зачем азотируют топливо ту 160
Семь причин выбрать «лебедя»: чем знаменит стратегический бомбардировщик Ту-160
Думаете над приобретением стратегического бомбардировщика? Ваша держава серьёзно разрослась, а в бюджете появилось достаточно лишних денег? Вот лишь несколько причин положить глаз на российский Ту-160, во многом «самый-самый» самолёт из современных аналогов.
В четверг, 25 января 2017 года, на Казанском авиационном заводе состоялся демонстрационный полёт нового сверхзвукового стратегического бомбардировщика–ракетоносца Ту–160 «Пётр Дейнекин» по программе лётных испытаний. Согласно полётному заданию, полёт проходил на высоте 300 метров и длился около семи минут. Редакция Warhead.su собрала основные причины присмотреться к лучшему предложению на рынке стратегических бомбардировщиков — российскому «Белому лебедю» Ту-160.
Скорость
2230 километров в час с использованием форсажа и на высоте. Больше, чем два числа Маха. Даже для современных истребителей это более чем солидный результат, а здесь мы говорим об огромном, несущем едва ли не полста тонн «подарков» бомбардировщике.
В своё время предполагалось на сверхзвуковой скорости преодолевать оборону противника. И в самом деле, если вы пилот F-16 и немного опаздываете, то я вам не позавидую: догонять Ту-160 с вашей максималкой в 2120 километров час — пустая затея.
Тут кто-то говорит о B-1A Lancer с его 2300 километрами в час (и то — проектными)? Помилуйте, где тот B-1A, он даже в серию не пошёл. Его же младший брат B-1B разгоняется всего до 1340 километров в час. Ни о чём.
Крыло изменяемой стреловидности
Во-первых, это просто красиво. Во-вторых, явно можно сэкономить на ангарном хранении. Если при минимальной стреловидности размах крыла составляет 57,7 метров, то при максимальной — всего 35,6 метров. Удобно и практично. Понятно, что задумывалась изменяемая стреловидность для достижения сверхзвуковой скорости, иначе с таким размахом крыла никаких двигателей не хватит.
ВНИМАНИЕ: Не изменяйте стреловидность крыла на земле без специальных удерживающих устройств. У самолёта нарушается центровка, и он падает на хвост. Проверено советскими техниками.
Дальность полета
Ту-160 хотите, а приобретать самолёт-заправщик душит жаба? Тогда готовьте линейку. Практическая дальность полёта Ту-160 без дозаправки составляет 12300 километров. Много это или мало? С одной стороны, радиус у нас примерно в 5,5 тысяч километров (дальность делим на два и отнимаем немного на резерв). С другой — Ту-160 вооружён крылатыми ракетами, которые сами по себе имеют дальность полёта около 5 тысяч километров. С учётом особенностей российской географии это означает, что дотянуться «подарочком» можно практически докуда угодно.
Экипаж
Всего четыре человека управляют такой махиной. Два пилота, штурман и оператор располагаются в двух кабинах. Кстати, в отличие от других самолётов-тяжеловесов, на Ту-160 не привычные штурвалы, а ручки управления, как на истребителе.
Кокпит «Белого лебедя»
Если договоритесь с экипажем о проходе на борт самолёта «зайцем», то могут до нужного места добросить и вас. Конечно, Ту-160 — не бизнес-джет, но довезут быстро. Удобнее всего устроиться на специальном спальном месте для длительных перелётов. Также в вашем распоряжении окажется небольшая кухонька с духовкой для разогрева пищи и туалет.
Топливо
А вот его потребуется много.
«Белый лебедь», заправленный под завязку, способен вместить в себя 148 000 килограммов авиационного топлива. При этом не обычного керосина, а специальной азотированной горючки, что даёт характерный желтоватый дым на выхлопе. Да, именно это и позволяет бомбардировщику летать без дозаправки на такие большие расстояния. Учтите, что придётся разориться на оборудование для азотирования топлива, да и обычное самолётное ТС-1 вам не подойдёт, ищите Т-8 и готовьтесь к расходам.
Что касается расхода топлива, то тут всё просто. При экономичном крейсерском полёте на сто километров тратится примерно тонна горючего. Иное дело сверхзвуковой полёт. Точных цифр нет, но, по рассказам лётчиков, в этом режиме на скорости 1800 километров в час за шестьдесят минут самолёт съедает 50-60 тонн горючки.
Полезная нагрузка
Ту-160 — мировой лидер и по этому параметру: 45 000 килограммов полезной нагрузки. Говорят, что если на B1-B Lancer навешать ракет на внешние подвески, он может и больше поднять, но мы считаем, что это не по-джентльменски. Бомбардировщики должны меряться бомболюками, чтобы всё было честно. Сорок пять тонн различных «подарков» — это более чем серьёзный аргумент.
Ракеты размещаются на специальных пусковых барабанах, по шесть штук на каждом. Всего барабанов два, соответственно, ракет «Белый лебедь» может нести 12. После соответствующего переоборудования ваш Ту-160 может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40 000 кг) различного калибра, в том числе и ядерными.
ВНИМАНИЕ: Доступ к ядерному арсеналу возможен только по предъявлении документов, удостоверяющих ваше членство в мировом ядерном клубе. Ничего личного.
Дизайн
Ту-160 прекрасен, это один из самых красивых самолётов в мире. Сочетание лёгкости и воздушности заставит всех встречающих вас в аэропорту сворачивать шеи, чтобы рассмотреть этого красавца.
Фото: В. Савицкий
Более того, в настоящее время проводится подготовка к рестайлингу модели до версии Ту-160М2. После модернизации на ваш самолёт будут установлены новые вычислительные и бортовые системы, средства контроля, бесплатформенная инерциальная навигационная система, комплекс РЭБ, топливомерно-расходомерные системы, а также системы управления вооружением.
Ту-160 — уникальная машина. Даже беглое перечисление её возможностей завораживает. И очень хочется, чтобы «белые лебеди» никогда в жизни не участвовали в большой и грязной ядерной войне. Во многом именно для этого Россиия модернизирует эти прекрасные самолёты и собирается создавать новые.
В середине января 2018 года сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160М с заводским номером 0804 впервые начал летные испытания, а уже 25-го числа самолет, названный в честь первого главнокомандующего ВВС России Петра Дейнекина, продемонстрировали президенту Владимиру Путину. Зачем России советский самолет и какое для него готовится будущее, рассказывает «Лента.ру».
Вчера
Ту-160 считается самым крупным и тяжелым сверхзвуковым самолетом в мире. Согласно открытым данным, максимальная скорость машины — 2230 километров в час, дальность полета — 13 900 километров, высота — 22 километра, размах крыла — до 56 метров. Ту-160, способный перевозить до 40 тонн вооружения, стал советским ответом на американский B-1 Lancer. Назначение и базовые характеристики обоих самолетов сопоставимы друг с другом.
Первый полет B-1 Lancer состоялся в 1974 году, тогда как Blackjack (так Ту-160 назвали американцы) полетел только в 1981-м. Советская машина создавалась ОКБ Туполева, который получил часть документации по конкурирующим проектам М-18/20 ОКБ Мясищева и Т-4МС ОКБ Сухого.
Американский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности B-1 Lancer
Фото: USAF / Getty Images
Аэродинамическая схема Ту-160 напоминает сверхзвуковой Ту-22М, также использующий крыло изменяемой в полете стреловидности, кроме того, новая машина, подобно Ту-144, первому в мире сверхзвуковому пассажирскому самолету, получила интегральную компоновку, при которой фюзеляж фактически выступает продолжением крыла и тем самым обеспечивает прирост в подъемной силе.
Хотя концептуально при создании Ту-160 ОКБ Туполева использовало собственные наработки, практически машина разрабатывалась с нуля. Новое изделие стало серьезным вызовом для советской авиационной промышленности, на который она нашла ответ, не потерявший актуальности до сих пор.
Всего за три года для Ту-160 куйбышевским ОКБ Кузнецова был создан двигатель НК-32, на его базе планируется разработать (вместо украинских Д-18Т) агрегаты для военно-транспортного самолета Ан-124 «Руслан» и разрабатываемый российский стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации).
Ту-160, не обладающий статической устойчивостью (положение центра масс машины меняется по мере расхода топлива и сброса вооружений), стал первым советским серийным тяжелым самолетом, оснащенным электродистанционной системой управления (впервые в мире такую схему получил разработанный в 1930-х тем же ОКБ Туполева пассажирский самолет АНТ-20 «Максим Горький»).
Также Ту-160 получил новый бортовой комплекс обороны «Байкал», позволяющий отследить, заглушить помехами или отвлечь ложными целями системы ПВО противника, и элементы по снижению радиолокационной и инфракрасной видимости самолета.
Серийное производство Ту-160 развернули на Казанском авиационном заводе Горбунова, ранее выпускавшем Ту-4, Ту-22 и Ту-22М. Сборка новой машины потребовала постройки не только дополнительных цехов, но и внедрения новых технологий. В частности, на предприятии появилась электронно-лучевая сварка по титану, из которого создан центроплан самолета. Данная технология, утерянная заводом десять лет назад, в настоящее время восстановлена.
Всего к 1992 году построено 36 Ту-160, тогда же на заводе Горбунова в разной степени готовности имелись еще четыре машины. В 1999 году полетел 37-й самолет, а в 2007-м — 38-й. «Петр Дейнекин» стал 39-м Ту-160. Сегодня Россия располагает 17 действующими самолетами, минимум девять Ту-160 распилены Украиной. Остальные 11 отданы музеям, использовались для тестов или побывали в аварийных ситуациях.
Сегодня
Имеющиеся в распоряжении России Ту-160 пройдут модернизацию. В частности, самолеты получат новые двигатели НК-32 второй серии, авионику и бортовой комплекс обороны, а также более дальнобойные и мощные стратегические ракеты (уже в модификации Ту-160М2). Данные нововведения, позволяющие увеличить эффективность Blackjack на 60 процентов, будут протестированы на Ту-160М «Петр Дейнекин», который пока что от модели Ту-160 отличается незначительно.
К настоящему времени Blackjack принимал участие в военных действиях только в ходе операции в Сирии, где нанес удары по позициям боевиков Исламского государства (запрещенная в России террористическая организация) крылатыми ракетами Х-555 (дальность полета до 2 500 километров) и Х-101 (поражает цели на расстоянии до 7 500 километров).
Похоже, что Blackjack ждет возрождение. Кроме модернизации уже имеющихся самолетов до версии Ту-160М2, российские военные ожидают получить от Казанского авиационного завода Горбунова еще десять таких самолетов, стоимость контракта составляет 160 миллиардов рублей. В этом случае к середине 2020-х годов в распоряжении ВКС России окажется 27 Ту-160М2.
Завтра
В Минобороны полагают, что вместе с применением технологий от Ту-160М2 это позволит снизить затраты на производство и обслуживание машины. Именно решение о модернизации Blackjack, принятое еще в 2015 году, привело к сдвигу вправо сроков создания ПАК ДА, первый полет которого теперь ожидается не ранее 2025 года.
Несмотря на то что заказ на десять новых Ту-160М2 загрузит Казанский авиационный завод Горбунова вплоть до 2027 года, предприятие, существующее практически исключительно на бюджетные средства, в перспективе должно выйти хотя бы на частичную самоокупаемость. В этой связи возможен практически только единственный вариант развития событий — продажа выпускаемых заводом самолетов за границу, в том числе гражданских машин.
По оценкам Министерства промышленности и торговли России, гражданский сверхзвуковой самолет на основе Ту-160 может быть создан за 7-8 лет. Там же оценивают внутренний спрос на гражданский Ту-160, вмещающий до 50 человек, на уровне 20-30 машин при цене в 100-120 миллионов долларов за машину. В правительстве надеются на значительный экспортный потенциал самолета.
Предложение о создании на основе Blackjack коммерчески рентабельного и конкурентоспособного гражданского авиалайнера встречает множество трудностей. С одной стороны, в истории ОКБ Туполева есть два примера модернизации бомбардировщиков в пассажирские самолеты: Ту-16 в Ту-104 и Ту-95 в Ту-114. В обоих случаях преследовалась цель экономии средств, а самолеты подвергались серьезной модификации.
Ту-160. Стоит ли возобновлять производство?
Данная статья является переработкой статьи автора от 23 марта. Изменен в основном раздел истории создания Ту-160 и выводы. Содержательная часть осталась неизменной
В Январе 2018 г. Президент РФ, выступая на Казанском авиазаводе, заявил о начале программы возобновления выпуска модернизированных бомбардировщиков Ту-160м2. Он сообщил, что к 2027 году предполагается выпустить 10 штук. Однако, Президент не упомянул, что Минобороны планирует продолжить выпуск до 2035 г. и произвести 50 Ту-160м2. Обоснования необходимости такой программы не приводилось.
1. История создания и сравнительные характеристики самолета Ту-160
В 1961 году в США начали исследования по программе создания нового стратегического бомбардировщика с максимальной скоростью 2200 км/ч. В 1969 был объявлен конкурс, и в 1970 его выиграла фирма Роквэл. В 1974 состоялся первый полет бомбардировщика B1-a. После изготовления опытных образцов в США решили, что использование сверхзвуковой скорости невыгодно, так как преодолевать ПВО лучше на предельно малых высотах и дозвуковых скоростях. Кроме того, отказ от сверхзвуковых скоростей позволяет увеличить боевую нагрузку за счет использования внешних подвесок. Тем самым, величина критерия эффективность/стоимость, у дозвукового варианта возрастает. В результате, решено было экономить финансирование и перейти к производству варианта B-1b, максимальная скорость которого – 1300 км/ч. В итоге получился самолет с максимальной взлетной массой 216 тонн и длиной 45 метров. В 1988 году программа строительства самолетов была завершена.
Радиолокационная заметность самолета определяется величиной его эффективной поверхности рассеивания (ЭПР).
Данные о величинах ЭПР боевых самолетов в открытой литературе не приводятся. Поэтому далее будем ориентироваться на усредненные оценки различных экспертов. В списке приведены грубые оценки величин ЭПР самолетов стратегической авиации США и, для сравнения, ЭПР типового истребителя США F-15: B-52 — 100 м. кв.; B-1b — менее 10 м. кв.; B-2 — 0.01 м. кв.; F-15 — 3-4 м. кв.
При разработке B-1b серьезное значение придавалось мероприятиям по снижению его ЭПР. У большинства самолетов наиболее яркими отражающими элементами являются воздухозаборники. В воздухозаборниках B-1b были применены специальные решетки и радиопоглощающие покрытия, препятствующие проникновению радиоволн внутрь. Разработка Ту-160 началась в 70-е годы по устаревшим требованиям, то есть основное внимание уделялось обеспечению большой дальности полета, а не снижению его заметности. Для обеспечения сверхзвуковой скорости полета воздухозаборники Ту-160 были увеличены по сравнению B-1b. Если учесть и увеличенные размеры самолета, то получим, что значение ЭПР Ту-160 находится между значениями ЭПР B-1b и B-52, то есть, в несколько раз (обозначим в n раз) превышает ЭПР B-1b. За время эксплуатации самолета несколько раз предпринимались попытки снизить ЭПР воздухозаборников путем нанесения радиопоглощающих покрытий, но чем завершились не известно
При полете на дозвуковых скоростях, повышенная мощность двигателей Ту-160, приводит к увеличению заметности излучения в инфракрасном (ИК) диапазоне. Однако, резкое повышение ИК заметности, происходит при переходе на сверхзвуковые скорости, когда повышенный расход топлива приводит к такому увеличению ИК излучения, что истребители противника могут наводиться на Ту-160, даже не включая собственную бортовую РЛС (БРЛС), то есть экипаж Ту-160 может и не узнать о факте начала атаки истребителя.
Любой самолет стратегической авиации (СА) подавляющую часть маршрута пролетает на дозвуковой скорости, на высотах порядка 10 км. Полет на максимальной скорости у Ту-160 может использоваться только на дистанции, составляющей единицы процентов от общей длинны маршрута. Следовательно, режим максимальных скоростей может использоваться только для однократного отрыва от Преследующих истребителей противника.
Для подавления РЛС ПВО B-1b оснащен комплексом радиоэлектронного противодействия (РЭБ) ALQ-161 высокой мощности. Одна только потребляемая мощность этого комплекса доходит до 120 квт. Поскольку у Ту-160 ЭПР в n раз выше, то мощность его комплекса РЭБ должна быть также в n раз больше. Разработка такого комплекса РЭБ вызовет большие технические трудности и повысит стоимость самолета. Повышение излучаемой мощности помех существенно осложняет работу всех остальных радиосистем самолета, в частности системы радиоразведки. Кроме того, увеличение потребляемой мощности комплексом РЭБ, повысит нагрузку на систему электропитания и охлаждения, что заметно увеличит вес оборудования.
В настоящее время произошло улучшение боевых возможностей ПВО противника, связанное с появлением РЛС, использующих активные фазированные антенные решетки (АФАР). Такие антенны позволяют формировать на прием сразу несколько разнесенных в пространстве лучей, что дает возможность раздельно сопровождать все цели и постановщики помех гораздо эффективнее, чем РЛС предыдущих поколений. Следовательно, даже при наличии комплексов РЭБ скрыть такую высокозаметную цель, как Ту-160, в будущем не удастся.
Единственным самолетом СА, выполненным по технологии «Стелс» и способным прорывать ПВО, является самолет США B-2. Кроме малой ЭПР, он имеет и малую ИК заметность, так как использует широкое сопло двигателей, позволяющее охладить струю выхлопных газов.
2. Основные задачи, решаемые СА
2.1 Тактика нанесение ударов по целям на территории Северной Америки
Нанесение ударов по США может производиться только при полетах через Северный полюс, так как маршрут через Атлантический океан перекрыт средствами наблюдения ПВО НАТО. Кроме того, береговая линия США защищается аэростатными РЛС. При полете над Северным Ледовитым океаном вероятность обнаружения Ту-160 невелика. В северной части Канады (вдоль 70° с.ш. ) расположена радиолокационная линия Дью. В составе этой линии находятся мощные РЛС, обеспечивающие дальнее обнаружение высотных целей. Между этими РЛС находится по нескольку штук малых РЛС, которые должны обнаруживать только низковысотные цели. Поэтому преодолеть эту линию незаметным – для Ту-160 нереально ни на большой, ни на малой высоте.
Если будет предпринята попытка уничтожить несколько РЛС линии Дью и прорваться в образовавшуюся брешь, то эта попытка будет в кратчайший срок пресечена за счет подъема истребителей с внутренних аэродромов Канады. Наведение этих истребителей будет производиться с помощью самолетов ДРЛО АВАКС. Аналогичный результат получится, если будет предпринята попытка подавить РЛС линии Дью с помощью комплексов РЭБ.
Следовательно, Ту-160 должен за 100-400 км до линии Дью произвести пуск СКР и незамеченным возвращаться обратно.
2.2. Этап полета СКР
Будем считать, что используя рельеф местности, большая часть СКР пройдет линию Дью незамеченными. Однако достаточно одной или двум СКР оказаться обнаруженными, как будут подняты в воздух самолеты АВАКС, которые способны обнаруживать СКР на дальностях до 100 км. Когда АВАКС обнаружит группу СКР, он начинает лететь вслед за ними и постоянно корректирует наведение истребителей вплоть до уничтожения всей обнаруженной группы. Далее, над территорией Канады, СКР должны будут преодолеть среднюю и южную линию радиолокационного предупреждения. Учитывая, что от линии Дью до целей на территории США (например г. Вашингтон) расстояние составляет порядка 4000 км, время полета СКР составит более 5-ти часов. За это время СКР могут обнаруживаться любыми РЛС, в том числе и гражданскими РЛС УВД и случайными наблюдателями. При подлете к территории США будут подняты дополнительные АВАКСы, и часть тех СКР, которые прорвут Северную линию обороны, будут перехватываться перед северной границей США. В результате до цели сможет дойти только незначительная часть пущенных СКР.
Таким образом, приходим к выводу, что нанесение ядерных ударов с помощью СКР явно невыгодно из-за больших потерь СКР на трассе и соответствующей потери ядерных боеприпасов. То есть, выгоднее использовать МБР. МБР долетят до поражаемых целей с вероятностью, близкой к единице, так как система ПРО США при массированном налете МБР способна поразить не более 3-5 штук.
2.3. Атака авианосной многоцелевой группы (АМГ)
Типовая АМГ состоит из авианосца и кораблей сопровождения – до 10 шт. Корабли могут находиться на расстояниях до 5-10 км от авианосца. Охрану авианосца обычно обеспечивают 2 эсминца типа «Орли Бёрк», оборудованных ЗРК «Иджис». Задача этих эсминцев заключается в том, чтобы они вызвали «огонь на себя», то есть с помощью помех скрыли бы положение остальных кораблей АМГ. В условиях помех противокорабельные ракеты (ПКР), пущенные с самолетов СА, будут наводиться на источники этих помех, то есть на сами эсминцы. ЗРК «Иджис» обладает достаточным потенциалом, чтобы уничтожить любые современные ПКР.
АМГ имеет эшелонированную оборону. Информационное обеспечение дальнего рубежа обороны производится за счет применения палубных самолетов ДРЛО E-2C «Хоккай». Зона дежурства этих самолетов выносится от авианосца на расстояние около 300 км. Таким образом, дальность обнаружения самолетов противника в атакоопасном направлении доходит до 800 км от авианосца.
Для удара по авианосцу атакующие самолеты СА должны обнаружить его с помощью БРЛС. Для этого Ту-160 должен выйти на дальность прямой видимости, то есть подойти к АМГ на дальность менее дальности радиогоризонта, которая в зависимости от высоты полета составляет 400-450 км. Такой маневр является крайне опасным, так как у авианосца в период угрозы войны в воздухе держится пара дежурных истребителей, вынесенных на 300-500 км. После обнаружения «Хаккаем» атаки Ту-160 эти истребители успеют перехватить Ту-160 до момента выхода его из-за горизонта. Если все-таки истребителей не будет и Ту-160 приблизится на дальность радиогоризонта, то эсминцы включат комплексы РЭБ, и на индикаторах БРЛС вместо отметок целей появится сектор, засвеченный помехами. Пуск ПКР в таких условиях малоэффективен, так как радиолокационные головки самонаведения ПКР могут обнаруживать корабль на небольших расстояниях и выводить их к кораблю нужно с малыми ошибками. Когда помехи не действуют, БРЛС должна не только определить текущие координаты авианосца, но вычислить его курс. Необходимость этого объясняется тем, что полет ПКР длится около 20 минут, и корабли, за это время, могут сместиться на 10-15 км.
Типовые ПКР могут быть обнаружены самолетом «Хоккай» на дальности более 100 км от него, и по целеуказанию от «Хоккая» на ПКР могут быть наведены истребители.
В результате приходим к выводу, что организовать эффективную атаку авианосца в океане крайне затруднительно, так как это грозит большими потерями как бомбардировщиков, так и ПКР.
3. Задачи, решаемые на неосновных театрах военных действий
Вход в зону ПВО центральной Европы для Ту-160 исключен полностью. Плотность РЛС и истребителей НАТО настолько высока, что Ту-160 может проникать в зону ПВО только под прикрытием большого числа собственных истребителей. При этом проникновение возможно только в те районы, где нет ЗРК большой дальности.
В этой ситуации неясен смысл применения СА, так как удары гораздо легче наносить фронтовыми бомбардировщиками, у которых выживаемость в разы больше. Ту-160 неспособен предпринимать интенсивные маневры для ухода от атак ракет противника и даже от зенитных орудий.
Опыт событий в Грузии 08.08.2008 показал, что наличие у противника небольшого количества даже не самых эффективных ЗРК типа «Бук» крайне опасно для тяжелых бомбардировщиков, а именно Ту-22м2 был сбит в первом же вылете. Поэтому единственной областью применения СА остаются районы, где у противника ПВО практически отсутствует, например, в Сирии. Однако и в этой ситуации применение самолетов типа Су-27, Су-34 намного эффективнее и безопаснее, так как вероятность поражения малоразмерных самолетов зенитными установками противника намного меньше, чем Ту-160.
4. О пассажирском варианте
В своем выступлении Президент упомянул, что возможно рассмотреть вариант построения сверхзвукового пассажирского самолета на базе Ту-160. Такое заявление может свидетельствовать только о качестве решений, подготавливаемых различными лоббистами, для администрации Президента. Построение такого варианта полностью исключено по следующим причинам:
• Ту-160 может развивать скорость 2200 км/ч только при использовании форсажной камеры двигателей, что приводит к многократному расходу топлива и совершенно недопустимо для пассажирского самолета.
• Пассажирский самолет большую часть дистанции пролетает на постоянной высоте и скорости, то есть не нуждается в использовании изменяемой геометрии крыла.
• Фюзеляж бомбардировщика всегда значительно уже, чем у пассажирского самолета близкой конструкции.
• Коммерческие самолеты оправдываются только тогда, когда они интенсивно используются. Едва ли в России найдутся соответствующие авиалинии, применение на зарубежных линиях вряд ли возможно.
Таким образом, пассажирский вариант Ту-160 нуждается в полной переработке конструкции и, скорее всего, совпадет с Ту-144. В таком случае, его видимо будет ожидать та же судьба, что и Ту-144.
Из выше приведенного следует, что самолет Ту-160 технически устарел после 2000 года. Необходимость избегать любых контактов с ПВО противника приводит к тому, что сверхзвуковая скорость полета для Ту-160 не является необходимой. А для дозвукового полета не требуется иметь поворотные крылья, то есть сложный, дорогой, и тяжелый поворотный механизм является излишним.
При оценочной стоимости Ту-160 равной 15 млрд. руб. стоимость серии из 10 самолетов превысит 160 млрд. руб. Учитывая, что требуется полностью восстанавливать стапель и возобновлять производство двигателей, стоимость может еще повыситься. Очень дорого обойдется разработка новой БРЛС и нового комплекса РЭБ. Кроме того, тренировочные полеты летчиков на такой тяжелой машине оказываются чрезвычайно дорогостоящими. По американским оценкам, стоимость жизненного цикла самолета в 3-5 раз превосходит его начальную цену. Таким образом, полная стоимость жизненного цикла данной программы может оказаться более 800 млрд. руб. Если же будет произведено 50 самолетов, затраты возрастут до 3 трлн. руб. Так как самолеты СА не могут экспортироваться в третьи страны, эти затраты полностью лягут на госбюджет РФ. Устаревшие самолеты не смогут решить серьезных военных задач, а стоимость программы оказывается недопустима высока. В локальных конфликтах он может применяться только против стран, где ПВО отсутствует. В условиях серьезного военного конфликта он может вылетать за границу России только в акватории Северного Ледовитого океана.
Стоимость одного экземпляра Ту-160 примерно соответствует цене одного корвета. Этих корветов нам остро не хватает, так как в ГПВ 2011-2020 было предусмотрено строительство 35 корветов, а реально будет построено менее половины. В мирное время корветы несут реальную службу по охране ближней морской зоны, а Ту-160 совершают только тренировочные полеты.
Модернизация бортового оборудования (например: индикаторов летчиков, навигационной системы и т.д.) повысит только удобство работы экипажа, но не повысить выживаемость самолета, так как не меняет конструкцию планера и двигателей.
В результате оказывается, что Ту-160м2 не будет эффективен ни в качестве компонента ядерной триады, ни для использования в обычных конфликтах. Поэтому Россия может использовать опыт Китая, который в данное время использует ядерную диаду, а в дальнейшем предполагает разработать самолет аналог B-2. Кроме того, наличие мобильных пусковых установок МБР типа «Тополь», позволяет выполнять функцию нанесения второго ответного ядерного удара и тем самым, вообще отказаться от СА. Чтобы иногда показать Америке «кузькину мать», имеющихся 16 самолетов вполне достаточно.