за тебя калым отдам что это значит

Значение слова «калым»

за тебя калым отдам что это значит. Смотреть фото за тебя калым отдам что это значит. Смотреть картинку за тебя калым отдам что это значит. Картинка про за тебя калым отдам что это значит. Фото за тебя калым отдам что это значит

1. Сохранившийся у некоторых народов стран Востока как пережиток обычай платить выкуп за невесту ее родителям (первоначально — ее роду), а также сам выкуп. — Она за него посватана, а есть сведения, что ей положенных лет нет и что ее за калым раньше времени хотят отдать. Тихонов, Двойная радуга.

2. Прост. неодобр. Деньги, получаемые по личной договоренности за оказанную услугу, за работу, выполненную для частного лица (обычно с использованием служебного положения). — Калым сейчас или потом? — А груз у вас какой? Грибачев, Перекати-поле.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

КАЛЫ’М, а, мн. нет, м. [тюрк. k ̣ alym] (этнол.). Выкуп, вносимый женихом родителям невесты у нек-рых народностей.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

калы́м

1. выкуп за невесту, который платит жених родителям невесты

3. разг. плата за какие-либо нелегальные услуги

Делаем Карту слов лучше вместе

за тебя калым отдам что это значит. Смотреть фото за тебя калым отдам что это значит. Смотреть картинку за тебя калым отдам что это значит. Картинка про за тебя калым отдам что это значит. Фото за тебя калым отдам что это значитПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: квалифицировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

За тебя калым отдам: как и почему в странах СНГ до сих пор воруют невест

По запросу «‎похищена невеста» постоянно находятся свежие новости. Регулярно появляются шокирующие подробности об избиениях и изнасилованиях девушек, которых решили принудить к замужеству с помощью кражи. Люди летают в космос, совершенствуют искусственный интеллект и лечат рак, а на территории бывшего СССР до сих пор сохранились средневековые обычаи, которые приравнивают женщин к вещи, которую можно купить или украсть.

Не могу купить — заберу бесплатно

В 21 веке невест регулярно крадут в мусульманских республиках: на Кавказе, в Казахстане, в Киргизии, а также в Северной Осетии и некоторых странах Африки. Страны разные, а сценарий преступления почти всегда один и тот же: как правило, похищение происходит днем, за девушкой предварительно несколько дней следят, чтобы выяснить, где она появляется чаще всего. После ее подкарауливают, и происходит похищение: несколько друзей «‎жениха» набрасываются на жертву и силой заталкивают ее в автомобиль, после чего увозят к родственникам похитителя. Там собираются женщины и пожилые люди, которые оказывают на похищенную моральное давление: говорят, что она опозорена и теперь ей придется согласиться на брак, потому что в обществе ее уже не примут. Если она пытается сбежать, ее или удерживают силой, или продолжают задавливать психологически с помощью традиций и суеверий: садят на порог детей или стариков, перешагнуть через которых считается непростительным грехом, сулящим несчастья. Родители девушки не всегда решаются оказать помощь — из-за финансовых проблем, угроз со стороны семьи похитителя или социальных предрассудков о «‎несмываемом позоре, который покроет семью».

Мотивы у похитителей могут быть различными. Одни решаются на подобный поступок из-за куража и безрассудства, чтобы показать этой игрой в лжетрадиции, какие они бравые войны. Другие идут на преступление из-за материальной выгоды, которая заключается в том, чтобы сэкономить на «‎калыме» — традиционном выкупе, который родители жениха платят семье невесты. Если состоялось похищение, то жених освобождается от уплаты калыма. Вся эта практика действительно напоминает акт купли-продажи: с женщиной обращаются как с вещью, которую можно приобрести или украсть. Особенно если учесть тот факт, что многие браки заключаются без согласия будущих жен, — во многих мусульманских республиках и странах господствует традиция подбора жениха родителями.

Сама не виновата

Вот что некоторые жительницы Осетии говорят по поводу согласия на похищение:

«‎Мы живем в такое время, когда о том, что у соседа на обед, узнаешь из поста в Инстаграме: «‎Я и тарелка моего борща». И так изо дня в день. А тут история с похищением невесты! Раз в жизни! Как уж тут без бурки и камеры? Любое мало-мальски значимое мероприятие сопровождается съемкой. Будет что показать детям и внукам. В соцсети же такие истории попадают из бравады и из желания при случае «‎поугарать» со знакомыми и друзьями, потому что все это рассматривается как нечто позитивное и веселое».

Очень весело, действительно. Особенно недавний ролик из Киргизии, где 16-летняя похищенная девочка рыдает, пытаясь вырваться из рук похитителей и похитительниц.

Что говорит закон?

Действующий Уголовный кодекс РФ не содержит такого состава преступления, как похищение невесты. Юридически подобные прецеденты регулируются статьей 126, однако тут много частностей и тонкостей, которые необходимо учитывать. Женщинам часто угрожают, на них оказывается давление с помощью традиций, от них отворачиваются родственники, а гнет общественного мнения вынуждает их подчиниться воле похитителей.

В правовом регулировании этой проблемы есть куда более удачные примеры законов, которые защищали девушек, вынужденных жить по канонам патриархального мира. В Советском Союзе с остатками средневековых традиций активно боролись: Уголовный кодекс РСФСР образца 1960 года предусматривал наказание за «преступления, составляющие пережитки местных обычаев», в том числе похищение невест и уплату/принятие свадебного выкупа. За похищение женщины с целью вступления в брак преступнику грозило лишение свободы до двух лет.

Так, с 2010 года в Чечне похитителей обязали уплачивать миллион рублей в Общественный фонд имени Ахмата Кадырова. В 2013 году меры предприняло и руководство Ингушетии: за похищение женщины ввели серьезные штрафы как для организатора преступления, так и для его пособников. Но, как показала практика, проблему успешнее удается решить не через законодательство. Некоторых жителей этих регионов не останавливает ни Конституция, ни Уголовный кодекс. Зато для них работают религиозные нормы: когда похищения стали предавать общественной огласке, сильно осложнилось освящение брака в мечети, что является обязательным для мусульманских регионов обрядом. Мулла, взявший на себя ответственность за освящение такого брака, рискует лишиться сана. Совет Алимов Дагестана, например, постановил:

«‎Всем имамам довести до своих джамаатов информацию о величии греха за похищение свободной девушки. Поистине, принуждение свободной женщины силой выйти в путь, отдаляя ее от дома и родных, является запрещенным по Исламу. Это то, что вызывает гнев Аллаха».

Оправдаться у муллы не получится: согласно традиции, процедура освящения брака должна от и до проходить в его присутствии, он должен приехать вместе с процессией в дом невесты. А если его приглашают в дом жениха, где уже находится девушка, то он априори должен понять, что здесь что-то не так.

Источник

«За тебя калым отдам»: как проходят кавказские свадьбы

Большие расходы – это всегда нелегко, будь то целое государство или отдельно взятая семья. Неожиданный ход придумали в Чечне. От имени главы республики раздали по 50 тысяч рублей женихам на выкуп невесты. Сумма, безусловно, символическая. Кавказская свадьба обычно обходится намного дороже, отмечает корреспондент телеканала «МИР 24» Максим Красоткин.

Начало семейной жизни, как Новый год: как встретишь, так и проведешь. Кавказская молодежь никогда не скупится на торжества. Порой свадьба – это праздник не только для жениха и невесты, а событие для всего села или района города. Семейные видео на зависть «Мосфильму» и Голливуду. Впрочем, многое остается за кадром.

«Часто бывает, что после пышной свадьбы у молодоженов остается несколько тонн еды, фото и видео, а жить негде. Это, конечно, перегиб», – делится руководитель event-компании Евгений Абаев.

Шикарные свадьбы – давняя традиция Кавказа. Все связано с народным гостеприимством. Отдать последнее гостю – это закон и обычай. Вот и гуляют как в последний раз.

«Может, люди, которые в кавказском регионе не живут, удивились бы: у нас есть традиция перекрыть проезжую часть улицы, ставить палатку. Причем палатка ставится как на свадебное мероприятие, так и на ритуальное одна и та же. Определить, свадебная она или ритуальная, можно по лицам гостей. Если свадьба, значит, лица радостные», – говорит Евгений Абаев.

Две машины по меркам чеченской свадьбы – более чем скромно. Обычно невесту привозят десятки автомобилей. Но семья Даудовых решила иначе. Приветствуют родные, угощают конфетами и говорят: «Добро пожаловать, невестка! Счастья тебе!» Конфеты – это чтобы жизнь в доме свекрови была сладкой. Жарадад женила своего сына.

«У нашей семьи не было возможности отметить торжество. Сын потерял работу, у нас был нелегкий период», – делится мать жениха Жарадат Даудова.

Чтобы молодожены не залезали в кредиты, глава Чечни распорядился выделить малоимущим по 50 тысяч рублей. Эту сумму получили более 200 женихов. Деньги не из бюджета, а из благотворительного фонда. Потому и сумму определяло духовенство.

«Пусть Всевышний вам принес пользу с этих денег! Спасибо большое!»

«Я пришел с двумя сыновьями. Они во время пандемии оказались в трудном положении. Благодарен, что нам оказали такую помощь!»

В традициях гор – за невесту нужно заплатить калым. Во все времена он был разным и зависел от договоренности между семьями. Кто-то отдавал домашним скотом, кто-то золотом. Люди попроще домашней утварью.

«На самом деле это не столько оплата или покупка, сколько возмещение утраты рабочих рук или члена семьи. Ведь они забирают в самом расцвете сил человека в другую семью. Родителям в знак уважения они должны компенсировать эту утрату», – поясняет генеральный директор Национального музея Республики Северная Осетия-Алания Батраз Цогоев.

Похищение невесты – вроде тоже традиция Кавказа. Однако историки утверждают: это было крайней мерой. В первую очередь – если калыма не хватало. В этом случае глава семьи, как правило, скрывался навсегда из родного села.

«Когда человек крал себе невесту, это в первую очередь оскорбление родителей и оскорбление фамилии, причем двух фамилий. Учитывая, что есть родственные фамилии, человек получал кровников нескольких фамилий», – отметил Батраз Цогоев.

Свадьба Ратмира и Залины Доховых прошла согласно древним традициям: банкетный зал для всех родственников и соседей. Одни только платья невесты, а их как минимум два, на разные дни, обошлись почти в 40 тысяч рублей.

«Сегодня мы накрыли на 260 человек, на одного человека – 17 долларов. В меню входят фрукты, мясное ассорти, пять горячих», – делится официантка.

— Жених сам заработал на свадьбу или вы помогаете?

— Честно скажу, я не знаю. Он все эти дела ведет. Я пенсионер, что мог – дал. Разберемся после.

Конечно был и калым. Только в этом случае он платился самой невесте.

«Когда мы подписываем мусульманский брак, то это по желанию мужа идет. Это не выкуп. Он может ручку подарить, это необязательно должен быть дорогой подарок. Он мне подарил серьги», – рассказывает Залина Дохова.

Свадебные традиции народов России отличались в зависимости от региона и менталитета. Но финансовая тема так или иначе присутствовала везде. Например, на Руси невеста обязательно должна была быть с приданым. Чтобы не оказаться в новом доме с пустыми руками. С другой стороны, это была компенсация мужу за то, что взял в жены. Ведь в древности молодые зачастую узнавали друг друга только на свадьбе. Отсюда и название невеста – не весть что.

«Вот это называется брачный обыск. Священник должен был обыскать новобрачных, по-русски, испросить. Он должен был испросить, не брат или сестра, какие родственные связи, не обещалась ли она кому-то другому, и после этого им разрешалось венчаться», – объясняет создатель Музея свадьбы, семьи и детства Ольга Морозова.

В руках историка Ольги Морозовой уникальный документ начала XX века – перечисление приданого невесты. Прилагался к свидетельству о браке того времени.

«И тарелки, и рамки. И 168 томов сочинений русских писателей. Это 1900 год», – уточняет Морозова.

Вступать в брак добровольно, а не по согласию родителей стало возможно только при Петре I. Но традиция приданого или калыма осталась. На это не влияла смена эпох. Как и на понятие традиционной семьи.

Источник

Значение слова калым

Словарь Ушакова

кал ы м, калыма, мн. нет, муж. (тюрк. kalym) (этнол.). Выкуп, вносимый женихом родителям невесты у некоторых народностей.

Современный экономический словарь. 1999

в странах Востока: денежный или материальный выкуп, который должен дать жених за невесту согласно мусульманским обычаям. Расходуется на нужды невесты и будущей семьи.

Этнографический Словарь

(тюрк.), брачный выкуп у народов Кавказа, Средней Азии и Сибири.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Традиционный выкуп за невесту у некоторых народов.

* Карагез будет ее [Бэлы] калымом. // Лермонтов. Герой нашего времени // *

Словарь экономических терминов

денежный или материальный выкуп, который должен дать жених за невесту согласно мусульманским обычаям. Расходуется на нужды невесты и будущей семьи.

Тюркизмы в русском языке

Энциклопедический словарь

(тюрк.), название выкупа за невесту у некоторых народов Ср. Азии, Кавказа и Сибири.

Словарь Ожегова

КАЛЫМ, а, м.

1. У нек-рых восточных народов: выкуп за невесту.

2. перен. Доход, получаемый от занятия, помимо законного заработка (прост.).

| прил. калымный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— слово это у всех русских инородцев монгольского и тюркского происхождения означает плату за невесту, выкуп, платимый женихом. Корни этого обычая кроются в особенностях древнего общественного быта (см. Выкуп), и факт существования его в ту или иную эпоху может быть установлен для всех народов, не исключая и славян (см. Вено). По мере того, как другие формы заключения брака вытесняли у того или др. народа покупку невест, выкуп сводился к одному лишь символическому обряду. Так, в малорусской свадьбе символический обряд выкупа невесты играет едва ли не первостепенную роль (ст. Охримович в «Этнографическом обозрении» 1891 г., № 4). В вост. губ. сохранился и самый обычай уплаты К. под именем кладки, запроса, настола, столовых денег, поневестных ; но деньги эти обыкновенно идут на приданое и на свадьбу. Первоначально К. обращался в исключительную пользу родителей или родственников невесты, затем он стал делиться между ними и самой невестой и наконец поступать в полную собственность последней. У различных русских инородцев существуют все эти три формы. Так, у бурят К. поступает всецело в пользу родителей невесты. У башкир часть К. принадлежит невесте, которая может вытребовать его судом, но обыкновенно принято оставлять его отцу. У казанских татар К. всецело обращается на приданое невесте; тоже у ахалцихских армян, у которых К. называется хаасен. Обычай продажи невесты распространен среди горских племен Кавказа, где плата за невесту называется у черкесов К., у осетин — ирад, у ингилойцев — мелче, у аварских горцев — могори, у татар — кебин, Вопрос о размерах К. имеет здесь большое значение, так как при чрезмерной высоте его многие вынуждены прибегать к тайному и насильственному увозу женщин, а это при господстве обычая кровавой мести частью влечет за собою кровавые столкновения между целыми родами. Поэтому общественные власти стремятся установить максимальный размер К. Так, в 1866 г. собрались во Владикавказе представители трех сословий Сев. Осетии и установили норму К. в 200 р.; в 1879 г. депутаты ингушей общественным приговором назначили максимальную норму К. в 105 р., а равно определили размеры свадебных угощений и постановили подвергать штрафам родителей невесты, принявших по уплате К. какие бы то ни было подарки. В Осетии таугарцы платят родителям невесты только 100 р., а другие 100 р. родители, согласно постановлению шариата, записывают в пользу невесты в накях (брачный контракт), чтобы в случае развода она могла получить эти деньги в свою полную собственность. Другие осетины-мусульмане записывают в накях только 50 р., у осетин же христиан родители до сих пор берут весь выкуп в свою пользу. У дагестанских горцев, лезгин, салатавцев, андийцев, койсобулинцев, дидойцев и др. К. или совершенно пал, будучи заменен кебин-хакком, т. е. брачным договором, которым жених обеспечивает невесту на случай своей смерти или развода, или же дошел до минимальной цифры (20 фн. пшеницы, 1 р. денег и т. п.), при которой акт платежа К. имеет уже скорее характер символического обряда. См. Малинин, «О свадебных платежах у кавказских горцев» («Этнографич. обозр.», 1890 г., № 3).

Источник

Махр и калым: что полагается выплатить невесте?

Очень часто народные традиции и обычаи тесно сплетаются с религией, из-за чего возникает недопонимание тех или иных постулатов ислама.

Не стал исключением и вопрос калыма, который зачастую путают и принимают за часть мусульманского обряда заключения брака – никаха.

Что такое калым

Калым – это своеобразная плата жениха семье невесты, её выкуп в виде определённой суммы денег или имущества. Калым является традицией у народов Сибири, Средней Азии и Кавказа. Корни этого обычая, по мнению исследователей, связаны с переходом от древнего матриархата к патриархальному обществу, а также вызваны идеей компенсации за воспитание дочери, лишение семьи рабочей силы.

У каждого народа есть свои особенности этой традиции. Объединяющим моментом является то, что по истечению времени он везде стал лишь символическим моментом, частью свадебного обряда. Размер калыма обсуждается между двумя семьями. На увеличение его размера влияют многие факторы: состоятельность семьи невесты, её красота, образованность, умения. Среди бедных семей, которым выплачивать калым тяжело, существует практика обмена. Иначе говоря, двойное родство – девушки из каждой семьи идут в другую, из-за этого необходимость выплаты калыма отпадает.

Учитывая, что практически большинство народов, где в той или инфой форме практикуется выкуп за невесту, являются мусульманскими, эта традиция в сознании общественности стала ассоциироваться с шариатским условием заключения брачного союза – махром.

Однако махр и калым различаются по многим параметрам.

Особенности махра

Махр – это обязательная выплата женихом своей будущей невесте (только ей, а не семье). Он является одним из условий никаха. Условно говоря, калым – это плата ЗА невесту, а махр – выплата НЕВЕСТЕ. Поэтому стоимость махра определяет будущая супруга, а не её семья, как в случае с калымом.

Махром может служить всё то, что подлежит купле-продаже. Если же в момент заключения брака махром оказалось то, что нельзя ни купить, ни продать, то, по мнению учёных, в этом случае следует выплатить махр мислий (махр, соответствующий уровню и статусу первоначальному, или принятый в этом регионе).

Выплата махра преследует иные цели, нежели калым. Во-первых, это повеление Всевышнего не является компенсацией для семьи, денежной оценкой невесты. Махр символизирует решительность мужчины вступить в брак и его серьёзное отношение к браку, умение выполнить требования и обеспечить семью. Во-вторых, махр направлен для защиты женщины в случае, если она останется без мужа. Поэтому распоряжаться имуществом или деньгами может только она, а не её семья. Жена может отдать часть своего махра мужу, чтобы помочь ему в бизнесе или потратить на семейные нужды, когда супруг не может обеспечивать семью по объективным причинам.

Размер выплаты при никахе

О величине калыма всегда договариваются две семьи, и, придя к обоюдному согласию, брак может состояться. В отношении махра обоюдного согласия семей не предусматривается. Невеста выдвигает свои требования. По Шариату нежелательно, чтобы стоимость махра был чересчур малой или великой. Порицаемым считается назначение большого махра, из-за которого мужчины не могут жениться, испытывая материальные трудности для его выплаты.

Если минимальный размер калыма нигде не обозначен, то минимальная цена махра в ханафитском мазхабе составляет 10 дирхамов. В пересчёте на серебро – это 30,61 грамма серебра или его эквивалентная стоимость. В маликитском мазхабе планка снижена до трёх дирхамов (9,183 г серебра) или ¼ золотого динара.

В Священном Коране есть прямое указание на то, что махр должен обязательно иметь материальную ценность:

«И замужние женщины запретны для вас, если только ими не овладели ваши десницы (т.е. если только они не стали вашими невольницами). Таково предписание Аллаха для вас. Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, соблюдая целомудрие и не распутничая. А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение (брачный дар). На вас не будет греха, если вы придёте к обоюдному согласию после того, как определите обязательное вознаграждение (брачный дар). Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (4:24)

Имамы Шафии и Ахмад ибн Ханбал не устанавливали наименьшую величину махра. Согласно этим мазхабам, мужчина может жениться, пообещав будущей супруге научить её Корану или, например, его части. Это и будет считаться махром. Данная точка зрения исходит из хадиса Милости миров Мухаммажа (с.г.в.). Как-то раз к нему подошёл человек, который хотел жениться. Но у мужчины ничего не было, даже кольца из железа. Тогда Пророк (с.г.в.) подозвал его и обратился с вопросом: «Что ты знаешь (наизусть) из Корана?» Тот перечислил, что знает из Корана, а в ответ услышал: «Мы выдаём её за тебя замуж за то, что ты знаешь из Корана» (хадис передал Хаким).

Когда платится махр и калым?

Калым выплачивают до вступления молодых в брак или в день свадьбы. Махр обычно передают во время совершения никаха, когда имам спрашивает жениха и невесту о махре и её согласии на такой махр. Этот вид махра называется «махр муаджаль», то есть даруемый сразу.

С позиции всех мазхабов, кроме ханафитского, никах без махра не является действительным. По мнению Абу Ханифы, такой брак нежелателен. Махр можно выплатить позже, но не сильно затягивая, если стороны договорились об этом. Такой вид получил название «махр муаххар».

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *