забрифовать что это значит
Важность брифования клиента в начале сотрудничества
Что такое бриф и для чего он применяется
Бриф — это опросный лист, который заполняется заказчиком или с его слов перед началом работы над дизайнерскими, рекламными проектами, созданием сайтов, написанием продающих текстов и другими. Он помогает собрать нужную маркетинговую информацию для использования в дальнейшем.
Зачастую, использование в работе этого инструмента говорит о профессиональном уровне специалиста. Ведь, чтобы предоставить клиенту нужный результат, необходимо наиболее полно собрать информацию об услуге или продукте заказчика.
Бриф также позволит уточнить требования и пожелания заказчика по проекту. Составление такого документа поможет определить и согласовать бюджет на предоставляемые услуги.
Заполнение пунктов такого опросного листа с информацией от заказчика позволит специалисту сделать действительно качественную, уникальную работу и избежать шаблонных решений. Поможет обеспечить продвижение продукта или услуг клиента.
Без таких подробных данных специалист просто не сможет начать свою работу, ведь, часто предоставить информацию о продукте в силах только сам заказчик.
Ну и, самое главное, составление брифа в самом начале сотрудничества исполнителя и клиента позволит избежать конфликтных ситуаций в последующем, так как условия взаимодействия и требования заказчика к проекту предварительно согласованы.
Если исполнитель использует в работе бриф, то он экономит для себя время, так как собирает сразу всю информацию для проекта, фиксирует и структурирует данные, полученные от клиента. Их становится удобно использовать.
Заказчик также экономит для себя время, потратив вначале время на заполнение брифа. В дальнейшем, специалист сможет работать над проектом, при необходимости, задав всего несколько уточняющих вопросов клиенту.
Если условия и требования к конечному результату прописаны заранее, то это гарантия получения результата. В этом случае отпадает необходимость в больших доработках проекта или вовсе в выполнении работы заново. Это позволяет клиенту сэкономить средства для решения поставленных задач.
Еще плюс для заказчика — возможность взглянуть на свой бизнес по-новому. Так как для ответа на вопросы брифа ему придется подробно проанализировать свой продукт, целевую аудиторию, способы продвижения и другие вопросы.
Бриф включает в себя вопросы по следующим пунктам:
Заполнить опросный лист можно выслав его, оформленный в документах Word, на почту клиента. Еще удобнее открыть ему доступ для заполнения в Google Docs, что исключит необходимость в пересылке. Можно также созвониться с клиентом для брифования. Этот способ считается оптимальным, так как заказчику иногда легче ответить на вопросы исполнителя, чем самому заполнять бриф.
Пример успешного брифа составленного в google docs
Что такое бриф и как его правильно составить
Если вы заказываете какие-либо услуги у стороннего агентства или разрабатываете свой проект совместно с другой компанией, нужно четко ставить задачи и цели. Чего только не приходится писать в такие моменты, но на начальном этапе самым важным документом является бриф.
Я расскажу, что это такое и в каких случаях он используется.
Зачем нужен бриф
Бриф – это инструкция, в которой заказчик прописывает задачи, этапы работы и технические детали для исполнителя. С его помощью можно обозначить все нюансы работы, создать единый контекст и настроиться на одну волну с другой командой. Иногда у компаний предусмотрены собственные шаблоны этого документа.
Инициатива создания или заполнения брифа обычно идет как от заказчика, так и от исполнителя. Однако клиент порой отказывается от его заполнения, и некоторые исполнители используют для описания дальнейшего плана работы другие инструменты.
Бриф нужен для того, чтобы заказчик смог полностью донести свой замысел до исполнителя. С помощью этого документа он покажет итоговую «картину» – то, каким будет готовый проект. Там же указываются контакты, сроки выполнения и бюджет, который компания готова вложить в реализацию.
В таком документе работу чаще всего разделяют на несколько основных этапов. Иногда заказчики указывают ключевые метрики для дальнейшего мониторинга и оценки успешности выполнения работы.
В каких сферах используется бриф
Чаще всего бриф используется в той сфере услуг, где итоговую картину формирует заказчик. К таким областям относятся:
Виды брифа
Четкой и единой формы у этого документа не существует, так как он используется во всевозможных сферах и для разных целей. Как правило, его содержание и тип определяются тем, какую задачу хочет решить заказчик.
Чем бриф отличается от ТЗ
Во-первых, техническое задание и бриф составляются на разных этапах сотрудничества. Сначала компания создает или заполняет бриф, а ТЗ используется уже ближе к этапу подписания договора. Бриф приравнивается к документу, имеющему определенную юридическую силу.
Во-вторых, бриф является некой визитной карточкой компании-заказчика, в которой предлагаются условия дальнейшего сотрудничества. А в техническом задании уже более четко и конкретно прописаны все роли, сценарии, этапы и задачи для разных участников команды исполнителя.
В-третьих, бывают случаи, когда нужен бриф и не нужно техническое задание, а бывает и наоборот. При долгосрочном сотрудничестве на этапах знакомства используется первый тип документа, а уже в дальнейшем составляется ТЗ на конкретные задачи.
Как правильно составить бриф
Сперва нужно определить цели и задачи, которые следует решить с помощью брифа, набросать перечень основных волнующих вопросов и обозначить желаемый результат.
Структура брифа
Единого шаблона для создания брифа не существует. Но есть несколько основных разделов, которые обязательно должны в нем присутствовать независимо от сферы деятельности заказчика и типа выполняемой услуги.
Часто такой документ содержит и технические характеристики желаемого продукта. Например, при написании текстовых материалов заказчик может задать стиль оформления документа, его формат (Excel, Word, PDF и так далее), стиль написания и так далее. Или при разработке сайта можно перечислить основные страницы и разделы, из которых он будет состоять.
Примеры брифов
Приведу пару примеров того, как составляют этот документ в разных сферах. И первое, что хочу показать – разделы брифа, который я лично составляла для организации мероприятий.
Второй пример больше касается практики разработки сайта. В примере показываю только грубую структуру, эдакий шаблон. Готовый бриф для вашего проекта будет отличаться от этого, ведь вам важно проработать все имеющиеся вопросы.
Заключение
В зависимости от сферы деятельности компании информация, содержащаяся в брифе, может отличаться. Я напоминаю, что составлять его следует с учетом цели сотрудничества и задач, которые должны быть решены. Ориентируйтесь на собственный опыт, и тогда документ выйдет идеальным.
Как правильно брифовать клиента: полезный пост для всех дизайнеров
Многие начинающие дизайнеры воспринимают клиентский бриф как формальность и спрашивают заказчика только про базовые вещи — деятельность компании, географию и конкурентов.
Логомашина забрифовала более 3 000 клиентов по всему миру: в этой статье мы рассказываем, какие вопросы дизайнер должен обязательно задать клиенту, чтобы впоследствии не вносить в работу кучу правок.
Не задавайте слишком сложные вопросы
Не спрашивайте у клиента, какая у компании миссия или, чего еще хуже, какие у нее корпоративная и коммуникационная стратегии.
Подобные вопросы собьют заказчика с толку, а вы в лучшем случае получите формальный ответ, имеющий мало общего с настоящим положением дел в компании.
Лучше спросить «Почему проект получил такое название?» или «Если бы вы могли рассказать своим потребителям о проекте одним предложением, как бы оно звучало?»: отвечая на подобные понятные вопросы, клиент гораздо быстрее расскажет вам важную информацию о компании.
Узнайте, почему дизайн нужен именно сейчас
Спросите у клиента, почему компания решила обратиться к вам сейчас, а не вчера или год назад.
Скорее всего, происходят какие-то изменения: например, компания начала сдавать позиции и дизайн ей нужен для отстройки от конкурентов, а может быть новый дизайн понадобился из-за смены рынка (бренд перешел из масс-маркета в другой ценовой сегмент).
Поймите проблемы целевой аудитории
Вместо того, чтобы просить заказчика просто описать целевую аудиторию, задавайте ему ситуативные вопросы. При разработке дизайна вам вряд ли поможет информация о том, что среднестатистическому клиенту компании 25 лет и он зарабатывает 50 тысяч рублей в месяц.
Изучая аудиторию нужно смотреть глубже: узнайте, почему люди обращаются в компанию (например, это продуктовый магазин и большая часть покупателей туда ходит не из-за качества продуктов, а из-за близости к дому), какие у них боли (например, высокая стоимость продуктов, узкий ассортимент фруктов и овощей), поймите их отношение к компании в целом (например, нейтральное, но если рядом с домом появится магазин с более низкими ценами, они будут совершать покупки в нем).
Попросите клиента представить свою компанию как человека
Предложите заказчику оживить компанию: она будет ярким экстравертом, который заряжает энергией окружающих или спокойным, уравновешенным интровертом, для которого важны рациональность и внимание к деталям?
При составлении портрета компании очень хороши на первый взгляд весьма абсурдные вопросы: «Какая у вашего бренда была бы собака?», «Какой автомобиль водил бы ваш бренд?», «Если бы ваш бренд был героем фильма, он был бы Джеймс Бондом или Терминатором? — все они про то, что изначально обладает характером. Так, если клиент на вопрос про героя фильма отвечает: «Терминатором», становится понятно, что свою компанию он воспринимает как мощного лидера, способного победить всех конкурентов.
Узнайте о предыдущих попытках клиента разработать дизайн
Уточните, не работал ли заказчик раньше над дизайном для проекта.
Бывает так, что клиент уже пробовал разрабатывать дизайн как своими силами, так и силами фрилансером и целых студий: в таких случаях обязательно попросите его показать вам предыдущие попытки.
Если вы видите, что клиенту предыдущие исполнители предлагали действительно хороший дизайн, а он отказался — возможно, это сигнал о том, что заказчик очень сложный и стоит подумать о работе с ним в целом. Если же вы понимаете, что предыдущие варианты неоднозначны — уточните у клиента, что именно ему не понравилось, чтобы сэкономить ваше общее время.
Поймите, что нравится клиенту, на конкретных примерах
Одни и те же эпитеты означают совершенно разное для дизайнера и заказчика. Для вас современным дизайном кажется то, что сегодня висит в топе на Behance, а клиент под этим понимает обилие шрифтов и теней.
Прежде, чем приступать к работе соберите для клиента мудборд и попросите его прокомментировать понравившиеся варианты (обязательно уточните, что именно понравилось: графика, цвета, градиенты).
Никогда не перекладывайте эту задачу на клиента: он ее с 99% вероятностью проигнорирует, сославшись на нехватку времени, либо перечислит бренды, которые ему нравятся, например, из-за качественной продукции, а не из-за понравившегося дизайна.
При согласовании дизайна исключите лишних людей
Уточните, кто принимает решение при утверждении дизайна, и работайте с ним. Со стороны дизайнера идеальная ситуация выглядит следующим образом: дизайн согласовывает один человек — например, генеральный директор.
Если заказчик хочет, чтобы решение принимало несколько человек, вы должны понимать, что согласия добиться будет трудно и скорее всего по каким-то субъективным причинам кому-то дизайн не понравится и работу придется переделывать.
Если к вам изначально обратился посредник (например, менеджер), который не будет участвовать в утверждении дизайна, попросите его поговорить с лицом, принимающим решение, и убедитесь, что ожидания второго совпадают с теми, что указал в брифе первый.
В конце брифа можно добавить еще несколько полезных вопросов: готов ли заказчик купить платный шрифт, какой основной носитель дизайна (у кофейни — стаканчики, у такси — машины), есть ли нежелательные ассоциации и какие предметы или образы не стоит использовать. Кроме того отдельно стоит уточнить, существует ли возможность для экспериментов: предложите заказчику по шкале от 1 до 10 оценить готовность к смелым и нестандартным решениям.
Как дизайнеру брифовать клиента: советы «Логомашины»
Многие начинающие дизайнеры воспринимают клиентский бриф как формальность и спрашивают заказчика только про базовые вещи — деятельность компании, географию и конкурентов.
«Логомашина» забрифовала более 3000 клиентов по всему миру: в этой статье мы рассказываем, какие вопросы дизайнер должен обязательно задать клиенту, чтобы впоследствии не вносить в работу кучу правок.
Не спрашивайте у клиента, какая у компании миссия или, чего еще хуже, какие у нее корпоративная и коммуникационная стратегии. Подобные вопросы собьют заказчика с толку, а вы в лучшем случае получите формальный ответ, имеющий мало общего с настоящим положением дел в компании.
Лучше спросить о том, почему проект получил такое название. Отвечая на простые и понятные вопросы, клиент гораздо быстрее расскажет вам важную информацию о компании.
Спросите у клиента, почему компания решила обратиться к вам сейчас, а не вчера, неделю или год назад.
Скорее всего, происходят какие-то изменения: может быть компания начала сдавать позиции и дизайн ей нужен для отстройки от конкурентов, а может новый дизайн понадобился из-за смены рынков (бренд перешел из масс-маркета в другой ценовой сегмент).
Вместо того, чтобы просить заказчика описать целевую аудиторию, задавайте ситуативные вопросы. При разработке дизайна вам вряд ли помогут знания о том, что среднестатистическому клиенту компании двадцать пять лет и он зарабатывает пятьдесят тысяч рублей в месяц.
Изучая аудиторию, нужно смотреть немного глубже: узнайте, почему люди обращаются в компанию (к примеру: это продуктовый магазин и большая часть покупателей туда ходит не из-за качества продуктов, а из-за близости к дому), какие у этих людей боли (высокая стоимость продуктов, узкий ассортимент фруктов и овощей), поймите их отношение к компании в целом (довольно нейтральное, но если рядом с домом появится магазин с более низкими ценами, они будут совершать покупки в нем).
Предложите заказчику оживить компанию: она будет ярким экстравертом, который заряжает энергией окружающих, или спокойным, уравновешенным интровертом, для которого важны рациональность и внимание к деталям?
При составлении портрета компании очень хороши на первый взгляд весьма абсурдные вопросы: «Какая у вашей компании была бы собака?», «Какой автомобиль водила бы ваша компания?», «Если бы ваша компания была героем фильма, она была бы Джеймсом Бондом или Терминатором?». Все эти вопросы про то, что изначально обладает характером. Так, если клиент на вопрос про героя фильма отвечает: «Конечно, Терминатором», становится понятно, что свою компанию он воспринимает как мощного лидера, способного победить всех конкурентов.
Уточните, не работал ли заказчик раньше над дизайном для проекта.
Как составить бриф: советы и примеры EMAILMATRIX
В этой статье я расскажу, что важно учесть при подготовке брифа и как с ним работать. Объясню, как и кому он помогает и как правильно брифовать клиента на задачу, а также приведу примеры брифов, которые мы используем в EMAILMATRIX.
Есть такое выражение: какой бриф, такой и креатив. Это жизненно, ведь не зная деталей и особенностей проекта на старте, впоследствии мы делаем ошибки, напрасно тратим ресурсы и получаем минусовые ROI. Расстраиваемся и задаёмся вопросом: почему я сразу этого не спросил? На выходе: у клиента испорчено впечатление о нас как об экспертах, а у нас – убытки.
Пример: клиент приходит с ТЗ: срочно нужен простой лендинг под акцию, на котором будут подробные правила.
Вы назначаете цену и приступаете к работе. В процессе оказывается, что «креатив не цепляет», «нужны уникальные изображения, локализация» и вдогонку нужно ещё прикрутить формы и вывести рейтинг.
Клиент торопит с этапами, у него создаётся плохое впечатление о сотрудничестве с вами, вы в спешке стараетесь угодить. В результате всё идёт совершенно не по плану: проект не приносит планируемой прибыли, трудозатраты в несколько раз превышают стартовую оценку и оказывается, что вы финансово недооценили эту задачу.
Причина – отсутствие подробных данных на входе в задачу.
С такой проблемой сталкиваются многие новички.
Чтобы избежать такой ситуации, необходимо проводить брифинг – процедуру уточнения у клиента вводных данных и деталей проекта на встрече или созвоне.
Задокументированный результат брифинга – бриф. Это может быть карточка встречи с зафиксированными основными моментами или шаблон понимания задачи, оформленные в гугл-таблице или любом другом удобном вам формате.
Понимание задачи – это её видение конкретным специалистом. Т. е. то, как он видит реализацию задачи, какие, по его мнению, возможны сложности, какие частные и глобальные цели он перед собой ставит, как он себе представляет структуру лендинга/письма и т. д.
Бриф помогает качественно погрузиться в задачу – зафиксировать все нюансы, получить ответы на интересующие вопросы, оценить сроки и риски, понять, чего клиент от вас ждёт.
Информация в брифе напрямую зависит от запроса клиента и конкретных задач проекта: подумайте, что вам важно знать, чтобы выполнить проект качественно, и какие нюансы для вас значимы. Но есть и несколько универсальных пунктов.
Информация о компании, позиционировании, архитектуре бренда, его особенностях. Менеджеру проекта важно это хорошо представлять, чтобы детально погрузиться в специфику работы компании. Здесь пригодится опыт топ-менеджеров компании-заказчика, которые обладают качественными данными о компании.
Описание целевой аудитории. Не просто гендерное соотношение и возраст (первичные данные о сегментации), а более глубокие особенности – портрет, площадки наибольшей концентрации ЦА, средний чек, покупательская активность, интересы. У крупных компаний есть большие исследования на эту тему, а также описания путей пользователя и способов взаимодействия с диджитал-площадками.
На этом этапе надо запросить доступы к аналитике, на основе данных которой можно сделать самостоятельные выводы.
Описание проблемы. Что именно привело клиента к нам, какие проблемы он видит в существующей схеме взаимодействия, в воронке и т. д. Выясняйте всё до мельчайших подробностей и записывайте.
Список конкурентов. Спросите мнение клиента, а также проанализируйте сами, чтобы понимать адекватную позицию компании на рынке.
Цель. Важно понимать, чего конкретно мы хотим добиться, удовлетворив запрос клиента: уменьшить процент отказов в два раза, увеличить конверсию на 20% и т. д.
Задача. Их может быть несколько – переработать шаблон письма, добавить фич вёрстки, запустить amp-компоненты и т. д. Важно прописать всё, что нужно сделать.
УТП. Выясните, каково основное достоинство продукта или услуги в глазах потенциального потребителя.
Особенности, ограничения. Всё то, что клиент накопил до вас. Здесь важно запросить все необходимые гайды: редполитику, брендбук, особенности вёрстки, данные о среде открытия и т. д.
Примеры старых работ и мнение, чем они хороши или чем плохи, что хотелось бы повторить и т. д.
Примеры работ, которые нравятся, – чтобы понимать предпочтения и вкус клиента.
В нашей компании стартовый ознакомительный брифинг проводит менеджер по развитию бизнеса.
Затем он передаёт данные менеджеру проекта, который изучает информацию и назначает встречу-знакомство. На ней проджект-менеджер представляет клиенту проектную команду и обсуждает с ним организационные моменты. После – детальный брифинг для полного погружения в задачу и затем старт проекта.
Каждый клиент предпочитает брифоваться по-своему: кто-то подробно рассказывает обо всех деталях на созвоне, проходясь по нашему списку вопросов, задаёт свои вопросы, по ходу делится пожеланиями.
Если встреча проходит one-to-one, запишите разговор на диктофон. Так вы ничего не упустите, и потом вам будет легче всё задокументировать. Чтобы не возникло неприятных ситуаций, обязательно предупредите клиента о записи.
Некоторым клиентам удобнее заполнять бриф самостоятельно, указав детали письменно. Кто-то предпочитает, чтобы менеджер агентства заполнил бриф сам, прислав его только на проверку. А кто-то по причине занятости присылает ответы в виде голосовых сообщений.
Мы готовы к разным форматам и сводим всю информацию, которую клиент нам предоставил в удобных ему каналах (мессенджерах, почте и пр.). В итоге у нас получается заполненный бриф, который фиксирует все особенности предстоящей работы и договорённости с клиентом по проекту.
За годы работы с компаниями из различных сфер деятельности мы составили брифы под разные уровни задач, специфику компаний и потребности. В зависимости от сферы и сегмента бизнеса (b2b, b2c) брифы отличаются целями, вопросами, их количеством, детализацией этих вопросов.
У нас, например, есть брифы на разработку:
Наш общий бриф для клиента, оставившего заявку на сайте, выглядит так:
А вот пример нашего брифа на разработку письма (промо/контент). Для наглядности мы прописали и выделили серым цветом примеры того, как клиент может заполнять бриф, какую конкретно информацию он может дать.
Это пример нашего сводного брифа – в нём мы фиксируем всё, что обсуждали с клиентом устно или письменно. Исходя из обсуждений, что-то мы можем заполнить сами, а какую-то информацию вводит клиент. Аналогичные пункты мы прописываем и в брифах на посадочные страницы.
Пример нашего брифа на разработку стратегии:
Бриф на разработку спецпроекта всегда индивидуальный, т. к. и спецпроекты не похожи друг на друга.
Говоря обобщённо, мы:
Описанные выше примеры брифов – довольно общие. Любой бриф мы всегда адаптируем под специфику задач и деятельность конкретной компании. На этапе брифинга мы проясняем все вопросы, интересующие наших специалистов, которые будут работать над задачей.
Разберём два примера брифа.
Вводные данные от клиента: необходимо реализовать событийную рассылку к акции «20% на товары для дачного сезона».
Акция проходит с 1 по 18 мая.
Принимают участие товары из категории «Для дома и отдыха».
Шаблон используем стандартный для массовых рассылок.
Добавляем блок с постоянной акцией.
Отправляем 30 апреля, в первой половине дня.
Какой из брифов более полный – ответ очевиден: второй более детальный. В нём конкретно описаны цели, задачи, целевая аудитория и другая нужная для работы информация. Всё это поможет адекватно оценить задачу на старте и качественно её выполнить.
Часто можно подумать, что «ну, это и так понятно», «это уже все знают» и что все и так понимают, что мы имеем в виду. Но по своему опыту работы в агентстве я с уверенностью могу сказать, что на брифинге у клиентов и партнёров нужно спрашивать даже то, что кажется общеизвестным. Также важно, чтобы и клиенты давали как можно больше информации, даже той, которая кажется им очевидной.
Выясняйте детали, которые кажутся вам простыми и понятными. Ведь иногда представления со стороны клиента и агентства могут не совпадать, и такое недопонимание приведёт к неудовлетворительному результату. Создавайте подробные брифы и не жалейте информации друг для друга!