зачем белоруссия посадила самолет
Версия Лукашенко: почему Батька посадил самолёт с оппозиционером и кому ещё пришло сообщение о бомбе из Швейцарии
Как полагают эксперты, незапланированная посадка самолёта авиакомпании Ryanair в Белоруссии, скорее всего, произошла в результате спецоперации, однако, кто её провёл — белорусский КГБ или их недоброжелатели — сказать пока нельзя.
Фото © ТАСС / AP Photo / Mindaugas Kulbis
Президент Белоруссии Александр Лукашенко провёл встречу с парламентариями, членами Конституционной комиссии и представителями органов госуправления. Одной из затронутых тем стал инцидент с посадкой самолёта авиакомпании Ryanair в Минске. По его словам, тот факт, что именно этим рейсом летел Роман Протасевич, — чистая случайность, а сотрудники спецслужб Белоруссии действовали в рамках обычной проверки сообщений о минировании.
Фото © Getty Images / EPA
— На фоне каскада угроз о минировании наших объектов. Каждый день минируют то школы и университеты, то предприятия… Особо отмечу, что сигнал о минировании самолёта был получен из-за рубежа, сообщение поступило в Афины, Вильнюс и Минск одновременно. Информация была оперативно доведена до экипажа самолёта, иначе и быть не могло, — подчеркнул глава республики.
Как полагает переводчик, блогер и публицист Дмитрий Пучков, Лукашенко назвал свою версию произошедшего и она имеет полное право на существование. А если кого-то она не устраивает, то нужно доказать обратное, показать, что было не так.
Фото © Getty Images / Telegram / @zheltyeslivy / Anadolu Agency
— Давайте договоримся, любая версия имеет право на существование, например, есть такая версия, что этого гражданина (Романа Протасевича. — Прим. Лайфа) кураторы специально слили Батьке для каких-то своих целей. Кто они, мы сказать не можем, но выглядит это вполне допустимо, особенно на фоне полученных последствий. Поэтому никакие версии отвергать по умолчанию нельзя, предполагать можно что угодно. Вот и Александр Григорьевич выдвинул свою, если что-то не нравится, кажется притянутым за уши, то нужно просто доказать, что тут не так, — пояснил Дмитрий Пучков.
Политолог Марат Баширов добавил, что, согласно имеющимся правилам, самолёты ведут полную бортовую запись всех разговоров, а значит, всё сказанное фиксируется.
— Когда мы сможем увидеть все переговоры пилотов, полную расшифровку, можно будет говорить о том, рассказывает Александр Лукашенко правду или лукавит. В любом случае, когда будет собрана полная картина произошедшего, Международный авиационный комитет сможет проводить расследование. На данный же момент приходится опираться только на слова сторон, но я не думаю, что есть смысл не верить президенту Белоруссии в этом вопросе, — сказал эксперт.
Фото © ТАСС / «Стрингер»
Одним из обвинений в адрес белорусской стороны является тезис, согласно которому к гражданскому авиалайнеру был послан истребитель, принудивший пассажирский самолёт к незапланированной посадке. Однако согласно поступающим расшифровкам, это не соответствует действительности, считает юрист Илья Ремесло.
— Ситуация там была следующая: действовать нужно было быстро, и самолёт был послан в качестве сопровождающего, но решение принимал сам экипаж. Из той части информации, которую уже расшифровали, мы не видим, что со стороны истребителя были какие-то угрозы, наоборот, пилот авиалайнера принял решение абсолютно самостоятельно, предварительно посоветовавшись с авиакомпанией, — подчеркнул Ремесло.
Америка капитулирует? Украина и Европа без большого брата, а Северный поток обретает свободу
Также он добавил, что подобное приземление — достаточно частая мировая практика, которая применяется во всём мире, в том числе и по ложным случаям.
— Абсолютно аналогичные случаи были везде, наиболее яркий пример — когда американцы заставили сесть самолёт президента Боливии. Или был случай с Украиной, когда та послала истребители, которые угрозами развернули борт, чтобы взять с него антимайдановца. Так что в плане исключительности Лукашенко тоже не выходит за рамки общепринятой международной практики, — сказал юрист.
Однако, как полагает политолог Сергей Михеев, ситуация с самолётом всё равно похожа на спецоперацию, правда, вовсе не обязательно, что её провели сотрудники белорусского КГБ, вполне вероятно, что это многоходовка их недоброжелателей.
Фото © Getty Images / Beata Zawrzel / NurPhoto
— Тут ведь как посмотреть: с одной стороны, Лукашенко поймал такого вот человека, теперь он из него всё что надо вытащит, но с другой стороны — на Белоруссию тут же посыпался град ударов из санкций. Все противники действующего политического строя Белоруссии получили возможность вводить против неё санкции. А я вам напомню, что ещё год назад лидеры протестов, в том числе Светлана Тихановская, буквально требовали вводить против страны ограничения извне, а также устроить всеобщую забастовку, чтобы остановить экономику страны. Они думали, это может сместить Лукашенко. Но тогда не вышло, зато теперь у них есть удобный повод, чтобы попробовать второй раз, — отметил политолог.
Спущенный флаг: мэр Риги заменил государственный флаг Белоруссии на знамя оппозиции, хулиганство или прецедент?
Он добавил, что подобное положение вещей отчасти выгодно и России, так как снижает «многовекторность» Александра Лукашенко. При этом, с другой стороны, удары по экономике Белоруссии отражаются и на России, это проявляется в том числе и в том, что стране приходится оказывать поддержку. По его мнению, точно узнать, кто устроил незапланированную посадку самолёта и кто главный выгодополучатель от этой ситуации, можно будет уже через пару месяцев.
В Минске задержан основатель Telegram-канала NEXTA Чтобы посадить самолет, которым он летел, Лукашенко поднял истребитель
Президент Белоруссии Александр Лукашенко приказал поднять в воздух истребитель МиГ-29, чтобы сопроводить самолет авиакомпании Ryanair, в отношении которого поступило сообщение о минировании. Самолет следовал по маршруту Афины — Вильнюс, однако был вынужден приземлиться в Минске, поскольку пилоты сообщили о внештатной ситуации — угрозе взрыва.
На борту лайнера находился Роман Протасевич — создатель Telegram-канала NEXTA, который в Белоруссии признали иностранной экстремистской организацией и запретили на территории страны. С соответствующей инициативой ранее выступил Следственный комитет Белоруссии.
Протасевича задержали в аэропорту Минска после посадки самолета. Эту информацию официально подтвердило Министерство внутренних дел Белоруссии. При этом в пресс-службе аэропорта заявили, что сообщение о минировании самолета, на котором летел Протасевич, не подтвердилось.
Истребитель МиГ-29 будет оставаться в аэропорту Минска до тех пор, пока не завершатся необходимые проверочные мероприятия, чтобы сопроводить лайнер до границы с Литвой. На борту приземленного самолета находилось 123 пассажира. Всех собрали в транзитной зоне аэропорта для прохождения дополнительного осмотра Службой авиационной безопасности.
Позднее правозащитный центр «Весна» сообщил, что в вместе с Протасевичем была задержана девушка, которая летела вместе с ним. По информации BBC, речь может идти о Софье Сапеге, 23-летней гражданке России. Она учится в магистратуре Европейского государственного университета (ЕГУ) в Вильнюсе. В вузе подтвердили задержание россиянки и сообщили, что стараются «приложить все усилия по немедленному освобождению Софии», передает Telegram-канал РБК.
Telegram-канал «Беларусь головного мозга», где задержанный работает главным редактором, сообщил, что Роман Протасевич заметил слежку в аэропорту Афин.
По словам Протасевича, перед вылетом к нему начал проявлять «нездоровое внимание» некий мужчина средних лет, говоривший на русском языке. Протасевич рассказал, что сначала неизвестный попытался снять на камеру его документы, а затем ушел, хотя был следующим в очереди на проверку документов.
Лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская заявила, что обратилась в Ryanair и Международную организацию гражданской авиации (ICAO) с требованием расследовать произошедшее, а затем принять меры вплоть до исключения Белоруссии из ICAO.
«С сегодняшнего дня ни один человек, который совершает полет над Белоруссией, не может быть уверен в своей безопасности», — констатировала она. Политик добавила, что режим Лукашенко поставил под угрозу безопасность всей гражданской авиации «ради расправы над человеком, который руководил самыми крупными белорусскими независимыми Telegram-каналами».
Кроме того, президент Литвы Гитанас Науседа потребовал от Белоруссии освободить Протасевича. «Беспрецедентно! Гражданский пассажирский самолет, летевший в Вильнюс, был принудительно приземлен в Минске. В самолете был белорусский политический активист. Он арестован. Я требую срочно освободить Романа Протасевича!» — заявил Науседа.
«Началось досудебное расследование по факту захвата самолета и обращения с людьми, запрещенного международным правом», — сообщили в Генеральной прокуратуре Литвы. В полиции добавили, что уже сегодня будут опрошены члены экипажа и некоторые пассажиры. Правоохранители при этом допросили пилотов еще по прибытии самолета в Вильнюс.
Уголовное дело также возбудили в Польше. Генеральный прокурор Збигниев Зебро постановил открыть производство по факту принуждения к посадке самолета в Минске. По словам пресс-секретаря Государственной прокуратуры Польши Лукаша Лапчиньского, польские службы безопасности проведут расследование «использования обмана и угрозы для захвата контроля над воздушным судном и лишения свободы его пассажиров».
Правительство Литвы в ближайшее время предложит Европейскому союзу (ЕС) запретить европейским авиакомпаниям летать над Белоруссией. Кроме того, под санкции может попасть белорусский авиаперевозчик «Белавиа». Авиакомпании собираются запретить входить в воздушное пространство ЕС. Над санкциями работают Франция и ее европейские партнеры.
Также по информации Financial Times, ЕС может признать небезопасным воздушное пространство Белоруссии. В пресс-службе президента Франции Эммануэля Макрона сообщили, что Международная организация гражданской авиации (ICAO) уже получила заявку на приостановку полетов над территорией Белоруссии. Во вторник, 25 мая, ситуацию обсудят также послы государств-членов НАТО.
Не дожидаясь решений международных инстанций, одна из крупнейших бюджетный авиакомпаний ЕС Wizz Air и латвийская AirBaltic отказались от полетов над Белоруссией. Одновременно премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните заявила, что страна не будет пропускать рейсы, пересекшие или планирующие пересечь белорусское воздушное пространство. Она посоветовала литовским гражданам не приезжать в Белоруссию, а тем, кто уже находится в стране, немедленно покинуть ее территорию по соображениям безопасности.
Еще в ноябре Комитет государственной безопасности (КГБ) Белоруссии внес Протасевича, а также другого основателя Telegram-канала NEXTA Степана Путило в список лиц, причастных к террористической деятельности.
До этого Следственный комитет Белоруссии возбудил в их отношении уголовные дела. Путило и Протасевича обвиняют в организации массовых беспорядков, а также в действиях, направленных на «возбуждение социальной вражды» в отношении представителей власти и силовиков страны. Санкции статей, по которым проходит в качестве обвиняемого задержанный Протасевич, предполагают наказание вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет, говорится в Уголовном кодексе Белоруссии.
Эксперты оценили действия властей при посадке самолета Ryanair в Минске
Если исходить из известных на данный момент официальных данных, предоставленных Минском, незапланированная посадка пассажирского самолета Ryanair Афины — Вильнюс в аэропорту белорусской столицы осуществлена в полном соответствии с правилами выполнения международных полетов. Об этом РБК заявил директор Института воздушного и космического права AEROHELP, эксперт в области воздушного права Олег Аксаментов.
По его словам, экстренная посадка была выполнена по правилам, «даже если информация о минировании самолета исходила не от экипажа, а от какого-то третьего лица, в том числе анонимного».
Пока в этой ситуации вызывает вопрос участия истребителя МиГ-29, так как для принудительной посадки должны быть серьезные основания, отметил эксперт. «Например, экипаж выполняет полет в сторону АЭС, не выходит на связь или не выполняет команды диспетчера. Для подобных случаев есть доктрина о возможном применении силы в отношении такого воздушного судна, вплоть до его уничтожения. Все зависит от оценки перспектив возможных неблагоприятных последствий», — заявил он.
Аксаментов допустил существование версии, согласно которой маршрут Ryanair не пролегал через воздушное пространство Белоруссии, например, самолет мог облететь ее через Польшу. «В этом случае нахождение самолета в воздушном пространстве Беларуси уже является неправомерным. В этом случае воздушное судно-нарушитель принуждается к посадке или выпроваживается за пределы национального воздушного пространства любыми средствами, которыми государство располагает, в том числе ВВС», — указал он.
«Истории с якобы минированием самолетов можно придумывать, но в случае с самолетом Ryanair мы этого не знаем», — отметил Аксаментов. Он напомнил о случае с вынужденной посадкой летом 2013 года самолета президента Боливии в Австрии с якобы находившимся на борту экс-сотрудником Агентства нацбезопасности США Эдвардом Сноуденом.
Аналитик уверен, что иски со стороны пассажиров или авиакомпании не будут иметь перспектив. «Случившееся — хороший кейс для «муткорта» (moot cort — игровой судебный процесс. — РБК) или студенческого конкурса по воздушному праву. На практике никак не доказать, что ситуация была сконструирована для достижения политических целей. Одного сообщения, даже впоследствии оказавшегося ложным, о заминированном воздушном судне достаточно, чтобы обеспечить безопасную внеплановую посадку самолета в аэропорту», — считает он.
Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров заявил РБК, что не видит в действиях Белоруссии нарушений международных авиационных правил. «Белоруссия, как член ICAO (Международная организация гражданской авиации), отвечает перед международным сообществом за безопасность полетов гражданских воздушных судов в своем воздушном пространстве. Соответственно, любые действия, которые они предпринимают для обеспечения этой безопасности, они абсолютно правомерные», — считает Гусаров. По его мнению, ответственность наступает в том случае, если бы Минск не отреагировал на поступивший сигнал.
«Мы не будем обсуждать, был ли сигнал, не был ли сигнал, во всяком случае белорусские авиационные власти говорят, что был. Они сообщили об этом командиру воздушного судна, и поскольку он находится на территории Белоруссии, он должен подчиняться указаниям диспетчерских служб — подчиняться правилам воздушного пространства того государства, в котором он находится», — уверен Гусаров.
Сопровождение самолета истребителем МиГ-29 также не противоречит нормам, так как нет данных о том, что он угрожал лайнеру или делал опасные маневры, отметил Гусаров. «Вот тогда бы да, встал вопрос о правомерности такого принуждения. В данном случае принуждения не было, командир выполнил указания диспетчерских служб ICAO — неполитическая организация, которая ставит безопасность пассажиров во главу угла если был сигнал, спецслужбы отработали, ничего не случилось», — сказал Гусаров.
Юрист отметил, что международные стандарты — ни Чикагская, ни Монреальская, ни Гаагская конвенции — не регулируют порядок действий государств, в воздушном пространстве которых пролетает предположительно заминированный самолет. По словам Елтунова, решение в таких ситуациях принимает командир воздушного судна, руководствуясь, в частности, инструкциями авиакомпании, реальными обстоятельствами происходящего, а также национальным правом государства, которому принадлежит авиакомпания.
Алексей Елтунов назвал инцидент с посадкой лайнера серьезным и предположил, что на базе ICAO либо иного международного института будет создана международная комиссия, которая может проанализировать случай и подготовить предписание для подобных ситуаций в будущем. «Я не помню в ближайшие годы такого случая, когда военный самолет сажал гражданское судно, которое не нарушало воздушное пространство, а летело на законных основаниях из одного государства в другое. Это серьезный момент», — сказал авиаюрист.
Елтунов добавил, что на внутренних рейсах России в большинстве случаев командиры принимают решение совершать посадку в аэропорту назначения без экстренной посадки.
Самолет Ryanair экстренно сел в Минске днем 23 мая. Как сообщили РБК в авиакомпании, от белорусских диспетчеров поступила информация об угрозе на борту лайнера, экипажу дали указание совершить посадку в аэропорту белорусской столицы. В Минск самолет сопроводил военный истребитель Белоруссии МиГ-29; как заявили военные, это было сделано, чтобы «в случае необходимости оказать помощь гражданскому судну».
Всего на борту самолета были 132 человека. Проверка не выявила ничего опасного, спустя пять часов лайнеру разрешили продолжить полет. В Следственном комитете республики заявили, что данные о минировании рейса оказались ложными, следователи завели дело из-за ложного сообщения.
Одним из пассажиров самолета был бывший главный редактор признанного в Белоруссии экстремистским Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич, его задержали. В стране на него заведено дело по статье об организации массовых беспорядков, КГБ внесло его вместе с другим основателем канала, Степаном Путило, в список террористов. Лидер оппозиции Белоруссии, экс-кандидат в президенты страны Светлана Тихановская уверена, что самолет вынудили совершить посадку именно для того, чтобы задержать Протасевича.
Дотянулся до небес. Запад вводит санкции против Белоруссии из-за ареста основателя NEXTA. Чем это грозит России?
Инцидент с вынужденной посадкой в Минске пассажирского самолета Ryanair и задержание летевшего на его борту сооснователя Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича показали, что отношениям Белоруссии и Запада есть куда ухудшаться. Геополитические последствия международного скандала пока еще не вполне ясны, но саммит Европейского совета уже поручил органам Европейского союза (ЕС) подготовить решение о запрете полетов белорусских самолетов в воздушном пространстве стран-членов ЕС. Кроме того, белорусская оппозиция призвала лишить Белоруссию экспортной выручки. Единственным заступником Белоруссии в громком международном конфликте оказалась Россия. «Лента.ру» разбиралась, есть ли у Москвы друзья в скандальной истории и как задержание Протасевича может изменить ее отношение к Минску.
Недолет
«Совершенно неприемлемо», «противоправно», «беспрецедентно» — так официальные лица ЕС и США отреагировали на драматическую ситуацию с Boeing-737 ирландской компании Ryanair. Все началось в воскресенье, 23 мая, когда экипажу воздушного судна, следовавшего по маршруту Афины — Вильнюс, поступило предупреждение о «потенциальной угрозе безопасности» — ее передали белорусские диспетчеры. Пассажирский самолет пролетал над территорией Белоруссии и уже готовился пересечь границу с Литвой, когда президент Александр Лукашенко, по данным близкого к его пресс-службе Telegram-канала «Пул Первого», решил отправить истребитель МиГ-29, чтобы перехватить лайнер и заставить его приземлиться в Минске.
Увидев, что самолет меняет направление, один из пассажиров — 26-летний Роман Протасевич, бывший главный редактор оппозиционного Telegram-канала NEXTA, попытался избавиться от ноутбука и мобильного телефона. «После внезапного маневра самолета один мальчик запаниковал, взялся за голову (…). Никакого конфликта не было, до тех поворотов самолета не было скандалов, никто ни на кого не злился», — рассказал очевидец, которого анонимно процитировало литовское издание Delfi. Информация о предполагаемом конфликте на борту, которая в первое время появлялась в СМИ, оказалась ложной — самолет без происшествий приземлился в Национальном аэропорту Минска.
По прилете все пассажиры вышли из лайнера, и только Протасевича отвели в сторону — его вещи обыскали на взлетно-посадочной полосе сотрудники Министерства внутренних дел (МВД) Белоруссии. Незадолго до того как Протасевича увезли в неизвестном направлении, он успел сказать находившимся рядом пассажирам: «Мне грозит смертная казнь». Позднее советник президента Литвы по внешней политике Аста Скайсгирите заявила, что правоохранительные органы Белоруссии четко знали, что среди 170 пассажиров на борту находился известный оппозиционер и его подруга — российская гражданка Софья Сапега, которую задержали по подозрению в совершении преступлений в августе-сентябре 2020 года.
Протасевич заметил слежку за собой еще до посадки на рейс в Афинах и успел сообщить об этом коллегам. По его словам, в греческом аэропорту к нему проявлял «нездоровое внимание» неизвестный русскоязычный мужчина средних лет, подтянутый, с лысиной. Он был в майке, тканевых светлых штанах и с кожаным чемоданчиком. Мужчина пытался снять на камеру документы Протасевича, затем развернулся и ушел, хотя был следующим в очереди на проверку документов. Если все действительно было так, не остается практически никаких сомнений, что все произошедшее с самолетом Ryanair — спланированная спецоперация по задержанию Протасевича. В пользу этой версии говорит и тот факт, что представители Национального аэропорта Минска вскоре после посадки самолета заявили, что угроза взрыва на борту была ложной.
Это возмутительно и демонстрирует архаичное мышление белорусского правительства, которое не понимает, что сейчас мы живем в век свободных СМИ и что существует международное общественное мнение, которое больше не приемлет подобных методов
Политолог Дмитрий Болкунец в комментарии «Ленте.ру» отметил, что ХАМАС «притянули через сутки после происшествия, когда белорусские власти поняли, что вляпались в громкий международный скандал»: «Замечу, что в первые часы после происшествия местные пропагандисты настаивали, что все произошедшее — громкая и успешная операция КГБ Белоруссии по поимке террориста. Позже они начали отнекиваться, а официальные СМИ даже перестали писать, что в небо был поднят истребитель МиГ-29. ХАМАС они придумали как новую часть сценария, хотя тоже напутали, потому что палестинская организация уже подписала с Израилем перемирие. Откровенно говоря, это все выдуманная история, похожая на перехват разговора Ника и Майка».
Мягкой посадки
Как бы то ни было, один из главных аргументов в поддержку действий Белоруссии состоит в том, что международное пассажирское авиасообщение до этого неоднократно использовалось в целях политических разборок. В принципе, на этом основывается и позиция российской власти: не стоит торопиться кого-то осуждать, надо рассмотреть ситуацию с холодной головой и досконально во всем разобраться. В самом деле, можно назвать несколько самых громких случаев задержания иностранных самолетов правительствами разных стран на своей территории за последнее десятилетие.
Достаточно вспомнить воздушное судно авиакомпании «Белавиа», возвращенное по указанию «Украэроцентра» в Киев в 2016 году. Командир лайнера менее чем через десять минут после взлета получил от диспетчера указание немедленно вернуть самолет в аэропорт вылета. Он не объяснил причин и обещал поднять истребители в случае невыполнения требований. По возвращении сотрудники Службы безопасности Украины (СБУ) сняли с борта воздушного судна гражданина Армении Армена Мартиросяна — пророссийского политолога и активиста «Антимайдана». Сам он впоследствии рассказывал, что в аэропорту сотрудники СБУ «искали какой-то накопитель информации», однако отпустили его, так ничего и не обнаружив. В итоге за инцидент пришлось извиняться тогдашнему президенту Украины Петру Порошенко.
Самый скандальный случай произошел в 2013 году, когда в Австрии посадили самолет президента Боливии Эво Моралеса. На борту искали бывшего сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, выдачи которого требовали власти США. Самолет, вылетевший из Москвы, спустя три с половиной часа полета вынужден был экстренно приземлиться в Вене, поскольку Италия, Франция, Испания и Португалия срочно отозвали разрешение об использовании воздушного пространства и аэропортов своих стран. В итоге самолет Моралеса, несмотря на президентский иммунитет, был досмотрен, а когда в нем не нашли Сноудена, ему позволили лететь дальше.
Материалы по теме
В Минске задержан основатель Telegram-канала NEXTA
Задержание основателя NEXTA вызвало международный скандал.
Еще более похожая на минскую ситуация произошла в 2012 году: турецкие истребители посадили в Анкаре летевший из Москвы в Дамаск сирийский пассажирский самолет c 35 пассажирами на борту. Как и в случае с Boeing компании Ryanair, лайнер не имел никакого отношения к Турции и следовал транзитом через ее воздушное пространство. Один из пилотов военного самолета по радиосвязи потребовал изменить курс лайнера и совершить посадку в аэропорту Эсенбога рядом со столицей. Как утверждал тогдашний министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглы, причиной такого решения стала информация разведслужб о том, что на борту находится военное оборудование. Он объяснил действия турецкой стороны нормами международного права и обещал продолжить проверки гражданских судов Сирии, пролетающих через воздушное пространство страны.
С точки зрения международного права, подобные события могут иметь разную трактовку, но главное — каждый прецедент вызывает серьезный политический резонанс. Ситуацию же с принудительной посадкой самолета в Минске западные страны связывают с демократией и правами человека. Международная организация гражданской авиации (ICAO, ИКАО) уже созвала экстренное совещание по поводу инцидента, поскольку действия белорусской стороны могут расцениваться как нарушение Чикагской конвенции. Согласно ее положениям, суверенитет над воздушным пространством не дает государствам права ограничивать полеты гражданской авиации так, как им заблагорассудится. Делать это нужно при наличии веских оснований, указанных в самой конвенции, приложениях к ней и в Монреальской конвенции «О борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации».
Действительно, власти любой страны могут потребовать посадки любого воздушного судна на свой аэродром, но только если оно попало в воздушное пространство без разрешения или выполняет функции, противоречащие его гражданскому статусу (например, перевозит военные грузы или ведет шпионскую съемку чужой территории). Ни одна из этих причин не подходит к эпизоду принудительной посадки в Минске: самолет направлялся строго по заранее согласованному плану полета, да и задержание произошло под предлогом угрозы взрыва, который в ЕС и США считают не более чем уловкой. Это отличает ситуацию с Ryanair от других принудительных посадок самолетов.
Сообщение от имени ХАМАС получили белорусские диспетчеры, которые и передали на борт данные о выдуманной взрывчатке. Фактически они поставили под сомнение весь протокол международного общения и надолго заставили сомневаться в безопасности воздушного пространства Белоруссии. Ведь любая подобная информация впредь может расцениваться как провокация.
Красная линия Лукашенко
В любом случае Белоруссия выразила готовность сотрудничать с ИКАО и Международной ассоциацией воздушного транспорта в расследовании инцидента. «Готовы предоставить любые данные, связанные с этим инцидентом, с самолетом Ryanair, готовы транспарентно проводить расследование этого инцидента с участием в том числе соответствующих международных специалистов. Но ни ЕС, ни одна западная страна на данный момент не запросила информацию на сей счет от белорусской стороны, насколько мне известно», — заявил Макей.
Материалы по теме
«Это болезненно для России»
Скандал с самолетом вызвал жесткую реакцию ЕС и США. Президент Европейского совета Шарль Мишель заявил, что она соответствует серьезности этого «абсолютно неприемлемого, шокирующего, скандального» события. «Мы не потерпим никаких попыток сыграть в русскую рулетку жизнями ни в чем не повинных мирных жителей», — предупредил политик. Осудил «скандальное событие» и президент США Джо Байден.
Так или иначе, решение о санкциях будет зависеть от того, какая версия произошедшего будет принята в качестве наиболее достоверной. Пока же саммит Европейского совета постановил заморозить инвестиции и запретить белорусским авиакомпаниям, в том числе «Белавиа», осуществлять рейсы в аэропорты ЕС и совершать полеты над территорией стран-членов. Кроме того, авиаперевозчикам рекомендовано избегать воздушного пространства Белоруссии. О приостановке полетов над территорией страны в частном порядке объявили крупнейшие европейские авиакомпании — AirBaltic, Air France, KLM, Lufthansa, SAS, Finnair и Wizz Air. Звучат призывы к исключению Белоруссии из Международной организации гражданской авиации, что де-факто может означать полную воздушную блокаду страны.
Присоединилась к санкциям и Украина — такое поручение правительству дал президент Владимир Зеленский. С полуночи 26 мая страна прекращает авиасообщение с Белоруссией и перенаправляет все рейсы в обход ее воздушного пространства. Это существенно затруднит украинцам возможность посещать Россию, поскольку Минск с 2015 года был самым удобным стыковочным пунктом при полетах из Киева в Москву. Спикер МИД Украины Олег Николенко назвал прекращение авиасообщения вынужденным, но необходимым, поскольку политика Белоруссии лишает страну суверенитета «в пользу России».
Принудительная посадка самолета с Протасевичем действительно может спровоцировать довольно серьезную реакцию и обернуться для Белоруссии бойкотом со стороны западных экономик. Оппозиция настойчиво призывает к более широким санкциям, в том числе против экспортных поставок топлива и калийных удобрений, которые являются важным источником доходов для Белоруссии. Если максимально жесткие решения все-таки будут приняты, то пострадает и отрасль авиаперелетов. Фактически сейчас ЕС и США вернулись к исходной точке и к осознанию провала дипломатических и экономических усилий, развернутых против Белоруссии с августа 2020 года.
В ЕС и США понимают, что ужесточение мер в отношении Белоруссии неминуемо приведет к ее дальнейшему сближению с Россией. Очевидно, этого никто не хочет, поэтому данное обстоятельство может стать сдерживающим фактором в вопросе введения секторальных санкций. Но если решение будет принято, маневр Лукашенко может оказаться даже выгоден России. Ведь после прошлогодних протестов он пытался возобновить игру в многовекторность, хоть и без особого успеха. Теперь же об этом можно забыть. Впрочем, учитывая тот факт, что Белоруссия находится в преддефолтном состоянии, оплачивать санкции все равно придется России, что может заставить ее пересмотреть отношение к затянувшимся переговорам о глубокой интеграции.
Я не буду ничего комментировать по самолету Ryanair. Существуют определенные международные авиационные правила, и именно международные авиационные власти здесь должны давать оценку с точки зрения соответствия или несоответствия этим международным нормам. Я ничего в этой ситуации комментировать не могу
Но у медали, как водится, есть и оборотная сторона. Великобритания и ЕС предлагают использовать ситуацию для нанесения удара и по России. Санкции могут ввести против газопровода «Северный поток-2» и остановить транзит газа по трубопроводу «Ямал — Западная Европа», который идет через территорию Белоруссии. Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко уверен, что историю с самолетом постараются привязать к России для последующего усиления давления на страну. «В зарубежных СМИ версия о том, что Лукашенко не смог бы провернуть операцию без помощи России, является одной из ключевых», — отметил политтехнолог в разговоре с «Лентой.ру».
Враг номер один
Как бы то ни было, после принудительной посадки самолета Ryanair в Минске остались Протасевич, Сапега и, по данным оппозиции, четверо неназванных россиян, которые вылетели бортом Ryanair из Афин. На следующий день после задержания мать Протасевича заявила, что ее сын найден в одной из минских больниц в критическом состоянии. Но в МВД Белоруссии эти данные опровергли, опубликовав видео c оппозиционером. На нем Протасевич рассказывает, что с ним все в порядке и никаких проблем со здоровьем нет: «Отношение со стороны сотрудников ко мне максимально корректное и по закону, также сейчас я продолжаю сотрудничать со следствием и даю признательные показания по факту организации массовых беспорядков в городе Минске».
Как отметил в беседе с «Лентой.ру» политтехнолог Евгений Минченко, задержание Протасевича — это демонстрация силы и ясный сигнал оппозиции. «Вспомним, что недавно в Москве задержали двух граждан Белоруссии — политолога Александра Федуту и адвоката Юрася Зенковича. В этом смысле за внешней аудиторией белорусский президент не очень следит, считая, что все равно горшки с Западом уже побиты», — считает Минченко.
Логика Лукашенко очень проста: будем разбираться со всеми, кто причастен к организации массовых акций протеста
Аналогичного мнения придерживается и политолог Дмитрий Болкунец: «Лукашенко пытается запугать своих противников и доказать им, что он дотянется до каждого. Но это никак не поможет ему справиться с волной протестов. Напротив, Лукашенко вновь провоцирует общество и обостряет ситуацию».