Трудно представить белку без ее пушистого рыжего хвоста. Однако он существует не только для того, чтобы привлекать противоположный пол, так как выполняет много других функций.
Хвост белки – это часть позвоночника, на котором находятся кровеносные сосуды, мышцы и связки. Он очень чувствителен, особенно в холодную и морозную погоду. Чтобы внутри хвоста сохранялось тепло и защищало его от морозов, у белки он пышный и широкий.
При прогулках по лесу, сложно не заметить, как прытко и быстро белка перепрыгивает с одной ветки на другую. При таких сложных прыжках животное использует свой хвост, словно руль и парашют, управляя им для мягкого приземления и быстрого передвижения.
Хвост очень необходим белке во время зимних морозов. Так как длина хвоста практически равна длине ее туловища, лесная красавица использует его как мягкое и теплое одеяльце, когда спит в дупле.
Животное старается ухаживать за хвостом и регулярно его чистит, чтобы не допускать того, чтобы он был грязным и мокрым. Это не сложно заметить, если наблюдать за белкой во время переправы через реку. Туловище животного находится в воде, а сам хвост белка держит над водой. Во время плавания хвост еще служит для поддержания равновесия.
Самое интересное:
1 комментарий к записи “Зачем белке нужен хвост?”
Вот это да.. Я всегда думала что хвост белочке нужен для того, чтобы она им маневрировала во время полетов, а тут вот оно что, одеяло. Природа не перестает меня удивлять!
«Белка песенки поет и орешки все грызет». Интересные факты о белках
Всем известно, что белка очень умное и запасливое животное. Однако есть ряд интересных фактов, которые об этих животных знает далеко не каждый.
Факт номер один
В Хорватии мясо белки запрещается кушать беременным женщинам, так как у местных жителей существует примета, что ребенок может родиться черным.
Факт номер два
Белки хоть и приручаются очень легко, но в условиях неволи они не размножаются. Из-за этого до сих пор точно неизвестно какова численность помета и невозможно вывести статистику по количеству брачных периодов.
Факт номер три
Белка вполне может стать хищным животным. Невзирая на то, что все считают белок милыми грызунами, которые питаются орехами и семечками, на самом деле это животное всеядно. Они могут спокойно напасть на мелкого грызуна, в том числе зайчонка, напасть на птицу или украсть яйцо из гнезда.
Факт номер четыре
Все знают, что пушистый зверек запасается провизией на зиму. Но вот в пищу употребляют они только 1/4 от этих запасов. И виной всему не то что их много, а потому что белка обладает «девичьей» памятью, и забывает, в каких укромных местах они хранятся. В конечном итоге 2/3 этих запасов достается грызунам и птицам, а оставшаяся 1/4 начинает прорастать.
Факт номер пять
Свое название эти животные получили от денежной единицы, мерой которой были беличьи шкурки, и называлась она «бела». Так как мех лесного зверька всегда был в цене и пользовался спросом, смело можно сказать, что вопрос денег был «шкурным» уже многие сотни лет.
Факт номер шесть
Белки очень хорошо плавают. При этом самым основным фактором служит то, чтобы хвост оставался сухим. Если же он намокнет, то зверек тут же пойдет ко дну. Поэтому белка держит хвост очень высоко над водой, когда плывет.
Факт номер семь
У самок этих животных хвост является своеобразным атрибутом красоты, так же как у женщин длинные волосы. По крайней мере, самцы уделяют намного больше внимания обладательницам пышных хвостов.
Факт номер восемь
В Древней Греции белок называли «скиурида». Такое название стало производной двух слов: «скиа», в переводе означает тень и «аура», означающее «хвост».
Факт номер девять
Белке не страшны падения с большой высоты. Это происходит из-за того, что она обладает хвостом, который выполняет функцию парашюта и руля одновременно.
Факт номер десять
За 24 часа этот зверек может обработать порядка 15 шишек ели и около 100 шишек сосны. Этого запаса провизии ей хватает примерно на 3 месяца.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках
Зачем белке пушистый хвост?
На дворе зима. Зайцы превратились из настоящих летних русаков в сезонно неустойчивых беляков, лисы и белки отрастили шубы потеплее, а песцы сменили грязноватый отпускной окрас на модный снежный. В общем, все идет своим чередом. И только некоторым умникам, как обычно, нет покоя: вот как хотите, а ответьте им на детский вопрос — зачем белкам, песцам, лисам и прочей пушной братии такие роскошные хвосты? Ну в самом деле, не для женских же шуб эти звери так стараются!
Кстати говоря, а зачем вообще нужны хвосты? Вот мы, допустим, прекрасно без них обходимся. А животным без хвоста никак, причем со всех точек зрения — хоть с физиологической, хоть с механической, хоть с социальной. Что это означает на практике?
Белки, и не только летяги, используют хвост как руль и балансир во время затяжных прыжков. Куницы, соболи и опять же белки пользуются им и как страховкой: повисая вниз головой на задних лапах, они придерживаются еще и «пятой конечностью». А экзот из Азии бинту-ронг распоряжается своим роскошным хвостом совсем уж по-обезьяньи: обвивает им дерево, чтобы не упасть во сне. Кроме того, многим животным хвост нужен для опоры — тогда, когда они поднимаются на задние лапы.
Лиса, чтобы обмануть преследующих ее собак или волка, пользуется испытанным приемом: метет хвостом в одну сторону и сразу же делает гигантский прыжок в другую — после этого собаки чаще всего теряют след.
Мадагаскарские лемуры копят в своем полосатом хвосте жир — когда наступает засуха и бескормица, они начинают расходовать НЗ. А бурундуки, если враг хватает их с тыла, оставляют у него зубах только меховой чехол, в который укутано их бурундучье достоинство, то бишь, опять же, хвост.
Те, у кого есть кошки и собаки, не дадут соврать: хвосты отражают всю гамму эмоций не хуже мимических мышц, и это касается не только домашних, но и диких зверей. Лиса, которая держит хвост вертикально, сообщает: «Здесь моя территория», а скунс добавляет: «И лучше убирайся, а то не поздоровится». Собачий хвост морковкой означает гнев, кошачья «труба» равноценна жесту ОК. В общем, тот, кто умеет читать по хвостам, легко заметит и удовольствие, и радость, и печаль, и заинтересованность, и мольбу, и неприятие, и предвкушение, и страх, и даже брезгливость своего питомца.
Хвост — это шарф и одеяло. Например, лисы — зимой они не пользуются норами — во время сна накрывают хвостом нос и убивают сразу двух зайцев: и греются, и маскируются. И вот тут мы подошли к существу вопроса.
Хвостов, безусловно, великое множество, но далеко не все они годятся на воротники. А сегодня нас интересуют только такие. Но и в густой шерсти, и совсем без нее хвост — это продолжение позвоночника. Он гибкий, подвижный и очень чувствительный. И тем зверям, которым приходится бороться с погодой, густая длинная шерсть на нем жизненно необходима: будь у песца крысиный хвост, он просто остекленел бы от мороза и отвалился. А у бинтуронга изжарился бы на солнце.
В общем, ответ на вопрос в заголовке довольно прост: пух и шерсть на хвосте — природная теплоизоляция для десятков позвонков, межпозвоночных дисков, связок, мышц и кровеносных сосудов, без которых зверям не обойтись.
Наверняка найдутся те, кто туг же спросит: а как же зайцы и коты-бобтейлы? А очень просто: во-первых, минимальный хвост у них все-таки есть, и укутан он очень даже неплохо, а во-вторых, в качестве компенсации за пятую опорную точку » «рода дала им мощные задние лапы, 4е помогают и равновесие держать, и прыгать высоко, далеко и эффективно.
Белка: О чём молчит лес. Мрачные повадки всем известного грызуна
«Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт,
А орешки непростые;
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.
Слуги белку стерегут…»
Чтобы эта рыжая милаха по случайности не проломила своими зубами кому-нибудь черепушку!
Александр Сергеевич писал сказку для детей, поэтому ему пришлось умолчать этот жуткий факт из жизни всем известных нам пушистиков. Зато мы полумерами ограничиваться не станем! Встречайте кошмар грызунов, птиц и алкоголиков — белку обыкновенную.
Наша героиня — полноправная хозяйка отечественных лесов. Среди своих собратьев из рода беличьих, лишь белка обыкновенная сумела крепко обосноваться на территории России.
Габаритами рыжуха не блещет: длина тушки не превышает 30 сантиметров, из которых 2/3 занимает пушистый хвост. Его зверушка отрастила не для понтов. Во-первых, так животинка обеспечила себя грелкой. В лютые холода наша героиня укутывается в хвост, как в одеяло. Во-вторых, хвост служит белке рулём, когда та сигает с головокружительной высоты. Благодаря мощным задним лапкам, одним прыжком веры эта малявка преодолевает до 15 метров в длину!
Свои апартаменты белки устраивают в дуплах старых деревьев. В хвойных лесах животинки вьют самые настоящие шарообразные гнёзда — гайна. Если дупло найти не удалось, а строить что-то самому — в лом, рыжухи вероломно занимают гнёзда птиц или селятся в скворечниках. Одна белка занимает сразу несколько гнёзд, периодически меняя место прописки. Так грызуны спасаются от паразитов, да и хищники не узнают их точного адреса.
Так как зимой съестного добра нема, хозяйственная животинка сооружает целые амбары с заготовками. Более того, таких кладовых у белки несколько, и все они расположены в разных местах. Грызун знает, что любителей халявы в лесу много, поэтому если один из тайников разграбят, все остальные останутся в целости и сохранности. Но и сама белка не обделена бандитскими качествами. Свой рацион наша героиня разбавляет. мясом.
Эта пушистая очаровашка устраивает настоящий геноцид, беспощадно изничтожая несчастных грызунов, птиц и пресмыкающихся! Но зачем белка ступила на скользкую дорожку?
Во-первых, потому что может. Острые зубы у белки есть, мощные челюсти — тоже. Зверёк с лёгкостью раскалывает орехи, так что проломить чью-либо черепушку ему труда не составит.
Во-вторых, таким образом белки восполняют дефицит белков (за каламбур извините) и микроэлементов. Поэтому мышку или птичку животина хрумкает как витаминки.
Несмотря на суровый характер, белки — животинки любвеобильные. За 1 сезон они успевают настряпать аж 2 выводка. Брачные игры начинаются весной. За одной самкой гоняется целая гурьба мужиков, жаждущих её тепла и внимания. Избранник, доказавший свою крутость перед самочкой, остаётся с дамой ненадолго. Когда барышня осознала, что скоро станет мамочкой, она гонит отца своих детей в шею, даже алиментов с него не спрашивая. Вот она, истинная сильная и независимая женщина!
Спустя месяц на свет появляется 3-8 бельчат. Целых два месяца мамаша будет заботиться о своих детишках: кормить их, защищать от врагов и переносить из гнезда в гнездо, чтобы молодняк не сжирали клещи и блохи.
Увы, первую зиму переживает лишь 15% молодняка. Будь иначе, всех птиц и мелких грызунов в лесу съедали бы эти рыженькие черти. Если же детишки пережили дубак успешно, то спустя год, они сами будут готовы плодить маленьких пушистых убийц.
В октябре Сережа и Витя ловили с лодки рыбу в лесной речке. Забросил Витя удочку и застыл от изумления.
По реке плыли белки. Зверьки пытались переплыть реку. Но сильное течение уносило их от берега. Белки стали тонуть.
Мальчики решили помочь животным. Сачками и руками они ловили белок. Пассажиры смело сидели в лодке.
Лодка наполнилась. Витя причалил к берегу. Белки живо помчались в лес. Больше часа трудились мальчики, пока выловили из воды белок.
Ребята помогли животным спастись от голода. Ведь белки шли искать другие леса, где в этом году уродилось много орехов, шишек, желудей.
Вопросы и задания:
1. Что удивило мальчика во время рыбалки?
2. От чего стали тонуть белки?
3. Как мальчики помогли спасти животных?
КАКАЯ БЫВАЕТ РОСА НА ТРАВЕ.
Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят, переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листу и не мочат его.
Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку; и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
Вопросы и задания:
1. Расскажи где и когда можно увидеть росу.
2. На что она похожа?
3. Почему росинка эта вкуснее всякого напитка кажется?
Много лет назад две Утки и одна Лягушка были в большой дружбе между собой. Но вот настал день, когда в озере стало мало воды, и Утки решили перебраться в другое место. Узнала об этом Лягушка и стала просить, чтоб подруги взяли её с собой: она так привыкла к ним, что даже считает себя одно с ними рода. Утки согласились выполнить просьбу Лягушки. Нашли они дощечку, посадили на неё Лягушку и, взяв дощечку лапками за оба конца, полетели. Лягушке строго приказали, чтобы она во время полета не кричала.
Пролетали они над одним аулом. Лягушке захотелось пить, и она заквакала. Кваканье услыхали люди аула и стали смотреть вверх. А когда увидели Уток, подняли шум, стали бросать в них камнями. Испуганные Утки разлетелись в разные стороны и уронили Лягушку.
(Казахская народная сказка) (129 слов)
1.Почему утки решили перебраться в другое место?
2.Каким способом Утки решили переправить Лягушку?
3 Почему Лягушка нарушила наказ Уток?
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
1. Почему луг называли золотым?
2. В какое время суток луг зеленел?
3. Почему одуванчик стал для детей одним из самых интересных цветов?
КАК БАРСУК И КУНИЦА СУДИЛИСЬ
Однажды барсук и куница бежали по лесной тропинке и увидели кусок мяса. Подбежали они к своей находке.
– Я нашёл кусок мяса! – кричит барсук.
– Нет, это я нашла кусок мяса! – кричит на весь лес куница. Барсук своё:
– Это я нашёл! Нечего зря спорить! Куница своё:
– Я первая увидела! Так они спорили-спорили, чуть не разодрались. Тогда барсук сказал:
– Пойдём к судье. Пусть судья нас рассудит.
А судьёй в этом лесу была лиса. Выслушала лиса барсука и куницу и говорит:
– Дайте-ка мне сюда вашу находку.
Отдали спорщики судье кусок мяса. Лиса сказала:
– Надо этот кусок разделить на две равные части. Одну часть пусть возьмёт себе барсук, другую – куница. С этими словами лиса разорвала кусок на две части.
– Это несправедливо, – заскулил барсук.
– У куницы кусок больше.
– Мы сейчас эту беду исправим, – сказала хитрая лиса и откусила от доли куницы изрядную часть мяса.
– Теперь у барсука кусок больше, – закричала куница.
– Ничего, мы и эту беду исправим! Я люблю, чтобы всё было, по справедливости. Сказав так, лиса опять откусила кусок мяса, только уже от доли барсука. Теперь оказалось, что у куницы остался кусок больше, чем у барсука. Но лиса не растерялась и откусила от куска куницы. И так она выравнивала кусок до тех пор, пока от находки ничего не осталось. Видно, правду говорят умные люди: жадные да неуступчивые всегда в убытке бывают.
Вопросы и задания:
1. Где, в каком месте происходит события, описанные в тексте?
А) На лугу; Б) в лесу; В) в поле; Г) в деревне.
2. Из-за чего у животных возник спор?
А) Не знали, как поделить находку; Б) боялись обделить друг друга; В) выясняли, кто нашёл кусок мяса.
3. Определи, какое значение автор вкладывает в выражение чуть не разодрались?
А) Чуть не разорвали на части; Б) чуть не подрались сильно; В) чуть не сделали дырку.
4. Кто вершил суд в этом лесу?
А) Лиса; Б) медведь; В) волк.
5. Какое определение даётся лисе в этом тексте?
А) Хитрая; Б) плутовка; В) рыжая разбойница.
6. Какой человеческий порок осуждает народ в этом произведении?
А) Жадность; Б) хитрость; В) трусость.
М ЕЧ И РОЗА.
Поспорили как-то Меч и Роза. Меч сказал: – Я сильнее! Меня не согнут самые злые ураганы и бури. А ты слабая и тоненькая. Быстро пропадёшь! – За что же ты так меня обижаешь? – сказала Роза. – Ведь я такая красавица! – Что толку в твоей красоте? – заметил Меч с издёвкой. В это мгновение на дороге показался старый человек, и Роза сказала Мечу: – Давай спросим у старца! Меч согласился и спросил у Мудреца: – Рассуди нас, скажи, в ком больше пользы для человека – в мече или в розе? Мудрец задумался на мгновение и сказал так: – Человеку на земле нужны и роза, и меч вместе. Меч оберегает его от опасностей, а роза приносит человеческому сердцу радость. Меч с Розой обрадовались тому, что сказал Мудрец, и перестали спорить.
1. Почему Меч так пренебрежительно отнёсся к пышной Розе? 2. Как Мудрец рассудил спор Меча и Розы? 3. Прочти самые главные слова текста. Как ты их понимаешь?
ДЯДЮШКА АУ.
История вторая «Господин Ау и больное дерево».
Утром дядюшка Ау проснулся бодрым. Он посмотрел в окошко. Жёлтый лист пролетел мимо окна. Господин Ау вздрогнул. «Что? Яблоня, должно быть, болеет. Каждую осень это дерево теряет листья. Я должен помочь ему». Он разыскал в ящиках пластырь, иголку, нитку, ножницы, дедушкино лекарство от кашля и от облысения и вышел на улицу. На улице было удивительно светло. Жёлтый лист зацепился за шип розы. Под яблоней лежали и другие жёлтые, красные листья. Дядюшка Ау принёс лестницу и осторожно взобрался на неё. Он приклеивал листья пластырем, пришивал их к веткам, приматывал нитками и красил в зелёный цвет. Потом он вылил все лекарства на корни дерева и вернулся домой. «Молодец я!» – хвалил себя дядюшка. Он даже написал плакат на листе бумаги: «ДЕРЕВУ БЫТЬ ЗЕЛЁНЫМ!» – и ходил с этим плакатом вокруг яблони, пока не стемнело. К вечеру он настолько устал, что лёг спать. Он лежал и мечтал: «Если дерево будет с листьями всю зиму, значит, у меня будут зимние яблоки». Он был доволен собою, господин Ау!
1. Как ты думаешь, кто такой господин Ау, или дядюшка Ау? Опиши его. 2. Что показалось тебе забавным в его поведении? 3. Найди и прочитай лозунг дядюшки Ау. Какое благородное чувство он вложил в свой лозунг? 4. Какую закономерность в природе пытался доказать этот сказочный герой? Чем закончится его идея? 5. Советуем тебе прочитать эту интересную книгу.
Стояла отвратительная погода. Темнели последние осенние лужи. Возле одной лужицы стоял задумчивый воробей. Он так напряжённо размышлял, что его перышки шевелились. Воробей не мог понять, почему те снежинки, что падают на асфальт, лежат – сверкают, а те, что в лужу, – исчезают. Почему? Непонятно. Разгадывая загадку, воробей ни на что не обращал внимания. Напрасно: за ним давно следил тощий бродячий кот. «Сейчас, – думал кот, – прыжок и. » Он собрался в тугой комок и прыгнул. Воробей был так занят снежинками, что даже не испугался. – Не мешайте! – воробей махнул крылышком и попал коту в глаз. Кот удивился и возмутился. – Ты понимаешь, кто я? – прошипел он. Воробей, наконец, понял и испугался, но продолжал следить за снежинками. «Ну и ну, – удивлялся голодный кот. – Что же я не съем его?» Что-то мешало коту кинуться на воробья. – Съем ведь. – нерешительно сказал он и вдруг заинтересовался: – Ты что в лужу уставился? – Чудо получается, – робко пятился воробей. – Лужа снежинки глотает. – И неожиданно взлетел. А коту было уже не до воробья. Его очень заняла загадка снежинок. Он сидел у лужицы и думал: «Почему так? Упала снежинка на асфальт – сверкает, упала в лужицу – исчезла. Почему же так? Ну почему? Непонятно».
1. Каким автор показал нам воробья? Расскажи. 2. Какая загадка увлекла вдумчивого воробышка? 3. Каким автор показал кота в начале текста? 4. Какое чудесное превращение произошло с котом? Почему? 5. Каков жанр этого произведения? 6. Как бы ты решил эту загадку?
Однажды семья жаворонков свила своё гнездо посреди засеянного поля. Когда прошло лето, малыши-жаворонки подросли. Пшеница тоже выросла. И вот однажды хозяин вышел в поле, посмотрел на пшеницу и сказал своему сыну: «Я думаю, что пора убирать хлеб. Завтра я попрошу соседей, чтобы они пришли помочь мне». Маленькие жаворонки услышали эти слова и побежали к матери: «Хозяин хочет завтра собирать урожай. Мы боимся, что он разрушит наше гнездо. Давай сегодня улетим с этого поля!» – «Сегодня мы ещё вне опасности, – сказала мама-жаворонок. – Мы можем остаться здесь ещё на один день». На следующее утро хозяин и его сын вышли в поле. Они ждали долго-долго, но ни один сосед не пришёл помочь им. Все были заняты на своих полях. На следующий день хозяин и его сын опять вышли в поле. Хозяин посмотрел на пшеницу и сказал: «Действительно, пора убирать её. Теперь попрошу моих братьев и сестёр, чтобы они пришли помочь мне». Маленькие жаворонки услышали эти слова. Они испугались и побежали к маме. «Мама! – закричали они. – Хозяин хочет завтра убирать хлеб. Он собирается позвать на помощь своих братьев и сестёр». «Не пугайтесь, – сказала мама-жаворонок. – Пока ещё опасности нет. Мы можем спокойно оставаться здесь ещё один день». Действительно, на следующий день ни братья, ни сёстры хозяина не пришли. Все они сказали, что, к сожалению, очень заняты на собственных полях. На третий день хозяин встал рано утром, вышел в поле и стал работать один. Когда мама-жаворонок увидела это, она сказала: «Вот теперь нам пора улетать. Потому что дело делается только тогда, когда человек делает его сам, а не ждёт, что ему сделают другие».
1. Как ты понимаешь выражение: Семья жаворонков свила своё гнездо?
2. В какое время года происходят события, описанные в тексте?
3. Каким злаком было засеяно поле?
4. Почему маленькие жаворонки предложили матери улететь с поля?
5. Почему соседи и родственники отказали хозяину поля в помощи?
6. Подумай, какое выражение лучше других помогает понять главную мысль текста?
Шли два школьника по лесу. Поймали в лесу белку. Их много в наших лесах. Белка красивая, хвост большой, пушистый. Заспорили школьники, кто из них первым белку поймал. Белка терпела, терпела да и укусила школьника, который держал её в руках. И убежала. Заплакал школьник. Тут я подошёл и спросил: – А зачем белке хвост? – Для красоты, – неуверенно сказал один из них. – Для того чтобы с дерева на дерево летать, – сказал второй. – Правильно. – сказал я. – А ещё? Ничего не могли они мне ответить. Прошло два или три дня. Смотрю – мои знакомые мальчишки. – Пойдёмте с нами, – сказал один. – Мы вам что-то покажем, – добавил второй. На улице шёл дождь. Мы вошли в лес. – Смотрите! Смотрите туда! – шептали ребята. На ветке сидела белка. Шёл дождь, но белка прикрылась своим хвостом, и ей, кажется, не было страшно. – Наша, – шептали ребята. – Теперь мы знаем, зачем белке хвост. – Вот видите, – сказал я, – и для красоты, и для того, чтобы летать с дерева на дерево, и для тепла нужен белке хвост-зонтик и хвост-шуба.
1. Почему ребятам удалось поймать белку? 2. О чём спорили дети? 3. Почему ребятам очень хотелось знакомому человеку показать белку ещё раз? 4. Кратко перескажите текст.
Л ЕСНОЕ ЭХО.
Мне было тогда лет пять или шесть. Мы жили в деревне. Однажды мы с мамой пошли в лес за земляникой. Земляники в тот год уродилось очень много. Она росла на старой лесной вырубке. Как сейчас помню я этот день, хотя прошло с тех пор более пятидесяти лет. День был солнечный, жаркий. Но только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя кудрявая тучка. Из неё посыпался частый крупный дождь. А солнце всё светило. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлёпались о листья. Потом повисли они на траве, на ветвях кустов и деревьев. В каждой капле отражалось, играло радужное лучистое солнце. Мы с мамой встали под дерево, а тёплый дождик уж и кончился. – Погляди-ка, Юра, как красиво, – сказала мама, выходя из-под веток. Я взглянул. Через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга. Один её конец упирался в нашу деревню, а другой уходил далеко в заречные луга. – Ух, здорово! – сказал я. – Прямо как мост. Вот бы по нему пробежаться! – Ты лучше по земле бегай, – засмеялась мама, и мы пошли в лес собирать землянику. От земли шёл лёгкий пар. – Ау! Ау! – кричал я. «Ау! Ау!» –,отозвалось из лесной дали. – Не бойся, это эхо! – сказала мама. С мамой мне хорошо и спокойно.
1. О каких детских воспоминаниях поведал нам автор?
2. Когда возникла радуга и как она выглядела?
3. Какие чувства и желания возникли у мальчика?
4. Почему улыбалась мама и чему учила своего сына?
5. Какие черты характера в детстве помогли мальчику впоследствии стать великим писателем?
П ОД ЁЛКОЙ.
Расскажу, как это было в лесу перед самым дождём. Наступила такая тишина, что, казалось, каждый листик, каждая хвоинка силилась быть первой и поймать первую каплю дождя. Я увидел ёлку. Росла она в тени, и оттого сучья у неё были опущены вниз. Под ёлкой получился хороший шалашик. Невозможно передать прелесть пребывания в лесу под ёлкой во время тёплого летнего дождя. Хохлатый рябчик, гонимый дождём, ворвался в середину нашей густой ёлки и уселся под самым шалашом. Совсем на виду под веточкой устроился зяблик. Ёжик пришёл. Проковылял мимо заяц. И долго ещё дождик шептал, шептал что-то нашей ёлке. И мы долго сидели, и всё было так, будто настоящий хозяин лесов каждому из нас выделил уютное местечко и отдельно каждому шептал, шептал, шептал в ушко. Но дождь закончился, и выглянуло тёплое нежное солнышко.
1. Как автор описывает лес, ожидающий дождь?
2. Кто спрятался от дождя под густой гостеприимной елью?
3. Пофантазируй: если бы ты оказался в таком шалашике, о чём тебе хорошо думалось бы под елью?