зачем библиотекарю высшее образование
Работать в библиотеке модно — почему? Что привлекает молодых сотрудников в библиотеках?
Библиотеки меняются
Современное время диктует свои правила, в том числе и для таких учреждений, как библиотеки. Если раньше они были, скорее, хранилищем книг, то сейчас многие пытаются перестраивать свою работу: внедряют технологии, подключаются к электронным библиотечным системам, организуют просветительские мероприятия, социокультурные проекты, меняют дизайн, больше ориентируются на потребности аудитории — работают с ней не только офлайн, но и онлайн, ведут блоги, социальные сети. Ресурсов на полное преобразование, к сожалению, пока не хватает, но работа в этом направлении идет, и особо ценится инициатива молодых сотрудников. Поэтому одним из приоритетных направлений работы библиотек является привлечение молодых специалистов. И несмотря на условно небольшие зарплаты и стереотипы, связанные с консерватизмом библиотек, молодежь приходит.
Почему они приходят работать в библиотеки?
Важно учесть, что в библиотеке сегодня требуются не только библиотекари и библиографы, но и пиарщики, дизайнеры, организаторы мероприятий, фандрайзеры, редакторы, веб-разработчики, менеджеры проектов и т.д. Кто-то — на полные ставки и на постоянную работу, кто-то — на отдельные проекты.
При этом и молодые библиотекари востребованы, тем более сейчас сама специфика этой должности предполагает меньше работы на выдаче книг и больше работы с электронными ресурсами, с различной информацией, с аудио- и видеоконтентом. Библиотекари выступают в качестве советчиков, тьюторов, организаторов дискуссионных клубов, взаимодействуют с партнерами и другими организациями. Например, к нам в РГБМ на должность библиотекаря часто приходят молодые филологи, историки, социологи, культурологи.
Молодому человеку, заканчивающему обучение в вузе и только начинающему свою карьеру, интересно и полезно поработать в таком учреждении культуры, как библиотека. Тем более сами библиотеки сегодня — это развивающиеся структуры, которые находятся в процессе концептуальных изменений, адаптации к условиям современности. А в таких условиях обычно больше перспектив для развития новых направлений и реализации нестандартных проектов. Другими словами, у молодого человека практически любой специальности в библиотеке, если она стоит на пути преобразований, есть множество возможностей для самореализации.
Библиотекам также выгодно привлекать молодых специалистов, которые привносят свежий взгляд, новые идеи, часто более активны и заинтересованы в саморазвитии (наш опыт показал, что таких довольно много) и, что уж скрывать, готовы работать за небольшие зарплаты государственного бюджетного учреждения. Тем более еще одним приоритетным направлением работы библиотек сегодня является взаимодействие с молодежью в возрасте от 15 до 30 лет, с той самой молодежью, которую невероятно сложно привлечь в библиотеки и которую привлекать важно, так как, по мнению директора РГБМ И.Б. Михновой, «если сегодня они сами не придут в библиотеки, то завтра они не приведут своих детей». А молодежь хочет общаться со своими сверстниками. Это не значит, что в библиотеке должны работать только молодые сотрудники, но они, безусловно, должны составлять часть штата. Передовые библиотеки это прекрасно понимают. И стараются привлекать потенциальных молодых сотрудников, предоставлять им выгодные условия.
Например, как признавались некоторые наши сотрудники, когда они шли работать в библиотеку, им в том числе было важно официальное трудоустройство и белое оформление, а также возможность посещать интересные лекции, мастер-классы в стенах РГБМ.
«С библиотекой для молодежи я познакомился еще будучи студентом первого курса. Приходил сюда заниматься, писать курсовые. Уже тогда я понял, что если и буду работать по специальности, то только здесь. Поэтому сразу после окончания бакалавриата отправил свое резюме в РГБМ. И мне нравится здесь работать по нескольким причинам: много молодых сотрудников с более открытым мышлением и мировоззрением, с такими коллегами приятно работать; библиотека снабжена современным оборудованием, которое делает работу значительно удобнее; гибкий график, который позволяет совмещать работу с учебой в магистратуре». Георгий Снегирёв, 23 года, сотрудник зала художественной литературы и искусств РГБМ, образование — МГЛУ, факультет международной информационной безопасности
В библиотеке работать модно
И в последнее время это действительно так. Молодому человеку не стыдно сказать, что он работает в библиотеке, потому что библиотеки сегодня находятся в тренде. И на государственном, и на региональном уровне регулярно обсуждается будущее библиотек. Средства массовой информации с удовольствием обращаются к теме модернизации библиотек. Активно распространяется информация об удачных примерах этой модернизации. Совместно с библиотеками организуются локальные и общероссийские проекты по продвижению чтения. В библиотеках модно проводить лекции, фестивали, акции и другие мероприятия. В сознании во всяком случае читающей и образованной молодежи все это откладывается, и им действительно интересно посмотреть, что же сейчас представляет собой современная библиотека, или даже больше — поучаствовать в создании такого пространства.
Конечно, если говорить откровенно, не все библиотеки готовы к переменам и с воодушевлением воспринимают инициативу. Иногда мы слышим от молодых коллег, что их руководство не слышит, не понимает и не хочет воспринимать их всерьез. В таких случаях мы советуем искать подходящие доводы, устраивать презентации, обосновывать полезность своих действий для эффективной работы учреждения, показывать успешные примеры. Но не всегда все это работает. Это грустно. Но в то же время мы видим, как ситуация меняется, и уже довольно сложно даже самым большим консерваторам отрицать современные тенденции и стандарты.
Один день из жизни библиотекаря
Хочу поделиться нашим примером. Несколько лет назад мы открывали в библиотеке новый отдел — «Музыкальный подвал», в котором располагается фонд винила, актуальные нотные издания, книги по музыкальной тематике, современные и редкие проигрыватели, а также работает звукоизоляционная репетиционная с музыкальными инструментами и студия звукозаписи. Вместе с тем это эргономичное, уютное, красиво оформленное пространство. Понятно, что для его эффективного функционирования нам нужны были молодые сотрудники с нестандартными навыками: у них должно было быть музыкальное образование (хотя бы музыкальная школа), они должны были увлекаться музыкой, разбираться как в классике, так и в современных жанрах, уметь организовывать мероприятия на музыкальную тематику, а также нам нужен был звукорежиссер. Но как нашим потенциальным кандидатам показать, что у нас весело и перспективно?
И мы в рамках кампании по продвижению нового отдела сняли промовидео «Один день из жизни библиотекаря», в котором рассказали, как проходит один рабочий день сотрудника «Музыкального подвала». При этом в видео были продемонстрированы различные ресурсы и технологии библиотеки и возможности для самореализации сотрудников. Все персонажи в видео были реальными сотрудниками библиотеки. Главный герой — молодой человек Влад — работает в «Музыкальном подвале» и играет на гитаре. По сюжету утром он приходит в библиотеку, берет себе кофе в библиотечном кафе, распечатывает медиатор на 3D-принтере в медиалаборатории РГБМ, во время рабочего дня показывает посетителям, как работают ретропроигрыватели, слушает вместе с симпатичной девушкой музыку, а в конце рабочего дня записывается вместе с друзьями-коллегами в студии звукозаписи.
Видео широко распространялось по социальным сетям и набрало более 21 тысяч просмотров. Потом мы выложили вакансии «Музыкального подвала», и нам пришло более 500 резюме. Мы довольно быстро нашли и сотрудников-библиотекарей и звукорежиссера. Всем еще нет и 30 лет.
«Я никогда не думала, что стану библиотекарем. Попала в эту профессию случайно. На самом деле, в крупных компаниях вакансий не так много для людей без опыта работы.
По образованию я филолог-переводчик, но в моей жизни всегда была музыка. Я окончила музыкальную школу по классу фортепьяно и увлекаюсь различными музыкальными течениями. Поэтому, когда я увидела вакансию в „Музыкальный подвал“ Библиотеки для молодежи, решила откликнуться, а когда пришла на собеседование, то сразу влюбилась в это место, так как оно не было похоже на библиотеку в моем представлении. Здесь очень комфортное пространство для работы, коллеги моего возраста, интересные мероприятия проходят, некоторые из которых я организую сама». Анна Гусева, 26 лет, сотрудник «Музыкального подвала», закончила РУДН, филологический факультет
Лабиринты профессий
В своей работе в первую очередь мы опираемся на потребности и запросы нашей основной аудитории (это молодые люди в возрасте 16-35 лет). Каждый год мы проводим исследования, чтобы выяснить, что их интересует, какие темы волнуют. И, конечно же, много общаемся с нашими молодыми сотрудниками. И каждый раз проблемы профориентации, выбора профессии, самообразования занимают первые строчки в их ответах.
В этом году мы решили разобраться в этих вопросах вместе, организовав в РГБМ открытую площадку для дискуссий — проект «Лабиринты профессий». Мы хотим дать возможность молодым задать интересующие их вопросы экспертам.
В рамках проекта эксперты из разных областей расскажут: как найти себя в жизни, как выбрать профессию по душе и при этом получать стабильный доход, какие навыки будут востребованы в будущем, как и где им научиться. Поэтому он будет полезен и только находящимся в поиске будущей профессии, и тем, кто желает знать о перспективных направлениях и необходимых навыках, и тем, кто уже работает, но хочет поменять профессию или профиль, а также всем профессионально занимающимся темами профориентации и карьеры. Это старшеклассники, абитуриенты и их родители, студенты и недавние выпускники, сотрудники крупных и мелких организаций, индивидуальные предприниматели, фрилансеры и другие.
Таким образом, организовывая этот проект, мы стремимся, чтобы библиотека воспринималась молодыми людьми не только как модное и перспективное место работы, но и как проводник в поиске своего дела жизни и призвания.
Библиотекарь
Библиотекарь – это сотрудник, который принимает участие в комплектовании библиотечного фонда, создании каталогов, справочно-информационных фондов, популяризации литературы и чтения, и, конечно же, обслуживает посетителей библиотеки. Последнее включает в себя и помощь в выборе книг и периодических журналов, и заполнение необходимых документов (в бумажном и/или электронном виде), и проведение тематических мероприятий. Эту профессию можно отнести к категории «человек-человек» или «человек-знаковая система». Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание: кто такой библиотекарь?
Когда-то библиотеки были главным источником информации по любой тематике: в них приходили за художественными книгами, за научными материалами, для подготовки рефератов, курсовых, дипломных работ, диссертаций и многого другого. Сейчас значительную часть подобных данных можно найти в электронном виде, с помощью интернета. Поэтому популярность библиотек несколько снизилась, но это не значит, что вакансии библиотекаря перестали существовать.
Особенности профессии
Разные библиотеки по-разному привлекают посетителей. Например, крупные учреждения с внушительным фондом литературы различных жанров могут предоставить читателям те издания, которых не найти в свободном доступе. Многие библиотеки начали раздавать в своих стенах бесплатный Wi-Fi и оборудовали комфортабельные и уютные читательские залы, в которых люди могут не только почитать книги, но и поработать за ноутбуком. Не говоря уже о том, что в большинстве учреждений теперь имеются и электронные каталоги, и даже компьютеры, которыми могут воспользоваться посетители. При этом среднестатистические обязанности библиотекаря можно описать так:
Практически все современные библиотеки, особенно в крупных городах, используют в своей работе современное компьютерное оборудование. В некоторых случаях оно дублируется ведением бумажных каталогов и абонементов, в других учреждениях был выполнен полный переход на электронные технологии. Поэтому современный вариант того, кто такой библиотекарь, немного отличается от образа, ассоциировавшегося с этой профессией 10-15 лет назад. Сегодня от такого специалиста требуется хорошее владение компьютерными ресурсами и быстрая обучаемость использованию нового ПО.
Плюсы и минусы профессии библиотекарь
Плюсы
Минусы
Важные личные качества
Библиотекарь должен быть усидчивым, спокойным, уравновешенным человеком, способным долго сохранять концентрацию при выполнении однотипных монотонных действий. Он также должен располагать развитыми коммуникативными навыками, аналитическими способностями. Эта работа подойдет умеренно активным людям, которым не нужно постоянно находиться в движении для комфортного самоощущения. Также для библиотекаря важна эрудиция и общий уровень интеллектуального развития.
Обучение на библиотекаря
Есть несколько вариантов того, где получить профессию библиотекаря. Например, если речь идет о среднем образовании, то можно обратить внимание на специальность «Библиотековедение» (код 51.02.03). Для поступления в колледж достаточно аттестата об окончании 9 классов школы, абитуриенты отбираются по среднему баллу. Обучение длится от 2 до 5 лет в зависимости от года поступления и формы обучения (очной, заочной, вечерней).
В вузах для библиотекарей подходят специальности «Библиотечно-информационная деятельность» (код 51.03.06) и «Документоведение и архивоведение» (код 46.03.02). Для поступления необходимо сдавать ЕГЭ по русскому языку, литературе, истории, обществознании или иностранному языку. Обучение в очной форме длится 4 года, во всех остальных – 5 лет.
Как стать библиотекарем?
Библиотекари — работники, занимающиеся комплектованием фонда той или иной библиотеки. Они создают каталоги книг и других печатных изданий, заведуют справочно-информационными фондами. Также они ведут просветительскую работу среди людей, популяризируя разные книги и мотивируя население к чтению. Ну и конечно, библиотекарь — тот самый сотрудник, которого посетители всегда находят «на абонементе»: он выдаёт им книги и принимает их обратно, помогая в выборе нужной и интересной литературы.
Это непростая, но очень интересная профессия, обучиться которой сможет любой желающий. Главное — искренне любить книги и обладать определённым типом личности и характера.
Что нужно, чтобы стать библиотекарем?
Прежде всего, необходимо иметь представление о том, что такое библиотечное дело. Оно включает в себя несколько важных функций:
Библиотекарь регулярно следит за тем, в каком состоянии находится книжный фонд и обновляет его по мере необходимости.
Стать библиотекарем невозможно без знаний о том, какими бывают эти учреждения. В зависимости от личных склонностей и предпочтений человек может выбрать работы в одной из библиотек:
Люди, искренне любящие чтение, часто подумывают о том, чтобы приобрести профессию библиотекаря. Очевидно, что одной любви к книгам и знаний будет мало. Эта профессия требует определённых черт характера:
Больше всего профессия библиотекаря подходит людям, не стремящимся к постоянному движению и «экстремальным» ощущениям. Кстати, умение интенсивно общаться с людьми — навык, обязательный не для каждого представителя этой профессии. Например, можно получить учёную степень и устроиться на работу в библиотеку при высшем учебном заведении: там всегда спокойно, а коммуникативные навыки требуются самые простые.
Для того чтобы понять, сможете ли вы работать библиотекарем, рекомендуется лично побеседовать с людьми, работающими в этой сфере в течение многих лет. Они расскажут много интересного и поделятся личным опытом. Также опытные работники могут порекомендовать и учебное заведение, где вы сможете получить необходимое образование.
Как стать библиотекарем?
В зависимости от уровня и направления библиотеки можно закончить техникум (колледж) или ВУЗ. В среднем учебном заведении учащиеся получают специальность «Библиотечное дело» или «Библиотековедение». Поступить в колледж можно, окончив девять классов средней школы. Длительность учёбы составляет от двух до пяти лет и зависит от формы обучения, которую выбирает человек (очная, заочная или вечерняя).
В высших учебных заведениях есть специальность по библиотечно-информационной деятельности. Условия поступления здесь строже: необходима сдача ЕГЭ (русский язык, литература, история, обществоведение или иностранный язык на выбор). Длительность обучения составляет от четырёх до пяти лет.
Если вы твёрдо намерены стать библиотекарем по окончании обучения, надо стремиться к получению практического опыта работы ещё задолго до окончания колледжа или ВУЗа. Попытайтесь устроиться на работу в любую из подходящих библиотек. Кстати, многие учреждения часто берут студентов-практикантов. После практики многие из них имеют шансы остаться работать там постоянно.
Как стать библиотекарем без образования?
В крупных городах руководство библиотек более строго подходит к выбору сотрудников и требует от соискателей, как минимум, высшего или профессионального образования. Тем не менее, бывает так, что человеку просто повезло и он смог устроиться работать, не имея специальной подготовки. Особенно это актуально на периферии и в небольших районных библиотеках общего назначения. В таких случаях профессии обучают на месте, и если у работника есть способности и мотивация, он входит в курс дела быстро и с удовольствием.
Тем не менее, повышать профессиональный уровень не помешает никогда. Для тех, кому нравится профессия библиотекаря, могут идеально подойти курсы профессиональной переподготовки по библиотечному делу. Они длятся меньше, чем повторное обучение в вузе или колледже, а пройти их сейчас реально и в заочном порядке. Например, в Современной научно-технологической академии представлена образовательная программа по направлению «Библиотечное дело», которая реализуется с применением дистанционных образовательных технологий.
Библиотекарь. Серьезно?
В сфере профессий, как и во многих других сферах нашей жизни, прочно укоренились стереотипы. Определенный «имидж» есть у каждой профессии, а некоторые специальности и вовсе овеяны мифами с ног до головы. Одна из самых прозаичных и понятных профессий — библиотекарь, «человек, который выдает книги».
Подрастающему поколению профессия библиотекаря все чаще кажется устаревшей, неактуальной и мало востребованной. Главный аргумент в защиту этой версии — растущая популярность электронных книг и гаджетов, которые вытеснили с полок бумажные издания. Но значит ли это, что библиотеки утратили былую значимость, а профессионалы-библиотекари перестали быть востребованными в обществе?
На самом деле в XXI веке библиотеки как учреждения существенно изменились. Библиотека сегодня — это не просто место, где можно получить ту или иную книгу, а настоящий информационный центр, зачастую оснащенный по последнему слову техники. Профессия библиотекаря тоже меняется и развивается — сегодня помимо классической выдачи книг сотрудник библиотеки выполняют множество самых разных задач. Это высококвалифицированный специалист широкого профиля, работающий с информацией и информационными системами.
Образовательные учреждения, предлагающие обучение по специальностям «библиотековедение» и «библиотечное дело», сегодня готовят востребованных специалистов в области информационного менеджмента, аналитики, книгоиздательской и книготорговой деятельности. Отдельное направление деятельности библиотекарей — просветительская деятельность, повышение интереса к чтению, организация досуга и культурных мероприятий.
Как правило, профессия библиотекаря предполагает наличие высшего образования. Однако получить специальность «Библиотековедение» можно и в техникуме или колледже. Например, Гатчинский педагогический колледж им. К. Д. Ушинского предлагает обучение по ФГОС специальности «51.02.03 Библиотековедение».
Программа обучения рассчитана на 3 года 10 месяцев, по истечении которых выпускнику присваивается квалификация «Библиотекарь, специалист по информационным ресурсам». Областью профессиональной деятельности выпускников является организация работы библиотек всех видов, библиотечных систем, библиотечно-информационных центров, ведение библиотечно-библиографических и информационных процессов.
В рамках данной специальности студентов готовят к технологической деятельности (той самой работе с книгами), а также к организационно-управленческой, культурно-досуговой и информационно-аналитической деятельности. К последней — наиболее перспективной — относятся поиск, сбор и анализ информации, а также проектирование информационных систем организаций. Человек, получивший такое профильное образование, наверняка сможет найти применение своим знаниям и умениям в дальнейшей жизни. Сегодня выпускники библиотечных ВУЗов и колледжей работают не только в библиотеках, но и в архивах, музеях, редакциях и издательствах, в консалтинговых фирмах, аналитических службах и даже в PR-агентствах.
С чего начать знакомство с профессией молодому библиотекарю
Скорее всего, в наше время уже никто не думает, что библиотекарь — этот тот, кто весь день сидит в тихом читальном зале и читает книги в свое удовольствие.
На самом деле функционал сотрудников библиотеки огромен, и он может стать неожиданностью для неподготовленного молодого специалиста. Впервые придя на работу, он должен не только ознакомиться с большим объемом имеющейся литературы и удержать в голове принцип ее расстановки, но и запомнить выписываемые библиотекой периодические издания, особенности работы в АБИС и многое, многое другое. А ведь еще необходимо помочь посетителям найти ту самую книгу.
В статье ЛаЛаЛань расскажет, с чего начать знакомство с будущей профессией, как адаптироваться к неожиданной нагрузке и откуда черпать вдохновение молодому библиотекарю.
Необходимые качества для библиотекаря
Работа в библиотеке неразрывно связана с обработкой огромного объема информации. Современный библиотекарь — это и IT-специалист, и психолог, и администратор, и педагог, и историк, и актер, и литературовед, а иногда и дизайнер, и сценарист. Количество требуемых навыков и умений неисчерпаемо.
Однако, помимо этих дополнительных качеств, существуют и непосредственно профессиональные.
Библиотечное дело требует от сотрудника огромного количества знаний, навыков и компетенций. Получить их можно в соответствующем учебном заведении: в университете или профильном колледже.
Например, по специальности «Библиотековедение» можно пройти обучение в Московском гуманитарном колледже информационно-библиотечных технологий или Сахалинском колледже искусств. Поступить на специальность «Библиотечно-информационная деятельность» и «Документоведение и архивоведение» можно в один из следующих вузов:
Пройти дополнительное обучение можно, например, на Высших библиотечных курсах. Это платная форма переподготовки сотрудников библиотек с высшим небиблиотечным образованием. На курсах можно систематизировать и дополнить имеющиеся теоретические знания, а также получить практические навыки в области информатики и таких специальных дисциплин, как «Книговедение», «Библиографоведение» и другие.
Узнать на практике
Чуть выше ЛаЛаЛань подсказала, куда можно пойти учиться, если вы планируете работать в библиотеке. Однако не обязательно приходить в профессию только через соответствующее учебное заведение.
Многие становятся библиотекарями по разным причинам и часто без образования в области библиотечного дела: кто-то просто всю жизнь обожает книги, кто-то с рождения владеет бенгальским языком, а библиотеке срочно нужен такой специалист в отдел заведования бенгальской литературой, у кого-то библиотека рядом с домом — единственное перспективное место работы и так далее.
В этих и многих других невероятных случаях, когда профессиональный путь приводит нас в библиотеку, профильное образование менее важно, чем ваши личные качества, желание и готовность учиться новому. В библиотеке на практике можно изучить за полгода-год то, что некоторые узнают за 2–3 года в учебном заведении.
Разумеется, мы понимаем, что в одной статье невозможно отразить все тонкости работы библиотекарем, но надеемся, что нам удастся задать вектор для тех, кто ищет ответы на свои вопросы.
Итак, с чего можно начать будущему библиотекарю?
Познакомиться с терминами
В мире библиотечного дела — своя разветвленная система терминов, овладеть которой необходимо для профессионального общения с коллегами, посетителями и руководством.
Мы предлагаем вам для начала познакомиться со следующими терминами и понятиями.
Например, по периодичности издания делятся на:
В фонде библиотеки каждая книга промаркирована особым образом. У нее есть штемпель, инвентарный номер, и, возможно, RFID-метка. На переплете сверху и на обороте титульного листа располагается шифр. Например: 28.4 В 16.
В разных библиотеках срок, на который выдается книга, может отличаться, как и сами условия этой выдачи. Эти параметры разнятся в зависимости от ориентации на определенную группу читателей и профиля самой библиотеки. Кроме того, большинство современных библиотек оснащены RFID-технологией (что это такое и что общего у библиотеки и домофона, читайте в статье ЛаЛаЛани).
Это означает, что молодому специалисту необходимо изучить специфику работы с RFID-сканерами, научиться заполнять электронные формуляры и использовать ЭЧБ — электронные читательские билеты.
Поработать с посетителями
Несмотря на распространение электронных технологий и активно продвигающуюся вперед цифровизацию информации, в библиотеку приходят за тактильными ощущениями. А еще за живым, человеческим общением. Роль библиотеки в современном обществе не сводится к книгохранилищу, а библиотекарь уже давно занимается не только возвратом и выдачей книг.
Целевая аудитория библиотек различается, и это необходимо учитывать. Например, в университетскую библиотеку заходят студенты 17–30 лет и преподаватели, гораздо чаще они заинтересованы в учебной или научной литературе. А вот, например, в семейную муниципальную библиотеку приходят и мамы с детьми 3–5 лет, и подростки, и даже бабушки и дедушки, которые ищут интересный детектив на случай бессонницы. Для этих категорий библиотека — место проведения досуга и часто скорее духовного, чем информативного обогащения.
Для взаимодействия с такими посетителями пригодятся развитые коммуникативные навыки, умение подбодрить, заинтересовать, понять потребность читателя.
Пообщаться с коллегами
Наверное, один из самых быстрых и эффективных способов набраться опыта — обратиться к коллегам за советом, в котором они вам вряд ли откажут. Многие сотрудники работают на одном месте годами, оттачивая профессионализм, и даже просто наблюдение за их поведением на рабочем месте будет полезным и информативным.
Библиотекарь — яркий образ для художественной литературы и кинематографа. Свое искаженное прочтение он приобрел в прошлом веке, когда за библиотекарем закрепился совершенно неуместный образ возрастной женщины, шикающей на всех, кто говорит в читальном зале чуть громче, чем подобает. Однако и массовое увлечение чтением в советские годы прочно закрепило за библиотекарем образ компетентного, осведомленного и вдумчивого советчика, который всегда позволит читателю найти искомую книгу среди множества томов.
Разумеется, такой многогранный и неистощимый для интерпретаций образ не мог остаться незамеченным в художественной среде. Авторы подмечают исторические черты и их влияние на положение библиотеки в обществе, создают одни стереотипы о библиотечной среде и рушат другие. Библиотека и библиотекари встречаются в таких литературных произведениях, как: