зачем делали обрезание в османской империи

«Ни один порок плоти не прошел мимо этого сластолюбца» Райские девственницы и праздник обрезания: роскошная жизнь завоевателя Константинополя

«Лента.ру» продолжает цикл статей о роскошной жизни диктаторов. В прошлый раз мы рассказывали об одном из самых кровожадных правителей — Владе Цепеше Дракуле. В массовом сознании монарх стал чудовищем, которому нет равных. Личность этого человека, считавшегося садистом и маньяком, до сих пор вызывает споры. На этот раз речь пойдет о Мехмеде Фатихе — османском султане, завоевавшем Константинополь. Он проводил время в объятиях девственниц, писал стихи и страдал чревоугодием. Помимо этого, падишах построил «Дом блаженства» и узаконил братоубийство. Что сгубило самого образованного и жестокого правителя того времени.

Конец мая 1453 года. Османский султан Мехмед Второй в лучах солнца триумфально въезжает в покоренный им Константинополь через Адрианопольские ворота. Выстроившиеся по обе стороны дороги войска приветствуют его, выкрикивая: «Фатих!» «Фатих!» («Завоеватель») Именно под этим именем он и войдет в турецкую историю.

Византийская столица пала 29 мая, еще несколько дней правитель дал своим воинам на разграбление, о чем, по словам очевидцев, впоследствии сожалел. «И такой город мы обрекли на грабежи и уничтожение!» — сокрушался он.

Константинополь было решено сделать новой столицей Османского государства, поэтому правитель приказал восстановить его и вновь заселить.

«Дворец блаженства»

Первым делом необходимо было определиться с резиденцией для самого султана и членов его многочисленной семьи. Ни один из византийских дворцов для этого не подходил, поэтому он приказал возвести новый дворец на «самом красивом месте в городе», выходящем на Босфор. Его строительство завершилось в 1458 году. Там сразу поселились жены и дети султана вместе с придворными и прислугой.

Впоследствии эту резиденцию будут называть Эски Сарай — Старый дворец, поскольку Фатих не собирался останавливаться на достигнутом, начав сразу же возводить еще один, более роскошный — Топкапы — на мысе между Золотым Рогом и Мраморным морем. Впоследствии этот дворец на многие столетия станет официальной резиденцией османских султанов.

Фатих обратился к венецианцам, чтобы те прислали ему хорошего художника для росписи дворца. Сенат избрал для этого Джентиле Беллини. Известный художник нарисовал портрет Завоевателя, который в настоящее время хранится в Национальной галерее Лондона, а также расписал покои султана эротическими сюжетами, которые прозвали «предметами похоти». Сам дворец Топкапы считали «Домом блаженства».

«Мехмед провел много ночей, развлекаясь с ясноглазыми, похожими на фей молодыми рабынями, а днем он пьянствовал с ангелоподобными пажами», — описывал один из турецких историков времяпрепровождение султана в Топкапы после одного из походов. Монарх любил устраивать ночные пирушки, на которых вино лилось рекой и его развлекали «райские девственницы» — женщины гарема.

Жизнь гаремная

Наложницами Мехмеда Фатиха становились девушки со всего света. Одновременно в гареме могли проживать до 1,2 тысячи женщин. Внутри него существовала довольно строгая иерархия: заправляла всем мать султана, которую звали валиде-султан. Она же, считаясь вторым человеком в Османской империи после сына, могла порой активно вмешиваться в государственные дела. Валиде-султан получала доход с султанских земель, расположенных в разных частях империи, а также пользовалась большим уважением у представителей иностранных государств, которые дарили ей роскошные подарки.

Неудивительно, что девушки, стремившиеся попасть в покои ее сына, старались всячески задобрить и ублажить мать падишаха. В случае если султан приглашал к себе понравившуюся наложницу во второй раз, она переезжала на этаж фавориток, а если забеременела, то получала просторные и роскошные отдельные покои, прислугу и многие другие блага.

Жизнь в гареме подчинялась строгому распорядку дня: вначале девушки отправлялись на утреннюю молитву, потом шли в хаммам, затем завтракали и начинали учиться. У них были уроки по чтению и письму, этикету, религии, музыке, шитью и танцам. В ход шло все для того, чтобы очаровать падишаха.

Между женщинами в гареме разворачивалась настоящая война. Нередко полюбившиеся султану наложницы потом становились жертвами своих соперниц и бесследно исчезали.

Внутри дворца

Все эти мрачные тайны хранят стены Топкапы. За четыре века здесь родились 25 турецких султанов, многие из которых, заняв трон, получив власть и всевозможные почести, были убиты, зарезаны, отравлены или брошены в темницы. Из гарема в Босфор вела специальная длинная труба, по которой под покровом ночи в мешках сбрасывали в воду неверных наложниц.

Территория дворца, превышающая 700 тысяч квадратных метров (а это в два раза больше площади Ватикана — прим. «Ленты.ру»), была настоящим городом в городе — со своими мечетями, оружейными палатами, банями, зоопарком. В Топкапы жили и трудились свыше 50 тысяч человек.

«В этом дворце султан возвел башни невиданной высоты, красоты, а также покои для мужчин и другие — для женщин: и спальни, и гостиные, и помещения для охранников, и очень много других красивых комнат (…) Там были и вестибюли, и галереи, и ворота, (…) и пекарни, и бани замечательной архитектуры». Каждая комната Топкапы отличалась уникальным убранством.

Во внутренних двориках дворца и в залах много фонтанов. По одной из версий — их сооружали для того, чтобы в других комнатах не могли подслушивать. По другой — они помогали наложницам готовиться к любовным свиданиям с султаном, поскольку голос девушки должен был звучать тише журчащих струек.

Итальянец Джованни Мария Анджелелло, вначале попавший в плен к османам, а затем поступивший на службу к султану, подробно описывал территорию дворца. «Здесь в саду было много сортов фруктовых деревьев, а также беседки, украшенные виноградной лозой многих сортов, розы, сирень, шафран, всевозможные цветы, и повсюду фонтаны и пруды. Также в саду есть несколько отдельных мест, где держат различных животных (…) Сад населен многими видами птиц, и когда приходит весна, приятно слушать их пение. Более того — есть еще болотистое озеро, на котором водится очень много диких гусей и уток, в этом месте Великий Турок наслаждается охотой с ружьем», — приводят его слова в книге «Тайная жизнь Османского двора. Частная жизнь султанов». Помимо этого, султану очень нравилось наблюдать за дрессировкой львов.

Там было все необходимое для нормальной жизни султана — бассейн, лечебница, гарем, мечети, кухни, турецкие бани, кладовые для съестных припасов, прачечная, гардеробная и павильон, в котором делали обрезание шехзаде — сыновьям падишаха, а также туалеты. Дело в том, что в Топкапы были самые прогрессивные внедрения того времени, особенно учитывая, насколько чистоплотными были османы, в частности, правящая династия.

У падишаха был отдельный туалет — более комфортный, чем у других жителей дворца. Там была не только горячая и холодная вода, но и импровизированная мини-ванна для того, чтобы быстро искупаться. Султан никогда не мог посещать уборную в одиночестве, вместе с ним туда заходил специальный слуга, который должен был раздеть монарха, подмыть его и опять одеть. Самому падишаху было категорически запрещено выполнять эти несложные действия.

Считалось, что если руки султана испачкаются в нечистотах, то потом он «не сможет сохранить собственную чистоту и чистоту своей империи».

Несмотря на жестокость, султан уделял большое внимание образованию османской молодежи. При нем были построены школы, где юноши изучали логику, философию, грамматику, догматы ислама. Будущий падишах и сам получил разностороннее образование — изучал религию, литературу, географию, историю, философию. Он считался одним из самых образованных людей своего времени: знал несколько языков, включая греческий, итальянский, арабский и персидский, в свободное от государственных дел время любил сочинять стихи.

Праздник обрезания

В целом при Мехмеде османский двор отличался простотой — показная роскошь и изощренные церемонии, сопровождавшие любое появление султана, появятся позже. Так, например, Фатих мог пройтись по улицам Стамбула в сопровождении всего одного-двух телохранителей. Однако для того, чтобы произвести впечатление на зарубежных гостей, монарх не жалел денег.

Источник

Великолепный тиран Павильон для обрезания и зоопарк султана Сулеймана

зачем делали обрезание в османской империи. Смотреть фото зачем делали обрезание в османской империи. Смотреть картинку зачем делали обрезание в османской империи. Картинка про зачем делали обрезание в османской империи. Фото зачем делали обрезание в османской империи

Жизнь во дворце

Султан Сулейман с самого детства купался в роскоши. Он одевался шикарнее всех, обожал украшения и драгоценные камни. Обычно руки падишаха украшали несколько роскошных перстней с огромными рубинами и изумрудами. Большинство из них он сделал сам: Сулейман с ранних лет любил ювелирное дело. Помимо этого будущий султан хорошо разбирался в музыке, занимался каллиграфией, керамикой, изготовлением обуви, знал арабский и фарси.

Его большая семья и сотни его наложниц жили во дворце Топкапы, который расположен на холме в самом сердце Стамбула и омывается водами Босфора и Мраморного моря. Надежно окольцованный высокой крепостной стеной с башнями, этот дворец многие столетия был официальной резиденцией османских султанов.

Это был почти отдельный город на территории Стамбула. Его общая площадь превышает 700 тысяч квадратных метров, а длина — пять километров, что в два раза больше площади Ватикана и всего в два раза меньше площади Монако. К слову, в 1920-е годы этот красивейший комплекс зданий по приказу первого президента Турецкой Республики Кемаля Ататюрка был превращен в музей и распахнул свои ворота для многочисленных туристов.

зачем делали обрезание в османской империи. Смотреть фото зачем делали обрезание в османской империи. Смотреть картинку зачем делали обрезание в османской империи. Картинка про зачем делали обрезание в османской империи. Фото зачем делали обрезание в османской империи

А во времена правления султана Сулеймана Великолепного в Топкапы жили и работали почти 50 тысяч человек. Там было все необходимое для жизни падишаха: гарем, бассейн, лечебница, две мечети, четыре огромные кухни, восемь хаммамов — турецких бань, а еще павильон, где делали обрезание, гардеробная и даже собственный зоопарк. Над всеми дверьми были сделаны позолоченные надписи арабской вязью, стены украшены мозаиками из изникской плитки, потолки покрыты красивой росписью. Во всем дворце не найти двух похожих комнат.

В Топкапы четыре двора, которые разделены монументальными воротами. В одной части дворца султан проводил совещания со своими чиновниками — там исполнялись функции современного парламента. Тщательнее всего от посторонних глаз охранялся гарем, где жили наложницы Сулеймана.

В гареме султана было около 400 комнат, 46 туалетов, несколько бань, 6 кладовок для съестных припасов, прачечная, бассейн и больница. В каждой комнате был камин. Жизнь в гареме подчинялась строгим правилам внутреннего распорядка. Так, после утренней молитвы девушки отправлялись в хаммам, после завтрака начинались уроки по этикету, шитью, религии, музыке.

зачем делали обрезание в османской империи. Смотреть фото зачем делали обрезание в османской империи. Смотреть картинку зачем делали обрезание в османской империи. Картинка про зачем делали обрезание в османской империи. Фото зачем делали обрезание в османской империи

Султан мог выбрать любую из наложниц, поэтому каждая была обучена пению и танцам, чтению и письму, умела играть на музыкальных инструментах. Чтобы очаровать Сулеймана, его наложницы пускали в ход разные умения и навыки. С особой тщательностью они ухаживали за своими волосами, изысканно переплетая длинные густые пряди сверкающими нитями драгоценностей.

В залах и внутренних двориках гарема много фонтанов. Ходит легенда, что для того, чтобы понравиться султану, голос пришедшей к нему на любовное свидание наложницы должен был звучать тише журчащих струек. Если наложнице удавалось забеременеть от султана, она переходила в статус фаворитки и получала многие привилегии. Например, ей давали отдельную спальню, прислугу, улучшенное питание.

Помимо наложниц в гареме жили и дети султана, в том числе наследник, а также самая почитаемая женщина Османской империи — валиде-султан, мать главы государства по имени Хафза. Ей принадлежало несколько десятков комнат. Она руководила гаремом и активно вмешивалась в государственные дела, пользовалась большим уважением и влиянием не только во дворце, но и за его пределами. Она получала доход с султанских земель в разных частях империи, у нее были летние и зимние поместья, представители османской знати и иностранных государств дарили ей роскошные подарки. Хафза считалась вторым человеком в империи после своего сына.

«Покои валиде — комнаты с высокими потолками с видом на Босфор, замечательные потолки с фресковыми росписями несравненной свежести и изящества», — приводится описание одной из комнат матери султана. По утрам валиде-султан принимала сына, который рассказывал ей обо всех государственных делах.

Выглядеть как султан

Сулейман придавал большое значение своему внешнему виду. Со времен правления этого султана одеждой османских монархов ведали те, кто охранял личные покои падишаха. Уход за кафтанами из дорогостоящих тканей требовал особого тщания, в определенные дни их выносили проветривать.

Благодаря любви монарха к дорогой одежде в Османской империи активно развивалось ткацкое дело. В специальных дворцовых мастерских художники по ткани изготавливали шторы и обивку для мебели, наряды для обитателей дворца. Шелковые ткани находились под контролем государства, причем внимание уделялось как числу нитей в основе ткани, так и выбору красителей. Яркие цвета, замысловатые узоры, ослепительная парча, нежный бархат, струящийся шелк — все это было расшито золотыми и серебряными нитями, украшено драгоценными камнями.

Источник

Шехзаде: церемония обрезания в Османской империи

РАСПОРЯДОК ДНЯ ОСМАНСКОГО ПОДДАННОГО

Дневной ритм османских подданных — размерен и нетороплив; нет никакой суеты, наоборот, разумная медлительность, которая проявляется в продолжительном обмене приветствиями и любезностями с друзьями, соседями, сослуживцами, в затяжных деловых переговорах или бесконечной торговле на рынке; ничто не торопит и не подталкивает, все кончается каким-то результатом; в этом и есть выражение философии человека в Османской империи.

Между тем никакой лени или безразличия в этой медлительности нет: просто такой темперамент, и это нисколько не мешает достигать своих целей, если решено довести дело до конца.

Муэдзин созывает правоверных на молитву при восходе солнца. Тюфяки и одеяла убираются в сундуки и стенные шкафы. Если человек не мусульманской веры, он просто совершает свой утренний туалет. Но если он мусульманин, то перед тем, как приступить к утренней молитве, он должен привести себя в порядок, где главное омовение — почистить зубы, прополоскать рот и прочистить нос, умыть лицо и пригладить голову, вымыть руки и запястья.

Эти омовения повторяются, в принципе, перед каждой молитвой, особенно, если они проходят в мечетях. Для более полной гигиены люди мусульманской и немусульманской принадлежности посещают хамам в своем квартале.

Затем человек одевается. Одежда зависит от социального положения, ранга, состоятельности, и порой наряды поражают своим великолепием. Наконец, он быстро завтракает.

Выйдя из дома, человек направляется к месту своей работы, проходя по улицам, застроенным деревянными домами; улица это, как правило, — просто утоптанная земля, и только главные вымощены, за ними следят муниципальные работники; в зависимости от сезона большинство остальных улиц покрыты или жидкой грязью, или пылью, здесь нагромождение всякой рухляди и обилие сточных вод.

Если человек торговец или ремесленник, то он направляется в самые оживленные кварталы города; именно здесь можно видеть разноцветную толпу людей, пришедших сюда заработать свой кусок хлеба или купить продуктов и товаров, которые можно найти лишь в специализированных лавках.

Большинство ремесленников, которые не только производят товар, но и торгуют им, работают на виду у всех в лавках и мастерских, расположенных вдоль улиц. На окраинах городов располагаются караван-сараи (хаи), около которых останавливаются караваны верблюдов, мулов, ослов, привезших товары из дальних стран Востока и Центральной Европы. Затем грузчики (хамал) переносят их в торговую часть городов. В центральных кварталах все снует и движется, стоит гул от тысячи станков различных мастерских: жестянщиков, ткачей, столяров, чеканщиков подносов и других вещей.

Если у человека есть время и он хочет что-то купить, ему нужно пойти на базар, где, можно быть уверенным, он найдет все, что пожелает, и в то же время сможет полюбоваться обилием представленных здесь диковинных и роскошных товаров.

За более скромными покупками достаточно сходить на рынок в своем квартале, который находится в определенном месте и работает не реже одного раза в неделю. В основном это продовольственные базары, где торгуют и с рук, и в лавках. Кроме того, повсюду встречаются бакалеи (бакал) и бродячие торговцы с корзинами на спине, предлагающие свежие фрукты и овощи. Если человек что-то покупает, он в любом случае торгуется (пазарлык); это своего рода ритуал в торговой сделке любого масштаба.

Продолжительность рабочего дня ничем не регламентируется; как правило, она совпадает со световым днем: день начинается с утренней молитвы (сабах) и заканчивается вечерней молитвой (актам); так что рабочий день летом длиннее, чем зимой, ну и, понятно, подавляющее большинство лавок и мастерских не имеет искусственного освещения.

В рабочем дне, будь он длинным или коротким, обязательно делаются перерывы: для мусульман это полуденная молитва и икипди, а также, для всех, перерыв на обед, точнее на перекус: времени серьезно поесть мало, еда скромная, если не скудная, пищу принимают или на месте, или в ближайшей харчевне.

По вечерам каждый возвращается домой до захода солнца.

Последняя часть дня посвящена приготовлению ужина, — который обычно делался за полчаса до захода солнца, — и молитве йатси; затем предстоит ночной отдых, который должен дать силы, чтобы прожить следующий день.

Днем еженедельного отдыха считается пятница, но в течение года трудовые будни прерываются многочисленными праздниками и торжественными мероприятиями.

ОСНОВНЫЕ РИТУАЛЫ

Когда новорожденный появляется на свет, повитуха (эбекадии) обмывает ребенка, произносит над ним молитву, заворачивает в пеленки и кладет в колыбель (бешикили салапджак, «колыбель») или в гамак. Вскоре после рождения, над ребенком и его матерью совершаются охранительные обряды, среди которых самый распространенный — прикрепление амулета. К пеленкам, в которые завернут новорожденный, часто прикрепляется голубая жемчужина, пазарлик, амулет, предназначенный защищать от дурного глаза.

Накрытая дорогими тканями, роженица возлежит на своего рода праздничной кровати, и на следующий после рождения ребенка день ее посещают родственники и друзья. По столь важному случаю ей преподносят многочисленные и разнообразные подарки.

Родственницам, подругам и соседкам предлагают прохладительные напитки, кофе или рахат-лукум. Период визитов вежливости, подарков и раздачи напитков родственниками роженицы длится около месяца.

Обычно на седьмой день отец дает имя новорожденному, которому в момент обрезания пуповины уже было присвоено первое имя для защиты от дурного глаза.

Он читает несколько определенных строф из Корана и затем в правое ухо новорожденного трижды произносит «Во имя Господа милостивого и милосердного» (бисмилла) и имя ребенка, держа его повернутым в сторону Мекки. После получения ребенком второго имени, его вновь кладут в колыбель и убаюкивают, повторяя его имя.

Затем то же самое проделывает каждый из присутствующих детей.

На седьмой день роженица поднимается и все поют мевлуд, религиозное песнопение, относящееся к рождению пророка. Считаясь нечистой, роженица не должна выходить из дома, по правилам, 40 дней. Согласно традиции, очищение после родов наступает на сороковой день: молодая мать совершает ритуальное омовение дома или идет в хамам в сопровождении акушерки, родственниц, подруг и соседок.

В последующие дни мать берет ребенка и наносит визит всем, кто побеспокоился прийти к ней, когда она была прикована к постели.

б) Обрезание (стопчет). Несмотря на то, что оно не предписано текстом Корана, обрезание стало обязательным ритуалом религиозного характера, который санкционирует признание ребенка как мусульманина.

Этот обряд, семитского происхождения, обычно совершается на седьмом или восьмом году жизни.

Он дает повод для праздничной церемонии.

На протяжении восьми или десяти дней родители, перед предстоящим обрезанием, опекают подростка, с тем чтобы отвлечь его от страха перед болезненной процедурой. Мальчику надевают великолепный тюрбан, украшенный золотым или серебряным шитьем и плюмажем, и идут с ним навещать родственников и друзей. В некоторых восточных регионах, для того чтобы защитить подростка от дурного глаза, его одевают в женскую одежду, украшенную драгоценностями, и закрывают лицо вуалью.

Операция, которую выполняет цирюльник бритвой, проводится в присутствии имама мечети, читающего молитвы, призванные защитить ребенка.

Обрезание отмечает момент, когда мальчик окончательно покидает общество женщин, чтобы присоединиться к мужчинам; отныне, к своему большому сожалению, он уже больше не может ходить в хамам со своей матерью и сестрами.

Обрезание сыновей султана дает повод для грандиозных торжеств, которые длятся на протяжении многих дней.

В 1582 г. обрезание принца Мехмеда, сына султана Мурада III, потребовало год приготовлений!

Хирургические операции аналогичного свойства с девочками у османов практиковались довольно редко, за исключением некоторых регионов Египта.

Во всяком случае, они делались всегда ночью, в тайне, в отличие от обрезания мальчиков, о которых было известно всем.

в) Свадьба. В городах, для того чтобы подобрать жениха для дочери или невесту для сына, турок обычно прибегает к услугам свахи. Это облегчает установление отношений между матерями, которые рассказывают друг другу о будущих супругах, помогает искать общий язык. И все-таки решение остается за отцами семейств. Если оно принято, отец жениха, сопровождаемый двумя родственниками или друзьями, отправляется в дом невесты, где окончательно обговаривает с ее отцом детали мероприятия.

Молодой человек посылает своей будущей супруге традиционные подарки. Если он богат, он пошлет украшенные драгоценностями зеркальца, наряды, духи; в противном случае, подарит платки, салфетки, суконные ткани.

По ходу дела будущий тесть получает агырлык, сумму, покрывавшую расходы на свадьбу. Несколькими днями позже приступают к заключению брачного договора (пиках) в присутствии двух свидетелей и, чаще всего, кади.

Предбрачное время сопровождается сложными традиционными ритуалами, которые длятся в течение недели: вторник посвящается походу невесты в баню, среда — «день хны», когда хну золотой палочкой наносят на пальцы и ладони девушки в знак доброго предзнаменования.

Четверг — день показа невесты приглашенным по такому случаю женщинам. Вечером, после обильного ужина и вечерней молитвы в кругу родных и знакомых, жених принимает поздравления квартального имама, отца и свекра, и его подводят к комнате невесты. Пятница — день большого свадебного застолья. Празднества заканчиваются обедом в понедельник, который дают родители жениха для родителей невесты и родственников и друзей обеих семей.

Войдя в свою новую семью, молодая жена переходит под власть свекрови.

По обычаю, когда видят, что больной находится на пороге смерти, его поворачивают головой в сторону Мекки и читают над ним шахада, или молитву — свидетельство его принадлежности к мусульманской вере. После кончины тело покойного обмывают, уши, нос и рот закрывают ватой и заворачивают в саван, из одно куска материи, без швов и только белого цвета.

Погребение производится не позже следующего дня после кончины. Мужчины несут покойного на своего рода носилках, накрытых покрывалом с кораническими надписями, до ближайшей мечети. Усопшего никогда не вносят в мечеть, носилки кладутся на специально предназначенный для этого камень (музала таши) во дворе или вне территории мечети.

Особенности обрезания у мусульман и почему делают данный обряд в исламе?

Имам или близкий родственник покойного произносит погребальную молитву, некоторые строфы из Корана и иногда хвалебную речь о почившем.

После этого, сменяя друг друга, многие люди — это богоугодное дело — несут усопшего к месту погребения. Могила представляет собой вырытую в земле яму, и покойного, завернутого в саван, кладут в нее прямо на землю, на правый бок, головой в сторону Мекки. Сверху ставят небольшое надгробье и два вертикальных камня — беднякам ставились надгробья из дерева — обычно стелу в голове с эпитафией и в ногах — чаще всего без таковой.

В эпитафии указываются общие сведения (сословие, происхождение по рождению или место проживания, профессия) о покойном, его прозвище, имя, титулы, дата смерти — реже дата рождения — и содержится призыв прочесть во имя него молитву, фатиха, заглавную суру Корана.

В соответствии с социальной значимостью усопшего, над верхней стелой устанавливается изображение головного убора, свидетельствующее о его профессии и ранге. Женскую стелу может венчать чепчик, часто украшенный бутоном розы, иногда с декором в форме фруктов, цветов и листьев.

Большинство стел раньше окрашивались в голубой, зеленый, красный цвета, а на надписи и декор наносилась еще и позолота.

На османском кладбище надмогильная надпись будет сразу видна прохожему.

Каким бы ни было место, надгробные стелы всегда смотрят в сторону ведущих туда дорожек и ворот в ограде, и если вдруг стена отделяет кладбище от улицы, в ней проделываются зарешеченные проемы, через которые можно прочесть эпитафии, обращенные к взору прохожего лицевой стороной и задней — к кладбищу. Османская эпитафия призвана не показать местонахождение могилы, а привлечь внимание читающего к усопшему. На стелах, таким образом, нет ни биографии усопшего, ни хвалебных слов; они нацелены только на то, чтобы вызвать у мусульман молитву по их единоверцу, которого не надо торжественно поминать, но чтобы молитва проходящих была предназначена именно ему.

Так, часто встречается надпись: «Здесь покоится тот, кто уповает на молитвы прохожих. Если сегодня мой черед, то завтра будет твой».

Знатных персон, в особенности султанов, хоронили в мавзолеях, называемых тюрбе; обычно это сооружения в виде шести- или восьмиугольника с возвышающимся куполом и, как правило, богато декорированные фаянсовыми плитками.

Мусульманин, как правило, не показывает своих страданий перед смертью. Все должно происходить в набожном молчании, лица окружающих грустны и сумрачны, но никто не плачет, не причитает, не жалится.

Наоборот, люди утешают себя тем, что умирающий заслужил у Аллаха рай. Но это вовсе не мешает ходить молиться на могилу после похорон, и это, обычно, одна из обязанностей женщин, отправляющихся по пятницам после полудня на кладбища.

Особенно часто посещают их во время месяца рамадана, случается, что мусульмане иногда даже проводят целые ночи в разбитых рядом палатках.

Быт жителей Османской империи

Распорядок дня османского подданного

Дневной ритм османских подданных — размерен и нетороплив; нет никакой суеты, наоборот, разумная медлительность, которая проявляется в продолжительном обмене приветствиями и любезностями с друзьями, соседями, сослуживцами, в затяжных деловых переговорах или бесконечной торговле на рынке; ничто не торопит и не подталкивает, все кончается каким-то результатом; в этом и есть выражение философии человека в Османской империи.

Между тем никакой лени или безразличия в этой медлительности нет: просто такой темперамент, и это нисколько не мешает достигать своих целей, если решено довести дело до конца.

Муэдзин созывает правоверных на молитву при восходе солнца. Тюфяки и одеяла убираются в сундуки и стенные шкафы. Если человек не мусульманской веры, он просто совершает свой утренний туалет. Но если он мусульманин, то перед тем, как приступить к утренней молитве, он должен привести себя в порядок, где главное омовение — почистить зубы, прополоскать рот и прочистить нос, умыть лицо и пригладить голову, вымыть руки и запястья.

Эти омовения повторяются, в принципе, перед каждой молитвой, особенно, если они проходят в мечетях. Для более полной гигиены люди мусульманской и немусульманской принадлежности посещают хамам в своем квартале.

Затем человек одевается. Одежда зависит от социального положения, ранга, состоятельности, и порой наряды поражают своим великолепием. Наконец, он быстро завтракает.

Выйдя из дома, человек направляется к месту своей работы, проходя по улицам, застроенным деревянными домами; улица это, как правило, — просто утоптанная земля, и только главные вымощены, за ними следят муниципальные работники; в зависимости от сезона большинство остальных улиц покрыты или жидкой грязью, или пылью, здесь нагромождение всякой рухляди и обилие сточных вод.

Если человек торговец или ремесленник, то он направляется в самые оживленные кварталы города; именно здесь можно видеть разноцветную толпу людей, пришедших сюда заработать свой кусок хлеба или купить продуктов и товаров, которые можно найти лишь в специализированных лавках. Большинство ремесленников, которые не только производят товар, но и торгуют им, работают на виду у всех в лавках и мастерских, расположенных вдоль улиц.

На окраинах городов располагаются караван-сараи (хаи), около которых останавливаются караваны верблюдов, мулов, ослов, привезших товары из дальних стран Востока и Центральной Европы.

Затем грузчики (хамал) переносят их в торговую часть городов. В центральных кварталах все снует и движется, стоит гул от тысячи станков различных мастерских: жестянщиков, ткачей, столяров, чеканщиков подносов и других вещей.

Если у человека есть время и он хочет что-то купить, ему нужно пойти на базар, где, можно быть уверенным, он найдет все, что пожелает, и в то же время сможет полюбоваться обилием представленных здесь диковинных и роскошных товаров.

За более скромными покупками достаточно сходить на рынок в своем квартале, который находится в определенном месте и работает не реже одного раза в неделю. В основном это продовольственные базары, где торгуют и с рук, и в лавках.

Кроме того, повсюду встречаются бакалеи (бакал) и бродячие торговцы с корзинами на спине, предлагающие свежие фрукты и овощи. Если человек что-то покупает, он в любом случае торгуется (пазарлык); это своего рода ритуал в торговой сделке любого масштаба.

Продолжительность рабочего дня ничем не регламентируется; как правило, она совпадает со световым днем: день начинается с утренней молитвы (сабах) и заканчивается вечерней молитвой (актам); так что рабочий день летом длиннее, чем зимой, ну и, понятно, подавляющее большинство лавок и мастерских не имеет искусственного освещения.

В рабочем дне, будь он длинным или коротким, обязательно делаются перерывы: для мусульман это полуденная молитва и икипди, а также, для всех, перерыв на обед, точнее на перекус: времени серьезно поесть мало, еда скромная, если не скудная, пищу принимают или на месте, или в ближайшей харчевне.

По вечерам каждый возвращается домой до захода солнца.

Последняя часть дня посвящена приготовлению ужина, — который обычно делался за полчаса до захода солнца, — и молитве йатси; затем предстоит ночной отдых, который должен дать силы, чтобы прожить следующий день.

Днем еженедельного отдыха считается пятница, но в течение года трудовые будни прерываются многочисленными праздниками и торжественными мероприятиями.

В жизни турецких семей важное место занимают разного рода события: первый день в школе, вступление нового члена в корпорацию, возвращение паломников из Мекки.

К ним добавляются события, связанные вообще с человеческой жизнью: рождение, обрезание, вступление в брак и кончина.

зачем делали обрезание в османской империи. Смотреть фото зачем делали обрезание в османской империи. Смотреть картинку зачем делали обрезание в османской империи. Картинка про зачем делали обрезание в османской империи. Фото зачем делали обрезание в османской империиВсе они сопровождаются традиционными ритуалами и составляют важную часть семейной жизни. Поскольку такие события достаточно редки, считается хорошим тоном по их случаю демонстрировать свое благополучие и возможности; это влечет за собой расходы, но праздники отмечаются пышно.

Когда новорожденный появляется на свет, повитуха (эбекадии) обмывает ребенка, произносит над ним молитву, заворачивает в пеленки и кладет в колыбель (бешикили салапджак, «колыбель») или в гамак. Вскоре после рождения, над ребенком и его матерью совершаются охранительные обряды, среди которых самый распространенный — прикрепление амулета.

К пеленкам, в которые завернут новорожденный, часто прикрепляется голубая жемчужина, пазарлик, амулет, предназначенный защищать от дурного глаза. Накрытая дорогими тканями, роженица возлежит на своего рода праздничной кровати, и на следующий после рождения ребенка день ее посещают родственники и друзья. По столь важному случаю ей преподносят многочисленные и разнообразные подарки. Родственницам, подругам и соседкам предлагают прохладительные напитки, кофе или рахат-лукум.

Период визитов вежливости, подарков и раздачи напитков родственниками роженицы длится около месяца.

Обычно на седьмой день отец дает имя новорожденному, которому в момент обрезания пуповины уже было присвоено первое имя для защиты от дурного глаза. Он читает несколько определенных строф из Корана и затем в правое ухо новорожденного трижды произносит «Во имя Господа милостивого и милосердного» (бисмилла) и имя ребенка, держа его повернутым в сторону Мекки.

После получения ребенком второго имени, его вновь кладут в колыбель и убаюкивают, повторяя его имя. Затем то же самое проделывает каждый из присутствующих детей.

На седьмой день роженица поднимается и все поют мевлуд, религиозное песнопение, относящееся к рождению пророка. Считаясь нечистой, роженица не должна выходить из дома, по правилам, 40 дней. Согласно традиции, очищение после родов наступает на сороковой день: молодая мать совершает ритуальное омовение дома или идет в хамам в сопровождении акушерки, родственниц, подруг и соседок.

В последующие дни мать берет ребенка и наносит визит всем, кто побеспокоился прийти к ней, когда она была прикована к постели.

Шехзаде: церемония обрезания

б) Обрезание (стопчет). Несмотря на то, что оно не предписано текстом Корана, обрезание стало обязательным ритуалом религиозного характера, который санкционирует признание ребенка как мусульманина.

Этот обряд, семитского происхождения, обычно совершается на седьмом или восьмом году жизни.

Он дает повод для праздничной церемонии.

На протяжении восьми или десяти дней родители, перед предстоящим обрезанием, опекают подростка, с тем чтобы отвлечь его от страха перед болезненной процедурой. Мальчику надевают великолепный тюрбан, украшенный золотым или серебряным шитьем и плюмажем, и идут с ним навещать родственников и друзей.

В некоторых восточных регионах, для того чтобы защитить подростка от дурного глаза, его одевают в женскую одежду, украшенную драгоценностями, и закрывают лицо вуалью. Операция, которую выполняет цирюльник бритвой, проводится в присутствии имама мечети, читающего молитвы, призванные защитить ребенка.

Обрезание отмечает момент, когда мальчик окончательно покидает общество женщин, чтобы присоединиться к мужчинам; отныне, к своему большому сожалению, он уже больше не может ходить в хамам со своей матерью и сестрами.

Обрезание сыновей султана дает повод для грандиозных торжеств, которые длятся на протяжении многих дней.

В 1582 г. обрезание принца Мехмеда, сына султана Мурада III, потребовало год приготовлений!

Хирургические операции аналогичного свойства с девочками у османов практиковались довольно редко, за исключением некоторых регионов Египта. Во всяком случае, они делались всегда ночью, в тайне, в отличие от обрезания мальчиков, о которых было известно всем.

в) Свадьба. В городах, для того чтобы подобрать жениха для дочери или невесту для сына, турок обычно прибегает к услугам свахи.

Это облегчает установление отношений между матерями, которые рассказывают друг другу о будущих супругах, помогает искать общий язык. И все-таки решение остается за отцами семейств. Если оно принято, отец жениха, сопровождаемый двумя родственниками или друзьями, отправляется в дом невесты, где окончательно обговаривает с ее отцом детали мероприятия. Молодой человек посылает своей будущей супруге традиционные подарки.

Если он богат, он пошлет украшенные драгоценностями зеркальца, наряды, духи; в противном случае, подарит платки, салфетки, суконные ткани. По ходу дела будущий тесть получает агырлык, сумму, покрывавшую расходы на свадьбу. Несколькими днями позже приступают к заключению брачного договора (пиках) в присутствии двух свидетелей и, чаще всего, кади.

Предбрачное время сопровождается сложными традиционными ритуалами, которые длятся в течение недели: вторник посвящается походу невесты в баню, среда — «день хны», когда хну золотой палочкой наносят на пальцы и ладони девушки в знак доброго предзнаменования.

Четверг — день показа невесты приглашенным по такому случаю женщинам. Вечером, после обильного ужина и вечерней молитвы в кругу родных и знакомых, жених принимает поздравления квартального имама, отца и свекра, и его подводят к комнате невесты.

Пятница — день большого свадебного застолья. Празднества заканчиваются обедом в понедельник, который дают родители жениха для родителей невесты и родственников и друзей обеих семей.

Войдя в свою новую семью, молодая жена переходит под власть свекрови.

г) Похороны. По обычаю, когда видят, что больной находится на пороге смерти, его поворачивают головой в сторону Мекки и читают над ним шахада, или молитву — свидетельство его принадлежности к мусульманской вере.

После кончины тело покойного обмывают, уши, нос и рот закрывают ватой и заворачивают в саван, из одно куска материи, без швов и только белого цвета. Погребение производится не позже следующего дня после кончины. Мужчины несут покойного на своего рода носилках, накрытых покрывалом с кораническими надписями, до ближайшей мечети.

Усопшего никогда не вносят в мечеть, носилки кладутся на специально предназначенный для этого камень (музала таши) во дворе или вне территории мечети. Имам или близкий родственник покойного произносит погребальную молитву, некоторые строфы из Корана и иногда хвалебную речь о почившем. После этого, сменяя друг друга, многие люди — это богоугодное дело — несут усопшего к месту погребения. Могила представляет собой вырытую в земле яму, и покойного, завернутого в саван, кладут в нее прямо на землю, на правый бок, головой в сторону Мекки.

Сверху ставят небольшое надгробье и два вертикальных камня — беднякам ставились надгробья из дерева — обычно стелу в голове с эпитафией и в ногах — чаще всего без таковой. В эпитафии указываются общие сведения (сословие, происхождение по рождению или место проживания, профессия) о покойном, его прозвище, имя, титулы, дата смерти — реже дата рождения — и содержится призыв прочесть во имя него молитву, фатиха, заглавную суру Корана.

В соответствии с социальной значимостью усопшего, над верхней стелой устанавливается изображение головного убора, свидетельствующее о его профессии и ранге. Женскую стелу может венчать чепчик, часто украшенный бутоном розы, иногда с декором в форме фруктов, цветов и листьев. Большинство стел раньше окрашивались в голубой, зеленый, красный цвета, а на надписи и декор наносилась еще и позолота.

На османском кладбище надмогильная надпись будет сразу видна прохожему.

Каким бы ни было место, надгробные стелы всегда смотрят в сторону ведущих туда дорожек и ворот в ограде, и если вдруг стена отделяет кладбище от улицы, в ней проделываются зарешеченные проемы, через которые можно прочесть эпитафии, обращенные к взору прохожего лицевой стороной и задней — к кладбищу.

Османская эпитафия призвана не показать местонахождение могилы, а привлечь внимание читающего к усопшему. На стелах, таким образом, нет ни биографии усопшего, ни хвалебных слов; они нацелены только на то, чтобы вызвать у мусульман молитву по их единоверцу, которого не надо торжественно поминать, но чтобы молитва проходящих была предназначена именно ему.

Так, часто встречается надпись: «Здесь покоится тот, кто уповает на молитвы прохожих. Если сегодня мой черед, то завтра будет твой».

Знатных персон, в особенности султанов, хоронили в мавзолеях, называемых тюрбе; обычно это сооружения в виде шести- или восьмиугольника с возвышающимся куполом и, как правило, богато декорированные фаянсовыми плитками.

Мусульманин, как правило, не показывает своих страданий перед смертью.

Все должно происходить в набожном молчании, лица окружающих грустны и сумрачны, но никто не плачет, не причитает, не жалится. Наоборот, люди утешают себя тем, что умирающий заслужил у Аллаха рай. Но это вовсе не мешает ходить молиться на могилу после похорон, и это, обычно, одна из обязанностей женщин, отправляющихся по пятницам после полудня на кладбища. Особенно часто посещают их во время месяца рамадана, случается, что мусульмане иногда даже проводят целые ночи в разбитых рядом палатках.

Религиозная жизнь

На протяжении длительного времени, особенно на Западе, турок отождествляли с мусульманами, так же как теперь воспринимают арабов и мусульман как единое целое.

Такое, несколько ложное, восприятие имело под собой почву, поскольку турки выступали горячими приверженцами ислама со времен крестовых походов и до начала XX в. Но их принадлежность к исламу — явление не изначальное и не уникальное. Когда-то это были племена и народности, которые кочевали по степям Центральной Азии.

Они были шаманистами, поклонялись божествам, олицетворяющим природу (культ деревьев, воды, небесных светил), и практиковали тотемизм, некоторые пережитки которого сохранятся и после их обращения в ислам начиная с XI в.

К тому же, проживая на Анатолийском плато, турки вступали в контакт с христианским населением, что со временем неизбежно вело к некоторому симбиозу (существуют, кстати, турки христианского вероисповедания). О том, что таковой не редко имел место, мы знаем, например, из того, что одна греческая легенда строится на отголосках старинных турецких мифов и легенд, которые мы находим в сведениях о паломничестве к могилам святых.

Факт, что верования и религиозная практика до исламского происхождения до сих пор существуют в некоторых регионах, будучи переплетенными с исламом суннитского толка.

Разделенные на эмираты (бейлик), кочевые турецкие племена будут выступать ревностными приверженцами исламской веры.

Среди них род османов — положивший начало династии османов — утвердит свое превосходство, развивая тему гази, то есть борца за веру, главная цель которого — распространение мусульманской религии.

Это не помешает османам вести впоследствии завоевательные кампании против мусульманских эмиров Анатолии. Эти кампании, конечно же, противоречат духу газии имеют тот существенный недостаток, что не приносят добычи, но позволяют османам постепенно распространять свою власть на Анатолию.

После завоевания Константинополя в 1453 г., победы на восточном направлении, одержанные в XVI в.

султанами Селимом I и Сулейманом Великолепным, обозначат переворот в религиозном развитии империи. Отныне османская династия будет присваивать древние исламские территории и утверждать там свое превосходство с помощью мусульманских правителей той эпохи. Отстранив в 1517 г. мамлюкских султанов, Селим I не только овладевает Сирией и Египтом, но и привлекает на свою сторону шерифа Мекки Бараката II, попросившего у него защиты от португальской угрозы на Красном море, и таким образом, утверждает свое господство над Хеджазом и Святыми местами; он перенимает от мамлюков титул «служителя двух святынь», Мекки и Медины.

Этот сан делает его защитником священных городов ислама, ежегодного паломничества (хаджа) и дорог, ведущих туда.

Впервые османские султаны объединяют под своей властью все священные города ислама: «священный Иерусалим, славную Мекку и знаменитую Медину», а также святыни Кербела и Наджаф.

Их притязание на титул халифа оправданно. В то же время их блестящие успехи в победе над «неверными» утверждают их в мысли, что их династия пользуется благословением свыше; монарх применяет к себе выражение «тень Бога над землей». Отныне все способствует тому, чтобы внушить подданным мысль о божественном предназначении султана: например, чудесное обнаружение Сулейманом Великолепным, во время пребывания в Багдаде, останков святого целителя Абу Ханифа. По восшествии на престол султан торжественно отправляется в Эйуб, предместье Стамбула, где находится захоронение Абу Айуба аль-Ансари, одного из сподвижников пророка, умершего мученической смертью у стен Константинополя во время его осады в 670 г.: важный церковный сановник, прикладывая на этом святом месте меч султана к его челу, провозглашает его повелителем мусульман.

Этот ритуал восхождения на трон, скрупулезно исполняемый с начала XVI в., делает султана как бы принявшим миропомазание. К тому же он пребывает рядом с реликвиями, сосредоточенными в сокровищнице (хазиие) дворца Топкапы: знамя пророка, его плащ, тюрбан Омара и т.д. С течением веков эти реликвии имеют все большее значение в династических ритуалах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *