Рггу культурология что сдавать

Программа вступительного экзамена

Федеральное агентство по образованию Российской федерации

Российский государственный гуманитарный университет

Факультет истории искусства

Кафедра истории и теории культуры

Теория и история культуры

Специализированные магистерские программы

«Культурология ХХ века»

«Культура массовых коммуникаций»

«Теория и практика гендерных исследований»

на заседании Совета факультета истории искусства

Квалификационная характеристика выпускника –

магистра культурологии

Магистр культурологии должен:

Область профессиональной деятельности магистра включает углубленные фундаментальные исследования и научно-практические инновационные разработки, направленные на системное решение задач в различных сферах культуры, современной культурной политики и социально-культурной жизни.

Магистр решает соответствующие функциональные задачи в государственных и негосударственных учреждениях и организациях, связанных с производством, освоением, распространением и сохранением культурных значений и форм.

Это предполагает для магистра возможности работы:

Магистр по специальности должен быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности.

1.Исследовательская деятельность

2. Проектно-инновационная деятельность

3. Организационно-управленческая деятельность

4. Культурно-образовательная деятельность

Выпускник с квалификацией магистра должен обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками, которые необходимы ему при решении задач, соответствующих квалификационной характеристике и компетентностной модели.

Магистр культурологии должен иметь следующие компетенции:

1. Социально-личностные:

3. Общенаучные:

4. Организационно – управленческие:

5. Общепрофессиональные:

6. Специальные:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Соискатели, сдающие вступительный экзамен в магистратуру, должны обладать фундаментальной профессиональной подготовкой по социально-гуманитарным дисциплинам, создающим целостное пpедставление о культуpных формах, процессах и практиках, их исторической и социальной динамике, возможностях их познания и пpогнозиpования.

Изучение проблематики теории и истории культуры предполагает исследование представлений о культуре как образе жизни и способах смыслополагания, совокупности разделяемых ценностей, символов, ритуалов, норм и стилей общения, определяющих особенности личности человека, его сознание и поведение в историческом времени и в современности.

Сдающим экзамен следует знать содержание базовых текстов, в которых представлены различные теории, подходы и концепции, иметь представление о типологическом многообразии культур и проблемах их взаимодействия.

Поступающий в магистратуру должен знать:

Поступающий в магистратуру должен:

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОГРАММЫ

Часть 1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

ТЕМА1. ВВЕДЕНИЕ. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.

Структура культурологического знания: теория культуры, история культуры, прикладная культурология. Место теории культуры в структуре культурологического знания; роль теоретических построений и понятий в историко-культурных и прикладных культурологических исследованиях. Теория культуры и философия культуры: проблемные поля и предметная специфика этих областей знания. Специфика подходов и языка философских, исторических, антропологических, социологических, лингвистических исследований культуры, опыт их синтеза и осмысления в «теории культуры» как разделе культурологии.

Интегративные тенденции современного гуманитарного знания, их воплощение в культурологии и теории культуры. Поиск особой предметной области теории культуры и специфических методов анализа культуры как системного целостного феномена.

ТЕМА 2. БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ: «КУЛЬТУРА» И «ЦИВИЛИЗАЦИЯ».

«Культура» и «цивилизация» как фундаментальные категории общей теории культуры. «Культура» – слово и понятие. Древнегреческая «пайдейя» и латинская «humanitas» как аналоги европейского понятия о культуре. Историография концепта «cultura» (Античность – Ренессанс – Новое время). Формирование концепта «цивилизация» во второй половине XVIII и начале XIX в. Исторические особенности европейского культур-лексикона в немецкой и французской традиции. Формирование антитезы «цивилизация – культура» в немецкой культурфилософской мысли. Специфика интерпретации идеи культуры в русской философско-исторической мысли XIX в.

Основные подходы к определению понятия «культура»: описательные, аксиологические (культура как ценность), нормативные (культура как норма и образец), генетические (культура как результат адаптации и приспособления к окружающей среде), социально-исторические (культура как аккумуляция социального опыта), психологические (культура как научаемое поведение), культурантропологические (культура как образ жизни, порождающий особый тип ментальности), семиотические (культура как способ смыслополагания и коммуникации). Культура как сфера самодетерминации личности.

ТЕМА 3. ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ.

От культурософии к философии и теории культуры. Неокантианская культурфилософская традиция. Философия Ницше и теория культуры. Роль фрейдистских и неофрейдистских подходов к анализу культуры. Философская антропология и ее место в теоретико-культурологических исследованиях. Особенности западной «постклассической» философии истории (концепты А.Бергсона, К.Ясперса, О.Шпенглера, А. Тойнби, М.Хайдеггера и др.), их значение для современной теории культуры.

Теоретико-культурологические поиски петербургской медиевистики (И.М.Гревс, Л.П.Карсавин, О.А.Добиаш-Рождественская, Г. Федотов). Понятие культурной истории, культуры как «симфонической личности». П.М.Бицилли как теоретик культуры.

Теоретико-культурологические опыты русского символизма. Концепция эволюционной монадологии Н.В.Бугаева и ее значение для теории культуры русского символизма (А.Белый, П.Флоренский) Культура как «третий мир» в культурософии А.Белого. Теория культуры Вяч. Иванова (память и культура, эллинство и варварство как начала культуры, дионисийское и аполлонийское начала культуры) П.Флоренский как теоретик культуры: проект «конкретной метафизики», символология Флоренского. Вклад Ф.Ф.Зелинского. Культура как диалог в концепции М.Бахтина, культура как диалог культур в концепции В.Библера.

ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ КУЛЬТУРАНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ.

Теории культуры ранних представителей эволюционизма (Л.Морган, Э.Б.Тайлор), диффузионизма (Ф.Ратцель, Л.Фробениус, Ф.Гребнер), американской исторической школы в культурной антропологии (Ф.Боас, Р.Лоуи). Основные положения французской социологической школы (Э.Дюркгейм, М.Мосс), концепция «коллективных представлений» Л.Леви-Брюля и ее теоретико-культурологическое значение; основные идеи школы функционализма Б.Малиновского и структурального функционализма А.Радклифф-Брауна. Теория культуры во французском структурализме. Семиотика культуры и ее теоретико-культурологические идеи.

Понятия эволюционистской теории культуры: «развитие», «прогресс», «эволюция», «адаптация», «социальный организм». Категории «цивилизационного» подхода: «культурно-исторический тип», «культурная монада», «цикличность», «ритм и фазы развития». Теоретические понятия структурно-функционального подхода: «интересы и потребности», «социальные действия», «социальные институты и системы», «иерархия», «воспроизводство структуры», «функции социальных элементов». Понятия психологической антропологии: «влечения», «моральные запреты и санкции», «конфликты психики», «сублимация», «сознательное и бессознательное», «архетипы коллективного бессознательного». Понятия теоретической социологии культуры: культурные объекты и процессы, культурные нормы, культурная среда и субъекты культуры. Вклад Л.А. Уайта в формирование системного (культурологического) осмысления феномена культуры. Культура как «генетический код» человечества.

ТЕМА 5. КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.

Проблема внутренней неоднородности культуры: «сакральное и профанное», «высокое» и низкое» в культуре. Представления о структуре культуры. Варианты выделения подсистем культуры (научная культура, религиозная культура, художественная культура, технологическая культура; обыденная, массовая и элитарная культуры; профессиональные, статусные и возрастные субкультуры и т.д.). Структура культуры в философии символических форм Э.Кассирера. Культурные формы и элементы. Морфология культуры как раздел теории культуры. Методы изучения морфологии культуры: генетический, структурно-функциональный, методы общей теории систем. Исследование вариаций культурных форм и артефактов в зависимости от их социального и географического распределения.

ТЕМА 6. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ. ПРОЦЕССЫ КОММУНИКАЦИИ В КУЛЬТУРЕ.

Устойчивость и изменчивость в культуре. Понятие культурной динамики. Теория круговорота в истории Дж. Вико. Циклы жизни культур как «организмов» в концепции О.Шпенглера. Круговорот «локальных цивилизаций» у А.Тойнби. Фазы и динамика существования этнических культур в концепции Л.Н.Гумилева.

Культурогенез как одна из ключевых проблем теории культуры, ее связь с вопросами антропогенеза, возникновения религии, искусства, систем власти и других подсистем культуры; интерпретации данного комплекса проблем представителей различных школ и направлений Культурные процессы: взаимодействие элементов при изменениях состояния системы. Исследование процессов культурной динамики, их обусловленности и направленности. Макромасштабные и микромасштабные изменения в культуре. Неустойчивость систем культуры, неравномерность развития ее структурных образований. Многообразие динамических типов и форм: «эволюция» и «стагнация», «прогресс» и «регресс» как модели социокультурной динамики. Составляющие культурной динамики: одно- и многонаправленность, поступательность и периодичность, стадиальность и цикличность изменений. Следствия динамических процессов в культуре: обогащение и дифференциация культур, застой и упрощение. Понятие о кризисе культуры. Ю.М.Лотман о характере динамических процессов в культуре. Культурные инверсии, «культурные взрывы», «точки бифуркации».

Процессы межкультурных взаимодействий и их результаты: диффузия культуры, культурные инновации, аккультурация, интеграция и др. Значение культурных контактов, «культурного шока» (в оценке различных теоретиков культуры).

Коммуникация: общенаучное, философское и социкультурное значение термина. Коммуникативные механизмы культуры. Условия и структурные элементы социокультурной коммуникации. Типология процессов коммуникации (по характеру субъектов коммуникации, по формам и уровням коммуникации). Вербальное и невербальное коммуникативное поведение.

Коммуникация как базовый механизм социокультурной динамики, накопления и трансляции социального опыта. Традиция как механизм передачи культуры. Типы культурного традиционализма (дорефлективный и рефлективный традиционализм).

Межкультурная коммуникация. Проблема межкультурной коммуникации в герменевтике. Культуры как замкнутые миры и проблема возможности понимания чужой культуры. Диалог культур и проблема культурной вненаходимости.

ТЕМА 7. ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУР: ПРИНЦИПЫ ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ.

Типологизация как метод исследования. Понятия «тип» в биологии и антропологии, археологии, литературоведении («идеальные типы», «условные типы» и т.д.). Тип и культура. Типологизация как способ осмысления социокультурного пространства, метод изучения культур в их единстве и многообразии. Различные основания и критерии типологизации культур. Антропологические, этнографические и лингвистические критерии в культурной типологии.

Типы культур в философии истории, культурологии и культурной антропологии. Историческая типологизация культуры и понятие «идеального типа» у М.Вебера. Типология, основанная на линейно-прогрессистской схеме классической философии истории Нового времени и формационная типология культуры. Типы культур в философии культуры XIX – начала XX в.: культуры романтические и классические; культуры «Возрожденческие» и «Средневековые» в философии культуры русского символизма (Вяч.Иванов, П.Флоренский, Н.Бердяев). Типология культуры в концепциях культурно-исторической монадологии (О.Шпенглер). Символы и метафоры культурно-исторической монадологии. Культурные типы в концепции П.Сорокина. Проблемы типологии культуры в культурантропологии. Типы культур в функциональной теории Б.Малиновского. Структурно-антропологические подходы к типологизации культур.

ТЕМА 8. ПРИРОДА И КУЛЬТУРА.

Культура и природа как взаимодополняющие понятия современной теории культуры. Культура и природа человека. Культура как механизм компенсации биологической недостаточности человека. Ненаследуемость социального опыта генетически – отличительный признак человека как культурного существа. Поиск аналогов между функционированием человеческой культуры и моделями поведения стадных животных. Анализ различия биологических и человеческих форм общения.

Способы отношения человека к природе в различных культурах. Человек и природа в архаических и традиционных культурах. Культурно-экологические традиции как предмет культурологического исследования. Понятие о культуре природопользования, о «биологическом качестве» человеческих популяций.

ТЕМА 9. ПРОСТРАНСТВО КАК КАТЕГОРИЯ КУЛЬТУРЫ.

Культура и пространство: образы пространства в картинах мира различных культур. Разнокачественность культурного пространства и его поименованность. Пространство сакральное и профанное в культуре. Центр и периферия культурного пространства. Хронотоп как единое пространство-время. Различный характер протекания времени в разных пространствах. Прошлое, настоящее, будущее в пространственном выражении. Архетипы восприятия пространства. Хаос и космос как пространственные символы и теоретико-культурные концепты. Ориентационные системы древних культур: от хаоса к космосу: первичная организация пространства. Символы и модели сакрального пространства в культуре. Страны света в системе символической классификации. Ориентация погребений и погребенных.

Культура как «деятельность по организации пространства» (П.Флоренский); критерии выделения в культуре различно устроенных пространств техники, науки и искусства. Особенности художественных пространств. Анализ художественных пространств в литературе и искусстве, применительно к разным видам изобразительного искусства (живопись – графика, скульптура, пластика и др); типы художественного пространствопостроения в разные исторические эпохи. Пространственные доминанты художественных эпох и стилей (горизонталь, горизонталь и вертикаль, вертикаль, глубина). Проблема «точки зрения» в искусстве; перспективность и ее теоретико-культурологическое значение. Перспектива прямая и обратная. Исследование индивидуальных образов пространственности в литературном творчестве (В.Н.Топоров).

ТЕМА 10. ВРЕМЯ КАК КАТЕГОРИЯ КУЛЬТУРЫ.

Время и культура. Темпоральные представления в картинах мира различных культур. Мифическое время и его парадигмы. Священное и профанное время. Отношение ко времени в архаических культурах (концепция М.Элиаде). Время астрономическое и социокультурное. Неравномерность протекания социального и культурного времени. Время циклическое и линейное (необратимое). Настоящее, прошлое и будущее в темпоральных представлениях разных культур. Способы темпоральной ориентации человека в разных культурах (ориентация на будущее и в прошлое, пребывание в настоящем). Способы измерения времени в разных культурах. Проблема времени в исторической антропологии.

Культура как форма организации социальной памяти. Культ предков как начало культуры в культурфилософской концепции русских символистов. Память и культура в споре о культуре Вяч.Иванова и М.Гершензона («Переписка из двух углов»). Память и культура в культурологической концепции О.Шпенглера. Искусство памяти в античности и Средние века (Ф.Йейтс). Мнемонические механизмы в культурах письменных и бесписьменных народов. Фольклор и литература. Культура как преодоление временности человеческого существования, (концепция М.Элиаде). Время астрономическое и социокультурное. Неравномерность протекания социального и культурного времени. Время циклическое и линейное (необратимое). Настоящее, прошлое и будущее в темпоральных представлениях разных культур. Способы темпоральной ориентации человека в разных культурах (ориентация на будущее и в прошлое, пребывание в настоящем). Способы измерения времени в разных культурах.

ТЕМА 11. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО.

Культура и общество как пересекающиеся сферы человеческого бытия. Инкультурация и социализация: различные аспекты вхождения индивидуума в общество. Социализация как ненаследуемое «научение» культуре. Первичная социализация, общение и развитие человеческой психики в онтогенезе и филогенегенезе. Процесс социализации индивида путем интернализации норм (Парсонс). Семья как первичный агент социализации. Исторические формы и этнические особенности процессов социализации в разных культурах. Формы социализации в ранних, «примитивных» культурах: обряды инициации, посвящения.

Понятие о «социальном опыте» как наборе ценностных ориентаций и установок, способствующих консолидации общества. Культурная антропология о роли имитации и игры в детстве и в ранних обществах. Аккумуляция локальной культурной специфики в социальном опыте. Трансляция этой специфики от поколения к поколению. Понятие «поколения» в социологии и культурологии. Возрастные субкультурные образования и межпоколенный конфликт. Маргинальные группы и общности. Культурная самоидентификация.

ТЕМА 12. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ.

Личность в пространстве культуры. Роль культуры в формировании личности. Субъект культуры как активатор процессов воспроизводства и динамики культуры

Влияние теоретических моделей фрейдизма, гештальт-психологии и теории научения на исследования взаимоотношений между личностью и культурой. Культурно-историческая психология как направление исследований. Кросс-культурный анализ эмоционально-психологических состояний личности, форм агрессивности в культуре.

Базовые категории культурно-психологического подхода: «личность», «социализация», «инкультурация». «культурный паттерн», «базовая или модальная личность», «национальный характер» и др. Культура и личность в психоантропологии: изучение невербальной коммуникации в этнокультурных общностях. Исследования мотивации поведения, стремление выявить глубинное «ядро источника формирования институтов культуры (религия, фольклор, искусство).»Типы личности» той или иной культуры. Изучение типов межличностных отношений и «культурных конфигураций» поведения разных народов. Концепция психологической связности и внутренней согласованности культурного этоса (Р.Бенедикт). Выявление и описание базисной «психодинамической матрицы» как проблема культурной антропологии.

ТЕМА 13. КУЛЬТУРА И ЯЗЫК. ЯЗЫКИ КУЛЬТУРЫ.

Язык как специфический способ хранения, переработки и трансляции культурной информации. Социальные функции языка. Классификация языков: вербальные и невербальные (жестовый, иконический, формализованный), естественные и искусственные. Множественность языков культуры. Основные аспекты языка (синтаксис, семантика и прагматика) в контексте культуры. Язык и культура как соотносимые понятия (система язык-этнос-культура). Язык культуры – ключевой элемент социализации и аккультурации. Культурологический концептуализм как направление исследований языка. Знаковые системы, изучаемые семиотикой, лингвистикой, культурной семантикой. Проблема перевода с одного языка культуры на другой (анализ гипотезы Сепира-Уорфа) и неизбежность реинтерпретации исходного культурного смысла.

Искусство как совокупность специализированных искусственных языков. «Реальность» и «виртуальность» миров искусства.

Полярность в культуре и ее исследование в семиотике культуры. Исследование двоичных кодов культуры в рамках тартусско-московской семиотической школы (Вяч.Вс.Иванов, Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский) Универсальный характер бинарных оппозиций. Бинарная символическая классификация. Двоичные коды культуры. Парные символы в культуре. Дуализм восприятия и культурного освоения человеком пространства: «свое» и «чужое», правое и левое, Дуализм в социальных, этических и религиозных представлениях человека.

«Мужское» и «женское» начала в культуре. «матриархальный» и «патриархальный» типы культуры в концепции Й.Баховена. Культы плодородия, матери-прародительницы в архаической мифологии. Проблема «матриархата» и «патриархата» в религиоведении, теории и истории культуры. Культуры «хтонические» и «теллурические» в концепции Л.Фробениуса, культуры «маскулинного» и «фемининного» типа. Современные гендерные исследования.

ТЕМА 14. КУЛЬТУРА И ИСТОРИЯ.

Культура и история: от истории культуры к культурной истории (концепция культурной, «статической» истории у Л.П.Карсавина). Ритмы культуры в истории. Культурологический подход к истории; ценностно-смысловое наполнение структур истории: история ментальностей и историческая антропология. Культурная эпоха в истории, историческая психология, «средний человек в истории». Роль наблюдателей и интерпретаторов истории: проблема понимания исторического. Историк как ретранслятор культурных кодов своего времени, историческое знание как элемент истории культуры.

Представления о формах исторического процесса как феномен интеллектуальной культуры эпохи и народа. «Смысл истории» и «логика истории»: роль исторического самосознания общества (в различных научных, философских, художественных и религиозных интерпретациях). Сопоставление культурфилософских моделей мировой истории западных и русских

Структура культурологической научно-исследовательской и и функций. Ориентационные системы древних культур: от хаоса к космосу: первичная организация пространства. Символы и модели сакрального пространства в культуре. Страны света в системе символической классификации. Ориентация погребений и погребенных.

Культура как «деятельность по организации пространства» (П.Флоренский); критерии выделения в культуре различно устроенных пространств техники, науки и искусства. Особенности художественных пространств. Анализ художественных пространств в литературе и искусстве, применительно к разным видам изобразительного искусства (живопись – графика, скульптура, пластика и др); типы художественного пространствопостроения в разные исторические эпохи. Пространственные доминанты художественных эпох и стилей (горизонталь, горизонталь и вертикаль, вертикаль, глубина). Проблема «точки зрения» в искусстве; ранних, «примитивных» культурах: обряды инициации, посвящения.

Понятие о «социальном опыте» как наборе ценностных ориентаций и установок, способствующих консолидации общества. Культурная антропология о роли имитации и игры в детстве и в ранних обществах. Аккумуляция локальной культурной специфики в социальном опыте. Трансляция этой специфики от поколения к поколению. Понятие «поколения» в социологии и культурологии. Возрастные субкультурные образования и межпоколенный конфликт. Маргинальные группы и общности. Культурная самоидентификация.

Часть П. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

ТЕМА 15. АНТРОПОГЕНЕЗ И СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ.

Современные представления об антропогенезе и становлении различных элементов ранней культуры: основные факторы расселения архаического человека, формирования многоязычия и культурных стереотипов поведения, социальной и культурной дифференциации человечества, магических форм искусства. Роль языка в становлении человека и его культуры. Анализ концепции “начала человеческой истории” Б.Ф. Поршнева, новые данные археологии и антропологии по данной проблеме.

ТЕМА 16. ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ В АРХАИЧЕСКИХ КУЛЬТУРАХ.

Научные представления о месте и роли “первобытного” человечества в истории мировой культуры. Анализ ранних форм общения с позиций современной культурной антропологии: значение обмена дарами для становления человека и его культуры (М.Мосс) Роль «первичного монотеизма», истоки магии и религии (Дж.Фрэзер). Переживание «священного» и «мирского» пространства и времени в архаических ри­туалах (М.Элиаде). Роль имени, возрастных инициаций, отношение к рождению и смерти; понятие «партиципации» (Л.Леви-Брюль). Ранние формы культуры как предмет изучения современной психологии религии (Е.А.Торчинов).

«Речные» цивилизации Древнего Востока, их общие черты: сословно-кастовая структура социума, сакральный характер власти, мифологичность картины мира. Понятие о “профессионально-именном” ключе культур Востока (М.К.Петров). Отношения «учитель-ученик» как тип общения на Востоке. Образы мудреца и пророка в библейской культуре, ее “анонимность” и традиционализм (С.С.Аверинцев). Влияние культур Древнего Востока на античную и общеевропейскую культуру.

ТЕМА 18.. СТАНОВЛЕНИЕ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ: ПЕРЕХОД ОТ МИФА К ЛОГОСУ.

Образ “античности” в современных историко-культурных исследованиях». “Греческое чудо» как культурологическая проблема. “Гомеровская эпоха” и ее роль в процессах перехода от мифа к логосу (М.К Петров). Архетипы античной культуры: Дионис и Аполлон (в интерпретациях Ф. Ницше и Вяч. Иванова). Греческий полис и номос, «телесность» античного космоса (по А.Ф. Лосеву). Роль рабства и ораторского искусства в истории античной культуры. Общие черты и различия «стилей» греческой и римской культур. Игровое начало античной культуры, роль авторства, «запрета на плагиат». Идеал мудрости в античности. Античный политеизм и «философский монотеизм».

ТЕМА 19.. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА.

История формирования современных представлений о “средневековье”, смена оценок и проблематики. Анализ архетипов и символов средневековой Европы. Отношения «варварства» и «христианства», микрокосм и макрокосм, циклическое и эсхатологическое время (по А.Я.Гуревичу). Роль средневековых университетов и схоластики, «энциклопедизм» знаний, отношения церкви и культуры. Понятие об иконе и «обратной перспективе» как воплощении средневековой картины мира. Роль ритуала и жеста. Официальная, «куртуазная» и народная культура (М. Блок, Н. Элиас, М. Бахтин). Явления культуры «осени средневековья» (И.Хейзинга). Европейские гуманисты и эпоха Возрождения: смена культурных парадигм (Я. Буркхардт, Л. Баткин).

ТЕМА 20. НОВОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА.

Проблемы изучения генезиса культуры и науки Нового времени в Европе. Роль Великих географических открытий в формировании полицентрической картины мира. Основные перемены в “культуре повседневности” и народной культуре ХУ! – XVIII веков (Ф. Бродель, Р. Дарнтон, Р. Шартье). Роль реформационных и контрреформационных процессов в ХУП-ХУШ в.в. Содержание и формы «научной революции» ХУП-ХУШ в.в. Распространение научного метода мышления на гуманитарное знание и художественную культуру. Принцип индивидуализма в философии, этике, политике. Проблемы взаимоотношений человека, общества и го­сударства в концепциях Просвещения. Черты романтизма в «высокой» культуре Запада (А. Михайлов, С. Зенкин, О. Вайнштейн). Колониальные завоевания, вестернизация «Востока», феномен ориентализма в новоевропейской культуре (Э.Саид). Становление позитивистского мировоззрения. Рождение «массовой культуры», ремифологизация культуры. Феномен модер­низма, его соотношение с культурой Просвещения и Романтизма (Ф. Ницше. Э. Кассирер, Г. Зиммель). Культура постмодернизма. Понятие о структурализме, постструктурализме идеконструктивизме, их месте в изучении культуры Нового и Новейшего времени (Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Ж. Лиотар, М. Фуко, Ж. Деррида,).

ТЕМА 21. КУЛЬТУРА РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ.

Особенности культуры постсоветского периода. Русская культура в концепциях зарубежной россики. Культура России на рубеже ХХ1 века: выбор культурных альтернатив.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Источники

149. Элиас Н. Процесс цивилизаций. В 2-х тт. М.-СПб., 2001. Т.1.

153.Якобсон Р. Язык и бессознательное. М., 1996.

154.Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. М. 1995.

Экзаменационные вопросы

для поступающих в магистратуру по специализированным программам

«Культурология ХХ века»

«Восточноевропейские исследования»

«Культура массовых коммуникаций»

Часть 1. Теория культуры

Часть 2. История культуры

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *