за други своя что значит
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Ин. 15:13
Свт. Лука Крымский
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих
Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин. 10:17-18).
Какие удивительные, какие не слыханные миром слова: Он Сам отдал жизнь Свою за спасение мира. Он говорил, что никто не отнимал у Него жизни, но Сам отдал жизнь Свою. Вы, может быть, в недоумении: разве не отняли у Него жизнь первосвященники, фарисеи и книжники, добившиеся от Пилата осуждения Его на распятие, а Он говорит: Я Сам отдал жизнь, никто не отнимал ее у Меня.
Вспомните, что сказал Он в Гефсиманском саду, когда пришел Иуда предатель, когда хотели арестовать Его, когда пламенный Петр извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо; вспомните, что сказал Он тогда: Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? (Мф. 26:53). Он мог это сделать: Он и Сам обладал Божественной властью. Он мог поразить врагов Своих, страшно поразить. Но Он этого не сделал. Он, как овца, ведомая на заколение, отдал Себя в руки врагов Своих. Он Сам, по Своей воле отдал жизнь Свою за спасение рода человеческого.
Имею власть отдать ее, и власть имею снова принять ее. Ведь это сбылось: Он опять принял жизнь Свою, когда воскрес в третий день. Что же, эти удивительные слова не имеют ли некоторого отношения и к нам, христианам? Только ли Христос Сам добровольно отдал жизнь Свою, только ли Он имел власть принять ее? Нет, эту великую власть дал Он и нам, людям.
Но, вы скажете, давно прошли те времена, когда проливали кровь свою за Христа. А теперь как можем отдать жизнь свою за Христа?
Прежде всего, неверно мнение, что мученики Христовы были только в первые века христианства, когда римские императоры воздвигали жестокие гонения на христиан: неверно, ибо и во все последующие времена, и даже в недавнее время были новые мученики. В XVI столетии отдали жизнь свою за Него трое юношей: мученики Виленские Иоанн, Антоний и Евстафий. Были мученики, которые в средние века отдавали жизнь свою за Христа, будучи жестоко умерщвлены турками, мусульманами за то, что отказались отречься от веры во Христа и принять магометанство.
Возможно мученичество во все времена. Но отдать жизнь свою за Христа не значит только мученически пролить кровь свою: есть для всех нас та возможность, которой последовали великие святые. Есть возможность отдать жизнь свою за други своя. Господь положил душу Свою за грешное человечество, а нам всем заповедал достигнуть такой вершины любви, чтобы мы душу свою полагали за други своя. Положить душу свою не значит только отдать жизнь свою, как отдавали мученики. Положить душу свою не значит только умереть за ближних своих; положить душу свою — значит отречься от себя, отречься от своих стремлений к богатству, к наслаждениям, к чести и славе, отречься от всего того, чего требует плоть наша. Это значит целью своей жизни поставить служение ближним своим. Было много святых, которые душу свою положили за ближних.
В истории Церкви Русской приведен такой пример в лице св. Иулиании Муромской. Она жила в царствование Ивана Грозного и Бориса Годунова, была дочерью дворянина, служившего ключником при дворе Ивана Грозного. Она жила в двух верстах от церкви, ее не научили грамоте, редко отпускали в церковь, она жила в тереме. Она жила скучной теремной жизнью и непрерывно молилась, жила и творила дела милосердия. В ранней юности, в 16 лет, она была выдана замуж за благородного дворянина. Казалось, она могла бы наслаждаться богатством, высоким положением, могла бы перемениться, как часто переменяются к худшему люди, попавшие в такое положение. Но она осталась такой же благочестивой, всецело преданной делам милосердия. Она поставила себе задачу всемерно заботиться о бедных, нищих, убогих. По ночам она пряла, вязала, вышивала и изделия свои продавала, чтобы помогать несчастным.
Случилось так, что муж ее был отправлен по делам государственным в Астрахань, и в одиночестве она еще усерднее служила бедным и несчастным: всем помогала, всех кормила. Но вот умер ее муж, она осталась одна, и богатство ее пошатнулось; она расточила свое богатство на помощь бедным. Настал голод в области, где она жила, доброе сердце не терпело вида голодных, доброе сердце требовало, чтобы все страдающие получили помощь, и она продала имущество свое: всё раздала и себя раздела, всего лишилась и осталась нищей.
Жестокая моровая язва, повальная болезнь, страшно заразительная, от которой умирали люди тысячами, свирепствовала на Руси. В страхе и ужасе люди запирались в домах своих. Что же делает св. Иулиания? Она без всякого страха идет туда, где умирают несчастные, она им служит. Она не боится заразиться и готова жизнь свою отдать, служа несчастным умирающим. Господь ее сохранил, она продолжала жить в праведности и мире, скончалась святая Иулиания своей смертью. Вот пример того, как может каждый из нас отдать жизнь свою, чтобы опять принять ее.
Запомните же эти слова Христа: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Свою, чтобы снова принять ее». И всякий, кто последует за Христом и отдаст добровольно жизнь свою, будет возлюблен Отцом Небесным. Всякому, отдавшему жизнь свою за други своя, воздаст Он вечной радостью, радостью несказанной вовеки в Царствии Своем.
Спешите идти за Христом. На слова: «Положить душу свою за други своя».
Блж. Феофилакт Болгарский
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих
Евфимий Зигабен
Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя
больше той любви, которая настолько велика, что любящий жертвует душой своей за друзей, как Я делаю теперь. Итак, не вследствие бессилия, а из любви к вам Я умираю и согласно Божественному Домостроительству удаляюсь от вас; поэтому не печальтесь. Назвав учеников Своими друзьями, далее Иисус Христос говорит, что требуется от них это для того, чтобы быть Его друзьями.
Лопухин А.П.
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих
Нет больше той любви. Ин. 15 13
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», – так учил нас любить Господь. Как же правильно понимать это наставление Спасителя?
Для начала, разберемся в смысле словосочетания «положить душу». Под словом «душа» Иисус, вероятней всего, имел в виду дух, то есть жизнь. Положить же свою душу за друга – значит спасти его жизнь, отдав свою.
Таким образом, на более понятном нам языке это евангельское учение выглядит так: «Нет больше той любви, как если кто отдаст за друга своего жизнь свою». Но это не значит, что для высшего проявления любви надо обязательно умирать. Спаситель говорит о готовности, в случае угрозы смерти другому, отдать, если это понадобиться, свою жизнь за его спасение. Это и есть высшая любовь и не составляет труда найти проявление её в современном мире.
Нравоучение Спасителя распространяется на все сферы жизни. Мы должны уметь жертвовать чем-либо ценным для себя, для помощи окружающим. Главное, при этом не задумываться о выгоде, а делать это от чистого сердца. Наставление учит нас любить других людей и ничего для них не жалеть. Ведь часто нелегко отдать что-то дорогое для себя, так сказать, оторвать от души. Здесь и скрыт еще один смысл слов «положить душу». Для понимания его достаточно нередкого примера из жизни, когда вещи, служившие нам многие годы, становятся родными, как бы частью души, и очень трудно с ними расставаться: отдать нуждающемуся. А вот отдать что-то очень ценное для души и есть одно из проявлений той любви, о которой говорил Спаситель.
Примеры прямой интерпретации нравоучения о любви часто встречаются на войне. Каждый готов умереть за каждого. И умирают, часто прикрывая товарища. Если вспомнить Великую Отечественную Войну, то вся страна, не смотря на атеизм, сплотилась в одно большое товарищество, построенное на той высшей любви, как и учил Господь. Каждый отдавал все, что есть за каждого. И только так эту войну можно было победить.
Нередко для защиты людям приходится убивать. Если это сделано без злости, без злорадства, а только по вынужденным обстоятельствам, то это не осуждается столь строго, в других случаях грех ложиться на человека в той, или иной степени.
Итак, Спаситель учит нас любить ближних, любить по-настоящему. Настоящая любовь к ближнему – это готовность отдать за него все самое ценное, вплоть до своей жизни, это готовность раскрыть перед ним свою душу, открыть самые сокровенные тайны. Общество, построенное на настоящей любви, несокрушимо, ведь кто делает добро другому, тому оно и вернется.
ЗА ДРУГИ СВОЯ
НЕТ БОЛЬШЕ ТОЙ ЛЮБВИ, КАК КТО ДУШУ СВОЮ ПОЛОЖИТ ЗА ДРУГИ СВОЯ!
— ОБРАЗ МЫСЛЕЙ.
— ОБРАЗ ДЕЙСТВИЯ.
— ОБРАЗ ЖИЗНИ.
«ЗА ДРУГИ СВОЯ», ИЛИ ЧТО ЕСТЬ НАСТОЯЩАЯ ДРУЖБА
Но это у воинов, давших присягу. А другие? Мы все? Неужели мы пройдем мимо человека, который был нам неприятен и который попал под машину, или его избивают хулиганы?
Вот и вся наша Родина, вот и всё наше Отечество, вот и вся наша любовь к ближнему, вот и все наши «за други своя». Везде. Повсеместно. В школе, на улице, в метро, на вокзале, в поезде, в автобусе, на пляже, в деревне, в городе, в кафе и на дороге.
Равнодушие, безразличие, страх, трусость, оправдание, слабоволие. Можно много перечислять. Самое интересное, что и на исповеди про эту «непомощь» мы забываем сказать. Ну, вроде бы, и не грех же.
В наше время настоящая дружба перестала быть настоящей. Если призадуматься, то постоянно мы ищем в этой дружбе что-то, за что мы дружим. Или дружба в компании, где есть мужчины и женщины, парни и девушки. Почему-то считается, что дружбы между парнем и девушкой почти не бывает, рано или поздно должны появиться отношения. А ведь нужно для того порою много времени, и далеко не всегда мы знаем, что у человека внутри, какие у него проблемы, какие жизненные обстоятельства, что творится у него в жизни. Знаете, мы просто забыли, такое община, что такое дружба, что такое товарищество, мы забыли, как выручать друзей, приходить на помощь, откликаться на беду, реагировать быстро, мы забыли чувство «плечом к плечу», радоваться радостям и счастью своих друзей, сопереживать их несчастьям, брать на себя ответственность и предлагать им помощь.
Христос почти две тысячи лет назад показал нам истинный пример настоящей Любви и настоящей дружбы. За нас, за своих, не только детей, но и братьев и сестер, и именно «за други своя» Он и отдал свою жизнь на кресте. Ради всех нас, не разделяя никого.
Православная Жизнь
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» Ин. 15:13.
Как эту фразу понимают наши современники?
Сергей Дудка, 39 лет, аудитор:
Юлия Сухарева, 28 лет, мама:
Александр Вознесенский, 34 года, фотограф:
Сергей Сухарев, 32 года, регент:
Дмитрий Авсинеев, 42 года, частный предприниматель:
Толкование Церкви:
Евфимий Зигабен
Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя…
больше той любви, которая настолько велика, что любящий жертвует душой своей за друзей, как Я делаю теперь. Итак, не вследствие бессилия, а из любви к вам Я умираю и согласно Божественному Домостроительству удаляюсь от вас; поэтому не печальтесь. Назвав учеников Своими друзьями, далее Иисус Христос говорит, что требуется от них это для того, чтобы быть Его друзьями.
inok_arkadiy
Инок Аркадий
О том, что и как было на самом деле.
Продолжение беседы с доктором филологических наук Татьяны МИРОНОВОЙ. И коснемся важнейших понятий русского языка и национального самосознания: кто для нас ближний? Кто такой свой? И кто — свободный.
КТО ДЛЯ НАС БЛИЖНИЙ?
Две главные христианские заповеди даны нам для благочестивой жизни и спасения души. Первая — возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею мыслию твоею. Вторая — возлюби искреннего твоего как самого себя. Так написано в Евангелии от Матфея. То же читаем в Евангелии от Луки: возлюби ближнего твоего как самого себя. А еще в Евангелии от Иоанна: «Нет любви больше той, если кто душу свою положит за други своя».
Искренний, ближний, друг — таковы в русском православии имена тех, кого мы должны любить и за кого должны быть готовы на самопожертвование. Как же размыты и извращены сегодня значения этих слов!
Ближним именуется любой человек, оказавшийся рядом. Другом мы называем просто хорошего знакомого, а слово «искренний» и вовсе вызывает удивление. Сегодня оно означает — откровенный, неложный.
Вот и получается, что христианский призыв возлюбить искреннего, ближнего, возлюбить друга своего понимается нами неправильно. Ибо эти слова в русском языке резко изменили свое значение. Обратимся к их исконному смыслу, чтобы увидеть, кого же наши предки почитали своим другом и ближним.
«ИСКРЕННИЙ» — ИЗ ОДНОГО КОРНЯ
Слово «искренний» в славянском языке родственно понятиям «искра» и «корень». Оно означало «высеченный из общего кресала, духовно и кровно родной человек, ветвь одного со мною корня». Христианство всегда мыслилось единым духовным кресалом для всех, кто, взяв крест, шел за Господом. Поэтому понятие «искренний мой» именует только православного христианина. И более никого!
Христианское выражение «ближний мой» имеет еще более узкий смысл. Человеку, раненному разбойниками, ближним был тот, что не прошел мимо, а оказал помощь.
Ближний — тот, кто откликается на зов о помощи, кто всегда готов быть близ тебя. На Руси только родного человека называли «близок». Вот и духовно родной, православный христианин именуется нами ближним.
И совсем строго понималось искони славянское слово «друг», означавшее «соратник». Разумело оно, что рядом с тобой всегда есть такой же надежный, преданный воин, как ты. Други-воины на Руси составляли дружины — то, что сегодня назвали бы «мое второе я». И слово это изначально родилось как обозначение ратников на поле боя, дружинников, плечом к плечу стоявших за свою свободу и веру.
Так кто же христианину друг? Его соратник, единомысленник, воин, вместе с ним идущий в наступление. И более никто! Вот за кого призывает Господь в заповеди «положить душу свою». И при этом властно отделяет нас, христиан, от всех прочих, называя «друзи мои».
Но сегодня в друзья и ближние нам записывают всех иноверцев, что подрывает основы веры, выставляемой в виде непотребной женщины, готовой всякого заключить в свои объятия.
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО РУССКОГО САМОСОЗНАНИЯ
Почему еще русская душа так отзывчива на евангельскую заповедь «положи душу свою за други своя»? Понятие «други своя» для нее врожденное. Оно входит в нас с русским языком. Само слово «свой» было и есть коренное, ключевое для русского самосознания. Это открытие сделано академиком ТРУБАЧЕВЫМ, когда он реконструировал древнейшие понятия русской культуры, на которых наши предки строили дом, семью, а главное, веру. Эти понятия живы в нас и по сей день — они суть идеалы, образцы, установки жизни русского человека.
Идея своего как лучшего, доброго, правильного пронизывает всю русскую жизнь. А сегодня нам старательно внушают обратное: что русская-де натура широка, всеохватна и всечеловечна. И мы должны мыслить себя в образе недалекого простеца, распахивающего двери и свой хлебосольный дом любому инородцу, открывающего свою душу любому иноверцу и усердно прислуживающему им во всем.
Но язык наш — первый свидетель того, что русские никогда не были настежь распахнуты для чужаков. Они честно и нелицемерно разделяли мир на своих и чужих. Своими первоначально, еще до принятия христианства, были для русских люди одного рода. Одной крови.
Древний корень «сво» означал «рождать». Следовательно, свой — это «родной, единокровный». Такое понимание выражено в формулах народной мудрости: свой своему поневоле брат; всякая сосна своему бору шумит. Из такого смысла родства вырастало и понимание своего как всего Богом установленного, Богу угодного, правильного. И вот вам законы русской жизни: как Бог положил, так и живи; всяк жив своим умом да своим горбом; всякому зерну своя борозда; всякая избушка своей крышей крыта. И коли «свой» изначально несло в себе мысль о богоустановленности всего, чем богат русский человек в этой жизни (здоровье, имение, родня, доля), то и убежден был русский, что «свое» — это подходящее именно для него. Хорошее, доброе, благое.
Так рождались правила русской жизни, где всякому свое любо-дорого. Всякая птица свое гнездо вьет. Свой уголок других краше. И даже свой сухарь лучше чужих пирогов.
И поскольку свое — это родное и Богом данное, то русские понимали, что Родина, Отчизна тоже своя. Потому и сохранилось в русском языке понятие «восвояси» — «к себе домой, в свои пределы». Исстари не глянулась нам чужбина. Не садись-де под чужой забор! Лучше в крапиву, да в свой…
«СВОБОДНЫЙ» — ЭТО САМ СВОЙ
Именно с пониманием своего как родного и правильного связано у русских представление о свободе. Корень этого слова тот же, что и в слове «свой». Свободный — это «сам свой, принадлежащий себе». Вспомним, например, что в нашем языке есть выражение «сам не свой», то есть подчинившийся чему-то чуждому: человеку ли, идее, болезни — не суть.
Все «свое» говорит русскому о его свободе. Своя рука — владыка. Не князь, не дворянин, а в своем дому господин. Со своим уставом в чужой монастырь не ходи. В своем гнезде и голубь коршуну глаз выклюет.
Неволя, плен, тягота, несчастье, связывающее свободу человека, именуется по-русски «не свой брат». И голод — не свой брат, и палка — не свой брат. Зато своя — волюшка-раздолюшка! Свое — широко полюшко. Своя — краса-березонька. Свой вкуснее — хлебушко…
Заметим, что слово «свой», пронизавшее все русское сознание, могло рождать и такие единичные уродства, как «моя хата с краю». Это когда взгляд человека дальше своего забора ничего не видывал, выше своей избы не возлетывал. Ох, сколько нынче таких уродов развелось на нашей земле.
…Но будем помнить самое главное. Русские из рода в род берегли коренной, древний смысл слова: свое — это вера и Родина. Други своя — единокровные и единоверные братья. Свое — это свобода жить по законам отцов.