зачем ашер закопал сестру

Анализ новеллы Падение дома Ашеров Эдгара По

История

Мистическое произведение Эдгара Алана По впервые было опубликовано в Бартонском журнале для джентельменов в сентябре 1839 года. Позже, новелла подверглась переработке при подготовке к публикации для сборника «Гротески и арабески» (1840 год). Именно после этого, произведение и обрело свой классический вид, дошедший до наших времен.

Жанр

Каждый, кто знаком с работами Эдгара По знает, что в его творчестве преимущество отдано небольшим по размеру жанрам, таким как новеллы и рассказы. Ведь писатель склонялся к тому, что чем меньше по объему произведение, тем большее влияние оно может оказать на читателя.

«Падение дома Ашеров» относится к жанру новеллы, для которого характерны: острый и напряженный сюжет, необычная развязка и четкая композиция. Так же присутствует некая мрачная и зловещая атмосфера, это позволяет выделить данную новеллу как готическую.

Сюжет и тема

Писатель поднимает тему трагичности последствий, с которыми столкнулось сознание человека, воспитанного идеалами, пропитанными гуманизмом, а именно, с новыми реалиями, моральными установками, лишенными человечности в ходе прогресса американской буржуазной цивилизации.

Рассказ ведется от лица героя, приехавшего навестить своего старого товарища, который в написанном рассказчику письме, буквально умоляет того приехать. В самом начале новеллы описывается местность, угнетающая своими видами, по которой проходит дорога к замку. Сам замок предстает мрачным и обветшалым, особое внимание придается трещине, вроде бы еле заметной, но рассекающей здание от самого верха до низа.

В доме живут лишь последний его владелец – Родерик Ашер и его сестра Мэдилейн. Как выясняется, оба они больны. Мужчина страдает нервной болезнью, остро реагирует на яркий свет и громкие звуки, а мысли его и жизнь пронизаны страхом перед некой силой, обитающей в доме. А прекрасная молодая женщина не покидает своих покоев, равнодушна ко всему и просто тает на глазах. Постепенно ее состояние ухудшается и она умирает. Родерик просит рассказчика помочь спустить тело в подземелье, где они плотно закрывают гроб за тяжелой железной дверью. Спустя время, с надвигающейся грозой, по дому начинают доносится странные звуки. Благодаря своим учрезмеривший чувствам Родерик понимает, что это Мэдилейн, они похоронили девушку заживо. Но страх настолько сильно одолевает его, парализует и он не в состоянии пойти и помочь сестре, а тем более сообщить это другу. Восставшая покойница появляется в комнате, окровавленная и обессиленная, падает на руки к брату. Ужас убивает Родерика. Оба мертвы. Рассказчик кидается прочь из дома и наблюдает, как трещина расширяется и замок падает, разрушенный грозой.

Главные герои

Рассказчик – друг Родерика Ашер, приехавший навестить товарища.

Родерик Ашер – хозяин дома, аристократ, представленный интеллектуально – развитой личностью, но страдающий от маниакальной депрессии. Он живет в своем собственном мире. Говорит о любви к единственному родному человеку – своей сестре.

Мэдилейн – сестра Родерика, она больна неизвестной никому болезнью. Живя в удушливой атмосфере, молодая девушка просто тает на глазах. На ней лежит роль жертвы, она не может противостоять разрушающему состоянию брата, а ведь именно его фанатизм и суеверность губит их обоих.

Композиция

Композиция произведения построена с использованием рассказчика, в котором автор воплощает некую психологическую норму и сопоставляет ей героя, отмеченного патологией.

2 вариант

Произведение великого писателя впервые было напечатано в «Бартонском журнале для джентльменов». Год спустя оно было немного переработано для сборника «Гротески и арабески».

Жанром «Падение дома Ашеров» считается готической новеллой. Повествование истории ведётся безымянным автором, другом главного героя Родерика Ашера – аристократа, которого терзает наследственная болезнь.

Рассказ начинается с описания автором особняка Ашеров и окружающей его местности. По дороге к дому рассказчик описывает крайне мрачные пейзажи: расположенное рядом чёрное озеро, покрытое снаружи плесенью, лишайником и паутиной поместье, тяжёлый воздух со зловонными испарениями. Гнетущая обстановка не покидает мужчину и внутри дома. Интерьер наполнен чёрными и красными оттенками, первый, символизируя страх, мрак и погибель, а второй – энергетику сумасшествия, крови и тревоги. Эти цвета контрастируют с мертвотной бледностью хозяина поместья Ашера, что подчёркивает его болезненно-депрессивное состояние и душевные мучения.

Друг юности начинает проводить дни с Ашером и узнаёт, что в особняке живёт его сестра и единственный близкий человек леди Мэдилейн. Как и её брат, девушка страдает таинственным недугом, от которого вскоре погибает. Мужчины хоронят усопшую в семейном склепе, но автор не догадывается что её болезнь не что иное, как летаргия. Зная о подобном состоянии сестры, Родерик не пытается спасти сестру, когда та «оживает» в подземелье замка. Вместо этого героя окутывает страх и тревога, что передаётся и на друга-автора. Кульминацией всего действия является появление покойницы перед мужчинами, окровавленной и измученной. От ужаса Родерик падает замертво, и за ним умирает Мэдилейн.

Важную роль в новелле играет увиденная автором еле заметная трещина на фасаде поместья. В финальной сцене рассказчик в страхе убегает из особняка, наблюдая ужасную картину: трещина расширяется всё больше и больше, обрушая дом. Разрушение здания символизирует вырождение рода Ашеров, а также аристократии XVIII века в целом. Эдгару По самому приходилось быть свидетелем подобного процесса. Писатель родился после национальной освободительной войны в Америке. Древние аристократические роды, как проигравшая сторона, лишилась своей власти, привилегий, денег и положения в обществе. Они не смогли приспособиться к новым условиям существования на фоне политического строя страны, что повлекло вырождение аристократов как класса. Именно эта социально-историческая ситуация послужила основой для сюжета готической новеллы «Падение дома Ашеров».

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ новеллы Падение дома Ашеров Эдгара По

Популярные сегодня темы

Если говорить про то, какое впечатление у читателей остается от образов героев, то стоит отметить, что в основном, данное мнение складывается от поступков, которые совершали эти персонажи

Во всех своих произведениях автор Федор Абрамов затрагивает тему природы и того какую роль она играет для жизни всего человечества. Каждый человек, так или иначе понимает что значение природы, растений и всего живого очень велико

Я даже не удивляюсь тому, что жизнь Онегина в деревне была простой и здоровой. Так обычно и бывает, когда городской житель, приехав на природу (и не на пикник, а на каникулы), наслаждается.

Какие качества нужны человеку, который в будущем достигнет многого? Запомнят ли его за его внешность или за его ум? Я считаю, невозможно достигнуть чего-то, не имея силы воли. Великие ученые, лидеры и авторы – все они пример этому.

Вклад Пушкина в развитие русского языка и поэзии невозможно не оценить. Талантливые и самобытные стихотворения поражают своей глубиной, а неповторимый авторский стиль стал величайшим открытием в истории литературы.

Источник

«Падение дома Ашеров»: Эдгар Аллан По, символика смерти и ужас

Произведение великого писателя впервые было напечатано в «Бартонском журнале для джентльменов». Год спустя оно было немного переработано для сборника «Гротески и арабески».

Жанром «Падение дома Ашеров» считается готической новеллой. Повествование истории ведётся безымянным автором, другом главного героя Родерика Ашера – аристократа, которого терзает наследственная болезнь.

Рассказ начинается с описания автором особняка Ашеров и окружающей его местности. По дороге к дому рассказчик описывает крайне мрачные пейзажи: расположенное рядом чёрное озеро, покрытое снаружи плесенью, лишайником и паутиной поместье, тяжёлый воздух со зловонными испарениями. Гнетущая обстановка не покидает мужчину и внутри дома. Интерьер наполнен чёрными и красными оттенками, первый, символизируя страх, мрак и погибель, а второй – энергетику сумасшествия, крови и тревоги. Эти цвета контрастируют с мертвотной бледностью хозяина поместья Ашера, что подчёркивает его болезненно-депрессивное состояние и душевные мучения.

Друг юности начинает проводить дни с Ашером и узнаёт, что в особняке живёт его сестра и единственный близкий человек леди Мэдилейн. Как и её брат, девушка страдает таинственным недугом, от которого вскоре погибает. Мужчины хоронят усопшую в семейном склепе, но автор не догадывается что её болезнь не что иное, как летаргия. Зная о подобном состоянии сестры, Родерик не пытается спасти сестру, когда та «оживает» в подземелье замка. Вместо этого героя окутывает страх и тревога, что передаётся и на друга-автора. Кульминацией всего действия является появление покойницы перед мужчинами, окровавленной и измученной. От ужаса Родерик падает замертво, и за ним умирает Мэдилейн.

Важную роль в новелле играет увиденная автором еле заметная трещина на фасаде поместья. В финальной сцене рассказчик в страхе убегает из особняка, наблюдая ужасную картину: трещина расширяется всё больше и больше, обрушая дом. Разрушение здания символизирует вырождение рода Ашеров, а также аристократии XVIII века в целом. Эдгару По самому приходилось быть свидетелем подобного процесса. Писатель родился после национальной освободительной войны в Америке. Древние аристократические роды, как проигравшая сторона, лишилась своей власти, привилегий, денег и положения в обществе. Они не смогли приспособиться к новым условиям существования на фоне политического строя страны, что повлекло вырождение аристократов как класса. Именно эта социально-историческая ситуация послужила основой для сюжета готической новеллы «Падение дома Ашеров».

Новеллистика в контексте творчества Эдгара По: проблема перевода

Как мы уже говорили выше, произведение представляет жанр новеллы. Но не простой, а новеллы с элементами романтизма и готики. Если говорить о самой новелле, то это сборное название для текстов, относящихся к малой форме литературы. Это, прежде всего, проза, эпическая литература. В новеллах изображаются отдельные события человеческой жизни.

Эдгара По нельзя назвать непризнанным гением, с 30-х годов он был весьма популярен. Однако слава не принесла писателю ни истинного признания, ни материального благосостояния, ни духовного равновесия. Чтобы подробнее узнать о судьбе этого писателя, предлагаем читателям ознакомиться с его биографией.

Краткость таких текстов требует одновременной напряженности и динамичности сюжета. Также, одна из характерных черт новеллы – неожиданный финал, который никак логически не выводится из общего хода повествования.

Новелла «Падение дома Ашеров» – безусловно, одна из самых известных и показательных новелл для творческой манеры и стиля Эдгара Аллана По. В ней присутствуют яркие мистические и фантастические элементы, которые активно использует писатель. Уже само название является для читателя определенной загадкой. В оригинале произведение называется The Fall of the House of Usher. Любопытно, что английское слово fall, кроме «падения», имеет значение также «грехопадения», что общеизвестно из-за библейской фразы The Fall of Adam, то есть «грехопадения Адама». Поэтому у английского или же американского читателя слово fall вызывает значительно более богатую палитру ассоциаций, чем у читателя отечественного. Этому способствует, в частности, и фамилия Usher. К сожалению, в переводах очень часто оно фигурирует как Эшер, что только отстраняет нашего читателя от насыщенной полисемии оригинала. Ведь английское слово usher по своему смыслу отсылает к «проводнику», «руководителю», «первопроходца», словом, к тому, кто инициирует нечто новое. Итак, The Fall of the House of Usher содержит в себе смыслы падения и грехопадения неких первых, высших людей – Ашеров.

Рассказ «Золотой жук» был написан Эдгаром По в 1843 году. Считался одним из самых популярных произведений автора при его жизни. Предлагаем читателям ознакомиться с его кратким содержанием.

С самого начала читатель настроен на то, что события, о которых пойдет речь в произведении, будут необычными. В новелле рассказывается о том, как рассказчик – автор – наносит последний визит в имение своего друга, о том, что сестра друга страдает загадочной болезнью. Кроме того, и сам хозяин дома тоже болен чем-то не менее таинственным. Между братом и сестрой чувствуется незримая, необычная связь. Но такая же связь существует между природой, окружившей дом, и обитателями особняка. Леди Ашер преждевременно покидает этот мир, приближая падение аристократического дома. Старые стены поглощает мрачная озерная вода, а рассказчику же удается спастись – герой лишь наблюдает бушующую стихию извне.

Символизм новеллы: образы Эдгара По

Образы воды и озера

Конечно, кроме визитной карточки американского писателя – таинственности, мистичности, неразгаданности намеченных повествованием тайн, произведение отличается еще и крайне глубокой символичностью. Интересным является наблюдение некоторых литературоведов, касающиеся образа озера. Здесь важно сказать, что писатель явно идет по традиции, надежно и крепко закрепившейся в культуре. Это традиция касается изначальной отрицательности, коварности символики воды и женщины. Уже само по себе архаичное слово tarn («озеро») явно указывает на архетипичность этого образа. Вода же в озере, как описывает автор, «черная», незыблемая, бездонная, зловещая. Кроме того, в финале рассказа вода вдруг заклокотала, как тысячи подземных стихий, и поглотила в свои дебри руины дома Ашеров.

«Болезнь» стен и старых камней

Вода также имеет свой «дух». Это пар, отравляющий окружающую среду. Также в тексте проводится параллель с эманацией (как считает Родерик), излучаемой камнями и зданиями, а также старыми, полусгнившими деревьями. В конце концов, коварная вода и зловещая эманация подтачивает и подрывает здоровье всего рода Ашеров. Дом Ашеров – это причудливый угасающий мир, оказавшийся в состоянии глубокого распада, который находится в шаге от абсолютного исчезновения из мира живых. Когда-то это был мир, где жизнь человека протекала в атмосфере абсолютной романтической красоты, где правили бал музыка, живопись и поэзия, где законом был Разум, а властелином – Мысль.

Смерть и падение

Одно из наиболее загадочных в этой новелле, безусловно, центральное событие – захоронение леди Мэдлин Ашер и фантасмагорическое появление героини в конце произведения. После того, как сестра Родерика «умерла», двое друзей поместили гроб в одном из подвалов дома, не захоронив в землю. Символично ужасная гроза в конце произведения стала жутким предвестием развязки новеллы. Рассказчик, читая Родерику рыцарский роман, стремился успокоить хозяина причудливого потустороннего дома. Голосу рассказчика все зловещее и зловещее аккомпанируют сначала смутные, а потом более и более настойчивые звуки. Рассказчик же едва спасается и наблюдает падение Дома Ашеров:

Сиял заходящий месяц – полный, кроваво-красный; он теперь светил через трещину в стене, ранее едва заметную – я о ней уже рассказывал: она шла зигзагами от крыши дома до фундамента. На глазах у меня трещина быстро расширялась. Здесь налетел еще один безумный порыв урагана, и теперь уже весь лунный диск будто взорвался вдруг передо мной. Голова моя пошла кругом – я увидел, как раздвигаются мощные стены. Раздался страшный, длинный-длинный шум, словно шум тысячи водопадов, и глубокие воды зловещего озера бесшумно и мрачно сошлись над обломками дома Ашеров…

Итак, элементы фантастики и мистики в Эдгара Аллана По – не просто литературный прием для «украшения» своих произведений, а сознательно и рационально выбранный путь для того, чтобы активизировать воображение читателя, заставить его переживать все события (пусть и фантастические, мистические) вместе с героями. Произведения американского писателя полны точного математического расчета, все потустороннее у По подчинено законам реального мира. Сюжет (в обычном понимании) во многих новеллах отсутствует, но вместо событий описываются ощущения, предчувствия героев. И таким образом сверхъестественные события получают рациональное объяснение. Наука у писателя выступает средством проявления фантастического и мистического. Из повседневного, незамеченного многими, художник творит фантастику реальной жизни.

Ремарка о тематике и проблематике повествования

В центре анализируемого текста, безусловно, находится психологическая проблематика, ведь «Падение дома Ашеров» нередко относят к психологическим новеллам. На втором месте – страх и ужас, один из мощнейших психологических инструментов. Произведение американского писателя посвящено трагическим последствиям столкновения сознания человека, который воспитывался в атмосфере идеалов гуманизма, с цивилизацией. Последняя, при этом, подается По как нечто бесчеловечное, возникшее в качестве продукта индустриализации и прогресса буржуазного мира. Кроме того, читатель, знакомый с историей, наверняка найдет в новелле По намек на противопоставление старого английского и нового американского миров.

Цивилизация, нарастание прогресса, по мнению По, угрожает духовности и культуре. Это опасение находится в рамках классического конфликта культуры и цивилизации, и американский писатель подмечает эти тенденции в литературном ключе. Душа человека словно ужасается, соприкасаясь с миром, где больше не осталось места для душевности и духовности. Вместо этого – лишь боль и болезнь, порожденная индустриализацией. В творчестве По всегда заметен акцент на страхе – перед собственной конечностью, смертью, временем, одиночество. Кроме того, это ужас от безумия, страх от соприкосновения с другими людьми, а также боязнь приобретения новых знаний. Все эти фобии, безусловно, разрушают, истончают личность, как черви, которые уничтожают дерево. По всегда интересовался вопросом: что же мешает человеку мыслить здраво, что препятствует нормальному функционированию человеческого сознания? Таким образом, нам также следует детальнее рассмотреть символику смерти в творчестве американского автора.

Мотив и образ смерти в произведениях американского мастера

Литературное мастерство писателя находится в пределах мировой романтической традиции, правда, в ярко выраженной американской интерпретации романтизма. В начале своего литературного дебюта будущий гений, в основном, наследовал античных, европейских авторов, однако в течение последующих художественных поисков писатель уже выстроил не только и не столько отличную и оригинальную эстетическую концепцию и модель литературного мира, но также создал особый, причудливый мир. В описании этого мира, как и большинство романтиков своего времени, По тяготел к использованию и переосмыслению традиционной художественной символики.

Эволюция литературной личности По

Анализируя творчество По, стоит отметить, что символы, применяемые этим мастером художественного слова для изображения мотивов смерти, можно условно классифицировать на в определенные группы. Среди этих групп можно, в частности, выделить такие:

Романтизм и образ смерти в творчестве По

Впоследствии жизнеутверждающие настроения в произведениях По прослеживаются еще более неявно и иногда присутствуют только в чувствах героев. Именно персонажи здесь остаются единственным атрибутом мира живых, находящихся в чужом и странном мире мертвых. Символика предсказательности По уже более скупая. Вычурность художественного мира проявляется в многогранности изображаемой поэтом смерти, но однообразия жизни.

зачем ашер закопал сестру. Смотреть фото зачем ашер закопал сестру. Смотреть картинку зачем ашер закопал сестру. Картинка про зачем ашер закопал сестру. Фото зачем ашер закопал сестру

Таким образом, образ смерти у По нельзя трактовать однозначно как конец человеческого существования. Изображение смерти, как это ни парадоксально звучит, глубоко эстетизированное, сознательное и окрашенное в романтические цвета экспрессивного образа-символа. Основываясь на дискурсе тяготения к поиску абсолютной красоты, книжный мир По тождественен приключенческому миру путешественника, мечтающему посетить и узнать разные миры, заглянуть в тайны сознательного и подсознательного, реального и ирреального. Естественно, что мотив смерти в этом контексте давал романтикам, и По в том числе, неограниченные возможности литературной экспрессивности, эстетизма и, бесспорно, новациям. Для американского «скитальца» не существовало деления на ужасное и прекрасное, в творчестве По все это сплошь переплетается и гармонизируется. Именно поэтому стоит отметить, что категория смерти у По выделяется в особую категорию именно эстетического плана, лишенную морального или этического подтекста.

зачем ашер закопал сестру. Смотреть фото зачем ашер закопал сестру. Смотреть картинку зачем ашер закопал сестру. Картинка про зачем ашер закопал сестру. Фото зачем ашер закопал сестру зачем ашер закопал сестру. Смотреть фото зачем ашер закопал сестру. Смотреть картинку зачем ашер закопал сестру. Картинка про зачем ашер закопал сестру. Фото зачем ашер закопал сестру зачем ашер закопал сестру. Смотреть фото зачем ашер закопал сестру. Смотреть картинку зачем ашер закопал сестру. Картинка про зачем ашер закопал сестру. Фото зачем ашер закопал сестру зачем ашер закопал сестру. Смотреть фото зачем ашер закопал сестру. Смотреть картинку зачем ашер закопал сестру. Картинка про зачем ашер закопал сестру. Фото зачем ашер закопал сестру

Социально-исторический подтекст новеллы «Падение дома Ашеров»

В конце 18 века на родине Эдгара По (краткая биография) происходили процессы расширения территорий и укрепления суверенитета. Писатель родился после национальной освободительной войны в Америке – борьбы за независимость бывшей колонии от метрополии (Англии). В этой войне аристократы были на проигравшей стороне, ведь они были лояльны к королевской метрополии, которая и даровала им привилегии, регалии, право на знатность и гарантии таковой. После войны многие земельные аристократы лишились своей власти, своих денег, своего положения в обществе. Это повлекло за собой увядание дворянства, и, как следствие, депрессию целого социального слоя, который оказался не у дел. Дворяне не смогли встроиться в новую социальную реальность, адаптироваться к новым условиям существования. Поэтому дворянство вырождалось. Этим людям некуда было деть себя, а в наследство от славных предков они получили лишь высокомерие, нетрудоспособность, завышенные амбиции. Они обладали манерами и воспитанием, которые лишь отдаляли их от деятельного мира.

Во многих Европейских странах были аналогичные процессы: менялись режимы, социальная реальность, а привилегированные слои лишались прав и переставали существовать. Поэтому «Падение дома Ашеров» — это иллюстрация вырождения целого класса в условиях перемены политического строя страны. Писатель сам стал свидетелем этого процесса и не смог пройти мимо такого драматического сюжета.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сюжет и специфика повествования

Итак, пришло время рассказать, о чем же, собственно, По написал свое произведение. Повествование начинается с упоминания рассказчика о получении некоего письма. Известие прислал друг детства рассказчика по имени Родерик Ашер. В итоге, рассказчик собирается и едет в старый особняк Ашеров.

Природа, готика, старые камни

С самого первого взгляда гость замечает невероятную мрачность ландшафта, окружающего поместье. Озеро выглядит черным и зловещим, вода – илистая и плесневелая, а около дома обосновались не деревья, но остатки деревьев. Само здание тоже переживает явно не лучшие дни: герой заметил, что по старым стенам пошла довольно внушительная трещина. Наконец, рассказчик встречается со старым другом. Хозяин обители болен. Причем болезнь эта наследственная. Все чувства Ашера обострились, яркость света, громкость звуков – все это болезненно для Родерика. Теперь для хозяина дома наступила одна реальность – страх. Не обошлось здесь и без посторонних сил. Родерику мерещится, что в доме поселилась нечто странное. Ашеры – древний род, который когда-то имел могущество и власть. Теперь все постепенно приходит в упадок. По традиции, поместье наследуется сыном от отца, однако Родерик – последний представитель некогда величественного семейства. Стены кажутся прочными и добротными. Но рассказчик присматривается и видит, что здание потихоньку и незаметно рушится:

Только очень пристальный взгляд мог бы различить едва заметную трещину, которая начиналась под самой крышей, зигзагом проходила по фасаду и терялась в хмурых водах озера…

Судьба леди Ашер

Болен не только Родерик, но и сестра хозяина дома – Мэдлин. Ближе сестры у Ашера никого нет, поэтому герой особо остро реагирует на изменения, произошедшие с Мэдлин. Девушка слаба и ко всему равнодушна. А теперь, когда прибыл гость, состояние Мэдлин заметно ухудшилось.

зачем ашер закопал сестру. Смотреть фото зачем ашер закопал сестру. Смотреть картинку зачем ашер закопал сестру. Картинка про зачем ашер закопал сестру. Фото зачем ашер закопал сестру

Сутки напролет рассказчик и Ашер проводят вместе, прогуливаясь по старому особняку. Герои читают книги, музицируют, обсуждают повешенные на стены причудливые картины. Одна из песен, которые исполняет Родерик, называется «Обителью привидений». Это совпадает с настроем Ашера, уверенного, что в доме поселился какой-то дух. В духе французской философии, герои размышляют о способности растений испытывать чувства, о том, что дом и озеро наделены собственной атмосферой, которая – так или иначе – влияет на судьбы обитателей особняка.

зачем ашер закопал сестру. Смотреть фото зачем ашер закопал сестру. Смотреть картинку зачем ашер закопал сестру. Картинка про зачем ашер закопал сестру. Фото зачем ашер закопал сестру

Наступил день, когда Родерик сказал, что Мэдлин скончалась. Тогда рассказчик и Ашер занялись похоронами. Тело героини положили в гроб, опустив ящик в фамильный склеп. Плотная железная дверь подземелья задвинута, казалось бы, навсегда похоронив леди Ашер под собой. Подземелье, где упокоилась героиня, расположено как раз над спальней рассказчика. Это прибавляет ужаса ситуации. Следует отметить, что брат и сестра были близнецами, то есть тонко чувствовали друг друга. Леди Мэдлин умерла странно – даже по прошествии двух недель девушка казалась сладко спящей, а щеки умершей блестели румянцем.

Post Scriptum, или забегая наперед

Порой исследователи творчества По и, в частности, анализируемое здесь произведение, отмечают, что писатель описывает летаргию. Именно летаргия и является той страшной болезнью, поражающей представителей семейства Ашеров. Причем это явление – не вымысел или мистика, а вполне себе исторический факт. Например, Родерик по тексту предчувствует, что проживет недолго. Однако опасения героя не беспочвенны, потому что Ашер учитывает социально-исторические особенности того времени. США недавно приобрели независимость, а значит – больше нет нужды в поддержке старинных семейств аристократов. Последние постепенно теряют свою значимость для этого региона. В семья часто нет детей, а это значит, что нет и тех, кто продолжил бы род. Аристократы оказываются неким выпавшим из жизни, из времени неприкаянным поколением. Все чаще когда-то «сильные мира сего» падают духов, вспоминая былое могущество. Когда Мэдлин засыпает летаргическим сном, Родерик, зная об этой особенности Ашеров, не погребает сестру в землю. Но, с другой стороны, герой и не спасает сестру. Поэтому, когда Мэдлин появляется в особняке, якобы после своей «смерти», – это символизирует метафорически выраженную центральную идею повествования. Что же находится в центре? Не что иное, как боязнь страха умереть и страха жить.

Судьба Родерика Ашера

Состояние Родерика тоже ухудшается. Аристократ, часть некогда могущественного рода явно страдает от маниакальной депрессии. Тревожность и страх героя усиливаются. Более того, эти эмоции чувствует теперь и гость поместья. Неделю спустя обитатели дома ощущают скорое приближение бури. Стихия сопровождает свое появление странными и глухими ударами, звуками, доносящимися словно из неоткуда. Ашер открывает окна, чтобы впустить ветер гулять по старым залам. Сам же Родерик стал возле одного из окон, наблюдая за изменчивым ландшафтом:

Им владело странное суеверие, связанное с домом, где он жил и откуда уже многие годы не смел отлучиться…

Чтобы успокоиться, гость читает роман «Безумная печаль», принадлежащий перу Ланселота Каннинга. Текст романа удивительным образом похож на происходящее в особняке: слышен грохот ломающегося дерева, из верхний комнат доносится еле слышный шум… Где-то кто-то кричит. На пол падает металл. Чтение еще больше нагнетает обстановку, и Родерику кажется, что сестра, на самом деле, не умерла. Мэдлин погребена заживо. Однако и сам рассказчик это давно осознал. Вдруг в комнате появляется сама Мэдлин. Девушка вся испачкана кровью. Мэдлин пришла за Родериком, увлекая брата за собой. Брат и сестра встречают смерть:

Вся дрожа и шатаясь, она стояла на пороге… потом с негромким протяжным стоном покачнулась, пала брату на грудь – и в последних смертных судорогах увлекла за собою на пол и его, уже бездыханного…

Гость же, в диком страхе и панике, убегает из поместья. Стихия бушует еще сильнее и вдруг:

…раздался дикий оглушительный грохот, словно рев тысячи водопадов… и глубокие воды зловещего озера у моих ног безмолвно и угрюмо сомкнулись над обломками дома Ашеров…

Диагностика болезни Ашера. Чем болен Родерик Ашер?

Многие исследователи приписывают герою Эдгара По черную меланхолию. Это наследственная болезнь, характерная для того времени. Например, этот недуг свел с ума поэта Константина Батюшкова, который унаследовал болезнь от матери.

Болезнь Родерика Ашера – одновременно душевная и телесная. Родовой недуг, а именно «болезненная обостренность чувств» гнездится в жилище Ашеров. Дом – рассадник наследственного заболевания. Его гнетущая атмосфера давит на психику обитателей и постепенно поражает ее.

Перманентное и, казалось бы, беспричинное угасание леди Медилейн – это символ угасания рода. Меланхолия, ипохондрия, лихорадка – все это атрибуты вырождения Ашеров.

По другой интерпретации, Родерик Ашер страдает расстройством всей нервной системы, у него маниакальная депрессия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *