зачем брюс уиллис снимается в плохих фильмах
Спрячьте помидоры: почему хорошие актёры играют в плохом кино и что с этим делать
Кадр из фильма «Звёздный рубеж» / 308 Ent
Мой любимый пример «скурвившегося» актёра – это Николас Кейдж: человек, в 1990-х – начале 2000-х носивший звание популярнейшего голливудского артиста, сейчас фактически гарант плохого кино в девяти из десяти случаев. Если заглянуть в его профиль на киноагрегаторах, можно увидеть, что где-то с фильма «Опасный Бангкок» его фильмография стремительно начинает «сереть», т.е. рейтинги фильмов опустились до 5-6 баллов и ниже. А последние годы оценки и вовсе «красные» (т.е. экстремально низкие). Чаще всего зритель, увидев знакомое имя на постере, просто качает головой, бурчит под нос «блин, это же фильм с Кейджем» и выбирает что-то другое. Правильно, в целом, делает – картины вроде «Арсенала» или «Цепи убийств» невозможно смотреть из-за того, что кровь застилает глаза.
Что же случилось? Почему звезда боевиков, актёр с «Оскаром» в кармане и племянник Фрэнсиса Форда Копполы (вы знали?) перестал сниматься в нормальном кино? А причина прозаична и банальна, как жизнь, — престиж. Как известно, Голливуд – мясорубка, в которой ты либо котлета, либо с котлетой (денег); один фатальный провал может похоронить всю карьеру. В жизни Кейджа такое случилось из-за фильма «Ученик чародея»: амбициозное фэнтези студии Disney едва окупило свой бюджет в 150 миллионов долларов, получило негативные рейтинги и стало одним из крупнейших провалов года. Кейдж, выступивший, как инициатор идеи, продюсер, сосценарист и исполнитель главной роли в проекте, стал плотно ассоциироваться с плохим кино.
Кадр из фильма «Ученик чародея» / Broken Road Productions
Впоследствии, кроме «Призрачного гонщика 2», ни один фильм с Кейджем-актёром, за исключением мультфильмов (например, «Семейки Крудс», где он лишь озвучил одного из героев), не окупил свой бюджет. Просто вдумайтесь! Провал, конечно, должен быть сокрушительным, чтобы актёра «загасили», причём не всегда кассовым.
В карьере Эдди Мёрфи, например, и до этого были серьёзные промахи (вроде «Святоши»), но его карьера как звезды экранов остановилась после сокрушительного падения «Приключений Плуто Нэша» (20 миллионов сборов против 120 миллионов бюджета, вместе с маркетингом).
Кадр из фильма «Приключения Плуто Нэша» / Castle Rock Entertainment
Другой пример: Уэсли Снайпс познал вторую волну популярности с успехом «Блэйда», но триквел фильма собрал уничижительные отзывы зрителей и критиков и едва отбил затраты на производство. А потом у него начались серьёзные проблемы, начиная с 2008 года, когда он стал огребать от налоговой инспекции, в результате чего в 2010 попал в тюрьму – по выходу в 2013 году он остался без крупных ролей, потому что крупные студии не любят работать с должниками.
Наконец, у Брюса Уиллиса решающим фактором стала пятая часть «Крепкого орешка»: несмотря на хорошие сборы (фильм трижды окупил свой бюджет), его катастрофически низкие рейтинги послужили причиной скоропостижной смерти серии, а Уиллис намертво закрепил за собой славу актёра, погубившего франшизу. Теперь логичный вопрос: ну, провалились, всякое бывает, но зачем намеренно сниматься в плохом кино?
Кадр из фильма «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть» / 20th Century Fox Film Corporatio
Всё просто: причина в тех же налогах. Роскошная голливудская жизнь требует хорошей финансовой подпитки. У того же Николаса Кейджа, например, есть несколько объектов недвижимости, включая самый настоящий «дом с привидениями» в квартале Вью-Каре в Новом Орлеане, который никому не сдашь по понятным причинам (а пени за него капают в любом случае). Но большие студии не хотят работать с актёрами с плохим зрительским «сарафаном». И тут на помощь приходят они – продюсеры дешёвых, сделанных на коленке фильмов (в основном боевиков), для которых этот «бизнес» чаще всего лишь прикрытие для делишек куда менее законных.
Но фильм должен собрать хоть что-то, иначе у налоговиков возникнут вопросы. Вот тут-то и выходят на сцену экс-звёзды вроде Брюса Уиллиса или, например, Микки Рурка. За работу им платят скромные по меркам прошлых, но вполне приятные для поддержания жизни гонорары. Они приходят на пару-тройку съёмочных дней (иногда чтобы появиться в фильме минут на пять). После чего уходят с «зеленью» в кармане на новый подобный проект, пока не появится что-то достойное (как случилось с Киану Ривзом, застойная карьера которого пошла в гору после успеха «Джона Уика»). Продюсеры рисуют красивый постер, пихают на него всем знакомое, но недорогое лицо и пускают получившееся чудо в кинотеатры.
Удивительно, но на такое кино находится свой зритель – аналогичную схему применяли и у нас в России в 1990-х, когда существовал так называемый «кооперативный кинематограф»; заманивали, правда, не звездными лицами, а кровью и сексом, что рекой хлынули на экраны без советской цензуры. А кое-где применяют и сейчас (не будем показывать пальцем, но, пораскинув мозгами, вы и сами догадаетесь). И теперь главный вопрос: если это кино такое плохое, дешёвое и преступное (в основной своей массе), почему бы не предать актёров анафеме, не выразить им своё фи и не прекратить смотреть фильмы с ними, раз они настолько низко пали? В целом, большинство зрителей обычно так и делает, предпочитая проверенные рейтингами и сарафаном фильмы, не считая случайных «залётчиков», забредших от нечего делать на новый треш-боевик с каким-нибудь Дольфом Лундгреном.
Кадр из фильма «Мстители: Война Бесконечности» / Marvel Studios
Ответ прост: на фильмы такие ходить действительно не нужно, но не торопитесь ставить крест на некогда любимых актёрах. Профессия голливудского артиста жестока и беспощадна – вчера ты на олимпе славы и обожания, а завтра плохие сборы или скандал роняют твою карьеру вниз, и вот ты уже вынужден побираться на самых дешёвых проектах. Многие звёзды кино эпохи классических блокбастеров (примерно с 1975-го по начало 2000-х) попали в такую ловушку: с приходом новых технологий они в основной массе своей не смогли вписаться в новую реальность. Для условного зумера, родившегося в 2000 году, тот же Брюс Уиллис будет старым дедом, когда-то снимавшимся в культовой, но растерявшей своё величие франшизе из бородатых 1990-х годов. Он воспитан на фильмах с Робертом Дауни-младшим, Галь Гадот, Вином Дизелем и прочими звёздами эпохи бума высокобюджетных и высокотехнологичных блокбастеров. Поэтому для него тот же «Джон Уик» выглядит революционным – хотя для людей, взращённых на «Смертельном оружии» или «Правдивой лжи», это просто классное кино.
Сейчас, кстати, ощущается тенденция на возрождение карьер звёзд 1980-1990-х, эпохи «бронзового» века Голливуда (по аналогии с «золотым» в 1930-1940-х и «серебряным» в 1960-1970-х). Во времена Голливуда «компьютерного» запрос на ретро особенно силён: Сильвестра Сталлоне затащили в «Отряд самоубийц» Джеймса Ганна, Эдди Мёрфи сыграл свою лучшую за последние лет двадцать роль в «Меня зовут Долемайт», а Уэсли Снайпс составил ему компанию не только в этом фильме, но и в «Поездке в Америку 2».
Наконец, мой любимый Николас Кейдж, кажется, тоже нашёл свою стезю, став звездой отбитых, абсурдно брутальных фильмов, тоже словно наследующих стилистику классических фильмов ужасов – в «Мэнди», «Цвете из иных миров» и «Узниках страны призраков» он просто чудо как хорош. Не говоря уже о том, что заслужил фильм, в котором сыграет самого себя!
Кадр из фильма «Мэнди» / XYZ Films
Какой из этого можно сделать вывод? Не ставьте крест на кумирах, даже если кажется, что они, как сказал бы какой-нибудь рэпер 6ix9ine, «броук гайз», играющие в одних лишь плохих картинах. Поверьте, большинству из них хочется возрождения карьеры, и они ищут любые возможности, чтобы занять свою нишу в современном кино, которое на их глазах совершило технологический скачок, сравнимый разве что с изобретением звука в кинематографе. Тогда, напомню, многие актёры также не смогли «перестроиться» и остались не у дел, а некоторые даже буквально сошли с ума от такого резкого падения (как, например, актриса Клара Боу). Все перечисленные выше актёры – это звёзды «старой» школы; им непривычно в кино, взращённом на хромакее и CGI, а они непривычны зрителям, привыкшим к более молодым лицам. И они очень хотят вам понравиться, возможно, заново. А мы, кинокритики, должны помочь зрителям сориентироваться.
Кинокритик и киновед, чуть-чуть сценарист. Обожаю триллеры и хорроры не меньше, чем сложное фестивальное кино.
Зачем Брюс Уиллис и Джон Траволта соглашаются на съёмки проходных фильмов
За последнее десятилетие главные звезды 80-х, 90-х и нулевых годов снялись в десятках картин. Чаще всего они появлялись только в начале фильма, и то на второстепенных ролях. Проекты получаются проходными, а артисты теряют шанс восстановить репутацию. Мы расскажем, почему так получилось и зачем звезды соглашаются на это.
Что не так с компанией “EFO”
Большая часть фильмов, не способных получить успех и высокие рейтинги, выходит от имени компании “EFO” (Emmett/Furla Oasis). Ее основателя, Рэндолла Эммета, назвали худшим режиссером за всю историю существования Голливуда. Несмотря на это, киноделу удается зарабатывать не один миллиард долларов, постоянно снимать новые проходные кинокартины и приглашать в них актеров, создавших целую эпоху Голливуда.
Фото – личный архив Рэндолла Эммета
Стоит сказать, что продюсер давно состоит в черном списке Гильдии сценаристов США, и звездам категорически не рекомендуют сотрудничать с ним. У мужчины не лучшая репутация: он часто становится причиной скандалов и выяснений отношений, так как любит обманывать аудиторию и вводить в заблуждение сотрудников. Несмотря на это Рэндоллу удается получать огромные инвестиции: в 2011 году они поставили 525 миллионов.
Фото – личный архив Рэндолла Эммета
Брюс Уиллис заключил контракт именно с ним. За 10 последних лет он снялся в 16 лентах, в числе которых “Акт мести” и “10 минут спустя”. Актер появлялся на постерах, но оставался на экране не дольше, чем на несколько минут. Нн был на вторых ролях (чаще всего босса мафии или хранителя закона), после чего пропадал из экранного времени. Сам артист тратит на съемку минимум времени и усилий.
Фото – личный архив Брюса Уиллиса
Звезды, желающие вернуть славу
В числе знаменитостей оказались Николас Кейдж, Джон Траволта, Сильвестр Сталлоне, Фифти Сент, Джон Кьюсак, Мэл Гибсон и другие. Все кинокартины с этими звездами, уже потерявшими свою славу, создаются специально для продажи. Режиссеры понимают, что такие истории точно не будут претендовать на “Оскар” и другие награды, так как относятся к числу низкопробных.
Фото – кадр из фильма «Кодекс Готти»
Как снимаются такие картины
У Рэндолла Эммета есть свои секреты съемок проектов, которые, к большому удивлению, работают. Производство налажено простым образом: сначала основатель компании берёт деньги у всех, кто их может дать, а потом предлагает внушительные гонорары стареющим звездам, которые могут согласиться на любу. работу. Как правило, им приходится сниматься всего несколько дней. Эммет продает свои продукты только благодаря упоминанию легенд Голливуда — это дает возможность получить деньги за проект в других странах.
Фото – личный архив Рэндолла Эммета
По возможности Рэндолл советует не нанимать сценаристов, снимать минимум дней и и только в тех странах, где государство может предложить льготы или уменьшение налогов. Например, фильм “За пределами смерти” был готов всего спустя 9 дней. По словам Эммета, картина действительно получилась плохой. Однако своей вины он не увидел, а свалил ответственность на постановщика и режиссера, для которого лента стала первой в карьере.
Фото – личный архив Рэндолла Эммета
Часто фильмы финансируются людьми, которые просто хотят быть частью “гламурной жизни”. Случалось, что Эммет продавал роли, вкладывая деньги в проходные фильмы. Для звезд, стремительно теряющих свою славу, это хорошая возможность напомнить о себе, заработать, и стать частью какого-никакого кинематографа.
Почему Брюс Уиллис, Николас Кейдж, Джон Траволта и другие звезды снимаются в плохих боевиках?
За последние десять лет Брюс Уиллис и другие звезды 1980—1990-х снялись в огромном количестве боевиков и триллеров, которые создавались в расчете на VOD-сервисы. Актеры получают за такие проекты миллионы долларов, хотя снимаются всего пару дней и во второстепенных ролях. Одним из главных производителей этих фильмов стала компания Emmett/Furla Oasis (EFO). На сайте Vulture вышла большая статья Джошуа Ханта о ее основателе Рэндолле Эмметте, которого журналист называет «худшим кинематографистом в Голливуде». Продюсер построил целую империю на низкобюджетных постановках с известными голливудскими актерами. Его фильмы заработали свыше миллиарда долларов. Пересказываем содержание статьи.
Как Брюс Уиллис стал лицом плохих боевиков, хотя в них не снимался?
У звезды «Крепкого орешка» больше всего ролей в фильмах EFO. В прошлом году он заключил контракт на съемки в трех новых фильмах компании, а за последние десять лет появился в шестнадцати ее проектах, включая «10 минут спустя», «Налетчиков» и «Акт мести». Ни один из них не имеет на Rotten Tomatoes рейтинг выше 20%. В продуктах EFO Уиллис появляется в начале фильма, но затем пропадает. В ходе просмотра зрители понимают, что постер их обманул и любимый актер играет второстепенного персонажа (обычно либо уставшего копа, либо босса мафии), который появляется в кадре лишь время от времени. Так, в «Приказано: уничтожить» у Уиллиса семь минут экранного времени, в «Спасении» — восемь, а в «Дожить до утра» — десять.
С Уиллисом понятно, а кто-то еще из звезд в них появлялся?
Основной костяк фильмографии EFO составляют треш-боевики и триллеры с актерами, которые уже перестали привлекать широкую аудиторию в американские кинотеатры. Среди них — Сильвестр Сталлоне (трилогия «План побега», «Точка возврата»), Джон Кьюсак («Мерзлая земля»), Николас Кейдж («Необъяснимое»), Джон Траволта («Скорость убивает», «Кодекс Готти»), Мэл Гибсон («Сила стихии»), Фифти Сент («Подстава») и Роберт Де Ниро («Скорость: Автобус 657»). Фильмы с ними создаются с прицелом на продажу телевизионных прав в Европе и Южной Америке, выходят преимущественно на VOD и получают разгромные рецензии критиков.
И кто и зачем это снимает?
Сооснователь кинокомпании Emmett/Furla Oasis Рэндолл Эмметт спродюсировал более 110 фильмов, которые в сумме заработали больше 1,2 млрд долларов. Продюсер вырос в Майами, окончил Школу визуальных искусств в Нью-Йорке, а в 1996-м переехал в Лос-Анджелес, где проходил стажировку у Джерри Брукхаймера. Вскоре он стал личным ассистентом Марка Уолберга и, говорят, даже послужил прототипом для Сэла «Черепахи» Асанте из «Красавцев» — сериала, частично основанного на жизни Уолберга.
В конце 1990-х Эмметт встретил бывшего менеджера хедж-фонда Джорджа Фурлу, который согласился финансировать его фильмы и стал сооснователем Emmett/Furla Films. В 2013-м к фирме присоединилась дубайская компания Oasis Ventures Entertainment, и организацию переименовали в Emmett/Furla Oasis (EFO).
У продюсера не лучшая репутация в Голливуде: он постоянно ссорится с режиссерами, сценаристами и инвесторами, а также намеренно вводит в заблуждение аудиторию. Более того, Гильдия сценаристов Америки внесла EFO в черный список и советовала своим членам не работать с компанией.
Хант описывает производственный метод Эмметта следующим образом: «Берешь деньги у всех, кто готов их дать, предлагаешь огромные суммы стареющим звездам за один-два дня работы, используешь имя этих звезд, чтобы еще до производства продать фильм за рубежом, по возможности не пользуешься услугами сценаристов и режиссеров, состоящих в профсоюзах, сводишь количество съемочных дней к минимуму и снимаешь в странах, где правительство предлагает кинематографистам налоговые вычеты». Например, на съемки одного из грядущих фильмов EFO, боевика «За пределами смерти» (Out of Death), ушло всего девять дней, при этом постановщиком стал дебютант Майк Бернс, который годами работал в EFO музыкальным супервайзером. Сам Эмметт в интервью подчеркивает, что если фильм получился плохим, то это вина режиссеров.
Эмметт же не первый, кто придумал так зарабатывать?
Это действительно так. Можно вспомнить компании The Cannon Group, Nu Image и Millennium Films, которые выросли друг из друга. Nu Image, созданная израильским продюсером Ави Лернером, занималась мокбастерами и боевиками с Дольфом Лундгреном, Майклом Дудикоффом и Каспером Ван Дином, а после переименования в Millennium Films создала франшизы «Неудержимые», «Телохранитель киллера» и «Падение Олимпа».
А откуда Эмметт берет деньги для звезд?
В статье Ханта утверждается, что в 2011-м Эмметт получил 525 млн долларов инвестиций от Ремингтона Чейза и Степана Мартиросяна, двух бизнесменов, у которых в прошлом были серьезные проблемы с законом — обоих признали виновными в обороте наркотиков, а Чейза также обвиняли в мошенничестве и растрате. Однако конкретно у Emmett/Furla Oasis никогда не было проблем с законом из-за финансирования ее фильмов.
Хант также отмечает, что финансирование часто дают «успешные люди из других индустрий, которые хотят быть частью гламурной жизни мира кино». Их деньги могут составлять меньше 10% от всего бюджета, но необходимы продюсеру для гарантии производства фильма. Журналист также намекает, что продюсер раздает роли в обмен на финансирование.
Среди таких инвесторов — венчурный капиталист и звезда Instagram Дэн Билзерян, который вложил миллион долларов в производство «Уцелевшего» в обмен на 8 минут экранного времени и 80 слов диалогов. В 2014-м он подал в суд на EFO из-за того, что продюсеры не сдержали обещания и сократили его роль. Впоследствии он отказался от иска и снялся с Уиллисом в «Спасении».
А ему не надоело гнать халтуру?