зачем бьют вербой в вербное воскресенье
Почему в Вербное воскресенье бьют вербой, значение традиции
Почему в Вербное воскресенье бьют друг друга вербой: значение этой старинной традиции объяснили священнослужители. Утром верующие отправляются в храм, где проводится обряд освящения вербы. Эти ветки считаются целебными. Их приносят домой и прикладываются ими легко к родным и близким людям, желая им здоровья. В старину верили, что такой обряд защитит от болезней, придаст жизненных сил и сделает человека счастливым.
Традиции Вербного воскресенья
Главное, что нужно сделать в большой православный праздник Вербное воскресенье — освятить вербу. Изначально в храмах освящали пальмовые ветви. Но поскольку не везде они есть, было принято решение заменить их вербой. Она раньше всех распускается весной.
Освященные ветки нужно хранить весь год. Обычно их помещают в углу, возле икон. Старые ветки в мусорное ведро выбрасывать запрещено. В идеале их относят к открытому водоему, где и пускают так, чтобы их унесло течением. Если такой возможности нет, то вербу рекомендуется сжечь.
Хозяйки накануне торжества готовят разные блюда для праздничного застолья. Длится период Великого поста, поэтому разрешается есть только продукты растительного происхождения.
В большие церковные праздники предусмотрены послабления: разрешены морепродукты. Потому на Вербное воскресенье на стол ставили и рыбные блюда. Желающие могут себе позволить выпить немного красного вина.
Обряды с освященной вербой
В старину люди если вербовые почки именно с освященных веток. Верили в их чудодейственную силу, пытаясь так защитить себя от болезней горла на весь год.
Знахари запасались большим количеством такого “сырья”. Они готовили из почек и самих веток всевозможные снадобья. Такие отвары и микстуры помогали от разных заболеваний.
Мужчины набирали горсть почек вербы и носили весь день при себе в кармане. Такой обряд должен был сделать их сильными и выносливыми. Женщины, мечтающие о материнстве, на Вербное воскресенье носили почки с собой, чтобы быстрее забеременеть.
Когда членов семьи бьют шутя ветками вербы, то приговаривают: “ Не я бью, верба бьет. Будь здоров как вода и богат как земля!”. Делать это нужно с искренним пожеланием здоровья и благополучия тому, кого касаются вербой.
Чтобы защитить от болезней маленьких детей, их также следует аккуратно коснуться пучком вербовых веток, принесенных из храма.
Что можно и не стоит делать в Вербное воскресенье
Праздник лучше провести в кругу родных и близких людей. Весь день пребывать в хорошем настроении, но не предаваться излишнему веселью. Шумные застолья под запретом, но праздничный обед в кругу семьи разрешен церковными правилами.
Чего нельзя делать в Вербное воскресенье:
В любой, даже самый большой праздник, дозволено:
Чистые помыслы и добрые дела — именно так рекомендуется людям вести себя в пост, и особенно в Вербное воскресенье.
Приметы праздника Вербное воскресенье
В 2021 году Вербное воскресенье отмечают 25 апреля. Оно выпадает на 6-е воскресенье с начала Великого поста.
Народные приметы на Вербное воскресенье:
Май порадует теплом, если до Вербного воскресенья уже весь снег растаял.
Какие слова говорят на Вербное воскресение, когда бьют вербой и совершают обряды
Завтра, 25 апреля 2021 года, православная церковь отметит один из двенадцати больших праздников — Вход Господень в Иерусалим. В народе его называют Вербное воскресение.
Одна из самых главных традиций этого праздника — это освящение вербных веточек в церкви. Считается, что они обладают особенной целебной силой. Если при проведении обрядов с вербой говорить слова заговоров, то их сила значительно увеличится.
Чему посвящен праздник
После того как Иисус Христос явил миру чудо воскрешения своего друга Лазаря, слава о его божественной силе быстро стала расходиться между людьми. Свидетелями чуда были не только ученики Христа, но и обычные люди.
Потому во время входа Господня в Иерусалим, народ уже знал о том, кто этот человек на ослике, скромный и тихо говорящий. Многие уверовали в него и поняли, что Иисус и есть Спаситель мира, единородный Сын Божий. Они кидали ему под ноги пальмовые веточки — своеобразный знак признания.
Так как в наших краях пальмы не растут, православная традиция заменила их вербовыми. Именно это дерево первым пробуждается после зимы, а значит, является символом новой жизни.
Как святят и что говорят, когда бьют вербой
Прежде всего, нужно быть осторожным, выбирая дерево, у которого будете срывать веточки. Оно должно расти в хорошем месте — идеально, если вблизи водоема. Но только не в местах скопления негативной энергетики, таких, как кладбище.
Ветки вербы можно освящать 24 числа с вечера либо же непосредственно в праздник Вербного воскресения. Нужно не просто освятить вербу, но и отстоять утреннюю службу, помолившись.
После службы веточки вербы несут в дом и легонько бьют ими своих родных и близких по спине. Это нужно делать с верой в то, что Господь дарует благополучие и здоровье всем «побитым».
Когда бьют вербой на Вербное воскресение, говорят такие слова:
«Будь большой, как верба, здоров, как вода, и богат, как земля» и «Не я бью, верба бьет».
После проведения обряда вербовые ветки ставят возле икон и хранят целый год. Если в доме есть больной, то веточки нужно поставить у изголовья кровати.
Обряды, которые делают на Вербное воскресение, и слова, которые нужно при этом говорить
Все обряды проводятся только с освященными веточками вербы, иначе никакой целебной силы они иметь не будут. Знающие люди говорят, что лучше всего сломать ветки, а не срезать. Если у вас совсем не остается времени, можно купить их у бабушек возле храма.
Только освященные ветки обладают целебной силой, способной помочь в выздоровлении, очистить дом от негатива.
Обряд на здоровье и очищение
Для того чтобы человек был здоров весь будущий год и очистился от всякой хвори, дурных мыслей и зла, нужно во время биться приговаривать такие слова:
«Верба хлёст, бей до слёз! Не я бью — верба бьёт, она всю грязь с души и тела уберёт».
«Верба хлёст, бей до слёз! Не я бью — верба бьёт, будь здоров (здорова), как верба!».
Обряд от невзгод в доме
Издавна наши предки знали, что верба, которую освятили во время службы, способна стать оберегом от несчастий и различных бед. Для того чтобы защитить жилище, нужно обмакнуть в святую воду кончики веток и обрызгивать ею весь периметр.
Прошлогоднюю вербу запрещено выбрасывать в мусорку. Ее, в принципе, вообще необязательно выбрасывать. Но если хотите все же обновить ветки, то стоит провести правильный обряд. Например, пускают ветки вербы по воде, при этом поблагодарив их за защиту. То же самое можно проделать при помощи костра, или закопать в землю — любая стихия сгодится.
Что говорят, прощаясь с прошлогодним оберегом:
«Прими, земля (вода, огонь), обратно, дары твои. Благодарю».
Семейный оберег на Вербное воскресение
Если хотите сделать оберег на Вербное воскресение из веточек, то нужно сломать их столько, сколько у вас членов семьи. Освятив их, перед иконами свяжите ветви красной ниткой с такими словами:
«Вербой святой Павел махал, от нас недругов отгонял. Как правда, что Вербное воскресенье чтут, так и правда, что злые люди к нам не пристанут. Аминь».
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Ссылки
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Вербное воскресение. Народные приметы и традиции праздника
Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, поскольку верба имела такое же значение, что и пальмовые ветви. По традициям праздника накануне Вербного Воскресенья в давние времена русские люди ходили к берегам реки ломать вербу, и это был настоящий обряд. Верба всегда освящалась в церкви святой водой, впрочем, эта традиция сохранилась и до нашего времени.
В тёплых странах этот день встречают именно с пальмовыми ветвями, в нашей же стране в это время года листья на деревьях ещё не распускаются. Ветви вечнозелёных хвойных растений традиционно применялись при обрядах погребения, поэтому их использовать нельзя.
По приметам и поверьям считалось, что освящённая верба обладает целебными свойствами, поэтому веточками прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней. Иногда почки добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. Из раскрывающихся почек делали вербную кашу. Но верба не только исцеляет, она придаёт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.
Считалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех. Ветвями украшали иконы, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день. Также амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По примете, нужно было съесть по десять почек через пять дней после окончания месячных, это должно было помочь в зачатии ребёнка. А чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.
Если к следующему празднику Вербного воскресенья в доме оставались неиспользованные ветви, то их ни в коем случае нельзя было выкидывать. Их необходимо сжечь и бросить в ручей или реку, причём, вода не должна быть стоячей. Выбирая новые ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Нельзя было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также на которых есть гнёзда и дупла.
Многие люди, верующие и не очень, и в наши дни накануне Вербного воскресенья украшают свой дом веточками вербы, ведь это растение дарит радость и пробуждает в сердце весну.
Приметы на Вербное воскресение
Постучишь по телу веточкой вербы – будет здоровье целый год. Пожалуй, это единственная примета, о которой знают люди сегодня. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.
Съешь почку вербы – решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.
На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке, он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно, у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.
Посади комнатное растение на Вербное воскресенье – будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.
Домашнюю птицу на улицу не выпускают – ведьма испортит. Возможно, раньше в этой примете были уверены, но только не сейчас. Считалось, что за неделю до Великой Пасхи ведьмы начинали буйствовать. Ведь начиная с Пасхи и все праздники, их сила временно уменьшалась. Вот они и старались напакостить, так сказать, впрок. Считалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. Вот только верить этой примете или нет, не известно. Но в деревнях и по сей день те, кто птицу держит, в Вербное воскресенье стараются ее на улицу не выпускать.
Есть праздники, о которых мы слышали, знаем, но не знаем о приметах, связанных с этим днем. Мы не сильно переживаем оттого, что не знаем, какие обычаи нужно соблюдать. Но когда в нашей жизни случаются неприятности, появляются проблемы, то мы начинаем думать, откуда все это берется, и за что все это нам на наши головы.
Поверья на Вербное воскресение
• Под Вербное воскресение заговаривают головные боли.
Для этого, расчесав волосы, снимите с расчески волоски и положите их в воду.
Полейте этой водой вербу под Вербное воскресенье и скажите:
«Вода, иди в землю вместе с головной болью».
• В Вербное воскресенье делают приворот на вербу.
Для этого сломайте веточку и скажите:
«До тех пор, пока верба за иконой лежать будет,
До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь».
Вербу положите за икону.
Только ни в коем случае не выбрасывайте заговоренную веточку!
• Помните, что веточки с Вербного воскресения необходимо сохранить.
Они помогают в лечении многих заболеваний!
• Принято, по поверью, в Вербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровья.
Но знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого.
Так как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудется.
• Святят вербу. И потом хранят её в доме весь год в вазе или за иконами.
Старой вербой, отстоявшей год, обметают все углы, окна, пороги,
благодарят её за службу и сжигают.
Надо стегнуть новой свяченой вербой по спине всех домашних и животных,
вслух сказать: «Верба-хлёст, бей до слёз», — это прибавляет здоровья.
• Почки, пушистики от вербы свяченой
помогают при бесплодии женском и при энурезе.
• Сегодня можно запечь пушистики свяченой вербы в хлеб
и дать больным домашним животным — исцелятся.
• Всем, кто помогает своим близким отливками
или другим методом снять порчу или полечить,
пригодится этот оберег от перехвата: сегодня натощак надо съесть
3 почки вербы и запить святой водой.
Потом сказать:
«Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял.
Как правда, что вербное воскресенье чтут, так и правда,
что чужие болезни ко мне не пристают. Аминь».
Если Вы православный человек, то до этого надо причаститься.
Обряды. Верба и её сила
Верба по сию пору является значимым растением в народно-православной культуре русских. Оно дало название «Вербное воскресенье» церковному двунадесятому празднику Входа Господня в Иерусалим, отмечаемому в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, Иисус Xристос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу Xристос увидел привязанного к дереву осла, на котором и въехал в город. Жители Иерусалима, узнавшие о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовали Спасителя пальмовыми ветвями, называемыми «ваии», и хвалебной песней. На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии в христианских храмах в день праздника принято освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, а неделю перед праздником стали называть «Вербной», «Вербницей».
Представления о необычных свойствах вербы, однако, уходят корнями в дохристианские, языческие времена. Это растение, как и береза, в народной культуре связывалось с идеей быстрого роста, здоровья, жизненной силы, плодородия. Эти представления основаны на том, что верба раньше других растений распускает свои почки. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и, согласно мифологическому сознанию, могло передать здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.
Верба довольно широко использовалась в календарных обрядах русских крестьян. Несмотря на то что Вербное воскресенье было церковным праздником, в этот день совершались многочисленные обряды с вербой, имеющие в своей основе архаичные верования. Xодить за вербой в лес было принято до восхода солнца в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки зачастую тут же украшали бумажными цветами и лентами, но иногда это делали лишь после их освящения или накануне Пасхи. Святить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы, где они хранились до Егорьева дня или весь год. В Сибири для вербы делали из соломы «теремок», украшали его тряпочками, лентами и вешали перед иконой.
По приходе домой после освящения вербы, а иногда прямо около церкви ею ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей, как считалось, «для здоровья». При этом приговаривали: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», — или: «Не я бью — верба бьет, верба хлест бьет до слез». Во многих местностях с той же целью хлестали вербой скот или давали съесть веточку или почки растения.
В среднерусской полосе, чтобы овцы «водились», их кормили специальным караваем или хлебцами, в которые запекали почки вербы. В некоторых местах форму почек придавали ритуальному печенью, которое в Лазареву субботу приносили в церковь для освящения вместе с вербой печенье. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской — «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской — «орешки», «кытька». Печенье пекли по числу скотины и птицы, а в некоторых местных традициях — и для всех домочадцев. На Рязанщине, кормя овец в Вербное воскресенье печеньем, полагали, что они принесут по паре ягнят каждая, а сам праздник называли «ягнячьим».
Освященные ветки повсеместно у русских ставили и до сих пор ставят в красный угол рядом с иконами. Раньше вербу хранили до Егорьева дня или весь год. Выбрасывать ее после хлестания скотины считалось грехом. Обычно эти ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или бросали в реку, «пуская по воде»; иногда — сжигали в печи. У белорусов верба хранилась весь год за иконами до нового Страстного понедельника. В этот же день ее сжигали и у образов ставили новую освященную вербу. При переходе в новый дом часть веток вербы оставляли в старом доме, а половину переносили в новый.
В Егорьев день во многих местностях вербой ударяли каждую скотину во время обряда первого выгона на пастьбу, а после выгона скармливали ей, считая, что эти действия обеспечат хороший приплод и обезопасят от диких животных в течение всего сезона пастьбы. Подобным образом поступали и в день Николы Вешнего: в этот день и особенно при выгоне лошадей в ночное, первом в сезоне, их стегали вербовыми ветками.
На Ивана Купалу на Волыни и в Подолье деревце или ветку вербы использовали в качестве праздничного атрибута: девушки украшали растение цветами и водили вокруг него хоровод, а через некоторое время парни врывались в девичий круг, захватывали вербу и разрывали ее. Этот обряд по своему значению близок многочисленным земледельческим ритуалам восточнославянской традиции с использованием чучела из растительного материала, и его цель — воздействовать на силы природы, чтобы удался урожай.
Как можно понять из приведенных примеров, вербе в народном сознании приписывались магические функции. Особой силой наделялись вербовые ветки, освященные в Вербное воскресенье. Продуцирующие свойства растения очевидны из имеющих магическое значение приговоров, которые произносили при хлестании вербой детей: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!» В некоторых местностях бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки, чтобы пчелы хорошо роились, уродилось бы больше пчелиных семей, и они бы принесли хозяину меда и воска в изобилии.
В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух, в котором очевидно приписывание вербе положительного значения. В полночь накануне Вербного воскресения молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и около ворот кричала:
«Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», — а также: «Вставай рано, бей барана». Последней стегали молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота.
Продуцирующая сила вербы использовалась и непосредственно в земледельческих обрядах. Так, после первого выгона скота веточки могли разломать и разбросать их по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для посева. На Смоленщине часть вербы, принесенной после выгона скота, втыкали в землю на хлебном поле — «чтоб земля быстрей ожила», «чтоб рожь хорошо уродилась и росла пушистая, как верба»; другую часть прятали за икону — «чтоб скот домой возвращался». Здесь же хозяйка прут, которым выгоняла скотину, бросала в хлеву в навоз; при этом она прыгала как можно выше, «чтобы уродился лен». В некоторых местах ветки вербы втыкали по четырем углам поля для оберега посевов. В Тамбовской губернии с этой целью вербу вообще высаживали в поле. В Белоруссии с освященной вербой выходили на первую пахоту ярового поля и на распахивание целины.
Кроме продуцирующих верба наделялась целительными свойствами, которые использовались как в профилактических целях, так и непосредственно в народной медицинской практике. В Енисейской губернии освященную вербу скармливали коровам и овцам в Чистый четверг — четверг на Страстной неделе, при этом говорили: «Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните». Вербу, даже не освященную, широко употребляли также для лечения людей.
На Кубани вербу использовали при лечении детских болезней. Для этого рано утром, до восхода солнца отправлялись на реку и там срезали вербу три раза по девять веток. При этом трижды считали от девяти до одного. Придя домой, опускали в горячую воду один пучок из девяти веток и купали ребенка около окна, из которого был виден восход солнца. В полдень клали в горячую воду второй пучок вербы и купали ребенка около окна, напротив которого стояло солнце в этот момент. Вечером, когда солнце садилось, те же действия совершали с последним пучком веток перед окном, смотрящим в западную сторону. По окончании все ветки вербы с водой относили к реке и с молитвой выливали, чтобы они плыли по воде. Считалось, что болезнь отступит. На Витебщине вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее отвар и пили от разных болезней, а также употребляли в качестве примочек от опухолей и ушибов.
Вербе в народной культуре приписывались защитные качества. У всех восточных славян широко бытовали представления о том, что освященная ветка способна защитить от грозы, бури, других стихийных бедствий, от нечистой силы и болезней. У русских в Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь — усмирить его. Повсеместно верили, что хранящаяся в красном углу верба защитит дом и все хозяйство от грома и молнии. Белорусы во время града ставили на подоконник пучок освященной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобития в хлебных полях.
Наряду с тем, что верба широко используется в обрядовой сфере и является атрибутом одного из самых больших христианских праздников, в народных поверьях она принадлежит к деревьям, проклятым Богом. Согласно легенде, из нее мучители Xриста сделали штыри для скрепления креста. За это верба, по народным представлениям, подвержена точению червями, а в сухой вербе сидят черти. В этой связи показательна известная украинская пословица: «Влюбился, как черт в сухую вербу». По представлениям белорусов, на вербе, особенно старой — сухой и дуплистой, с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт. Весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.
Рубрики: | Православие Приметы, обряды и практики Праздники |
Метки: вербное воскресенье народные приметы традиции приметы
Процитировано 5 раз
Понравилось: 7 пользователям