, которые хотят пообщаться с «крутым» парнем или девчонкой. Естественно, самому «крутому» нравится его привилегированное положение, он привыкает к нему, и в итоге вырастает заносчивым и хвастливым человеком. Помните, что настоящую любовь и уважение можно заполучить только делами и поведением, а никак не дорогими вещами.
Что такое зависть, как она проявляется у детей и что делать, если ребёнок завидует
Трудно оставаться спокойным, когда ребёнка одолевает зависть. В эти минуты мы сами испытываем разные чувства и не всегда умеем правильно ответить на поступки детей. Психолог Мария Арсентьева и онлайн-школа «Фоксфорд» рассказывают о правильном отношении к детской зависти.
Плохих эмоций не бывает
Психологи различают десять эмоций, в числе которых радость, гнев, страх, удивление. Из эмоций, знаний и желаний получаются коктейли чувств. Зависть — чувство, в основе которого эмоция гнева.
Неверно думать, что одни эмоции нужны, а другие нет. Как не делим мы части тела на полезные и вредные, так не стоит разделять и переживания на хорошие и плохие.
Все чувства имеют биологическую основу. А в природе всё целесообразно. Если чувство возникает, значит, оно необходимо, потому что даёт сигнал: « Всё прекрасно» или «Хьюстон, у нас проблемы».
Зависть говорит о желании получить что-то очень значимое. Заметьте, ни взрослые, ни дети не завидуют всему подряд. Кто-то не чувствует себя благополучным без шубы или айфона. Другим для полного счастья не хватает статуса подружки невесты.
Как проявляется зависть в разном возрасте
У маленьких детей зависть принимает форму ревности. Если ребёнок видит рядом проявление любви, которой он не имеет в достатке, он старается привлечь внимание к себе.
Дошкольники ищут признания со стороны родителей. Ребёнку становится важно, чтобы его помощь, поступки и таланты заметили. Мы сами подпитываем зависть, если сравниваем детей с другими: «Вот видишь, Макар всего год занимается в секции, а уже в соревнованиях участвует. Катя уже полы сама моет, а ты даже пыль не протрёшь».
Ребёнок понимает, что хорошее отношение нужно заслужить. Поощрять дела полезно, но когда мы одобряем детей только за труд, они перестают ценить себя. Зависимый от чужих внешних оценок ребёнок чувствует себя хорошим, потому что так считают другие, а не потому что уверен в себе. Без внутренней опоры ему будет трудно пережить неизбежные неудачи во взрослой жизни.
Школьники завидуют популярности сверстников и стараются им подражать: так же одеваться, покупать такие же гаджеты и отдыхать. Если зависть терзает ребёнка в подростковом возрасте, вероятно, он недополучил вашей любви в более ранний период. Чтобы не «потерять» ребёнка, лучше обратиться за помощью к психологу.
У каждого возраста свои нужды. Новая зависть наслаивается на старую и искажает личность. У ребёнка растёт тревога, недовольство и жалость к себе.
Раз у меня этого нет — я хуже того, кто этим обладает
Ребёнок, который постоянно чувствует себя обделённым, вырастает озлобленным и жадным. Взрослые хотят помочь ему «исправиться» и пресекают нежелательные проявления чувств. Вместо того, чтобы снять напряжение, родители забивают энергию зависти. Но любая энергия ищет выхода и находит. Ребёнок становится непослушным и грубым, не понимает, что с ним творится или начинает болеть.
От слов и поступков родителей зависит судьба детской зависти. Мы можем отвергнуть, запретить чувство, а можем показать, как использовать его энергию.
Как помочь ребёнку справиться с завистью
Если вы заметили, что ребёнок завидует, прислушайтесь к себе. Что вы чувствуете: стыд за ребёнка перед обществом; вину за то, что чего-то недодали ему; злость, что он не соответствует вашим идеалам или страх, что он вырастет завистливым; возможно, раздражение и смятение.
Отделите ваши эмоции от чувств ребёнка. Признайтесь себе в своих страхах и ожиданиях. Подумайте, откуда они взялись и к чему может привести их внезапное проявление. Не ищите виноватых. Поймите, чего вы хотите и как этого достичь.
Когда вы назвали свои чувства, отнеситесь к зависти ребёнка со спокойным интересом. Покажите, что вы его слышите, повторите в ответ: «ты злишься на Кирилла, потому что он спит с мамой и папой, а ты в своей кроватке», «ты тоже хочешь пойти в парк аттракционов», «ты сердишься, потому что я не дала денег на новый телефон».
Признайте право ребёнка злиться и хотеть — это важный шаг к выходу из противоречия. Не торопитесь. Некоторым нужно время, чтобы поупиваться своим горем, пострадать и поплакать. Рыдания принесут облегчение. Когда ребёнок успокоится, договориться будет проще. Обнимите его, скажите, что вы сочувствуете, и постараетесь помочь, когда он будет готов разговаривать.
Когда буря утихнет, поговорите с ребёнком. Часто из-за расстройства мы видим всё в чёрном цвете. Некоторым нужна помощь, чтобы увидеть полную картину. Расскажите, как вы цените помощь ребёнка и радуетесь его успехам. Напомните, что на свой день рождения он получил всё, о чём мечтал. Намекните, что новые покупки можно приурочить к ближайшему празднику или накопить денег и приобрести без повода. А пока пусть составит список желанных вещей.
Старшему ребёнку предложите поиграть вдвоём, когда младенец уснёт. С дошкольником обсудите, на каких аттракционах он хочет покататься и договоритесь, когда это можно устроить. Чтобы снять эмоциональный накал, попросите ребёнка нарисовать для вас напоминалку — картинки, где вы вместе едите мороженое на колесе обозрения.
Не критикуйте желание подростка купить нелепую, на ваш взгляд, вещь. Лучше подскажите, как ему осуществить свой замысел. Деньги можно накопить или заработать. Привилегии и права можно заслужить, если взять на себя новые обязанности по дому.
И самое главное — имейте терпение. Вы не сможете ускорить процесс, но мудрое отношение к детским переживаниям принесёт свои плоды, только дайте время.
Ребенок завидует это хорошо или плохо?
Признайтесь, все вы когда-то кому-то завидовали и в детстве, и во взрослой жизни. А часто ли вы слышали, что зависть – это полезное чувство? Вряд ли, скорее, вас осуждали за него учителя и родители, а став взрослыми, вы всячески скрываете, что завидуете коллеге по работе, более удачливым сокурсникам или сестре, которая удачнее вышла замуж.
Зависть – это особое отношение к успеху других людей, в каких либо сферах жизни. Это приобретенная черта характера, которая не дана человеку от природы. Она воспитывается в ребенке обществом. Сначала он завидует сверстнику, у которого есть дорогая игрушка. Или в семье завидует и испытывает злость к младшему брату или сестре, которых, как он думает, родители любят больше. Но злость и негатив сложно выражать постоянно, они приглушаются, так и формируется зависть.
Свое-чужое
Чужая конфетка всегда слаще своей. А игрушка в руках соседа по песочнице интереснее, хотя своя точно такая же. В возрасте 2-2,5 лет у ребенка появляется желание завладеть куклой или машинкой другого. И он немедленно предпринимает попытку забрать понравившуюся игрушку. Конечно, это желание быстро проходит.
Малыш поиграет и бросит или отдаст игрушку обратно и забудет про нее. Но родители должны извлечь из первых проявлений зависти пользу для малыша и для себя. Нужно с малого возраста учить его различать свое и чужое, брать игрушку только с разрешения ее хозяина, а свою дарить, только с одобрения родителей. Как правило, ребенок бурно выражает негатив по поводу того, что не получает вожделенную чужую игрушку. Ошибкой родителей будет в этом случае обещание купить такую же. Невозможно купить все вещи. Лучше предпринять отвлекающий маневр и переключить внимание малыша на что-нибудь другое. Например, пойти на качели или на горку, порисовать мелками на асфальте, побегать с ним вдвоем наперегонки. Не пройдет и минуты, как он перестанет истерить и зальется веселым смехом.
Зависть в младшем школьном возрасте
Дети 7-11 лет обычно завидуют своим одноклассникам, если у тех имеются сверхсовременные сотовые телефоны, планшеты, электронные игры, фигурки модных мультипликационных героев и т.д. Зачастую тех, кто не имеет чего-то из вышеперечисленного, одноклассники оттесняют на задворки коллектива, в лучшем случае не замечают их, в худшем – осыпают насмешками и объявляют неудачниками. А производители детских игрушек и гаджетов научились зарабатывать на детской зависти. При этом они не стесняются накручивать цены до запредельных высот. Разумеется, далеко не всем родителям по карману покупать все, что пожелает их чадо.
Если ребенок грезит какой-то вещью, не стоит переубеждать в ее никчемности и бесполезности. Да, сегодня это желание очень сильно. Но мода на игрушки меняется молниеносно, и через пару недель появится новый предмет его мечтаний. Можно предложить ребенку потратить на желаемое деньги, которые скопились у него в копилке. Если он согласится не задумываясь, значит, данный предмет действительно важен для него и является своеобразным проходным билетом в группу избранных.
Зависть или восхищение?
Возможно, родители путают между собой зависть и восхищение. Ребенок взахлеб рассказывает, какую игрушку принес сегодня в школу Вася, Петя, Коля, а мама выговаривает ему, какой он завистливый. А он просто высказал свое восхищение, и это нормально. Нужно поддержать его в этом, искренне удивиться, переспросить, неужели и правда этот робот умеет переворачиваться и кувыркаться. Такие эмоции нужно поощрять в ребенке, а не подавлять. Это то, что в простонародье называют белой завистью, чувство не разрушительное, а созидающее. Возможно, искренний интерес к технике станет определяющим в будущем при выборе профессии.
В ребенке нужно воспитывать дух соревнования. Но сравнение его с другими детьми не в его пользу – это роковая ошибка. Когда родители упрекают, что другие дети лучше учатся, хорошо рисуют, имеют успехи в спорте, а их чадо ни на что это не способно, это путь к порождению комплексов. Правильно говорить ребенку, что в него верят, и он тоже сможет добиться успехов в спорте, искусстве, учебе.
Научите ребенка принимать чувство зависти. Объясните ему, что это не стыдно, что у всех оно проявляется в той или иной степени. Но объясните ему и то, что зависть не должна стать причиной его гнева на других людей.
Лучший способ отучить ребенка завидовать – избавиться от зависти самому и не высказываться при нем о коллегах по работе или соседях в негативном ключе.
Как помочь ребенку преодолеть зависть
Зависть испытывают все: и взрослые, и дети. Однако зависть зависти рознь. Если это состояние возникает время от времени, когда человек сомневается в своих способностях или испытывает неуверенность, тревогу бить не стоит. Но если чувство зависти начинает преобладать над прочими, то оно может основательно испортить жизнь.
Зачастую взрослому даже в голову прийти не может, что его ребенка гложет зависть – столь незначительным кажется ему предмет страсти малыша. Однако даже в самом нежном возрасте это чувство может быть не только сильным, но и долгим, а главное – разрушительным. Важно вовремя понять, что ваш ребенок завидует товарищу. У детской зависти есть несколько появлений.
Практические действия. В гневе, что у него такой машинки нет, ребенок может испортить чужую игрушку или сломать поделку, за которую его товарищ получил похвалу взрослого.
Имитация. Ребенку очень нравится вещь, которая есть у его друга, и он начинает просить у родителей точно такую же или создает ее в своем воображении и демонстрирует близким придуманные действия с ее использованием.
Игнорирование. Попытка защитить себя методом создания реальной дистанции между собой и желаемым предметом: малыш отказывается играть с ним, если товарищ предлагает, и вообще старается общаться с другими детьми, а не с владельцем предмета зависти.
Маскировка. Этот метод часть используют дети постарше возрасти, от 7 до 16 лет, дошкольникам он не по силам. Такую зависть распознать сложнее. Завистник не радуется за товарища, который добился успеха в чем-то или стал обладателем нового гаджета, зато от души сочувствует провалу или поломке желанной вещи.
Истоки зависти
От чего появляется зависть? На поверхности, разумеется, предмет (например, дорогостоящий гаджет) или событие (например, интересная заграничная поездка или победа в состязании), которые есть в жизни сверстника, но нет у вашего малыша. Здоровая зависть – мимолетное чувство, в котором смешаны и радость за товарища, и желание повторить его достижения.
” Если ребенок завидует долго, упорно, мучительно, то дело, конечно, не в планшете или кубке. Ребенок хочет внимания, одобрения, уважения и, наконец, любви. Так что хронические завистники почти всегда страдают от низкой самооценки: ребенок думает, что он во всем хуже всех, и полагает что заветный приз в одно мгновение исправит ситуацию. Однако из-за той же низкой самооценки он боится что-то предпринимать, чтобы добиться высоких результатов – получается замкнутый круг.
Если родители замечают, что их ребенок полон зависти (хотя в такой ситуации это случается нечасто), то начинают лечить симптомы, а не причину: ругают ребенка за недостойные чувства или пытаются осчастливить дорогостоящей игрушкой. Проблемы это не решает, ведь на самом деле любви и внимания от этого больше не становится. Чтобы исправить в чем-то испорченные детско-родительские отношения, нужна долгая работа, желательно подключить к ней психолога.
Зависть, иди прочь!
Другая ситуация: родители не помогают ребенку преодолеть зависть, более того, сами прививают ему это чувство, буквально приучая его завидовать всем и вся. Если вы уверены, что в целом с вашим ребенком все в порядке и ему несвойственна заниженная самооценка, но не знаете, как научить его правилоьно реагировать на чужие успехи, то вот несколько полезных советов.
Самый правильный способ – личный пример. Если вы позволяете себе высказываться о знакомых в негативном ключе, нивелировать их успехи и достижения, ваши дети абсолютно точно будут завистливы.
Помогите малышу осознать свои чувства. Дайте ему понять, что время от времени все злятся, сердятся или завидуют, и в этом нет ничего постыдного. Признать, что ты завидуешь – это путь к тому, чтобы преодолеть это разрушительное чувство.
Хороший метод борьбы с завистью – раскрытие личного потенциала ребенка. Чем больше он занимается любимым делом, тем успешнее становится и тем меньше причин для зависти у него остается.
Запомните! Чтобы ребенок не начал завидовать, никогда не нужно делать следующего:
Не сравнивайте его ни с кем. Это приводит к тому, что ребенок начинает непрерывно оглядываться на других и оценивать свое положение на шкале успеха.
Не делайте из вещей культа. Моментально покупать то же, что есть у других детей, приведет к росту запросов ребенка, а зависть никуда не исчезнет.
Не поддерживайте хвастовства. Это не повысит самооценку ребенка и не сделает его лидером среди детей, зато он может стать заносчивым и чванливым. Настоящий авторитет зарабатывается делами, а не дорогими вещами или хвастливыми рассказами – донесите эту мысль до ребенка.
РомашкаБукашка писал(а): | ||
Чувство зависти, соперничества больше характерно для людей нашего «цивилизованного» мира. И взрослых и детей, причем дети всегда берут пример с родителей. Родители завидуют (соседям, друзьям, актерам и проч.) и дети буду завидовать. И не удивительно, ведь со всех сторон тебе предлагают кучу «нужного» барахла, с помощью которого, якобы, ты будешь счастливее. Приведу пример, чтобы не быть голословной. Того поведения, которое присуще большинству наших детей, не было и в помине. Не было зависти, не было нестерпимой жажды обладать вещью. Было одно любопытсво. Вообщем, с тех пор прошло лет пять. И только сейчас я случайно начала читать книгу Ж. Ледлоффа (наверное многие с ней знакомы, но мне, к сожалению, она раньше не попалась). В ней как раз автор описывает подобные различия в поведении детей «цивилизованного» мира от детей индейцев Южной Америки. Последним так же совершенно чужды чувства соперничества и зависти. |
Как интересно вы пишите! Спасибо!
burya писал(а): |
Зависть испытывают все: и взрослые, и дети. |
Чувство зависти, соперничества больше характерно для людей нашего «цивилизованного» мира. И взрослых и детей, причем дети всегда берут пример с родителей. Родители завидуют (соседям, друзьям, актерам и проч.) и дети буду завидовать. И не удивительно, ведь со всех сторон тебе предлагают кучу «нужного» барахла, с помощью которого, якобы, ты будешь счастливее.
Приведу пример, чтобы не быть голословной.
Как-то нам посчастливилось полететь в Шри-Ланку с ребенком. Мы жили в серф-лагере, неподалеку от местной деревушки. И конечно, я посчитала глупым не воспользоваться моментом и не изучить хоть чуточку быт и нравы местных аборигенов.
И знаете, была удивлена увиденным. Мы гуляли под улицам среди хижин из банановых листьев и прутьев, никаких заборов. Мы увидели множество детей в каждом доме, веселых и здоровых на вид. Все нам улыбались и конечно с интересом разглядывали (светлокожий маленьких наш сын вызывал бурный восторгу местных).
Того поведения, которое присуще большинству наших детей, не было и в помине. Не было зависти, не было нестерпимой жажды обладать вещью. Было одно любопытсво.
Вообщем, с тех пор прошло лет пять. И только сейчас я случайно начала читать книгу Ж. Ледлоффа (наверное многие с ней знакомы, но мне, к сожалению, она раньше не попалась). В ней как раз автор описывает подобные различия в поведении детей «цивилизованного» мира от детей индейцев Южной Америки. Последним так же совершенно чужды чувства соперничества и зависти.
В книге как раз и раскрываются причины такого различия.
А на самом деле человеку просто нужно достаточное количество интересных для него дел. Причем это не сидение с телевизором или компом, а творчество, где его склонности раскрываются максимально, и душа наполняется счастьем (или просто удовольствием).