зачем бесы мучают людей

Зачем бесы мучают людей

Что бывает с человеком, когда он одержим бесом?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Формы и степень этого тяжелого недуга бывают разные. Св. Диодох, епископ Фитики, пишет: «Есть два рода злых духов: тончайшие, воюющие на душу, и грубейшие, действующие на тело. Когда благодать не обитает в человеке, злые духи, подобно змеям, гнездятся в глубине сердца, не давая душе воззреть к возжеланию добра. Когда же благодать обитает в нем, тогда они, как некие тёмные облака, промелькают по частям тела, преобразуясь в греховные страсти и разнообразные призрачные мечтания, чтобы через воспоминания, развлечения мечтаниями отторгнуть ум от собеседования с благодатью». Св. Диодох говорит о такой степени, когда подчиненность злым духам не имеет заметных внешних проявлений. Такой вид зависимости характерен почти для всех людей, не имеющих духовной жизни или проводящих её крайне невнимательно. Заметным беснование становится тогда, когда демоны овладевают сознанием и волей человека, а через это и телом. И здесь степень и виды этого недуга бывают весьма различными. В Евангелии описывается страшное состояние одержимости, в котором находился гадаринский житель: он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни (Мк.5:2-6). Священный текст открывает нам и причину столь бедственного положения. В нем был легион злых духов. Римский легион насчитывал от 4000 до 6000 воинов. Этим словом, по-видимому, указано не число, а неисчислимое множеств, бесов, мучивших человека. Но даже один бес может причинять много мучений. Отец, пришедший к Иисусу, говорит о своем больном сыне: он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду (Мф.17:15).

Характер беснования и степень болезненности зависит и от демона, который вселился, ибо они имеют разную силу и не одинаковую свирепость: «иные бывают столь яростны и свирепы, что не довольствуются тем, чтобы жестоким терзанием мучить только тела их, в коих вошли, но спешат еще напасть на проходящих вдали и поразить их жестокими ударами, каковы описаны в Евангелии (Мф.8:28), от страха которых никто не смел проходить тем путем» (преп. Иоанн Кассиан. Собеседование 7-е, гл. 32).

Когда в человека вселяется бес, полностью нарушается его внутренняя жизнь. Постепенно помрачается разум. Только после исцеления к гадаринскому бесноватому вернулся здравый рассудок. Жители той страны, придя на место, где паслось их стадо свиней, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме (Лк.8:35).

Воля больного становится несвободной. «Как в темную и глубокую ночь дует какой-нибудь жестокий ветер и приводит в движение, смятение и сотрясение все растения и семена: так и человек, подпав под власть темной ночи — диавола, и пребывая в ночи и во тьме, страшно дующим ветром греха приводится в колебание, сотрясение и движение; у него в смятении вся природа, душа, помыслы его и ум, в сотрясении все телесные члены. Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас греха» (преп. Макарий Великий. Духовные беседы. 2:4). Иногда последствием бывает слепота (Мф.12:22), глухота и немота: Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него (Мк.9:25).

Одержимый бесом становится угрюмым. Душа лишается способности быть веселой и радостной. Иногда это напоминает приступы тоски и страха. О том, насколько это состояние мучительно, показывают два письма Л.Н.Толстого к жене Софье Андреевне: «Третьего дни в ночь я ночевал в Арзамасе, и со мной было что-то необыкновенное. Было два часа ночи, я устал страшно, хотел спать, и ничего не болело. Но вдруг на меня напали тоска, страх, ужас такие, какие никогда не испытывал. Подробности этого чувства я тебе расскажу впоследствии, но подобного мучительного чувства я не испытывал никогда и никому не дай Бог испытать. Я вскочил, велел закладывать… Вчера это чувство …возвратилось во время езды» (сентябрь 1869 г.). В другом письме Л.Толстой пишет: «С тех пор как я приехал сюда, каждый день в шесть часов вечера начинается тоска, как лихорадка, тоска физическая, ощущение которой я не могу лучше передать, как то, что душа с телом расстается» (от 18 июня 1871 г.).

Конечная цель демонов – разрушить внутреннюю духовную жизнь. Если она в человеке никогда не начиналась, то воспрепятствовать ей. По словам преподобного Нила Синайского: «У диавола этого виновника и вместе живописателя порока, та цель, чтобы каждого человека ввергнуть в тяжелую и безутешную печаль, сделать его далеким от веры, от надежды, от любви Божией».

Верующий не должен малодушествовать и склоняться к бесобоязни. Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится (Пс.90:1). Демонам не дана власть вредить по произволу. Только живущий постоянно в грехе без покаяния, гордо отвергающих помощь Божию или зараженный лжеучениями, не имеет защиты. «Итак ясно, нечистые духи не могут иначе проникнуть в тех, телами коих хотят овладеть, если наперед не овладеют их умом и мыслями. Когда лишат их страха и памяти Божией или духовного размышления, то как на обезоруженных, лишенных помощи и охранения Божия, и потому легко побеждаемых, смело нападают, потом устрояют в них жилище, как в представленном им владении» (преп. Иоанн Кассиан. Собеседование 7-е, гл. 24).

Источник

О злых духах и их влиянии на людей

Наверное, все мы часто сталкиваемся с мнением, что темные силы действуют на человека в связи с порчей или колдовством. При этом мало кто обращает внимание на то реальное их воздействие, коему человек подвергается вне всякой связи с магией. Значит, важно иметь правильное представление о самих темных силах и способах их влияния на людей.

Кто же такие демоны?

Это личностные, наделенные разумом, бесплотные существа, отпавшие от Бога, образовавшие особый, враждебный всему доброму мир. Лишившись духовного Неба, они находятся в сфере поднебесной или воздушной (см.: Еф. 2: 2) и обращают свое злобное внимание на мир людей.

Им принадлежит определенная власть в этом мире, поскольку венец творения – человек – в грехопадении уступил свое место царя мира лукавому обольстителю. В этой связи понятно, что темные силы способны причинять определенный вред. Так, в Священном Писании, в книге Товита, говорится о демоне Асмодее, убившем поочередно семерых мужей, за которых была выдаваема Сарра, дочь Рагуила (см.: Тов. 3: 8). В книге Иова повествуется, как под действием диавола огонь, представлявшийся сошедшим с неба, пожег принадлежавшие Иову стада овец вместе с пастухами (см.: Иов 1: 16). По наваждению темных сил начался также ураган, разрушивший дом, где собрались дети Иова, так что они все погибли (см.: Иов 1: 18–19). Правда, есть в этом повествовании одна особенность. Все случившиеся с Иовом и его семьей бедствия были попущены Богом, Который согласился для испытания праведника допустить подобное демоническое вредительство (см.: Иов 1: 6–12).

Вот на этом важно заострить внимание. Хотя влияние демонов на мир по силе своего разрушения может быть невероятно мощным, сами они зависимы от Бога и действовать могут только тогда, когда попускает Бог. Из Евангелия мы знаем, что даже чтобы войти в свиней, бесы вынуждены были рабски просить позволения у Спасителя (см.: Мф. 8: 31). Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу изъяснял:

Это значит, что подлинной основой для нашей духовной жизни должен быть не страх перед падшими силами, а страх перед Богом, страх отпасть от Него посредством своих грехов, через что стать более доступными непосредственному воздействию падших ангелов.

Мир падших духов невидим для нас, однако способен проявлять свое существование. Более того, проявление это часто бывает именно там, где человек его вовсе не ожидает, например в возникающих мыслях, внутренних движениях души, желаниях. В житии святой мученицы Иулиании повествуется, как однажды во время молитвы ей явился диавол в виде светлого ангела и убеждал принести жертву бесам. Господь укрепил святую Иулианию, так что она осталась выше его искушений. Демон признался святой угоднице:

Злобные духи способны вкладывать в нас помыслы, которые мы воспринимаем как свои собственные. Это все те мысли, которые ведут ко греху и не дают обратиться к Богу. Мрачные демоны пытаются воздействовать на волю, возбуждая в нас порочные желания, приглушают в нас голос совести, призывая наслаждаться всецело земными благами, а после безрассудного вкушения, когда вскрывается вся пустота безбожной жизни, они же наводят на душу отчаяние.

Наивно думать, что демоны воздействуют на людей непременно в образе жутких призраков

Наивно думать, что демоны воздействуют на людей непременно в образе жутких призраков или в страшных формах одержимости. Влияние их на людей бывает самым разнообразным и не всегда внешне устрашающим. Например, подлинно страшное, что они делают, это то, что демоны препятствуют обращению человека к Богу, к жизни по Заповедям Евангелия. «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его» (Мф. 13: 19), – изображал Господь в притче состояние тех людей, которые услышали благовестие, но не явили вовремя к нему усердия. Человек даже не подозревает, что некогда услышанное слово Истины, легшее ему на сердце, но не реализованное в жизни, было похищено лукавым. У неверующих, по слову апостола Павла, «бог века сего (то есть диавол. – о. В.Д.) ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования» (2 Кор. 4: 4). Это выражается в неспособности видеть и воспринимать Истину духовной жизни, а предпочитать ей мертвые сокровища мира земного.

Бесы, словно грамотные психологи, исследуют нас, на что мы более падки, и этим более всего искушают нас. Господь говорит: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26: 41). Без внутренней бдительности и постоянного обращения к Богу невозможно распознать козни лукавого.

Преподобный Антоний Великий учил, что всякого христианина, преуспевающего в духовной жизни, демоны вначале искушают через лукавые помыслы. Если подвижник окажется тверд, тогда нападают на него посредством мечтательных привидений. Затем принимают на себя вид прорицателей, дабы подвижник поверил им как будто предсказывающим правду.

Знаменитая болгарская предсказательница Ванга – яркий пример бесовского обольщения

Ярким примером подобного обольщения является знаменитая болгарская предсказательница Ванга (1911–1996). Как и у многих других подобных людей, появлению особых способностей Ванги предшествовала травма: когда двенадцатилетняя Ванга возвращалась с двоюродными сестрами в деревню, страшный ураган поднял ее в воздух и отнес далеко в поле. Там ее завалило ветками и песком, глаза у Ванги болели, и вскоре она ослепла. Через некоторое время у нее обнаружились «необычайные» способности. Она могла рассказать человеку его прошлое, открыть подробности, которые не знали даже близкие, определяла заболевания людей, часто предсказывала будущее. Свои способности она сама считала Божиим даром.

Кто же именно открывал ей сокрытые от простых смертных тайны?

Своей племяннице Красимире Стояновой Ванга объясняла, что видит высшие силы как прозрачные фигуры, подобно человеческим отражениям в воде, но чаще слышит их голос. Красимира Стоянова написала о своей тетушке несколько книг и в одной из них сообщает следующее:

Одним из излюбленных вражьих внушений является мнительность

Конечно, подобный вид обольщения – исключительный. Обыкновенно же люди претыкаются на самых мелких вещах: получше обустроить земную жизнь, забывая о собственной бессмертной душе; возводить на первое место себя и свои успехи, полностью игнорируя скорби и страдания ближних. Цель диавола – посеять в людях злобу, самооправдание и недоверие Богу. Одним из излюбленных вражьих внушений является мнительность: человек надумывает себе целые истории в связи с отдельными обстоятельствами собственной жизни, а в болезнях и неудачах видит не проявление Промысла Божия, а магическое наваждение недоброжелателя.

Но вот есть одна такая истина, которую стоило бы знать. Душе больше всего вредит непримиримая вражда к другим людям, и именно она чаще всего заставляет думать о колдовстве со стороны своего врага. Обычно в порче или колдовстве подозревают дальнего родственника, соседа, сотрудника по работе. Таким образом, создается пугливо-оккультное мировоззрение, в котором личные беды соединяются с обидой на предполагаемого зложелателя, в итоге христианство вытесняется из нашей бытовой, повседневной жизни мыслями о заговорах и поиском магической же защиты от них.

У старца Паисия Святогорца есть весьма полезные советы считающим, что их “сглазили”

У старца Паисия Святогорца есть весьма полезные в этой связи рассуждения:

Получается удивительная вещь: подлинным нападением врага является не чье-то колдовство или порча, а мнение о том, что приключившаяся беда наведена на тебя колдовством. В отношении же всех вообще искушений падших ангелов хочется напомнить слова Священного Писания: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (1 Пет. 5: 8–11).

1 Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на святого Матфея Евангелиста // Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. Т. 7. Кн. 1. М., 1993. С. 318.

2 Жития святых в изложении святителя Димитрия Ростовского. Т. 12. Декабрь. Минск, 2004. С. 1023.

3 Евагрий, авва. Наставления о подвижничестве // Добротолюбие. Т. 1. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993. С. 630–631.

4 Афанасий Великий, святитель. Житие преподобного отца нашего Антония // Афанасий Великий, святитель. Творения: В 4-х т. Т. 3. М., 1994. С. 207.

5 Стоянова Красимира. Ванга ясновидящая и исцеляющая. М., 1998. С. 11–12.

8 Паисий Святогорец. Слова. Т. 3. Духовная брань. М., 2003. С. 204–205.

Источник

Бес может жить лишь в теле человека

схи­ар­хи­манд­рит Авраам,
духов­ник Ново-Тих­вин­ского жен­ского мона­стыря

и Свято-Кось­мин­ской пустыни

Сего­дняш­няя беседа несколько необычна – в ней отец Авраам отве­чает на вопросы о темных силах, о том, какое вли­я­ние они имеют на нашу жизнь, под кого мас­ки­ру­ются и как к ним пра­вильно отно­ситься.

– Батюшка, мне кажется, что мы сильно пре­уве­ли­чи­ваем уча­стие злых духов в нашей жизни: сами создаем себе какую-то ситу­а­цию, а потом гово­рим, что это «иску­ше­ние от демо­нов».

– Иногда дей­стви­тельно может быть такое, что вино­ваты только мы сами, а вину сва­ли­ваем на демо­нов.

Все помнят исто­рию из Отеч­ника о том, как некий монах в Страст­ную пят­ницу жарил в келье яйцо на свечке. А когда игумен застал его за этим заня­тием и монах начал оправ­ды­ваться: меня-де бес иску­сил, то демон из угла закри­чал: «Не верь ему, отче, я сам див­люсь его лукав­ству!»

С другой сто­роны, недо­оце­ни­вать вли­я­ния демо­нов на наши мысли и поступки никак нельзя. Это вли­я­ние гораздо больше, чем многие при­выкли думать.

Любой чело­век одно­вре­менно пре­бы­вает в двух мирах: телом — в мире веще­ствен­ном, душой — в мире духов­ном. Духов­ную жизнь в широ­ком смысле слова ведет даже атеист, кото­рый отри­цает само суще­ство­ва­ние духа. Он не верит в темные силы, но, сам того не пони­мая, обща­ется с ними, при­ни­мает их вну­ше­ния, иногда ста­но­вится их слепым ору­дием. Ему кажется, будто он сво­бо­ден от «рели­ги­оз­ных пред­рас­суд­ков» и живет сам по себе, но это иллю­зия.

Глав­ный хри­сти­ан­ский подвиг — трез­ве­ние — направ­лен именно на то, чтобы вни­ма­тельно сле­дить за жизнью своего духа, ограж­дать себя от злых помыс­лов, все­ва­е­мых демо­нами, очи­щать свой ум. Когда мы смот­рим умствен­ным оком внутрь себя, погру­жа­емся в таин­ствен­ный духов­ный мир, то видим, что в нашей душе при­сут­ствуют жела­ния и чув­ства, совер­шенно нам чуждые, и ясно ощу­щаем на нас некое посто­рон­нее вли­я­ние. Чело­век, кото­рый только при­сту­пает к подвигу очи­ще­ния своей души, как под­сле­по­ва­тый: он видит демо­нов только тогда, когда они, так ска­зать, подо­шли уже близко. Люди же опыт­ные в духов­ной жизни видят при­бли­же­ние демо­нов к душе изда­лека, и могут вовремя огра­дить свой ум молит­вой.

Читают ли демоны мысли чело­века?

– Об этом пишет пре­по­доб­ный Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин. Демоны не знают мыслей чело­века, но они, без­условно, знают те мысли, кото­рые сами этому чело­веку вну­шили. Опять же, они не могут знать, при­няли мы эти мысли или нет, но дога­ды­ва­ются об этом по нашим дей­ствиям.

Допу­стим, вну­шили чело­веку блуд­ный помы­сел, и он начал гля­деть на лицо про­ти­во­по­лож­ного пола: ага, значит принял. Вну­шили помы­сел гнева, чело­век рас­крас­нелся, стал махать кула­ками (я, конечно, утри­рую) — значит, опять принял. Ведь если мы, глядя на собе­сед­ника, можем дога­даться, согла­сен он с нами или нет, то тем более могут дога­даться об этом демоны.

Что каса­ется помыс­лов от Бога или каких-то есте­ствен­ных, то они могут дога­даться о них по нашему пове­де­нию, но в точ­но­сти знать их не могут.

Может ли бес войти в чело­века?

– Если гово­рить об этом совер­шенно бук­вально, то внутрь чело­ве­че­ской души бес войти не может, туда может про­ник­нуть только Гос­подь сверхъ­есте­ствен­ным Боже­ствен­ным дей­ствием.

Бес может жить лишь в теле чело­века, овла­де­вая до той или иной сте­пени его душев­ными или телес­ными про­яв­ле­ни­ями, т.е. либо бес­но­ва­тый чело­век изредка под­вер­га­ется при­пад­кам, либо пол­но­стью теряет кон­троль над собой.

Бес может войти в тело чело­века под дей­ствием кол­дов­ства — если, конечно, чело­век не при­бе­гает к помощи Божией, не испо­ве­ду­ется, не при­ча­ща­ется, не молится. А может быть и какое-то попу­ще­ние Божие, для вра­зум­ле­ния.

С Мото­ви­ло­вым, близ­ким уче­ни­ком и духов­ным чадом пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского, про­изо­шел такой случай. После кон­чины пре­по­доб­ного он соби­рал све­де­ния о его жизни и чуде­сах. И между прочим нашел повест­во­ва­ние о том, как пре­по­доб­ный Сера­фим исце­лил бес­но­ва­тую девицу. Он поду­мал: «Ну, в меня бес нико­гда не войдет, потому что я часто при­ча­ща­юсь». И как только он это про себя про­из­нес, его оку­тало темное облако и стало про­ни­кать внутрь него, несмотря на его сопро­тив­ле­ние. На про­тя­же­нии недели он испы­ты­вал жуткие адские муче­ния. Потом, по молит­вам его духов­ника, архи­епи­скопа Анто­ния Воро­неж­ского, по молит­вам, кото­рые совер­ша­лись во всех мона­сты­рях и церк­вях Воро­нежа, мука пре­кра­ти­лась, но окон­ча­тельно он исце­лился только через трид­цать лет, с обре­те­нием мощей свя­ти­теля Тихона Воро­неж­ского. Кстати скажу, что свя­ти­тель Тихон для демо­нов очень стра­шен. У меня была одна зна­ко­мая бес­но­ва­тая жен­щина, кото­рая не могла слы­шать даже его имени. Когда при ней даже вскользь упо­ми­нали имя свя­ти­теля Тихона, ее сразу начи­нало кор­чить.

– Откуда берут свою силу люди, обла­да­ю­щие сверхъ­есте­ствен­ными спо­соб­но­стями, — экс­тра­сенсы, про­ри­ца­тели, про­зор­ливцы? Их даро­ва­ния от Бога или от дья­вола?

– Экс­тра­сенсы — это люди, нахо­дя­щи­еся в пре­ле­сти. Сами они, чаще всего, думают, что обща­ются с Богом, кос­ми­че­скими энер­ги­ями или умеют извле­кать из себя какую-то силу и таким обра­зом помо­гать другим людям. Но на самом деле для того, чтобы тво­рить чудеса от Бога, необ­хо­димо вести осо­бен­ную духов­ную жизнь, святую. С точки зрения пра­во­сла­вия, экс­тра­сенсы нахо­дятся в обще­нии с нечи­стыми духами. Если они как будто бы и исце­ляют, то эти «исце­ле­ния», во-первых, при­но­сят страш­ный вред им самим, а во-вторых, могут повре­дить и тем, кого они лечат, — и душевно, и даже телесно. Конечно же, при­бе­гать к помощи экс­тра­сен­сов нельзя, это все равно, что про­сить о помощи самих демо­нов, кото­рые ищут только нашей гибели.

Что каса­ется даров про­ро­че­ства и про­зор­ли­во­сти, то они, конечно же, бывают и от Бога — но в наше время встре­ча­ются крайне редко. Чаще встре­ча­ется другое явле­ние — ложная про­зор­ли­вость, ложные про­ри­ца­ния. Демоны ведь потому и названы обо­льсти­те­лями, что умеют обма­ны­вать. Они под­де­лы­вают свои дей­ствия под дей­ствия Боже­ствен­ной бла­го­дати, пыта­ются под­де­лать и бла­го­дат­ное уте­ше­ние, уте­ше­ние от Духа Свя­того. Они могут пока­зы­вать и виде­ния; могут, как суще­ства очень про­ни­ца­тель­ные, уга­ды­вать буду­щее. Могут создать ложную про­зор­ли­вость: одному чело­веку вну­шить какую-то мысль, а дру­гому, кото­рому хотят создать славу про­зор­ливца, открыть ее. Часто они откры­вают такому «про­зор­ливцу» грехи других людей — а кто знает грехи, как не демон, кото­рый сам на них и под­стре­кал? Поэтому, встре­ча­ясь с каким-нибудь чело­ве­ком, име­ю­щим славу про­рока, надо быть очень осто­рож­ным.

Одна моя зна­ко­мая рас­ска­зы­вала, как ходила к неко­ему «про­зор­ли­вому» батюшке, кото­рый на деле ока­зался просто пре­льщен­ным. Так вот, когда он бесе­до­вал с людьми, то у них под­ни­ма­лась тем­пе­ра­тура, до 37, даже 38 гра­ду­сов, они начи­нали как бы пылать. У них при этом не было ника­кого сер­деч­ного уте­ше­ния, пока­я­ния, реши­мо­сти испра­вить свою жизнь, было просто такое вот ощу­ще­ние. И они по неопыт­но­сти решали, что этот чело­век бла­го­дат­ный. А что в этом, соб­ственно, было бла­го­дат­ного? Ну, стало тебе жарко — и что? В при­сут­ствии этого же чело­века был такой харак­тер­ный случай. Несколько людей сидели, ждали его. Он им назы­вал их грехи, а подойдя к одной жен­щине-мирянке, спро­сил: «Ты почему ни о чем не дума­ешь?» А она сидела, моли­лась про себя Иису­со­вой молит­вой. Что это значит? Это значит, что она при помощи молитвы отго­няла те мысли, кото­рые ей демоны вну­шали, и этот «про­зор­ли­вец», есте­ственно, уже ничего ска­зать не мог.

А как объ­яс­нить спо­соб­но­сти людей вроде Дэвида Коп­пер­фильда? Ведь он летал перед пуб­ли­кой, про­хо­дил сквозь Китай­скую стену, все это было под­твер­ждено совре­мен­ной аппа­ра­ту­рой.

– Может быть, он чаро­дей, нас этим не уди­вишь. Ну, про­хо­дит он сквозь стену — поду­ма­ешь, мы и не про такое знаем. Допу­стим, чаро­дей Кинопс, с кото­рым духовно боролся Иоанн Бого­слов, мог про­быть много часов под водой. Но когда апо­стол Иоанн помо­лился, демоны оста­вили этого кол­дуна, и он, погру­зив­шись в воду, оттуда уже не вышел. Симон Волхв, как мы знаем из книги Деяний, под­ни­мался в воздух и летал. А когда демоны пере­стали ему помо­гать, он упал с боль­шой высоты и раз­бился.

Все это дела­ется нечи­стой силой, и для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина тут нет ничего уди­ви­тель­ного. Когда придет анти­христ, он сотво­рит гораздо боль­шие и страш­ные чудеса, не то что этот фокус­ник.

А может быть, такие люди — просто обык­но­вен­ные факиры. Мало ли что там под­твер­ждает совре­мен­ная аппа­ра­тура. Это могут делать просто ради денег. Люди в наше время верят в науку, вот им и рас­ска­зы­вают про аппа­ра­туру — так же, как в реклам­ных роли­ках «научно» дока­зы­вают, чем одна зубная паста лучше другой.

Как отно­ситься к ино­пла­не­тя­нам и парал­лель­ным мирам?

– Как отно­ситься? Кино поменьше смот­реть, и все. А то там есть все что угодно: и парал­лель­ные миры, и пер­пен­ди­ку­ляр­ные миры, и кону­со­об­раз­ные миры. Насмот­ришься, будешь потом искать кон­так­тов с вне­зем­ной циви­ли­за­цией. Придет к тебе кто-нибудь с рогами и скажет: «Я из кону­со­об­раз­ного мира. Ино­пла­не­тя­нин».

Сове­тую по этому вопросу почи­тать книгу отца Сера­фима Роуза «Пра­во­сла­вие и рели­гия буду­щего». В ней пре­красно об этом гово­рится. Конечно, ино­пла­не­тяне — это бесов­щина. В древ­но­сти демоны пре­льщали людей через идолов, через ложные чудеса, а в наше время явля­ются под видом ино­пла­не­тян. Я не буду подробно об этом рас­ска­зы­вать. Об этом, повторю, очень хорошо гово­рит отец Сера­фим Роуз, он убе­ди­тельно дока­зы­вает, что это явле­ние именно бесов­ского харак­тера.

– Что за суще­ства бара­башки? Могут ли они при­не­сти какой-то реаль­ный вред?

– Бара­башки — это просто бесы, кото­рые сму­щают людей, устра­и­вая всякие фокусы: стучат лож­ками или еще чем-нибудь. Это явле­ние вполне объ­яс­ни­мое и, к сожа­ле­нию, довольно частое. Поэтому я, когда освя­щал квар­тиры, то добав­лял к чину освя­ще­ния молитву «О доме, кото­рый терпит нава­жде­ние от злых духов». Конечно, если чело­век не молится, не при­бе­гает к помощи цер­ков­ных обря­дов и таинств, то он не имеет от этих нава­жде­ний бла­го­дат­ной защиты. Впро­чем, бывает и наобо­рот: чело­век живет вни­ма­тель­ной жизнью, усердно молится, а бесы его пугают: стучат, сви­стят, могут крик­нуть или чем-нибудь зашур­шать. Это такое мелкое хули­ган­ство. Но, однако же, это мелкое хули­ган­ство многих при­во­дит в жуткий страх, у людей стынет кровь в жилах.

Думаю, если в таких слу­чаях вести себя разумно, не обра­щать на эти выходки вни­ма­ния и молиться как ни в чем не бывало, то все посте­пенно прой­дет. Мой духов­ник рас­ска­зы­вал про себя такую исто­рию: «Проснулся я, а на плече у меня змея — я пере­вер­нулся на другой бок и дальше стал спать». Вот и все, а если будешь пугаться, то на тебе будет и змея, и много змей, и все, что угодно. Ну, стучит кто-то — и пусть себе стучит. Поду­ма­ешь, какая раз­ница: сосед дядя Вася в стенку посту­чал или бес какой-нибудь, — резуль­тат-то один и тот же.

Когда нахо­жусь на молитве одна и в тем­ноте, то мне очень страшно: кажется, что за спиной кто-то стоит или что боко­вым зре­нием вижу около себя какое-то дви­же­ние. Как бороться с этим нава­жде­нием?

– Такое про­ис­хо­дит от мало­ду­шия и мало­ве­рия. Когда чело­век нахо­дится в уеди­не­нии, молится или читает духов­ную лите­ра­туру, то демоны, есте­ственно, это нена­ви­дят и пыта­ются сму­тить и отвлечь от молитвы. А ему надо ста­раться вести себя совер­шенно сво­бодно, смело, и пре­зи­рать какие-либо вну­ше­ния. Когда кажется, будто ты боко­вым зре­нием что-то видишь, не при­да­вай этому зна­че­ния. Если под­да­ваться этим вну­ше­ниям врага, то он будет больше и больше насе­дать. И не смот­реть боко­вым зре­нием: ой, кажется, за моим левым плечом, кто-то стоит! А просто взять повер­нуться туда и уви­деть, что на самом деле там никого нет.

Подвиж­ники пре­зи­рали демо­нов, даже когда те явля­лись им воочию, в каком-нибудь образе. Вот, напри­мер, пре­по­доб­ный Фила­рет Глин­ский рас­ска­зы­вал о себе: одна­жды, когда он стоял на келей­ном пра­виле, вдруг появи­лась какая-то кошка и по мантии залезла ему на плечо. Он не обра­щал на нее вни­ма­ния, про­дол­жал молиться, и она исчезла.

А нам, как немощ­ным, никто и не явится, только будем силы тра­тить на пустые пере­жи­ва­ния. Страшно — пере­кре­стись, и все, больше ничего. Если будешь бояться, избе­гать всех темных углов, то страх будет уве­ли­чи­ваться, уве­ли­чи­ваться и овла­деет тобой до такой сте­пени, что чих­нешь и сам же содрог­нешься от ужаса.

Кроме того, нужно всегда пом­нить о том, что без Божия попу­ще­ния с нами ничего про­изойти не может, а Гос­подь нико­гда не попу­стит иску­ше­ния выше наших сил. Бояться демо­нов надо, но в каком смысле? Стра­шиться, чтобы не под­да­ваться их вну­ше­ниям, не испол­нять их волю и не ока­заться вместе с ними про­тив­ни­ками Божи­ими. А если мы ста­ра­емся жить по Еван­ге­лию, если всей душой пре­даны Гос­поду, то нам никто не стра­шен. Как гово­рит апо­стол Павел, «если Бог за нас, то кто против нас?»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *