Рггу культурология что сдавать
Программа вступительного экзамена
Федеральное агентство по образованию Российской федерации
Российский государственный гуманитарный университет
Факультет истории искусства
Кафедра истории и теории культуры
Теория и история культуры
Специализированные магистерские программы
«Культурология ХХ века»
«Культура массовых коммуникаций»
«Теория и практика гендерных исследований»
на заседании Совета факультета истории искусства
Квалификационная характеристика выпускника –
магистра культурологии
Магистр культурологии должен:
Область профессиональной деятельности магистра включает углубленные фундаментальные исследования и научно-практические инновационные разработки, направленные на системное решение задач в различных сферах культуры, современной культурной политики и социально-культурной жизни.
Магистр решает соответствующие функциональные задачи в государственных и негосударственных учреждениях и организациях, связанных с производством, освоением, распространением и сохранением культурных значений и форм.
Это предполагает для магистра возможности работы:
Магистр по специальности должен быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности.
1.Исследовательская деятельность
2. Проектно-инновационная деятельность
3. Организационно-управленческая деятельность
4. Культурно-образовательная деятельность
Выпускник с квалификацией магистра должен обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками, которые необходимы ему при решении задач, соответствующих квалификационной характеристике и компетентностной модели.
Магистр культурологии должен иметь следующие компетенции:
1. Социально-личностные:
3. Общенаучные:
4. Организационно – управленческие:
5. Общепрофессиональные:
6. Специальные:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Соискатели, сдающие вступительный экзамен в магистратуру, должны обладать фундаментальной профессиональной подготовкой по социально-гуманитарным дисциплинам, создающим целостное пpедставление о культуpных формах, процессах и практиках, их исторической и социальной динамике, возможностях их познания и пpогнозиpования.
Изучение проблематики теории и истории культуры предполагает исследование представлений о культуре как образе жизни и способах смыслополагания, совокупности разделяемых ценностей, символов, ритуалов, норм и стилей общения, определяющих особенности личности человека, его сознание и поведение в историческом времени и в современности.
Сдающим экзамен следует знать содержание базовых текстов, в которых представлены различные теории, подходы и концепции, иметь представление о типологическом многообразии культур и проблемах их взаимодействия.
Поступающий в магистратуру должен знать:
Поступающий в магистратуру должен:
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОГРАММЫ
Часть 1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
ТЕМА1. ВВЕДЕНИЕ. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.
Структура культурологического знания: теория культуры, история культуры, прикладная культурология. Место теории культуры в структуре культурологического знания; роль теоретических построений и понятий в историко-культурных и прикладных культурологических исследованиях. Теория культуры и философия культуры: проблемные поля и предметная специфика этих областей знания. Специфика подходов и языка философских, исторических, антропологических, социологических, лингвистических исследований культуры, опыт их синтеза и осмысления в «теории культуры» как разделе культурологии.
Интегративные тенденции современного гуманитарного знания, их воплощение в культурологии и теории культуры. Поиск особой предметной области теории культуры и специфических методов анализа культуры как системного целостного феномена.
ТЕМА 2. БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ: «КУЛЬТУРА» И «ЦИВИЛИЗАЦИЯ».
«Культура» и «цивилизация» как фундаментальные категории общей теории культуры. «Культура» – слово и понятие. Древнегреческая «пайдейя» и латинская «humanitas» как аналоги европейского понятия о культуре. Историография концепта «cultura» (Античность – Ренессанс – Новое время). Формирование концепта «цивилизация» во второй половине XVIII и начале XIX в. Исторические особенности европейского культур-лексикона в немецкой и французской традиции. Формирование антитезы «цивилизация – культура» в немецкой культурфилософской мысли. Специфика интерпретации идеи культуры в русской философско-исторической мысли XIX в.
Основные подходы к определению понятия «культура»: описательные, аксиологические (культура как ценность), нормативные (культура как норма и образец), генетические (культура как результат адаптации и приспособления к окружающей среде), социально-исторические (культура как аккумуляция социального опыта), психологические (культура как научаемое поведение), культурантропологические (культура как образ жизни, порождающий особый тип ментальности), семиотические (культура как способ смыслополагания и коммуникации). Культура как сфера самодетерминации личности.
ТЕМА 3. ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ.
От культурософии к философии и теории культуры. Неокантианская культурфилософская традиция. Философия Ницше и теория культуры. Роль фрейдистских и неофрейдистских подходов к анализу культуры. Философская антропология и ее место в теоретико-культурологических исследованиях. Особенности западной «постклассической» философии истории (концепты А.Бергсона, К.Ясперса, О.Шпенглера, А. Тойнби, М.Хайдеггера и др.), их значение для современной теории культуры.
Теоретико-культурологические поиски петербургской медиевистики (И.М.Гревс, Л.П.Карсавин, О.А.Добиаш-Рождественская, Г. Федотов). Понятие культурной истории, культуры как «симфонической личности». П.М.Бицилли как теоретик культуры.
Теоретико-культурологические опыты русского символизма. Концепция эволюционной монадологии Н.В.Бугаева и ее значение для теории культуры русского символизма (А.Белый, П.Флоренский) Культура как «третий мир» в культурософии А.Белого. Теория культуры Вяч. Иванова (память и культура, эллинство и варварство как начала культуры, дионисийское и аполлонийское начала культуры) П.Флоренский как теоретик культуры: проект «конкретной метафизики», символология Флоренского. Вклад Ф.Ф.Зелинского. Культура как диалог в концепции М.Бахтина, культура как диалог культур в концепции В.Библера.
ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ КУЛЬТУРАНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ.
Теории культуры ранних представителей эволюционизма (Л.Морган, Э.Б.Тайлор), диффузионизма (Ф.Ратцель, Л.Фробениус, Ф.Гребнер), американской исторической школы в культурной антропологии (Ф.Боас, Р.Лоуи). Основные положения французской социологической школы (Э.Дюркгейм, М.Мосс), концепция «коллективных представлений» Л.Леви-Брюля и ее теоретико-культурологическое значение; основные идеи школы функционализма Б.Малиновского и структурального функционализма А.Радклифф-Брауна. Теория культуры во французском структурализме. Семиотика культуры и ее теоретико-культурологические идеи.
Понятия эволюционистской теории культуры: «развитие», «прогресс», «эволюция», «адаптация», «социальный организм». Категории «цивилизационного» подхода: «культурно-исторический тип», «культурная монада», «цикличность», «ритм и фазы развития». Теоретические понятия структурно-функционального подхода: «интересы и потребности», «социальные действия», «социальные институты и системы», «иерархия», «воспроизводство структуры», «функции социальных элементов». Понятия психологической антропологии: «влечения», «моральные запреты и санкции», «конфликты психики», «сублимация», «сознательное и бессознательное», «архетипы коллективного бессознательного». Понятия теоретической социологии культуры: культурные объекты и процессы, культурные нормы, культурная среда и субъекты культуры. Вклад Л.А. Уайта в формирование системного (культурологического) осмысления феномена культуры. Культура как «генетический код» человечества.
ТЕМА 5. КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.
Проблема внутренней неоднородности культуры: «сакральное и профанное», «высокое» и низкое» в культуре. Представления о структуре культуры. Варианты выделения подсистем культуры (научная культура, религиозная культура, художественная культура, технологическая культура; обыденная, массовая и элитарная культуры; профессиональные, статусные и возрастные субкультуры и т.д.). Структура культуры в философии символических форм Э.Кассирера. Культурные формы и элементы. Морфология культуры как раздел теории культуры. Методы изучения морфологии культуры: генетический, структурно-функциональный, методы общей теории систем. Исследование вариаций культурных форм и артефактов в зависимости от их социального и географического распределения.
ТЕМА 6. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ. ПРОЦЕССЫ КОММУНИКАЦИИ В КУЛЬТУРЕ.
Устойчивость и изменчивость в культуре. Понятие культурной динамики. Теория круговорота в истории Дж. Вико. Циклы жизни культур как «организмов» в концепции О.Шпенглера. Круговорот «локальных цивилизаций» у А.Тойнби. Фазы и динамика существования этнических культур в концепции Л.Н.Гумилева.
Культурогенез как одна из ключевых проблем теории культуры, ее связь с вопросами антропогенеза, возникновения религии, искусства, систем власти и других подсистем культуры; интерпретации данного комплекса проблем представителей различных школ и направлений Культурные процессы: взаимодействие элементов при изменениях состояния системы. Исследование процессов культурной динамики, их обусловленности и направленности. Макромасштабные и микромасштабные изменения в культуре. Неустойчивость систем культуры, неравномерность развития ее структурных образований. Многообразие динамических типов и форм: «эволюция» и «стагнация», «прогресс» и «регресс» как модели социокультурной динамики. Составляющие культурной динамики: одно- и многонаправленность, поступательность и периодичность, стадиальность и цикличность изменений. Следствия динамических процессов в культуре: обогащение и дифференциация культур, застой и упрощение. Понятие о кризисе культуры. Ю.М.Лотман о характере динамических процессов в культуре. Культурные инверсии, «культурные взрывы», «точки бифуркации».
Процессы межкультурных взаимодействий и их результаты: диффузия культуры, культурные инновации, аккультурация, интеграция и др. Значение культурных контактов, «культурного шока» (в оценке различных теоретиков культуры).
Коммуникация: общенаучное, философское и социкультурное значение термина. Коммуникативные механизмы культуры. Условия и структурные элементы социокультурной коммуникации. Типология процессов коммуникации (по характеру субъектов коммуникации, по формам и уровням коммуникации). Вербальное и невербальное коммуникативное поведение.
Коммуникация как базовый механизм социокультурной динамики, накопления и трансляции социального опыта. Традиция как механизм передачи культуры. Типы культурного традиционализма (дорефлективный и рефлективный традиционализм).
Межкультурная коммуникация. Проблема межкультурной коммуникации в герменевтике. Культуры как замкнутые миры и проблема возможности понимания чужой культуры. Диалог культур и проблема культурной вненаходимости.
ТЕМА 7. ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУР: ПРИНЦИПЫ ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ.
Типологизация как метод исследования. Понятия «тип» в биологии и антропологии, археологии, литературоведении («идеальные типы», «условные типы» и т.д.). Тип и культура. Типологизация как способ осмысления социокультурного пространства, метод изучения культур в их единстве и многообразии. Различные основания и критерии типологизации культур. Антропологические, этнографические и лингвистические критерии в культурной типологии.
Типы культур в философии истории, культурологии и культурной антропологии. Историческая типологизация культуры и понятие «идеального типа» у М.Вебера. Типология, основанная на линейно-прогрессистской схеме классической философии истории Нового времени и формационная типология культуры. Типы культур в философии культуры XIX – начала XX в.: культуры романтические и классические; культуры «Возрожденческие» и «Средневековые» в философии культуры русского символизма (Вяч.Иванов, П.Флоренский, Н.Бердяев). Типология культуры в концепциях культурно-исторической монадологии (О.Шпенглер). Символы и метафоры культурно-исторической монадологии. Культурные типы в концепции П.Сорокина. Проблемы типологии культуры в культурантропологии. Типы культур в функциональной теории Б.Малиновского. Структурно-антропологические подходы к типологизации культур.
ТЕМА 8. ПРИРОДА И КУЛЬТУРА.
Культура и природа как взаимодополняющие понятия современной теории культуры. Культура и природа человека. Культура как механизм компенсации биологической недостаточности человека. Ненаследуемость социального опыта генетически – отличительный признак человека как культурного существа. Поиск аналогов между функционированием человеческой культуры и моделями поведения стадных животных. Анализ различия биологических и человеческих форм общения.
Способы отношения человека к природе в различных культурах. Человек и природа в архаических и традиционных культурах. Культурно-экологические традиции как предмет культурологического исследования. Понятие о культуре природопользования, о «биологическом качестве» человеческих популяций.
ТЕМА 9. ПРОСТРАНСТВО КАК КАТЕГОРИЯ КУЛЬТУРЫ.
Культура и пространство: образы пространства в картинах мира различных культур. Разнокачественность культурного пространства и его поименованность. Пространство сакральное и профанное в культуре. Центр и периферия культурного пространства. Хронотоп как единое пространство-время. Различный характер протекания времени в разных пространствах. Прошлое, настоящее, будущее в пространственном выражении. Архетипы восприятия пространства. Хаос и космос как пространственные символы и теоретико-культурные концепты. Ориентационные системы древних культур: от хаоса к космосу: первичная организация пространства. Символы и модели сакрального пространства в культуре. Страны света в системе символической классификации. Ориентация погребений и погребенных.
Культура как «деятельность по организации пространства» (П.Флоренский); критерии выделения в культуре различно устроенных пространств техники, науки и искусства. Особенности художественных пространств. Анализ художественных пространств в литературе и искусстве, применительно к разным видам изобразительного искусства (живопись – графика, скульптура, пластика и др); типы художественного пространствопостроения в разные исторические эпохи. Пространственные доминанты художественных эпох и стилей (горизонталь, горизонталь и вертикаль, вертикаль, глубина). Проблема «точки зрения» в искусстве; перспективность и ее теоретико-культурологическое значение. Перспектива прямая и обратная. Исследование индивидуальных образов пространственности в литературном творчестве (В.Н.Топоров).
ТЕМА 10. ВРЕМЯ КАК КАТЕГОРИЯ КУЛЬТУРЫ.
Время и культура. Темпоральные представления в картинах мира различных культур. Мифическое время и его парадигмы. Священное и профанное время. Отношение ко времени в архаических культурах (концепция М.Элиаде). Время астрономическое и социокультурное. Неравномерность протекания социального и культурного времени. Время циклическое и линейное (необратимое). Настоящее, прошлое и будущее в темпоральных представлениях разных культур. Способы темпоральной ориентации человека в разных культурах (ориентация на будущее и в прошлое, пребывание в настоящем). Способы измерения времени в разных культурах. Проблема времени в исторической антропологии.
Культура как форма организации социальной памяти. Культ предков как начало культуры в культурфилософской концепции русских символистов. Память и культура в споре о культуре Вяч.Иванова и М.Гершензона («Переписка из двух углов»). Память и культура в культурологической концепции О.Шпенглера. Искусство памяти в античности и Средние века (Ф.Йейтс). Мнемонические механизмы в культурах письменных и бесписьменных народов. Фольклор и литература. Культура как преодоление временности человеческого существования, (концепция М.Элиаде). Время астрономическое и социокультурное. Неравномерность протекания социального и культурного времени. Время циклическое и линейное (необратимое). Настоящее, прошлое и будущее в темпоральных представлениях разных культур. Способы темпоральной ориентации человека в разных культурах (ориентация на будущее и в прошлое, пребывание в настоящем). Способы измерения времени в разных культурах.
ТЕМА 11. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО.
Культура и общество как пересекающиеся сферы человеческого бытия. Инкультурация и социализация: различные аспекты вхождения индивидуума в общество. Социализация как ненаследуемое «научение» культуре. Первичная социализация, общение и развитие человеческой психики в онтогенезе и филогенегенезе. Процесс социализации индивида путем интернализации норм (Парсонс). Семья как первичный агент социализации. Исторические формы и этнические особенности процессов социализации в разных культурах. Формы социализации в ранних, «примитивных» культурах: обряды инициации, посвящения.
Понятие о «социальном опыте» как наборе ценностных ориентаций и установок, способствующих консолидации общества. Культурная антропология о роли имитации и игры в детстве и в ранних обществах. Аккумуляция локальной культурной специфики в социальном опыте. Трансляция этой специфики от поколения к поколению. Понятие «поколения» в социологии и культурологии. Возрастные субкультурные образования и межпоколенный конфликт. Маргинальные группы и общности. Культурная самоидентификация.
ТЕМА 12. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ.
Личность в пространстве культуры. Роль культуры в формировании личности. Субъект культуры как активатор процессов воспроизводства и динамики культуры
Влияние теоретических моделей фрейдизма, гештальт-психологии и теории научения на исследования взаимоотношений между личностью и культурой. Культурно-историческая психология как направление исследований. Кросс-культурный анализ эмоционально-психологических состояний личности, форм агрессивности в культуре.
Базовые категории культурно-психологического подхода: «личность», «социализация», «инкультурация». «культурный паттерн», «базовая или модальная личность», «национальный характер» и др. Культура и личность в психоантропологии: изучение невербальной коммуникации в этнокультурных общностях. Исследования мотивации поведения, стремление выявить глубинное «ядро источника формирования институтов культуры (религия, фольклор, искусство).»Типы личности» той или иной культуры. Изучение типов межличностных отношений и «культурных конфигураций» поведения разных народов. Концепция психологической связности и внутренней согласованности культурного этоса (Р.Бенедикт). Выявление и описание базисной «психодинамической матрицы» как проблема культурной антропологии.
ТЕМА 13. КУЛЬТУРА И ЯЗЫК. ЯЗЫКИ КУЛЬТУРЫ.
Язык как специфический способ хранения, переработки и трансляции культурной информации. Социальные функции языка. Классификация языков: вербальные и невербальные (жестовый, иконический, формализованный), естественные и искусственные. Множественность языков культуры. Основные аспекты языка (синтаксис, семантика и прагматика) в контексте культуры. Язык и культура как соотносимые понятия (система язык-этнос-культура). Язык культуры – ключевой элемент социализации и аккультурации. Культурологический концептуализм как направление исследований языка. Знаковые системы, изучаемые семиотикой, лингвистикой, культурной семантикой. Проблема перевода с одного языка культуры на другой (анализ гипотезы Сепира-Уорфа) и неизбежность реинтерпретации исходного культурного смысла.
Искусство как совокупность специализированных искусственных языков. «Реальность» и «виртуальность» миров искусства.
Полярность в культуре и ее исследование в семиотике культуры. Исследование двоичных кодов культуры в рамках тартусско-московской семиотической школы (Вяч.Вс.Иванов, Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский) Универсальный характер бинарных оппозиций. Бинарная символическая классификация. Двоичные коды культуры. Парные символы в культуре. Дуализм восприятия и культурного освоения человеком пространства: «свое» и «чужое», правое и левое, Дуализм в социальных, этических и религиозных представлениях человека.
«Мужское» и «женское» начала в культуре. «матриархальный» и «патриархальный» типы культуры в концепции Й.Баховена. Культы плодородия, матери-прародительницы в архаической мифологии. Проблема «матриархата» и «патриархата» в религиоведении, теории и истории культуры. Культуры «хтонические» и «теллурические» в концепции Л.Фробениуса, культуры «маскулинного» и «фемининного» типа. Современные гендерные исследования.
ТЕМА 14. КУЛЬТУРА И ИСТОРИЯ.
Культура и история: от истории культуры к культурной истории (концепция культурной, «статической» истории у Л.П.Карсавина). Ритмы культуры в истории. Культурологический подход к истории; ценностно-смысловое наполнение структур истории: история ментальностей и историческая антропология. Культурная эпоха в истории, историческая психология, «средний человек в истории». Роль наблюдателей и интерпретаторов истории: проблема понимания исторического. Историк как ретранслятор культурных кодов своего времени, историческое знание как элемент истории культуры.
Представления о формах исторического процесса как феномен интеллектуальной культуры эпохи и народа. «Смысл истории» и «логика истории»: роль исторического самосознания общества (в различных научных, философских, художественных и религиозных интерпретациях). Сопоставление культурфилософских моделей мировой истории западных и русских
Структура культурологической научно-исследовательской и и функций. Ориентационные системы древних культур: от хаоса к космосу: первичная организация пространства. Символы и модели сакрального пространства в культуре. Страны света в системе символической классификации. Ориентация погребений и погребенных.
Культура как «деятельность по организации пространства» (П.Флоренский); критерии выделения в культуре различно устроенных пространств техники, науки и искусства. Особенности художественных пространств. Анализ художественных пространств в литературе и искусстве, применительно к разным видам изобразительного искусства (живопись – графика, скульптура, пластика и др); типы художественного пространствопостроения в разные исторические эпохи. Пространственные доминанты художественных эпох и стилей (горизонталь, горизонталь и вертикаль, вертикаль, глубина). Проблема «точки зрения» в искусстве; ранних, «примитивных» культурах: обряды инициации, посвящения.
Понятие о «социальном опыте» как наборе ценностных ориентаций и установок, способствующих консолидации общества. Культурная антропология о роли имитации и игры в детстве и в ранних обществах. Аккумуляция локальной культурной специфики в социальном опыте. Трансляция этой специфики от поколения к поколению. Понятие «поколения» в социологии и культурологии. Возрастные субкультурные образования и межпоколенный конфликт. Маргинальные группы и общности. Культурная самоидентификация.
Часть П. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
ТЕМА 15. АНТРОПОГЕНЕЗ И СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ.
Современные представления об антропогенезе и становлении различных элементов ранней культуры: основные факторы расселения архаического человека, формирования многоязычия и культурных стереотипов поведения, социальной и культурной дифференциации человечества, магических форм искусства. Роль языка в становлении человека и его культуры. Анализ концепции “начала человеческой истории” Б.Ф. Поршнева, новые данные археологии и антропологии по данной проблеме.
ТЕМА 16. ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ В АРХАИЧЕСКИХ КУЛЬТУРАХ.
Научные представления о месте и роли “первобытного” человечества в истории мировой культуры. Анализ ранних форм общения с позиций современной культурной антропологии: значение обмена дарами для становления человека и его культуры (М.Мосс) Роль «первичного монотеизма», истоки магии и религии (Дж.Фрэзер). Переживание «священного» и «мирского» пространства и времени в архаических ритуалах (М.Элиаде). Роль имени, возрастных инициаций, отношение к рождению и смерти; понятие «партиципации» (Л.Леви-Брюль). Ранние формы культуры как предмет изучения современной психологии религии (Е.А.Торчинов).
«Речные» цивилизации Древнего Востока, их общие черты: сословно-кастовая структура социума, сакральный характер власти, мифологичность картины мира. Понятие о “профессионально-именном” ключе культур Востока (М.К.Петров). Отношения «учитель-ученик» как тип общения на Востоке. Образы мудреца и пророка в библейской культуре, ее “анонимность” и традиционализм (С.С.Аверинцев). Влияние культур Древнего Востока на античную и общеевропейскую культуру.
ТЕМА 18.. СТАНОВЛЕНИЕ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ: ПЕРЕХОД ОТ МИФА К ЛОГОСУ.
Образ “античности” в современных историко-культурных исследованиях». “Греческое чудо» как культурологическая проблема. “Гомеровская эпоха” и ее роль в процессах перехода от мифа к логосу (М.К Петров). Архетипы античной культуры: Дионис и Аполлон (в интерпретациях Ф. Ницше и Вяч. Иванова). Греческий полис и номос, «телесность» античного космоса (по А.Ф. Лосеву). Роль рабства и ораторского искусства в истории античной культуры. Общие черты и различия «стилей» греческой и римской культур. Игровое начало античной культуры, роль авторства, «запрета на плагиат». Идеал мудрости в античности. Античный политеизм и «философский монотеизм».
ТЕМА 19.. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА.
История формирования современных представлений о “средневековье”, смена оценок и проблематики. Анализ архетипов и символов средневековой Европы. Отношения «варварства» и «христианства», микрокосм и макрокосм, циклическое и эсхатологическое время (по А.Я.Гуревичу). Роль средневековых университетов и схоластики, «энциклопедизм» знаний, отношения церкви и культуры. Понятие об иконе и «обратной перспективе» как воплощении средневековой картины мира. Роль ритуала и жеста. Официальная, «куртуазная» и народная культура (М. Блок, Н. Элиас, М. Бахтин). Явления культуры «осени средневековья» (И.Хейзинга). Европейские гуманисты и эпоха Возрождения: смена культурных парадигм (Я. Буркхардт, Л. Баткин).
ТЕМА 20. НОВОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА.
Проблемы изучения генезиса культуры и науки Нового времени в Европе. Роль Великих географических открытий в формировании полицентрической картины мира. Основные перемены в “культуре повседневности” и народной культуре ХУ! – XVIII веков (Ф. Бродель, Р. Дарнтон, Р. Шартье). Роль реформационных и контрреформационных процессов в ХУП-ХУШ в.в. Содержание и формы «научной революции» ХУП-ХУШ в.в. Распространение научного метода мышления на гуманитарное знание и художественную культуру. Принцип индивидуализма в философии, этике, политике. Проблемы взаимоотношений человека, общества и государства в концепциях Просвещения. Черты романтизма в «высокой» культуре Запада (А. Михайлов, С. Зенкин, О. Вайнштейн). Колониальные завоевания, вестернизация «Востока», феномен ориентализма в новоевропейской культуре (Э.Саид). Становление позитивистского мировоззрения. Рождение «массовой культуры», ремифологизация культуры. Феномен модернизма, его соотношение с культурой Просвещения и Романтизма (Ф. Ницше. Э. Кассирер, Г. Зиммель). Культура постмодернизма. Понятие о структурализме, постструктурализме идеконструктивизме, их месте в изучении культуры Нового и Новейшего времени (Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Ж. Лиотар, М. Фуко, Ж. Деррида,).
ТЕМА 21. КУЛЬТУРА РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
Особенности культуры постсоветского периода. Русская культура в концепциях зарубежной россики. Культура России на рубеже ХХ1 века: выбор культурных альтернатив.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Источники
149. Элиас Н. Процесс цивилизаций. В 2-х тт. М.-СПб., 2001. Т.1.
153.Якобсон Р. Язык и бессознательное. М., 1996.
154.Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. М. 1995.
Экзаменационные вопросы
для поступающих в магистратуру по специализированным программам
«Культурология ХХ века»
«Восточноевропейские исследования»
«Культура массовых коммуникаций»
Часть 1. Теория культуры
Часть 2. История культуры