зачем делали мумии в древнем египте кратко
Мумии Египта: зачем и как сохраняли тела усопших в древности
Что такое мумия
Древние египетские мумии хранят всебе множество тайн изагадок. Они демонстрируют бессмертие фараонов, знания иумения древних жрецов иврачевателей.
Все мызнаем опроклятии Тутанхамона или мумии Имхотепа (который был большим ученым, архитектором иврачом) благодаря культовым фильмам ипубликациям вСМИ. Ночто такое мумия? Чем отличается мумифицирование от бальзамирования? Что так пугает ивпечатляет исследователей древних захоронений? Зачем усопших в Египте подвергали этой процедуре? Навсе эти вопросы мыпопытаемся найти ответ.
Мумия— это труп человека, обработанный специальными средствами, составами имаслами сприменением древних техник иметодов для сохранения оптимальных условий, чтобы остановить разложениетрупа. Само слово «мумия», как утверждают ученые, обозначает специальную смолу, разновидность битума, которую, помнению большинства исследователей, использовали для обработки тела усопшего.
Мумификация имеет ряд отличий отбальзамирования. Если впервом случае тело умершего обрабатывали специальными снадобьями ивысушивали, тововтором варианте основной задачей было приостановить процессы разложения тканей иоставить тело вмаксимально приближенном виде ктому, которое имел человек при жизни.
Изучением подобного явления вмировой культуре занимаются многие специалисты изразных областей. Особенную ценность эти знания несут для:
Все они исследуют разные стороны одного иогоже явления (условия жизни, социальные иполитические процессы, химические составы веществ, анализ ДНК умерших, какие процессы лежат воснове кремирования трупа) пытаясь прояснить темные стороны изаполнить белые пятна ввопросе, как кремировали ипогребали втевремена усопших.
Как изачем это делали вДревнем Египте
Мумификация вДревнем Египте имеет религиозный аспект, который основывается навере вто, что фараон имеет божественное происхождение иего тело нужно сохранить, чтобы душа могла возродиться после смерти, найти свое тело иузнать его.
Аначалось все слегенды обогине Исиде иеевозлюбленном Осирисе, который был убит Сетом, ачасти его тела были разбросаны повсему миру. Нобог Анубис (полегенде) спомощью Исиды нашелих, сложил вместе, обработал маслами, обмотал длинной тканью ивдохнул вумершее тело жизнь.
Именно вера вбожественность, бессмертие, высокий социальный статус ибогатство давали возможность мумифицировать свои тела только богатым сословиям вЕгипте того времени. Кним принадлежали:
Что касается простых людей, тодолгое время существовало мнение, что уних впринципе нет души, поэтому эта процедура иминенужна вовсе. Однако современем простое население также могло мумифицировать своих усопших родных, если уних наэто было достаточно средств ивозможностей.
Кроме этого, взахоронениях также находят мумии животных. Особенно часто это кошки, которые особенно чтились втевремена, считались неприкосновенными ижили при храмах идворцах.
Мумификация: этапы ипроцессы
Мумификация как физическое явление— достаточно сложный идолгий процесс, тайны которого было известны только определенному количеству людей вДревнем Египте. Чтобы правильно мумифицировать умершего человека, нужны были знания строения человеческого тела, химии, физики иклиматических условий определенной территории, атакже условия, необходимые для приведения трупа внужное состояние.
Существует два вида мумификации:
Первый вариант имел место, когда после смерти труп человека погребали впеске. Именно песок впитывал всю влагу изтела человека иненадавал ему возможности разложиться. Апостоянные высокие температуры иветра высушивали останки естественным путем.
Что касается второго варианта, тоздесь нужно более основательно разобраться вовсех процессах инюансах, чтобы понять смысл того, как происходит весь процесс. После смерти тело усопшего забирали вспециальное помещение, где ипроисходил весь обряд, который длился 70дней. Эта цифра связана спереплетением религии иастрономии всознании того времени: именно такое количество дней звезда Осириса находится загоризонтом иееневидно нанебосводе.
Наиболее полное идостоверное описание процесса кремирования умершего можно найти втрудах Геродота. Онрассказывает обо всех этапах иметодах.
Первое, что делали стелом— специальным приспособлением (скорее всего это была эбонитовая палочка— прототип современно скальпеля) делали надрез впаховой зоне, чтобы вынуть внутренности. Изымали изчеловека все, кроме сердца, в котором, согласно верованиям египтян, жила душа. Вынутые части тела промывали водой испециальными составами, маслами иблаговониями (скорее всего это делали для того, чтобы убрать неприятный запах иуничтожить вредные организмы, которые могут начать процесс гниения).
Каждый орган (легкие, желудок, печень, кишечник) очищали, обрабатывали определенными маслами инастоями, апотом погружали всосуды— канопы, где эти части тела исодержались. Крышка каждого сосуда была выполнена вформе определенного божества, который иотвечал затуили иную внутренность.
Что касается мозга, тоондобывался особым методом. Спомощью длинного крючка через ноздри или специальное отверстие вносовой части, проникали вчерепную коробку ипочастям извлекали содержимое. Другой вариант— спомощью тогоже крючка разжижали (разбалтывали) мозг, апотом тело переворачивали ичерез ноздри выливали его.
Когда внутренние органы были извлечены, труп обмазывали солью, соединениями масел исоды иоставляли на40дней для высыхания. Сода исоль забирали влагу стела, масла имели бактерицидное действие, асоединения некоторых специй использовали для того, чтобы убрать неприятный запах.
После того, как миновал отведенный срок, стела удаляли остатки используемых средств, его обмазывали специальными соединениями наоснове масел ибитумной смолы. Чтобы придать высушенным останкам форму иобъем, вполость укладывали опилки, песок, соль изашивали отверстия. Чтобы придать мумии схожесть сумершим человеком, еймогли надевать подготовленную маску или гримировать, делать имитацию глазных яблок изубов.
Последним этапом было обматывание тела бинтами или длинными полосками ткани. Ихпропитывали всмоле, которая была вместо клея, благовониях имаслах. Чтобы дух человека смог успешно перевоплотиться, между слоями ткани укладывали золотые украшения, монеты, куски папируса смолитвой овоскрешении. После завершения всех этих этапов готовая мумия передавалась родственникам, которые укладывали еевсаркофаг (подобие современного гроба), выполненного ввиде человека. Саркофаг помещали вродовую усыпальницу.
Процесс мумификации вДревнем Египте был очень длинным исложным, занимал много времени иусилий, требовал определенных знаний иумений. Наиболее известными мумиями, которые дошли донаших дней, считаются останки жреца ПаДиИста, Тутанхамона, Рамзеса II, Сети I. Все они тщательно изучались, чтобы понять все нюансы жизни, социальный строй.
Сколькобы тайн иужасных историй ниокружало мумии Древнего Египта, они будут притягивать взоры ивнимание ученых, путешественников иохотников задобычей. Раскопки продолжаются и по сей день: в сентябре 2020 года была найдено целых 27 саркофагов, на некоторых из которых даже сохранились древние рисунки.
Главное фото: 1000sovetov.ru
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы ничего не пропустить!
Мумификация | 10 интересных фактов
Мумификация — это процесс, при котором тело мертвого человека или животного может сохраняться в течение длительного времени, не разлагаясь. Данный процесс может произойти естественным путем или может быть сделан намеренно. Процесс мумификации обычно ассоциируется с древним Египтом, хотя есть множество культур по всему миру, которые практиковали его. В Египте этот процесс был важен из-за религиозного убеждения, что душа воссоединяется с телом в загробной жизни. Египтяне разработали сложные методы для сохранения тел, которые были настолько эффективны, что их мумии сохранялись даже через тысячи лет. В этой статье мы прежде всего рассмотрим технику мумификации древних египтян. Мы также узнаем, как мумификация происходит естественным образом и какие другие культуры мумифицировали своих умерших. Вот 10 интересных фактов о процессе мумификации с упором на древний Египет.
Мумификация проводилась с целью помочь телу воссоединиться с душой после смерти
Древние египтяне твердо верили в загробную жизнь. Они думали, что после смерти ба (дух) покинет тело; но только временно. Затем ба периодически будет возвращаться к останкам, и для успешного воссоединения тело должно быть целым. Это воссоединение станет началом путешествия в загробную жизнь, которая будет наполнена многочисленными трудностями. Таким образом, мумификация была необходима для сохранения тела, чтобы оно могло воссоединиться с духом и начать загробную жизнь. Не было никаких ограничений на то, кого можно мумифицировать, но, поскольку процедура была дорогостоящей, она была недоступна многим простым людям. Первоначально древние египтяне хоронили своих мертвецов в засушливой пустыне. Это позволяло горячему сухому песку обезвоживать тела, что приводило к естественному мумификации. Намеренная мумификация стала частью египетской культуры еще в 2800 году до нашей эры и со временем были разработаны сложные методы мумификации.
Первым шагом в мумификации было удаление внутренних органов
Благодаря методам изучения в течение многих десятилетий, современные египтологи теперь имеют точное представление о том, как происходил процесс мумификации в древнем Египте. Первым шагом было удаление всех внутренних органов у умерших по мере их быстрого разложения. Это было чрезвычайно важно для остановки процесса разложения. Во-первых, специальные нанизанные инструменты вставлялись через ноздри в мозг. Оттуда мозг разбивался на мелкие кусочки и извлекался наружу через нос. Это была деликатная операция, во время которой лицо могло быть изуродовано и, следовательно, требовало значительных навыков. Затем делали разрез на животе, обычно с левой стороны. Через него удалялись все органы тела, кроме сердца. Сердце оставалось на месте, так как считалось, что оно является центром мыслей и чувств человека. Таким образом, было неразумно отделять его от тела.
мумификация, удаление органов
Удаленные внутренние органы были либо запечатаны в банках, либо заменены в теле
Отверстия для удаления внутренних органов заполнялись бельем. Удаленные внутренние органы хранились отдельно. Желудок, печень, легкие и кишечник помещали в специальные банки, известные сегодня как банки с канопой. Дизайн банок-купе со временем менялся. У некоторых есть простые крышки; некоторые изображают человеческие головы; на некоторых есть изображения головы Анубиса, бога смерти и бальзамирования; а некоторые изображают четырех сыновей бога Гора, которые являются стражами органов в банках. Банки с канопами подлежали захоронению вместе с мумией. В более поздних египетских династиях внутренние органы не помещались в банки, вместо этого они обрабатывались и заменялись в теле покойного. Тем не менее, канопические банки все еще оставались частью ритуала и подлежали захоронению вместе с мертвыми, хотя и пустыми.
Мумификация требовала высушивания мертвого тела с помощью соли, называемой натрон
После удаления внутренних органов следующим шагом было удаление всей влаги из организма. Это делалось путем покрытия тела натроном, типом соли, которая обладает великолепными свойствами сушки. Дополнительные натронные пакеты также размещали внутри тела. Когда тело полностью высыхало, внутренние пакеты удалялись, а натрон слегка смывался с тела. Этот процесс обычно занимал около 40 дней и приводил к очень высохшей, но узнаваемой человеческой форме. Чтобы мумия выглядела более реалистично, участки тела заполнялись льном и другими материалами. Также добавлялись ложные глаза с целью улучшить внешний вид мумии.
высушивание тела с помощью соли
Процесс завершался обертыванием обезвоженного тела полосками белья
Следующим шагом в процессе мумификации было обертывание. Сотни ярдов белья требовалось, чтобы обернуть мумию. Египетские священники тщательно наматывали на тело длинные полоски белья. Они были настолько дотошными, что иногда даже оборачивали каждый палец руки или ноги по отдельности, прежде чем обернуть всю руку или ногу. На нескольких этапах процесса перед возобновлением обертывания тело покрывали теплой смолой. Между полосками белья священники помещали маленькие амулеты, чтобы защитить мертвых от зла. Кроме того, на некоторых льняных полосах белья были написаны молитвы и волшебные слова для достижения той же цели. Маска лица человека часто помещалась между слоями головных повязок. Это делалось, чтобы идентифицировать человека в загробной жизни. Весь процесс мумификации, от удаления внутренних органов до полного обертывания тела, занимал около 70 дней.
обертывание полосками белья при мумификации
Древние египтяне также применяли свою технику мумификации на животных
После того, как мумия была подготовлена, священник проводил церемонию открытия рта, чтобы мумия могла дышать и говорить в загробной жизни. Чтение молитв и сжигание благовоний, а так же проведения еще большего количества ритуалов помогало подготовить тело к его последующему путешествию. Затем мумия запечатывалась в ее могиле вместе с мирскими благами, которые, как считалось, помогали ей в загробной жизни. Большинство гробниц были заполнены повседневными предметами, такими как посуда, украшения, еда и напитки. Любимые питомцы часто мумифицировались и помещались вместе со своими хозяевами. В гробницах мумий были обнаружены все виды животных, от мумифицированных мышей до пятиметрового крокодила. Более миллиона мумий животных были найдены в Египте. Многие из них являются кошками, так как эти животные считались священными в египетской религии.
Первый шаг мумификации имеет важное значение для предотвращения разложения
Египетский процесс мумификации был настолько эффективным, что даже через 5000 лет мы все еще можем понять, как выглядел человек, изучая его/ее мумию. С другой стороны, не мумифицированному телу требуется несколько часов после смерти, чтобы начался процесс разложения, и требуется несколько месяцев, чтобы плоть полностью распалась, оставив только остаточный скелет. Первая стадия разложения после смерти известна как автолиз. Также известный как самовосстановление, автолиз — это процесс разрушения клетки под действием ее собственных ферментов. Этот процесс начинается сразу после смерти, и внутренние органы, такие как кишечник, очень быстро автолизуются, так как они содержат пищеварительные ферменты, которые способствуют пищеварению. Первый шаг мумификации по удалению внутренних органов, таким образом, необходим для прекращения разложения.
Эффективность мумификации заключается в том, что бактерии не размножаются
Вторая стадия разложения называется гниением. В нем бактерии расщепляют оставшееся органическое вещество. Бактерии паразитируют и процветают во влажных условиях разлагающейся плоти. Тем не менее, бактериям требуются вода или влага, чтобы жить и функционировать. При отсутствии влаги бактерии не размножаются. Технология мумификации напоминает сушку продуктов для сохранения их в течение более длительного времени. Таким образом, цель мумификации состоит в том, чтобы вытеснить всю влагу из мертвого тела как изнутри, так и снаружи. Процесс осуществлялся с помощью натрона, как упоминалось выше. Затем тело оборачивали в несколько слоёв белья, чтобы поглотить остаточную влагу. Смола, липкое органическое вещество помещалось между слоями, чтобы они плотно упаковывались, предотвращая попадание влажного воздуха в мумию. Для большей герметичности смолу также наносили на гроб, чтобы запечатать его. Все это обеспечило эффективность процесса мумификации.
мумия Древнего Египта
Непреднамеренная мумификация может быть вызвана естественными условиями
Процесс мумификации также может происходить естественным путем. Это обычно происходит в условиях сильного холода, например, в ледниках; или в чрезвычайно засушливых условиях, как те, что встречаются в пустынях; или анаэробные условия, в которых не хватает кислорода, такие как те, которые встречаются в болотах. Разложение не происходит в этих условиях, потому что они не подходят для процветания бактерий. Естественная мумификация также может происходить из-за случайного воздействия химических веществ, которые высушивают тело и предотвращают образование бактерий. Природные мумии были найдены во всем мире. Среди самых известных природных мумий — Отзи, так же известный как Снежный человек. Он был найден в 1991 году двумя немецкими туристами в горной цепи Отцтальских Альп на севере Италии. Мумия очень хорошо сохранилась, несмотря на то, что этот человек жил около 5000 лет назад, между 3400 и 3100 до н.э. Отзи — самая древняя известная природная человеческая мумия, найденная в Европе.
ледяная мумия Отзи
Первая известная техника мумификации была разработана Чинчорро
Процесс мумификации настолько тесно связан с древнеегипетской культурой, что слово мумия стало синонимом Древнего Египта. Тем не менее, процесс мумификации проводился на каждом континенте на планете различными культурами. Древнейшие известные мумии мира были созданы маленькими рыбацкими общинами, известными как Чинчорро. Обитая в тихоокеанском прибрежном районе современного северного Чили и южного Перу, Чинчорро использовали другую технику мумификации. Они удаляли плоть мертвых тел; высушили кости горячим пеплом; повторно наносили кожу и дополняли, при необходимости, кожей морского льва или пеликана. Мумификация осуществлялась несколькими другими культурами, включая инков и ацтеков из доколумбовой Америки; народ маори Новой Зеландии; гуанчи, населявших Канарские острова в современной Испании; и народ Ибалои на севере Филиппин.
Мумифицирование в Древнем Египте | Египетские мумии
История мумифицирования в древнем Египте, процесс и традиции мумифицирования в Египте. Как древние Египтяне делали мумии и мумифицировали своих умерших и животных.
В Египте возник самый выдающийся и колоссальный культ мёртвых, который человек когда-либо праздновал на земле. Дома и дворцы живых исчезли, могилы царей и дворян стали свидетелями жизни древних Египтян и как они в последствии были похоронены. Древние египтяне считали, что у каждого человека много душ. Только тело умирает, а души, Ка, Ба и Анкх живут как духовные создания.
Подготовка к смерти
Процесс мумификации
Бальзамирование и мумификация, изначально предназначавшиеся только для фараонов, в конечном итоге распространились на все социальные группы, что позволяло душам Ба и Ка находить правильные тела. Однако процесс мумификации был сложным и сильно зависел от социального статуса умершего человека. Очевидно, что чем выше социальный ранг, тем лучше была мумификация тела.
Процессы мумификации выполнялся специальными мастерами мумифицировщиками. Семьдесят дней священники и бальзамировщики были заняты охраной мёртвого тела. Мёртвых клали на стол высотой 30 см с небольшим отверстием для стока жидкости. Сначала тело обмывалось пальмовым вином и водой из Нила, после чего удалялись внутренних органов через разрез в брюшной полости, а мозг удаляли через нос и выбрасывали. Сердце оставалось в теле. Мумифицированные органы помещали отдельно в четыре специальные сосуда. В более поздние периоды обезвоженные внутренние органы обёртывались и возвращались назад в тело до захоронения, а сосуды для органов оставались пустыми. Затем тело обёртывали и покрывали окисью натрия (гидратированным карбонатом натрия) и оставляли на 40 дней для просушки. После этого мумию снова мыли, натирали маслами и заворачивали в льняные полоски. Пальцы рук и ног и конечности обёртывались отдельно, а между обёрткой клали амулеты. Копия стихов из Книги Мертвых помещалась между руками, и больше льняных полос было обёрнуто вокруг всего тела. На каждый слой наносили жидкую смолу, чтобы склеить повязки. Наконец тело обёртывалось в большой саван, закрепленный льняными ремнями, и помещалось в деревянный, картонный или каменный саркофаг, в котором его и хоронили.
Священники проводили религиозные церемонии и ритуалы во время мумификации и процесса погребения, чтобы подготовить умершего к загробной жизни. Древние египтяне считали, что умерший должен был пройти определённые испытания, которые были установлены богами, и Книга Мертвых, которую он держал, поможет этому переходу, самым важным из которых было взвешивание иб (сердца), которое оставалось в теле, против пера Маата (правда). Если сердце весило не больше, чем перо, умершему позволялось войти в подземное царство Осириса, но если оно было тяжелее, чем перо, то седце покойного немедленно съедал монстр Аммитом.
Священник, замаскированный под Анубиса, бога с головой шакала, осуществлял надзор за этой священной церемонией. Перед интернированием ремесленник мертвого города изготовлял посмертную маску покойного, изображающую лицо человека. Маска покрывала не только лицо умершего, но также верхнюю часть груди и спину. Для фараонов и важных людей маски изготовляли из чистого золота и инкрустировали драгоценными камнями. Недавно обнаруженные мумии в Оазисе Бахария показывают, что мумификация продолжалась даже во время римского периода в Египте, и мертвые тела сохранялись с той же точностью и красотой, что и в Древнем Египте.
Женская мумия с золотыми украшениями
Древняя египетская мумия женского пола, носящая золотые украшения, была обнаружена в храме Тутмоса III в Аль-Горне на западном берегу Луксора в 2014 году. Мумия находится в плохом состоянии, так как это место захоронения, наряду с другими близкими к нему, подвергалось грабежу. Украшения были найдены в верхней части мумии и включают в себя золотое ожерелье, украшенное полудрагоценными камнями и золотыми пластинами, с кулоном из тонко сделанного золота в середине. Кулон весит более 20 грамм. На ее руках были также найдены два золотых браслета, прикрепленных к серебряным браслетам, а также два серебряных браслета на щиколотке. Подвеска и браслеты находятся в идеальном состоянии, но браслеты на лодыжке повреждены. Изучив мумию, было выявлено, что женщина умерла в возрасте 30 лет и была богатой.
Королевские мумии
В 1870 году тайник Дейр-эль-Бахари на Западном берегу Луксора был случайно обнаружен семьей Абделя Расула, которые были известны как грабители гробниц. И почти 10 лет тайник оставался тайным сокровищем семьи, им удалось украсть, а затем продать большое количество мумий и других артефактов на международном рынке древностей.
В 1881 году Дейр-эль-Бахари стал известен всему миру, и официальная делегация, в которую входили Масперо, Бругш и Ахмед-паша Камаль, перевезла 40 вновь обнаруженных мумий в Каир. Тайник был обнаружен в высеченном из камня тайнике и включал две группы мумий, лежащих в простых и толстых деревянных саркофагах с их именами. 1-я группа содержала мумии 17-20-й династий, таких как Секененре, Ахмос, Аменхотеп I, Тутмос I, II, III, Рамзес I, Сети I и Рамзес II, а также восемь мумий принцесс. 2-я группа включала мумии королей и священников 21-й династии в их оригинальных саркофагах.
Позднее французский египтолог В. Лорет обнаружил еще один королевский тайник в гробнице Амхотепа II (KV35) на западном берегу Луксора, в котором находилось 11 королевских мумий. Среди них мумии Аменхотепа II и III, Тутмоса II и IV, Септы, Сети II, Рамзеса IV, V и VI, а также три неопознанных мумии.
Антропологические исследования и научная экспертиза найденных фрагментов глины будут проводиться с целью выявления всех мумий и определения владельца гробницы и его соответствующей мумии. Среди находок были хорошо сохранившиеся мумии маленьких детей, а также большая коллекция предметов погребения. Остатки деревянных саркофагов также были раскопаны, доказывая, что гробница была повторно использована священниками в качестве кладбища. Ранние осмотры гробницы показывают, что с древности она несколько раз подвергался разграблению.
Некоторые из королевских мумий можно увидеть в Национальном египетском музее в Каире в зале Королевских мумий или в музее мумификации в Луксоре.