зачем дергают уши на день рождения
Почему именинника тянут за уши?
В древние времена дергали за уши преимущественно мальчиков, при этом приговаривали различные потешки: «расти большой – не будь лапшой». Тянули за уши детей, объясняя тем, что ребенку нужно вырасти большим и высоким. Эта традиция зародилась еще раньше, благодаря такому действу совершалась покупка или продажа скота. При совершении сделки продавец брался за уши скота (коровы, лошади) и на рыночной площади во всеуслышание кричал: «Я (такой-то) продаю своего коня (предмет продажи) по такой- то цене». Продавец кричал три раза, а затем передавал предмет продажи покупателю, который в свою очередь оповещал всех о том, что он стал владельцем скота. Таким образом, купля-продажа совершалась безо всяких юридических документов. Со временем данное действо забылось и переросло в традицию дергать за уши на День Рождения. Значение обычая приговаривалось – «вот вырастешь и вспомнишь, кто и когда тебя бил». Таким образом, наши предки пытались привить традиции ребенку и память о том, кто его вырастил и где он вырос.
Это традиция стала общеизвестна и распространилась по всему миру. В Украине был обычай в День Рождения выводить ребенка на межу и пороть, чтобы он знал где она проведена. В Англии и Ирландии также традиция заключается в том, что ребенка подбрасывают над головой и бросают на пол, последний бросок на удачу. В Испании детей щелкают пальцем об лоб. В Бразилии оттягивают мочку уха. В Канаде имениннику мажут нос маргарином или маслом, чтобы неудачи соскальзывали с кончика носа. Как и в России в Италии имениннику дерут уши.
Обряд причинения боли имеет значение не только в сохранении традиций, не только для того, чтобы человек всегда помнил место, где он вырос, и людей, которые его выросли, но и в древнейшем поверии, что боль отгоняет злых духов.
С течением времени древние обычаи потеряли свою мистическую подоплеку, и стали приятными и добрыми традициями, которые особенно полюбились детям.
Почему в День Рождения детей дергают за уши и какое это имеет отношение к Древнему Риму
Всех в детстве дергали за уши, приговаривая «Расти большой, не будь лапшой!». Но никто не задумывался, откуда взялась такая традиция? Она распространилась по всему миру с Древнего Рима, и была последствием бизнеса того времени.
Ольга АНИСИМОВА
В журналистике с 2014 года. Работала в различных изданиях, в частности ИА «Что происходит», «Новости регионов России», «ЮГ-новая общественная газета», автор канала в «Яндекс.Дзен».
Ольга АНИСИМОВА
Кто знает, связаны эти события или нет, но историки уверяют, что благодаря проведению сделок в Древнем Риме возникла традиция дергать детей за уши, и не так, как сейчас, а намного сильнее, чтобы ребятишки запомнили этот момент на всю свою жизнь.
Согласно рассказам историков, обряд купли-продажи в Древнем Риме понравился всем и разошелся по планете. Только он перешел из разряда ответственного момента в юридической практике купли-продажи недвижимого имущества в простую забаву.
В Древнем Риме люди не имели документов, поэтому продажа движимого и недвижимого имущества проходила весьма интересным образом.
Вот так выглядел рынок в Древнем Риме
На рыночной площади люди торговали товаром. Если кому-то из покупателей, к примеру, понравилась лошадь, то они приходили с продавцом к устному договору, который скрепляли некой процедурой.
Продавец и покупатель брались за лошадь с разных сторон (просто клали на неё руку), и говорили три раза по очереди следующие слова:
«Я такой-то продал такому-то за такую-то сумму свою лошадь» и
«Я такой-то купил у такого-то его лошадь за такую-то сумму».
В тот момент, когда продавец договаривал слова в третий раз, он отпускал лошадь. Считалось, что тогда происходила смена собственника.
В существующем Римском праве такая процедура называется «манципацией». В переводе на русский язык manu — рука. Именно поэтому сейчас мы знаем слова манускрипт, мануал, мануальный и т.п.
Эта сделка была проста, но что же было делать с земельными участками? Владения передавались во многих случаях на века, и это нужно было как-то закрепить, чтобы никто не претендовал. Правил на этот счет никаких не существовало. В тот момент и была выдумана такая жестокая, в некотором роде, схема.
Не смотря на древние времена, дети тоже были непоседами и веселились
Для продажи земельных участков прибегали к услугам двенадцати свидетелей. При этом половина из них была уже взрослыми, осмысленными мужчинами, а вот вторая половина — маленькими детьми около 7 лет.
Вместе с продавцом и покупателем 12 свидетелей обходили всю землю три раза. Потом, как и обычно, они говорил три раза следующее:
«Я такой-то, покупаю землю у такого-то по цене такой-то»
«Я такой-то, продаю земельный участок тому-то, за такую-то сумму».
Этот факт могли подтвердить свидетели проходящей сделки. И вот тут становится ясно, зачем нужны были дети.
Так как земельные участки покупались на длительное время, повзрослев, дети должны были подтвердить, что присутствовали при сделке.
Но как заставить ребенка вспомнить взрослым такое «серое» событие, как продажа земли, и тем более, где оно состоялось?
Взрослые мужчины, чтобы добиться этого эффекта «запоминания», начинали дергать детей за уши, щекотать и стегать прутьями.
При этом они приговаривали примерно следующее:
«Вот вырастите – вспомните, где и почему вас били, чтобы запомнили, кто и кому продал земельный участок».
Откуда пошла традиция дергать за уши?
Традиция дергать за уши зародилась давно — еще в Древней Руси, когда во время продажи скота на рынке продавец брал животное за уши и три раза громко кричал о совершении сделки — это заменяло юридические документы. Со временем кричать перестали, а привычка держать за уши, чтобы показать, кому ты принадлежишь, осталась. Таким образом ребенку пытались привить уважение к родным местам, «расти и помни, чей ты, где ты вырос и кто тебя воспитал».
Причинение боли (считается, чем сильнее дергать за уши, тем лучше) — не только чтобы именинник запомнил этот день, но и как защита от злых духов. Предки верили, что боль способна отгонять демонов и других мистических проказников. Мол, и так настрадался, отстаньте.
Подобные традиции есть или были в других странах: в Украине в день рождения ребенка отводили на межу и пороли там — чтобы он хорошенько запомнил, где она проведена, то есть где его земля. В Англии и Ирландии детей высоко подбрасывают и последний раз не ловят — на удачу. Интересно, что в Канаде имениннику мажут капельку маргарина на нос, чтобы неудачи соскальзывали с кончика носа, и слегка бьют в грудь столько раз, сколько лет исполняется, добавляя еще один дополнительный раз.
Рубрика «Детский вопрос» с радостью ответит на неожиданные вопросы, которые задают вам дети. Оставляйте свои варианты в комментариях — и давайте разбираться вместе!
Почему в день рождения детей дергают за уши
Раньше дергание за уши часто сопровождалось разными приговорками вроде «. расти большой и не будь лапшой», причем дергали (тянули) за уши преимущественно мальчиков, объясняя тем что именно им надо вырасти высокими. Так или иначе, но этот обычай был очень известным, возможно даже во всем мире.
То, что воспринимается сейчас как детская по содержанию забава, в древности было очень важным и ответственным моментом в юридической практике купли-продажи движимого и недвижимого имущества.
Сделка как правило проходила на рыночной площади и стороны, достигнув соглашения по цене, брались руками за предмет купли-продажи (например коня, коровы и т.д.) и громко во всеуслышание говорили (кричали) по очереди: «Я такой-то продал такому-то за такую-то сумму своего коня» и «Я такой-то купил у такого-то его коня за такую-то сумму», после третьего повтора бывший хозяин отпускал коня (убирал руку) и с этого момента происходила смена собственника коня, который далее считался собственником уже в силу самого владения конем без каких-либо дополнительных бумаг.
В римском праве этот обычай называется манципация от слова “manu”-рука (кстати отсюда манускрипт, мануал, мануальный и термин эмансипация, который исторически по большей части связывается с «освобождением женщин», хотя законодательно закреплен за процедурой получения полной дееспособности несовершеннолетними в определенных случаях).
В отличие от движимого имущества с его относительно небольшими сроками эксплуатации (до 7-10 лет) земельные участки были гораздо более важным и «долгоиграющим» объектом, который к тому же невозможно продать по правилам рынка, да вдобавок непосредственное владение землей возможно только для придомовых участков.
Мне жена всегда говорит: лучше бы тебя за уй таскали..
Удивительная традиция «общения с пчёлами»
Пчела-подружка (картина Ганса Тома, 1839-1924)
Было время, когда почти каждая сельская британская семья, державшая пчёл, следовала странной традиции. Всякий раз, когда кто-то умирал, один из членов семьи должен был пойти к ульям и поделиться с пчёлами новостью об ужасной утрате. Если этого не делали, пчёлы могли покинуть улей, не дать достаточное количество мёда или вообще умереть. Согласно традиции, пчёлы были в курсе не только смертей, но и всех важных событий в жизни семьи, включая рождение детей, браки и долгое отсутствие ввиду странствий. Если пчёлам не сообщали об этих событиях, происходили всевозможные бедствия. Этот своеобразный обычай известен как «общение с пчёлами».
У людей всегда была особенная связь с пчёлами. В Средневековой Европе пчёл высоко ценили за мёд и воск. Мёд употребляли в пищу, для приготовления медовухи – пожалуй, первого в мире ферментированного напитка – и в качестве лекарства от ожогов, кашля, несварения желудка и прочих недугов. Свечи из пчелиного воска горели ярче, дольше и чище, по сравнению с другими. пчёл часто заводили в монастырях и усадьбах, где за ними ухаживали с величайшим почтением и считали их частью семьи или общины. Например, считалось проявлением грубости ссориться перед пчёлами.
Практика общения с пчёлами, возможно, берёт своё начало в кельтской мифологии, согласно которой пчёлы были связующим звеном между нашим миром и миром духов. Таким образом, если у вас было важное сообщение, которое вы хотели передать тому, кто был мёртв, всё, что вам нужно было сделать – это сказать об этом пчёлам. Традиция общения с пчёлами была широко распространена по всей Англии, а также в других регионах Европы. В конце концов, она пересекла Атлантический океан и вошла в культуру Северной Америки.
Как проходило общение с пчёлами? Хозяин дома или его жена приходили к ульям, легонько стучали по ним, чтобы привлечь внимание пчёл, а затем тихо и мягко рассказывали о важном событии. Люди также придумывали для общения с пчёлами небольшие стишки, характерные для конкретного региона. В Ноттингемшире жена покойного тихонько напевала перед ульем: «Хозяин умер, но вы не улетайте; его супруга будет хорошей хозяйкой». В Германии было популярным похожее двустишье: «Маленькая пчёлка, хозяин умер; не оставь меня в беде».
Вдова и её сын рассказывают пчёлам о смерти в семье (картина Чарльза Нейпира Хеми, 1841-1917)
Общение с пчёлами было обычным делом в Новой Англии. Американский поэт XIX века Джон Гринлиф Уиттьер описывает этот своеобразный обычай в своей поэме «Разговор с пчёлами» (1858 год):
Перед ними, под стеной сада,
Туда-сюда ходила маленькая хозяйская девочка,
Которая тоскливо пела
И помечала каждый улей чёрным лоскутком.
Дрожа, я слушал: летнее солнце
Светит ледяными лучами;
Я знал, что она рассказывает пчёлам об одной из тех,
Кто ушёл туда, где мы все в итоге окажемся!
И песня, которую она пела, с тех пор
Постоянно звучит в моих ушах: —
«Оставайтесь дома, милые пчёлки, не улетайте!
Хозяйки Мари не стало, она умерла!
Когда кто-то умирал, пчеловод помечал ульи чёрным лоскутком материи. Если в семье была свадьба, улья украшали, а снаружи оставляли кусочки торта, чтобы пчёлы также могли принять участие в праздновании. Молодожёны представляли себя пчёлам, в противном случае их семейная жизнь была обречена на несчастья.
Если пчёлы не «оплакивали» умершего, страшные беды постигали семью и того, кто приобрёл улья. Викторианский биолог Маргарет Уорнер Морли в своей книге «Производители мёда» (1899 год) в качестве примера приводит случай в Норфолке, где мужчина купил улей с пчёлами, принадлежавшими умершему человеку. Предыдущий владелец не был оплакан своими пчёлами после смерти, поэтому они заболели. Когда новый владелец ульев пометил их чёрными лоскутками, пчёлы восстановились. Согласно другой истории, у семьи из Оксфордшира было семнадцать ульев, когда умер хозяин. Поскольку никто не сообщил пчёлам о его смерти, они все погибли. Таких историй в книге Морли предостаточно.
«Разговор с пчёлами» Альберт Фитч Беллоуз (примерно 1882 год)
Такие близкие отношения между пчёлами и их хозяевами привели к появлению всякого рода фольклора. Согласно одной традиции, покупать или продавать улья с пчёлами – плохая примета, потому что, делая так, вы лишаете себя удачи. Вместо этого пчёл обменивали или дарили в качестве подарка. Если пчёлы залетали в дом, стоило ожидать в скором времени прихода незваного гостя. Если они решали отдохнуть на крыше, удача спешила к хозяевам.
Однако отношения между пчёлами и людьми выходят за рамки суеверий. Это факт, что пчёлы помогают людям выживать. 70 из 100 распространённых видов сельскохозяйственных культур, которыми питаются 90 процентов населения планеты, полагаются на пчёл в плане опыления. Без них эти растения перестали бы существовать, а вместе с ними и животные, которые питаются этими растениями. Это будет обладать каскадным эффектом, который затронет каждое звено пищевой цепи. Потерять улей – это гораздо хуже, чем лишиться запаса мёда. Последствия несут угрозу для жизни. Акт общения с пчёлами подчёркивает ту глубокую связь, которую люди разделяют с этими удивительными насекомыми.
Традиция самомумификации
Вследствие распространения буддизма в азиатских странах в прошлые века появились различные формы буддистских школ и учений, поскольку религия вошла в контакт со многими местными культурами. Некоторые буддистские монахи отмечали, что вся жизнь священна, и учили своих последователей покидать стены храма с предельной осторожностью – они не должны были даже случайно задавить муравья или любое другое крошечное насекомое. Другие школы и учения, однако, приняли довольно причудливые верования и методы, например, изучение самомумификации для достижения высшего уровня просвещения. Это не относится к типичным мумиям, забальзамированным, например, в древнем Египте.
Самомумификация была распространена в японской префектуре Ямагата на севере страны, зародившись в 11-м веке и просуществовав до 19-го века, когда японское правительство постановило, что это является формой ассистированного самоубийства. Но всё ещё оставались приверженцы процесса, которые самомумифицировались даже после того, как был введён запрет на это.
Непонятная практика впервые увидела свет благодаря монаху, известному как Кукай, основавшему буддистскую школу Сингон в начале 9-го века. Эта школа была более-менее тайной. Спустя два века после того, как Кукай умер, в его агиографии появились данные, что он на самом деле не скончался, а скорее погрёб себя в специальном медитативном состоянии. После его возрождения через миллионы лет в будущем он поможет другим перейти в состояние нирваны, как утверждалось в агиографии.
Монахи Сингон из Ямагаты на сегодняшний день находятся среди тех, кто наиболее часто пытался стать живым Буддой в собственной плоти. Монахи со строгостью относились к себе прежде, чем войти в медитативное состояние в своих могилах, где их жизни прекращались, и некоторые из них превращались в мумии Сокошимбуцу.
Прежде чем они должны были самомумифицироваться, необходимо было предпринять определённые шаги и пройти через определённые циклы. Например, сначала каждый приверженец соблюдал жёсткую сыроедческую диету, чтобы подготовить тело к процессу. Первый специальный пищевой ритуал, длившийся в течение тысячи дней, сопровождался другим циклом из тысячи дней, направленными на то, чтобы обезводить тело и, что ещё более важно, избавиться от всех бактерий и личинок, которые устраивают банкет из нашего тела, когда мы умираем.
Буддистские монахи не рассматривали этот процесс как самоубийство, скорее они рассматривали его как путь к окончательному просвещению. Если они были в состоянии достигнуть формы Сокошимбуцу после всех стадий подготовки, если их труп был найден неповреждённым спустя тысячу дней после их смерти, это означало, что цель духовных поисков была достигнута.
Так, подготовка начиналась с ограниченной диеты, в которой монахам разрешали только воду, фрукты, орехи и семена, которые были собраны в лесах и горах. Такой сырой диетический выбор помогал телу потерять большую часть массы и мышц. В следующей фазе подготовки они возобновляли употребление таких продуктов, как сосновые корни и кора. Также употреблялся чай, приготовленный из уруши, токсичного сока лакового дерева.
Чай особенно помогал очистить внутренние органы тела от любых паразитов и предотвращал распад трупа, когда приходило время. Когда процесс подготовки был закончен, монахи живыми помещали себя в могилу, представлявшую собой комнату, в которой было достаточно места, чтобы сидеть в позе лотоса. В могиле у монаха была труба, которая позволяла им дышать, и колокольчик, в который они звонили каждый день, чтобы оповестить храм, что они всё ещё живы. Когда звон прекращался, предполагалось, что приверженец умер. Люди открывали могилу, демонтировали воздушную трубу и запечатывали комнату на тысячу дней.
После этого могилу вновь открывали и проверяли монаха на признаки распада. Некоторые источники утверждают, что существует приблизительно 24 «выживших» Будд, процесс мумификации которых был признан успешным. Другие говорят, что их было намного больше, но они были потеряны в лабиринте времени. Если в могиле была найдена мумия, её вынимали, одевали в богатые одежды и демонстрировали в храмах вероисповедания. Остальной части монахов, останки которых начали разлагаться, отдавали более простую дань уважения; их оставляли погребёнными, но продолжали восхвалять их выносливость, настойчивость и усилия.
Некоторую часть существующих мумий монахов можно увидеть в храмах Японии. И одна из наиболее известных мумий – Шинниокай-Шонин, который жил с 1687 по 1783 год. Шинниокай решил стать Сокошимбуцу, когда ему исполнилось 96 и, предположительно, после 42 дней полного воздержания. Он отдыхает в позе лотоса и размещён в отдельной святыне в храме Дайничи Бу, месте, связанном с монахами, которые практиковали самомумификацию. Шинниокай одет в красивую одежду, которую регулярно меняют во время специальных ритуалов. Его старые предметы одежды используются для производства амулетов, которые продают посетителям, приезжающим в храм.
Последний человек, который достиг Сокошимбуцу, сделал это уже после того, как правительство запретило самомумификацию в последние годы 19-го века. Это касается монаха по имени Буккай, который умер в 1903 году и который, поскольку он подчинился процессу просвещения, был назван современниками сумасшедшим. Его останки оставались нетронутыми до начала 1960-х, когда университетские исследователи, наконец, продолжили осматривать его, чтобы обнаружить, что он находится исключительно хорошо сохранившимся.
Сегодня Сокошимбуцу – пережиток прошлого, но интерес увидеть нечто подобное никогда не угасал, и посетители стекаются в те храмы, где хранятся мумии. Помимо Японии, случаи, когда священники охотно использовали самомумификацию, были зарегистрированы в других странах, таких как Китай и Индия.
Откуда взялся обычай дергать за уши именинника?
Историки утверждают, что первыми отмечать День рождения начали древние египтяне. Позже эта традиция стала распространяться и на соседние государства. Однако право отмечать День рождения было только у фараонов, царей и их наследников, причем только мужского пола. День появления на свет девочки даже не записывался. Но через какое-то время женщины также получили право отмечать свой День рождения. Первой женщиной, воспользовавшейся этой привилегией, стала царица Клеопатра II (II в. до н.э.).
В древнем мире, как и в раннем средневековье, празднованию Дня рождения, не придавалось большого значения. Большая часть людей не пользовались календарями и не отмечали свой день рождения. Да и сама жизнь отдельного человека ценилась не настолько высоко, чтобы устраивать в его честь праздник.
А с распространением христианства эта традиция и вовсе канула в лету. Христианство относилось к земной жизни человека как явлению греховного порядка, поэтому рождение человека не считали нужным отмечать. Пренебрежение к этому празднику усиливалось еще и негативным отношением к языческим традициям.
Только к XII в. в церквях стали записывать дни рождения и крещения прихожан. Люди получили право отмечать дни рождения. Поначалу этой привилегией пользовалась только знать, постепенно традиция стала распространяться и на простых смертных, включая женщин и детей. Первой страной, проявившей демократичный подход в этом вопросе, стала Германия, позже ее примеру последовали и другие страны Европы.
В современном мире каждая страна имеет свои обычаи, связанные с празднованием Дня рождения. Примечательно, что отношение к этому празднику у разных народов может существенно отличаться.
Согласно языческим верованиям, день рождения ежегодно символизирует переход из мира предков в мир живых. В это время человек может подвергаться опасности, болеть, а его душу могут украсть. Поэтому необходимо иметь рядом близких людей, которые своими ритуальными подношениями и добрыми пожеланиями отгоняют злых духов. Так что праздничный торт со свечами и загадыванием желаний – это вообще-то алтарь в честь языческих богов, к которым обращались в день рождения.
В Украине же когда-то был обычай в день рождения выводить детей в поле и там пороть у межи, чтобы ребенок точно знал, где межа проведена. Кстати, по этой же причине на день рождения дергают за уши, в Англии подбрасывают и роняют на пол, а в Испании – щелкают по лбу.
Итак откуда взялась эта традиция?
Раньше дергание за уши часто сопровождалось разными приговорками вроде «. расти большой и не будь лапшой», причем дергали (тянули) за уши преимущественно мальчиков, объясняя тем что именно им надо вырасти высокими. Так или иначе, но этот обычай был очень известным, возможно даже во всем мире.
То, что воспринимается сейчас как детская по содержанию забава, в древности было очень важным и ответственным моментом в юридической практике купли-продажи земельных участков.
Для лучшего понимания серьёзности проблемы вначале кратко опишу процедуру купли-продажи в старину различного движимого имущества (любая перемещаемая вещь, в том числе и домашний скот). Сделка как правило проходила на рыночной площади и стороны, достигнув соглашения по цене, брались руками за предмет купли-продажи (например коня, коровы и т.д.) и громко во всеуслышание говорили (кричали) по очереди: «Я такой-то продал такому-то за такую-то сумму своего коня» и «Я такой-то купил у такого-то его коня за такую-то сумму», после третьего повтора бывший хозяин отпускал коня (убирал руку) и с этого момента происходила смена собственника коня, который далее считался собственником уже в силу самого владения конем без каких-либо дополнительных бумаг.
В римском праве этот обычай называется манципация от слова “manu”-рука (кстати отсюда манускрипт, мануал, мануальный и термин эмансипация, который исторически по большей части связывается с «освобождением женщин», хотя законодательно закреплен за процедурой получения полной дееспособности несовершеннолетними в определенных случаях).
В отличие от движимого имущества с его относительно небольшими сроками эксплуатации (до 7-10 лет) земельные участки были гораздо более важным и «долгоиграющим» объектом, который к тому же невозможно продать по правилам рынка, да вдобавок непосредственное владение землей возможно только для придомовых участков.
От такого безобразия детей спасла геометрия (земле-измерение), появление большого числа обученных землемеров и вообще внедрение в массовую практику средств и способов картографирования и геодезической съемки, но увы только со второй половины 19 века.
В древнем Риме за границы отвечал специальный бог с очень знакомым именем Термин (край, предел) от него и пошли слова терминал, терминальное состояние и пр.
Всё это конечно интересно, но как именно, какими словами можно поздравить именинника?
…Вот сынок и День Рожденья!
Что ж, Димуля, не плошай
И родных, друзей скорее
Всех на праздник приглашай…
Для таких поздравлений созданы сайты, где есть тесты поздравления, в стихах и не только, и не только для Димы, но и для других имён.
Удачи Вам в поиске!
Материал оформлен на Дарчик.ру