зачем даны в песне сравнения завороженного огнями поэта с отдыхающим крестьянином весел с крыльями

Урок литературы в 9 классе на тему:»БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ» ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ «

Урок литературы в 9 классе

Тема урока. «Божественная комедия» Данте Алигьери

Поэма как символ пути человека от заблуждения к истине.

Цели: познакомить учащихся с эпохой Возрождения, поэтом Данте Алигьери и главным делом его жизни – «Божественной комедией»; содействовать формированию у учащихся философского восприятия действительности: жизни, любви, судьбы.

I. Слово учителя об итальянском поэте Данте Алигьери.

Родился во Флоренции, в семье среднего достатка, образование получил не слишком широкое, но все же с геометрией, астрономией, историей и античностью познакомился. Быт и нравы родного города явились главными наставниками будущего поэта. Тогда Италия еще не получила государственной самостоятельности, была раздроблена, и каждый город боролся за собственную независимость. Юного Данте равно привлекала поэзия и политическая борьба.

Беатриче Портинари – прекрасная девушка, в которую был влюблен Данте. Он преклонялся перед ней, называя Благороднейшей, Учтивейшей, но никогда не решался заговорить. Беатриче вышла замуж, имела детей, но очень рано умерла – в 25 лет. Данте и после ее смерти продолжал посвящать ей сонеты, исполненные рыцарского поклонения даме сердца. Данте был втянут в политические страсти, бушевавшие в Италии, был обвинен в подстрекательстве к мятежу и изгнан из Флоренции, в которую так и не вернулся. Последние годы жизни Данте провел в тихих городах Вероне и Равенне, где занимался наукой и главным делом своей жизни – «Божественной комедией».

Первое знакомство с Данте в России произошло в XVIII веке. Открывая для себя западноевропейский мир, русский читатель не смог миновать «Божественной комедии», за которой, по выражению Гете, «стоят целые века культуры». Энергия сотворения нового мира, поиски новой системы ценностей, характерные для петровской эпохи, революционное значение которой сравнивается с крещением Руси, не могли не привлекать внимания к поэту, чье творчество знаменовало переход от Средневековья к Возрождению. (Подробнее см.: Маранцман, В. Г. Изучение литературы в 9 классе: метод. пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1992; Маранцман, В. Г. Художественная литература: книга для учащихся 9 класса. – М.: Просвещение, 1991. – С. 41–48.)

II. Работа с текстом «Божественной комедии».

1. Знакомство с композицией «Божественной комедии».

Состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай».

Автор представляет себе путешествие по этим трем сферам загробного мира и описывает их столь ярко, убедительно, что читатель верит вымыслу, как реальности. А большинство персонажей поэмы имеют своих прототипов в действительной жизни: это исторические деятели, это друзья и враги самого Данте по политической борьбе. Среди «теней» загробного мира появляются и известные читателю мифологические герои. Сначала Данте путешествует с тенью знаменитого римского поэта I века до н. э. Вергилия, а потом с Беатриче. Данте поднимается от мира пороков к миру покаяния и к чистоте. «Божественная комедия» – это путь возвышения личности.

Терцины – трехстишия, где рифмуются первая и последняя строки.

Жестокость жизни и низость пороков, втягивающих человека в круги Ада, не заставляют Данте отказаться от веры в человека, в теплоту его сердца, в способность к состраданию. Идея единства людей, их взаимной любви – основа поэмы.

Во вступлении к поэме Данте показывает растерянность человека, заблудившегося в бездорожье леса; растерянность ведет к слабости, создает опасность быть завоеванным пороками, которые, как звери (пантера, лев, тощая волчица), преследуют одинокого. Человека спасает опора на прежний высокий опыт общения с искусством (появление Вергилия), цепная реакция любви (вторая песня «Ада»: Мадонна посылает Беатриче на помощь другу). При этом Данте трезво знает, что высота духа не избавляет от страданий. В шестой песне «Ада» поэт спрашивает у Вергилия, уменьшатся ли мучения грешников после Страшного суда.

Твоей науки истины верны, –

сказал он: – Чем созданье совершенней,

тем больше благо, боль ему слышны.

2. Чтение и аналитическая беседа пятой песни «Ада».

– Какие чувства вызвала у вас V песня «Ада»?

– Какими чувствами охвачен сам автор поэмы?

– Каково отношение Данте к Паоло и Франческе? (Его участие, близость к страдающим влюбленным.)

– Каков главный мотив всей песни? (Это трагическое противоречие: любовь ведет к гибели, но чувства человека неодолимы, страсть – неизбежная потребность нежного сердца.)

– Какую значимость придает автор чувству настоящей любви? (Любовь сильнее адской кары, которая не может разъединить Паоло и Франческу, заставить их отречься друг от друга. Ад способен заставить любящих мучиться, но не способен истребить их чувства.)

Герой поэмы Данте способен пронести свет души сквозь «мрачные пропасти Земли».

Домашнее задание: прочитать 26-ю песню «Ада» в переводе М. Лозинского и устно ответить на вопросы:

– Каким чувством наполнен зачин песни?

– Выдерживает ли сам поэт предписание быть сдержанным?

– Чем опасна, по древней традиции, страсть к безграничному познанию?

– Как связаны между собой три части песни (поэтическая картина движущихся огней, разговор Данте с Вергилием, исповедь Одиссея)?

– Зачем даны в песне сравнения завороженного огнями поэта с отдыхающим крестьянином, вёсел – с крыльями?

– В чем предназначение человека, по мысли Данте?

Источник

Художественное своеобразие «божественной комедии» Данте, как отражение жизни и смерти в средние века

2. Художественное своеобразие «божественной комедии» Данте, как отражение жизни и смерти в средние века

2.1. Политический и психологический смысл поэмы Данте А.

Данте показал картины пороков, живущих в людях для того, чтобы противопоставить их другим картинам, которые должны создавать люди для того, чтобы была гармония для осознания, его поэме своего рода просветительская база для всех кто живет на земле.

Художественное своеобразие показа жизни в трех параллелях представлено приемами представления для читателя символических действующих лиц и деталей, мотивов разных видов восприятия.

И в 26-й песни «Ада» Данте рассказывает о том, как Одис­сей с малым отрядом отважился идти, в неизведанное море за Геркулесовы столбы и начал «полет безумный средь зыбей». Одиссей наделен страстью познания, и, хотя он грешен, потому что ввел в гибельное заблуждение других людей, Данте не толь­ко осуждает героя, но сочувствует ему.

Данте и Вергилий видят огни, которые движутся по дну долины. В каждом из огней сжигаются грешники, которые хитросплетениями ума побудили людей к ложным путям. В одном из них заключен Одиссей. Данте любил полет, он был дерзок. Но бесконечная жажда познания ведет человека к гибели. И в этом одно из трагических противоречий высокого на­значения человека и его натуры.

Из всей неоглядной шири «Божественной комедии» предла­гаем познакомиться с 5-й и 26-й песнями «Ада».

Пятая песнь «Ада» открывает круг, в котором томятся «не­воздержанные». Беспощадный и точный суд Миноса отсылает каждого грешника в ту щель ада, где ему уготовано наказание. Но действие песни начинается со спора Данте и Вергилия с Миносом, и это очень существенно для понимания позиции поэта. Минос — жестокий судья, призывающий путников ни­кому и ничему не доверять в аду. История Франчески и Паоло отвергает это предостережение и вызывает у Данте не просто сочувствие, а потрясение. Диалог поэтов с Миносом и разговор Данте с Франческой представлен в композиции песни как по­люсы отношения к человеку: беспощадность и милосердие. Характерно, что римский поэт Вергилий в своем рассказе ироничен по отношению к грешникам, а разговор с Франческой ведет полный сострадания Данте, поэт нового времени.

Адская буря гонит грешников с тем неистовством, с каким они отдавались своим страстям. Но грехи плоти предстают в песне в двойном освещении: похоть и любовь. Семирамида, Дидона, Клеопатра, представленные Вергилием, наказаны за разврат и потому не вызывают сочувствия римского поэта. Данте же с самого начала песни, с описания адской бури, полон ужаса и сострадания. Поэтические сравнения, которые предваряют рассказ Франчески (бурное море, где ветер бьется с волнами, поющие свою жалобу журавли, голуби с трепетом их крыльев и т.д.), создают лирическую атмосферу и подчеркивают учас­тие поэта, его близость к тем героям и событиям, о которых идет речь.

Главным мотивом всей песни оказывается трагический по­единок: любовь ведет к гибели, но чувства человека неодолимы, страсть — неизбежная потребность нежного сердца.

В 26-й песни речь идет о тех, кто вводит людей в обман из-за несдержанности своего ума, кто был увлечен хитроумием позна­ния. Пророчество беды, которая должна пасть на Флоренцию, не обнаруживает в самом Данте сдержанности. Напротив, здесь неистовство горечи и любви. Жители Прато, городка, покорен­ного Флоренцией, ненавидят ее и терпеливо ждут беды, как и оскорбленный ею Данте. Зачин песни становится началом внутреннего мотива, в котором сталкиваются предписанные человеку традиции, каноны, ограничения и безрассудный полет его разума. В известной степени 26-я песнь оказывается аналогом 5-й песни «Ада», где чувства вели людей к гибели. Здесь неуем­ная жажда познания, зов разума ведут к обману и смерти.

Песнь делится на три части. Сначала перед нами возникает средь мрачных уступов поэтическая картина движущихся ог­ней. Развернутое сравнение их со светлячками, которых отды­хающий крестьянин с крыши своего дома видит в ночной долине, создает возвышенное настроение. Таинственный трепет огней возбуждает интерес Данте. Он едва не падает в пропасть, поглощенный этим зрелищем.

В сущности поэт так же не привык сдерживать свою страсть к познанию, как грешники, сгорающие в адском огне. И это ему, как и им, грозит гибелью. Почему этим грешникам дано такое наказание? Жажда познания заслонила сдержанность и осторожность. По Библии, страсть к познанию — грех. Неда­ром Адама и Еву Бог изгнал из рая не сразу после грехопаде­ния, а лишь тогда, когда Адам пытался дать название всем ве­щам, т.е. присвоить себе привилегию Бога.[5, c. 23]

Вторая часть песни — разговор Данте и Вергилия, объясня­ющего поэту, кто и за что мучается в языках пламени. Особый интерес у Данте вызывает «рогатый огонь» с раздвоенными языками пламени. Это тоже символический образ. Несдержан­ность ума ведет к раздвоению человека, нарушению его при­родной сути полетом фантазии. Исповедь Улисса (Одиссея) Данте слышит впрямую, без перевода Вергилия. Данте более всего интересует, что привело Улисса к гибели. Люди, посмевшие выйти в открытое море, за Геркулесовы столбы, означавшие конец изведанного мира, нарушили законы, данные богами. Их поступок назван безумным, но обаяние этого гордого шага пере­дано с завораживающей образностью (весла — крылья и т.д.). Человек не может довольствоваться данными ему пределами, он жаждет познания. Вот итог песни, хотя в начале ее доблестью была провозглашена сдержанность.

Бездны, в которые ведет ум, более греховны для Данте, чем прямой обман, воровство. И поэтому Улисс и все, кто повинен в грехе использования ума для обмана, находятся в нижнем кру­ге ада. Но Данте, как поэт, идущий к Возрождению и готовя­щий его, любуется смелым полетом и поэтизирует безоглядное стремление человека к познанию.

Источник

Задание по литературе: прочитать 26-ю песню «Ада» в переводе М. Лозинского и ответить на во Каким чувством наполнен зачин песни?

– Выдерживает ли сам поэт предписание быть сдержанным?

– Чем опасна, по древней традиции, страсть к безграничному познанию?

– Как связаны между собой три части песни (поэтическая картина движущихся огней, разговор Данте с Вергилием, исповедь Одиссея)?

– Зачем даны в песне сравнения завороженного огнями поэта с отдыхающим крестьянином, вёсел – с крыльями?

– В чем предназначение человека, по мысли Данте?

Всего ответов: 2

Ответы

если мы нарушим эту клятву,то пусть мы будем зелёными человечками.

если мы нарушим эту клятву,то пусть земля повернётся на 180 градусов.

если мы нарушим эту клятву,то пусть учителя до конца дней своих будем мучаться от страха стыдливости.

в предисловии к роману автор показывает отношение к своему герою. так же как и пушкин в “евгении онегине” (“всегда я рад заметить разность между онегиным и мной”), лермонтов высмеял попытки поставить знак равенства между автором романа и его главным героем. лермонтов не считал печорина положительным героем, с которого надо брать пример. автор подчеркнул, что в образе печорина дан портрет не одного человек, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала xix века.

в романе лермонтова “герой нашего времени” показан молодой человек, от своей неприкаянности, в отчаянии себе мучительный вопрос: “зачем я жил? для какой цели я родился? ” он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорогой светских молодых людей.

печорин — офицер. он служит, но не выслуживается. печорин не занимается музыкой, не изучает философию или военное дело. но мы не можем не видеть, что печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. нас отталкивает равнодушие печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. но печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. он глубоко несимпатичен нам “жалкостью действий”, пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям. но мы видим, что и сам он глубоко страдает.

характер печорина сложен и противоречив. герой романа говорит о себе: “во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит ” каковы причины этой раздвоенности?

“я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке ” — признается печорин. он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой. печорин — эгоист. еще пушкинского онегина белинский называл “ эгоистом” и “эгоистом поневоле”. то же самое можно сказать и о печорине. печорину присущи разочарование в жизни, пессимизм. он находится в постоянной раздвоенности духа.

в общественно-политических условиях 30-х годов xix века печорин не может найти себе применения. он растрачивается на мелкие любовные похождения, подставляет лоб чеченским пулям, ищет забвения в любви.

но все это лишь поиск какого-то выхода, лишь попытка рассеяться. его преследуют скука и сознание, что не стоит жить такой жизнью. на всем протяжении романа печорин показывает себя как человека, привыкшего смотреть “на страдания, радости других только в отношении к себе” как на “пищу”, поддерживающую его душевные силы. именно на этом пути ищет он утешения от преследующей его скуки, пытается заполнить пустоту своего существования.

и все же печорин — натура, богато одаренная. он обладает аналитическим умом, его оценки людей и их поступков точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. его дневник — не что иное, как саморазоблачение. он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть бэлы, свидание с верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. равнодушие, черствость — маска самозащиты. печорин все-таки является человеком волевым, сильным, активным, в его груди дремлют “жизни силы”, он способен к действию. но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. в этом печорин сходен с героем поэмы “демон”. и правда, в его облике (особенно в начале романа) есть что-то демоническое, неразгаданное.

во всех новеллах, которые лермонтов объединил в романе, печорин предстает перед нами как разрушитель жизней и судеб других людей: из-за него лишается крова и погибает черкешенка бэла, разочаровывается в дружбе максим максимыч, княжна мери и вера, погибает от его руки грушницкий, вынуждены покинуть родной дом “честные контрабандисты”, погибает молодой офицер вулич.

белинский видел в характере печорина “переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем”.

не любил.швабрин ухаживал за машей мироновой, но получил отказ. не простив ей этого, он, мстя девушке, распускает о ней грязные слухи

Источник

Урок литературы в 9 классе ТЕМА УРОКА. «БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ» ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ ПОЭМА КАК СИМВОЛ ПУТИ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ К ИСТИНЕ.

Урок литературы в 9 классе

Тема урока. «Божественная комедия» Данте Алигьери

Поэма как символ пути человека от заблуждения к истине.

Цели: познакомить учащихся с эпохой Возрождения, поэтом Данте Алигьери и главным делом его жизни – «Божественной комедией»; содействовать формированию у учащихся философского восприятия действительности: жизни, любви, судьбы.

I. Слово учителя об итальянском поэте Данте Алигьери.

Родился во Флоренции, в семье среднего достатка, образование получил не слишком широкое, но все же с геометрией, астрономией, историей и античностью познакомился. Быт и нравы родного города явились главными наставниками будущего поэта. Тогда Италия еще не получила государственной самостоятельности, была раздроблена, и каждый город боролся за собственную независимость. Юного Данте равно привлекала поэзия и политическая борьба.

БеатричеПортинари – прекрасная девушка, в которую был влюблен Данте. Он преклонялся перед ней, называя Благороднейшей, Учтивейшей, но никогда не решался заговорить. Беатриче вышла замуж, имела детей, но очень рано умерла – в 25 лет. Данте и после ее смерти продолжал посвящать ей сонеты, исполненные рыцарского поклонения даме сердца. Данте был втянут в политические страсти, бушевавшие в Италии, был обвинен в подстрекательстве к мятежу и изгнан из Флоренции, в которую так и не вернулся. Последние годы жизни Данте провел в тихих городах Вероне и Равенне, где занимался наукой и главным делом своей жизни – «Божественной комедией».

Первое знакомство с Данте в России произошло в XVIII веке. Открывая для себя западноевропейский мир, русский читатель не смог миновать «Божественной комедии», за которой, по выражению Гете, «стоят целые века культуры». Энергия сотворения нового мира, поиски новой системы ценностей, характерные для петровской эпохи, революционное значение которой сравнивается с крещением Руси, не могли не привлекать внимания к поэту, чье творчество знаменовало переход от Средневековья к Возрождению. (Подробнее см.: Маранцман, В. Г. Изучение литературы в 9 классе: метод.пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1992; Маранцман, В. Г. Художественная литература: книга для учащихся 9 класса. – М.: Просвещение, 1991. – С. 41–48.)

II. Работа с текстом «Божественной комедии».

1. Знакомство с композицией «Божественной комедии».

Состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай».

Автор представляет себе путешествие по этим трем сферам загробного мира и описывает их столь ярко, убедительно, что читатель верит вымыслу, как реальности. А большинство персонажей поэмы имеют своих прототипов в действительной жизни: это исторические деятели, это друзья и враги самого Данте по политической борьбе. Среди «теней» загробного мира появляются и известные читателю мифологические герои. Сначала Данте путешествует с тенью знаменитого римского поэта I века до н. э. Вергилия, а потом с Беатриче. Данте поднимается от мира пороков к миру покаяния и к чистоте. «Божественная комедия» – это путь возвышения личности.

Терцины – трехстишия, где рифмуются первая и последняя строки.

Жестокость жизни и низость пороков, втягивающих человека в круги Ада, не заставляют Данте отказаться от веры в человека, в теплоту его сердца, в способность к состраданию. Идея единства людей, их взаимной любви – основа поэмы.

Во вступлении к поэме Данте показывает растерянность человека, заблудившегося в бездорожье леса; растерянность ведет к слабости, создает опасность быть завоеванным пороками, которые, как звери (пантера, лев, тощая волчица), преследуют одинокого. Человека спасает опора на прежний высокий опыт общения с искусством (появление Вергилия), цепная реакция любви (вторая песня «Ада»:Мадонна посылает Беатриче на помощь другу). При этом Данте трезво знает, что высота духа не избавляет от страданий. В шестой песне «Ада» поэт спрашивает у Вергилия, уменьшатся ли мучения грешников после Страшного суда.

Твоей науки истины верны, –

сказал он: – Чем созданье совершенней,

тем больше благо, боль ему слышны.

2. Чтение и аналитическая беседа пятой песни «Ада».

– Какие чувства вызвала у вас V песня «Ада»?

– Какими чувствами охвачен сам автор поэмы?

– Каково отношение Данте к Паоло и Франческе? (Его участие, близость к страдающим влюбленным.)

– Каков главный мотив всей песни? (Это трагическое противоречие: любовь ведет к гибели, но чувства человека неодолимы, страсть – неизбежная потребность нежного сердца.)

– Какую значимость придает автор чувству настоящей любви? (Любовь сильнее адской кары, которая не может разъединить Паоло и Франческу, заставить их отречься друг от друга.Ад способен заставить любящих мучиться, но не способен истребить их чувства.)

Герой поэмы Данте способен пронести свет души сквозь «мрачные пропасти Земли».

Домашнее задание: прочитать 26-ю песню «Ада» в переводе М. Лозинского и устно ответить на вопросы:

– Каким чувством наполнен зачин песни?

– Выдерживает ли сам поэт предписание быть сдержанным?

– Чем опасна, по древней традиции, страсть к безграничному познанию?

– Как связаны между собой три части песни (поэтическая картина движущихся огней, разговор Данте с Вергилием, исповедь Одиссея)?

– Зачем даны в песне сравнения завороженного огнями поэта с отдыхающим крестьянином, вёсел – с крыльями?

– В чем предназначение человека, по мысли Данте?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *