зачем афганцы красят глаза
Ученые раскрыли тайное значение макияжа на глазах талибов
Эксперты раскрыли тайное значение макияжа на глазах членов радикального движения «Талибан» (запрещенная в России террористическая организация). Их слова приводит «Газета.ру».
По данным директора Центра изучения современного Афганистана Омара Нессара, подводка век сурьмой является обычаем пуштунов (иранский народ, населяющий в основном юго-восток, юг и юго-запад Афганистана и северо-запад Пакистана — прим. «Ленты.ру»). «Талибы — это сельские пуштуны со старыми пуштунскими традициями», — объяснил он. Нессар заверил, что накрашенные глаза не являются отличительным признаком талибов и не имеют отношения к воззрениям членов группировки.
Антрополог и исследователь культуры народов Афганистана Святослав Каверин добавил, что использование сурьмы является выражением традиционной моды восточных районов Афганистана. «По народному мнению, сурьма убивает вредные бактерии, защищает глаза от инфекций, песка и солнца, а детей она бережет от сглаза», — подчеркнул ученый.
Талибы захватили Афганистан 15 августа. Правительство и значительная часть высшего госаппарата бежали из страны. Представители движения «Талибан» заверили международное сообщество, что они намерены поддерживать мирные и конструктивные отношения со всеми заинтересованными сторонами.
» Традиции и обычаи афганцев (вторая часть)
Опубликовано: 17.04.2008 09:03 Печать
Автор: АЛЕКСАНДРОВА Юлия
Об авторе: Юля Александрова – переводчик персидского языка, жила некоторое время в Афганистане, автор ряда статей в востоковедческих журналах.
[первая часть]
В Афганистане весьма распространено многожёнство. Сами афганки довольно спокойно относятся к этому факту, ведь так жили их матери и бабки. Дети от разных жён часто воспитываются всеми жёнами вместе, что зачастую бывает довольно удобно. Что касается внимания супруга, то для этого существует чёткая очередность, которую супруг не смеет нарушать. Например, по 2 ночи на каждую супругу, иногда для младшей любимой со стороны мужа выделяется больше ночей, чем для остальных, но старшие жёны вынуждены мириться со столь неприятным обстоятельством. Жены одного мужа между собой называются «амбог» и между ними разыгрываются поразительные по накалу страстей и изобретательности сцены.
Существует множество народных прибауток, шуток и анекдотов на этот счёт. Вот одна из них. Муж наказал провинившуюся жену, он обрил её голову наголо, посадил верхом на осла и заставил проехать по улице. Вот жена верхом на осле проезжает мимо своего дома — из окна смотрит её соперница «амбог» и радуется картине. Женщина поворачивает голову по направлению к окну и кричит сопернице: «Ну что? Давай и из этого придумай что-нибудь, чтобы оклеветать меня!».
Едят большинство афганцев руками. Ложкой и вилкой пользуются для того, чтобы наложить из общего блюда себе в тарелку. Причём это обманчивое понятие, что есть руками легко. Существуют чёткие правила, как правильно складывать пальцы, количество плова, которое можно взять пальцами, если кто-либо неправильно ест, это станет предметом раздражения окружающих. Афганцы любят, когда едят красиво и с хорошим аппетитом. Афганские женщины очень чистоплотны и даже как-то щепетильны при приготовлении блюд. Они гордятся своими кулинарными талантами и любят удивлять гостей новыми деликатесами. Вообще-то, это настоящее удовольствие стать гостем афганской семьи. Хозяин будет сиять от счастья при вашем приходе, детишки будут подносить вам салфетки и хлеб, а обилие вкусных и необычных кушаний не оставит равнодушным самого придирчивого гурмана.
Афганцы необыкновенно гостеприимны. Приход гостя расценивается как проявление милости Аллаха к данному дому и семейству, визит гостя издалека важен для хозяев вдвойне. Следует быть готовым к тому, что при входе в дом афганец, в знак своего глубочайшего уважения к гостю, зарежет жертвенного барана. Хозяин пригласит гостя ступить ногой в свежую кровь перед тем, как войти в дом. Афганцы верят в очищающую силу свежей крови. Этот обряд означает то, что все невзгоды и болезни, подстерегающие на жизненном пути пришедшего в дом человека, должны упасть на принесённого за него в жертву Аллаху барана. Этот обряд широко распространён в Афганистане и каждый раз, когда у человека в жизни появляются препятствия и проблемы, то приносится в жертву баран. Если среди гостей есть женщины, то они будут уведены в женскую половину, где их радушно встретит хозяйка дома. Сидеть придётся на высоких матрасах, обшитых бархатистыми тканями. На ковре перед вами будет расстелен «дастархан» — скатерть, на которой расставят угощения. Известно более 20 видов афганского плова. Самым известным является «кабули» плов. Это плов из тонкого афганского риса с жареной бараниной, сверху покрытый отдельно пережаренной смесью из тонко нашинкованной моркови, красного изюма, миндаля и фисташек. Блюдо, полное плова, поданного в таком виде, выглядит очень эффектно и аппетитно. Существует чёткие правила при подготовке праздничного меню. Например, к «кабули» плову подают жареные фрикадельки или пережаренный с томатом шпинат, жареное мясо обязательно сопровождается картошкой фри, а салат раскладывается по блюдам в виде причудливых узоров из долек кругло нарезанных овощей. Лепёшки, выпеченные в тандуре, будут аккуратно разложены на небольших тарелках и расставлены по краям «дастархана». Чем больше видов угощений приготовил хозяин, тем больше он уважает гостя. В среднем готовится 4-5 видов еды, но бывают торжества, когда готовят 10-11 разновидностей блюд, что является предметом гордости хозяина, который не упустит случая упомянуть об этом лишний раз.
То, как вы двигаетесь, как вы сидите, каким тембром голоса вы ведёте беседу в гостях, является важной частью производимого вами на хозяев впечатления. Следует помнить, что для афганца язык ваших телодвижений, выражение вашего лица, направление вашего взгляда зачастую значат больше, чем всё то, что вы говорите. Поэтому беседу предпочтительней вести тихим приятным голосом, стараясь избегать громкого смеха и резких движений. Взгляд глаза в глаза вообще следует исключить, особенно при общении мужчины и женщины. Женщинам не следует подавать руку во время приветствия или подходить близко к мужчине во время разговора. Что касается одежды, то здесь действует принцип — чем качественнее и дороже ваш костюм, тем большее уважение вы вызываете, причём наличие золотых аксессуаров или перстня с хорошим камнем весьма приветствуется. Цвет одежды не должен быть слишком броским, все цвета должны гармонировать между собой, открытая или короткая одежда неуместна в данном случае. При первом визите в дом нового знакомого необходимо запастись соответствующим подарком для хозяев дома, т.к. хозяева не отпустят впервые пришедшего в их дом человека без гостинца. Женщине-гостье подарят отрез красивого бархата или шёлка на платье, а мужчине подарят национальный афганский костюм «пирантумбон» с искусно вышитым воротом. Ещё афганцы любят дарить ковры ручной работы, красивые часы, вышитые скатерти, расшитые золотистыми узорами бархатные безрукавки, полотняные мешочки, наполненные миндалем, фисташками и сушеным урюком. В свою очередь, хорошим подарком для афганского мужчины могут стать различные технические новинки или эффектное декоративное украшение для дома, женщине можно подарить предметы домашней утвари.
Безусловно, афганцам присущи и отрицательные качества. Зачастую афганцы не имеют своего личного независимого взгляда на вещи, не способны анализировать ситуацию, очень восприимчивы к влиянию различных местных лидеров. Результатом становится их бессмысленная гибель во имя очередного ушлого князька. Безусловно, эта невежественность и легковерие — одно из тяжёлых последствий разрухи и отсутствия элементарного образования. Кроме того, мстительность, присущая афганцам, часто переходит все разумные пределы — дело доходит до того, что враждующие семейства и кланы уничтожают друг друга полностью до младенцев. А такое понятие, как законопослушность, воспринимается афганцами очень тяжело. Они не хотят подчиняться никому и ничему. Это является опасной и разрушительной тенденцией, тормозящей развитие страны.
Афганцы зачастую избегают проявлять и выказывать свои намерения и желания в откровенной форме. В среде афганцев распространено следующее выражение: «Грех, совершённый втайне, лучше намаза, совершённого на людях». Вы никогда не услышите прямого чёткого ответа или сообщения — всё будет сказано как бы издалека, намёками, отдалёнными аналогиями, поэтому следует обладать недюжинной сообразительностью и знанием специфики данного народа, чтобы расшифровать истинный смысл той или иной фразы. Второе, на что стоит обратить внимание — это чутко развитое чувство гордости горца. Наиболее ярким примером являются памирцы Бадахшана. При общении с памирцами следует быть особенно осторожными, чтобы не затронуть эту ранимую и чувствительную струну их души и не обидеть их.
Афганцы очень строго относятся к женщинам. Им не нравится, когда иностранец вообще в любой форме упоминает местных женщин. Только женщина-иностранка может задать вопрос или разговаривать на эту тему, не вызывая неудовольствия афганских мужчин. Следует знать, что ни шутки в адрес афганских женщин, ни попытки снять женщин на камеру не будут поняты, но могут вызвать непредвиденную враждебную реакцию. Зато сами мужчины охотно позируют и обожают сниматься.
Всё население страны исповедует Ислам. Соответственно, афганцы соблюдают общие обряды мусульманской религии. Навруз – праздник Нового года и первый день мусульманского календаря (20-22 марта). К этому дню шьют новое платье, взращивают зёрна пшеницы и готовят из них сладкое кушанье «саманак». Настаивают особый напиток – «наврузи». Это компот, из 7 видов фруктов, очищенных зёрен миндаля, грецкого ореха, фисташек, сушёного урюка, изюма, инжира. «Ид е курбон» — праздник жертвоприношения. Афганцы приносят в жертву баранов, коров, домашнюю птицу. Красят глаза сурьмой. Мясо раздают соседям, бедным или отдают в мечеть. Кроме того, справляют праздник окончания поста Рамазана – «Ид е Фетр», чаще всего этот праздник справляется в кругу семьи.
В данном очерке я попыталась в нескольких штрихах дать представление об афганцах, сделать их чуть более нам понятными. Неизвестное пугает подобно мраку, но когда проливается луч света и освещает контуры предмета и истинное положение вещей, то страх пропадает и появляется желание идти вперёд, искать новые пути к сближению и взаимопониманию.
Быстрая доставка материалов в Telegram Подписаться
Традиции и обычаи афганцев.
Афганистан поразительно интересная для изучения страна, обладающая богатой историей и своеобразными традициями. Пёстрый этнический состав страны уподобляет её красочному ковру, в котором 20 разноцветных нитей-народностей переплелись в один причудливый узор. Каждая народность неповторима и имеет черты, присущие только ей одной. К примеру, афганские узбеки, живущие на севере страны, славятся своей кухней и гостеприимством, к тому же из них выходят хорошие коммерсанты и торговцы. Пуштуны, сконцентрированные на юге и юго-востоке, самая многочисленная народность, они составляют более половины населения. Это воинственный народ. Пуштуны лучшие военные командиры, только им под силу дело обучения и военной подготовки афганской армии, представители именно этой народности правят страной. Существуют кочевые племена пуштунов. Кочевники переходят со своими стадами с одного горного пастбища на другое, живут в шатрах, а их женщины никогда не надевают паранджу и славятся красотой. Афганские туркмены очень богаты, в их руках весь ковровый бизнес. Яркие краски и причудливые орнаменты туркменского ковра восхищают и радуют глаз. Афганские таджики, вторая по численности народность после пуштунов, живут в центре, на севере и северо-западе страны.
Пожалуй, первое, что привлекает внимание в афганцах – это их уважительное отношение к людям более старшего возраста. Институт почитания старших необыкновенно развит в этой стране. Даже если возрастная разница между двумя двоюродными братьями составляет неделю, то младший брат уже обязан подчиняться старшему. Чем старше человек, тем большим уважением он пользуется. В соответствии с этим существует чёткая градация в форме приветствия. Например, при входе в помещение пожилого человека следует встать и поздороваться с ним двумя руками, часто пожилым людям целуют руку, дабы показать им своё особое почитание. В тяжёлых или конфликтных жизненных ситуациях у старших просят совета и всегда прислушиваются к их мнению. Следует заметить, что при приветствии мужчиной знакомой женщины, тот становится от неё в отдалении, подносит ладонь к груди и, не смотря ей в глаза, здоровается, называя сестрой или сестричкой. Женщина приветствует женщину 3-х кратным поцелуем. Молодые люди подходят друг другу, слегка обнимаются и хлопают ладонью друга по спине.
Мулла, старейшины и жених с двумя свидетелями сидят в помещении для мужчин, и мулла начинает обряд «никах», читая специальные молитвы. После молитв, мулла посылает одного из свидетелей к невесте на женскую половину, чтобы та подтвердила своё желание выйти замуж за данного мужчину. Девушка имеет право отказаться, и тогда никто не смеет принудить её изменить решение. Бывали такие случаи, что заставленные силой выйти замуж за нелюбимого афганки пользовались этим правом и давали отрицательный ответ. Свадьба соответственно отменяется в таких случаях. Конечно, за этим следует непримиримая вражда со стороны семьи жениха, которая может закончиться довольно непредсказуемо. Так что, в большинстве случаев девушки всё же соглашаются, даже если и не очень тому рады. Итак, после согласия девушки, свидетель извещает об этом муллу и всех собравшихся. Затем девушка называет имя названного отца, «падар вакиль», который будет для девушки человеком, имеющим право разрешать её будущие семейные проблемы и защищать её интересы перед семьёй мужа. «Падар вакилем» обычно становится старший брат невесты или близкий друг семьи невесты.
В Афганистане весьма распространено многожёнство. Сами афганки довольно спокойно относятся к этому факту, ведь так жили их матери и бабки. Дети от разных жён часто воспитываются всеми жёнами вместе, что зачастую бывает довольно удобно. Что касается внимания супруга, то для этого существует чёткая очередность, которую супруг не смеет нарушать. Например, по 2 ночи на каждую супругу, иногда для младшей любимой со стороны мужа выделяется больше ночей, чем для остальных, но старшие жёны вынуждены мириться со столь неприятным обстоятельством. Жены одного мужа между собой называются «амбог» и между ними разыгрываются поразительные по накалу страстей и изобретательности сцены. Едят большинство афганцев руками. Ложкой и вилкой пользуются для того, чтобы наложить из общего блюда себе в тарелку. Причём это обманчивое понятие, что есть руками легко. Существуют чёткие правила, как правильно складывать пальцы, количество плова, которое можно взять пальцами, если кто-либо неправильно ест, это станет предметом раздражения окружающих. Афганцы любят, когда едят красиво и с хорошим аппетитом. Афганские женщины очень чистоплотны и даже как-то щепетильны при приготовлении блюд. Они гордятся своими кулинарными талантами и любят удивлять гостей новыми деликатесами. Вообще-то, это настоящее удовольствие стать гостем афганской семьи. Хозяин будет сиять от счастья при вашем приходе, детишки будут подносить вам салфетки и хлеб, а обилие вкусных и необычных кушаний не оставит равнодушным самого придирчивого гурмана. То, как вы двигаетесь, как вы сидите, каким тембром голоса вы ведёте беседу в гостях, является важной частью производимого вами на хозяев впечатления. Следует помнить, что для афганца язык ваших телодвижений, выражение вашего лица, направление вашего взгляда зачастую значат больше, чем всё то, что вы говорите. Поэтому беседу предпочтительней вести тихим приятным голосом, стараясь избегать громкого смеха и резких движений. Взгляд глаза в глаза вообще следует исключить, особенно при общении мужчины и женщины. Женщинам не следует подавать руку во время приветствия или подходить близко к мужчине во время разговора. Афганцы очень строго относятся к женщинам. Им не нравится, когда иностранец вообще в любой форме упоминает местных женщин. Только женщина-иностранка может задать вопрос или разговаривать на эту тему, не вызывая неудовольствия афганских мужчин. Следует знать, что ни шутки в адрес афганских женщин, ни попытки снять женщин на камеру не будут поняты, но могут вызвать непредвиденную враждебную реакцию. Зато сами мужчины охотно позируют и обожают сниматься. Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов «Когда я уже вернулся домой, меня часто спрашивали, красивы ли местные женщины, но ведь я их не видел». Война в Афганистане глазами петрозаводчанинаАфганцы не любят вспоминать о войне, потому что любая война — это осколок в сердце, который человек носит всю свою жизнь. О том, нужна ли была эта война, я рассуждать не буду, просто немного расскажу, как я служил в военно-воздушных силах. Обойдусь без кровавых описаний, лучше вспомню какие-то необычные, даже порой смешные случаи: ведь чувство юмора нередко выручает человека даже в самых страшных ситуациях. Я не думал попадать в ВВС, я хотел быть десантником или морпехом. Но когда нас отбирали для службы в различных родах войск, какой-то майор спросил меня: «Ты хоть представляешь, что такое крылья самолета?» Спросил снисходительно, даже с долей презрения, наверное, потому что с виду я был не очень-то физически развитым, неказистым. И я ответил: «Крылья — это у птички и бабочки, а у самолета — несущая плоскость воздушного судна». И майор сразу распорядился: «В ВВС!» Климат Афганистана меня удивил: я думал, в этой стране очень жарко, но оказалось, что не совсем так. Там, где есть зелень, еще более-менее, а в горах все раскаляется так, что ощущаешь себя, как в адской печи. Но это днем, а вот ночью температура резко падает и не спасает даже бушлат. Местные к такому привыкли, а вот нам приходилось трудновато. Вообще, мне кажется, воевать с афганцами было бесполезно — это их земля, их жизнь, они все там знали. Существует подземный Афганистан: афганец может зайти в неприметный ход в своей стране, а выйти из него уже в Пакистане. И сколько мы ни ставили растяжек, они почти всегда их обходили. Как? До сих пор загадка. Как будто у них присутствовало какое-то особое чутье. Когда я уже вернулся домой, меня часто спрашивали, красивы ли афганские женщины. Но мы их не видели, потому что они все в паранджах. Кстати, нас сразу предупредили, чтобы мы ни в коем случае не спрашивали у афганцев что-то вроде «как здоровье вашей жены?», потому что это тяжелое оскорбление. В этой стране женщина — это собственность мужчины, никто не смеет даже заговаривать о ней. Обучали нас очень быстро — времени не было. Многое постигали на опыте. Когда я впервые увидел, сколько приборов в кабине вертолета, то обалдел, как же все это можно запомнить! Был удивлен и мощью этих машин, и их маневренностью, скажем, тем, что вертолет способен прямо в воздухе вращаться вокруг своей оси, да и многими другими вещами. Между прочим, в связи с полетом на вертолете вспоминается один очень забавный случай. Видел ли кто-то из вас летающий трактор? Едва ли. А я видел. Однажды мы возвращались на Ми-8 на наш аэродром и вдруг видим, навстречу по воздуху летит трактор! Пилот смотрит на меня, я — на пилота, у того и у другого одна и та же мысль: двое не могут одновременно одинаково сойти с ума! Я осторожно спрашиваю: «Ты трактор видишь?» Пилот отвечает: «Вижу». Что будем делать? Естественно, решили обойти. Обошли, а трактор спокойно полетел дальше. Оказалось, его надо было перебросить с одного места на другое, а как? Через горы он не пройдет. Прицепили на трос. Мы летели под облаками, встречный вертолет — над облаками, а троса не было видно. Мы долго потом потешались над этой историей, а все ребята думали, что это просто байка. На противообледенительную систему штурманского блистера нам выдавали спирт. Если очень просто, то блистер — это стекло кабины, через которое штурман видит, куда лететь. На определенной высоте блистер обледеневает, и существует система, которая отогревает его с помощью спирта. Через определенные промежутки времени спирт надо менять. А куда девать старый? Я ни в коем случае не пропагандирую пьянство, но на войне без выпивки порой бывает трудно. Однако командир у нас был очень строгий, таких вещей не допускал. Обшаривал все, не дай бог, где припрятали. И мы придумали заливать спирт в отопительные батареи! В казармах они были, но, конечно, стояли без воды. В общем открываешь вентиль, берешь воронку — и вперед! Под конец службы батя все же расколол нас, качал головой и смеялся. Однажды мы летели над горами — три вертолета — и увидели горных козлов. Два вертолета пролетели дальше, а экипаж третьего стал переговариваться мимикой (на земле же все слышно!), мол, подстрелим? Хотя в части нас хорошо кормили и мяса давали достаточно. Подстрелили, но сели неудачно: сами остались целы, но вертолет был поврежден. Мы поняли, что они почему-то отстали, и повернули назад. Сразу стало ясно, что это же трибунал: что за непонятная посадка, с какой целью? Мы забрали экипаж и шарахнули по их вертолету, а в части доложили, что машину подбили душманы из ручного гранатомета. Даже в таких вот «неправильных» ситуациях мы всегда выручали своих ребят. Я не люблю вспоминать Афганистан, но порой он мне снится: сумрачные ущелья, извилистые тропинки в горах, камни, срывающиеся из-под ног в стремнину. И, конечно, ребята, которые не вернулись домой живыми. Говорят, многих служивших в Афганистане сломала война, но мне трудно об этом судить, потому что все люди очень разные. Еще я видел, как какие-то якобы афганцы поют на улицах и собирают деньги. Я не знаю, настоящие ли они — я к ним не подходил, но, на мой взгляд, есть разница между солдатом и уличным музыкантом. Что сказать напоследок? Однажды я был ранен осколком и думал, что не выживу. Женщина-врач, которая меня оперировала, когда я очнулся, сказала: «Живи так, как считаешь нужным, старайся все делать вовремя, добиваться своих целей, понимать разницу между добром и злом». Именно так с тех пор я и стремился жить.
|