зачем бран нужен был королю ночи
6 главных вопросов к финалу «Игры престолов»
Осторожно, в этом материале много спойлеров! Не читайте его, если не смотрели восьмой сезон!
Надо отдать сценаристам должное: им все-таки удалось нас удивить. Вопреки изобретательным теориям и трезвой аналитике, Джон Сноу не оказался на Железном троне, Серсея не умерла от рук валонкара, а Дейенерис не смогла «сломать колесо» до конца. Дэвид Бениофф и Д. Б. Вайс все сделали по‑своему, а нам — нравится это или нет — остается с этим только смириться (ну, и подписывать петиции). Мы не знаем, что из случившегося в восьмом сезоне является задумкой Джорджа Мартина, а что — плодом воображения шоураннеров. Мы не знаем, куда улетел Дрогон вместе с погибшей Дейенерис и что находится западнее Вестероса. Откровенно говоря, мы мало что знаем: «Игра престолов» закончилась, а вопросы остались. Вот главные из них:
Почему Бран?
Королем становится один из самых непопулярных персонажей «Игры престолов», который провел половину сериала за Стеной и один сезон отсутствовал полностью (признаемся, никто особенно не интересовался его судьбой). Да еще и при каких обстоятельствах: кандидатуру Брана выдвигает плененный Тирион, с которого даже не успели снять кандалы, а избирают его сильно поредевшие ряды вестеросских лордов (причем некоторые из них — и не лорды вовсе). Аргументация Тириона тоже хромает: мол, у Брана, сломленного мальчика, самая убедительная и сильная история для будущего правителя. А как же Дейенерис — разрушительница цепей? А тайна R+L=J, которую мы обсуждали все эти годы? А Арья и Санса, в конце концов?
Конечно, логика в решении авторов сериала есть. Дети Старков всегда были одними из центральных персонажей, и в случае с ними все возвращается на круги своя. В первом сезоне Бран упал с высокой башни — и взлетел ввысь. Санса хотела стать королевой — и добилась независимости Севера. Арья не леди, это не про нее — поэтому она отправляется исследовать неизвестные земли. Джон дал клятву служить Ночному дозору — и вернулся туда, откуда начинал.
Кроме того, воцарение Брана укладывается в саму идею условного «сломанного колеса». Добро и мир может принести тот, кто не жаждет власти, кто не подвластен человеческим порокам и слабостям. В погоне за Железным троном люди забывают свою историю, повторяют ошибки, грабят города, убивают невинных. Они разрушают всё на своем пути, но Бран уже сломлен.
Почему вокруг рождения Джона Сноу было столько тайны?
Буквально во второй серии восьмого сезона Бран поручает Сэму раскрыть тайну его рождения и кажется, что вот он — поворотный момент в сюжете. Дейенерис не потерпит конкуренции. Таргариен против Таргариена, танец драконов. Но оказалось, что эта тайна, с которой несчастный Нед Старк слег в могилу, не так важна. Тогда зачем все это было нужно? Показать, что Джон Сноу — все-таки больше Старк?
Зачем было столько разговоров об Азоре Ахае?
По легенде, Азор Ахай — герой, который тысячи лет ковал меч Светозарный, с помощью которого одержал верх над Великим Иным. Для этого ему пришлось вонзить клинок в сердце своей любимой жены Ниссы-Ниссы. Согласно пророчествам, Азор Ахай должен был возродиться как Принц, что был обещан, и снова спасти человечество. Мелисандра считала, что это Станнис Баратеон, потом она верила в Джона Сноу. Фанаты были убеждены, что он закалит меч, вонзив его в сердце своей возлюбленной Дейенерис, и победит Короля Ночи. Как вышло в итоге, мы знаем.
Чего на самом деле хотел Король Ночи?
Зачем теперь нужен Ночной Дозор?
«Ночной Дозор все еще существует?» — спрашивает Джон Тириона, собираясь отправиться на Стену. Хороший вопрос. А нужна ли она, если белые ходоки побеждены, а одичалые больше не враги? Ответа нам не дают. Мы лишь видим, как Джон с Тормундом и группой одичалых отправляются на реальный Север, а в снегу прорастает трава. Что это означает? Глобальное потепление? Конец едва начавшейся зимы? Символ победы над нежитью? Символ того, что заброшенный Север теперь будут населять люди?
Что там на западе Вестероса?
Этот вопрос задает Арья, но никто не знает ответа (хотя Бран должен!). Непонятно, это задел на спин-офф или просто попытка написать красивый финал для Арьи?
Еще несколько маленьких вопросов, на которые хотелось бы получить ответ:
Кто такой Король Ночи и почему Бран Старк может быть главным злодеем «Игры престолов»: важные вопросы и самые дикие фанатские теории
По итогам битвы за Винтерфелл главной потерей «Игры престолов» стал Король Ночи — бессменный лидер белых ходоков. Этого персонажа тизерили с первых сезонов как главную угрозу человечеству, именно к встрече с ним все это время готовился Джон Сноу и все остальные. И его одним ударом кинжала, хоть и непростого, замочила Арья Старк — и вместе с ним по волшебству развалилось и все ледяное войско.
Как вообще получилось, что от Короля Ночи зависела жизнь всех его солдат?
Ночной Король — последователь такого суперзлодея, как Око Саурона. История этого архетипа отсылает нас к Библии — и тогда, и еще долгое время после он нес исключительно положительный смысл. «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их» (Псалтирь, псалом 32). «Всевидящее око Божие» в итоге стало символом божественной защиты, необходимой человеку.
Но в середине XX века образ всевидящего ока уже трактовался как отрицательный, как символ тоталитарного контроля — например, как Большой брат у Оруэлла или Саурон у Толкиена. Созданные ими силы зла всецело зависят от них самих, что является метафорой реальной истории — как зависимость тоталитарных режимов от их единоличных лидеров. В случае с Королем ночи все может работать так же.
Почему Король Ночи не боится огня?
Сцена, где Дейенерис пытается тщательно прожарить КН с помощью своего дракона, удивила многих зрителей. Вообще говоря, такие сцены как раз существуют, чтобы удивлять — или вы ожидали увидеть на месте КН уголек с бусинками? — и все же можно поискать им оправдание. Например, как насчет того, что на КН просто не действует огонь, и в этом нет ничего удивительного? В шестом эпизоде седьмого сезона, перед тем как подбить дракона копьем, можно увидеть как КН проходит через огонь — и пламя не то чтобы расступается, но явно тухнет.
Согласно другой теории, КН — таргариен, и может даже отец Дейенерис. У этой теории масса слабых мест, начиная с того, что по официальной версии КН появился тысячи лет назад. А то, что он может управлять драконом — слушайте, разве вы не поняли, насколько талантлив этот парень?
Бран и Король Ночи — одно и то же лицо?
Звучит уже неплохо — и это всего лишь первая из десятков фанатских теорий о том, что это было и что ждет нас впереди.
Что нам вообще известно о происхождении КН? Это был обычный человек, которого Дети Леса тысячи лет назад обратили в белого ходока, ритуально зарезав его кинжалом из драконьего стекла. Все это показывает Брану в видении одна из Детей Леса; тот обвиняет ее в создании белых ходоков, та же оправдывается тем, что тогда шла война и это была самозащита. В то же время знаменитая сцена “hold the door”, из которой мы узнали, как Ходор стал Ходором, дала понять, что Бран может каким-то образом путешествовать в прошлое и даже на него влиять. Именно после этой сцены появилась теория о том, что Бран мог попытаться предотвратить появление ходоков. Желая повлиять на ход истории, он вселился в того самого солдата — и «застрял» в нем, став таким образом Королем Ночи. Про застревание Брана предупреждал Трехглазый ворон, когда говорил о том, что если слишком долго задерживаться в прошлом, в нем можно остаться навсегда.
Фанаты также советуют обратить внимание на форму лица Брана и его одежду в эпизодах, когда он путешествует в прошлое — некоторое сходство и правда есть. Другой аргумент в том, что в одном из видений Брана Король Ночи смог до него дотронуться и поставить метку. Это точно означает, что у них особенные отношения — или даже то, что это одно и то же лицо.
Аргументы против более убедительны и бьют в самый корень — например в то, что сцена с Ходором на самом деле не доказывает, что Бран может вот так запросто менять прошлое или создавать какие-то временные петли.
Главный аргумент против состоит в том, что Король Ночи — герой именно сериала, а не книг Мартина, и так переплетать события сериала и книг создатели бы не рискнули.
Но на самом деле последний аргумент не совсем опровергает фанатские теории, а лишь все усложняет благодаря одной детали. В книгах схожим именем (Night’s King вместо Night King) зовут легендарного героя, 13-го лорда-командующего Ночным дозором, и у него весьма интересная биография — ее пересказывала Брану Старая Нэн. По легенде, он взял в жены женщину-ходока, объявил себя Королем Ночи и 13 лет оставался лордом-командующим, ведя двойную жизнь — по ночам приносил в жертвы ходокам людей. Беспределу положили конец Брандон Старк из Винтерфелла и Король-за-Стеной Джорамун, КН был убит, а его имя предано забвению. Старая Нэн, служанка дома Старков, также рассказывала Брану, что тот КН сам был Старком.
В сериале нет упоминаний о «книжном» Короле Ночи. Что же говорит про этого героя сам Джордж Мартин? Впервые писателя спросили о нем, когда в 4 серии 4 сезона появился предводитель белых ходоков, в титрах обозначенный именно как Night King. Тогда Мартин не стал отвечать на вопрос, не один и тот же ли это персонаж — а лишь рассказал о его книжной версии: «Что касается Night’s King (предпочитаю именно такое написание), то в книгах это просто легендарная фигура, как Ланн Умный и Брандон Строитель, не доживший до наших времен, как и они». И это все, что он сказал! При этом некоторые фанаты обращают внимание на то, что так-то можно сказать, что до наших времен не дожил и Бран.
Уже в пятом сезоне мы узнали историю возникновения Короля Ночи — с помощью Детей Леса, то есть задолго до появления стены, Ночного дозора и как следствие — того Короля ночи из книг Мартина. Что, по идее, должно доказывать, что это разные персонажи. Но также возможно, что где-то в этом моменте Мартин и сценаристы решили в очередной раз модифицировать книжный сюжет — и на этот раз самым драматичным образом. Даже если это одно и то же лицо, предсказывать, увидим ли мы еще Короля Ночи, и в каком качестве — дело максимально неблагодарное. Слишком много вариантов, и слишком сильно это меняет общую картину. Поэтому более вероятно, что два Короля Ночи — не более, чем совпадение, которое допустил и Мартин, и сценаристы.
И тем не менее, связь Брана с Королем Ночи все еще до конца не ясна. Взять один из главных вопросов после битвы за Винтерфелл — куда «отлучался» Бран? Самый вероятный ответ — не куда, а зачем: чтобы тем самым Король Ночи побыстрее его обнаружил. Это логично, но кажется, Король Ночи и так был в курсе, где искать Брана — и в таком случае возможны варианты…
Сразу после выхода последней серии появилась теория о том, что Бран, будучи Трехглазым вороном и противником белых ходоков, является Владыкой Света — антиподом Короля Ночи.
Так как он видел будущее, то знал, где и как встретит КН, и все что ему требовалось — передать Арье кинжал. Тут начинается череда событий, в которых тем или иным образом замешаны Бран, Арья и Владыка Света — и во всех якобы незримо присутствует Бран. Например, ставятся под сомнение эпизоды с воскрешением мертвых: Мелисандра не была уверена, что воскресит Джона, а жрец Торос не мог воскресить Берика — и все это на самом деле сделал Бран. Важность Джона для Брана понятна, Берик же в итоге спасет Арью в одном из эпизодов. Словом, речь идет о масштабном плане с множеством участников, которым дирижировал Владыка Света в обличии Брана — в том числе и непосредственно во время битвы за Винтерфелл.
Но у теории о таинственном могуществе Брана есть и другая сторона. Согласно другой, менее популярной версии, Бран aka Трехглазый ворон — враг не только Королю Ночи, но еще и всему человечеству.
При этом, когда Арья встречает в последней серии Мелисандру, та напоминает ей о глазах, которые Арье предстоит закрыть — brown eyes, green eyes, blue eyes. По идее, этот прогноз сделан только для финала серии — и Мелисандра делает особый упор на голубые глаза. Но сторонники этой теории обращают внимание еще и на зеленые глаза — и можно сказать, что это Бран. Конкретно в концовке к теории уже больше вопросов — ведь и у Серсеи зеленые глаза. Кроме того, можно обратить внимание на порядок, в котором Мелисандра называет глаза — в последней серии это «карие, зеленые, голубые», а когда Мелисандра впервые встретила Арью в третьем сезоне, порядок был другой — «карие, голубые, зеленые». Не значит ли это, что вся теория про Арью и глаза — полная туфта, и она уже выполнила свое предназначение?
Несмотря на все безумие фанатских теорий, напомним, что некоторые их них оказались правдой. Так, теория о родителях Джона Сноу прозвучала еще до возникновения сериала, в 2001 году. А безумная история с происхождением имени «Ходор»? О нем в свое время догадался писатель Майкл Вентрелла. Тот рассказывал, как однажды на конференции ему случилось несколько раз столкнуться с Мартином в лифте. Писатели были знакомы; так получалось, что Мартин каждый раз заходил следом за Вентрелло и нажимал на кнопку. В какой-то момент Мартин пошутил, что всегда мечтал быть лифтером — «на тот случай, если писательством не заработаю». Вентрелла, решив тоже пошутить про лифт, заявил, что «понял» значение имени Ходор — и произнес то самое hold the door. Мартин ответил, что писатель даже не представляет, как близко он к истине — а далее, видимо, бежал в ужасе. Все остальные узнали про Ходора только два года спустя.
Игра престолов: Почему Король ночи одержим Браном
Из множества персонажей, которые населяют «Игру престолов», в эпизоде следующей недели будет иметь значение только одна пара: Король ночи, повелитель всего, что смертельно и мрачно, и Бран Старк, который в основном является верной версией вашего двоюродного брата, который настаивает на чтении вслух астрологии за семейным ужином.
Как две самые важные шахматные фигуры в грядущей битве при Винтерфелле, важно помнить весь контекст того, что Бран и Король ночи значат друг для друга.
В «Рыцаре семи королевств» собранные герои проводят одну тревожную ночь в Винтерфелле и размышляют над их неизбежной смертью с вином и песней.
В части «Битвы при Винтерфелле» Бран будет использоваться в качестве «приманки», чтобы заманить Короля ночи, который подозрительно отсутствует, когда эпизод заканчивается, когда Белые Ходоки практически стоят у входной двери.
Независимо от того, появится ли Король ночи в гробницах Старков, одно можно сказать наверняка: Бран впервые встретит Короля ночи в живую.
Ниже погружение в странные отношения Брана и Короля ночи и обоснованность той бессмертной теории, что Бран Старк – Король ночи.
Видение возле дерева
В первый раз, когда Бран «встретил» Короля ночи в видении в 4-м сезоне, эпизод 2, в «Льве и розе» Бран направляет Трехглазого ворона к причудливому дереву в пещере. Там у Брана есть видение, которое включает в себя заснеженную Королевскую гавань, за которым следует голос за кадром, который говорит: «Ищите меня под деревом», а кто-то говорит: «Он видел нас», искаженный повтор Серсеи со времени, когда Бран нашел ее занимающейся сексом с Джейме.
Последняя строка – это просто еще один голос, который говорит: «Север».
Большая часть трудноразрешимого видения включает в себя такие изображения, как переработанные кадры отца Брана, Неда Старка, а также зловещие тогда образы: дракон, летящий над Королевской гаванью (это прошлое или будущее?), и Железный Тронный зал окутан зимой. Есть также затемненное лицо Короля ночи, всматривающееся в лед, предзнаменование их второго противостояния.
В интервью 2014 года, организатор шоу-программ Д.Б. Вайсс объясняет, что видение Брана наполнено целью, независимо от того, насколько непрозрачны изображения.
«Это происходит по какой-то причине, и это как-то влияет на его историю в будущем», – сказал тогда Вайс.
Отметина на руке
После видения Брана Король ночи сделал себя известным зрителям и Джону Сноу, прежде чем снова встретиться с Браном в видении. Но в отличие от видения у дерева, на этот раз не было укрытия.
Как Король ночи связан с Браном, все еще обсуждается, но он породил ряд интересных теорий. Единственное, что вам нужно знать, это то, что касание позволило фанатам предположить, что Бран на самом деле является Королем ночи (несмотря на то, что происхождение Короля ночи было раскрыто в том же эпизоде).
В «Рыцаре семи королевств» Бран предположил, что его шрам с Ночным королем служит GPS-координатами его местоположения. Король ночи знает, где находится Бран из-за этого шрама, и поэтому Бран отдает себя в качестве приманки в Битве при Винтерфелле. Попадется ли Король ночи на это, еще неизвестно.
Но Бран уверен, что Король ночи идет за ним. Он рассказал Совету Вестероса об этом во 2 эпизоде 8 сезона.
Когда Самуэлл Тарли спросил Брана, что хочет Король ночи, Бран ответил:
«Бесконечная ночь. Он хочет стереть этот мир, а я его память».
Что же все-таки произошло в битве за Винтерфелл? Большой разбор «Долгой ночи»
Выждав долгую паузу после «Долгой ночи», когда все, кто хотел и не хотел, уже точно посмотрели битву за Винтерфелл, подробно рассказываем, что же это все-таки было.
Что мы говорим богу смерти? Не сегодня. Но именно в этот день, а точнее в ночь, «Долгую ночь», многим героям «Игры престолов» пришлось заглянуть в глаза смерти, почувствовать ее ледяное дыхание и напор, несравнимый ни с какими другими битвами прежде. Наверное, за серию произошло не так уж много потерь среди главных героев, как нас стращали заранее. На заслуженный покой ушли бойцы, которым нужно было искупить свой долг и закончить службу на своих условиях. Топовых персонажей все-таки приберегли для финальной битвы. Но все равно эпизод смог изрядно потрепать нервы зрителям за 80 минут экранного времени.
Почему все так темно?
Серию поставил ветеран батальных серий «Игры престолов» Мигель Сапочник, уже показавший армию мертвых в действии в «Суровом Доме» и поставивший премиальную «Битву бастардов». И «Долгая ночь» — абсолютно авторская серия, которая во многом держится и балансирует за счет режиссерских решений. Главные из них успели заметить многие зрители, смотревшие серию на маленьких экранах при дневном свете. Темно. Авторы приняли решение снимать в условиях, приближенных к естественному освещению. Только то, что действительно может гореть и светиться в этих условиях, озаряет изображение (как это делал Стэнли Кубрик в «Барри Линдоне» и много кто еще). А раз все действие происходит ночью, то это стопроцентно авторский радикальный жест — отказаться от фэнтезийной картинности, усложнить себе задачу, пользоваться другими средствами выразительности, приблизить ощущение к реально боевым, где все в дыму, хаосе и мраке. Отбирая у зрителя привычный эффект прорисованного светом «Властелина Колец», серия становится такой напряженной, пульсирующей, мигающей и удушливой.
Это только кажется, что если всю серию превратить в сплошную битву (экранный рекорд, даже сражение за Хельмову Падь длилось 40 минут), то она автоматически превращается в захватывающую. На самом деле, это так не работает. При слабой режиссуре долгое мочилово наскучивает минуте на пятнадцатой. Поэтому Сапочник применяет волнообразную структуру из приливов и отливов, тихого ужаса и громкого раската. Авторы то дарят надежду, то отбирают у зрителя любой проблеск на таковую.
Режиссура боевых сцен
Серия начинается с многофигурного пролета камеры длинным планом (излюбленный прием Сапочника), начинающегося с крупности дрожащих рук Сэма, затем под пульсирующие ритмы (композитор Рамин Джавади написал много прекрасной музыки для серии) переходящего на строй солдат, людей спускающихся в Крипту, орущую леди Мормонт, угрюмого Тириона, провожающего взглядом Брана Старка в богорощу. Далее камера чуть взлетает, и мы видим стоящих на стене сира Давоса, Сансу, Арью и, наконец, летящих в небе два дракона с Джоном и Дейнерис. После камера оглядывает происходящее снаружи замка: строи Безупречных и дотракийцев, заряженные требушеты. Здесь приходит первая волна воодушевляющей надежды. Из темноты на коне в замок возвращается пропавшая Мелисандра.
Напомним, что в прошлом сезоне красная жрица зачем‑то отъехала в восточный Волантис, но обещала вернуться в Винтерфелл в последний раз: якобы ей, как и Варису, суждено погибнуть в Вестеросе. Варис еще пока не исполнил свою миссию, а вот Мелисандра уже свела воедино лед и пламя, поэтому вышла на финальный поклон. Хотя, в принципе, могла бы и не мотаться туда-сюда только ради эффектного возвращения, а сразу спрятаться в Винтерфелле или кружить вокруг замка. Возможно, в Волантисе ей нужно было подзарядиться в храме Владыки Света, чтобы снова управлять огнем, и в очередной раз откалибровать свои пророчества об Азоре Ахае, победителе Иных. Напомним, Мелисандра уже не раз меняла своих кандидатов: то Станнис Баратеон, то Джон Сноу, а теперь вот первым делом она высматривает Арью Старк.
Налицо абсолютно безответственное отношение к дотракийцам, которых просто использовали как пушечное мясо. Если всех остальных солдат вооружили драконьим стеклом, то армии Дейнерис почему‑то оставили их обычные аракхи, неэффективные в бою с мертвецами. Интересно, а если бы не пришла Мелисандра и не зажгла их орудия, они бы их так и отправили с пустыми руками? Также остается загадкой, зачем нужно было выводить за пределы замка всю пехоту и артиллерию, а не сосредоточиться на обороне внутри. Бран использовал свои умения варга и следил за Королем Ночи при помощи воронов, но почему‑то не докладывал о месте дислокации главного врага.
С огнем тоже возникает проблема: после отступления никак не получается зажечь защитный ров. Это удается сделать только благодаря командной работе той же Мелисандры c Безупречными. Не зря же, въезжая в замок, жрица поприветствовала Серого Червя фирменным «валар моргулис». Поэтому, когда попросили огоньку, Червь тут же поймал взгляд Мелисандры и при помощи своих людей организовал прикрытие, чтобы она успела при помощи заклинания подпалить ров. Но стена огня ненадолго останавливает вихтов. Одним движением руки Король Ночи повелевает белым ходокам проложить собой путь через пламя. Вскоре мертвые пробираются в замок.
Кого мы потеряли?
Конечно, чтобы осада Винтерфелла с тысячей лиц не превратилась в хаос, повествование приходится дробить на такие мини-приключения от лица одного из героев, которого в решающий момент обязательно кто‑то спасает, чтобы переключиться на другую точку зрения. Только когда у фрагмента есть герой, чьими глазами мы видим ту или иную сцену, зритель может проникнуть в суть происходящего. Классический пример с Джоном Сноу, который постоянно встревает в непомерные заварушки, чтобы потом кто‑то обязательно спас его шкуру. В таких спасениях погибают Эд из Ночного дозора и Джорах Мормонт, защищающий любимую Дейнерис в поле среди зомби. Также прекрасной сценой смерти была удостоена его юная двоюродная сестра Лилиана Мормонт, которая бросается на зомби-великана, а потом из последних сил вонзает ему в глаз драконье стекло. И эта красивая иллюстрация того, как маленькое побеждает большое, конечно же, выступает репетицией решающей сцены с Арьей и Королем Ночи.
Сюрпризы с Королем Ночи
В осаде Арья встречает Мелисандру — и хотя красная женщина была в ее списке смертников, из‑за того что жрица мучила пиявками Джендри, сейчас им не до этого. Мелисандра напоминает Арье их первую встречу в третьем сезоне, когда она предсказывала ей будущее: «Я вижу в тебе тьму. Из этой тьмы на меня смотрят глаза: карие, голубые и зеленые, которые ты закроешь навеки». В этот раз жрица особенно давит на слово «голубые глаза» и Арья сразу все понимает.
Мы получили все-таки какую-никакую схватку на ледяном и огненном драконе (если вы смогли разглядеть, но зато какие кадры на фоне луны!), в результате которой Рейгаль получает ранения и противостояние Короля Ночи и Джона Сноу перемещается на землю. В этот раз голубоглазый метатель копья промахивается мимо дракона Дейнерис. Зато предводитель белых ходоков повторяет свой трюк и поднимает из мертвых всех воинов, цитируя фирменные переглядки с Джоном из «Сурового Дома», но уже в более напряженной и эффектной сцене на расстоянии нескольких вихтов.
Многие зрители не верили и боялись того, что Король Ночи все-таки сможет поднять из могилы родственников с кладбища Винтерфелла, но это действительно произошло, тем самым устроив ловушку для тех, кто прятался в крипте. Правда, непонятно, был ли среди восставших, допустим, Нед Старк, но вообще в крипте произошло несколько безусловно удачных сцен. Например, когда Санса спускается ко всем и без слов, одним взглядом дает понять, что наверху не ждите ничего хорошего, отчего Тирион пригубил запасы вина. Или когда Тирион, прячась от живых мертвецов, также без слов трогательно целует руку Сансе и мысленно прощается с ней. До этого Санса называет Ланнистера лучшим из своих мужей (очевидно, имея в виду Джоффри и Рамси).
Еще один сюрприз для всех, и Дейнерис в частности: оказывается, драконий огонь вовсе не убивает Короля Ночи. В прошлой серии Бран намекал, что такого способа еще никто не пробовал, тем не менее всегда казалось логичным, что магическое пламя должно противостоять магическому льду. Но если присмотреться к сражению на озере в прошлом сезоне, герой Владимира Фурдика тоже беспрепятственно проходил сквозь стену огня. Впрочем, нам до конца так и не раскрыли смысл всего происходящего с Королем Ночи (кроме точки зрения Брана), предпосылки и идеи действий, оставив их расу безымянным чистым злом без страха, упрека и слов. Хотя в этой серии чем ближе Король Ночи приближался к своей цели (Брану), тем больше он проявлял эмоций и даже надменно улыбался, что немного добавило новых черт к его нечеткому портрету.
В богороще последней незначительной преградой перед Браном для Короля Ночи стали железнорожденные и Теон Грейнджой, который за весь сериал прошел один из самых тернистых путей: был глупцом, предателем, Вонючкой и, наконец, должен был искупить вину за то, что однажды забрал у Старков Винтерфелл. В конце Бран все-таки назвал Теона хорошим человеком, и это были лучшие последние слова, которые он мог услышать перед смертью. В героическом рывке он бросается на Короля Ночи и погибает — все-таки он не избранный. Пропустим несколько минут драматического нагнетания под музыку Джавади и сразу перейдем к обсуждению самого неожиданного сюрприза серии: избранной оказывается Арья Старк, которая разносит в ледяную пыль самого зловещего персонажа сериала прямо на экваторе сезона.
Арья — это Азор Ахай?
Значит это, что Арья — обещанный принц или принцесса, которая уничтожит Иных? Сейчас по факту получается, что так и есть: она уничтожила Короля Ночи и армию мертвых. С этим не поспоришь. В пользу сбывшегося пророчества говорит и тот факт, что служители Владыки Света тут же ушли в лучший мир: Берик и Мелисандра умирают, будто окончательно выполнив обещанное.
Другое дело, что пророчества на то и пророчества, что их можно толковать по-разному и подстраивать под имеющиеся факты. Все-таки убийство Короля Ночи произошло слишком внезапно, в лучших традициях «Игры престолов», когда герои умирают по одному щелчку, порой почти случайно и без всякой логики. Это уже потом произошедшее обрастает легендами и сказочными фактами.
Серия называется «Долгая ночь», что является отсылкой к тому самому периоду в Вестеросе, когда много веков назад впервые нахлынули белые ходоки. Кстати, именно «Долгая ночь» может стать названием для запланированного спин-оффа «Игры престолов» о событиях тысячелетней давности, где могут подробнее рассказать о замысле Короля Ночи, откуда взялся клинок Арьи и может ли Бран оказаться тем самым Браном Строителем из прошлого, который перезапускает цикл нового Короля Ночи.
А пока нас ждет другая, более приземленная битва в пятой серии. Если битва с мертвыми была полуфиналом, то в финале выжившим героям предстоит сразиться с армией Серсеи Ланнистер и Эурона Грейджоя. Это сражение снова поставил Мигель Сапочник.
Заметки на полях
Фраза Арьи, обращенная к Сансе, «Коли острым концом», — это отсылка к такому же совету из первого сезона, когда Джон Сноу обучал Арью.
В России финальный сезон «Игры престолов» выходит одновременно со всем миром в «Амедиатеке».