зачем деревьям и кустарникам нужны большие кроны
Как не получить домик под елкой: все об обрезке и формировании хвойных
Добавление статьи в новую подборку
Довольно часто на дачном участке можно встретить хвойные деревья или кустарники. Чтобы они стали гордостью хозяев, нельзя забывать об их обрезке. Растет эта группа растений медленно, поэтому много внимания от вас они не потребуют.
Чтобы правильно ухаживать за растениями, нужно знать некоторые их особенности. Хвойные растения живут на Земле уже около 300 млн лет. В настоящее время их насчитывается более 600 видов. Несмотря на то что хвойные относятся к одному классу, они отличаются друг от друга и внешне, и условиями выращивания.
Хвойные растения на дачном участке
Хвойными называется особая группа растений, у которых местом формирования семян является шишка. При слове «хвоя» многие сразу представляют тонкий, похожий на иголку «лист» некоторых деревьев: ели, сосны, лиственницы и т.д. Однако хвоей называются и чешуйчатые плоские листья, например, туи или кипариса. Последние также относятся к группе хвойных растений. Основная масса этого отдела – деревья, но встречаются и кустарники: можжевельник, кипарисовик и т.д.
Еще одна отличительная особенность многих хвойных – наличие смолы. Это вещество необходимо растениям для защиты от всевозможных насекомых и возбудителей грибковых заболеваний. При высоких температурах смола становится мягкой, при нормальных – твердеет.
Всем известный янтарь – это тоже обычная смола хвойных деревьев. Ценность ее в том, что она образовалась 20-100 млн лет назад.
В последнее время хвойные начинают приобретать все большую популярность у дачников. На участках довольно часто встречаются можжевельник, туя, сосна и ель. Эти деревья и кустарники привлекают садоводов простотой в уходе и декоративным внешним видом, который сохраняется в течение всего года: большинство хвойных – вечнозеленые растения.
Зачем хвойным деревьям и кустарникам нужна обрезка?
Для чего обрезать хвойные деревья и кустарники? Причин может быть несколько:
Правила обрезки хвойных растений
Под обрезкой понимают и стрижку, и формирующую обрезку. Вначале давайте разграничим эти два понятия. Формирование кроны – довольно сильный стресс для растения, потому что в этом случае сразу удаляется большая часть побегов. Стрижка подразумевает легкую и не такую травматичную обрезку небольшой части ветвей. Эта процедура необходима для поддержания формы и здорового состояния растения.
При обрезке хвойных растений всегда нужно придерживаться золотого правила «Семь раз подумай – один раз отрежь!» Неправильной обрезкой вы можете навредить хвойным.
Основные правила, которые следует соблюдать при обрезке хвойных деревьев и кустарников:
Правило 1. После формирования кроны вам придется стричь хвойные растения каждый год. Если вы не собираетесь этого делать, лучше вообще не начинать. Все равно без обрезки ваше растение через некоторое время вернется к своему первоначальному виду. Так зачем лишний раз травмировать ветки?
Если вы хотите, чтобы ваш питомец вырос карликовым, приступать к формированию нужно как можно раньше.
Правило 2. Начинать формирование кроны можно лишь у абсолютно здорового дерева и только после первого года жизни. Если вы видите признаки болезни или растение не очень сильное, вначале помогите ему. Подкормка минеральными удобрениями и разумный полив – не более 2-3 раз в месяц – укрепят растение. Когда оно «поправится», можете начинать обрезку.
Хвойные больше любят дождевание – орошение кроны, чем полив под корень.
Правило 3. За один заход не стоит срезать больше, чем треть зеленой массы.
Правило 4. При формирующей обрезке старайтесь ориентироваться на природную форму растения. У многих хвойных достаточно лишь слегка подправить естественную форму, чтобы они приобрели декоративность.
Правило 5. Не стоит обрезать побеги в жаркий день. Это может вызвать усиленное испарение влаги. Сырая и холодная погода также не лучшее время для обрезки. В такие периоды активизируются возбудители грибковых заболеваний, и ослабленное обрезкой растение может заболеть. Лучше выберите для этой процедуры сухой несолнечный день.
Правило 6. Обязательно при обрезке оставляйте часть ветки, на которой есть хвоя. У хвойных растений, в отличие от плодовых, на голых ветках нет спящих почек. Поэтому там не появится новая зелень – ветка просто засохнет.
Правило 7. Все работы с хвойными осуществляйте в защитной одежде. Во-первых, многие хвойные – ядовитые растения. Перчатки защитят вас от ядовитых веществ. Во-вторых, при стрижке выделяется смола, отстирать которую невозможно. Одежду потом, скорее всего, придется выбросить.
Не стоит гнаться за красивыми экзотическими растениями. В наших суровых условиях за ними сложно ухаживать. Такую же форму вы сможете придать и хвойным, растущим в нашей климатической зоне. Они и дешевле, и более выносливые.
Когда нужно обрезать хвойные растения?
Время обрезки хвойных зависит не только от региона и погодных условий, но и от конкретного дерева или кустарника.
Деревья и кустарники с чешуйчатой хвоей, например, можжевельник и туя, нуждаются в обрезке в конце весны либо начале лета. В отличие от плодовых, которые нужно обрезать зимой, в период покоя, эти растения формируют в период вегетации.
У сосны, ели и пихты хвоя имеет одинаковую – жгутообразную – форму. Однако сроки обрезки этих растений разные. У сосны нужно удалять побеги во время их активного роста. К концу апреля у дерева уже сформированы новые побеги – свечки. Именно этот однолетний прирост и следует удалить, пока они не одревеснели. В этом случае до зимы успеют сформироваться новые почки.
А вот пихту и ель до начала периода покоя лучше не трогать. Самое благоприятное время их обрезки – зима либо конец лета.
Хвойные с плоскими иглами – тис, пихта и т.д. – после обрезки начинают очень активно расти. По этой причине стричь их нужно, когда они находятся в состоянии покоя, – зимой либо в конце осени.
Те хвойные, у которых период вегетации начинается ранней весной, например, кипарисовик, нужно обрезать осенью, в ноябре.
Что еще нужно знать о декоративной обрезке хвойных деревьев и кустарников?
Совет 1. Специалисты не рекомендуют удалять однолетний прирост секатором, т.к. можно повредить хвою. Лучше сделать это руками: просто отщипнуть мягкий побег. Через несколько месяцев на этом месте начнется активное образование почек побегов.
Совет 2. Если при формирующей обрезке возникает необходимость удалить одревесневшие побеги, возьмите ножовку. После обрезки на месте среза начнет выделяться смола. Она закупорит сосуды и защитит растение от проникновения инфекции. А секатор либо ножницы оставят «рваную» рану, которая потом будет долго заживать.
Совет 3. Если вы хотите получить в будущем густую и компактную крону, нужно удалить не менее 2/3 молодых побегов. Если же вам нужны длинные ветки – удаляйте 1/3 часть.
Следуйте нашим советам – и ваши хвойные станут еще привлекательнее.
Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ
Продолжение. См. № 2, 3, 4/2009
Вопросы по генетике
Вопросы уровня С1
Вопросы уровня С1
Все вопросы этого уровня оцениваются в 2 балла.
1. Какие ткани обеспечивают рост растения в длину и толщину?
В ответе нужно применить знания о видах и названиях тканей, местоположении тканей.
Элементы правильного ответа
1. Рост растения связан с образовательными тканями – меристемами.
2. Рост растения в длину обеспечивают верхушечные меристемы – точки роста побега и корня.
3. Боковые меристемы – камбий и перицикл – обеспечивают рост растения в толщину.
4. Вставочные меристемы обеспечивают ветвление побегов.
2. Как вы думаете, почему проводящая ткань луба (флоэма) названа ситовидными трубками?
Элементы правильного ответа
1. Ситовидные трубки состоят из живых клеток, стенки которых пронизаны порами.
2. Поры нужны для связи клеток друг с другом.
3. Эта связь обеспечивается цитоплазматическими мостиками.
3. Какие ткани проходят через все органы растения?
В ответе нужно применить знания о видах тканей, их местоположении и функциях. Очевидно, что основные и выделительные ткани не пронизывают все растение, т.к. располагаются локально в органах, а вот проводящие и механические ткани действительно связывают все растение.
Элементы правильного ответа
1. Через все органы растения проходят механические ткани, обеспечивающие опору растения.
2. Проводящие ткани – ксилема и флоэма – также проходят через все органы растения и обеспечивают передвижение по растению органических и неорганических соединений.
4. Какие процессы обеспечивают транспорт минеральных веществ в растениях?
Для ответа на этот вопрос необходимо соотнести процессы поступления питательных веществ в растение и факторы, влияющие на их продвижение вверх.
Элементы правильного ответа
1. Корневое давление (осмос).
2. Капиллярные явления в сосудах ксилемы.
3. Транспирация воды листьями.
5. Назовите основные функции вегетативных органов цветкового растения.
Ответ на этот вопрос требует применения знаний о строении и функциях вегетативных органов растения, понимания термина «вегетативный».
Элементы правильного ответа
1. Рост.
2. Питание.
3. Дыхание.
4. Транспорт веществ.
5. Вегетативное размножение.
6. Какую роль играют генеративные органы цветкового растения?
Отвечая на это вопрос, необходимо вспомнить основные функции генеративных органов, понимая, что имеются в виду органы воспроизведения растений.
Элементы правильного ответа
1. Образование гамет.
2. Оплодотворение.
3. Формирование семян и плодов.
7. Какова роль растений в экологических системах?
При ответе на этот вопрос необходимо вспомнить о роли растений в производстве органических соединений, круговороте веществ.
Элементы правильного ответа
1. Растения – продуценты (создают органические вещества).
2. Растения выделяют кислород.
3. Растения участвуют в круговоротах двуокиси углерода и азота.
8. Почему могут завянуть растения, если их будут поливать концентрированным раствором удобрений?
Отвечая на этот вопрос, нужно обратить внимание на термин «концентрированный» и соотнести его с процессом, который начнется в растении после полива концентрированным раствором.
Элементы правильного ответа
1. Концентрация солей в растении ниже их концентрации в растворе.
2. Вода из растения будет просачиваться в почву за счет осмоса.
3. Из-за недостатка воды растение завянет.
9. Как можно продлить жизнь цветов, поставленных в вазу с водой?
Это достаточно сложный вопрос. Однако его вполне могут задать на экзамене, т.к. он имеет определенное практическое значение.
Элементы правильного ответа
1. В проводящие сосуды цветов на месте среза попадает воздух.
2. Он мешает воде подниматься вверх по растению.
3. Нужно обрезать часть стебля цветка под водой, чтобы вытеснить воздух из сосудов растения.
10. Какие приспособления существуют у ветроопыляемых цветковых растений?
Ответ на этот вопрос требует приведения примеров не менее трех приспособлений для опыления растений ветром.
Элементы правильного ответа
1. Мелкие цветки, собранные в соцветия.
2. Сухая мелкая пыльца.
3. Тычинки на длинных тычиночных нитях.
4. Рыльца пестиков высовываются из цветков.
5. Пыльца созревает рано, до распускания листьев.
6. Растения растут группами.
11. В клетках есть эндоплазматическая сеть, в митохондриях – кристы, в хлоропластах – граны. Что общего между этими структурами и каков биологический смысл этой «общности»?
При ответе на этот вопрос необходимо вспомнить принцип строения указанных органоидов клетки, а затем объяснить биологический смысл такого устройства органоидов.
Элементы правильного ответа
1. Перечисленные органоиды содержат складки из мембран.
2. Эти складки увеличивают площадь рабочей поверхности органоида и клетки в целом.
12. Могут ли генетически одинаковые растения отличаться друг от друга при попадании в различные условия внешней среды? Приведите примеры.
Отвечая на этот и похожий вопросы, нужно вспомнить, что условия внешней среды влияют на выраженность признака, на внешний облик организма.
Элементы правильного ответа
1. Да, могут.
2. Форма кроны сосны изменяется под действием ветров, дующих в одном направлении, и принимает форму флага.
3. Потомки одного растения, выросшие в совершенно разных условиях, например на лугу и в лесу, отличаются размерами.
4. Это примеры модификационной изменчивости.
Вы можете сами привести еще несколько примеров.
13. Почему бактерии выделяют в отдельное царство?
Отвечая на этот вопрос, вспомните, по каким признакам организмы объединяются в группу. Назовите признаки бактерий, по которым они отличаются от других организмов.
Элементы правильного ответа
1. Организмы объединяются в группы по принципу общности существенных признаков.
2. Все бактерии – безъядерные организмы, содержащие одну кольцевую молекулу ДНК.
3. Клетки бактерий лишены ряда органоидов, имеющихся у эукариотических организмов.
14. Предложите способы борьбы с болезнетворными бактериями, учитывая диапазон их распространения, устойчивости и скорости размножения.
Отвечая на этот вопрос, нужно подумать о том, где можно встретиться с бактериями, в каких условиях они живут и как распространяются. Затем следует предложить способы борьбы, направленные на ухудшение условий существования бактерий (для ответа на вопрос уровня С1 достаточно привести 2–3 способа борьбы).
Элементы правильного ответа
1. Профилактические прививки от заболеваний.
2. Термическая обработка пищи, пастеризация.
3. Контроль качества воды и производства продуктов питания для предотвращения распространения бактерий.
4. Дезинфекция в больницах, поликлиниках, детских учреждениях.
5. В больницах – стерилизация инструментов и перевязочного материала.
6. Облучение операционных ультрафиолетом.
7. Личная гигиена.
15. Почему через некоторое время белая плесень, образованная мукором, чернеет?
Для ответа на этот вопрос нужно знать, что потемнение плесени означает созревание спор гриба.
Элементы правильного ответа
1. До созревания спор плесень остается белой.
2. Почернение плесени вызвано созреванием спор.
Вопросы уровня С2
Проверка умений работать с текстом и рисунком.
1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.
1. Цветковые, или покрытосеменные, растения – наиболее многочисленный класс растений. 2. В цветке идут процессы бесполого и полового размножения. 3. Из семян развиваются плоды. 4. Плод защищает семена от неблагоприятных условий внешней среды и имеет приспособления к распространению. 5. В жизненном цикле покрытосеменных растений наблюдается чередование полового (гаметофит) и бесполого (спорофит) поколений. 6. Женский гаметофит цветкового растения – пылинка, а мужской – зародышевый мешок. 7. В результате слияния одного спермия с яйцеклеткой, а другого с центральной клеткой образуется диплоидная зигота и триплоидный эндосперм.
Задания на поиск ошибок требуют от учащегося точного знания материала и повышенного внимания к тексту, ибо ошибки могут быть тщательно замаскированы. Выполняя это и подобные ему задания, необходимо знать основные признаки отдела растений, точно различать понятия «гаметофит» и «спорофит», иметь представление о местах обитания растений.
Элементы правильного ответа
Ошибки содержатся в предложениях 1, 3, 6.
В предложении 1: покрытосеменные растения – это отдел, а не класс.
В предложении 3: плод развивается не из семян, а из завязи.
В предложении 6 две ошибки: пылинка – мужской гаметофит, а зародышевый мешок – женский.
2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.
1. Моховидные – вечнозеленые многолетние растения. 2. В цикле развития преобладает спорофит – коробочка со спорами. 3. Стебель представляет собой побег с листьями. 4. Вода и минеральные соли поднимаются вверх по ксилеме. 5. Органические вещества, синтезированные в листьях, проводятся по флоэме. 6. Гаплоидный гаметофит – зеленое листостебельное растение, на котором образуются гаметы. 7. Корней у мхов нет; некоторые из них закрепляются в почве ризоидами.
Элементы правильного ответа
Ошибки содержатся в предложениях 2, 4, 5.
В предложении 2: в цикле развития мхов преобладает гаметофит.
В предложении 4: ксилемы у мхов нет.
В предложении 5: флоэмы у мхов нет.
3. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.
1. Папоротники растут только в тропических лесах. 2. Они закрепляются в почве только корневищами. 3. В жизненном цикле папоротников преобладает спорофит – бесполое поколение. 4. Гаметы у папоротников образуются в сорусах со спорами. 5. Для оплодотворения папоротникам необходима вода. 6. После оплодотворения из зиготы вырастает молодой гаметофит – заросток. 7. После отмирания заростка развивается новое листостебельное растение.
Элементы правильного ответа
Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 4, 6.
В предложении 1: папоротники растут и в лесах умеренных зон.
В предложении 2: у большинства папоротников хорошо развиты придаточные корни и только у некоторых есть корневища.
В предложении 4: гаметы у папоротников образуются на заростке.
В предложении 6: из зиготы вырастает зеленое растение – спорофит.
4. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.
Ответ на этот вопрос требует от вас не только точного знания темы «Грибы», но и повышенного внимания к тексту. В нем употребляются близкие по звучанию термины «микозы» – «микориза», а также понятия, требующие точной дифференциации.
Элементы правильного ответа**
Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 4, 6.
В предложении 1 допущена ошибка в систематике грибов.
В предложении 2 неправильно назван запасной углевод.
В предложении 4 неправильно употреблен термин «микозы».
В предложении 6 ошибочно указан только один способ размножения.
В этом, как и в ряде следующих заданий, помеченных звездочками (**), элементы правильного ответа даны не полностью, а в виде подсказок. Ваша задача – объяснить допущенные ошибки самостоятельно.
* В экзаменационных работах обычно допускается сделать три ошибки.
Зачем и как обрезать плодовые деревья и кустарники
Ничего лишнего
«Тот, кто обрабатывает деревья, просит их, кто удобряет — помогает им, а тот, кто режет, принуждает их плодоносить». Так считали древние агрономы и были абсолютно правы! Без обрезки, правильной и своевременной, о хорошем урожае можно и не мечтать. Согласна с этим и Надежда Капичникова, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела технологии плодоводства РУП «Институт плодоводства».
— Надежда Григорьевна, зачем вообще нужно обрезать плодовые деревья и кустарники?
— У предоставленных самим себе растений крона загущается, становится непрочной, ломкой, снижается урожайность, ухудшаются качество и вкус плодов, ослабевает зимостойкость. Обрезка регулирует процессы роста, развития и плодоношения как всего дерева, так и отдельных его частей.
— Какие виды обрезки существуют?
— В зависимости от возраста плодового или ягодного растения выделяют различные виды обрезки. Формирующая отвечает за формирование прочного скелета, равномерное размещение скелетных, полускелетных и обрастающих ветвей, создание условий хорошей освещенности и (как результат) получение скорого урожая.
Обрезка, направленная на плодоношение, обеспечивает стабильный высокий урожай, обновляя обрастающие веточки. Регулирующая обрезка помогает соблюсти баланс между ежегодным плодоношением и ростом. Омолаживание показано деревьям, утратившим способность к активному росту. Восстановительная обрезка нужна для воссоздания кроны и возобновления плодоношения после повреждения низкими температурами или механических повреждений. Санитарная чистка — это вырезка сухих, усыхающих, сломанных, больных ветвей или их частей.
На практике комбинируют все виды обрезки. В разные периоды жизни дерева применяются разные виды обрезки. Во время роста и развития — формирующая, при полном плодоношении — регулирующая, а в период старения — омолаживающая.
— Когда лучше всего проводить обрезку?
— Все зависит от поставленных задач. Самую первую обрезку проводят ранней весной до начала сокодвижения (март-апрель), когда минует опасность возврата сильных морозов. В это время обрезается большая часть культур. Первыми под секатор идут семечковые деревья, а потом и косточковые. Обрезка молодняка в более поздние сроки чревата резким ослаблением растений из-за большой потери запасных питательных веществ вместе с удаляемыми ветвями.
Не торопитесь обрезать весной (особенно если не успели до начала сокодвижения) вишни и сливы — оставьте это на осень. Иначе ранки после обрезки под сильным напором сока не закроются и образуется камедь.
Если зима была суровая, могли подмерзнуть концы веток яблонь и груш или однолетний прирост. Но часть из них сумеет восстановиться из почек на коре, поэтому оставьте обрезку на конец весны, когда будет виден восстановительный рост.
Проводят обрезку во время и после цветения — с мая по первую половину июня. Взрослые деревья можно обрезать и после начала сокодвижения. Особенно если надо снизить крону, чтобы ослабить рост.
Летом обрезают лишь некоторые культуры, в частности, абрикос. Это делают для того, чтобы на следующий год он зацвел позднее и благодаря этому ушел от губительных возвратных майских заморозков.
Летом также проводят пинцировку (прищипывают побеги) и выламывают ненужные побеги (так называемые волчки), а у декоративных культур обрезают отцветшие соцветия, чтобы возобновить цветение.
Обрезают растения и осенью, с началом листопада. Но, как правило, лишь с санитарной целью или для того, чтобы омолодить старые и запущенные деревья и ягодники.
Зимой вырезают ветви или часть кроны, поврежденные ветром, дождем, оттепелью. Такая обрезка предотвратит дальнейший разлом или расщепление ветвей.
— Какие способы обрезки самые популярные?