зачем бог создал запретный плод
Тема: А зачем запретный плод?
Опции темы
А зачем запретный плод?
А почему? Все для комфортной жизни было, а стыда … не было?
На мой взгляд, все Богом было так создано, чтобы у человека не было повода грешить. Он жил в неведении, что есть грех. Для него не существовало ни добра, ни греха. Их просто не было, и узнать о них он не мог. Не с чем было сравнивать. (в Божьем мире – не все относительно).
Но смысл творения в том, чтобы создать Себе того, кто унаследует Божье всё. Того, кто не пустит в Царствие Небесное ничего «нечистого». Того, кто унаследует Божье всемогущество, Божью мудрость, вечность. И это творение, созданное Божьей любовью, Бога прославит! А иначе «по образу и подобию своему» зачем создавать?
Лишить человека свободной воли? Таких созданий полно… Служебные духи, ангелы. А созданный по образу Божьему должен, как Бог – творить! А это, без свободной воли, невозможно.
Не так все просто было …. Но у Бога все гениально, а все гениальное просто. Он не принудил человека повиноваться, хоть и мог бы. Он создал такие условия, что человек по своей воле согрешал бы. Это Бог посадил дерево с соблазнительными плодами. Это Бог послал змея. Причем послал к Еве, устойчивость которой, перед соблазном, была невелика. А Адам не мог устоять перед женой.
А, послушав Еву – узнал. Дерево познания добра и зла сработало. Но это знание, в сочетании с вечной жизнью (дерево жизни), сделало бы их с Евой такими же, как боги. А это, при их нежелании выполнять то, что говорит Бог, было недопустимо.
Вот почему и Ангел с огненным мечом. И Земля с ее искушениями и страданиями. И невозможность проникнуть в Царствие Небесное и вкусить от дерева жизни тем, кто на Земле не научился добровольно подчинять свою волю, воле Бога.
Что такое на самом деле запретный плод? За что адам и Ева были изгнаны из рая. Особая версия
Известно что зороастрийская Авеста старше Библии, также есть зороастрийские предания о первом мужчине и первой женщине, они гласят что когда у них родился первый ребёнок они не знали что с ним делать и съели его. Когда бог это увидел, он вселил в женщину материнскую любовь, чтобы этого не повторилось. Так что первый нарушенный запрет был людоедством. Видимо именно за поедание этого запретного плода Адам и Ева по христианской версии были изгнаны из рая. Также эту версию подтверждает ещё два факта. Во первых медики до сих пор называют рождающегося ребёнка плодом. Во вторых змей искуситель или дьявол известен во многих фольклорах как змея которая заползает в человека через рот и тот становится одержим. Но не это главное, главное то что змей-дьявол питается человеческой кровью. Т. е. он по сути людоед. И ведь именно он предложил Еве попробовать запретный плод и Адам эту инициативу поддержал.
По сути дьявол или змей это разновидность глиста питающегося человеческой кровью.
Как же задолбали эти альтернативщики.
Господь Бог заповедал человеку: «Можешь есть плоды с любого дерева в саду, но не ешь с дерева познания добра и зла, потому что в день, когда ты съешь с него, ты непременно умрешь».
Просто Бог знает, что когда вы съедите их, ваши глаза откроются, и вы станете как Бог, познав добро и зло.
Тогда женщина увидела, что плод дерева был хорош в пищу и приятен на вид, и что дерево было желанно, как источник мудрости; и она взяла один из плодов и съела. Она дала плод и мужу, который был с ней, и он ел его. Их глаза открылись, и они поняли, что наги, тогда они сшили себе повязки из листьев инжира.
Зачем они съели ребёнка? Голодали?
Воу воу какие темы пошли интересные
Билли, где пруфы? ссылки на тексты там..
В христианстве сказано: люди зохавали запретный плод Познания. Боги с этого неслабо очканули и сказали: «- Вот, теперь людишки стали как мы, знающие добро и зло. Хорошо ещё, что не зохавали и от Древа Жизни, а так бы получили бессмертие и стали бы равными нам!». То есть боги просто испугались конкуренции.
В Райском саду.
Короче, они потихоньку старились, седели и дряхлели.
Красотка
Управленцы
Котобиблия
Первородный грех
Зато он создал квокку
Прошу прощения за это — я умер на костюмированной вечеринке.
Сон купца
Творим историю, ю ноу
Этого хочет Бог
Фатальные трапезы
И сотворил Бог человека
О демонах и людях
Утром познав истину, вечером можно умереть. © Конфуций
Глава Велиара, в которой открывается истина.
Сидя на широком каменном своде, окаймляющем набережную реки, я жевал тост с сыром и куриной грудкой и пил кофе. Все это я наспех купил в кафе, что было расположено прямо у меня за спиной, явно не успевая пообедать, как полагается.
Глядя на размеренную водную гладь, я думал об устройстве мира, попеременно выстраивая речь перед акционерами по поводу оформления сделки с фармацевтической компанией. Мысли давались мне нелегко, я уже больше двух лет толком не отдыхал и мозг потихоньку плыл, подгоняемый лишь жизненными необходимостями.
Именно в тот день, на набережной, в конце лета, я повстречал того, кто захотел перевернуть мою историю. Хотя, вспоминая потом этот разговор, я неоднократно приходил к выводу, что эта линия уже была выстроена, что я попросту не мог бы поменять ее, даже если бы очень захотел.
Ведь именно в этот день я узнал, что не могу умереть.
Он подошел вкрадчиво, как кот подходит к столу, на котором лежит колбаса, манящая его обоняние к источнику вкусной еды.
Его меняющееся выражение лица имело в себе нечто притягательное, притом, что заставляло напрягаться. Я приметил также еще несколько интересных деталей его внешности. К примеру, у него не было одного глаза, он был явно искусственным, то ли деревянным, то ли стеклянным, но двигался он синхронно со вторым. Интересно, откуда оборванец нашел деньги на дорогостоящий протез?
Я проглотил кусок, не жуя и поставил кофе на ограждение, размышляя, как будет быстрее сообщить полиции о незнакомце, если он окажется ненормальным.
Я нервно сглотнул, уронив тост куда-то в реку и огромными глазами уставился на Парка, всем своим видом демонстрируя, что хочу услышать объяснения.
Парк насмешливо склонил голову и вновь оскалился, прилично нервируя меня. В принципе, я уже был готов просто бежать без оглядки.
Парк снял кепку и положил ее рядом с собой, обнажив странные рыже-белые волосы, цвет которых то ли действительно менялся, то ли попросту солнце так издевалось над ними.
— Дело в том, что я не случайно подошел к тебе, многоуважаемый Велиар, меня послал к тебе тот самый, властелин жизни человеческой.
Как я ни пытался переварить все сказанное, мне это казалось всего лишь бессвязной ахинеей, не говоря уже о том, что я вообще не понимал, разговаривает ли он со мной, или ведет беседу с воображаемым другом.
Однако, Парк явно планировал разговор со мною, так как немедленно повернулся и умудрился продемонстрировать около двенадцати разных гримас за две секунды, из-за чего я вновь нервно сглотнул.
Я осторожно отсел от субъекта на пару сантиметров. Да, он определенно ненормальный. Еще чуть-чуть и заговорит про какой-нибудь миф, назвав себя Геркулесом или даже Платоном.
Парк повернулся ко мне, весело щурясь.
Пока сумасшедший мечтательно вздыхал, говоря о чем-то только ему одному известном, я потихоньку пятился, размышляя о побеге от ненужной беседы.
Мимикрия Парка тут же вернулась к нему.
Парк немного помолчал, раскачиваясь из стороны в сторону. Я же быстро перепрыгнул ограждение и направился к месту работы, уже пытаясь стереть этот странный инцидент из головы.
Я застыл на месте. Про пылесос-то ему откуда знать? Я и сам решил это только пару часов назад. Даже разговоров таких не вел. Я обернулся, чтобы потребовать ответа, но на набережной уже было пусто. Парк не мог так быстро убежать. Что же за чертовщина.
Я не мог сосредоточиться на работе. Как я ни пытался убрать из головы обеденный инцидент, он преследовал меня, как собака преследует автомобиль.
Даже выступая перед собранием акционеров, все время вспоминалась то потрёпанная кепка, то кривляющееся лицо странного субъекта.
Меня вывел из ступора директор.
Я машинально заглянул в них. Клятое АО «ДелегФарм», черт его возьми! И катетеры. Все угадал, сумасброд.
Это уже ровно ни в какие ворота не лезло. Шпион, конкурент? Кто он?
Машинально двигаясь, я сбросил документы в кабинет и покинул офис. Кажется, немного раньше, чем планировалось, но все равно сегодня я уже был не в состоянии работать. Мне все время мерещилась кепка.
Не помню, как попал в этот магазин, но, очнулся я, когда нуднейший продавец в мире пытался мне втолковать преимущества обладания каким-то якобы волшебным пылесосом.
Я вздрогнул и оглянулся.
Проклятый сумасшедший, он действительно караулил меня а этом магазине. Почему я вообще сюда пришел? Неужто гипноз?
А то, что продавец завирался, я и сам знал. С детства у меня была особенность: я мог чувствовать, когда человек говорит мне неправду, в то время как сам мог врать похлеще бывалого игрока в покер.
Я проигнорировал как Парка, так и надоедливого продавца. Схватив понравившийся товар, я направился к кассе, старательно избегая контакта с Парком, что плелся за мной по пятам, натыкаясь на людей, чем приводил их в недоумение, почему-то.
На кассе Парк вновь заговорил со мной.
Парк закатил глаза.
— Вот скажи мне. Неужто у тебя никогда, ну вот прям ни-ко-гда не возникало в этой жизни чувство, что ты. Как бы это сказать. Не совсем человек?
Я досадливо глянул на надоедливого субъекта.
— Не возникало и возникать не будет, оставь меня уже в покое!
Женщина, стоявшая в очереди справа, обеспокоено глянула в мою сторону.
Я посмотрел в сторону Парка и нахмурился.
Он смотрел на меня скалящейся ухмылкой.
Я продолжал недоумевающе смотреть на него.
— Я говорил тебе, люди не могут меня увидеть. Бросай уже этот пылесос и пойдем.
Я с громким стуком уронил пылесос и последовал за ним. Происходило нечто, не вписывающееся в рамки нормального, скорее, сверхъестественное. Конечно, логичнее было бы игнорировать его, но. В общем, я не знаю, о чем думал, когда шел за ним. Но я уже шел, что попишешь.
Мы пришли в какую то глухую подворотню за гаражами, пропахшую мочой и тухлыми помидорами, попутно я удивился, что таковые еще остались при столько активной застройке города.
Парк насмешливо гримасничал.
— А ты еще не догадался?
Парк вдруг схватил себя за лицо и сдернул его. Вот просто сдернул! Под ним я увидел странную картину. Его мышцы лица образовывали причудливые нити из различных материалов, он будто сам состоял из нитей. Нити эти шевелились, вызывая причудливые мимические движения на лице. Парк надел лицо обратно.
Я, широко раскрытыми глазами на Парка, уселся прямо на грязную землю. Парк, впрочем, явно не отличаясь брезгливостью, последовал за мной.
Я уже устал удивляться, я просто хотел понять, что происходит.
— Меня зовут Парк, как я уже сказал. Среди многих культур я известен, как повелитель судьбы человеческой. Демон, бог, сущность и много других названий дают нам люди, даже не догадываясь, что суть остается той же. Разница лишь в их отношении к нам.
Я обхватил руками голову.
— Чего-о-о?! И вы что, действительно думаете, что так уничтожите веру в бога?
Парк посмотрел на меня с искренним удивлением.
Я сидел, нахмурившись.
Парк ухмыльнулся, обнажив сиреневые зубы.
— А это уже твое дело.
Лицо Парка вновь застыло, не отображая эмоций.
— Ну да. Атеистов с каждым днём всё больше, вот вам и понадобилось обновление, да?
Парк расхохотался в голос.
— Братец мой, атеистов среди людей меньше одного процента! Уж поверь!
— Да ладно. Взять хоть те же соцсети, там богов и религии уже так ругают и поносят, что люди и сами потихоньку убьют церкви.
Меня пробирал дикий интерес. Удивление и шок ушли, уступив дорогу любопытству и заинтересованности.
Парк указал пальцем на землю.
— Догмат о том, что будет все дано по вере, неизменен. Они попросту исчезнут, и все. Они не смогут более жить на земле, как и не смогут быть сущностями. Их просто не станет.
Парк с досадой посмотрел на меня.
— Много вопросов, братец. А ответы у тебя итак есть. В общем, я должен объяснить тебе несколько правил, которыми будет сковываться твоя задача. Правило первое: что бы ты не делал, люди не должны узнать, кто ты и что ты. Если ты творишь какое-то чудо, очевидцев не должно быть более сотни, не должно быть ни одной фотографии, видеозаписи и других материалов, однозначно подтверждающих наличие сущностей на планете.
— Точно! Делать ты можешь, но так, чтобы у человечества оставались громадные сомнения насчет правдивости всего этого. На их вере основано существование нас, так что, раскрываться им мы не можем. Второе правило: ты не должен открывать человеку Истину, ни в коем случае.
— Какую такую истину?
Парк выжидающе смотрел на меня. Я искренне задумался.
— Так, ну. Не светиться слишком сильно, не рассказывать об Истине, не трогать не заслуживших, не идти против высших демонов и не каверкать правила в свою пользу. Ничего не упустил?
Я сидел, криво улыбаясь собственным мыслям. У меня уже возникло несколько идей.
Все, что было ранее важно, теперь стало несущественным. Теперь у меня были более важные цели. Теперь, я был мертв, как человек, но родился, как благостный демон.
Загадки Библии. Какой фрукт искусил Еву в раю?
Так же думал и автор этой статьи до тех пор, пока не побывал близко от тех мест, где формировались тексты Ветхого Завета. Неоднократно посетив Египет, автор убедился в том, что в районе Восточного Средиземноморья, в Палестине, в Междуречье Тигра и Евфрата, там, где находился библейский рай, яблони не произрастают. Следовательно, плод этого дерева не мог быть прообразом библейского плода от райского дерева добра и зла.
Для тех, кто еще не читал или забыл этот сюжет Ветхого Завета, кратко напомним его содержание.
Какой фрукт искусил Еву в раю?
Сценарий дальнейших событий хорошо известен. Бог определил виновным справедливое наказание и изгнал прародителей из Рая, поставив херувима с пламенным мечом охранять путь к древу жизни (книга Бытия, гл. 3).
Еще в советские годы мне пришлось посетить Болгарию в качестве гостя министра культуры. Во время той интересной поездки меня завезли в древний Бачковский монастырь, расположенный в горах на юге страны. Показывая монастырский комплекс, экскурсовод остановился возле дерева, растущего в центре монастырского двора. Согласно монастырскому преданию, сказал гид, это дерево, точнее не оно, а его предок был вывезен крестоносцами из Святой Земли, и оно является потомком райского дерева, упомянутого в Библии. Оставим достоверность этой версии на совести экскурсовода. Возможно, она рассчитана на иностранных туристов, посещающих Бачковский монастырь. Я пытался определить породу этого дерева, но из-за отсутствия листов сделать этого не мог. В монастырском киоске с сувенирами мое внимание привлекли замороженные фрукты, напоминающие хурму. Продавец сказал, что они выросли на райском дереве, стоящем в центре монастырского двора.
Это был первый шаг к разгадке тайны райского дерева добра и зла.
Разгадка пришла позже и весьма неожиданно. Во время очередной поездки в Египет (Каир) я пошел посмотреть на экзотику восточного базара. В одном из переулочков огромного шумного рынка я обратил внимание на горку незнакомых мне фруктов, возле которых сидел пожилой египтянин. Я обратился к нему по-немецки, который знают там люди старшего поколения, как называется его товар. Почувствовав мой интерес к его фруктам, с восточным темпераментом и манерой зазывать покупателей, он завел со мной разговор. Он сказал, что его фрукты называют райские яблоки, аналогичные тем, что искусили Еву в Раю. Они были ярко красные, очень красивые, но, конечно, не яблоки. После ряда вопросов с моей стороны (араб плохо знал разговорный немецкий язык), я все же добился от него определенного ответа. Продавец сказал, что он продает редкий сорт хурмы, который произрастает в районе Восточного Средиземноморья. В заключение нашего разговора он подарил мне несколько плодов райского дерева, которые я с большим удовольствием съел в гостинице. Они оказались действительно очень вкусными.
По- видимому, загадка Библии прояснилась. Праобразом райского дерева мог быть один из местных сортов хурмы (латинское название – Diospuros). В настоящее время насчитывается до 200 сортов этого субтропического дерева. Те фрукты, которые я увидал на базаре, вполне соответствовали описанию плодов райского дерева, сохранившемуся в Библии. Они были ровно окрашены темно красным цветом, очень вкусные, по форме напоминали контуры червей на игральных картах. Отличие плодов райского дерева, которые искусили Еву от обычной хурмы, заключалось в том, что, попробовав подаренное мне, я не познал восточный вариант добра и зла. Следует отметить еще один аспект изучения загадки райского дерева. В Ветхом и Новом заветах упоминаются многочисленные названия животных и растений. Но дерево добра и зла не получил ботанического названия, Почему образ райского дерева трансформировался в бытовом сознании в яблоню?
По-видимому, такая идентификация была не случайна.
В период Средневековья европейцы не знали плоды хурмы, так как они не сохраняются при длительной транспортировке. Даже в южных районах континента она не культивировалась. Красивая, красная древесина хурмы в настоящее время применяется в мебельном производстве и при изготовлении музыкальных инструментов. Однако известно, что в Европе с красным деревом махагона из Южной Америки мастера познакомились только в конце ХVII в.
Наиболее близким к райскому дереву в представлении средневековых европейцев могло быть только яблочное дерево.
По-видимому, в итогах этих причин произошло смещение понятий, и теперь в массовом сознании возник образ Евы, вкусившей в Раю райские яблоки, которые привели ее к грехопадению. Любимые нами яблоки в этом не повинны.
Что такое древо познания добра и зла?
В Раю было много различных деревьев, но посреди его росли два особенных: древо жизни и древо познания добра и зла. От одного из них, а именно от древа познания добра и зла, Господь запретил Адаму вкушать плодов. Относительно другого древа – древа жизни – запрета не было. О древе жизни святитель Филарет пишет: «Оное было между древами райскими то, что человек между животными, что солнце между планетами. Плоды райских древ служили для питания, плод древа жизни – для здравия. Те могли восполнять в теле недостаток, производимый движением, а сей, приводя его силы в одинаковое всегда равновесие, сохранял в нем способность жить во век».
Что же касается понимания того, чем являлось древо познания добра и зла, и отношения последнего к проблеме грехопадения, то здесь существует настоящая неразбериха даже в современном «школьном богословии». Некоторые полагают, что до грехопадения люди не различали понятий добра и зла, и в соответствии с этим утверждают, что была даже некая объективная необходимость грехопадения: якобы у людей должен был расшириться этический кругозор. Другие говорят, что суть греха в том, что Адам и Ева стали жить плотской (сексуальной) жизнью. Но мы читали в Библии, что Бог заповедал первому человеку плодиться, размножаться и населять землю.
Так что же представляет собою древо познания добра и зла? В чем суть той трагедии, которую мы называем грехопадением?
Древо познания добра и зла символизировало собою, а точнее – реально представляло – право и приоритет Бога решать вместо человека и за человека – что такое добро и зло.
Иными словами, до грехопадения человек пребывал в свете Божественного видения этих разностей – добра и зла. Зло уже существовало в мире в лице падшего ангела, да и не одного только: диавол увлек за собою огромное количество некогда светлых духов. (Некоторые святые Отцы утверждали, что Господь для того и создал человека, чтобы восполнить число отпавших небожителей). Нет сомнения, что Адам, который давал имена первозданным животным, знал, что такое добро и зло. Святитель Иоанн Златоуст рассуждает по этому поводу так:
«Многие любители споров дерзают говорить, что Адам после вкушения от древа получил способность различать добро и зло. Думать так было бы крайне безумно. Чтобы никто не мог говорить так, для этого мы, предвидя это, недавно столько рассуждали о данной Богом человеку мудрости, доказывая ее наречением имен, какие он дал всем зверям, и птицам, и бессловесным животным, и тем, что сверх этой высокой мудрости он удостоился еще и пророческого дара. Как тот, кто дал имена и изрек такое чудное пророчество о жене, мог не знать, что хорошо, а что худо? Если мы допустим это (чего да не будет!), то произнесем хулу на Создателя. Как Он давал заповедь тому, кто не знал, что преступление есть зло? Это не так, напротив, он ясно знал это. Поэтому изначала Бог создал это животное (человека) самовластным, иначе не следовало бы его наказывать за преступление заповеди, награждать за ее соблюдение».
Так в чем же заключается грехопадение? Прежде всего, в том, что человек присваивает себе не принадлежащее ему право решать, что такое добро и зло, то есть узурпирует право Божественное, становится на путь диавола: пытается сделать себя равным Богу.
И современный мир, стремясь к полной секуляризации, на каждом диавольском витке отхода от Церкви снова и снова повторяет акт грехопадения.
Возможно, кто-то возразит: если древо познания добра и зла представляло собой опасность такого искушения для человека, то почему Господь Бог не убрал его за пределы Рая, не поместил вне досягаемости для людей?
Но Господь сотворил человека по образу Своему, наделив его особым даром – свободной волей. Человек с самого начала – свободное существо, он сам должен был сделать свой выбор.
«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт.3:6). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Жена по обольщении змием подумала сама про себя: если дерево и хорошо на вкус, и может так услаждать взор, и есть в нем некоторая невыразимая красота, да и вкушение от него доставит нам высочайшую честь, то почему же нам не вкусить от него?» Из этой мысли святителя мы видим, что Ева не отдает себе отчета в том, что, вкушая от этого дерева, она бросает вызов Творцу, отрекается от Господа. Она доверяет змею больше, чем Богу. Что же происходит с Евой?
Первая похоть – это похоть чрева: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи…» Человек страстно желает всем обладать, все иметь вокруг себя или в самом себе. Но раз и навсегда мы должны запомнить, что единственный собственник во Вселенной – это Господь Бог. Все, что мы имеем, мы имеем из Его рук. Нам на земле ничего не принадлежит, мы только пользуемся не принадлежащими нам благами.
Существуют три различных юридических понятия: собственник, владелец, распорядитель. Два последних – меньшие первого. Человек может обладать только этими правами: он может быть лишь владельцем и распорядителем имущества по милости или попущению Бога – Творца и Собственника всего тварного мира.
Человек даже по своему физическому устроению не может обладать всем. Некоторые люди собирают себе такие сокровища, такие богатства, что можно подумать, будто они собираются жить не одну, не две, а несколько десятков жизней. Где-то я прочитал, что жена Рокфеллера, когда умирала, попросила принести свое любимое платье и так вцепилась в него руками, что после ее смерти пришлось ножницами вырезать его по кускам. Женщина, имевшая огромное состояние, уносит с собой из этой жизни только маленький кусочек материи! Воистину, человек приходит в этот мир нагим, нагим и уходит. Вот фундаментальная истина – все принадлежит Богу!
Вторая похоть – это похоть очей. «Оно приятно для глаз…» – говорится далее о дереве. Это – очень опасная похоть! Взор человека постоянно блуждает то в одном, то в другом направлении. Диавол знает об этом.
Сейчас в Москве, да и в других российских городах, мы видим огромное количество рекламных объявлений, рассчитанных именно на эту особенность человека, на эту его похоть. Идя по улице, человек видит на рекламах обнаженные тела, читает разные призывы, например, такие: «Приходи вместе с нами на стадион. Там мы будем молиться, прославлять Бога, и ты уйдешь оттуда совершенно здоровым!» И рядом фотографии счастливых, здоровых молодых людей. Рядом – следующий призыв: «Сегодня ты можешь спастись только у нас!»…
Высшее предназначение человека – это его об́ожение. Сам Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди сказал: «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48).
И человек действительно призван к тому, чтобы восходить к полноте подобия Божия: ведь и создан он по образу и подобию своего Творца. Но диавол всегда предлагает нам форсировать этот естественный процесс. Если хотите, диавол – это первый революционер-диссидент, который предлагает с помощью каких-то резких телодвижений, «решительного выбора», скачков добиться именно той цели, к которой человек стремится по своей природе. Человек всю жизнь стремится к тому, чтобы уподобиться Господу, а диавол предлагает ему немедленный результат. Вдумайтесь только, что говорят нам современные сектанты в своих еретических проповедях. (Хотя лучше, конечно, если это возможно, их совсем не слушать: мы не должны слушать ересь). Они, например, постоянно говорят так: если вы хотите спастись, то можете сделать это немедленно. Спасение даруется в их «церкви» прямо сейчас, сегодня! Если у вас есть какие-то духовные проблемы, то они тотчас берутся их разрешить. «Ноу проблем» – нет проблем – это девиз большинства сектантов, главный принцип протестантской религиозной жизни.
В действительности же, человек, общаясь с еретиками, теряет свое спасение. Он теряет и свое здоровье: и физическое, и духовное. Но самое страшное – он теряет благодать!
Сегодня лукавый всеми силами пытается завлечь нас в различные партии, ложи и секты. Еретики, язычники прямо говорят: если придешь в нашу секту – спасешь не только себя, но и свою семью, весь свой род. Так и в беседе с Евой лукавый предлагал «спасение» как бы всей семье первого человека, используя множественное число: «вы», «как боги» и т. д.
Очень часто, когда люди впадают в те или иные заблуждения, им кажется, что это – путь «просветления», что та или иная религиозная практика приближает их к Богу, делает их богоподобными. Таким людям представляется, что какие-то упражнения, медитации, чтение различных книг могут обогатить их внутренний мир, спасти их семью. Они даже не подозревают, какая ужасающая бездна скрывается за словами: «религиозное возрождение», «пробуждение сознания», «открытие чакр», «пробуждение кундалини» и многими другими, которыми совращают нас современные язычники.
Лжеименное знание – это серьезная проблема, проблема многих так называемых интеллигентных людей. Интеллигентность – это какое-то скользкое, я бы даже сказал, гадкое, слово, смысл которого мало кому понятен. Однажды один «интеллигент» так объяснил мне его: быть интеллигентным – значит в чем-то быть профессионалом, а обо всем остальном знать понемногу. Современный человек хочет знать все! Ему хочется почитать и Библию, и Бхагавадгиту. И многое-многое другое… Мне часто приходится посещать наших прихожан, которые приглашают меня освятить их жилище или совершить какой-то молебен на дому, причастить болящего. И я невольно поражаюсь обилию и разнородности книг, которые находятся в православных домах: рядом с Библией стоят Коран, Бхагавадгита, Агни-Йога, иудейские книги… Наличие такого набора было бы объяснимо в квартире православного миссионера, который должен изучать все это, чтобы помочь людям отойти от тех или иных заблуждений. Но когда простой мирянин, не имеющий на то особого благословения, читает все подряд – это очень опасно. Работая с людьми, оказавшимися в различных сектах, я обнаружил определенную закономерность. Например, если человек зачитывался книгами Блаватской, Рерихов, то он оказывался потом втянутым в секту «Аум Синрикё» или «Харе Кришна». Если человек злоупотреблял трудами таких «богословов», как о. Павел Флоренский или о. Сергий Булгаков, то он попадал в «Богородичный центр». Если чрезмерно увлекался книгами философов Владимира Соловьева, Трубецкого, Волконского, то мог оказаться среди униатов или русских католиков. Перефразируя известную пословицу, можно сказать так: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, в какой секте ты можешь оказаться». В этом нет ничего удивительного! Лжеименные знания, вредные знания уводят человека из Церкви и наносят непоправимый вред его душе.
Как-то я спросил одного знакомого – зачем ему все эти книги? Он ответил, что, как человек интеллигентный, он должен знать всё. Когда мы затем стали с ним беседовать, то я вдруг почувствовал, что книги эти лежат в его доме вовсе не мертвым грузом: хотя он и считал себя православным, у него были серьезные заблуждения!
Действительно, человек не может знать всего, не может обладать всеми знаниями. Если ты исповедуешь, что Православная вера – единственная истинная вера, что Православная Церковь – та самая Церковь, о которой Господь сказал: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18), то это значит, что на первом месте в твоем доме должны быть книги православные. Вспомните, что сказано в Деяниях Апостолов о том, как поступили люди, занимавшиеся прежде магией, а потом обратившиеся в христианскую веру: они собрали все свои колдовские книги и сожгли их. Тогда нашлись даже такие, кто подсчитал, сколько можно было бы выручить денег за эти книги, если бы не сжечь, а продать их. Но они не могли ни продать их, ни передать другим. Они их сожгли: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собравши книги свои, сожгли пред всеми и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (Деян.19:18-20).
Так должны поступать с еретической литературой и мы: или передавать ее тем православным священнослужителям, которые изучают ереси, или сжигать, чтобы зараза эта не пристала к кому-нибудь из наших родных и близких, не смогла оказать своего разрушительного влияния на других людей и погубить человеческие души.
В Требнике мы находим вопросы, которые священник должен задавать на исповеди. Среди них есть один, очень важный, вопрос: «Рцы ми, чадо, не был ли еси еретик или отступник, не держался ли еси с ними их капища, посещая, поучения слушая или книги их прочитывая?» Если человек так или иначе виновен в этом, то это – грех, в котором ему надо исповедаться. Апостольские правила, правила Вселенских и Поместных Соборов запрещают православным христианам посещать синагоги, еретические собрания, слушать поучения еретиков, читать их книги… И если мы считаем себя православными, то мы должны твердо и решительно удаляться от лжеименных знаний: еретических и языческих.
Когда праматерь наша Ева прельстилась, она ела сама и «дала также мужу своему, и он ел». Мы уже говорили, что если ересь, грех или что иное, происходящее от диавола, касается нас, то через нас оно затрагивает и наших близких, и наши семьи. Ева согрешила сама, поверив змею больше, чем Богу, и ввергает в этот грех своего мужа.
Диавол никогда не довольствуется только твоей душой, но использует ее для воздействия и на окружающих тебя людей. Если ты грешишь, то не думай, что это – твое личное дело. Как спасение одного человека имеет значение для многих, так и грех одного человека – касается множества людей. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя». Доброе, благодатное духовное состояние одного христианина распространяется на многих людей. Так же и грех: появившись в сердце одного человека, он заражает все большее и большее число окружающих.
