за богом молитва за царем служба не пропадут что значит

За Богом молитва, а за Царем служба — не пропадет

Смотреть что такое «За Богом молитва, а за Царем служба — не пропадет» в других словарях:

за Богом молитва, а за Царем служба — не пропадет — Ср. За Богом молитва, за Царем служба не пропадет это краеугольный камень, на котором зиждется вся сила России; пока русский народ верит в силу молитвы, в милость Божию, и в справедливость царскую, Россия будет крепка. и русский никого, кроме… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Худой солдат, который не надеется быть генералом — Худой солдатъ, который не надѣется быть генераломъ. Ср. А ваши бодро пусть спѣшатъ, Какъ будутъ силы ихъ не малы; Плохъ говорятъ у насъ солдатъ, Когда не мѣтитъ въ генералы. Омулевскій. Къ молодому поколѣнію. Ср. Дружиной бодрою, отважной… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Qui sert le roy… — См. За Богом молитва, а за Царем служба не пропадет … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ЦАРЬ — (от латинского caesar цезарь), в 1547 1721 официальный титул главы Российского государства. Первым царём был Иван IV Грозный. При Петре I титул царя заменён титулом император, но неофициально существовал наравне с ним. Источник: Энциклопедия… … Русская история

худой солдат, который не надеется быть генералом — Ср. А ваши бодро пусть спешат, Как будут силы их не малы; Плох говорят у нас солдат, Когда не метит в генералы. Омулевский. К молодому поколению. Ср. Дружиной бодрою, отважной молодежью Мы рано вышли все в поход, на волю Божью: У каждого был жезл … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Источник

Текст книги «Первая мировая война 1914–1918 годов и Сибирь»

за богом молитва за царем служба не пропадут что значит. Смотреть фото за богом молитва за царем служба не пропадут что значит. Смотреть картинку за богом молитва за царем служба не пропадут что значит. Картинка про за богом молитва за царем служба не пропадут что значит. Фото за богом молитва за царем служба не пропадут что значит

Автор книги: Михаил Шиловский

Жанр: Документальная литература, Публицистика

Текущая страница: 19 (всего у книги 23 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

§ 3. Конфессии в годы Первой мировой войны

Как известно, население Сибири на протяжении длительного времени формировалось на поликонфессиональной и многонациональной основе, в условиях преобладания православных. Так, в начале ХХ в. в Енисейской губернии насчитывалось 310 православных приходов, 8 мусульманских, 3 католических, 1 лютеранский, 22 старообрядческих, 11 евангелических, 6 иудейских общин[718] 718
Шиловский М. В. «Общество изучения Сибири и улучшения ее быта» и его роль в развитии науки и культуры Сибири начала ХХ века // Роль науки в освоении восточных районов страны. Тезисы докладов и сообщений Всерос. науч. конф. Новосибирск, 1992. С. 40.

Массовый «вброс» беженцев в 1915 г. привел к появлению в регионе большого количества католиков. Их духовные интересы уже не успевали обслуживать священники сибирских деканатов. В помощь им, с санкции МВД, тогда же командируется еще около 100 пастырей, каждому из которых назначалось жалование в размере 150 руб. Новые католические общины в рассматриваемое время не создавались, новые храмы не возводились, за исключением сооружения в 1916 г. молитвенного дома в Таре и освящения часовни в Бийске[720] 720
Титова Т. Г. Этапы формирования католического населения Западной Сибири в конце XIX – начале ХХ в. // Сибирь на перекрестке мировых религий. Материалы межрегиональной научно-практич. конф. Новосибирск, 2002. С. 65.

О наиболее значимых процессах, происходивших в деятельности местных епархий и приходах РПЦ можно судить на примере самой крупной за Уралом Томской епархии, в состав которой по состоянию на 1914 год входило 840 приходов (54 благочиния), Алтайская духовная миссия, 2 архиерейских дома, 2 мужских монастыря и одна пустынь, 4 женских монастыря и 4 общины. Общее число верующих на указанную выше дату составляло 2 802 879 чел., духовные потребности которых обеспечивали 873 священника, 110 дьяконов и 841 псаломщик, всего 1824 священнослужителя. В монастырях насчитывалось 164 монашествующих и 808 послушников[721] 721
Ермолаев А. Н. Уездный Мариинск. 1856–1917 гг. Кемерово, 2008. С. 487–509.

за богом молитва за царем служба не пропадут что значит. Смотреть фото за богом молитва за царем служба не пропадут что значит. Смотреть картинку за богом молитва за царем служба не пропадут что значит. Картинка про за богом молитва за царем служба не пропадут что значит. Фото за богом молитва за царем служба не пропадут что значит

«За Богом молитва, а за Царем служба не пропадут»

2 августа 1914 г. произошла смена руководителя епархии, вместо местного уроженца, преосвященного Мефодия (М. В. Герасимова), переведенного в Оренбург, епископом Томским был назначен Анатолий (Алексей Каменский) (1863–1925), возглавлявший кафедру до декабря 1919 г. Он родился в семье дьякона, выходца из крестьян, в Бугульминском уезде Самарской губернии, окончил Самарскую духовную семинарию и Петербургскую духовную академию. В 1885 г. пострижен в монахи. Служил миссионером на Аляске, ректором Одесской духовной семинарии (с 1903 г.), с 1905 г. – епископом Елисаветградским, викарием Херсонской епархии. В 1912 г. избирается депутатом 4-й Государственной думы, где примкнул к правым. В 1915 г. вышел из состава депутатского корпуса. «Оказавшись в Томске сразу после начала I Мировой войны, – отмечают биографы архиерея, – Анатолий развернул большую работу по организации помощи фронтовикам и их семьям, дал указание приходскому духовенству открывать попечительные советы помощи семьям призванных на войну»[722] 722
Цит. по: Шиловский М. В. Социально-политические процессы в сибирском городе во время Первой мировой войны (июль 1914 – февраль 1917 г.) // Современное историческое сибиреведение XVII – начала ХХ вв. Барнаул, 2005. С. 292.

Принципиально новым моментом в деятельности духовенства в изучаемый период стало религиозно-патриотическое воспитание военнослужащих запасных полков, для которых епархиальным управлениям предписывалось подбирать священников, «выдающихся по своему патриотическому и религиозному настроению и пастырскому опыту, достаточно образованных,… способных вдохновить и воодушевить новых воинов на предстоящий им высокий подвиг защиты Родины и охранить их от всяких тлетворных влияний»[723] 723
Петров С. Г. К биографии обновленческого митрополита Сибирского Петра Блинова // Археографические исследования отечественной истории: текст источника в литературных и общественных связях. Новосибирск, 2009. Вып. 28. С. 154.

Прежде всего отцу Петру пришлось заняться обустройством полковой церкви (приобретение утвари, богослужебных книг), формированием клира и церковного хора, организацией литургической жизни. Перед отправкой на фронт очередных маршевых рот он совершал таинства исповеди, причащения и напутственные молебны. Очень скоро богослужения для личного состава части стали носить регулярный характер: еженедельно по субботам служилась всенощная, а по воскресеньям – литургия. Отдельно проходили богослужения, посвященные официальным высокоторжественным дням, которые предназначались для начальствующего состава. Так, начальник томского гарнизона 20 октября 1915 г. приказывал: «21-го сего октября в день восшествия на Всероссийский престол Государя Императора Николая II Александровича в Троицком кафедральном соборе будет отслужена божественная литургия и молебен. На богослужении присутствовать всем свободным от службы гг. офицерам и классным чиновникам гарнизона. Форма одежды – военного времени при орденах»[726] 726
Баранцева Н. А. Некоторые аспекты этноконфессиональных отношений населения юга Средней Сибири в конце XIX – ХХ веке // Сибирь на перекрестье мировых религий. Материалы Четвертой межрегиональной научно-практич. конф. Новосибирск, 2009. С.349.

за богом молитва за царем служба не пропадут что значит. Смотреть фото за богом молитва за царем служба не пропадут что значит. Смотреть картинку за богом молитва за царем служба не пропадут что значит. Картинка про за богом молитва за царем служба не пропадут что значит. Фото за богом молитва за царем служба не пропадут что значит

«Молитва перед боем» (с открытки)

О специфике церковной повседневности и возникающих проблемах можно судить на примере упомянутой выше Томской епархии РПЦ. Прежде всего для нее предвоенный период был связан с интенсивным увеличением числа прихожан и приходов. В момент образования в 1834 г., с учетом включенной в ее состав Енисейской губернии, церковно-административный округ включал 516 625 православных жителей, 181 храм и 876 священно– и церковнослужителей. В 1875 г. число приходов увеличилось до 228[728] 728
Все данные по Томской епархии РПЦ: Справочная книга по Томской епархии за 1914 год. Томск, 1914. По монастырям: Овчинников В. А. Православные монастыри и женские общины Томской епархии в XIX – начале ХХ в. // Русская православная церковь юга Западной Сибири (XIX–XX вв.). Исторические очерки. Кемерово, 2007. С. 163–164.

Несмотря на значительное увеличение количества храмов и клира, анализируемая церковная структура явно не обеспечивала установленные Синодом и местным епархиальным управлением стандарты организации работы с верующими. Еще в августе 1900 г. Томское губернское управление приняло постановление об устройстве запасных церковных участков для переселенцев в Алтайском округе Кабинета, согласно которому селения, в которых предполагалось открытие самостоятельных церквей с выделением для них в ходе землеустройства запасных церковных участков земли, «суть те, которые имеют в себе не менее 200 душ м[ужского] п[ола] и которые находятся от приходской церкви и одни от других не ближе 5 и не далее 8 верст, за исключением тех из них, которым в сообщении с церковью препятствует река или где заметно усиление раскола и др[угих] лжеучений; такие селения при меньшем расстоянии могут быть признаны подлежащими внесению в сказанный список»[729] 729
Адаменко А. М. Приходы Русской православной церкви… С. 65.

Реально же в 1914 г. средняя численность прихода в епархии составляла 3337 чел., только 227 приходов (27 %) включали жителей одного селения, а некоторые из них находились от ближайшего храма на расстоянии 50 и более верст[730] 730
Исаков С. А., Дмитриенко Н. М. Томские архиереи: Биографический словарь. 1834–2002. Томск, 2002. С. 53–55; Устьянцева О. Н. Система управления Томской епархией в XIX – начале ХХ в. // Русская Православная Церковь юга Западной Сибири (XIX–XX вв.): исторические очерки. Кемерово, 2007. С. 36.

Ситуация усугублялась малочисленностью духовенства. Наличный состав клириков – 873 священников, 110 дьяконов, 841 псаломщик позволяли иметь в среднем на приход 2,84 священнослужителя. Реально службу осуществляли 1 священник с дьяконом или псаломщиком. Лишь в небольшом количестве приходов (менее 5 %), в основном городских, их было больше обозначенного количества. Так, в упомянутой змеиногорской Преображенской церкви насчитывалось 4 священника, 1 дьякон и 3 псаломщика, в бийской Троицкой и томской Преображенской церквях численность причта составляла по 6 чел., в новониколаевской Воскресенской и кузнецкой Преображенской – по 5 чел. Основную массу духовенства составляли мужчины в возрасте от 20 до 40 лет большей частью получившие образование в Томске (духовное училище и духовная семинария), Бийском катехизаторском и Барнаульском духовном училищах и в незначительной степени в духовных семинариях Европейской России[731] 731
ГАНО. Ф. Р-75. Оп. 1. Д. 144. Л. 34.

Содержание причта включало земельный надел, предоставление дома или квартиры, жалование (казенное и от прихожан), руга в денежной форме или в пудах хлеба, оплата треб и проценты с ценных бумаг в отделениях Государственного банка. Последняя статья была для Томской епархии самой мизерной. Только 71 приход (11 %) имел капиталы, из них 58 на малозначимые суммы до 50 руб. Лишь некоторые городские храмы располагали относительно солидными суммами. Например, бийская Троицкая церковь – 5,6 тыс. руб., змеиногорская Преображенская – 1029 руб., каинский храм Рождества Иоанна Предтечи – 986,2 руб.

В отношении земельных наделов ситуация выглядит мозаично, поскольку в XVIII–XIX вв. их площадь постоянно менялась в сторону увеличения.

Согласно «Положению о поземельном устройстве крестьян и инородцев, водворившихся в губерниях Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской» 1906 г. в процессе землеустройства отдельных селений полагалась для причта существующих и «имеющих быть впоследствии возведенных храмов» выделение в селении усадебного участка площадью 1 дес. и полевой надел в 99 дес., причем в его состав могли входить земли разного назначения и качества. Так, согласно «Отводной записи Томской губернии, Кузнецкого уезда, Морозовской волости, деревни Калинкиной» (ныне Промышленновский район Кемеровской области) (1913 г.) предусматривалось «для причта имеющего быть впоследствии возведенного храма: 1) запасной участок (усадебный), в 1,00 дес. только удобной земли при селении, 2) запасной участок (полевой) в 65,00 дес. удобной и 9,82 дес. неудобной земли в 10 верстах к северо-востоку от селения… Для имеющего быть впоследствии возведенного храма запасной лесной участок в 20,00 дес. только удобной земли в 3 верстах к западу от селения…»[732] 732
ГАНО. Ф. Д-132. Оп. 1. Д. 2. Л. 78.

Всего же, по состоянию на 1914 г. земельные наделы из 840 приходов имели 677 (80 %), 265 до 99 дес. (30 %), 223 – до 99 дес., 167 – до 200 дес., и 13 – свыше 200 дес. У 6 городских храмов участки составляли от нескольких квадратных сажен до 1–2 дес. Земельные наделы клирики по собственному усмотрению должны были либо самостоятельно обрабатывать или сдавать в аренду. Доходы от нее периодически распределялись между членами причта. Иногда земля становилась существенным источником материального благополучия отдельных священнослужителей. Так, Г. М. Карнаухов применительно к селу Ордынскому Барнаульского уезда вспоминал: «Перед войной в старой церкви появился новый поп. Здоровый. Черный как цыган о. Дмитрий. Кроме основного поповского занятия он развернул широкую сельскохозяйственную деятельность. Десятин 20–25 церковной земли, до этого попами не обрабатываемой, прибрал к рукам. Завел лошадей и работников. Приезжающим на каникулы сыновьям гулять не давал. В поле (километров 9 от села) вместе с работниками жили»[733] 733
Якутия. Хроника. Факты. События. 1632–1917 гг. Якутск, 2000. С. 420, 451–456.

Практически все приходское духовенство проживало в принадлежащих приходам домах или квартирах, иногда съемных. Лишь в 42 приходах не было собственного жилого фонда. Денежное вознаграждение складывалось из четырех источников: казенного жалования, фиксированного вознаграждения от прихожан, руги в денежном выражении (только в трех случаях ее размер зафиксирован в пудах) и платы за требы. Установить какие-то закономерности в этой какофонии информации практически невозможно. Казенное жалование в размерах от 600–800 до 1200 руб. получил причт храмов Алтайской духовной миссии и церквей при железнодорожных станциях (две на станции Тайга, Анжерка, Боготол, Тутальская и т. д.). Из всех четырех источников получали вознаграждения причты 20 церквей. Так, священник и псаломщик Покровской церкви в с. Черга зарабатывали в год 2025 руб., такое же количество клириков церкви в с. Колывань Змеиногорского уезда получали 1775 руб., троим штатным священнослужителям Троицкой церкви в с. Ужаниха полагалось из этих источников 1987 руб.

В целом, как установила А. М. Адаменко, «…Жалование от казны получали клиры 451 прихода (54 %), от прихожан и казны – 68 (8 %), только от прихожан – 279 (33 %), причем размеры жалованья также были разнообразны – от 60 до 1630 руб. на причт, что зависело от количества священноцерковнослужителей и того, являлось ли это жалованье единственным источником доходов для клира»[734] 734
Устьянцева О. Н. Указ. соч. С. 3; Адаменко А. Н. Приходы Русской православной церкви на юге Западной Сибири в XVII – начале ХХ века. Кемерово, 2004. С. 111–128.

Немногочисленными, как уже было показано выше на примере Томской епархии, были монастыри, имевшие скромные источники доходов. Так, в наиболее известном Иркутском Вознесенском мужском монастыре с гробницей первого сибирского святого Св. Иннокентия (Кульчицкого) в 1914 г. численность живущих в нем составляла 143 чел., из которых: один настоятель, 7 иеромонахов, один архидьякон, 9 иеродьяконов, один схимонах, 8 монахов, 6 указных послушников, 62 испытуемых послушников, 32 ученика, один учитель, 12 служащих и рабочих и 3 коровницы. Доходы обители достигали 50 тыс. руб. в год[736] 736
Медведев С. Иркутский Вознесенский монастырь // Земля Иркутская, 1994, № 1. С. 21–22.

за богом молитва за царем служба не пропадут что значит. Смотреть фото за богом молитва за царем служба не пропадут что значит. Смотреть картинку за богом молитва за царем служба не пропадут что значит. Картинка про за богом молитва за царем служба не пропадут что значит. Фото за богом молитва за царем служба не пропадут что значит

Вознесенский мужской монастырь в Иркутске (старая открытка)

Основным источником доходов монашеских общин Томской епархии являлись 12 267 дес. земли, из которых 90 % составляли выделенные государством в бесплатное пользование на срок существование обителей[739] 739
Фабрика Ю. А. Участие колыванцев в войнах начала ХХ столетия // Освоение и развитие Западной Сибири в XVI – ХХ вв. Материалы межрегиональной науч. – практич. конф. Новосибирск, 2013. С. 38.

С началом войны структуры и приходы РПЦ в Сибири, как в целом по стране, занимались моральной поддержкой населения, оказывали помощь раненым воинам, участвовали в сборе средств на военные нужды, помогали беженцам и т. д. В приходах создавались попечительские советы, которые брали на учет семьи призванных. В с. Прокудском Томского уезда подобное объединение в феврале 1915 г. собрало для фронтовиков 7 пудов 15 фунтов сухарей и 13 рубах, в с. Кандауровском 4 рубахи и 39 аршин холста[741] 741
Бердников Л. П., Лонина С. Л. Два века красноярского самоуправления. История и современность (1822–1917). Красноярск, 2003. С. 238–239.

Духовенство активно участвовало в увековечении памяти погибших на фронте. Например, в Барнауле местный клир обратился с просьбой к горожанам сообщить в приходы фамилии погибших родственников, для занесения их на мемориальные доски в храмах[744] 744
Жизнь Алтая (Барнаул), 1915, 16 мая.

Вместе тем подспудно происходили процессы, усугубившие кризис РПЦ. Отдельные епархии сотрясали скандалы, связанные с их иерархами. В Тобольске притчей во языцах стал ставленник Г. Распутина епископ Варнава, который производил постоянную перетасовку священников, добился «недопущения» театральных постановок в воскресные и праздничные дни, заставил демонтировать электрическое освещение в ряде храмов Тобольска. Попытка губернатора А. А. Станкевича добиться выделения помещений в монастырях епархии для раненых и больных воинов завершилось его переводом в Самару, а на его место назначается хороший знакомый Распутина управляющий Пермской казенной палатой действительный статский советник Н. А. Ордовский-Танаевский[746] 746
Адаменко А. М. Приходы Русской православной церкви на юге Западной Сибири. С. 72

за богом молитва за царем служба не пропадут что значит. Смотреть фото за богом молитва за царем служба не пропадут что значит. Смотреть картинку за богом молитва за царем служба не пропадут что значит. Картинка про за богом молитва за царем служба не пропадут что значит. Фото за богом молитва за царем служба не пропадут что значит

Открытка по рисунку 1914 г.

В рассматриваемое время практически прекратилась миссионерская деятельность по обращению в православие старообрядцев и язычников. Отчасти это было связано с обращением в православие подавляющего большинства «инородцев». Например, в Енисейской губернии к 1917 году в Минусинском уезде согласно официальной статистике не было зафиксировано ни одного шаманиста, а в Туруханском крае их насчитывалось 550 чел. (4 % от численности населения территориально-административного образования)[748] 748
Торшина Н. Знаменский монастырь // Земля Иркутская, 1998, № 10. С. 26.

На факторы военного времени наложился религиозный абсентеизм старожилов, оказавший влияние и на часть переселенцев. Данное обстоятельство отложилось в пословицах и поговорках сибиряков: «Я не попу молюсь, а богу», «Для земли навоз полезнее слова божьего» и т. д.[750] 750
ГАНО. Ф. Р-75. Оп. 1. Д. 147. Л. 102.

[Закрыть] Об этом свидетельствовали современники. Так, в мемуарах, опубликованных В. А. Зверевым, автор фиксирует: «Бабушка верила в Бога, но не была особенно богомольной и недолюбливала попов, считая их тунеядцами и мздоимцами»[751] 751
Горюшкин Л. М., Ноздрин Г. А., Сагайдачный А. Н. Крестьянское движение в Сибири. 1914–1917 гг. Хроника и историография. Новосибирск, 1987. С. 119.

Дьякон Дикусар в 1916 г. следующим образом суммировал свои впечатления о пастве: «До приезда в Сибирь я не мог себе представить простого русского крестьянина, сколько-нибудь в значительной степени равнодушного к религии. В моем представлении термин „русский мужик“ означал православного простолюдина, характерной чертой которого являлась трогательно-глубокая вера в Бога, умилительное благоговение к святым и христианской жизни… К своему ужасу, я встретил мужика, настоящего русского мужика, совершенно индифферентного к религии. Мало того, я встретил мужика отрицающего бытие Бога… Храм Божий пуст, проповедь священника – глас вопиющего в пустыне. Я знаю примеры того, как деятельные, энергичные пастыри встречали самое ожесточенное противодействие не только отдельных порочных личностей, но и представителей целых обществ»[753] 753
Игумен Агафангел (Дайнеко). Свято-Троицкий Туруханский монастырь. 350 лет служения. М., 2010. С. 111.

Не произошло резкого падения религиозности в 1917–1919 гг., поскольку и в предшествующее время местного мужика нельзя было считать набожным. «Тлетворный дух неверия, сомнения, холодного равнодушия к вопросам веры, вообще упадок религиозного чувства, все более возрастающая безнравственность… – все это стало характерным и для простого народа», – отмечал священник Томской епархии М. Солнцев в проповеди 23 апреля 1915 г. С другой стороны, духовенство теряло авторитет в глазах мирян из-за его же собственных недостатков. «…Влияние Церкви на народные массы все слабело и слабело, – констатировал митрополит Вениамин (Федченков), – авторитет духовенства падал. Причин много. Одна из них в нас самих: мы перестали быть «соленою солью» и поэтому не могли осолить других»[755] 755
Томские епархиальные ведомости, 1915, 1 июня; Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. М., 1994. С. 122.

Внешне ничто не предвещало трагической развязки. Более того, во время войны практически прекратились крестьянские антицерковные выступления. Хроника крестьянского движения в Сибири за весь рассматриваемый период зафиксировала лишь единственный случай, когда 30 мая 1916 г. крестьяне села Парфеновского Боровской волости Барнаульского уезда отказали причту местной церкви в замене земельного участка на более подходящий[756] 756
Серебренников И. И. Претерпев судеб удары. Дневник 1914–1918 гг. Иркутск, 2008. С. 203.

[Закрыть] В городах Азиатской России в 1916 г. «строптивость» проявила Семипалатинская городская дума, постановившая не включать в смету расходов на 1917 год. 300 руб. на содержание кафедры местного епископа как расход для города необязательный. Семипалатинское областное по городским делам присутствие, тем не менее, включило в смету указанную сумму. В свою очередь, городская дума постановила действия областной администрации обжаловать в Сенате, и «смету принять к исполнению, кроме включенных 300 рублей на содержание кафедры епископа»[758] 758
Шишкина С. Ю. Церковь в условиях кризиса: Тобольская епархия накануне падения самодержавия // Тюменский исторический сборник, Тюмень, 2006. Вып. 9. С. 274–277.

Источник

за Богом молитва, а за Царем служба — не пропадет

Смотреть что такое «за Богом молитва, а за Царем служба — не пропадет» в других словарях:

За Богом молитва, а за Царем служба — не пропадет — За Богомъ молитва, а за Царемъ служба не пропадетъ. Ср. За Богомъ молитва, за Царемъ служба не пропадетъ это краеугольный камень, на которомъ зиждется вся сила Россіи; пока русскій народъ вѣритъ въ силу молитвы, въ милость Божію, и въ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Худой солдат, который не надеется быть генералом — Худой солдатъ, который не надѣется быть генераломъ. Ср. А ваши бодро пусть спѣшатъ, Какъ будутъ силы ихъ не малы; Плохъ говорятъ у насъ солдатъ, Когда не мѣтитъ въ генералы. Омулевскій. Къ молодому поколѣнію. Ср. Дружиной бодрою, отважной… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Qui sert le roy… — См. За Богом молитва, а за Царем служба не пропадет … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ЦАРЬ — (от латинского caesar цезарь), в 1547 1721 официальный титул главы Российского государства. Первым царём был Иван IV Грозный. При Петре I титул царя заменён титулом император, но неофициально существовал наравне с ним. Источник: Энциклопедия… … Русская история

худой солдат, который не надеется быть генералом — Ср. А ваши бодро пусть спешат, Как будут силы их не малы; Плох говорят у нас солдат, Когда не метит в генералы. Омулевский. К молодому поколению. Ср. Дружиной бодрою, отважной молодежью Мы рано вышли все в поход, на волю Божью: У каждого был жезл … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *