зачем делали татуировки в древности
«Сделаешь, а потом пожалеешь»: краткое введение в историю татуировки
«Вот детей заведешь, а они потом будут спрашивать: “Мама, почему у тебя нога грязная?”» — есть еще десяток похожих предостережений, которые выслушивает человек, сделавший татуировку. Хоть старшее поколение и считает рисунки на теле модой последних лет, но на самом деле традиция нанесения узоров на кожу существовала еще в древности. В Пушкинском музее 3 марта открылась выставка «Тату», посвященная истории татуировки, ее трансформациям и значению в современной культуре. Экспозиция доступна онлайн, рекомендуем пригласить к просмотру родителей — возможно, они поменяют свое мнение и перестанут повторять: «Только тело себе испортишь». Публикуем экскурс в историю перманентных узоров.
Доисторические татуировки
История татуировки тянется с глубокой древности, еще в доисторические времена люди стали наносить узоры на свое тело. В 1991 году немецкие туристы случайно обнаружили высохшее тело человека в Эцтальских Альпах, как потом выяснилось — старейшую мумию, найденную в Европе. Тело Этци (такое имя получила находка) покрывали татуировки из точек, линий и крестов. Эти рисунки были сделаны не с помощью иголок, а способом, похожим на шрамирование: кожу рассекали, а в образовавшиеся небольшие надрезы засыпали порошок из древесного угля.
География ранних узоров на теле достаточно обширна: тату были распространены среди жителей Маркизских островов, у маори — коренного населения Новой Зеландии, а также у племен пиктов, скоттов и бритов, живших на территории Западной Европы во времена Древнего Рима.
В традиционных сообществах татуировка была естественной частью культуры. Рисунки выполняли функцию опознавательных знаков, с их помощью можно было понять, кто перед вами: высоко почитаемый человек или раб, чьи отметины на коже сигнализировали о его низком положении.
Цирковые легенды: Капитан Костентенус, Нора Хильдебрандт и Анна Гиббонс
Широкий интерес к татуировке появился только в XVII веке, когда первооткрыватели, возвращаясь из путешествий, стали привозить с собой татуированных дикарей. Они предполагали, что на родине публика захочет поглазеть на экзотическое зрелище.
Уже в XIX веке люди начали специально превращать свое тело в коллекцию татуировок, ведь с такой экстравагантной внешностью можно было колесить с бродячими цирками, участвовать в уличных представлениях и зарабатывать деньги. На сайдшоу — зрелищах, устраивавшихся на карнавалах, балаганах и ярмарках, — каждый желающий мог посмотреть за сущие гроши на диковинных людей: здесь были карлики, гиганты, сиамские близнецы, люди с деформациями тела, с избыточным весом или, наоборот, очень худые и, конечно, мужчины и женщины, чье тело полностью покрывали татуировки.
Чтобы привлечь побольше зрителей, циркачи придумывали себе легенды. В то время были популярными истории, в которых красочно описывались опасности мира дикарей: например, о традициях туземцев татуировать пленных. Подобные рассказы щекотали нервы впечатлительной публики и подогревали ее интерес.
Одной из самых распространенных легенд конца XIX века была история капитана Георга Костентенуса, которого обнаружил Финеас Тейлор Барнум — основатель одного из первых музеев диковинных людей, считающийся родоначальником шоу-бизнеса и индустрии развлечений.
На своих шоу Барнум представлял Костентенуса как самого татуированного человека в мире, называя его «чудом из чудес среди смертных». Все тело Капитана, включая голову, лицо и пальцы ног, было покрыто разноцветными татуировками с изображением мифических животных.
Ходили слухи, что Костентенус родился в Албании и сделал себе татуировки самостоятельно, но он рассказывал совершенно другую историю. По словам капитана, еще ребенком он оказался в плену у китайских татар в Бирме, которые три месяца насильно делали ему татуировки, подвергая страшным мукам. Считалось, что обряд принудительного нанесения изображений на тела пленных носил особый характер, как знак того, что человек больше не принадлежит себе.
История Капитана, пережившего миллионы уколов с кровопусканием, произвела на его современников большое впечатление. Георг стал настоящей звездой с немыслимыми для того времени гонорарами, доходящими иногда до 1 000 долларов в неделю.
Успех Костентенуса вдохновил организаторов ярмарочных увеселений в США. Бродячие цирки и их городские аналоги, музеи диковинок, начали показывать татуированных мужчин и женщин, и все как один рассказывали невероятные истории о появлении своих рисунков.
В таком же музее в 1882 году в Нью-Йорке начала свою карьеру одна из самых известных татуированных женщин Нора Хильдебрандт — она первой из всех представительниц прекрасного пола стала публично демонстрировать свои рисунки. Ее легенда была не менее поразительной: на Диком Западе Нора и ее отец попали в плен к вождю индейцев по имени Сидящий Бык, и тот под угрозой смерти заставил отца сделать на теле дочери 365 татуировок.
Как водится, история привлекла немало внимания, но впоследствии выяснилось, что рассказ от начала и до конца был выдумкой, а изображения на теле Норы сделал ее сожитель, странствующий тату-мастер Мартин Хильдебрандт.
Не все цирковые легенды заманивали зрителей ужасами о пытках. Например, об Анне Гиббонс говорили, что девочка, родившаяся в 1893 году в небогатой фермерской семье, в 14 лет потеряла отца. Чтобы заработать себе на пропитание, она покрыла свое тело узорами и присоединилась к бродячему цирку.
На самом деле все было не совсем так: отец Анны действительно умер, и вскоре после его кончины девушка ушла из дома, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Через какое-то время она познакомилась с татуировщиком Чарльзом Гиббонсом и вышла за него замуж. Только спустя несколько лет после свадьбы Анна попросила своего супруга покрыть ее тело татуировками: так она решила рекламировать работы мужа, показывая рисунки публике.
Татуированная Венера
Однако не все цирковые артисты придумывали себе сценические легенды, а некоторые были даже категорически против.
Бетти Бродбент влюбилась в искусство татуировки в 14 лет, увидев мужчину, показывавшего свои изображения уличным зевакам. К 18 годам на ее теле можно было насчитать уже более 350 (а впоследствии 565) рисунков различной тематики: от изображений исторических личностей до рисунков по мотивам библейских сюжетов.
Большую часть жизни Бетти провела на гастролях цирковых сайдшоу, выступая под эффектным псевдонимом татуированная Венера. Она отказывалась придумывать себе легенду и настаивала на том, что рисунки на теле без всяких историй привлекают к себе внимание — как говорится, «во-первых, это красиво». Бетти никогда не оголялась больше, чем было приемлемо в то время, — ее обычным сценическим костюмом был закрытый купальник — и не принимала участие в вульгарных шоу.
Не желая вызывать интерес публики россказнями и чрезмерно откровенными выступлениями, Бетти искала новые способы удивить зрителей. Так она стала участницей набиравших тогда популярность представлений с лошадьми и некоторое время работала наездницей в шоу по названием «Дикий Запад».
Электросила: первая тату-машинка
Со временем нужда в цирковых легендах совсем отпала. Тату-сенсацией конца XIX века стали супруги Франк и Эмма Де Бург, прославившиеся на весь мир как одни из первых людей, рисунки которых были нанесены электрической тату-машинкой.
В 1891 году американец Самуэль О’Райли изобрел первую в мире тату-машинку, взяв за основу электрическое перо Томаса Эдисона, применявшееся для копирования документов. О’Райли усовершенствовал изобретение Эдисона: оснастил механизм контейнером для краски и начал использовать пучок сменных игл вместо одной. Новое устройство работало с большой по тем меркам, скоростью делая несколько проколов в секунду.
Первыми опробовать аппарат решили супруги Франк и Эмма Де Бург: так на спине Эммы появилось изображение Тайной вечери, а на теле Франка — огромное распятие с надписью «Гора Голгофа».
В поисках славы: Человек-Зебра и самая татуированная женщина Великобритании (или так: Как из водителей армейского автобуса попасть в Книгу Гиннесса)
Со временем татуировка стала не просто способом заработка, но и средством достижения всемирной славы.
Гораций Ридлер, ставший знаменитым под псевдонимом Великий Оми, решил заявить о себе с помощью рисунков на теле. Свое превращение он начал после Первой мировой войны.
Финансовое состояние Горация было плачевным, поэтому первые татуировки не отличались мастерством исполнения. Но даже благодаря таким рисункам он поправил свои дела, выступая в мюзик-холлах и на ярмарках.
В 1927 году Ридлер начал посещать знаменитого лондонского татуировщика Джорджа Бурчетта, который превратил Горация в Великого Оми, покрыв его тело множеством татуировок в виде полосок, напоминающих рисунок на шкуре зебры.
На татуировках артист не остановился: он проколол уши и нос и изменил форму зубов. В результате всех бодимодификаций Ридлер стал одним из самых высокооплачиваемых цирковых артистов.
Еще один человек, ставший известным благодаря своему «телу-холсту» — это британка Расти Скьюз, самая татуированная женщина страны, попавшая в Книгу рекордов Гиннесса.
Джанет Филд — так изначально звали Расти — жена английского татуировщика Билла Скьюза, родилась в 1943 году, свое прозвище она получила за цвет волос (англ. rusty — «ржавый»).
До того как стать знаменитой, женщина работала водителем при женском армейском корпусе и тратила больше половины своего жалования на татуировки.
После увольнения из армии Расти начала карьеру тату-мастера. К тому моменту на ее теле было уже более 60 татуировок. В студии своего будущего мужа Билла Скьюза Расти работала и параллельно изучала искусство татуировки.
Этот супружеский тату-тандем также известен тем, что именно они стали авторами большей части рисунков на теле Джорджа Боуна — самого татуированного мужчины Великобритании по версии Книги Гиннесса.
Тату-зависимость: сам себе мастер
Если предыдущие герои наносили татуировки с целью прославиться, заработать денег или просто из любви к искусству, то история знает и такие случаи, когда сами узоры на теле становились главной целью человека, и даже больше — настоящей зависимостью.
Так случилось с Карлом Эргелем. Мужчина родился в 1908 году в Германии. В молодости Карл увидел трех рабочих с татуировками на лицах и с тех пор стал одержим рисунками на теле.
Большинство изображений Эргелю нанес гамбургский тату-мастер Кристиан Варлих, одно время даже сделавший клиента «лицом» своих рекламных открыток.
За 20 лет Варлих покрыл все тело Карла татуировками, но однажды отказал ему: мужчина пожелал набить изображения на кистях рук. Для татумана это был не единственный отказ: Герберт Хоффман, один из самых известных мастеров мира, не взялся сделать татуировку на лице Карла, потому что считал, что это обезобразит его. В обоих случаях Эргель не отчаялся и сам нанес себе татуировки.
Современная тату-культура: человек с произведением искусства на спине
Татуировка давно перестала быть элементом увеселительных зрелищ. Сейчас рисунок на теле человека — это часть современной визуальной культуры, способ коммуникации, а для кого-то и символ переходного момента в жизни.
Именно таким моментом стала татуировка для Тима Штайнера, бывшего менеджера тату-салона из Цюриха.
В 2006 году знаменитый своими провокационными работами мастер Вим Дельвуа искал человека, который пожелает стать живым холстом. Тиму предложили поучаствовать в проекте, и он не раздумывая согласился.
Спустя два года на его спине появилась татуировка: молящаяся Дева Мария с четками в руках, увенчанная черепом в мексиканском стиле. Дельвуа потратил 40 часов на выполнение этой работы.
Позднее Штайнер подписал контракт с немецким галеристом, по условиям которого после смерти Тима фрагмент его кожи с татуировкой будет продан любому желающему.
Сегодня он живой экспонат: не менее трех раз Тим обязан выставлять свою спину в музеях. Сам Штайнер говорит, что на его коже — произведение искусства, а он просто парень, который временно его носит.
Личный дневник Деппа: как превратить «Вайнону» в «Вино»
Джонни Депп — пожалуй, одна из самых татуированных звезд. Актер утверждает, что для него нанесение рисунков — это как вести личный дневник. На его теле изображены главные моменты жизни: например, на правой руке Деппа вытатуирован индейский вождь — символ того, что в нем течет кровь коренных жителей Америки. Также у актера есть татуировка в честь бывшей возлюбленной Вайноны Райдер — «Вайнона навсегда», однако после расставания Депп изменил надпись на «Вино навсегда». Имена детей и матери тоже запечатлены на звездном теле. Это лишь небольшая часть изображений, смысл остальных татуировок Депп предпочитает держать в тайне.
Узнать подробнее об истории татуировки и ознакомиться с экспозицией выставки Пушкинского музея можно в соцсетях по хештегу #НаединесПушкинским.
ИСТОРИЯ ТАТУИРОВКИ
История татуировки
История тату насчитывает не менее 6000 лет.
Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы. Oднако татуировка появилась гораздо раньше — при первобытнообщинном строе. Она служила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную на принадлежность ее обладателя, а кроме того, наделялась определенной магической силой.
Глубокие исторические корни тату-географии не менее внушительны. Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Татуировались все — разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании.
У разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только «дикарями».
Начало истории тату
Нанесение татуировки — процесс внедрения под кожу пигментирующих веществ, с целью получения рисунка на поверхности кожи. Само слово «татоо» происходит от слияния двух языков — маркезанского и таитянского, и является производным от слова «ta-to», в переводе означающего «знак», «рана». Современная история татуировки началась в 1891 году, когда американец О Рейли соорудил первую татуировочную машинку, позже начали появляться профессиональные татуировщики и первые тату салоны.
Древняя история татуировок началась со случая. Однажды люди заметили, что если сажа или какое-нибудь красящее вещество попадает на свежий порез или ожег, то впоследствии на коже проявляются интересные рисунки, не поддающиеся смыванию. Впоследствии такие повреждения стали наносится специально, для достижения определенного эффекта.
Татуирование можно отнести к одним из самых древних обрядов. Возраст первой татуировки составляет не менее нескольких тысячелетий. Одни из первых татуировок были обнаружены при раскопках пирамид в Гизе. Мумиям, на которых были найдены следы татуирования, никак не меньше четырех тысяч лет.
Ученые считают, что тауировки были в ходу еще в эпоху первобытного строя. Сначала рисунок наделялся больше волшебными качествами (привлекал дичь на охоте, отпугивал злых демонов, и пр.) и наносился на кожу с помощью минеральных красок. Но наносимые изображения быстро стирались, и поэтому появилась необходимость в более устойчивых рисунках. Орнамент на теле древних людей выполнял целый ряд разнообразных функций: охранную (защита от неудач, хворей и т.д), социальную (означает принадлежность к тому или иному племени, роду, указывает на статус обладателя), магическую. Декоративные свойства рисунка были не столь важны. Размеры рисунка и место его нанесения на кожу менялись в зависимости от фантазии исполнителя, а также от бытующих обычаев и традиций.
Назначение татуировки у людей древности
Во многих произведениях древних авторов, таких как Ксенофонт, Геродот, Гиппократ встречаются описания о рисунках на коже у древних племен (греков, германцев, галлов, фракийцев). У многих народов было принято нанесение особого шрамирования, причем исключительно людям благородного происхождения. Другие предпочитали разрисовывать переднюю часть туловища и спину. Третьи использовали татуирование в качестве тайнописи. Обритую голову раба покрывали татуировкой с посланием. После отрастания волос невольника посылали в нужное место.
В истории татуировок найдется и огромное количество информации о нанесении татуировок обитателями Восточной Европы и Ближнего Востока. У богатых алтайских скифов принято было покрывать тело как изображениями хищных птиц, рыб, оленей и пр., так и целыми сценами из местных мифов и легенд. Изображения носили символичный характер, сообщали об социальном статусе носителя, повествовали об истории племени.
Тату в эпоху расцвета христианства
С момента своего появления значение татуировок носили исключительно положительные функции. Но по мере распространения христианства отношение к ней стало меняться в противоположную сторону. Татуировку стали запрещать, считая ее греховной. Трактуя Библию, священники запрещали нанесение рисунков на тело. В «послании к Левитам» сказано, что не имеет право человек наносить на тело какие-либо знаки. А так как христианство являлось основной религией в Европейских странах, на татуировки в этой части света был наложен строжайший запрет. Когда настала пора Великих географических открытий, татуировка в Европе стала признаком дикости человека. Это было связано с тем, что на неизвестных ранее континентах (Америка, Австралия) по мнению Европейцев, туземцы были отставшими по развитию в научно-техническом плане, и любили украшать свои тела разнообразными татуировками. Хотя сейчас известно, что в ту эпоху индейцы майя, например, или ацтеки не уступали в своем развитии европейцам, а иногда и превосходили их в различных аспектах.
Однако, даже в «просвященной» Европе о татуировках не забывали на протяжении всей истории. Но протяжении достаточного долгого времени, тату применяли для клеймения разбойников и невольников. К примеру, карточным шулерам ставили шестигранный знак, браконьерам — знак в виде оленьих рогов, галерным рабам — надпись «GAL», пожизненным заключенным — надпись «TFP». На территории России каторжникам в Сибири наносили буквы «КТ», а опричники Ивана Грозного наказывали провинившихся выжиганием буквы «В».
Но, не обращая внимание на запреты, в средневековой Европе татуировки получили распространение, в основном среди определенных слоев общества. Например их делали пилигримы — паломники. Основными изображениями у них были кресты, монастыри и прочие религиозные реликвии.
История татуировки в средние века
Элита могла себе сделать тату в виде родовых гербов и символов монархии. Обычные граждане довольствовались картинками попроще, в основном любовного содержания. Но самую большую известность татуировки приобрели у моряков, в особенности ходивших в южные моря. Самым распространенным было нанесение имени любимой, изображений распятий, оберегающих от несчастий. Матросы были убеждены, что акулы никогда не тронут счастливого обладателя такой татуировки. Точно такими же возможностями обладали изображения рептилий, в частности, змей. Татуировка, изображающая петуха или свинью, нанесённая на ногу, гарантировала благополучное возвращение хозяина домой. Символами морского счастья и удачи считались изображения дельфина, женщины, спасательного круга. Если же мореплаватель пересекал экватор, его украшала татуировка в виде черепахи.
За пределами Европы, тату было очень распространено. Жители Индии, Америки, Японии и Полинезии с удовольствием наносили на себя как пирсинг, так и разнообразные изображения, причем чем богаче был обладатель татуировки, тем роскошнее был рисунок.
Особенности татуировки у разных народов древности
Зачастую нанесение татуировки преследует какую то цель. Огромное значение имеет ее цвет, вид рисунка и место его размещения. К примеру у племени Маори татуировки наносились лишь известным соплеменникам благородного происхождения. Нужно отметить, что тату Маори были не только красивы, но и необычайно сложны. Многочисленные узоры складываются в невероятные сюжеты, при этом расположены на теле строго симметрично. Некоторые племена в Америки наносили особые татуировки во время наступления войны. Полинезийские аборигены предпочитали наносить изображения животных-покровителей племени, тотемов. В Японии татуировки были признаками гейш и самураев. Гейшам нельзя было демонстрировать обнаженное тело, поэтому их татуировки имитировали одежду. Чистыми оставались только участки кожи на лице, кистях рук и ступнях.
Такой была история татуировок. С течением времени изначальный смысл рисунков потерялся. Куда чаще наколки стали носить только в декоративных целях. Но именно этот факт сыграл немаловажную роль в популяризации и развитии татуировочного искусства. Нанося татуировку, человек хочет подчеркнуть свою индивидуальность. Покрытие тела наколками — это способ отражения внутреннего мира.
Может быть, в этом кроется причина того, что среди известных людей так много поклонников этого вида искусства.
Зачем делали татуировки в древности?
Часто в спамерских письмах, приходящих на мой e-mail, на различный манер рекламируются услуги по нанесению рисунков на тело, а также прелести пирсинга и так называемого перманентного макияжа.
Не скрою, меня эта тема одно время очень волновала, так как еще в школьные годы я на свой страх и риск сделал несколько таких рисунков на своем теле. Что было потом, даже трудно описать: постоянное ощущение осуждающих взглядов В общем, приходилось всяческими способами скрывать свое «творчество» от вездесущих взглядов «праведников» и «моралистов».
Что же изменилось за несколько десятков лет в сознании людей, что сейчас татуировка и пирсинг считаются нормой, модным веянием, и свои тела разрисовывают и прокалывают не только мужчины, но молодые и даже зрелого возраста женщины, а также подростки? Например, среди некоторых подростков считается: если у тебя нет тату и дырки в ухе или в носу, то ты не «продвинутый»…
В этой статье я хочу просто проследить тенденцию этого феномена и ни в коем случае не давать этому явлению оценки. У каждого есть голова на плечах…
Известные древнейшие татуировки были найдены в Египте и датируются четвертым тысячелетием до нашей эры. Их обладатели — египетские мумии.
Особая роль в истории искусства татуировки принадлежит японской и полинезийской традициям. Вплоть до начала девяностых годов двадцатого века полинезийский орнамент «мокко» и драконы из древних японских легенд оставались самыми популярными среди татуировщиков.
В Новой Зеландии и Полинезии люди, сделавшие татуировку, почитались как святые. Невыносимая боль, которую они испытали в процессе нанесения татуировки, возводила их в ранг мучеников. Рисунок буквально выдалбливался на лице, руках и ногах специальными молоточками с иглами на конце в течении нескольких часов. Тот, кто не выдерживал до конца, считался проклятым вместе со всей семьей.
На протяжении многих веков татуировки использовали для различных целей. Делали их на память о доблестных победах в сражениях, а также для обозначения политического и религиозного статуса Но со временем татуировка все чаще становилась атрибутом преступников и простых людей. Например, древние греки «метили» татуировками вражеских шпионов, в то время как римляне использовали специальные татуировки для «клеймения» бандитов и рабов.
И лишь на Экуменистическом Совете Никеи в 787 году нашей эры Папа Адриан I наложил категорический запрет на любые формы «варварства», имя которому татуировка, в том числе и их ношение. Вполне естественно, что за столь суровым запретом неминуемо должны были появиться рецепты, как удалять татуировки. Например, римский врач Этиус рекомендовал следующее: «Смажьте татуировку селитрой. После чего поверх селитры нанесите толстый слой жидкой канифоли. Наложите повязку. На шестой день проколите вздувшуюся кожу булавкой и посыпьте проколотые места солью. Наконец, нанесите на кожу известь или смесь гипса и карбоната натрия. Окончательный результат будет получен на 20 день». Интересно, сколько человек выдерживало подобную пытку? Да и насколько успешным был подобный метод — тоже вызывает большие сомнения.