зачем дают узелок первому встречному на похоронах
Полное собрание примет и обычаев, связанных с похоронами
Подготовка к погребению и сами похороны у нас проводятся по определённым правилам, далеко не всегда рационально обоснованным, однако имеющим очень давние, отчасти дохристианские истоки. Тем не менее, они мирно уживаются с православной похоронной обрядностью и в некоторой степени дополняют её. Так образуется общий культурный комплекс, внятный всем христианам восточной ветви.
Обычаи «народного» православия требуют следующих обязательных действий:
Неоднозначные приметы
Некоторые обстоятельства и действия, связанные с похоронами, могут быть истолкованы двояко. Так происходит, например, когда знатоки обычаев разъясняют символику погоды в день похорон. Одни считают, что солнечная погода сопровождает погребение человека с чистой и светлой душой, а сильный долгий дождь сопутствует душам грешников. Другие же говорят, что дождь во время похорон – это плач небес об ушедшем из жизни.
Разные мнения есть и о том, что делать с иконой, извлечённой из гроба после отпевания. Обычно её советуют взять домой для молитв об усопшем. Однако некоторые предпочитают отдать эту икону в церковь.
Погребальные приметы, которым уже не следуют
Со временем часть не оправдывающих себя поверий уходит в прошлое и свод примет меняется. Так, сейчас совершенно отказались от бытовавшего прежде запрета приносить на похороны живые цветы.
Точно так же не соблюдается правило «впереди гроба не идут». Современная похоронная процессия как раз строится в таком порядке, что перед гробом идут те, кто несёт портрет, награды, венки.
Практически не выполняется и ничем не обоснованный запрет стирать вещи мужа (жены) в течение года после смерти.
Магические действия на похоронах
Часть стародавних традиций погребения действительно забывается. Однако последователи всяческих оккультных наук всё ещё норовят появиться на похоронах. Специалистов по практической чёрной магии можно распознать по необычным действиям и странным просьбам, а именно:
Кроме того, если при уходе за могилой были найдены какие-то закопанные предметы, их надо извлечь, не прикасаясь голыми руками, и уничтожить в огне.
Вопрос и ответ
В самом деле, это может казаться каким-то дремучим средневековьем. Однако описанные магические действия встречаются чаще, чем хотелось бы. По крайней мере для того, чтобы их не поощрять, от подозрительных манипуляторов на похоронах всё-таки лучше избавиться.
Обоснования примет и обычаев редко бывают рациональными. И в этом случае они тоже более или менее мистические. С одной стороны, считается, что душа умершего ещё некоторое время витает в своём доме, всё видит, слышит, и может обидеться на то, что тело забыто родными хотя бы на краткое время. С другой стороны, постоянное присутствие кого-либо из родственников наверняка помешает пронырливым чёрным магам поживиться чем-нибудь полезным для своих сомнительных практик.
Что раздают на похоронах: символизм традиции
Она позволяет показать свое уважение к усопшему, его родственникам.
Обычно на похоронах дарят носовые платочки, полотенца, платки, другие вещи.
По древним обычаям на поминках обычно дарят платки. Женщины получают ритуальные товары для покрытия головы, а мужчины — стандартные носовые платки. Данный ритуал существует уже сотни лет.
Принято выделять следующие причины для раздачи платков:
Полотенце или платок можно всегда положить в карман. Мужчины, которые понесут гроб с покойным, могут повязать платок вокруг руки. Люди преклонного возраста собирают данные ритуальные товары еще до своей смерти.
Когда и как раздают платки?
В разных местностях одинаковые предметы используют в различных целях. Платки принято раздавать присутствующим людям на похоронной церемонии, посторонним лицам и родственника усопшего, копателям и людям, носящим гроб, чтобы они повязали их на руку. Данная процедура выполняется в начале траурной церемонии, однако в определенных регионах их раздают лишь после поминального обеда.
Что еще принято раздавать в христианской культуре?
Наш интернет-магазин ритуальных товаров хочет предостеречь, что дарить различные предметы во время ритуальной церемонии нужно только после поминального обеда. Всем людям раздают кружки, чашки, ложки и тарелки, еду, носки.
Нельзя сразу отдавать вещи, которые принадлежали усопшему. Это можно сделать только когда пройдет 40 дней после его гибели. Все ценные вещи кладутся покойному в гроб.
Традиции дарения в различных религиях
Ритуал дарить всем присутствующим на похоронной церемонии людям различных предметов существует и у мусульман. Представители этой религии дарят ритуальную милостыню (садаку). Это могут быть вещи или деньги, которые нужно подготовить заранее. Накопленную сумму отдавали человеку, который показал где нужно рыть могилу, людям, опускавшим усопшего на землю.
У татаров в качестве садаки использовались носки, платки, полотенца. В Китае было принято дарить после похорон красные конверты с монетой внутри.
Что можно подарить первому встречному?
Похороны считаются эмоциональным событием, подразумевающим выполнение многих традиций, позволяющих защитить живых людей от злых сил, помочь душе покойника в загробном мире.
Перед посещением кладбища нужно подготовить перечень вещей для совершения обряда первой встречи. Для этого в платок заворачивали нитки, иголку, чашку, ложку, соль и хлеб, сладости, носки и чулки. Такой сверток всегда передавался первому встречному человеку после завершения похоронной церемонии.
Что делают с платком и полотенцем после похорон?
Траурные платки и полотенца, раздаваемые во время похорон, принято оставлять у себя и использовать в быту, вспоминая при этом о покойном. В разных регионах существуют свои традиции по поводу обращения с ритуальными товарами.
Ошибки на похоронах. Как не допустить ошибок на похоронах?
Уход человека из жизни с очень давних времён сопровождается особыми ритуалами. У нас, кроме общепринятых правил организации погребения, бытует ряд неписаных обычаев. Их игнорирование традиционно считается серьёзной ошибкой на похоронах.
Запреты, связанные с гробом
В гроб не следует класть какие-либо предметы, имеющие отношение к живым, к примеру, фотографии, свои личные вещи, детские игрушки и т.п. По традиции считается, что такие действия плохо влияют на здоровье и жизнь человека, которому принадлежал вложенный в гроб предмет. То же относится к вещам, в которые одевают умершего – для этого нельзя использовать вещи другого человека.
Любые предметы никогда не передают друг другу через гроб.
Нередко совершают ошибку, помещая в гроб живые цветы. С этой целью используют только искусственные или высушенные растения, например, ветки вербы, освящённые в Вербное воскресенье и хранимые за образами.
Правильное поведение на прощании и похоронах
Ошибочным считается, если при погребении близкого человека кто-нибудь из родных неудержимо плачет. Народная традиция утверждает, что из жалости к этому родственнику умерший вскоре забирает его с собой.
Об усопшем не говорят в негативном ключе, тем более, не ругают и не оскорбляют, что бы он ни сделал при жизни. Правило «О мёртвых или хорошо, или ничего» соблюдается издавна.
Родственникам на похоронах следует воздержаться от объятий, даже если они давно не виделись. Если в доме находится покойный, то, встречая там своего знакомого или родственника, здороваются не вслух, а лишь наклоном головы.
Пока умерший находится в доме, не следует мести пол и выносить сор, а также стирать.
Перед похоронами с покойным приходят проститься знакомые и родные, но за 20 минут до выноса гроба с телом при нём должны остаться только самые близкие родственники.
Вынос проводят в следующем порядке: сначала венки и портрет покойного, за ними крышку гроба узкой частью вперед, потом сам гроб изножьем вперёд. При этом особенно стараются не задевать ни дверные косяки, ни притолоки.
В доме занавешивают или поворачивают «лицом» к стене зеркала. В знак того, что жизненный путь человека завершен, останавливают все часы.
После того, как гроб вынесен из дома, все полы обязательно моют одной водой, причём делает это не родственник, а посторонний человек. При такой уборке нередко совершают ошибку, подметая пол к порогу. Необходимо, напротив, мести вглубь дома. После уборки тряпку и веник выбрасывают.
Организация похорон требует комплекса действий, которые выполняются оперативно, внимательно, с учётом конкретных обстоятельств.
Ошибки, связанные с похоронной процессией
Родственники, пусть самые дальние, не должны идти в похоронной процессии впереди гроба и не должны нести сам гроб.
На погребальную процессию не следует смотреть из окна или сквозь щели забора, чтобы не накликать на себя беду. Мужчины в этот момент снимают головные уборы.
Ошибкой будет переход или переезд дороги перед похоронной процессией. Одни видят в этом крайнее неуважение к памяти усопшего, другие же пророчат тем, кто не уступает дорогу погребальному шествию, самые крупные неприятности.
Запреты, касающиеся кладбища
С кладбища не забирают никакие предметы, кроме тех, что могут раздавать родственники умершего. Если при погребении в могилу падают какие-то вещи присутствующих, их не извлекают, даже если это ценные предметы. Такие случаи символически истолковываются как взыскание покойным того, что не было получено им при жизни.
Грубейшей ошибкой считаются ссоры, споры, проклятия и любые конфликтные ситуации на кладбище.
Сразу после похорон не рекомендуется посещать расположенные на том же кладбище могилы других родственников или знакомых. День похорон должен быть посвящён только одному покойному.
Возможные ошибки после возвращения с кладбища
Возвратившись с похорон, не следует забывать о том, что необходимо в обязательном порядке отряхнуть свою обувь перед тем, как войти в дом. Кроме того, сразу же тщательно моют руки, а при возможности принимают душ. Полезно также отогнать холод смерти — подержать руки над огнём зажжённой свечи.
Ошибки за поминальным столом
На поминках не чокаются ни рюмками, ни стаканами. Это действие уместно при веселье и на праздниках, но никак не в период скорби.
Ошибкой будет и забвение старинных традиций, когда на поминальной трапезе обязательно подавали блины, кутью, кисель, поливку. По крайней мере кутья должна оставаться непременным атрибутом ритуального угощения.
О личных вещах покойного
Строгий запрет налагается на пользование расческой умершего. Она, как вещь сугубо личного пользования, считается небезопасной даже после мытья и освящения. Народная традиция велит выбросить расческу покойного в проточную воду или положить её в гроб.
До 40 дней вещи умершего не раздают ни родственникам, ни друзьям или знакомым.
О магии на похоронах
Во время похорон и в связи с ними находятся люди, которые пытаются проводить или готовить магические действия. Случается это не так редко, как хотелось бы в XXI веке. Поэтому на кладбище нельзя принимать любые предметы от всякого рода странных личностей. Лучше сторониться тех, у кого одежда надета наизнанку.
Завязки, снятые с рук и ног покойного, необходимо положить в гроб. В противном случае их могут использовать для наведения порчи.
В Беларуси, особенно на Полесье, издавна сохраняются местные обычаи похорон. Их, как правило, хорошо знают люди старшего поколения. Чтобы не совершать ошибок, при организации погребения надо учитывать их советы.
Вопрос и ответ
Житейский опыт доказывает, что так называемая «бытовая магия» на самом деле достаточно распространена. Приносит ли она результат — вопрос сложный, и ответ на него неоднозначен. В любом случае, пока сохраняется хоть какая-то вероятность отрицательных последствий, от определённых действий лучше воздерживаться.
В таком случае лучше исходить из личных ощущений. Если какой-то предмет связан с тёплыми чувствами и светлой памятью об ушедшем из жизни, не будет ошибкой её оставить.
. Похоронно-поминальные обычаи и обряды // Русские. – М.: Наука, 1997. – 828 с. С. 517 – 532 (стр. 3 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 |
При выносе тела совершалось много магических обрядов. Выносили умершего обязательно ногами вперед. Так, в Калужской губернии, в д. Пучкове, до начала ХХ в. гроб выносили не на улицу, а по «проулку» на задворки и уже оттуда направлялись в церковь. Делалось это для того, чтобы покойный не нашел дорогу домой. С этой же целью похоронная процессия часто останавливалась у первого перекрестка, где гроб оборачивали по солнышку три раза. Называлось это «путать следы». В некоторых местах, например в Вологодской губернии, когда хоронили хозяина дома, вслед гробу бросали рожь, пшеницу или какое-нибудь другое зерно, чтобы и без главы семьи продолжал хорошо родиться «хлеб». Причитания сопровождали гроб с покойным до самой церкви. В некоторых местностях женщины, окружив гроб, припадали к его бокам и громко рыдали. Во время причитаний многие просили покойного передать привет в «тот мир» и сообщить об их житье-бытье умершим ранее родственникам (РЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 213. Л. 4. Вологодская губерния). 522
После погребения снова служили панихиду, а затем покидали кладбище. Во многих губерниях поминовение совершали на могилах сразу после погребения: на могиле расстилали скатерть или кусок холста, на которые клали пироги, ставили мед, кутью. Нищим подавали хлеб и блины.
В Ярославской, Владимирской, Костромской, Нижегородской, Новгородской, Пензенской, Оренбургской губерниях широко бытовал обычай подавать милостыню, называемую «первая встреча». Суть обычая в следующем. Во время выноса покойника женщина из числа его родственниц брала хлеб, кусок холста, длиной в два-три аршина, нитку и подавала эти вещи первому встречному человеку ради поминовения умершего. Мужчина, ведущий лошадь с гробом к церкви подавал, вынув из-за пазухи, кусок холста (примерно в один аршин) или что-либо печеное. Многие считали, что подавая «первую встречу», выражали тем самым пожелание, чтобы душу покойника встретили на том свете так же хорошо и ласково, как они встретили первого человека (РЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 1785. Л. 5. Владимирская губерния).
После выноса покойного оставшиеся дома женщины мыли полы. В некоторых местностях считали необходимым вымыть также стены, лавки и всю посуду. Участники похоронной процессии, вернувшись с кладбища, обычно мылись в специально натопленной бане (РЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 32. Л. 68. Владимирская губерния).
Умершую девушку наряжали как невесту. Считали, что души непорочных, незамужних девиц попадали сразу в рай, вот почему их называли Христовыми невестами. Похороны девушки обставлялись празднично, покойницу одевали в лучшее платье, светлой расцветки, украшали цветами, как невесту к венцу. Несли гроб девушки, одетые тоже в праздничные платья. Молодого неженатого пария хоронили также в праздничной одежде, иногда в картузе.
По всей России в отношении людей, умерших неестественной смертью (самоубийцы, опойцы, утопленники), традиционный похоронный ритуал соблюдался не полностью. Такое отношение к людям, погибшим по своей воле (вине) или по воле случая, основано на христианских предписаниях. Самоубийцу не отпевали, не взирая на то, что он мог быть самым близким человеком (отцом, сыном, мужем). По самоубийцам никогда не делали поминок. Поминать их даже дома при молитве, по народным убеждениям, считалось грехом, не говоря о церкви. Самоубийц не полагалось хоронить на кладбище (Подробнее см.: Зеленин, Очерки. ).
Смертный узел: какой набор вещей должен был быть у каждого русского на случай смерти
Последние сборы
В деревнях традиция собирать «смертный узел» сохранилась до сих пор. Во многом это объясняется и чисто практической стороной вопроса: чтобы, в случае неожиданной смерти пожилых родителей, облегчить последние проводы для молодежи, которая по большей части уезжает жить из деревни в город. Все необходимое для будущих похорон хозяйки хранили на дне сундука вместе с остальными домашними пожитками, завернув предварительно в платок, перевязанный с угла на угол – отсюда и название «смертный узел». С 1970-х годов вместо платков в ход пошли уже на тот момент вышедшие из моды, а потому утратившие свою повседневную ценность фанерные чемоданчики.
Традиционным цветом погребальной одежды на Руси считался белый. Хотя этнографы отмечают, что, например, в Рязанской области у хозяек принято обновлять вещи в своем смертном узле по мере старения – чем почтеннее возраст, тем темнее наряд. Непременным условием было хоронить покойника в новом исподнем белье. Исключением были дети, умершие во младенчестве – их клали в гроб в крестильной рубашке или рубашке, в которую вшивали часть крестильной. Желательно было, чтобы и остальная одежда на усопшем была новой, но здесь были возможны допущения. Мужчин чаще, чем женщин, хоронили в праздничной, но уже ношеной одежде. Женщины тоже могли отложить для похорон свой праздничный наряд, но предпочитали все же шить обрядовую одежду специально. Даже с распространением швейных машинок шить одежду для «смертного узла» принято было вручную, «живой ниткой», без завязывания узлов, и движением иголки от себя. До революции наряд покойника, как правило, отличался от того, в чем было принято ходить в повседневной жизни, тогда как с наступлением советского времени это правило утратило свою силу, одежда покойников стала идентична обыденной. Однако с самого начала наряд усопшего должен был верой и правдой служить ему на том свете. Оттого в некоторых случаях в «смертный узел» добавлялась даже пара сменного белья.
Последний наряд готовился со всей тщательностью – чтобы было не стыдно «ни себе, ни детям». Мужчин было принято хоронить в рубахе, кальсонах, льняных портах и шапке. Женщин хоронили в сарафане с длинным рукавом, надетом поверх ночной рубашки, хлопчатобумажных чулках (колготки на покойницах не допускаются до сих пор!) и в головном платке традиционно белого цвета. Лишь в последние десятилетия простой белый платок стал заменяться шелковым платком или шарфом в тон платья, но в деревнях традицию белого платка чтут по-прежнему. Само погребальное платье должно было быть строгим – без лишних кружев и рюшей. Во второй половине XX века для своего «смертного узла» хозяйки стали иногда готовить и вошедшее в моду платье-костюм – юбку с кофтой из одинаковой ткани. Издревле также существовала традиция класть женщин гроб в подвенечном платье, особенно это касалось незамужних дев.
Традиционной обувью покойника изначально были лапти или сапоги, но с 1950-х годов их сменили тапочки. Чтобы усопшему было удобно ходить в загробном мире, тапочки делались мягкими, на два размера больше, чем прижизненная обувь – с учетом распухания ног после смерти, и непременно с задником, чтобы тапочки «на том свете с ноги не соскакивали».
В традиционный набор «смертного узла» русского крестьянина входили также пояс, носовой платок, медный крестик, записанная на бумагу молитва и саван – двуполое холщовое покрывало с капюшоном, в котором покойник на том свете переходил «огненную реку». Мужской саван отличался от женского: первый шили наискосок, второй со сборками. В качестве обязательного атрибута для похорон хозяйки заготавливали также неразрезанное по длине вафельное полотенце, на котором гроб опускался в могилу. Еще одной древней традицией у русских женщин было на протяжении всей жизни собирать с расчески выпавшие волосы и складывать их в специальный мешочек. Этими волосами потом набивалась сшитая вручную подушка, которую клали покойнице под голову. Вместе с ней в гроб клали и гребень. В наши дни расческу принято класть в гроб и мужчинам. В 1970-х годах бытовала традиция покупать для «смертного узла» набор деревянных ложек, которые раздавали участникам поминок на сороковины. Позже ложки заменили бокалами.