зачем богу так много людей
Нужны ли Богу наши мучения?
Ответ профессора богословия иеромонаха Константина (Симона):
Иеромонах КОНСТАНТИН (Симон)
В моей жизни тоже был период духовных сомнений, когда я почувствовал, что нахожусь не на своем месте и что моя жизнь не доставляет мне радости. Когда я еще был католиком (Отец Константин в детстве был крещен в католичество, затем стал католическим священником, проректором Папского восточного института, а в 2015 году перешел в Православие и принял монашеский постриг в Высоко-Петровском монастыре г. Москвы. — прим. ред.) и жил в Риме, меня неоднократно приглашали в Россию читать лекции о католицизме и участвовать в дискуссиях. Как католик, я старался до конца отстаивать позицию католика, но в какой-то момент понял, что для меня это очень тяжело.
Зачем Богу наши мучения?
Рай только для христиан?
Фото Владимира Ештокина
Поэтому христианин не может ни судить, ни превозносить себя над представителями другого мировоззрения или считать себя избранным. В каждом человеке мы должны видеть Образ Божий. Мы не знаем, что происходит в его душе, не знаем, как он относится к Богу и как Бог относится к нему. От людей, не исповедующих христианство, мы не можем ждать христианского совершенства, но также мы не должны и терять надежду, что рано или поздно человек обратится ко Христу.
Мы не можем осуждать человека даже тогда, когда он проклинает Христа, проклинает Евангелие, — хотя в таком случае он умышленно удаляется от Бога и совершает большой грех. В том числе, например, и представителей исламских экстремистских группировок, и террористов-смертников… Важно понять, что эти люди неправильно истолковали свое вероучение, потому что убийство для мусульманина — это тяжкий грех. Мы должны сочувствовать этим людям, которые дошли до такого духовного помрачения и считают, что убивать людей — добродетельно.
Но мы знаем также немало примеров, когда до духовного помрачения доходили люди, воспитанные в христианстве. Это и Сталин, и Ленин, которые родились в православии, это и Муссолини, и Гитлер, которые родились в католической традиции, и многие другие. Что мы можем сказать об этих людях? Конечно, они по собственной воле предали Христа и изменили своей вере. А все остальное — это тайна зла.
Не зря говорят, что душа человека — потемки. Мы не знаем, что было в душе у Гитлера, когда он убивал миллионы. Конечно, на его плечах лежат ужасные грехи. Известно, что Гитлер был очень трусливым человеком, вероятно, он отдавал приказы, но их исполнения он не видел. Когда Гитлер стал нацистом, христианином он уже давно не был, он был атеистом. Говорил иногда про Бога, но что-то языческое, не христианское.
Зачем учиться и приобретать профессию, если в Царствии Божием это все равно не понадобится?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Царство Небесное — многогранное понятие. К сожалению, чаще всего под ним подразумевают некую область загробного мира, куда попадают праведно жившие люди. «Царство ему (ей) Небесное», — говорим мы, вспоминая о дорогих нам усопших. Само слово «небесное» словно бы указывает на некую удаленную реальность. Мы живем на грешной земле, а это царство где-то там, на небе, где, как говорил персонаж известного фильма, «только и разговоров, что о море и о закате». Однако на самом деле небесная реальность не столько удаленная, сколько иная, отличная от той, в которой большинство из нас существует. Это реальность, в которой царствует Бог. Не далекий, сидящий на облаке старец с длинной бородой, а Тот, Кто, придя на землю, освободил человечество от власти греха и, воскреснув, дал верующим в него очень обнадеживающее обетование: и вот, Я с вами во все дни до скончания века (Мф 28:20).
То есть Царство Небесное постоянно рядом с нами. Оно способно появиться в любой точке нашей жизни, если мы будем всей душой стремиться его достичь. В притчах о Царстве Небесном Господь сравнивает Царство Небесное с купцом, который искал хороший жемчуг и однажды, найдя особенно ценную жемчужину, продал все, что у него было, и купил ее. Еще одно сравнение — это спрятанное на поле сокровище, которое случилось найти одному человеку, который ради обладания им продал все свое имущество и приобрел то поле. Известие о том, что Царство Небесное близко, стоит только протянуть руку, — одно из центральных посланий проповеди Иисуса Христа. Покайтесь. ибо приблизилось Царство Небесное, — призывает Христос (Мф 4:17). Вот, Царство Божие внутри вас есть, — говорит он (Лк 17:21), отвечая на вопрос, когда оно придет. Что же нужно, чтобы попасть в него? Ответ содержится выше, в слове «покайтесь».
В христианском понимании покаяние означает изменение ума. Для того чтобы войти в Царство Небесное, не обязательно умирать. Для этого нужно осознать ненормальность нынешнего состояния бытия, искаженного грехопадением, а осознав, попытаться коренным образом, в свете евангельского благовестия изменить взгляд на себя, свою жизнь, других людей, окружающий мир. Это внутреннее духовное усилие — начало пути в Царство Небесное. На этом пути, если следовать им неотступно, обязательно произойдет встреча со Христом, после которой, как принято сейчас говорить, жизнь уже никогда не будет прежней. Именно во Христе происходит всецелое восстановление человека и фактически вступление в Царство Небесное, которое, собственно, и есть Христос. Без этого надежды на то, что когда-то потом, после смерти мы, изрядно пострадав в этой жизни, наконец достигнем блаженства, напрасны. «Кто не увидел Христа здесь, в этой жизни, тот не увидит Его и там», — говорил преподобный Варсонофий Оптинский.
Таким образом, мы наследуем Царство Небесное, уже живя здесь, на земле. Наследуем не благодаря философским рассуждениям, но деятельным усилиям, в том числе, по заповеди Божией, проявляя любовь и заботу о других людях, служа им в силу тех возможностей, способностей и талантов, которые получили от Бога. В этом смысле учеба и последующее приобретение профессии, которая позволит трудиться во славу Божию и на благо ближних, — важный этап на пути в Царство Божие. Для христианина его работа есть дело любви. Именно поэтому очень важно, чтобы мы нашли в жизни занятие, соответствующее нашим дарованиям, и делали его как можно лучше и добросовестнее — в этом проявляется наша принадлежность к Царству, любовь к Богу и ближнему.
Для чего Бог создал человека?
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Вопрос читателя:
Чем дольше живу, тем больше вопросов. Зачем Бог создал человека?Смысл какой? Ну проживёт человек 100 лет. Потом умрёт. Умрут его дети со временем, внуки, правнуки и т.д. Есть ли загробная жизнь, никем не доказано. Человек живет физической жизнью.
Читала Библию, Новый Завет возникло очень много вопросов. Ходила в церковь. Из 20 вопросов священник ответил кое-как на два, и то не прямо, а вокруг да около.
Я пыталась просчитать, откуда такое количество людей на планете. Пусть Адам и Ева прожили 1000 лет. Родили они 1000 детей. Каждый из них родил еще по тысяче. Ну не получается ни арифметическая, ни геометрическая, ни тригонометрическая прогрессия по производству людей. Тем более надо учитывать, что и в то время умирали, погибали в результате воин.
И ещё. Сначала Бог создал твердь, насадил красивыми деревьями, травой, создал животных. Последними создал Адама и Еву.Ева соблазнила Адама (женщина всегда виновата), Бог изгнал их из рая и сделал смертными. Но животные при чем? Они не совершали греха, почему они смертны? Значит, так задумано было изначала. Почему было не поставить херувима с огненным мечом охранять дерево? И дело совсем ни в том, что тем самым Бог дал им свободу и доверие. Уходя из дома, родители говорят своим очень послушным детям: «Спички не берите, газ не включайте». И хотя они знают, что дети не ослушаются, они всё равно перекрывают газ и убирают спички. Сейчас древо охраняет херувим с огненным мечом, от кого?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас Благословение! Дорогая Валентина, вопросов у Вас много, и это правильно. Сразу найти ответы на все не получится, потому что ответы не такие простые, и расширять и углублять их нужно всю жизнь. То, что священник не смог ответить, может быть, говорит о том, что вопросы слишком фундаментальные. Например, попросят Вас два человека объяснить, как взять сложный интеграл. И с одним Вы в два счета договоритесь, потому что он студент-математик и база у него есть, и Вам только уточнить кое-что нужно будет, чтобы он понял, а второй будет или студент-переводчик, или школьник, или человек, который окончил медицинский колледж. И с каждым из них нужно будет сперва и школьную программу по математике вспомнить, и дополнительный объем знаний пройти, чтобы перейти к сложному интегралу. И с кем-то это быстро пойдет, а кто-то долго будет осваивать программу, понимаете? Так что просто спокойно относитесь к поиску ответов.
По поводу половых отношений у нас тоже есть текст. То, как все происходит сейчас, во многом (Вы можете прочитать по ссылке как раз) результат того, что человек отошел от Бога. Обязательности в этих отношениях никакой нет, есть монахи, которые живут без этого. А вот брак, союз любви – это соединение двух личностей, потому что любовь – это союз, соединение, при котором личности создают единое целое, каждая оставаясь при этом сама собой. Могу предположить, что телесное соединение таково именно как часть этого всецелого чуда единства двоих, которые любят друг друга. Как Вы понимаете, цель брака – это единство в любви, бытие на двоих (а не только быт), и половое соитие – это часть, грань и составляющая этого единства, но не 100%.
По поводу последнего вопроса приведу толкования. Вот как объяснял этот момент иерей Даниил Сысоев: «Адам сошел с высот Едема и сидя у затворенных врат сада каялся во грехе своем. Но чтобы потомки его, в противобожной гордыне не захотели силой захватить запретное для них бессмертие, Бог поставил охранять путь к древу жизни одного из высших ангелов-Херувима, и вокруг рая стал обращаться пламень меча (букв.) как некая огненная стена (возможно воспоминание именно о ней сохранилось в сказках рассказывающих о путешествии за тридевять земель за волшебным плодом)».
А вот так пишет преподобный Ефрем Сирин: «По изгнании прародителей из рая Бог, как написано, на восточной стороне рая сладости пристави Херувима и острие меча обращаемаго, хранити путь древа жизни. Оплот рая имел жизнь, потому что мог вращаться сам собой, чтобы охранять путь к древу жизни от того, кто мог пожелать его плода и дерзнул бы его сорвать. Но острие меча поразило бы того смертного, который пришел восхитить бессмертную жизнь.».
Сотворение человека
Беседы на Книгу Бытия. 2: 1–25
Есть ли основания считать, что в Книге Бытия утверждается почитание субботы? Почему заблуждаются «Свидетели Иеговы», учащие, что душа человека в его крови? Зачем Бог творит Еву из ребра Адама?
Здравствуйте, уважаемые читатели и зрители портала «Православие.ру». Мы продолжаем с вами цикл бесед на Книгу Бытия Священного Писания.
На прошлой встрече мы разбирали 1-ю главу Книги Бытия, в которой говорится о творении этого мира. Сегодня мы рассмотрим, как был сотворен человек, – об этом сказано во 2-й главе. Но прежде разберем первые стихи главы 2 и связанный с ними важный вопрос о дне субботнем.
Какой день недели чтить?
Во 2-й главе Книги Бытия сказано:
«Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2: 1–3).
Как видим, седьмой день в Священном Писании выделен особым образом. Почему? Сам контекст Книги Бытия это объясняет: это был день завершения творения мира. И седьмой день являлся в Ветхом Завете всего лишь именно памятником творению. И уже только в законе Моисея, в 4-й заповеди, говорится: «Помни день субботний, дабы святить его… Не делай в оный день никакого дела ни ты, ни раб твой, ни рабыня твоя… ни пришелец в доме твоем» (Исх. 20: 8; 10).
Но Господь заключает Новый Завет в Крови Своей, преподавая Чашу Евхаристическую. И у апостола Павла во 2-м Послании к Коринфянам мы читаем: «Кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор. 5: 17), – тот новое творение. Прежнее прошло, теперь всё новое.
Почему я обращаю внимание на это? Существует такая неопротестантская группа, как адвентисты 7-го дня, которая, ссылаясь на тексты Священного Писания, но глубоко заблуждаясь, говорит: новозаветным христианам следует почитать именно субботний день – и совершенно отрицает празднование дня воскресного.
Мы почитаем день субботний, а Воскресение Христово празднуем
Заметим, что Православная Церковь никогда не отменяла почитание субботнего дня. Мы почитаем день субботний, а Воскресение Христово празднуем – это надо помнить.
Господь Иисус Христос в Священном Писании, в Евангелии от Иоанна, нас предупреждает: «Исследуйте писания, ибо думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5: 39). Как видим, братья и сестры, исследование Писания – это дело не праздное, это вопрос не просто умствования и философии. От того, насколько тщательно и внимательно мы его исследуем, зависит наша вечная участь, по слову Самого Христа Спасителя. Повторю их еще раз: «Исследуйте писания, ибо думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне».
А о каких писаниях здесь говорит Господь Своим ученикам? – О писаниях Ветхого Завета. И как сказано у апостола Павла, «всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для наставления и для исправления в праведности» (ср.: 2 Тим. 3: 16).
Душа и… кровь
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2: 7).
Мы видим, что Бог творит человека особым образом, не так, как мир. Ранее Он повелевал, когда говорил земле: «Да произрастит», когда говорил воде: «Да произведет», когда говорил земле: «Да произведет земля душу живую, пресмыкающихся и животных». Человека Бог творит особым образом. Мы уже вкратце касались этого вопроса, когда читали 1-ю главу, в 26-м стихе которой говорится: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Здесь, во 2-й главе, мы узнаем подробности о творении самого человека и его души: «и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою», – и, как сектовед, я обращаю особое внимание на эти слова.
«Свидетели Иеговы» глубоко заблуждаются, считая, что при переливании крови идет «переливание души»
Почему? Потому что есть секта «Свидетели Иеговы», которая неправильно отвечает на вопрос о том, где же находится человеческая душа. Они, ссылаясь на 9-ю главу Книги Бытия (которую мы с вами, если Господь позволит, рассмотрим в дальнейшем), говорят, что якобы душа человека находится в крови, поэтому запрещают переливание крови. Сделаю отступление и расскажу такой случай. В Центр преподобного Иосифа Волоцкого по реабилитации людей, пострадавших от сект (он находится при храме Преображения Господня в Старом Беляеве; в этом центре я провожу прием каждый вторник с 15 до 19 часов), как-то пришел папа, у которого погибла дочь. Он был «свидетелем Иеговы». Их семья ехала на машине и попала в аварию. Дочь с тяжелейшими травмами отвезли в больницу, в отделение реанимации. Пострадавшая потеряла много крови, нужно было делать переливание. Но в больницу приехал старейшина «Свидетелей Иеговы», сел возле двери операционной и запретил переливать девушке кровь, говоря: «Ни в коем случае нельзя вливать чужую кровь. Положитесь на Иегову, Иегова вам поможет». Девушка погибла.
«Свидетели Иеговы» глубоко заблуждаются, считая, что при переливании крови идет «переливание души». Обвиняют нас в том, что мы чуть ли не некоей реинкарнацией занимаемся – туда-сюда «души переливаем». Это полная нелепость! Душа не в крови! Мы видим, что в Библии о душе говорится совершенное иное. Кстати, вскоре после того трагического случая «Свидетели Иеговы», у которых есть такое понятие, как «прогрессирующее откровение», поменяли свою доктрину и стали учить, что плазму, то есть заменитель крови, переливать можно.
Где же исток этого заблуждения «Свидетелей Иеговы», которое приводит к тому, что многие люди, не пройдя до конца свой жизненный путь и не придя к покаянию, погибают для этой жизни и для жизни вечной?
Только о животных в 9-й главе Книги Бытия говорится, что душа их содержится в их крови
Дело в том, что в иврите есть три слова со значением «душа»: «нэфэш», «нэшама» и «руах». Слово «нэфэш» употребляется в Библии при рассказе о том, как Господь вдунул в человека дыхание жизни; и никогда в Священном Писании оно не употребляется применительно к животным. И только о животных в 9-й главе Книги Бытия говорится, что душа животных содержится в их крови.
«Плоть от плоти, кость от кости»
Но читаем главу 2 Книги Бытия далее:
«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2: 15).
Бог создал для человека все условия благополучия, у него не было никакого недостатка в чем-либо. Это, можно сказать, то, к чему стремится современный наш мир, – получение всех возможных благ. И первой семье, Адаму и Еве, Бог при этом сказал: вы не можете вкушать от древа познания добра и зла.
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него» (Быт. 2: 16–17).
«Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт. 2: 19–20).
Один из греческих философов сказал: самый мудрый человек на земле был тот, который дал всему названия и имена. Действительно, насколько нужно было быть совершенным, чтобы назвать всё так премудро!
Но человеку нужен был помощник, чтобы возделывать и хранить рай, а среди животных такового не нашлось.
И потому, как читаем дальше:
«И сказал Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника соответственного ему» (Быт. 2: 18).
Бог создает Еву из ребра, потому что ребро ближе к сердцу
Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и птиц, жену же Адаму сотворил из его ребра. Почему же из ребра? Вот есть такое фольклорное «объяснение»: мол, потому, что ребро – это единственная часть скелета, в которой нет мозга. Конечно же, это досужие домыслы. Бог создает Еву из ребра, потому что это самая близкая часть к сердцу мужчины. Если бы, например, Господь создал Еву из черепно-мозговой кости, то женщина могла бы возгордиться и сказать: «Я – твоя голова». Если бы Господь создал, например, из пятки, то уже муж бы сказал: «Ты вообще моя пятка». Но Господь создает из ребра – самой близкой части к сердцу человека.
И когда Адам увидел жену, которую создал ему Бог из ребра его, то, как читаем:
«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2: 23).
«Плоть от плоти», «кость от кости» – какой поэтический образ! Да тут, действительно, стихотворная форма. Поэтому, когда наступает весна, не надо удивляться тому, что мужчины и молодые люди читают стихи и поют песни женщинам.
Все люди произошли от Адама и Евы, и это факт той единой природы, которая объединяет всех человеков.
Итак, как видим, Бог творит этот мир весьма хорошо, Он творит его за шесть дней, особым образом Он творит человека, творение которого отличается от творения животных и растений. И мы видим, что нигде в Священном Писании не говорится, что душа человека пребывала где-то до сотворения мира. Это ответ тем людям, тоже заблуждающимся, так называемым неоплатоникам и неоиндуистам, последователям Рерихов, Блаватской, которые говорят о том, что якобы душа была где-то, а потом она каким-то образом вселяется в человека. Это, повторю, заблуждение. Душа человека возникает в момент сотворения человека. Точно так же, как душа ребенка возникает в момент зачатия ребенка.
Братья и сестры, как важно исследовать Священное Писание! И Господь Иисус Христос наставляет – повторю эти слова еще раз: «Исследуйте писания, ибо через них думаете иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне». Любое заблуждение при чтении Священного Писания приводит человека к погибели, поэтому будем внимательны. И будем поступать так, к чему призывает апостол Павел: «Не сообразуйтесь с веком сим, а преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 2). Видим, что для того, чтобы принимать и воспринимать Священное Писание в присущем ему свете, в Духе Святом, необходимо углубиться в знания отцов Церкви и в текст самого Священного Писания, чтобы не попасть на пути заблуждения и не отпасть от пути спасения.
Зачем Бог создал человека?
Истерзанные грехами, замученные равнодушием и жестокостью современного мира, люди все чаще задают вопрос – зачем Бог создал человека, если его жизнь так ужасна? Почему в мире столько зла, войн, убийств, неравенства и скорби? Почему Господь, который заранее знает о судьбе мира, допускает это зло?
Бог есть любовь
Все религии, которые были до христианства, были основаны на справедливости – то есть «око за око, зуб за зуб». И вдруг появляется Сын Божий, который говорит, что любит всех людей, заботится о них и к их судьбе совершенно неравнодушен. Но оставляет заповеди о том, что люди должны Его любить больше жизни, а также любить друг друга. Если и согрешили, то, коли, покаются, откажутся от повторения греха, Господь их, непременно, простит. И всё у них тогда будет хорошо. Просто, понятно, логично.
А самое главное, что Господь сотворил людей свободными, он не тянет их в вечную жизнь силой. Они вольны самостоятельно выбрать тьму или свет, зло или добро.
Выбор человечества
Итак, человек сталкивается со злом. В виде жестокости, насилия, несправедливости. Он страдает от них, ему больно, душа его кричит, просит помощи. Но зло не существует, Господь его не создавал. Откуда же оно берется в мире? Зло – это отсутствие добра. Оно просто заполняет вакуум, в котором нет любви. Вот и появляется зло. То есть, оно проистекает от того, что сами люди не хотят наполнять мир любовью. Чем меньше они любят друг друга, тем большей тьмой наполняется мир.
Чем больше людей страдает от проявлений нелюбви, тем большее количество должно понимать, что хватит уже тьмы, пора идти к Свету. И постепенно приходят к Богу, как к единственному непоколебимому источнику любви. Пока этот ручеек мал. Но, это значит лишь одно – что любви в мире еще много. Еще есть возможность терпеть, получая её крупицы, как лекарство от страданий.
Свободный в выборе человек, настрадавшись от жестокости, стремится к добру. И Господь ждет каждого, кто этот выбор делает. Ждет и встречает так, как в притче о блудном сыне отец встретил его – как самого дорогого гостя. И призывает тех, кто уже наслаждается Его дарами, встречать блудных детей так же, как он. И даже сам стучит в сердца людям.
Вот, стою у двери и стучу; если кто, услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20).
Где же решение?
На вопрос «Зачем Бог создал человека» ищут ответ многие люди на протяжении многих тысячелетий. Но кроме Господа, ответить на него не может никто. Так стоит ли ломать голову? Лучше довериться Богу и твердо осознавать то, что ради людей Господь собственного сына отдал на распятие. И распяли Его не боги, а люди. Люди, наполненные злом. Утратившие любовь не только к окружающим, но и к самим себе. У себя отняли они Того, кто их исцелял, оживлял, кормил и поил, лишь преломив хлеб и благословив воду.
Но недаром Господь устами апостола Павла говорит:
Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9)
Верить в это, любить Бога, следовать Его заповедям – вот путь к миру во вселенной и в каждой душе.
Но что станет с теми, кто не будет следовать по этому пути? Тем, кто не желает вернуться на верный путь, наполняет свою душу злом, считая, что оно поможет ему стать счастливым – что ждет их?
Для них сам Господь сказал:
Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф.25:41).
Как страшно, что у них даже надежды на спасение нет! Но ведь они также люди, созданные Богом, почему такая участь постигнет их? Никогда не поздно покаяться и оставить грехи, никогда до самой смерти. Господь милосерден и постарается отвоевать у сатаны каждую душу, которая в последний миг захочет покаяться и попросить прощения грехов. Но, главное, не опоздать…
Человечество, обязательно, одумается, когда переполнится чаша зла. Но на этом фоне каждый может отказаться ждать этого часа и противопоставить любовь к Богу, к ближнему и самому себе.