зачем богу нужно чтобы в него верили
Зачем Бог сделал так, что в Него нужно верить?
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Вопрос читателя:
Зачем Бог устроил все таким образом, что в Него нужно верить? Ведь вера – это ограничение свободы человека. Не имея достоверной информации, а опираясь только на веру, человек не может сделать выбор в пользу истинной религии. Вера выглядит чем-то несовершенным, ограничивающим и спекулятивным.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение! На всякий случай сразу уточним определение «спекулятивный» – это термин из философского дискурса и переводится на русский как «умозрительный», то есть выведенный не из эмпирического бытия, т.е. не на основе практического опыта.
А теперь переходим к Вашему вопросу. Дискурс веры в православном мире обширен. Сам Христос говорит о том, как ценна для человека вера, и апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии передает Его слова, сказанные после уверения апостола Фомы: «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Позднее об этом же на заре жизни Церкви писал апостол Павел в Послании к евреям: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).
Вы можете открыть толкования святых отцов и прочитать об этих местах Писания, и Вы убедитесь, даже чисто логически, что, до тех пор пока у человека нет опыта духовной жизни и соприкосновения с благодатью Божией, он может только верить в то, что то, чему учит Церковь и что записано в Писании, правильно. Но это актуально только для самого начала духовного пути. Со временем, когда человек начинает вести духовную жизнь, у него начинает появляться личный опыт того, что такое Таинства и как они переживаются, того, что такое молитва, того, что такое Божия благодать, что такое общение с людьми, которые сильно продвинулись по пути духовной жизни. И тогда уже он опирается и на свой опыт, который свидетельствует о том, что в Церкви и есть правда и Истина. И даже потом, когда человек уже прошел далеко, бывают моменты, когда нужно просто поверить, скажем, опытному духовнику, что сделать нужно вот так.
Вера не ограничивает, на самом деле. Она дает человеку возможность начать делать то, что нужно, в тех ситуациях, в которых в него нет своего опыта, она дает возможность этот опыт набрать.
В смысле отсутствия эмпирики веру, наверное, можно назвать спекулятивной, может быть, даже и несовершенной, потому что о каком совершенстве можно говорить в начале пути? Но ограничивающей – нет, потому что именно с верой открывается духовный путь и Вы делаете первые шаги.
Почему Бог так устроил с верой? Бог так не устроил. Изначально у первых людей был реальный опыт общения с Богом. А потом, после грехопадения, естественная живая связь с Богом была нарушена. Со стороны Бога все осталось неизменным – любовь к человеку, открытость ему навстречу, желание общения, а вот со стороны человека опыт греха, отделения от Бога вызвал искажения. И чтобы преодолеть то, что сейчас, а реальность после грехопадения, мешает естественной связи с Богом, и нужна вера – осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом, в том, чего человек на собственном опыте не знает, но знает от других, – с тем, чтобы самому войти в пространство опыта богообщения.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
А зачем Бог ждёт именно веры?
Роман Коломенский
Отец Сергий, здравствуйте!
Есть ли ответ на такой вопрос. Зачем Бог требует веры в Себя? Не лучше ли явить себя? Зачем Бог как бы прячется от нас, оставляет место сомнениям, допускает быть соблазнам (в смысле тому, что может отвратить от искания истины в Церкви)? Знаю, говорят, что, мол, Бог не хочет подавлять человека явным чудом, каким-то сильным действием (вроде грома и молний, как на Синае). Но ведь и без грома, молний и прочих страшных явлений Бог мог бы создать условия, при которых не было бы надобности в вере, при которых не было бы места сомнению в Боге (а ведь многие люди отрицают Бога, не стремятся к Нему, потому что они не способны на мужественный акт веры), но было бы знание о Боге.
Премного благодарен за помощь.
протодиакон Сергий Шалберов
Кто-то из современных богословов сказал: «Чем больше я познаю Христа, тем большее впечатление на меня производит то, что Достоевский назвал чудом Божьей сдержанности». Действительно, Бог настаивает на таком ограничении, потому что никакая театральная демонстрация всемогущества не приведет к желаемому ответу нашего сердца. Хотя силой можно добиться послушания, только любовь может вызвать ответную любовь в нас, а ведь это как раз то, чего Бог хочет от нас. По этой причине Он и создал людей.
Он уже дал нам вескую причину верить в Него, но Он не принуждает нас поверить в Него. Это видно из слов Христа: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». (Откр 3:20) Он входит в нашу жизнь, если мы позволяем Ему. И если мы искренне хотим узнать, каков Бог, Он поможет нам найти Его и познать Его.
Почему Бог требует, чтобы Ему поклонялись?
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”.
Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.
Церковь постоянно воссылает Богу «славу, благодарение и поклонение». Но зачем? Какой смысл во всем этом бесконечном восхвалении? Почему Бог требует, чтобы Ему поклонялись? Человека, который требует себе поклонения, мы вряд ли назовем хорошим…
Действительно, требуют себе поклонения только очень больные или очень плохие люди, как правило, это либо безумцы, либо страшные тираны. Мы инстинктивно понимаем, что они делают что-то в высшей степени ужасное — хотя не всегда сразу можем понять что. Библия говорит, что именно: они пытаются узурпировать то место, которое может занимать только Бог. Эта чудовищная, абсурдная и нечестивая претензия вызывает у нас неприятие — и совершенно справедливо.
Именно потому, что никто из них не является Богом и не достоин поклонения.
Поклоняться Богу, значит признавать, что Он нас создал. Как поют спасенные в книге Откровения, «достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено» (Откр 4:11).
Это также значит признавать, что Он нас Искупил: «достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр 5:9,10).
В основании любого греха лежит отказ признавать Бога тем, Кто Он есть — нашим Создателем и Искупителем, Владыкой, которому по праву принадлежит наша жизнь. Поклонение — это разворот от греха к спасению, от глубокого вывиха, когда мы пытаемся жить так, как будто Бога нет — к должному положению дел, когда мы «познали Бога и возблагодарили Его, как Бога».
Почему Бога надо восхвалять? Зачем это Ему?
В определенном смысле, незачем — у Него нет каких-то нужд, какой-то нехватки, которую бы восполняла наша хвала. Пресвятая Троица — Отец, Сын и Святой Дух — уже обладает всей полнотой любви, радости и общения. Люди, которые ищут славы, обычно хотят восполнить какие-то свои нужды — психологические или социальные, они хотят быть утешены, ободрены, занять более высокое место в социальной иерархии. Это искание славы носит неизбежно конкурентный характер — на всех ее не хватит, знаменитости, получив свою порцию славы, вынуждены уйти в тень, да и само понятие «знаменитости» существует только на фоне других, «незнаменитых» людей. Человек может искать славы потому, что он пуст, и хочет наполнить эту пустоту. Этой пустоты в Боге, конечно, не может быть — Он есть всякая полнота и избыток.
Но в другом смысле Бог ожидает нашей хвалы и радуется ей — потому что Он нас любит.
Мы Ему не безразличны, ему важно, что мы Ему скажем.
Из этой чистой щедрости Он устанавливает с нами личные, семейные отношения и в рамках этих отношений Ему важно, обращаемся ли мы к Нему. В контексте этих отношений хвала — это не «зачем-то», она не преследует каких-то дополнительных целей, это просто проявление счастливой семейной близости.
В нашем мире можно найти и другие примеры хвалы-восхищения. Мы можем быть поражены гениальностью композитора и выложить ролик в сети, чтобы и другие люди разделили наше восхищение. Мы можем подивиться красоте природы или архитектуры и постараться запечатлеть ее на фотографиях, чтоб поделиться с другими. Нас может глубоко восхитить чей-то подвиг, например, пожарного, спасшего людей из огня — и мы можем поделиться ссылкой на сообщение о нем, именно потому, что мы считаем правильным воздать славу герою и призвать к этому других.
Бог, первоисточник всей истины, добра и красоты в мире, достоин поклонения. Хвала и поклонение, это естественная, необходимая, здоровая и радостная реакция на то, кто Он есть.
Ангелы и святые на небесах исполнены ликующей хвалы — именно поэтому небеса такое радостное место. Восхваляя Бога здесь, на земле, мы присоединяемся к небесному хору.
Но я вообще не понимаю, какая радость может быть в восхвалении Бога…
В этом трагедия нашего греха — источник величайшей и вечной радости, для которой мы созданы, в нас глубоко закопан, завален камнями и мусором, и, чтобы добраться до него, нужно приложить усилия. Сначала мы славим Бога потому, что таков наш нравственный долг — это справедливо и должно, воздавать хвалу нашему Создателю и Спасителю. Мы встаем каждое воскресенье и идем в Церковь, каждый день становимся на молитву — восстанавливая этот источник.
Английский писатель К. С. Льюис сравнивает труд молитвы с рытьем каналов, по которым однажды хлынет вода. Иногда мы переживаем отблески небесной радости — например, в Пасхальную Ночь — но часто мы, как пишет апостол, «ходим верою, а не видением» (2 Кор 5:7), совершаем молитвенный труд, потому что мы приняли решение пробиваться к небесной радости. И если мы не оставим этого труда, то обязательно пробьемся.
Смотрите 30 января следующий прямой эфир на странице “Фомы” в Facebook.
На заставке фрагмент фото Kana Sasamoto
Открытый христианский форум JesusChrist.ru
Добро пожаловать на Открытый христианский форум JesusChrist.ru. Для того чтобы писать в форуме, Вам необходимо зарегистрироваться и войти на форум через ссылку для входа.
|
Вот тут недавно разговаривал с одним человеком. и он мне задал этот вопрос: Зачем Богу нужно чтобы Его любили люди? Так как раньше я над этим не задумывался, как то этот вопрос меня в тупик поставил. В принципе я понимаю, зачем, но как то выразить и объяснить это не получается.
Ну а что вы по этому вопросу думаете.
Зачем твоим отцу с матерью нужна твоя любовь?
да; действительно. «чтобы Его прославляли..», «во славу Богу. «,
и т.д. Все настолько «заезжено». Что Богу надо наша слава? От «праха земного» как со «смирением» выражаются многие христиане?
________
Бог не такой, каким Его представляет воспаленный разум человека.
http://www.drugoevremya.com/
Славянские Христианские Новости США на русском языке!
// Зачем Богу нужно чтобы Его любили люди?
Богу это не нужно. Это нужно людям.
>>>
WoW. Гениальность в простоте:)))Это как раз то, что и хотел услышать. спасибо за ответ:)
эээ. а..вообще, Бог нас хоть любит?
Зачем Он нас создавал, если Ему не нужна наша любовь? если Его не интересует, что мы из себя, так сказать, представляем и как к Нему относимся?
>>>
а если людям не нужно любить Бога? они как-то земной любовью обходятся? тогда что?
Богу это не нужно. Это нужно людям.
а если людям не нужно любить Бога? они как-то земной любовью обходятся? тогда что?
>>
Ну вполне логичный вопрос. Так же само в принципе можно и так вопрос поставить: зачем Богу нужно, чтобы мы в Него верили? Ну например могу я спокойно жить, никого не особо не трогая, не убиваю, не ворую и т.п. зачем ещё и верить нужно.
зачем Богу нужно, чтобы мы в Него верили?
-=======-
Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои;
подай руку твою и вложи в ребра Мои;
и не будь неверующим, но верующим. Иоан.20:27
We are fortunate in having such a nice church!
Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения.
И [отец] разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын расточил имение свое,
живя распутно. Когда же он прожил все, он начал нуждаться.
Придя в себя, он сказал: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче!
я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим;
Встал и пошел к отцу своему.
И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился;
и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Дал ему лучшую одежду и перстень, обувь на ноги,
заколол откормленного теленка и они стали есть и веселиться!
Это любовь Небесного Отца к человеку
выше я спрашивал, почему мы любим родителей своих?
потому что они нам родные..
Так и Бог родной детям своим, которых Он восхотев, родил Словом истины!
ps. прочитай всю притчу от начала и до конца.
fortunate с любовью и просто добротой
Православная Жизнь
«Почему люди верят в Бога? Зачем верить в Бога?». Если подобные вопросы человек задает себе, то однозначно они его беспокоят.
Скорее всего, причина поиска ответов здесь кроется не в научно-психологическом интересе, а личных духовных терзаниях, сомнениях, исканиях.
Те, кто не заморачивается и живет одним днем, остаются абсолютно инертными к проблемам бытия, смысла, целей и т. п. вещей. Но если кого-то устраивает жизнь чуть более цивилизованная, чем у животного, то флаг им в руки и барабан на шею, каждый идет своим путем. Для тех же, кого не устаревает одна лишь возможность поудобнее устроиться в этой жизни, попробуем поискать ответы.
Поиск ответов
Сразу отмечу, что предоставить однозначный и исчерпывающий ответ на вопрос: «Почему люди начинают верить в Бога?» – нет никакой возможности. Так много людей верующих, и у каждого своя история, свои чувства и переживания, свой опыт встречи с Непостижимым, с Господом. Иногда проблема ставится иным образом: «Зачем нужно верить в Бога?». Ничего не нужно, никто никого ни к чему не принуждает. Если мы поднимаем вопрос нужды, то здесь уже есть элемент принуждения, несвободы, насилия. Нужно верить зачем? Чтоб утешить себя в скорбях – вариант не самый плохой, но сводящий все богатства духовного опыта к «носовому платку», в который мы будем «высмаркиваться» и которым будем «утирать слезы». Кто-то, возможно, скажет, что верить нужно, чтоб обрести цель и смысл жизни. Но, простите, так не бывает. Попробуйте находящемуся в депрессии человеку сказать: «Что ты паришься, нужно просто поверить в Бога». Неужели мы думаем, что он, будто по щелчку пальца, воспрянет и ответит: «Спасибо, а я-то думал, чего мне хватает. Ок, теперь у меня все хорошо». Нет, сначала человеку нужно перестрадать свою скорбь, личным опытным путем обрести веру, и только тогда появятся и смысл, и цель. Те, кто реально смог пережить страдания знают, насколько неутешительными являются все наши утешения. Другое дело Христос, да, Он поддержит и поможет, но болеть от этого станет не меньше. Самое главное, что в момент страдания Он находится рядом и этого достаточно, чтоб обрести веру в Него.
Поиск утешения, смыслов и целей могут быть первыми шагами к вере, но не причиной веры. К вере человек не обязательно должен прийти через скорби, бывает, что этот путь лежит и через радости или просто внимание к себе, к зову своей души. Не зря же Тертуллиан говорил, что всякая душа по природе – христианка. В знаменитой проповеди апостола Павла в Ареопаге мы найдем слова о том, что Бог от одной крови произвел всех людей, назначив время и пределы жизни, чтоб каждый искал Его, не найдет ли, хотя Он и совсем близко к нам (Деян. 17:26-27). Отсюда мы видим, что Господь и близок к каждому человеку, и создал все условия, чтоб мы могли обрести Его. Я уже упомянул, что вера не может быть принуждением, потому Бог и установил некоторые препятствия для открытия Себя, чтоб каждый мог проявить свободное волевое усилие, поверить не потому что так надо, а потому что я сам этого хочу и к этому стремлюсь. Подумайте о том, что многие люди задаются важными вопросами бытия, многие проходят испытания, но обретают веру не все. Если бы причина веры лежала в каких-то внешних обстоятельствах, то ситуация в обществе была бы совсем иная, тогда бы нам не хватило храмов, дабы вместить всех желающих.
Определение веры
Теперь важно обозначить еще один аспект веры. У апостола Павла есть знаменитое определение: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Как видим, состоит оно из двух частей. Первая половина, по мнению, например, прп. Ефрема Сирина, говорит о надежде. Только эта надежда совсем иного характера, чем просто земное чувство или желание. Вторая часть указывает на уверенность, когда вера становится знанием. Можно сказать, что в кратких словах апостола Павла изображен весь путь веры, который проходит каждая душа. Скажем об этом немного подробнее.
Становление веры
Итак, отвечая на вопрос, вынесенный в заглавие статьи, обобщающе можно указать, что вера проходит четыре этапа становления:
Несложно догадаться, что все начинается с эмоциональной веры. Сказано об этом достаточно. Обозначим лишь, что помимо надежды, которая больше, чем желание, сюда можно еще включить и мир, который сильнее, чем спокойствие. Интеллектуальная вера строится на убеждении. Убеждения более стабильны и неизменны, чем эмоции. Когда человек переживает первые ступени окрыленности от соприкосновения с Божеством и не отворачивается, его чувства постепенно утихают, приходит осознание происшедшего. Вера становится более осознанной. Волевая вера – это решимость добровольно подчиняться воле Бога. Здесь может быть примешан и элемент рабскости (страха), и элемент наемничества (поиска награды), но в любом случае человек сам решается следовать за обретенной верой. Убеждение здесь становится намного глубже, чем просто мнение. Невозможно будет и без любви, которая уже перестает быть просто чувством. Сердечная вера проистекает из нашего внутреннего «я». Любовь здесь выходит на первый план. Материальным, земными категориями сердечную веру не объяснить. В Новом Завете, например, сердце ни разу не употребляется в значении органа, качающего кровь. Вообще Священное Писание приписывает сердцу функции, которые светская наука привыкла относить к сознанию. Это и воля, и мышление, и ощущения, и совесть, и т.п. Получается, что в сердечной вере все существо человека направлено к объекту веры – Богу. Вера здесь перестает быть просто убеждением, она становится уверенностью. В таком случае реальность Господа становится очевидней реальности окружающего мира, становится внутренней аксиомой души. Это, если хотите, не только ответ на проблему происхождения веры, но и на вопрос, зачем знать Бога. Если Он Творец мира, то Он реальней мира. Сердечная вера становится возвратным путем к совершенству утраченной человеком Реальности.
Проблема неверия
С первых трех этапов человек может обернуться к неверию, но только не с последнего. Отсюда возникает вопрос: «Почему некоторые люди не верят или не хотят верить в Бога?». Я уже отметил, что первые шаги к вере проделывает практически каждый, но обретают веру далеко не все. Мы увидели, что один из этапов становления веры – волевая вера. Глубокая убежденность в чем-то требует соотнесения всей своей жизни с этой убежденностью, а когда речь идет о Боге и вечной жизни, то «ставки» возрастают многократно. Бывает, что человек предчувствует необходимость изменений, но не хочет этого. Ему просто проще лежать в своем теплом болоте и не замечать налипшей на него грязи.
Иногда кажется, что некоторые люди вскарабкиваются на вершину веры, но потом перестают верить в Бога. Проблема здесь в иллюзии. Бывает, что человек растет в верующей семье, его окружает религиозная культура, ему кажется, что вся эта внешность и есть вера, но дальше эмоционального восприятия дело не идет. Эмоции же нестабильны, стоит их только поколебать, как вера тут же улетучивается. Например, на эмоции от впечатлений внешней атрибутики богослужения или общения внутри общины «прилетает» эмоция от пережитого или увиденного горя. Начинаются терзания и, если они не перерастают в более глубокие уровни веры, то они обязательно выльются отвержением веры.
Выводы
Вопрос веры всегда волновал человечество, в несуществующего Бога верить невозможно. Если мы говорим о вере, то мы всегда говорим об отношении к Абсолюту. Поэтому, по слову свт. Луки (Войно-Ясенецкого), даже у атеистов есть свое к Нему отношение, а отношение уже подразумевает наличие минимум двух взаимодействующих субъектов, коими, в данном случае, являются Бог и человек.
Зачем люди верят в Бога? Надеюсь, что мне удалось дать ответ на этот непростой вопрос. Что бы там ни говорили, а если человек перестает верить в Бога, он начинает верить в что-то другое: науку, прогресс, силу разума, НЛО, возможность построения социальной справедливости на земле и пр. Последствия такой веры бывают весьма плачевны, но это уже совсем другая история.
Протоиерей Владимир Долгих