Иногда люди не могут понять: почему предприятие, на котором они работают, находится в таком бедственном положении, хотя бы и не было тому видимых причин; почему отношения в коллективе все время остаются натянутыми и «взрывоопасными». Вероятнее всего, объяснение здесь одно: жизнь людей отравляют нераскаянные грехи – их грехи и грехи тех, кто их окружает. Так было и во дни Израиля, так происходит и сейчас. Когда сыны израильские стали блудодействовать с иноплеменницами, то бедствиям, наказанию Божию подвергался весь народ. Это происходило до тех пор, пока Финеес, благочестивый воин, не пронзил блудников копьем прямо во время их блудодеяния. И тогда прекратился гнев Господень (Чис.25:7-11). В Священном Писании сказано: «…Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» (Исх.20:5). Вот как далеко распространяется тлетворное, зловонное действие греха даже одного человека! И когда люди недоумевают, почему их дети рождаются больными, калеками, полуживыми, – им следует напомнить об этом. Значит, был у них самих или в их роду нераскаянный, не исповеданный грех.
Недавно мне довелось посетить интернат для слаборазвитых детей, детей с атрофированными конечностями, которые ползли нам навстречу за рождественскими подарками. И когда я спрашивал, чьи это дети, то мне отвечали: сын алкоголика, сын наркомана и так далее…
Грех – это не твое личное дело. И когда Церковь призывает: «Не греши, старайся исправиться», – то имеет в виду следующее: если изменишься ты сам, то и все вокруг тебя изменится. Если не можешь уладить какие-то семейные конфликты – иди в храм, иди на исповедь, расскажи священнику о своих проблемах! Это и будет самая лучшая помощь, которую ты можешь оказать своим близким, своей семье.
Ева сорвала запретный плод и ела, и зараза греха передалась и ее мужу. Она дала ему, и он тоже ел. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт.3:7).
Святитель Иоанн Златоуст восклицает по этому поводу:
«Смотри, из какой славы и в какое унижение низверглись они! Те, которые доселе жили, как земные ангелы, изобретают себе одежду из листьев. Таково зло – грех. Он не только лишает нас вышнего благоволения, но и ввергает в великий стыд и унижение, похищает у нас те блага, которыми обладаем, отнимает всякое дерзновение».
Непередаваемый стыд и великий ужас овладели сердцами наших прародителей, Адама и Евы; они поняли, что произошло нечто непоправимое – то, чего своими силами они исправить уже не смогут. Так даже в самом падшем, в самом греховном состоянии, в котором только может оказаться человек, голос совести, голос Божий, который живет в каждом из нас, до конца не умолкает, но продолжает звучать.
В Бутырской тюрьме и в некоторых других местах заключения мне приходилось встречаться с людьми, совершившими особо тяжкие преступления. И когда я спрашивал, например, у вора: «Воровство – это грех?», – он отвечал: «Да». У убийцы я спрашивал: «Убийство – это грех?», у блудника: «Разврат – это грех?», – и все мне отвечали: «Да». Оказывается, каждому человеку известно, что такое грех, потому что Закон Божий написан в сердце каждого человека. В Послании апостола Павла к Римлянам сказано: «…Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:14-15).
Немецкий философ Кант говорил: «Больше всего меня поражают и заставляют верить в Бога две вещи – звездное небо над головой и нравственный закон во мне».
…И вот, глаза прародителей открылись: они поняли, что наги. Что же они могут сделать теперь? Как им избавиться от этой ужаснувшей их наготы, от своей греховности?!
Однажды ученики, беседуя с Господом Иисусом, спросили Его: «кто же может спастись?» И услышали в ответ: «…человекам это невозможно, но не Богу: ибо все возможно Богу» (Мк.10:27).
То есть, тогда когда в своей жизни мы восстановим приоритеты и права Бога, решать вместо человека и за человека что такое добро и зло, то есть, подчинимся Воли создавшего нас, тогда Он и может начать дело нашего спасения.
Читаем: «Ныне не будьте жестоковыйны, как отцы ваши, покоритесь Господу и приходите во святилище Его, которое Он освятил навек; и служите Господу Богу вашему, и Он отвратит от вас пламень гнева Своего. Когда вы обратитесь к Господу, тогда братья ваши и дети ваши [будут] в милости у пленивших их и возвратятся в землю сию, ибо благ и милосерд Господь Бог ваш и не отвратит лица от вас, если вы обратитесь к Нему» (2Пар.30:8-9).