зачем был нужен беломорканал
Кто построил Беломор?
Ровно 76 лет тому назад — 2 августа 1933 года — был открыт Беломорско-Балтийский канал им. Сталина, соединивший Белое море с Онежским озером. Стройка была грандиозной даже по сегодняшним меркам: было возведено более ста сложнейших гидротехнических объектов (19 шлюзов, 15 плотин, более 40 дамб, 12 водоспусков и др.) Общая длина новой водной дороги составила 227 км, из них искусственные пути — более 40 км.
Кто не работает, тот не ест
Водный путь из центра России на север известен с древних времен. Через Повенец и Сумский Посад пролегала «тропа богомольцев» к Соловецкому монастырю. А в XIX веке появились первые проекты канала. Их было немало, но решение о его строительстве Совет Труда и Обороны СССР принял только 18 февраля 1931 года. Построили канал в рекордно короткие сроки — менее чем за два года. Причем, при минимальных затратах. Сложной техники не было, инструмент использовался допотопный — кувалды, топоры, лопаты, тачки. В качестве материалов — дерево, камень, грунт, песок. А еще дармовая рабочая сила.
Историки утверждают, что на строительстве канала постоянно работали около 100 тысяч заключенных. Путем их жесточайшей эксплуатации удалось достичь невиданных темпов строительства. Нередко для сравнения приводят такой факт. Панамский канал длиной всего 80 километров строился три десятка лет. А Беломор воздвигли всего за двадцать месяцев.
Среди заключенных каналоармейцев, как их называли, высока была смертность, поэтому постоянно привозили пополнение. Основным рычагом воздействия на них стала угроза голодной смерти. Было введено неравное питание, именуемое «котловкой»: чем меньше заключенный вырабатывал, тем меньше получал пищи.
Орден Ленина — бывшим «зекам»
По завершении строительства часть «зеков» щедро отблагодарили за самоотверженный труд. 4 августа 1933 года ЦИК Союза ССР принял постановление, на основании которого были «полностью освобождены от дальнейшего отбывания мер социальной защиты 12 484 человека, как вполне исправившиеся и ставшие полезными для социалистического строительства, и сокращены сроки отбывания мер защиты в отношении 59 516 человек, проявивших себя энергичными работниками на строительстве». В тот же день ЦИК принял еще одно постановление, в соответствии с которым высшего в стране ордена Ленина удостоились 8 человек. Прежде всего заместитель Председателя ОГПУ Союза ССР Г.Г.Ягода, осуществлявший общее руководство строительством. Следом шли: начальники Беломорстроя Л.И.Коган и Н.А. Френкель, начальник Главного управления исправительно-трудовыми лагерями М.Д.Берман, его заместители С.Г.Фирин и Я.Д.Рапопорт, а также заместители главного инженера Беломорстроя С.Я.Жук и К.А.Вержбицкий.
Интересно отметить, что лишь в отношении троих было указано, за что именно ЦИК принял решение их наградить:
«6. Жука Сергея Яковлевича — зам. главного инженера Беломорстроя, одного из лучших и добросовестных инженеров, своим исключительным знанием дела и огромной трудоспособностью обеспечившего качественное выполнение проектных работ.
7. Френкеля Нафталия Ароновича — пом. начальника Беломорстроя и начальника работ (совершившего в свое время преступление против государства и амнистированного ЦИК Союза ССР в 1932 году со снятием судимости), с момента начала работ на Беломорстрое и до конца обеспечившего правильную организацию производства работ, высокое качество сооружений и проявившего большое знание дела.
Расшифровка вовсе не случайна — все трое числились преступниками, хотя о судимости С.Я.Жука в постановлении ЦИК ничего не сказано. Может быть потому, что за год до этого его условно досрочно освободили от наказания „для более эффективного использования на строительстве“.
В этой книге, которую А.И. Солженицын назвал «первым в русской литературе опусом, где прославлялся рабский труд», в восторженных тонах воспевалась перековка строителей-заключенных работниками ОГПУ. При этом ни слова не было сказано о том, что во время строительства канала погибло, по некоторым данным, около 100 тысяч заключенных — ровно столько, сколько начинали стройку. Называют и другие цифры. Ясно одно — Беломор построен на человеческих костях и точное число погибших на этой «стройке века» никогда уже не будет установлено.
В книге Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» приводится фрагмент из мемуаров «Полжизни», написанных прорабом Беломорстроя Д.П.Витковским: «После конца рабочего дня на трассе остаются трупы. Снег запорашивает их лица. Кто-то скорчился под опрокинутой тачкой, спрятал руки в рукава и так замерз. Кто-то застыл с головой вобранной в колени. Там замерзли двое, прислонясь друг к другу спинами. Это — крестьянские ребята, лучшие работники, каких только можно представить… Ночью едут сани и собирают их. Возчики бросают трупы на сани с деревянным стуком. А летом от неприбранных вовремя трупов — уже кости, они вместе с галькой попадают в бетономешалку. Так попали они в бетон последнего шлюза у города Беломорска и навсегда сохранятся там».
Надо сказать, что список этот постоянно дополняется и уточняется последователями Ф.Ф.Перченка, но и сегодня точных сведений о репрессиях в отношении С.Я.Жука не имеется. Есть лишь предположение, что, работая в начале 30-х годов прошлого столетия начальником проектного отдела в Особом Конструкторском Бюро, одной из ранних «шараг» в Фуркасовском переулке (позади Большой Лубянки), Жук, по всей видимости, являлся одним из заключенных, поскольку из 120 гидротехников-вольнонаемных там были единицы. Предполагается, что и на посту помощника главного инженера строительства Беломорско-Балтийского канала, проект которого был разработан под его руководством, он оставался в том же ранге.
Так кем же был Сергей Яковлевич Жук — чекистом и «наемным убийцей» или блестящим ученым и талантливым инженером?
Биография этого «гениального строителя» в изложении Тинченко, опиравшегося на материалы следственного дела А.Я.Жука, хранящегося в государственном архиве Службы безопасности Украины, следующая. Андрей Яковлевич Жук был сыном приват-доцента Киевского университета. Первые три класса он учился во 2-й Киевской гимназии, но после смерти отца был зачислен в Орловский кадетский корпус, где дети воспитывались и обучались за казенный счет. В 1914 году Жук поступил в Петроградский институт гражданских инженеров. Проучившись там курс, перевелся на второй курс института инженеров путей сообщения. Но в связи с нехваткой офицеров был направлен для дальнейшего обучения в Алексеевское военно-инженерное училище, располагавшееся в Киеве, которое закончил в ноябре 1916 года.
По окончании училища А.Я.Жук был отправлен в запасной саперный батальон в Сибирь, где занимался военным строительством в труднопроходимой местности. В гражданскую войну Жук служил в белой армии подпоручиком и даже одно время командовал саперной ротой. В декабре 1919 года вместе с остатками сибирских армий Колчака он попал в плен к красным и вскоре был зачислен в Красную Армию.
Я. Тинченко пишет: «Судя по всему, Андрей Жук был действительно необычным инженером: будучи молодым человеком с клеймом белогвардейца, имея более чем скромный чин в старой армии, в 1921-1922 годах он занимал крупные и ответственные должности по военному строительству в Западной Сибири. Но затем Жуку „указали место“ — вернули по его просьбе на родину, в Украину, но простым преподавателем саперного дела, без единого шанса реализовать свои способности. До ареста Жук преподавал в частях киевского гарнизона, военной школе имени Каменева, располагавшейся там, где всего несколько лет назад находилось Алексеевское училище, Сумской артиллерийской и Полтавской пехотной школах. Там его и взяли 10 января 1931 года в числе более чем 2,5 тысячи человек, в основном бывших офицеров, арестованных в Украине и репрессированных непосредственно по делу „Весна“.
Следствие длилось почти полгода. Из Жука, как и из всех остальных подследственных, „выбили“ показания о причастности к контрреволюционной офицерской организации. Кого-то из осужденных расстреляли, но подавляющее большинство отправили в лагеря, в том числе и в Соловецкий, на базе которого вскоре развернулось строительство канала.
21 июля 1931 года на остров Котлас, а затем на Соловки из Полтавы была направлена небольшая партия заключенных — восемь бывших военных РККА. В том числе и Жук. Еще спустя четыре месяца в Медвежьегорске началось строительство.
Почему столь неожиданный вывод сделан историком — непонятно. Ведь, судя по всему, речь идет об одном и том же человеке — вначале заключенном, а потом генерале НКВД, академике и Герое Социалистического Труда С.Я.Жуке, биография которого, применительно ко второй его жизни, помещена во всех энциклопедиях.
Как Москва стала «портом пяти морей»
После Беломора С.Я. Жук в качестве главного инженера был откомандирован на строительство следующего важного государственного объекта — канала Москва-Волга, который должен был соединить две реки. Отлаженный к этому времени ОГПУ механизм организации гидротехнических работ силами заключенных был перенесен в Подмосковье. В городе Дмитрове создали штаб управления строительством и Дмитровлаг. Заключенным предстояло прорыть 128 километров от гор.Дубна до московского района Тушино и соорудить на этом участке водного пути более 200 различных гидротехнических сооружений. Благодаря их каторжному труду, Москва стала снабжаться чистой волжской водой и именоваться портом пяти морей. На первых порах здесь тоже преобладал тяжелый физический труд и потери среди строителей канала также были велики.
С.Я. Жук вовсе не по своей воле, а в силу сложившихся обстоятельств, вынужден был проектировать и создавать свои грандиозные гидротехнические объекты с учетом использования дармового и неквалифицированного труда заключенных. Поэтому винить его в этом нет оснований. Тем более что он не занимался вопросами организации труда заключенных и в основном решал технические проблемы. Конечно, от вопросов нравственного порядка никуда не уйти. Но, уверен, в истории С.Я.Жук все же останется не палачом и убийцей, а гидростроителем с мировым именем.
Открытие канала Москва-Волга состоялось 15 июля 1937 года. Интересно отметить, что к этому времени главный куратор строительства Г.Г.Ягода был уже арестован как «враг народа» и сдавать канал в эксплуатацию пришлось новому наркому внутренних дел Н.И.Ежову. Он и подписал 15 мая приказ № 192 о награждении главного инженера С.Я.Жука «за исключительные заслуги по строительству канала Москва легковой автомашиной ЗИС». А 2 сентября приказом НКВД № 369 в городе Куйбышеве было организовано Управление строительства Куйбышевского гидроузла и Самарского лагеря НКВД. Дивинженер С.Я.Жук был назначен врио начальника строительства и главным инженером, а его первым заместителем стал А. Н. Комаровский, будущий генерал армии.
После этого Жук построил еще немало гидротехнических сооружений. Один из крупных гидротехнических объектов, спроектированных С.Я. Жуком — Волго-Донской судоходный канал имени В.И.Ленина, соединяющий Волгу и Дон в месте их максимального сближения друг с другом вблизи г.Волгограда. Первую попытку соединить эти реки предприняли в середине XVI века турки. Турецкий султан Селим II послал вверх по Дону более 20 тысяч янычаров. Но, по словам летописцев, они вскоре отступились от этой затеи, заявив, что «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать». А Жуку это удалось сделать всего за 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства.
Работы по проекту возобновились сразу по окончанию Сталинградской битвы, в 1943 году. В феврале 1948 года, после утверждения схемы Волго-Донского комплекса на заседании Совмина СССР, начались земельные работы. Вели их снова заключенные. В ходе строительства было вынуто 150 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона. В работах было задействовано 8000 машин и механизмов: шагающие и многоковшовые экскаваторы, землеройные снаряды, мощные скреперы, бульдозеры, автосамосвалы. 31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. 100 километровый канал начал действовать…
В 1957 году, в год кончины С.Я.Жука, институту «Гидропроект» 10 (высотка на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе в Москве), которым академик руководил полтора десятилетия, было присвоено его имя. А прах С.Я.Жука был помещен в урне в Кремлевской стене на Красной площади.
Удивительные факты о том, как строили Беломорканал
Удивительные факты о том, как строили Беломорканал
Восемьдесят лет назад завершилась главная стройка первой пятилетки
2 августа 1933 года был открыт Беломорско-Балтийский канал. Его рекордное по срокам строительство вошло в историю как первая полностью «лагерная» стройка – в качестве основной рабочей силы на ней были задействованы заключенные ГУЛАГа. И хотя Беломорканал, гордость первой пятилетки, не относится к числу «Великих строек коммунизма», с ним связано множество удивительных фактов и легенд. О некоторых из них мы и расскажем в нашем материале.
Кто из живших в СССР не помнит эту карту?
2. О том, как быстро ехали. Решение о вопроса трудозатрат их оплаты «подарил» век 20-й: Беломорканал построили рекордно быстро и рекордно дешево, просто сделав стройку первой советской… каторгой.
Решение строить канал было принято 3 июня 1930 года, а 1 июля 1931 года правительство уже рассматривало первые эскизы. Конечно, разобраться в них было непросто, но, пока высшие чины изучали, зэки (об этом слове – отдельно) уже строили – с конца 1931 года, при том, что проект был окончательно утвержден в феврале 1932 года. В результате канал протяженностью 227 километров, «напичканный» сложными инженерными сооружениями (только шлюзов – 19) построили за 20 месяцев – примерно столько может строиться один современный жилой дом.
4. Подручные средства. Не удивительно, что для строительства потребовались минимальные затраты. Откуда бралась рабсила – понятно. А основными материалами были не металл и цемент (их как раз использовали по минимуму), а камень, дерево, песок, грунт, торф – все местное, с соседнего болота.
Разгрузка валунов на Беломорканале
Из них же не зазорно было и рабочие инструменты делать – например, тачки с деревянными колесами для деревянных же рельсов. А в остальном – кувалда, лом, лопата, топор… Что еще нужно? Самым «продвинутым» техническим устройством можно назвать деревянный «журавль» для передвижения валунов.
Транспортировка стволов деревьев запряженной лошадью телегой по деревянным рельсам
5. Не хлебом единым. Пайка «зэка» на Беломорканале зависела от фактической выработки – для отстающих она сокращалась.
Оставлять пайку без присмотра было нельзя, а носить было удобнее в мешочке
Это при том, что дневной рацион каналоармейца состоял из 500 грамм хлеба и баланды из морских водорослей! В общем, начав отставать от нормы, например, по причине болезни, можно было так никогда и не выкарабкаться. Лагерный хлебушек на Беломорканале начали называть «аммонал». Вообще-то, это вещество, применявшееся на стройке для взрывных работ. Пайки напоминали аммонал и по чисто внешним признакам – цвету, форме, и были настолько непропеченными, что резать их было можно только мокрым ножом. В добавок, на истощенный желудок этот хлебушек тоже оказывал «взрывное» действие.
Зимой 1932 года в северной части Водораздела, между 7 и 8 шлюзами, на стройке был объявлен так называемый «штурм». Со всех участков сюда привезли лучшие бригады (примерно 30 тысяч заключенных), которые работали круглые сутки. При этом рядом с местом работ была проложена узкоколейка, по которой курсировала дрезина с духовым оркестром. В этом же котловане, и тоже круглые сутки, работала выездная типография и редакция газеты «Перековка».
7. Итоги. В целом за 20 месяцев строительства каналоармейцы выполнили земляные работы объемом 21 миллион кубометров, соорудили 37 километр искусственных путей, перенесли в новое место мешавшую строительству канала Мурманскую железную дорогу.
Современный вид здания управления ФГУ «Беломорканал» в Медвежьегорске
Плотина на Беломорканале
После окончания строительства 12 484 человека получили свободу, для 59 516 были сокращены сроки. Одним из досрочно освобожденных в 1932 году был будущий академик Дмитрий Лихачев.
Правда и мифы о Беломорканале
Стройка началась в 1931 году. В то время в Советском Союзе был дефицит строительной техники, поэтому главной движущей силой Беломорканала стал физический труд. В стране не было и квалифицированной рабочей силы, поэтому решили использовать труд осужденных. Идея их использования на стройках СССР была предложена Нафталием Френкелем, руководившим созданием Беломорканала, и была одобрена в Кремле. Всего на строительстве работали почти 200 тысяч заключенных каналармейцев. Кстати, слово «зэк» происходит от обозначения «з/к». Его появление и восходит к сокращению от «заключенный каналоармеец», впервые появившемуся во время строительства Беломорско-Балтийского канала.
Кто не работает, тот не ест
Рабочий инструмент делался самими работниками непосредственно на месте стройки. А питание распределялось в зависимости от выработки. Те, кто отставал или болел, получал меньше еды. Каждому строителю Беломорканала выделяли в день по полкилограмма хлеба, кашу и суп. А вот ударников кормили на убой. Так стол зэков описывал советский писатель Александр Авдеев:
«Я ошалел от увиденного достатка ударников-каналстроевцев. На больших блюдах под прозрачной толщиной заливного лежали осетровые рыбины. На узких тарелках купались в жире кусочки теши, семги, балыка. Большое количество тарелок были завалены кольцами колбасы, ветчины, сыра. Пламенела свежая редиска…»
Заключённые занимались подрывами скал и вывозом камней на тачках
За труд советское государство отблагодарило многих арестантов. После окончания строительства больше 12 тысяч человек сразу получили свободу, для 60 тысяч были сокращены сроки пребывания в лагерях. Одним из досрочно освобожденных в 1932 году был будущий академик Дмитрий Лихачев, который ударно работал на Беломорканале счетоводом и диспетчером.
Агитационный плакат времён строительства
Враги оценили
Многие западники сегодня утверждают, мол, канал построили зря, смысла в нем не было никакого. Но создание Беломорканала позволило доставлять природные богатства Кольского полуострова и Карелии к пунктам переработки и промышленным предприятиям в обход Скандинавского полуострова.
Важным было и его военное значение. Норвежские и английские рыболовецкие суда привыкли заходить в территориальные воды СССР для добычи беломорского тюленя. Попытки слабых кораблей советской морской пограничной охраны прекратить воровство немедленно пресекались вражескими военными кораблями. Как правило, на границе территориальных вод СССР постоянно находилась эскадра британского флота. Дошло до того, что в 1929 и в 1930 годах норвежцы и англичане обстреляли территорию СССР с моря. После переброски военных кораблей по каналу из Балтийского в Белое море желания у грабителей подплывать к территории Советского Союза больше не было.
Схема Беломорско-Балтийского канала
До начала Великой Отечественной войны было проведено шесть операций по переброске по каналу эскадренных миноносцев, две операции по переброске сторожевых кораблей и девять перебросок подводных лодок. Благодаря новому каналу Балтийский и Северный флоты стали резервом друг для друга.
Потенциальные враги нашей страны высоко оценивали построенный объект. Когда в 1939 году началась советско-финская война, Англия и Франция готовились в порядке помощи Финляндии высадить десант на севере СССР. Командующий французским флотом адмирал Жан Дарлан настаивал на захвате канала неповрежденным, считая его использование союзниками ключевым фактором для захвата Ленинграда. Но им этого сделать не позволили.
В том, что в годы Великой Отечественной войны успешные действия Северного флота способствовали удержанию Советского Заполярья, тоже сыграл огромную роль Беломорско-Балтийский канал.
Беломорканал : одно из чудовищных и кровавых злодеяний палача народов Сталина!
В 2021 году Беломорканалу – великой рабской советской стройке, на которой впервые использовали бесплатный труд заключенных, – исполнилось 88 лет. Канал строили в рабских и невыносимых условиях, в результате чего во время строительства погибли десятки тысяч заключенных.Используя простейшие строительные орудия, заключенные возвели более ста инженерных сооружений, 300-километровый водный канал, около 3 тысяч километров железнодорожных путей.
Как же большевикам удалось сократить затраты на строительство? А очень просто, поскольку на строительстве этого канала использовался бесплатный рабский труд бесправных заключенных Соловецкого и других лагерей, не тратились валютные средства и не использовалась современная техника, не применялись дорогостоящие стройматериалы. В качестве орудий труда использовались кирка и лопата, а основным стройматериалом был камень, лес, беспощадно и варски вырубаемый в округе!
Действительно, условия жизни на стройке были нечеловеческими: в климатических условиях Приполярья, на голодном пайке, заключенные обязаны были выполнять чрезвычайно высокие нормы выработки. При строительстве Беломорканала заключенные жили в бараках и шалашах, иногда засыпая прямо на снегу, им полагалось всего 500 граммов хлеба и баланда из морских водорослей, а если заключенные не выполняли нормы выработки , то их и вовсе не кормили!
Подобное кровавое деяние мог совершить только изувер и садист Сталин!Как не парадоксально, но даже Гитлер не относился к своим заключенным так варварски и жестоко, как этот нехристь и коммуняка-людоед палач народов Сталин! Видимо потому, что на «рекордном» кровавом строительстве заключенные гибли как мухи, каналу присвоили имя кровожадного палача нородов Сталина, прославившемуся своей жестокостью и устроившему своему народу фактически геноцид!
К сожалению,экономика страны была выстроена таким образом, что рабский труд был необходим для дешевой и быстрой реализации мегапроектов. Именно поэтому Сталин, не считаясь с высокой смертностью и не давая рабочим зарплату, смог в короткие сроки восстановить экономику страны! Как тут не вспомнить и другие знаменитые «стройки на костях», где использовался рабский труд заключенных в нечеловеческих условиях!
В России и сегодня популярны папиросы, носящие название «Беломорканал». Они напоминают о гигантском кровавом техническом проекте сталинизма! Однако после солженицынского «Архипелага ГУЛАГ» ясно, что лживый советский героический эпос о Беломорско-Балтийском канале есть миф, базирующий на пропагандистской лжи, продолжающей жить только в торговой марке папирос.
Через 20 месяцев после начала строительства Сталину доложили, что канал готов, и он изъявил желание пройти по нему на катере, чтобы оценить работу.Однако осмотром вождь остался не доволен: по его мнению, канал вышел узким и неглубоким – только около 4 метров. При таких показателях по нему не могли проходить крупные суда, что существенно снижало экономическую выгоду канала.Но,несмотря на это, канал,построенный авральным способом в первую очередь для пропаганды советского образа жизни, был принят для эксплуатации!
Это был единственный бунт за все время строительства, а ведь за время возведения объекта заключенным жилось не сладко: холод, голод, издевательства охранников, тяжелая работа… но никаких мятежей не было. А тут обида захлестнула. Это означало, что несмотря на бесчеловечные условия, заключенных не получилось превратить в бессловесных животных. Зэки хотели гордиться своим трудом и чтобы государство сказала им, хотя бы, спасибо!Что поделаешь,таким несправедливым и лживым был утопический кровавый советский социализм!
К прославлению Беломорканала и к превознесению «перековки» должна была приложить усилия также и литература. Пользовавшийся всемирной известностью как писатель и представитель прогрессивного гуманизма Максим Горький уже в 1929 году совершил поездку по лагерям Соловецких островов, чтобы расследовать «слухи» о тамошних порядках; свои благоприятные впечатления он описал в путевом очерке «Соловки», чем полемизировал с международной эмигрантской прессой.
В ней Горький, как и продажные писатели : Валентин Катаев, Алексей Толстой, Борис Пильняк, Леонид Леонов, открыто хвалили изувера и садиста Сталина, оправдывая все его страшные злодеяния и прославляли систему, способную перековывать тысячи врагов социализма в будущих его строителей.Конечно, о жестоких условиях, труде без отдыха, голоде, холоде, многочисленных лишениях и унижениях, гибели людей на ее страницах не было сказано ни слова.
Как ни странно, но рабский труд и кровавую вакханалию Сталина с большим энтузиазмом и помпой воспевают и многие сегодняшние сталинские холуи и бездарные фальсификаторы советской истории!Среди них в первую очередь хотелось бы выделить псевдо-учёного д-р ист. наук, ведущего научного сотрудника Института российской истории РАН Юрия Жукова,который кощунственно заявил: «Заключенные отрабатывали свой хлеб всегда и во всех странах.Так было раньше и у нас. Не только при Сталине! Все осужденные работали – ничего страшного в этом нет, это даже полезно – и обществу, и тем, кто сидит»!
Уважаемые друзья! Обязательно ставьте лайки, подписывайтесь на сайт и делитесь своим мнением в комментариях!
Рекомендую также прочесть :
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов