зачем автор так подробно описывает второстепенного персонажа романа максима максимыча
МАКСИМ МАКСИМЫЧ ГЛАВНЫЙ ЗЛОДЕЙ РОМАНА – ТАЙНА РОМАНА ЛЕРМОНТОВА
Повесть «Бэла» заканчивается обращением офицера-повествователя к читателю: «Сознайтесь, однако ж, что Максим Максимыч человек достойный уважения. Если вы сознаетесь в этом, то я вполне буду вознагражден за свой, может быть, слишком длинный рассказ». В этом очень важном окончании вдруг зазвучала ирония, да еще какая яркая. Это почувствовали все и критики и читатели. Но как объяснить, почему Лермонтов ставит под сомнение и задает читателю вопрос о том, что штабс-капитан является человеком достойным уважения?
Логика, конечно, оригинальная, сначала Максима Максимыча выводят из сюжета, а потом в конце вводят опять, чтобы подчеркнуть его значимость в повести. Удивительная комбинация! Упор делается на вывод: являясь лишь рассказчиком, Максим Максимыч не может быть участником сюжетного движения повести! Но это оказывается формальной стороной: он все-таки истинный участник всех событий. Вот в чем должен «сознаться» читатель!
Сама первоначальная посылка Д. Е. Тамарченко является неверной. Без действий Максима Максимыча сюжетное развитие «Бэлы» не началось бы. Случилась бы вся история, если бы Максим Максимыч не поехал на свадьбу к князю, то и не подслушал бы разговор Азамата и Казбича? Украл бы Азамат коня, если бы комендант крепости не покупал баранов? Погибла бы Бэла, если бы не выстрел штабс-капитана? Рассказчик Максим Максимыч — равноправный участник событий, и секрета в этом нет. Стремление объяснить непонятную позицию Лермонтова, которую он занял по отношению к своему герою, привело к ложному заключению о «ложном конце».
Лермонтов не случайно просит, чтобы читатель сознался в порядочности Максима Максимыча. Писатель, как его учитель профессор Перевощиков, хочет направить мысль читателя в нужное русло. Своим ироническим вопросом он хочет заставить читателя задуматься над поступками штабс-капитана. В самом деле, если порядочность Максима Максимыча для автора вне сомнений, то к кому он обращен? К сомневающемуся читателю? Значит, Лермонтов допускает возможность такого сомнения. А зачем в конце первого предложения поставлен вопрос? Автор приглашает к рассуждению, и тем самым подчеркивает предполагаемое несогласие. Вопрос только в том, на какие сомнения в трактовке образа Максима Максимыча намекал Лермонтов.
Концовкой Лермонтов связывает в один узел все детали образа Максима Максимыча и выражает отрицательное отношение к нему, несмотря на ту доброту, которая действительно в нем есть.
В следующей повести «Максим Максимыч» происходит последняя встреча Печорина со своим бывшем начальником. В повести ней Лермонтов дает окончательную оценку своих героев. Он подводит итог событий случившихся в предыдущей повести и продолжает подтекстный диалог с читателем. Повесть наполнена внутренним напряжением и драматизмом. Максим Максимыч становится главным персонажем, вокруг которого разворачивается действие. Душа штабс-капитана жаждет общения и сочувствия.
«А помните наше житье-бытье в крепости? Славная страна для охоты. Ведь вы были страстный охотник стрелять… А Бэла. Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся…»
Напоминание Максима Максимыча застало Печорина врасплох: он не сумел скрыть своего болезненного отношения к истории Бэлы. Штабс-капитан исподволь упрекает Печорина. Именно несвоевременный выстрел Печорина, считает Максим Максимыч, стал причиной гибели горянки. При этом он сам демонстрирует полное отсутствие раскаяния за свои действия во время погони. Все злодеяния, которые совершает Максим Максимыч, не являются для него предметом раскаяния. Зло продолжает торжествовать в душе старого вояки. Непротивление злу позволяет сказать, что он не относится к типу трагических злодеев. Его нельзя отнести к этому типу, потому что трагического злодея толкает на преступление необходимость, рок. Герой терпит моральные муки за совершенные злодеяния. Чувства Максима Максимыча молчат, хотя он хорошо сознает, что именно по его вине погибла Бэла, но при этом он не раскаивается. И это является самым жестоким и самым несправедливым в характере Максима Максимыча. Он принадлежит к злодеям сознательного типа.
Он отлично понимает, какие действия совершил, поэтому и пытается скрыть их от слушателя, завуалировать мотивы собственного поведения. У штабс-капитана абсолютная вера в правоту собственных поступков. Он не раскрывает свое поведение перед автором путевых заметок, то только потому, что хорошо понимает, что за подобное поведение его могут осудить. Перед собственной совестью у него нет никакого раскаяния. Раскольников искренне сожалеет о своем поступке. Отелло переживает душевную катастрофу. Раскаяния этих героев не позволяют назвать их злодеями, хотя они совершили злодеяния. Да, в момент совершения убийств они были злодеями, но потом они возродились иными людьми. Максим Максимыч остался тем же. Он совершил злодеяния, и он в них не раскаялся.
В связи с новой интерпретацией Максима Максимыча, как носителя зла, возникает новая постановка вопроса о его типичности и народности. До сих пор образ Максима Максимыча рассматривался как один из лучших представителей русского народа. В свете нового понимания роли Максима Максимыча в истории Бэлы необходимо переосмысление этого образа. Новая интерпретация позволяет сказать, что характер Максима Максимыча в большей степени наделен отрицательными качествами. Если это так, то по сложившейся традиции, когда герой носитель злых начал не может быть типичным и народным, необходимо отказаться от трактовки характера Максима Максимыча как типического и народного? Следовательно, он не может уже являться типичным представителем русского народа, носителем лучших его качеств, потому что типичный представитель русского народа может предстать только как положительный образ?
Нет, вопрос о типичности и народности характера Максима Максимыча не устраняется. Наоборот, он приобретает особую значимость. Лермонтов впервые нарушил литературную традицию, когда типическими, характерными для большей части русского народа, могут быть только положительны качества. Для Лермонтова Максим Максимыч носитель сил зла в русском народе. Писатель поставил цель исследовать народный характер, наделенный отрицательными чертами. Он не отождествляет народ с некой идеей носителя добра – народ всегда добродетелен в своей массе, потому что он народ. Лермонтов видит другие черты народа, он осуждает его раболепие и верноподаничество. Можно назвать манифестом его стихотворение «Прощай немытая Россия»:
«Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ»
Он называет народ преданным режиму самодержавия. Это разочарование в народе привело его к созданию образа Максима Максимыча. Можно не согласиться с взглядами на народ Лермонтова и признать их ошибочными. Эта позиция, как это подчеркивалось раньше, в данной работе не рассматривается. Вопрос ставится в другой плоскости: нельзя отделить Максима Максимыча от типичного представителя русского народа, обосновывая свою позицию тем, что настоящий человек из народа не мог так подло и предательски поступать. Вычленение Максима Максимыча из общей массы простого народа приведет к неминуемому искажению исторической правды. Начало двадцатого века стало ярким свидетельством того, как народ в массовом порядке проявил свои худшие качества, когда миллионы Максимов Максимычей пошли войной против Печориных, когда была в одно мгновение сметена культура и лучшие сыны России вынуждены были бежать из страны. Русский бунт, о котором писал Пушкин, свершился. И в основе его стояли такие как Максим Максимыч, только они уже не рвали дневники Печориных, они их расстреливали и гнали из России. Героями нашего времени новой эпохи стали Максимы Максимычи.
Образ Максима Максимыча в романе «Герой нашего времени» играет важную роль. Он играет роль главного злодея. Ни Казбич, ни Печорин, и ни Грушницкий вершат главное зло: первый трагичен, второй благороден, а третий слишком мелок для осуществления злодеяний, которые необходимы для трагического произведения. Максим Максимыч – вот характер, воплотивший в себе худшие качества человеческой души.
Лермонтов изобразил характер штабс-капитана с позиций реализма. Он показал, что обыкновенный человек может быть злодеем, безжалостно уничтожая других людей, но при этом сохранять в своей душе чувства любви, к природе и людям, быть преданным своему долгу и дружбе. Лермонтов расщепляет душу своего героя. Он рассматривает его с двух сторон. Характер Максима Максимыча удивительным образом воплощает в себе злые и добрые начала. Лермонтов наделяет своего героя положительными и отрицательными качествами, но они существуют в определенных объемах и пропорциях. Если взять душу Максима Максимыча как некое целое число или как некий круг, то три четверти этого круга будет наполнено злом и одна четверть добром. Это соединение дает новую интерпретацию пушкинской формулы: гений и злодейство. Пушкинский гений это не только талант, это и добродетель.
Образ Максима Максимыча
Образ Максима Максимыча в повести Лермонтова “Герой нашего времени” с одной стороны типичен, с другой – своеобразен и самобытен. Этот герой вызывает симпатию читателя своим взглядом на жизнь, принципами и открытой душой. Тема повести крайне остра, сложна и болезненна, как и во многих других произведениях М. Ю. Лермонтова.
Характеристика персонажа
Максим Максимыч – представитель старшего поколения, его образ в повести служит ориентиром мудрой, правильной жизненной позиции. Он дружелюбен, открыт, искренен, правдив и честен. Персонаж одинок, служба заменила ему всё: семью, близких, жену и детей. Он посвятил лучшие годы своему отечеству, заводить семью было поздно, да и сам Максим Максимыч понимал, что диковат и не умеет общаться с женщинами. Дружба с главным героем заменила Максиму Максимычу семью, он искренне привязался к молодому человеку.
Герой приходит на помощь Печорину, которого пытаются обмануть осетины. Он – всегда за правду, за человечность и честь. Герой дружит с местными жителями, его уважают и ценят, приглашают на свадьбы и праздники. За время многолетней службы герой изучил местный язык и традиции. Уважение к чужой культуре, её принятие – отличительная черта персонажа. Печорин, в отличие от него, действует разрушительно и руководствуется мимолётными желаниями.
Печорин и Максим Максимыч
Максим Максимыч – принял Печорина, как родного: “…очень рад. Вам будет немножко скучно… ну, да мы с вами будем жить по-приятельски…”.
Разум и чувства не находят баланса в образе Печорина, это замечает и осуждает Максим Максимыч. Максима Максимыча огорчает то, что Печорин при второй встрече с ним холоден и отстранён. Он же искренне ждал встречи, бросил служебные дела, чтобы увидеться с близким человеком. Старик обижается, как ребёнок, расстраивается: “…Какое мне дело. Что, я разве друг его какой. или родственник? Правда, мы жили долго под одной кровлей… А мало ли с кем я не жил?”. После пяти лет разлуки с другом он ожидал тёплого приёма, душевной беседы, но Печорин не уделил товарищу достаточно внимания и времени. Глаза старика наполняются слезами от обиды и разочарования, он приходит к мысли, что дружба и верность в наш век никому не нужны.
Значение образа Максима Максимыча в произведении
Образ Максима Максимыча противопоставлен образу Печорина: первый идёт по жизни размеренно, мудро, просто; второй – мечется, не знает покоя и радости, не ценит то, что даёт ему жизнь. Автор как бы подсказывает читателю, что ошибки Печорина, его суматошная, беспокойная, бессмысленная жизнь – следствие неправильного отношения к людям и себе самому. Образ Максима Максимыча – символ верности, настоящей дружбы, преданности. Он воплотил в себе всё лучшее, чем обладает простой человек, преданный защитник своей родины, настоящий друг.
Зачем автор так подробно описывает второстепенного персонажа романа максима максимыча
Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (5.1−5.5). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается нулём баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
5.1. Значение образа Максима Максимыча в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
5.3. Какой предстаёт природа в лирике А. А. Фета? (По двум−трём стихотворениям поэта.)
5.3. Каково отношение М. Е. Салтыкова-Щедрина к мужику — герою «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
5.4. Почему автор называет Андрея Соколова «человеком несгибаемой воли»? (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».)
5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)
1.1.1. Почему общество, собравшееся у полковника С***, ожидает от Вулича «какой-нибудь оригинальной выходки»?
1.2.1. Как в приведённом стихотворении раскрывается мысль о связи человека с природой?
1.1.1. Описывая пари Печорина с Вуличем, Лермонтов дает нам описание поручика. Автор подчеркивает, что все в поручике «согласовалось для того, чтоб придать ему вид существа особенного, неспособного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи», подчеркивается также страсть Вулича к игре. Именно поэтому от него можно было ждать чего угодно. Непредсказуемость и «особенность» серба объясняет его выходку спор, на кону которого жизнь.
1.2.1. Благодаря тому, что Фет много лет прожил в деревне, он любил и тонко понимал природу, которой посвятил значительную часть своих произведений. Одним из таких стихотворений стало «Ещё весна, — как будто неземной…». В мельчайших деталях прекрасного пейзажа нашли отражение мимолетные настроения, оттенки человеческих чувств: «несбыточное грезится опять», когда «дух ночным владеет садом» — природа и чувства гармонично сливается для поэта в нечто целое. Человек в стихах Фета живет в одном ритме с природой: погружается в думы и грезы.
1.1. Почему общество, собравшееся у полковника С***, ожидает от Вулича «какой-нибудь оригинальной выходки»?
1.2. Какую роль в приведённом эпизоде играет описание внешности Вулича?
1.1. Описывая пари Печорина с Вуличем, Лермонтов дает нам описание поручика. Автор подчеркивает, что все в поручике «согласовалось для того, чтоб придать ему вид существа особенного, неспособного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи», подчеркивается также страсть Вулича к игре. Именно поэтому от него можно было ждать чего угодно. Непредсказуемость и «особенность» серба объясняет его выходку спор, на кону которого жизнь.
1.2. Портрет — описание внешности персонажа, одно из средств создания образа. В литературном произведении портрет соответствует особенностям его содержания и формы, составляет один из моментов его художественного своеобразия.
Описывая пари Печорина с Вуличем, Лермонтов дает нам описание поручика. Автор подчеркивает, что все в поручике «согласовалось для того, чтоб придать ему вид существа особенного, неспособного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи», подчеркивается также страсть Вулича к игре. Именно поэтому от него можно было ждать чего угодно. Непредсказуемость и «особенность» серба объясняет его выходку — спор на собственную жизнь.
Комментарии к сочинениям
5.1. Значение образа Максима Максимыча в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Большинство читателей и критиков восприняли Печорина как героя отрицательного. Так считал и император Николай I. Знакомясь с первой частью произведения, он решил, что «героем наших дней» будет непритязательный, честный служака Максим Максимыч. В.Г.Белинский признал в Максим Максимыче «тип чисто русский». Максим Максимыч — это, по мнению Белинского, «добрый простак, который и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден он».
Максим Максимыч беден, не имеет высокого чина и не слишком образован. Жизнь его складывалась трудно, а воинская служба наложила определенный отпечаток на его характер. Он рядовой армейский офицер, который многое повидал и имеет большой жизненный опыт. Служебный долг для него превыше всего, при этом Максима Максимыча характеризует жизнелюбие и способность тонко воспринимать красоту окружающего мира. Штабс-капитан наделен чувством прекрасного, гуманен и самоотвержен, умеет заботиться о людях.
В отношении к Печорину Максим Максимыч добр и радушен. Старый офицер искренне привязывается к Григорию Александровичу и дарит ему нежность и внимание. Максим Максимыч совершенно иной персонаж, чем главный герой романа. Штабс-капитан выгодно отличается от Печорина своей простотой и безыскусственностью, ему не свойственна рефлексия, он воспринимает жизнь такой, какова она есть, не философствуя и не анализируя. Максим Максимыч близок к окружающей действительности. Именно поэтому образ Максим Максимыча весьма важен для раскрытия основной идеи произведения и характера Печорина. Этих героев сближает удаль, любовь к природе, понимание ее величия и красоты, смелость и благородство, непосредственность и искренность в общении, интерес к окружающему миру, действенное отношение к нему. Однако добрый и простой штабс-капитан неспособен понять характер и поступки Печорина, хотя искренне к нему привязывается. Максим Максимыч воспринимает жизнь такой, какой она есть. Он довольно ограниченный и примитивный служака, верный присяге и исправно выполняющий свои обязанности. Однако по словам Белинского, у него «чудесная душа, золотое сердце».
5.2 Какой предстаёт природа в лирике А. А. Фета? (По двум−трём стихотворениям поэта.)
Образ природы в поэзии помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его. Тема природы органически связывается у Фета с философским осмыслением жизни. Фетовское восприятие пейзажа передает тончайшие нюансы человеческих чувств и настроений в их причудливой изменчивости:
Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песней соловьиной
Разносятся тревога и любовь.
Весеннее обновление природы порождает в душе лирического героя неясные предчувствия счастья, взволнованного ожидания любви.
Фет умел очеловечить природу, находить в ней отзвук своим настроениям и чувствам, тонко ощущал прелесть русской природы, любил красоту родного пейзажа:
Сын севера, люблю я шум лесной
И зелени растительную сырость…—
Писал он в стихотворении «Италия»
Для анализа можно взять стихотворения Фета: «Еще весны душистой нега…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Первый ландыш» и др.
5.3 Каково отношение М. Е. Салтыкова-Щедрина к мужику — герою «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
Большая группа сказок Салтыкова-Щедрина посвящена теме взаимоотношений народ и господ. Эта тема звучит в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Беспощадно высмеивает писатель ничтожество, глупость, лень и трусость генералов, проживших, однако, всю жизнь в сытости и невежестве. С горькой иронией рассказывает сатирик Салтыков-Щедрин о том, как «громаднейший мужичина» безропотно трудится на этих никчемных генералов. Автор осуждает народную пассивность и покорность, протестует против чиновни-чьего паразитизма и тупости.
5.4 Почему автор называет Андрея Соколова «человеком несгибаемой воли»? (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».)
Шолохов одним из первых написал о стойкости русского человека, который в аду фашистского плена оставался не только человеком, но и борцом. «Судьба человека» — исполненное подлинного гуманизма произведение о людях, побывавших в плену. В течение многих военных и послевоенных лет считалось преступлением, что советский воин не успел застрелиться, когда его брали в плен. Бывших пленных зачастую преследовали и на родине. Рассказ Андрея Соколова обо всех испытаниях, выпавших на его долю, поражает читателя. Каким же мужеством, стойкостью и нечеловеческим обладанием наделен был герой, выстоявший и с честью выдержавший все испытания. Именно поэтому Шолохов назвал своего героя «человеком несгибаемой воли».
5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие | |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне | 3 |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне | 2 |
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно | 1 |
Тема не раскрыта | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 3 |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки | 2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущено три фактические ошибки | 1 |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий), ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки, И/ИЛИ авторская позиция искажена | 0 |
3. Опора на теоретико-литературные понятия | |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 2 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий | 1 |
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий | 0 |
4. Композиционная цельность и логичность | |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов | 3 |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы | 2 |
В сочинении прослеживается композиционный замысел, есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается | 1 |
В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения | 0 |
5. Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок | 2 |
Допущены три-четыре речевые ошибки | 1 |
Допущены пять или более речевых ошибок | 0 |
Максимальный балл | 13 |
Критерии оценивания грамотности
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого оценивается отдельно за всю работу. Экзаменационная работа оценивается по критериям ГК1–ГК3 «Грамотность», если участник выполнил не менее двух заданий части 1 и задание части 2 (сочинение).