зачем бежал форрест гамп
Сколько бежал Форрест Гамп, и реально ли это повторить
«Форрест Гамп» – классика художественного кино. Фильм, снятый в 1994 году Робертом Земекисом по книге Уинстона Грума, имел огромный финансовый успех: он собрал 149 миллионов долларов в прокате США и 480,9 миллионов долларов по всему миру.
Благодаря киноленте, книга стала бестселлером: к концу 1995 года роман, переизданный с постером фильма на обложке, разошёлся по всему миру в количестве 1,4 миллиона копий.
В оскароносном фильме с Томом Хэнксом в главной роли есть много моментов, которые сделали его современной классикой. Но, пожалуй, самый запоминающийся момент – забег главного героя длиной в три года.
Сколько пробежал Форрест Гамп
Форрест сам с точностью до часа говорит, сколько времени он бежал: «3 года, 2 месяца, 14 дней, 16 часов». Это равно 1169 дням. За такой долгий срок герой охватил 19 024 миль, то есть около 30 610 км (по некоторым данным, герой пробежал 15 248 миль или 24 534 км).
Когда своим беговым путешествием Форрест привлёк внимание прессы, его наперебой спрашивали, во имя чего он бежит: во имя мира, ради бездомных, в защиту прав женщин, окружающей среды, животных. А герой бежал просто потому, что хотел бежать, оставляя прошлое позади.
Забег Форреста начался после смерти матери и расставания с возлюбленной Дженни. Когда психологические переживания исчерпали себя, он завершил свой пробег, не привязываясь к какой-либо точке на карте.
Возможен ли такой забег в реальной жизни
Как специалисты, так и ультрамарафонцы (о них поговорим ниже) доказывают, что многолетний забег возможен. Это определённо потребует высокого уровня психологической стойкости, отличной подготовки и физической выносливости. Первые месяцы бежать каждый день может быть тяжело, но затем тело адаптируется к такой нагрузке и начнёт воспринимать ежедневный бег как естественный ход жизни.
В конце концов, Форрест просто бежал в комфортном темпе, не отвлекаясь ни на семью, ни на работу. Когда уставал, то останавливался. Когда был голоден – ел.
Я бежал, потому что надо было бежать. Я не думал о том, куда это меня приведёт
Форрест бежал без цели, без конечной точки, без желания набрать определённый километраж. Такая психологическая настройка не позволяет бежать быстро, однако даёт возможность двигаться очень долго.
Тренировочные планы к марафону и полумарафону. Скачайте и начните подготовку сегодня.
Впрочем, без травм герой бы всё равно не обошёлся. Как минимум, мозоли, чёрные ногти. От ежедневной длительной ударной нагрузки Гампа могли тревожить усталостные переломы, а также боли в коленях и суставах.
Спортивные факты из фильма
1. Лучший спортивный фильм
Поклонники различных видов спорта считают главного героя «своим». На протяжении всего хронометража картины Форрест увлечён и американским футболом, и пинг-понгом, и бегом, и паркуром.
2. Nike
Сейчас, наверное, нет человека, не знающего бренд Nike, но в 1971 году, когда он только зародился, мало кому было знакомо это короткое слово. А вот героиня фильма Дженни подарила Форресту кроссовки Nike Cortez.
3. Дата старта
В первый день забега Форрест пробегает мимо людей, которые смотрят выпуск новостей. В новостях сообщается, что президент Джимми Картер потерял сознание от теплового истощения во время забега на шесть миль.
Исходя из этой информации, можно установить дату старта Форреста: примерно 1 октября 1979 года.
4. Возраст героя
Форрест отправился в свой многолетний ультрамарафон в возрасте 35 лет.
5. Средний километраж
В среднем Форрест пробегал 16 миль (25,7 км) в день.
6. География забега
Стартовал Форрест в вымышленном городе Гринбоу, находящемся в штате Алабама. Оттуда он направился на запад США до побережья Тихого океана. Добравшись до конечной точки, развернулся, чтобы побежать на восток, в штат Мэн, к побережью Атлантики.
Этого ему не хватило, и он пересёк страну второй раз, добравшись до Калифорнии. Финиш Гампа случился в штате Юта, в Долине Монументов, где он просто остановился, сказал, что устал, и отправился домой.
7. Техника бега
Автор книги «Рождённый бежать» Кристофер Макдугл оценил технику бега актёра Тома Хэнкса как идеальную: «Том Хэнкс бежит прекрасно. Его спина прямая, он приземляется на середину стопы, он движется вперёд, опираясь на колени, его руки расслаблены».
8. Кроссовки
Кристофер Макдугл также дал свою оценку кроссовкам главного героя: «У него правильный выбор обуви для своего времени. Это ранняя модель Nike с минимальным перепадом между пяткой и мыском».
Кстати, специалисты рекомендуют менять кроссовки каждые 500 км. Таким образом, если бы Форрест следовал подобным советам, ему бы пришлось сносить 61 пару кроссовок.
9. На реальных событиях
В произведении забег Форреста через всю страну был вдохновлён конкретным реальным человеком. В 1982 году 16-летний Луи Майкл Фигероа пересёк США от восточного побережья до западного, чтобы привлечь внимание к онкозаболеваниям и собрать деньги для Американского онкологического общества.
По некоторым данным, Луи – самый молодой человек, совершивший такой пробег.
10. Пинг-понг
Герой Тома Хэнкса в фильме становится чемпионом мира по пинг-понгу. Но как же Хэнксу удалось так овладеть этой игрой? Спасибо компьютерной графике: при съёмках шаров для пинг-понга не было, и Хэнксу оставалось лишь размахивать ракеткой.
11. Финансирование
Том Хэнкс и Роберт Земекис сами профинансировали съёмки бегового путешествия Гампа, поскольку у студии Paramount не было средств на это. Земекис считал, что сцена бега имеет решающее значение, поэтому он и Хэнкс заключили сделку со студией, по которой они оба заплатили за съёмку, а Paramount взамен разделила большую часть прибыли от фильма с ними. Длина этой сцены – 7 минут.
12. Бег в жизни Форреста
Бег в фильме проходит красной лентой. Сначала Форрест, будучи ребёнком, убегает от хулиганов. В этой сцене звучит всем известная фраза Дженни: «Беги, Форрест, беги». Затем в колледже, так же спасаясь от обидчиков, Гамп прерывает футбольную тренировку, пробегая по полю быстрее всех игроков. Позже, в армии, герой фильма благодаря быстрому бегу и высокой выносливости спасает своих товарищей, унося их подальше от боевых действий.
Реальные «Форрест Гампы»
Британец Джейми Макдональд пробежал 5000+ миль (более 8045 км) через Канаду от побережья Атлантического океана до Тихого.
А вот 39-летний Роб Поуп из Ливерпуля даже побил рекорд вымышленного персонажа книги и фильма. В сентябре 2016 года Роб стартовал из города Мобил, штат Алабама, и преодолел 15 300 миль (более 24 618 км) за 420 дней (1 год и 55 дней).
Форрест, напомним, по одному из вариантов, пробежал 15 248 миль (24 534 км). В среднем Поуп пробегал 40 миль (64,4 км) ежедневно. До этого Поуп становился чемпионом Австралии по марафону в 2015 году, а также выигрывал Ливерпульский Рок-н-ролльный марафон в 2015 и 2016 годах, где пробежал с личным рекордом 02:27:13.
В России тоже есть свой Форрест Гамп. Это Александр Капер, в 2017 году пробежавший расстояние в 8000 км из Москвы в Пекин за 200 дней. Он пересёк 16 регионов России, Казахстан, Монголию и финишировал в Олимпийском парке Пекина. До своей масштабной ультры Капер в 2014 году пробежал 1500 км из Самары через Казань в Москву.
В апреле 2011 года австралийский сверхмарафонец Пэт Фармер стартовал на Северном полюсе и через 11 месяцев, спустя 21 000 км, финишировал на Южном. В сутки он пробегал две марафонские дистанции, чтобы достичь своей цели. Однако 21 000 км – это общая длина маршрута, включая и те участки (непроходимая тайга, воды океана), где Фармер вынужден был передвигаться воздушным сообщением.
В 1980 году канадец Террен Фокс с онкологией и с протезом вместо правой ноги пробежал 5373 км по Канаде за 143 дня.
Бегун из Санкт-Петербурга, 29-летний Максим Егоров в 2020 году отправился покорять бегом расстояние между Северной столицей и Владивостоком. В начале марта, на момент написания материала, Максим добежал до Биробиджана, оставив за плечами более 8000 км. До финиша ему бежать ещё около 1000 км.
30 000 км за 3 года: мог ли Форрест Гамп выжить в своём путешествии? (3 фото)
По подсчётам Лорен Хансен, Форрест Гамп бежал 3 года, 2 месяца, 14 дней и 16 часов — всего 1169 дней. Опираясь на факты, приведённые в фильме, автор статьи выяснила, что герой пустился бежать 1 октября 1979 года. На тот момент Форресту было 35 лет.
Чтобы определить маршрут, журналистка использовала карту, показанную в фильме в телепередаче. Наложив её на карты google, она подсчитала дистанцию — 19 024 мили (30 616 километров) за три года.
Форрест стартовал в штате Алабама (он жил в вымышленном городе Гринбоу) и побежал на запад страны. Добравшись до Тихого океана, он повернул и направился через всю страну на восток, в штат Мэн. Добежав до Атлантического океана, он снова побежал в Калифорнию и пересёк страну второй раз. Приключение героя закончилось в штате Миссури. Форрест остановился, сказал, что устал, и пошёл домой.
Таким образом, каждый день Форрест Гамп пробегал примерно по 16 миль (25,75 километра).
Лорен Хансен пришла к выводу, что Форрест был в отличной форме, когда начал своё путешествие. Он бегал с детства, даже несмотря на то, что носил ортопедические скобы на ногах. Кроме того, Форрест играл в профессиональный американский футбол, сражался во Вьетнаме, был победителем турниров по пинг-понгу и работал на лодке, ловя креветок, — все эти занятия требуют серьёзной физической подготовки.
Эксперты, которых автор статьи привлекла к своему исследованию, отметили хорошую технику бега: прямая спина, расслабленные руки, постановка ноги на середину стопы. Кроме того, у Форреста был идеальный психологический настрой: без цели и финиша — отметил Брайон Пауэл. Форрест не считал, сколько уже пробежал и сколько ещё осталось. Он не бежал во имя или ради чего-то. Он просто двигался вперёд, потому что хотел бежать, останавливался, если уставал, и ел, когда был голоден. Такой подход — не доводить себя до крайней черты, а чередовать нагрузку и отдых — Кристофер Макдугл рекомендует всем.
Впрочем, такой ультразабег не мог не сказаться на состоянии здоровья. Эксперты уверены: без травм не обошлось. Как минимум Форреста должны были регулярно беспокоить мозоли. Кроме того, он должен был потерять один или несколько ногтей на пальцах ног и заработать усталостные переломы, считает доктор Айзаксон, который прогнозирует и другие травмы, типичные для бегунов. Например, боль под коленной чашечкой, боль в мышцах передней области голени, тендинит или подошвенный фасциит. Ему вторит доктор Гейер: столь длительная нагрузка не могла не сказаться на состоянии суставов.
Форрест бежал в кроссовках с минимальным перепадом между пяткой и мыском (отличный выбор!). С учётом того, что одна пара кроссовок «работает» примерно 300 миль, Форресту потребовалось бы несколько десятков пар кроссовок, подсчитал Джон Тейпен. А вот одежда была мало приспособлена для бега, особенно брюки, в которых Гамп начал свой феноменальный пробег. Тейпен считает, что экипировка, скорее всего, доставляла герою фильма сплошные неудобства, и он бы не рекомендовал желающим повторить подвиг Форреста одеваться так же.
Эксперты были единодушны в одном: такой забег возможен. Он потребует превосходной формы, выносливости, психической устойчивости, и, конечно, времени, но это вполне по силам здоровому человеку. Форрест Гамп, безусловно, мог выжить в своём беговом приключении и гордиться достижением. Однако необязательно быть ультрамарафонцем, чтобы испытывать гордость за свои успехи. Если вы регулярно выходите на пробежки и преодолеваете хотя бы несколько километров вместо того, чтобы лежать на диване, — вам уже есть чем гордиться, резюмировал доктор Айзаксон.
34 факта о фильме Форрест Гамп
Классика американского кино, которая стала классикой кино мирового. Фильм, который покорил сердца миллионов фанатов своей добротой, простотой и душевностью. История целой страны, снятая через призму чудаковатого парня, которому вроде бы не место в реальном мире. И это совсем не так, место ему уготовано было самое главное, ведь его зовут Гамп, Форрест Гамп.
Сегодня я поделюсь интересными фактами, которые, надеемся, понравятся и вам.
1. Момент, когда Форрест Гамп начинает свое выступление на антивоенном митинге в Вашингтоне, микрофон отключают. Толпа людей, собравшись вокруг, не слышит ничего. Если верить Тому Хэнксу, то в этот момент он говорит следующие слова: “Когда люди уходят во Вьетнам, они возвращаются к своим мамам без ног. А иногда они не возвращаются совсем. Это плохо. Это всё, что я хочу сказать об этом”. Зритель также слышит только последнее предложение.
2. Каждый раз, когда в фильме происходит изменение возраста Форреста Гампа, он всегда показан в клетчатой рубашке в синих тонах.
3. Том Хэнкс не получил фиксированной платы за фильм. Вместо этого он согласился на проценты от сборов, что в итоге принесло ему более 40 миллионов долларов.
4. Когда Форресту рассказали, как играть в пинг-понг, ему посоветовали: “Никогда не отводи взгляд от шарика”. С этого момента, во всех кадрах, где он играет в настольный теннис, он не моргает.
5. Брат Тома Хэнкса, Джим Хэнкс, дублировал его в многих моментах, когда снимались сцены с бегом по стране.
6. Фраза “Меня зовут Форрест Гамп. Люди зовут меня Форрест Гамп” была случайно придумана Томом Хэнксом во время съемок. Но она настолько понравилась Роберту Земекису, что он решил ее оставить.
7. Том Хэнкс принял решение принять участие в фильме спустя полтора часа после того, как он прочитал сценарий. Его единственным условием было то, чтобы фильм в точности повторял исторические события. Он также хотел уменьшить южный акцент, с которым говорил его персонаж, но режиссер уговорил его оставить.
8. Название компании Форреста и Баббы «Bubba Gump Shrimp Company» вскоре после выхода фильма стало именем для ресторана, специализирующегося на морепродуктах, открывшегося в Монтерее, штат Калифорния. Внутри ресторан сделан в стиле фильма, тут вы можете встретить все знаковые элементы. На сегодня работает 31 ресторан, из которых 22 находится в США.
9. Ноги Гэри Синиза (Лейтенант Дэн) были обмотаны специальной синей тканью, чтобы можно было при помощи специальных эффектов “удалить его ноги”.
10. Билл Мюррей, Джон Траволта и Чеви Чейз отказались от роли Форреста Гампа. Траволта позже признался, что допустил роковую ошибку.
11. В сценах, когда Форрест играет в пин-понг, мячик не настоящий. Его сделали при помощи компьютерной графики таким образом, чтобы мячик все время попадал в ракетку.
12. Скамейка, на которой сидит главный герой, была помещена в музей, чтобы ее не повредила погода, вандалы, а также чтобы избежать кражи. Таким образом она по-прежнему находится в Музее истории города Саванна.
13. Сцена, в которой Форрест Гамп бежит, основана на реальных событиях. В 1982 году Луис Майкл Фигероа (Louis Michael Figueroa) пробежал от Нью-Джерси до Сан-Франциско в поддержку общества борьбы с раком. Именно ему принадлежит фраза “Я просто ставлю одну ногу впереди другой”, которая была переделана в фильме в “Когда я хочу спать – я сплю, когда я хочу есть – я ем, когда хочу в туалет – иду в туалет”.
15. Большинство людей в массовке в сцене с акциями протеста хиппи в Вашингтоне – актеры, участвовавшие в Фестивале Ренессанса в Мэриленде. Так случилось, что именно в этом фестивале принимает участие такое большое количество людей с длинными волосами.
16. Церемония с вручением Форресту Гампу Медали Почета – реальная сцена, в которой голову Тома Хэнкса приделали другому человеку при помощи спецэффектов. Этим человеком был Сэмми Л. Дэвис, который был награжден Медалью Почета 19 ноября 1968 года Президентом Линдоном Джонсоном за свои действия во Вьетнаме годом ранее.
17. Знаменитая фраза ”Мама всегда говорила, что жизнь похожа на коробку шоколадных конфет. Никогда не знаешь, какую достанешь” заняла 40 место в списке цитат Американского института кино (всего 100 цитат).
18. Лодка для ловли креветок, которая используется в фильме, в настоящее время находится рядом с рестораном Planet Hollywood в парке Disneyworld в штате Флорида. Кроме того, одна из ракеток для настольного тенниса, использовавшихся в фильме, висит на стене с автографом Тома Хэнкса.
19. Фильм помещен в Библиотеку Конгресса, как имеющий “огромную культурную, историческую и эстетическую ценность”.
20. Голос Элвиса, который присутствовал в фильме, принадлежит актеру Курту Расселу.
21. Вдохновленный собственным персонажем, актер Гэри Синиз основал рок-группу “Группа лейтенанта Дэна”. Этот ансамбль ездит по военным частям армии Соединенных Штатов Америки и поддерживает своими выступления солдат.
22. Актриса Робин Райт во время съемки сцены, где она поет обнаженная в баре, была сильно больна гриппом. Несмотря на то, что съемки сцены продолжались более суток, она с честью и гордостью отходила все это время практически голой.
23. На роль Джэнни приглашались Николь Кидман и Дэми Мур. Но они отказались.
24. Знаменитая студия Warner Bros. отказалась от прав на фильм, в обмен на фильм “Приказано уничтожить” с Куртом Расселом и Стивеном Сигалом. Тогда руководителям студии казалось, что фильм обречен на провал после успеха “Человека дождя”, в котором тоже был чудаковатый парень, и что тема закрыта.
25. Когда стало понятно, что фильм приобрел невероятную популярность, назрел вполне логичный вопрос о съемках продолжения. Том Хэнкс тогда наотрез отказался сниматься в каком-либо сиквеле, считая, что так нельзя поступать ни с одним фильмом. Брать другого актера даже не подумали. Впрочем, позже Том пересмотрел свою позицию для “Истории игрушек” и “Кода ДаВинчи”.
26. В фильм также не вошел момент, в котором Форрест играет с собаками и отгоняет их от чернокожего парня, которым по факту оказывается Мартин Лютер Кинг.
27. Актриса Салли Филд, которая сыграла в фильме его маму, старше Тома Хэнкса всего на 10 лет. Интересно, что в фильме “Изюминка”, за пару лет до этого Том и Салли играли любовников.
28. Заработав в прокате 350 миллионов долларов студия Paramount осталась в убытке на 62 миллиона. А все из-за затрат на продвижение, распространение и выплату процентов.
29. Все сцены с лодкой были отсняты в водах у побережья Южной Каролины. Для того, чтобы создать эффект от урагана, использовались двигатели от реактивного самолета. Кроме того, в самом фильме используются реальные кадры последствий урагана Хьюго, который прошел в Южной Каролине в 1989 году.
30. Если верить автору книги о Форресте Гампе, Уинстону Груму, то лучшей кандидатурой на главную роль с его точки зрения являлся Джон Гудман.
31. Практически все слова, которые говорит Джон Леннон в этом фильме, взяты из его песен. Впрочем, это очевидный факт для фанатов его творчества.
32. В моменте, когда лейтенант Дэн впервые видит Форреста и Баббу, он говорит определенное армейское военное выражение, которое обычно переводят:”Вы должно быть новенькие (пополнение)”. На английском в оригинале эта фраза звучит как ”You must be my FNGs”. Что дословно расшифровывается как “You must be my “Fuckin’ New Guys”. Варианты перевода в данном случае могут быть самыми разными.
33. Барри Зонненфельд и Терри Гиллиам отказались от роли режиссеров в этом проекте. Остается только представлять, каким бы был фильм в случае, если бы за него взялся Терри Гиллиам.
34. В фильме снимается дочка Тома Хэнкса. Эта рыжеволосая девочка из автобуса. А первый мальчик, которые отказывает Форресту в возможности сесть – сын режиссера Роберта Земекиса.
> 10. Билл Мюррей, Джон Траволта и Чеви Чейз отказались от роли Форреста Гампа. Траволта позже признался, что допустил роковую ошибку.
Не могу представить себе Траволту в роли Форреста. Хэнкс отлично сыграл.
спасибо что пользуетесь
это как же надо переделать фразу «Я просто ставлю одну ногу впереди другой”, чтобы получилось “Когда я хочу спать – я сплю, когда я хочу есть – я ем, когда хочу в туалет – иду в туалет”. Филология, мать ее! Ну или лингвистика
только не читайте книгу-это редкий случай когда кино лучше книги
Земекис все таки великий
Включить пару альбомов Битлов, и добить Достоевским и Булгаковым
Про лейтенанта Дэна как-то не верится что только спецэффекты сделали его без ног.. Неужели даже в моментах с коляской и на палубе корабля тоже спецэффекты? Ведь он двигался как инвалид, залезал в коляску как инвалид..
Больше про факт 22, желательно фото и видео.
Как соотносятся пункты 4 и 11, объясните тугодуму?
Один из любимейших фильмов! Много раз уже говорила, что если на землю прилетят инопланетяне и нужно будет показать им кино, чтобы описать нашу цивилизацию, то это определённо должен быть Форест Гамп!
только не читайте продолжение Гамп и Компания
блин. поставил скачать.
Спасибо, очень приятный и интересный пост.
ресторанов bubba gump намного больше 22!
я человек простой,и,признаюсь честно,фильм не понял-какой-то даун был призван в армию,бегал по стране,хрень какая-то,звёздные войны-редчайшее дерьмо,имхо
Когда начинаешь прохождение Skyrim в 10-й раз
Немножко ностальгии 24 : за кадром «Изгой»
В 2000 году в прокат вышел фильм Роберта Земекиса «Изгой»,с Томом Хэнксом в главной роли. Фильм стал современной версией «Робинзона Крузо»,в которой неприспособленный человек выживал на необитаемом острове используя подручные средства и смекалку.
Фильм стал кассовым хитом,собрав 430 млн.долларов при бюджете 90 млн.,а Том Хэнкс получил премию Золотой глобус за Лучшую мужскую роль.
Для того, чтобы исполнитель главной роли Том Хэнкс скинул 20 кг веса и отрастил добротную растительность на лице, пришлось сделать перерыв продолжительностью в год. Том Хэнкс не только всё это время находился на изнуряющей диете, но и занимался физически. Каждый месяц актёр терял по 2-3 кг.
Служба доставки FedEx, логотип которой постоянно мелькает в кадре на протяжении всего фильма, не потратила на проект ни единого доллара. Просто когда киношники обратились к ним с просьбой об использовании названия, они не стали возражать. Позже глава FedEx рассказывал, что компания благодаря фильму получила большой толчок в развитии на международной арене, ибо повысилась узнаваемость бренда.
Том Хэнкс очень хотел поработать над «Изгоем» из-за того, что, по его мнению, большинство людей при вопросах о выживании на необитаемом острове, вспоминают только Робинзона Крузо.
Когда герой Тома Хэнкса впервые разжёг огонь, он радостно поёт песню группы «The Doors» «Light my fire» (Зажги мой огонь).
Монурики,остров на котором проходили съемки. Небольшой и действительно необитаемый остров, принадлежащий группе островов Маманука, что на востоке Фиджи.
Для волейбольного мяча Wilson написали диалоги, дабы Тому Хэнксу было проще с ним общаться. За кадром их зачитывал специально нанятый человек.
Продюсеры составили список практически бесполезных вещей, которые герой должен был найти в посылках: коньки, вечернее платье, документы на развод, видеокассеты и прочее. Затем список был передан экспертам по выживанию, которые предложили, как именно можно использовать найденное: топор, рыболовная сеть и так далее.
Алан Сильвестри написал всего 15 минут музыкального сопровождения к фильму (включая музыку к финальным титрам). На протяжении 103 минут экранного действия (именно столько герой Тома Хэнкса проводит на острове в полном одиночестве) не звучит ни одной музыкальной вставки лишь тишина и редко звучащие реплики Хэнкса.
Источник-сборка из разных сайтов
БМ не показывает совпадений, но если кто найдет повтор,то вы знаете кого звать
Когда остался у друга с ночевкой
«Шум и яркость»: как «Форрест Гамп» за 25 лет превратился в абсолютную классику
На днях исполнилось 25 лет оскаровскому триумфу «Форреста Гампа». На церемонии 1995 года картина выиграла шесть золотых статуэток, обогнав всех конкурентов, среди которых были могучие «Побег из Шоушенка» и «Криминальное чтиво». Кинокритик Андрей Загудаев вспоминает великий фильм Роберта Земекиса, который за два с половиной десятка лет трансформировался из трогательного фильма про удачливого дурака в классику мирового кино, обладающую невероятными терапевтическими свойствами.
В это трудно поверить, но студия Warner Bros., купив права на экранизацию романа Уинстона Грума, в итоге отказалась от создания фильма. По легенде, планы продюсеров изменились после выходя «Человека дождя» Барри Левинсона. В студии посчитали, что американская и мировая публика не готова смотреть еще одну картину про «неполноценного» героя, несмотря на популярность романа. Права в итоге перешли к Paramount, которые сразу начали действовать со второй передачи. Терри Гиллиам и Барри Зонненфельд отказались от постановки, но последний, отправившись снимать за какие-то невероятные по тем временам деньги сиквел «Семейки Аддамс», посоветовал боссам студии Роберта Земекиса, а коллеге — Тома Хэнкса на главную роль. В то время карьера Хэнкса только набирала обороты: за год до «Форреста Гампа» он снялся в «Филадельфии», где сыграл больного СПИДом юриста, роль, за которую впоследствии получит первый из двух персональных актерских «Оскаров». В итоге хоть Зонненфельд и не приложил напрямую руку к созданию фильма, именно он дал ему главное — безупречного актера на центральную роль.
Сегодня, разглядывая «Форреста Гампа» со всех сторон, сложно понять решение боссов Warner Bros., ведь в истории американского кино трудно найти фильм более народный, понятный и даже витринный для истории США (а на самом деле и всего мира) ХХ века. Возможно, все дело в книге. В произведении Грума история Форреста была не такой яркой и цветастой, какой она предстала в фильме. Земекис, как блестящий кинорассказчик, усилил изначальный текст в тех местах, где потребовалось, превратив «книжную» тягучую биографию Гампа в более событийный кинематографический 2,5-часовой рассказ. В фильме после обработки Земекиса и сценариста Эрика Рота появились многие узнаваемые черты: знаменитая коробка с шоколадными конфетами в придачу с метафорой про судьбу, все, что связано с бегом Форреста — от школьных стычек до марафона через все США, уморительные сцены с президентами, трагическая развязка любовной линии между Форрестом и Дженни и еще много мелочей и деталей, которые выступили в роли эдаких аэродинамических обвесов, сделав сюжет более стремительным и эффектным.
Беби-бумер Земекис всегда блистательно разбирался в американских архетипах и истории свой страны (ретроэлементы есть почти во всех его фильмах начиная с «Я хочу держать тебя за руку»), но именно «Форрест Гамп» стал вершиной его карьеры в этом смысле — с густым историческим контекстом, десятками популярных деятелей, аккуратно расставленных на заднем плане, и характерным запахом быстро сменяющих друг друга эпох. Далее прославленный постановщик ушел покорять новые технологии (скорее неудачно), а затем вернулся к традиционному киноформату (тоже не так здорово, как в начале карьеры).
За два с половиной десятилетия эта прямолинейная и понятная история про деревенского идиота (не зря Гамп родился в Алабаме, южном и неоднозначном штате США, который одним из последних перешел на индустриализацию), рассказанная от первого лица, как в великом романе Фолкнера «Шум и ярость» на ту же тему, обросла неожиданными смысловыми наростами. Сегодня «Форрест Гамп» воспринимается уже не просто как еще один фильм, восстанавливающий в правах так называемых иных — социальные группы, которые даже сегодня не везде могут вести полноценный образ жизни. И не как картина о пресловутой американской мечте и даже не как сказка о том самом дурачке. Сегодня «Форрест Гамп» — в первую очередь ода целеустремленности и самоорганизации, лучший бизнес-тренер среди возможных, который всего за 2,5 часа доходчиво вложит любому в голову простую, но очень важную мысль, что увлеченность любимым делом, помноженная на бытовую и профессиональную смелость, способна свернуть любые горы.
Основная характеристика Гампа, на которую почему-то мало кто обращает внимание, — его маниакальная работоспособность, а также игнорирование такой психологической особенности, как самооценка. Первая помогает ему в спорте. Он становится звездой студенческой футбольной команды не потому, что обладает талантом, а потому, что бегает каждый день и ему это нравится. Он превращается в очень сильного игрока в настольный теннис, потому что постоянно в него играет, даже когда у него нет спарринг-партнера. То есть возводит в абсолют прописную спортивную истину: успеха может добиться любой, если будет посвящать все свободное время тренировкам.
Вторая черта помогает ему, скажем так, в профессиональной деятельности. Во Вьетнаме он спасает лейтенанта Дэна не потому, что их связывают какие-то особенные отношения (хотя и это тоже), а потому, что не задумывается, что на поле боя можно бросить товарища. Форрест открывает креветочный бизнес, не зная о нем ничего, но отсутствие малейшего сомнения при запуске бизнеса вместе с той самой работоспособностью в итоге разворачивает к нему и его конторе лицо фортуны. То же самое можно сказать и про акции компании Apple. В спорте есть такое выражение «Везет тому, кто везет». И Форрест Гамп, лишенный из-за не самого высокого интеллекта привычных человеческих сомнений, человек, принимающий почти все за чистую монету, оказывается единственным героем, который может изменить свою судьбу. Он, сам того не подразумевая, каждодневным трудом и чистыми помыслами в итоге оказывается наделен очень редким качеством — способностью выстраивать собственную жизнь без оглядки по сторонам. Остальные — от Дженни до лейтенанта Дэна — слишком часто задумываются о своих мечтах, слишком часто сомневаются в дальнейших шагах, поэтому так часто ошибаются.
Конечно, Земекис и Рот упрощают многие моменты, некоторые — особенно усиливают, почти всегда — чтобы ни в коем случае не упустить чуть сказочный тон повествования. В жизнь Гампа сегодня сложно поверить. Военные заслуги, карьера студенческой спортивной звезды, затем — встреча с президентами, звездами, далее — успешный бизнес и состояние. И все это «сваливается» на голову человеку с IQ 75, которого не хотели, если бы его мать не переспала с директором, зачислять в обычную школу. Даже в современном, более толерантном и открытом, мире такая биография выглядит как невыносимая фантазия. Но тут важен правильный зрительский фокус: как и приключения Дон Кихота или Гашека в свое время, схожая идеалистическая история Гампа не пытается казаться былью, а, наоборот, наплевав на реализм, превращается практически в эпос, в котором выдающиеся подвиги уравновешиваются бытовыми идеалами капитализма. Но именно в таком формате жизнь Гампа, особенно сегодня, ценна не только как удивительный, но и как показательный пример. Глядя на то, как тщедушный трогательный молодой человек разрезает своей судьбой всю историю своей страны, ни разу не меняя вектор своего существования и оставаясь собой, испытываешь даже после 10-го и 20-го просмотра и 25 лет спустя щемящее чувство. «Форрест Гамп» — это идеальный фильм, чтобы напомнить себе и всем остальным, что в любой ситуации надо оставаться человеком и двигаться только вперед. В этом смысле картина Земекиса обладает мощнейшим терапевтическим эффектом, который в ситуации сегодняшней пандемии только усиливается.
Есть у «Форреста Гампа» и еще одна удивительная черта. Эта картина — рубикон между аналоговым и цифровым кинематографом. Конечно, картины с визуальными эффектами существовали задолго до фильма Земекиса (у которого в портфолио уже числились визуально насыщенные «Назад в будущее» и «Кто подставил кролика Роджера»), но именно в 1990-х они стали органичной частью кинематографа. А «Форрест Гамп» стал первой большой лентой за пределами мира блокбастеров, в которой спецэффекты были не просто украшательством, а частью авторского режиссерского языка. Переделанная хроника с вклеенным в нее Гампом была настолько круто сделана, что одной из шести завоеванных статуэток в тот вечер на «Оскаре» стал приз за визуальные эффекты, а Леонид Парфенов затем своровал прием для «Намедни».
What a magical movie — этими словами заканчивается рецензия классика американской кинокритики Роджера Иберта на фильм, и, кажется, это самое емкое и одновременно всеобъемлющее описание «Форреста Гампа». Действительно, картина Роберта Земекиса обладает какой-то удивительной простодушной магией, как и ее главный герой — честный и приятный дурачок Форрест Гамп. Это один из тех на самом деле довольно редких случаев в истории кинематографа, как бы ни казалось наоборот, когда во время просмотра хочется отключить всю критическую оптику и просто поддаться обаянию фильма и броситься к нему в объятия.
На той самой церемонии вручения наград Американской киноакадемии в 1995 году (кстати, она прошла 27 марта, в день рождения Квентина Тарантино) «Форрест Гамп» разбил не просто двух сильных конкурентов — он разбил две картины, которые до сих пор существуют как будто в золотых клетках. «Побегу из Шоушенка» мешает его вечный статус «лучшего фильма всех времен» по версии главного киносайта в мире IMDb, который он носит последнее десятилетие, кажется, больше по недоразумению, чем по заслугам. А «Криминальное чтиво» стало для всего авторского кинематографа 1990-х настолько питательным первоисточником, что молодые режиссеры до сих пор мечтают стать «новым Тарантино», копируя снова и снова его приемы. А «Форрест Гамп», как то самое птичье перышко, обрамляющее рассказ Форреста, уже давно взвился к небу, минуя все, и за 25 лет превратился в абсолютную киноклассику, которой не страшны ни зрительские оценки, ни контекст эпохи, ни вот теперь даже коронавирус.