зачем бог создал зло

Почему Бог создал зло?

Профессор в университете задал своим студентам такой вопрос:

— Всё, что существует, создано Богом?

Один студент смело ответил:

— Да, создано Богом.
— Бог создал всё? — спросил профессор.
— Да, сэр — ответил студент.

— Если Бог создал всё, значит Бог создал зло, раз оно существует. И согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит Бог есть зло.

Студент притих, услышав такой ответ. Профессор был очень доволен собой. Он похвалился студентам, что он ещё раз доказал, что вера в Бога — это миф.

Ещё один студент поднял руку и сказал:

— Могу я задать вам вопрос, профессор?
— Конечно, — ответил профессор.

Студент поднялся и спросил:

— Профессор, холод существует?
— Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно?

Студенты засмеялись над вопросом молодого человека. Молодой человек ответил:

— На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом, в действительности является отсутствием тепла. Человек или предмет можно изучить на предмет того, имеет ли он или передаёт энергию.

Абсолютный ноль (-460 градусов по Фаренгейту) есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре. Холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла.

— Профессор, темнота существует?
— Конечно, существует.
— Вы опять неправы, сэр. Темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в мир темноты и осветить его. Как вы можете узнать, насколько тёмным является какое-либо пространство? Вы измеряете, какое количество света представлено. Не так ли? Темнота это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света.

В конце концов, молодой человек спросил профессора:

— Сэр, зло существует?

На этот раз неуверенно, профессор ответил:

— Конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилия по всему миру. Эти примеры являются не чем иным как проявлением зла.

На это студент ответил:

— Зла не существует, сэр, или, по крайней мере, его не существует для него самого. Зло это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод — слово, созданное человеком чтобы описать отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло это не вера или любовь, которые существуют как свет и тепло. Зло — это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света.

Имя студента было — Альберт Эйнштейн…

Новое видео:

Источник

Почему Бог допускает зло (+ВИДЕО)

Беседы на книгу Бытия. 3:1-9

Как Библия объясняет причину отпадения сатаны от Бога? Почему именно в виде змея является Еве диавол? В чем подвох его вопросов? Почему всевидящий Бог спрашивает Адама: «Где ты?» Рассказывает Андрей Иванович Солодков.

Здравствуйте, уважаемые читатели и зрители портала «Православие.ру»! На прошлых наших встречах мы рассмотрели 1-ю и 2-ю главы Книги Бытия и говорили от том, что Бог творил человека особым образом, отличным от того, как Он творил мир; о том, как были сотворены муж и жена; рассмотрели вопрос о сотворении души человека и разобрали некоторые заблуждения, связанные с неправильным прочтением и восприятием Священного Писания, уводящие человека от пути спасения.

Сегодняшняя тема – очень важная и серьезная, непростая для понимания многих: почему же Бог допускает зло, если Он добро и любовь? Почему, если Бог всё так прекрасно сотворил, как сказано: «весьма хорошо», – а в мире существует зло? почему Бог не наведет порядок? и вообще откуда зло в человеке, откуда в нем зависть, гнев, злоба, ненависть? Об этом сказано в 3-й главе Книги Бытия.

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3: 1– 5).

Но прежде, чем комментировать эти стихи, нужно вспомнить следующее: в Книге пророка Иезекииля, в главе 28, сказано о причинах происхождения зла как такового. Там говорится, что до того, как зло проникло на землю, конфликт разразился на небе. И, как сказано об этом в других книгах Священного Писания, например в Откровении, диавол – сатана (а «сатанос» переводится как «противник») – первый отпал от Бога, и треть ангелов, которые были доверчивы, которые не знали еще, что такое ложь во вселенной, поверили ему, когда он клеветал на Бога, говоря, что Бог – тиран, что Он не дает небожителям свободы и людям, которых Он сотворил, тоже не дает свободы, всячески ее ограничивая. Диавол, сатана – противник – восстал против Бога. Иносказательно этот текст относится к одному из царей ветхозаветного мира.

зачем бог создал зло. Смотреть фото зачем бог создал зло. Смотреть картинку зачем бог создал зло. Картинка про зачем бог создал зло. Фото зачем бог создал зло

Божественное откровение – Библия – рассказывает нам о том, что Люцифер был помазанником, самым красивым, самым величественным из ангелов, ему Бог доверил большие полномочия, он был, как сейчас бы сказали, первым среди первых. И вот что написано о причине беззакония, о тайне беззакония, которое произошло на небесах:

«Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез. 28: 14–15).

Возникает вопрос: откуда же нашлось это беззаконие в херувиме, которого сотворил Бог? Ответ – ниже, в стихе 17:

Причина беззакония в том, что «от красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия ты погубил мудрость твою»

«От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор» (Иез. 28: 17).

Мы видим, что причина беззакония в том, что «от красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия ты погубил мудрость твою». То есть причина беззакония – это самолюбование, чего в полной мере хватает в нашем сегодняшнем мире. Чем бы мы ни занимались, это состояние мы уже не считаем за грех: «Я самый лучший, я самый красивый… Все, конечно, тоже симпатичные, но я – лучше всех». После отпадения человека от Бога, как мы увидим далее, это состояние передается как порча от первых людей всем человекам. Вот тайна человеческого греха и беззакония. Так и сказано: «от красоты твоей возгордилось сердце твое».

Мне хочется тут вспомнить о святом мученике Христофоре, память которого Церковь чтит в один день со святителем Николаем Чудотворцем – 9/22 мая. Житие Христофора очень короткое, но о многом говорит. Христофор был очень красив лицом и высок ростом. И, представьте себе, он всю жизнь молил Бога, чтобы Он отнял у него его красоту! Для нас это совершенно непонятно. Как так?! Наоборот, нужно молиться о другом – как говорил философ Владимир Соловьев, «чтобы быть принятым, нужно быть приятным». Вот аксиома сегодняшнего мира. Но тот человек, святой мученик Христофор, наоборот, молился, чтобы не быть приятным. Почему? Потому что видел: самолюбование и самообольщение уводит его от пути спасения. Этот человек очень внимательно относился к своему внутреннему миру, к состоянию своего сердца, своей бессмертной души. Это истинный пример, достойный подражания: молиться об отнятии всего того, что уводит нас от пути спасения, несмотря на то, что это приносит нам мнимую пользу и благополучие в этом временном мире. Такая молитва станет возможна только тогда, когда мы будем внимательны к своему внутреннему миру – только тогда мы узнаем, что для нас полезно, а что нет (ср.: Рим. 12: 2).

Так что причина беззакония, как сказано у пророка Иезекииля, кроется в самолюбовании. К слову, напомню, как о том, почему Бог сотворил этот мир, пишет один из отцов Церкви – преподобный Симеон Новый Богослов: Бог, то есть совершенная Любовь, не может любоваться Сам Собой, поэтому Бог творит этот мир, чтобы отдавать Свою любовь Своему творению.

Но вернемся к 3-й главе Книги Бытия. Мы прочитали, что «змей был хитрее всех зверей полевых». Почему именно змей? Это в нашем сегодняшнем представлении змей – какой-то ползающий гад, и у нас к нему весьма пренебрежительное отношение. Во времена до грехопадения было иначе. Змей действительно был красив по своей наружности.

Сделаю еще небольшое отступление. Часто приходится слышать, что есть много общего у ислама и Православия. Но в исламе совсем другая картина грехопадения. Кстати, по Корану, когда люди отпали от Творца, они покаялись. Тогда совершенно непонятно, почему Господь изгнал их из рая. Это вопрос к Корану. А грехопадение ислам описывает так: диавол не вошел сразу в змея – сначала он, диавол, по исламу, хотел войти в павлина. Потому что у павлина такие глаза-круги на перьях – это якобы изумруды. Диавол пришел к павлину, но павлин отказал ему: «Нет, я не буду твоим телом, ты в меня не можешь войти. Пойдем найдем другого». И они пошли, как рассказывается в одном из хадисов (это исламское предание), к змею, и змей согласился. И интересно, как в этом хадисе описывается змей: он по наружности был таким же, как и сегодня, только большой и похож на удава, – но у него были ноги, и он своей походкой был похож на верблюда. И вот так он подходил к первым людям для их искушения. Если это представить, то выходит довольно комичная картина для нашего восприятия: змей с ногами верблюда и горбами. Но так описывается в исламских хадисах. А мы читаем Книгу Бытия.

«Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» В этом одном вопросе – уже две лжи

Итак, «змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» Когда мы с вами читали, как Бог создавал этот мир, мы видели, что Бог людям не запрещал вкушать от всех деревьев, но только от одного. Он говорил Адаму: до поры до времени от Древа Жизни нельзя вкушать, потому что нужно прийти в возраст некоей меры совершенства – нужно возрасти до некоей степени, а до какой, это ведомо одному Богу, – чтобы пользоваться плодами Древа Жизни. И для нас, братья и сестры, это очень важно и замечательно. Когда мы видим, что Господь изгнал первых людей из рая, то этим ясно показано: изгнание произошло для того, чтобы люди не прикоснулись к вечности, к Древу Жизни, и не увековечили бы зло, которое проникло в мир.

Но давайте по порядку. Диавол, войдя в змея, задает свой вопрос: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» И в этом вопросе – в одном только вопросе! – звучат две лжи. Первая ложь: «подлинно ли сказал Бог?» Давайте зададим себе вопрос: а может ли Бог говорить какую-то неправду? Бог – абсолютная правда, абсолютное добро, абсолютная любовь, абсолютное милосердие, абсолютная истина. В Боге не может быть неправды. Но диавол спрашивает, правду ли сказал Бог, с перспективой на обольщение – чтобы человек усомнился в Боге. И вторая ложь: «не ешьте ни от какого дерева в раю». Но человек мог вкушать от всех деревьев и только от одного не мог.

Так и сегодня сектанты ходят по улицам наших городов, например саентологи, у них есть 90 вопросов якобы, как они говорят, тест, составленный как будто бы Оксфордским университетом. Сразу скажу: к Оксфорду эти вопросы никакого отношения не имеют, это всего-навсего рекламная ширма. Вопросы эти составлены хитро. Поэтому, когда нам предлагают на улице на что-то ответить, нужно всегда понять, а что собственно спрашивается этим вопросом. Потому что уже его формулировкой можно ввести человека в заблуждение и заставить думать в ложном направлении, как это и произошло в Эдемском саду с нашими прародителями. Или вот, к примеру, ересь арианская. Ариане – это такие «сродники» свидетелей Иеговы. Ариане не верили в божественность Иисуса Христа, и поэтому на улицах (а в то время, как вы понимаете, люди не сидели у телевизоров и все новости были на базарных площадях) они ловили кого-нибудь, когда хотели заманить в свою секту, и задавали такой вопрос: «Сущего или Не-сущего сотворил Сущий, сущим или не-сущим сотворил Его?» На первый взгляд кажется, что в этих словах нет смысла, но на самом деле тут очень глубокий смысл – потому что они спрашивали о Христе. Если Христос от сущности Бога, значит, Он не сотворен. Поэтому в вопросе «Сущего или Не-сущего сотворил Сущий?» уже заведомая ложь. Человек был ошеломлен этим вопросом, он вообще не понимал, о чем его спрашивают, и его быстренько хватали, вели в потайную комнату, говоря: «Пойдем-ка, мы тебе сейчас втолкуем наши догматы».

Вот так поступает и змей. Кстати, сектанты и еретики действуют по его схеме, ничего нового они сами не придумали. И часто, приступая к разговору о «большой правде» – с их точки зрения, они начинают с маленькой лжи. Под маленькой ложью я имею в виду тот факт, что сектанты почти никогда не указывают, к какой конфессии они принадлежат.

Змей спрашивает, и в его вопросе две лжи. И что же жена, которая была сотворена для мужа? Она отвечает змею: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». А ведь она слышит голос иной, не мужа. А была в раю очень четкая иерархия: муж должен был учиться у Бога, жена должна была учиться у мужа. Эта четкая иерархия, сегодня, к сожалению, нарушается во многих наших семьях. А ведь должно быть так: муж – глава, жена – помощница, дети – послушники. Если бы всё было так, если бы люди хотя бы старались устраивать свою семейную жизнь по такому принципу, то очень многих бед и сложностей современным семьям удалось бы избежать. Но люди, приняв в себя порчу греха (а мы видим, как она входит в человека), даже не предпринимают сегодня попыток сопротивляться ему. Самое опасное состояние человеческой души – это когда грех воспринимается как норма жизни.

Но вернемся к разговору змея с женой. Отвечая на коварный вопрос, жена выступает как некий апологет Бога, она хочет даже как бы Бога защитить, она говорит: нет-нет, Бог нам такого не повелевал, Он сказал, что только от одного дерева мы не можем есть, чтобы нам не умереть. И змей ловит ее на крючок: он видит, что она проявляет непослушание Богу, непослушание мужу: она вступила с ним, змеем-диаволом, в общение, хотя Бог не говорил, не повелевал, чтобы она вступала с кем-то посторонним в общение, она была сотворена для мужа… Но виновата не только жена, виноват и муж: чего это он свою жену отпускает где попало гулять, с кем попало общаться? Он должен был следить за своей женой: она создана для него. Ведь он только что восхищался ею и говорил: «плоть от плоти моей, кость от костей моих», а она ушла от него куда-то… Вот и он по своей беспечности и безответственности попадает впоследствии в западню.

Змей видит, что ему удается вступить в диалог с человеком, и продолжает дальше накручивать ситуацию – уже дает некое обещание. Он говорит: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». По сути, он говорит правду, но правда из уст диавола – это всегда полуправда. Есть такое слово – ересь. Ересь так и переводится: полуправда – то есть правда с примесью лжи. И здесь то же самое: змей говорит: «Будете, как боги». А вспомните, каким Бог сотворил человека: «И сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему». Бог и сотворил человека, чтобы он был подобным Ему и вечным, чтобы он вечно постигал Бога, насколько это возможно для человека.

Диавол говорит как бы правду, но уже от своих уст. А всякая правда не из уст Церкви, не из уст отцов Церкви – это всегда полуправда, а как называется полуправда, мы теперь знаем – ересь.

Итак, сказал змей жене: «Нет, не умрете… но знает Бог, что вы познаете добро и зло». Многие претыкаются об этот стих и говорят: вот, Бог ограничивал людям познание и не давал им знать о том, что такое добро и что такое зло. В прошлой беседе я уже кратко упоминал о том, что для того, чтобы познать, что такое зло, не обязательно делать это опытно. Поэтому Бог всячески ограждал людей от того, чтобы они не познавали зло опытно.

И мы читаем далее 3-ю главу Книги Бытия:

«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?» (Быт. 3: 6–9).

Мы видим, что сказано: «и открылись у них глаза». А что, раньше глаза их были закрыты? Нет, просто раньше, как мы читали об этом в Книге Бытия, 2: 25, оба были наги – и Адам, и жена его, – но не стыдились. Почему не стыдились тогда, а теперь стыдятся? Потому что природа их изменилась, одежда благодатного света была ими утеряна. И произошло это после общения с диаволом и вкушения – вкушения в полном смысле этого слова, то есть принятия в себя лжи и недоверия Богу. Язык Священного Писания – язык очень лаконичный, он избегает лишних подробностей. История Эдемского сада и его возделывание людьми – не учебник огородничества или садоводства, о яблоках и прочем. Священное Писание говорит с нами достаточно простым языком – чтобы люди на протяжении всей истории человечества понимали, что произошло. Если бы здесь было написано языком философским, что Бог трансцендентен, но также имманентен, многие люди, не искушенные философской терминологией, этой истории отпадения человека от Бога, возможно, не поняли бы.

Человек воспринял зло по своей свободе, которая была дана ему Богом

Но Священное Писание говорит достаточно просто – говорит о том, что человек воспринял зло в свою природу, воспринял зло по своей свободе, которая дана была ему, человеку, Богом. Бог не ограничивал свободу человека, а свобода всегда там, где есть выбор, а если нет выбора, то нет и свободы. И человек по своей личной свободе, мы видим, в нарушение семейной иерархии преступает заповедь Божию, выходит за пределы Божиих заповедей. Сегодня всякую ненормальность называют словом «беспредел». Вот этот беспредел произошел с первыми людьми. Были, действительно, даны пределы свободы – для того, чтобы человеку не погибнуть. Не всякая свобода хороша и полезна. Нехороша свобода прыгать с 10-го этажа или принимать наркотики. Какая же тут свобода, если она убивает человека. Поэтому Бог предупреждал и первых людей, что такая свобода – не полезна для вас, потому что она вас убьет, уничтожит. Я думаю, никто не станет оспаривать, что та свобода, которая убивает человека, – это свобода безумная. Бог упреждал человека от такой свободы. Но первые люди избрали ее – и я снова и снова повторю: нарушая принцип иерархии в своей семье. А грех всегда суицидален, он ведет человека к самоубийству и разрушению жизни.

Вкусивший запретный плод Адам скрылся от Бога. И человек, когда совершит какое-то преступление, тоже скрывается: он чувствует себя виновным, голос совести его мучает, хотя он думает, что в какой-то момент совершения преступления он был прав. И вот Адам скрывается от Бога в кустах – от вездесущего и всеведущего Бога! О том, что произошло с человеком, отцы Церкви пишут так: случилась дебелость ума. Человек хочет спрятаться от Того, Кто знает и ведает всё, даже то, о чем человек думает. Отцы Церкви говорят: ум помутился, чувства расстроились, а воля засвоевольничала. Но Бог не оставляет человека, и к человеку звучит вопрос: «Адам, где ты?»

«Вопрос Бога “Где ты?” означает не “в каком ты месте?”, но “в каком ты положении?”»

Почему вездесущий Бог спрашивает: «Где ты?» Он же вездесущий! Что, Он не знает, где Адам? Знает. Но Он спрашивает, потому что хочет указать, в каком состоянии человек оказался. И святитель Амвросий Медиоланский пишет об этом так: «Вопрос Бога “Где ты?” означает не “в каком ты месте?”, но “в каком ты положении?” Это не вопрос, а упрек. От каких благ, от какого блаженства, от какой благодати и в какое ничтожество ты пал! – вот что говорит Бог. Ты отверг жизнь вечную и похоронен смертью, погребен грехом. Где твоя чистая совесть? Страх твой выдает твою вину, старание укрыться – твою преступность».

Вот так грех и зло проникают в человека, а Бог это допускает, потому что человек сам избирает свободу от Бога. Свобода после отпадения от Бога воспринимается человеком как свобода «от», хотя Богом человеку была подарена свобода «для» – для служения Богу и людям жертвенной любовью по образу и в подражание Христу.

О жертвенном служении Богу и людям мы поговорим в следующий раз, когда будем рассматривать служение Каина и Авеля и увидим, к чему приводит служение не по заповеди Божией, а на свое усмотрение.

Источник

ОТКУДА В МИРЕ ЗЛО?

Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался,

Отрадой тихою, восторгом упивался.

И где веселья быстрый день?

Промчался лётом сновиденья,

Увяла прелесть наслажденья,

И снова вкруг меня угрюмой скуки тень.

Наверное, главное, что вы видите вокруг, да и замечаете в самих себе, – это неустроенность, болезни, несправедливость. В мире слишком много такого, что огорчает сердце человека, приносит боль всему живому. Каждый сталкивается с тем, что называется злом, грехом, неправдой, смертью.

Но если человек был создан прекрасным и добрым, а природа не знала катаклизмов и страданий, то куда же все это делось? Как зло появилось в мире, который создан и благословлен Богом, любящим нас Небесным Отцом?

Сначала давайте выясним первый, исходный вопрос: что такое зло?

Что такое зло?

Видели вы, как кто-то закрывает в доме наглухо окна и двери? Иногда это делают так, что свет уже не проникнет внутрь. В комнатах воцаряется полный мрак.

Отсутствие света есть тьма.

Так и зло по своему содержанию есть отсутствие добра.

Господь зла не сотворил. Разве допустит талантливый художник в своих произведениях какое-то уродство или изъян? Все, что существует, по самой своей природе добро и прекрасно. Тогда что же такое зло, откуда оно, как возникает?

Зло не имеет самостоятельного бытия, своей собственной природы. Оно – порок, болезнь, искажение того, что уже существует. Оно похоже на вирус, который сам по себе, отдельно от живой клетки не существует.

Это добровольное желание разумных существ жить без Бога. Зло явилось как сознательное уклонение от добра, противление ему. Оно – протест против Бога и всего, что от Бога. Поэтому зло есть уклонение от бытия к небытию, от жизни к смерти.

Зло коренится в неправильно понятой свободе и неверно направленной воле. Оно ищет во всем самостоятельности, обособленности от Творца, и поэтому само по себе есть величина совершенно мнимая, в действительности равная круглому нулю.

– То есть зло – это извращенное состояние воли разумных существ?

– Да. Это состояние богоборчества и богопротивления. А как сила, направленная против Создателя, оно всегда разрушительно.

Самая суть зла в постоянном искажении, повреждении того, что существует. Те, кто делают зло, причиняют вред и великие страдания в первую очередь самим себе, так как идут вопреки собственной природе, созданной по образу Божию.

Так откуда же в мире зло?

Естество каждого из нас отражает добро и свет, в полноте пребывающие в Небесном Отце. Например, заметьте, что, когда вы бескорыстно помогаете ближнему, то на душе сразу становится легко и приятно. В сердце есть глубокая потребность нести добро и свет другим. И если счастье – это внутреннее тепло сердца, которое любит всех, простор добра, живущего в душе, то служитель зла становится самоубийцей, вырывающим сердце из собственной груди. Служители зла подобны героям «Пира во время чумы» Пушкина, которые самонадеянно пели:

Итак, – хвала тебе, Чума,

Нам не страшна могилы тьма,

Нас не смутит твое призванье.

Бокалы пеним дружно мы,

И девы-розы пьем дыханье, –

Быть может. полное Чумы.

А чума косила их одного за другим.

Зло – процесс духовного самоуничтожения личностей, отвернувшихся от Бога.

Может ли избравший зло радоваться своему выбору?

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней», – восклицал пророк Исайя ( Ис. 14:12–15 ).

Зло впервые появилось еще в мире ангелов, задолго до создания человека.

Среди бесплотных духов святостью и духовным величием особенно выделялся один – Денница, или Люцифер (что значит Светоносец). По своей близости к Богу он превосходил всех остальных ангелов.

Вы помните, что ангельская природа, как и человеческая, нуждается в постоянном совершенствовании и утверждении себя в добре. Ангелы, как и люди, имеют единственный источник своей святости и духовных сил в Боге. И ангел так же, как и каждый из нас, обладает свободной волей, которая способна не только следовать воле Божией, но и уклоняться от нее.

Теперь скажите, в каком случае люди становятся далеки друг от друга, хотя бы и жили в одной квартире? – Когда они теряют взаимную любовь. Так и тот, кто теряет любовь к Богу, становится далек от Него. В этом – величайшее падение.

Денница, высший ангел, залюбовался своей тварной, ангельской красотой. Он отверг любовь к Богу и пожелал сам занять место Бога.

Это называется гордостью, или самолюбием (эгоизмом). Суть такого греха заключается в своекорыстном повороте внимания к самому себе. Падший ангел проявил такой интерес к себе, что его собственное «я» стало для него в центре мироздания. Денница сделался кумиром для самого себя, а все остальное посчитал за средство к своему прославлению.

Собранье зол его стихия.

Носясь меж дымных облаков,

Он любит бури роковые,

И пену рек, и шум дубров.

Меж листьев желтых, облетевших,

Стоит его недвижный трон;

На нем, средь ветров онемевших

Сидит уныл и мрачен он.

Он недоверчивость вселяет,

Он презрел чистую любовь,

Он все моленья отвергает,

Он равнодушно видит кровь,

И звук высоких ощущений

Он давит голосом страстей,

И муза кротких вдохновений

Страшится неземных очей.

М. Лермонтов, «Мой демон»

Отпав от Бога?

Люцифер полностью обнажился от небесной благодати. Так он оказался пуст и холоден. Но поскольку никакая личность не терпит внутренней пустоты, Денница стал заполнять ее плодами своего воображения. Он посчитал себя царем мира и решил везде утверждать свое могущество. Для этого он стал клеветать на Бога и противиться всему, что от Бога. Поэтому имя его стало дьявол, что значит «клеветник» и сатана, то есть «противник». Дьявол соблазнил и увлек за собой много других ангелов, которые также стали злыми духами и называются демонами, или бесами.

Однако далеко не все ангелы последовали падшему Деннице. Большинство остались до конца верны Богу, они отвергли от себя соблазн темных ангелов. Дьявол и демоны его были низвергнуты с Небес, жилищем их стала сфера поднебесная – физическое пространство видимого мира. Будучи темными, злыми духами, испытывая бессилие перед Богом, демоны завидуют всему светлому и доброму. Однако они настолько укоренились во зле, что покаяние стало для них невозможно.

Не имея внутри себя покоя и мира, испытывая холод одиночества, демоны своей целью полагают всеобщее уничтожение. Внутреннее содержание демона – неимоверная ненависть к Богу. Они исполнены ненависти ко всему существующему, способны нести только разрушение и муки.

Для привлечения живых существ в свои сети демоны часто принимают на себя личину добра, то есть прибегают к обману и лжи. Как говорит Священное Писание, дьявол «человекоубийца от начала. и отец лжи» ( Ин. 8:44 ). Не правда ли, это очень страшно?

Андерсен мудро описал действия дьявола в сказке «Снежная Королева»: «Жил-был тролль, злющий-презлющий; попросту говоря, дьявол. Как-то раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же плохое и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. Прелестнейшие лужайки выглядели в нем вареным шпинатом, а лучшие из людей – уродами, или казалось, что они стоят кверху ногами, а животов у них вовсе нет! Лица искажались до того, что нельзя было и узнать их; случись же у кого веснушка или родинка, она расплывалась во все лицо. Дьявола все это ужасно потешало. Если человеку приходила добрая, благочестивая мысль, то она отражалась в зеркале невообразимой гримасой, так что тролль не мог не хохотать, радуясь своей выдумке. Все ученики Тролля – у него была своя школа – рассказывали о зеркале как о каком-то чуде.

– Теперь только, – говорили они, – можно увидеть весь мир и людей в их настоящем свете!

И вот они бегали с зеркалом повсюду, скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нем в искаженном виде. Напоследок захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и Самим Творцом. Чем выше поднимались они, тем сильнее кривлялось и корчилось зеркало от гримас; они еле-еле удерживали его в руках. Но вот они поднялись еще, и вдруг зеркало так перекосило, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги. Миллионы, биллионы его осколков наделали, однако, еще больше бед, чем самое зеркало. Некоторые из них были не больше песчинки, они разлетались по белу свету, попадали, случалось, людям в глаза и так там и оставались. Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны, – ведь каждый осколок сохранял свойство, которым отличалось самое зеркало. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда».

За сознательное противление Богу и всему доброму дьявола со всеми падшими ангелами ожидают вечные муки, предначатие которых они испытывают уже сейчас.

Но, может быть, демоны исправятся?

Однажды к преподобному Антонию Великому пришел дьявол и начал рыдать,

– Кто ты и что с тобой случилось? – спросил преподобный.

– Святой отец, – ответил дьявол, – я не человек, я – злой демон.

– Ничего более, – отвечал злой дух, – кроме того, чтобы ты спросил Господа, примет ли Он покаяние дьявола?

– Иди домой пока, а завтра я тебе дам ответ, – сказал святой.

В тот же вечер преподобный Антоний молился Господу.

– Владыко Господи! Открой мне, недостойному рабу Твоему, простишь ли Ты человека, превзошедшего грехами демонов?

Святой Антоний думал, что у него был грешник, назвавший себя демоном по смирению!

Вдруг перед святым предстал ангел Божий и сказал:

– Зачем ты молил Господа за дьявола? Ведь Он приходил искушать тебя!

– Я этого не знал, – ответил Антоний. – Почему же Господь не открыл мне этого?

– Не смущайся, – ответил ангел. – Когда к тебе искуситель придет снова, то скажи ему:

– Ты – древнее зло, ты – сама гордость. Как же ты можешь принести достойное покаяние? Древнее зло не делается новым добром!

Сказав это, ангел скрылся. На другой день дьявол снова явился в образе плачущего человека.

Когда святой Антоний передал ему слышанное от ангела, злой дух засмеялся и сказал:

– Если бы я считал себя древним злом, то я позаботился бы о спасении гораздо раньше, но не теперь. Теперь мне самому служат люди и даже трепещут предо мной. Возможно ли мне, господствующему над грешниками, сделаться ныне смиренно кающимся? Нет! Нет!

– Да, – подумал святой Антоний, – поистине древнее зло не может сделаться добром!

К чему привела зависть демонов?

Порочное существо, если видит нравственную чистоту и достоинства другого, то испытывает лютую зависть. Лишь чистая, боголюбивая праведная душа порадуется чужому счастью. А собственная испорченность хочет, чтобы все вокруг были такими же.

Дьявол позавидовал райской жизни первых людей и решил лишить их блаженства. Произошло искушение наших прародителей, и они не устояли.

Ученый Паскаль, затронув вопрос испорченности человеческого существа, взывал: «Смирись, немощный ум, умолкни, несмысленная природа; познай, что человек – существо бесконечно непонятное для человека и вопроси у твоего Владыки о неведомом тебе истинном твоем состоянии. Послушай Бога».

Святое Откровение так описывает историю грехопадения первых людей:

Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «Hе ешьте ни от какого дерева в раю»? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: «Адам, где ты?» Он сказал: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся». И сказал Бог: «Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого я запретил тебе есть?» Адам сказал: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». И сказал Господь Бог жене: «Что ты это сделала?» Жена сказала: «Змей обольстил меня, и я ела». И сказал Господь Бог змею: «За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Жене сказал: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». Адаму же сказал: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» ( Быт. 3:1–19 ).

Представленное повествование является не мифом или аллегорией, а реальной историей. В этих простых словах заключена величайшая трагедия, случившаяся с человечеством.

Кто скрывается за змеем?

Само ли по себе пресмыкающееся – змей – искушало людей? Поскольку змей обращается к жене, рассуждает, клевещет на Бога, то можно точно утверждать, что в данном случае действует существо разумное, то есть личность, и при этом личность недобрая, лживая.

В Священном Писании наименование змея присваивается падшему Деннице, например в Апокалипсисе: «Низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную» ( Откр. 12:9 ); «Дракон, змий древний, который есть дьявол и сатана» ( Откр. 20:2 ).

Образ змея наиболее соответствует характеру дьявола, так как напоминает вкрадчивость, изворотливость и ядовитость падшего в глубину духовной тьмы.

– То есть пресмыкающегося не было? – Было! Невидимый змей – злой дух – воспользовался животным – змеем как орудием для совращения человека.

Он специально обращает свое обольщение вначале на Еву, то есть женщину, существо более слабое и склонное к чувственности.

Самая страшная ложь

Обращаясь к Еве, демон употребляет не прямую ложь, а ложь самую страшную – полуправду. Извращая повеление Божие, он говорит: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» ( Быт. 3:1 ).

Лукавый специально пытается расширить запрещение Бога (ведь Господь повелел не вкушать всего от одного дерева), чтобы представить Его Существом суровым. Демон хочет подорвать доверие человека к Богу, показать, будто Господь не любит людей и не заботится о них. Но главное, дьявол свое обращение к Еве предлагает в форме вопроса, чтобы вовлечь ее в диалог с собой.

Представьте стог сена; как бы ни был он велик и плотно уложен, достаточно к одной травинке прикоснуться язычку пламени, и от сена останется лишь пепел. Так и человеку, достаточно только обратить внимание на лукавого, вступить с ним в самый небольшой контакт, и это уже влечет за собой бедствие души. Первая ошибка Евы заключалась в том, что она вообще стала отвечать на вопрос змея.

Казалось бы, еще нет ничего худого, Ева всего лишь ответила, что Бог запретил вкушать только от одного дерева. Но посмотрите внимательно: в словах Евы уже словно присутствует нота недовольства Божией заповедью, и она почему-то добавляет, что Господь запретил даже прикасаться к дереву.

Гипнотизм демона

Помните стишок из сказки Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес»:

К нам сегодня приходил

Говорил: «У вас в пруду

Я друзей себе найду.

У вас тут плавают ерши –

Они для дружбы хороши».

И слышится из пасти:

Теперь дьявол действует наглее и прямо клевещет на Бога: «Нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» ( Быт. 3:5 ). Искуситель пытается представить Бога лживым и завистливым, утаивающим от человека полезное для него. Демон льстит слуху, будто нарушив повеление Божие и вкусив плод, люди станут «как боги».

И гордый демон не отстанет,

Пока живу я, от меня,

И ум мой озарять он станет

Лучом чудесного огня;

Покажет образ совершенства

И вдруг отнимет навсегда

И, дав предчувствия блаженства,

Не даст мне счастья никогда.

М. Лермонтов, «Мой демон»

Но ведь Господь и так изначально предназначил человека к богоподобию. Только достичь это возможно путем единения с Богом, когда наша воля свободно следует за волей Божией. Тогда Господь постепенно преображает человека, все более приобщая его к Своим свету и вечной жизни.

А сатана предложил, как казалось, совсем «простой» способ: сорвать запретный плод и вкусить, как будто сам плод обладал магической, волшебной силой, делающей человека равным Богу.

Ошибка первых людей заключалась и в том, что райское дерево они посчитали за некий талисман, насильственно овладев которым будто бы можно было мгновенно стать самостоятельными властителями всего мира.

Новое «откровение»

Предложение змея было коварно. Он не сказал: «Сорвите и ешьте» – соблазн предлагается не в форме повеления от своего «я», собственное лицо лукавый скрывает. Он специально ссылается на Бога: «. не умрете. знает Бог, что. вкусите. и будете, как боги. » В этом совершенно новом для людей «откровении» о Боге соблазн удался.

Предложение змея вызвало в душе Евы кипение гордости, сопряженное с настроением протеста Богу. Поэтому на дерево она смотрит уже другими глазами. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание» ( Быт. 3:6 ). Вместо святых мыслей душу жены наполнили одни чувственные, приземленные помыслы и желания.

Совершив грех в душе, она совершает его и на деле. «И взяла (она) плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел» ( Быт. 3:6 ). Как поступила Ева, так поступил и Адам, он разделил с ней все греховные мысли, чувства и дела.

Почему прародители пали

Согласно одной австралийской легенде, собака и кенгуру некогда были людьми и превратились в таких животных тогда, когда сами стали вести себя как собака и кенгуру.

Никто не принуждал первых людей идти вопреки заповеди Божией. Как бы ни была велика сила соблазна, исходившего от дьявола, она нисколько не нарушала изначальной свободы человека. Прародители могли и принять вражеское обольщение, и отвергнуть его. Ведь их душа была совершенно свободна от какого-либо порока, и поэтому она не испытывала внутреннего влечения ко греху.

Нарушение заповеди Божией было не навязано людям, а предложено, они добровольно отдали себя в послушание демону.

«Дьявол получил успех не от своей силы, но от беспечности и нерадения Адама (и Евы)», – утверждает святитель Иоанн Златоуст.

Плод нерадения

Господь заповедал людям возделывать Рай и хранить. Это означало необходимость постоянно заботиться и хранить в своей душе состояние богообщения. Прародители проявили беспечность, стали невнимательны к общению с Богом, потому и не сохранили себя в состоянии райском, благодатном.

Адам еще не знал, что с ним будет, когда окажется без Бога. Человек без Бога – ничто, но прародители еще не обладали опытным знанием этого. Однако от человека подобного и не требовалось. Ему необходимо было постоянно помнить, кто он вообще есть: тварное существо, счастье которого зависит от близости Творцу.

И тем не менее человек свой взор от Господа отвратил. «Удивительно, с какой легкостью совершилось падение праотцев! – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). – Не было ли оно предуготовано их внутренним расположением? Не оставили ли они в раю созерцание Творца, не предались ли созерцанию твари и своего собственного изящества? Прекрасно созерцание себя и твари, но в Боге и из Бога; с устранением Бога оно гибельно, ведет к превозношению и самомнению. Праотцы, оказав преслушание Богу и склонившись в послушание дьяволу, сами себя сделали чуждыми Бога, сами себя сделали рабами дьявола».

Так началась духовная катастрофа человечества, приведшая и всю сотворенную Вселенную к страданиям.

Но винить ли нам праотцев?

Размышляя о грехопадении наших прародителей и последствиях этого во всем мире, может невольно возникнуть мысль, что вся вина лежит только на праотцах.

Как бы мы поступили на месте Адама и Евы?

Народное шуточное стихотворение «Стефанида и Пахом» предлагает один из ответов.

Ах, как много переносим

Землю пашем, сено косим,

Так что градом льется пот.

Кабы этак не сгубили

Мы теперича бы жили

Нам терпеть за грех чужой, –

Так ворчала Стефанида,

С поля идучи домой.

Ты не жениным советом,

Сзади шел один богатый

Барин, добрый, дароватый.

Он их ропот услыхал

И с участием сказал:

– Не вините безрассудно

Вы родителей своих.

Слова нет, что жить вам трудно.

Но ведь это не от них.

Вы б не лучше поступили,

Твердо я уверен в том.

Кабы вы бы сами были

Чтобы больше вы не смели

На судьбу свою роптать,

Я хочу на самом деле

Вашу твердость испытать.

Завтра вы ко мне придите,

Я вам дам особый дом.

В нем живите, как хотите,

Не печальтесь ни о чем.

У меня работать в поле

Вас не будут принуждать.

Жить вы будете на воле,

Сладко есть и отдыхать.

Ваше платье очень худо –

Я велю другое дать.

И к столу четыре блюда

Ешьте все вы на здоровье,

Кроме блюда одного.

А потом оно закрыто.

Ну и что им до него.

Им теперь уж все довольно

Только мучает невольно

Раз, сидя за этим блюдом,

– Что ж за кушанье под спудом

Тут секретное стоит?

Кабы это было можно

Заглянуть туда глазком,

Или с края осторожно

Хоть лизнуть бы язычком.

Ведь от этого не будет

Нам с тобою ничего.

Да оно и не убудет,

Если взглянем на него.

– Так, пожалуй, это можно, –

Ей на то Пахом сказал. –

Посмотри, но осторожно,

Чтоб хозяин не узнал.

– Да не бойся, не узнает, –

И поспешно открывает

Видят чудо – не варенье и не пышки.

Кто представит их испуг?

Две проворненькие мышки

Быстро выскочили вдруг.

Крышку на пол уронив.

И сама чуть не упала,

Крышку вдребезги разбив.

Крышка вдребезги разбилась,

Мышки спрятались под стол.

В это время дверь открылась

И сам барин к ним вошел.

– Так-то слово вы сдержали,

Грозно крикнул он на них. –

И не вы ли осуждали

Тут подал он наставленье,

Им полезное сказал.

И назад опять в селенье

И пошли они, вздыхая,

В деревенский домик свой,

Как изгнанники из рая,

С сокрушенною душой.

Путь их к хижине убогой

Им теперь не весел был.

А Пахом жену дорогой,

Будто правый, все корил.

Да уж полно плакать, не поможет, –

Наконец сказал он ей.

Осуждать так всякий может,

Да не сделает умней.

Какое определение злу могли бы дать вы?

Если Бог создал все добрым, то как и когда появилось зло?

Может ли, на ваш взгляд, служитель зла быть счастлив?

В чем заключалось грехопадение первых людей?

Какую самую главную ошибку допустила Ева?

Почему гибельно вступать с демоном даже в самый небольшой контакт?

В чем же состояла причина падения наших прародителей?

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *